Модели смешанного обучения в школе на примере уроков по математике

Прокофьева Юлия Викторовна

Описание технологии и основных моделей смешанного обучения, с примерами из уроков по математике

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модели смешанного обучения на примере уроков по математике Автор: учитель математики ГБОУ школа №487 Выборского района Прокофьева Юлия Викторовна Санкт-Петербург 2024 г.

Слайд 2

План занятия История и о пределение Основные модели смешанного обучения Примеры разработок уроков по математике Тест по теории Список литературы

Слайд 3

Смешанное обучение – – это образовательный подход, который сочетает: обучение с участием учителя (лицом к лицу), с онлайн-обучением, в котором есть элементы самостоятельного контроль учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.

Слайд 4

Вопрос. Чем смешанное обучение отличается от дистанционного обучения? От обычной классно-урочной модели? 1. Ученик и учитель встречаются на реальных уроках и имеют опыт работы лицом к лицу, в том числе, ученик имеет (в большинстве моделей с/о) опыт работы в группе. 2. Присутствует элемент онлайн-обучения, в котором каждый ученик хотя бы частично самостоятельно выбирает путь, время, место использования онлайн среды и темп работы в ней. 3 . Присутствует элементы проектной и исследовательской деятельности.

Слайд 5

Основные модели смешанного обучения Перевернутый класс Ротация станций (смена рабочих зон) Ротация лабораторий (смена классов) Индивидуальный план Виртуальная модель Гибкая модель Существует около 40 моделей смешанного обучения. Наиболее эффективные и часто применяемые:

Слайд 6

1.

Слайд 7

Вопрос . Есть ли специфика в выборе класса (коллектива) для успешного использования данной модели, если да, то какая? Использование данной модели хорошо для классов с высоким уровнем самостоятельности. Успешно реализовывать модель «перевернутый класс» можно , и благодаря последующей дифференциации класса на несколько групп на уроке. Н апример , группа, которая хорошо поняла теоретический материал - делает задания более сложные, а группа, у которой есть вопросы по теории и требуется поддержка учителя – изначально делает более простые задания.

Слайд 8

2.

Слайд 9

Вопрос. С какими трудностями можно столкнуться при реализации данной модели в Вашей школе? Как их можно решить? Необходимо перестраивать пространство класса — выделить и оформить рабочие зоны (достаточное количество техники, места, вписывание в нормы СанПин ). Командная работа учителей и администрации. Возможно, потребуется психолого-педагогическое сопровождение ( тренинговые занятия) для развития коммуникативных навыков для групповой работы в классе.

Слайд 10

3 .

Слайд 11

4. Индивидуальный план Эта модель может быть реализована как на уровне школы, так и на уровне класса. Каждый ученик получает индивидуальный план, разработанный учителем или компьютерной программой. Онлайн-обучение активно используется для теоретической подготовки, работы с различными тренажерами и т.д. В данной модели ученику не обязательно посещать все имеющиеся рабочие зоны (лаборатории), только те, которые прописаны в плане. 5. Виртуальная модель В данной модели посещение школы не является обязательным. Ученик учится на онлайн-курсах, общается виртуально с учителем по мере необходимости, может брать занятия у других учителей, при необходимости может прийти в школу на какие-либо занятия . Удобна, например, если ученик - спортсмен, часто находится в отъездах на сборы и соревнования. Или ученик часто болееющий и в виду проблем со здоровьем, вынужден проводить много времени дома.

Слайд 12

6.

Слайд 14

Вопрос. Какие ресурсы (технические, личные и пр.) должны быть у Вас и Вашей команды для реализации какой-либо из вышеописанных моделей смешанного обучения? Необходимые ресурсы для реализации моделей смешанного обучения: достаточная компетенция учителя, в том числе наличие высокого уровня нужных навыков (управления, коммуникации, саморефлексии ); технические требования: возможность выхода в интернет, зонирование класса, наличие лабораторий; командная работа сотрудников, заинтересованных в реализации данного подхода – администрации и учителей; составленный план работы, четкое определение желаемых результатов и наличие инструментов для оценивания желаемых результатов.

Слайд 15

Урок по математике в реализации модели «Перевернутый класс » 6 класс Тема : Деление дробей Шаг 1 – определение целей и задач темы, предметных и метапредметных результатов. Шаг 2 – создание или подбор интернет-ресурсов по теме для самостоятельного изучения учащимися дома. Шаг 3 - разработка инструкции в соответствии с которой учащиеся должны самостоятельно изучить тему. Шаг 4 - проведение урока.

Слайд 16

Шаг 1 – определение целей и задач темы, предметных и метапредметных результатов. Цель : научить выполнять деление дробей. Задачи : ввести правило деления обыкновенных дробей; способствовать формированию умений и навыков деления и умножения дробей; содействовать развитию познавательных умений; развивать логическое мышление, то есть формировать умение наблюдать, выявлять закономерности, сравнивать и сопоставлять, проводить дедуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии; прививать аккуратность в оформлении заданий; формирование интереса к математике. Результаты: Предметные: ученик научится делить обыкновенные дроби. Метапредметные : Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства. Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находят средства её осуществления. Коммуникативные: слушают других, пытаются принимать другую точку зрения. Высказывают собственную точку зрения; строят понятные речевые высказывания. Аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Слайд 17

