ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ТРУДЯЩИМИСЯ

Актуальность физкультурно-оздоровительной деятельности на предприятиях обусловлена ухудшением состояния здоровья населения, социально-экономическими изменениями в обществе, несформированной потребностью к регулярным занятиям физической культурой, а также низким уровнем физической работоспособности, что негативно влияет на производительность труда. Общеизвестно, что для профилактики заболеваний, укрепления здоровья, высокой трудоспособности, человеку необходима сбалансированная двигательная активность. Необходимость возобновления, модернизации, вызвана следующими факторами: появлением новых видов профессиональной деятельности, имеющих свои условия труда, влияющих на здоровье;  развитием физической напряженности в профессиональной деятельности; изменением условий труда у уже имеющихся профессий, появление у них новых профессиональных рисков; формированием новых направлений экономической деятельности (фрилансер, работник в отдалённом доступе).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СПОРТА»

Факультет заочного обучения

Кафедра фитнеса и режиссуры театрализованных представлений

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

С ТРУДЯЩИМИСЯ

Курсовая работа по дисциплине «ОНМД в сфере ФКиС»

Работу выполнила:

Студентка 44 ФОТ, з