Шаг 2 – создание или подбор интернет-ресурсов по теме для самостоятельного изучения учащимися дома. Необходимо подготовить видеолекцию по теме (это могут быть и готовые материалы из сети Интернет). Обучающиеся смотрят данную видеолекцию дома. Видео нужно сопроводить небольшим заданием, где ученик сможет применить то, что он только что посмотрел; так же следует предложить ученикам составить несколько вопросов к видео. Нужно привлекать учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео (выписать основную формулу деления дробей и несколько примеров). Видеолекцию и задания лучше разместить на собственном сайте, что бы ученики смогли сразу иметь доступ ко всем материалам. Задание будет интереснее и эффективнее, если выполнить его, например, в learningapps.org. В среднем видеолекция может быть продолжительностью 5 мин, задание в learningapps.org должно быть не сложным и должно быть выполнено за 5-8 минут. Так же ученики должны себе в тетрадь выписать тему, формулу и несколько примеров, что может занять еще до 10 мин. Таким образом, изучение материала дома может занять около 25 минут.

Слайд 18

Шаг 3 - разработка инструкции в соответствии с которой учащиеся должны самостоятельно изучить тему. Пример инструкции: Мотивационный блок: Ты уже знаешь, что такое дробь и умеешь их складывать, вычитать и умножать. И уже в ближайшее время узнаешь, как можно их делить! Инструктивный блок: Просмотри объяснение новой темы по ссылке –https://www.youtube.com/watch?v=BmV79GEQ0ig Запиши в тетрадь основное правило деления дробей . Выпиши в тетрадь решение примера, приведенного в видеоролике. Выполни тренировочное задание – https://learningapps.org/display?v=p4v0odurn18 Придумай свой пример на деление дробей , который предложишь своему однокласснику. Запиши вопросы, которые у тебя возникли после знакомства с данной темой.

Слайд 19

Пример тренировочного задания:

Слайд 20

Шаг 4 - проведение урока. Первый вопрос, который можно задать детям это «Какую тему вы изучили дома?», далее спросить возникли ли дома у них какие-то вопросы. Одного из учеников можно попросить выписать на доску основную формулу деления дробей. Далее на уроке идет отработка изученного материала и решение заданий по теме. Возможно, дифференцировать учеников на группы, в зависимости от того насколько хорошо они поняли тему. И так же произвести дифференциацию по заданиям. Задания на урок Домашнее задание

Слайд 21

1. Смешанное обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельность. образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн обучение, предполагает элементы самостоятельного контроля учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн. одна из моделей обучения, основанная на поэтапном формировании умственных действий.

Слайд 22

2. Какими компетенциями должен обладать педагог, применяющий модель смешанного обучения? Интеллектуальные компетенции Ориентация на учащихся Коммуникативные компетенции Умение планировать и оценивать результаты Навыки рефлексии Умение творчески мыслить и реализовывать креативные идеи Все вышеперечисленные

Слайд 23

3. Выделите модели, относящиеся к смешанному обучению? Перевернутый класс Дистанционное обучение Модель ротации станций Индивидуальное планирование Модель ротации лабораторий Деловая игра

Слайд 24

4. Применяется ли прием дифференциации учебной группы в смешанном обучении? Да Нет

Слайд 25

5. Самой распространённой моделью смешанного обучения в США и Европе является: Перевернутый класс Модель ротации станций (смена зон) Модель ротации лабораторий (смена классов) Индивидуальное планирование

Слайд 26

6. Сопоставьте определения понятий и их термины: Модель Характеристики 1. Перевернутый класс А. Установлен учителем или программой, самостоятельная активная работа в онлайн, посещение рабочих зон в соответствии с планом. 2. Ротация станций B . Зоной онлайн выступает компьютерный класс, в котором учителя периодически проводят занятия по своим урокам в связи с планом и с договоренностью. 3. Ротация лабораторий С. Теоретическая подготовка осуществляется учениками дома, путем самостоятельной работы с онлайн ресурсами, в классе с учителем проводятся практические занятия на эту тему с решением задач и работой над проектами. 4. Индивидуальный план D . Класс имеет зонирование: зона онлайн работы, зона групповой работы, зона работы с учителем, в младшей школе, возможна игровая зона. Учащиеся делятся на группы и по кругу переходят из зоны в зону через определенные промежутки времени.

Слайд 27

Основная литература Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М.: Буки Веди, 2016. 280 с. Андреева Н.В. Практика смешанного обучения: история одного эксперимента // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 3. С. 20–28. Точка доступа — https://psyjournals.ru/psyedu/2018/n3/Andreyeva.shtml Абрамова А.О. Реализация модели смешанного обучения «Перевернутый класс» на уроках математики // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» Точка доступа: http://scienceforum.ru/2018/article/2018005759 Ассоциация смешанного обучения - Blended learning in Russia . Точка доступа: http://blendedlearning.pro/application/ Любомирская Н.В. Строим школу удобно и рационально. Интернет-издание «Просвещение». Точка доступа: http://prosvpress. livejournal.com/71909.html Смешанное обучение. Центр смешанного обучения. Точка доступа: https://www.youtube.com/channel/UCALTFLltYz8TjJMbSn_urcw/featured Дополнительная литература Хэтти Дж. А.С. Видимое обучение. Синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 80 миллионов школьников. М.: Национальное образование, 2017. 496 с. Научная электронная библиотека « КиберЛенинка ». Точка доступа: https://cyberleninka.ru/ Сергей Афонин . Смешанное обучение. Точка доступа: http://sergeyafonin.ru/category/blendedlearning/ LearningApps.org – создание мультимедийный интерактивных уроков. Точка доступа: https://learningapps.org/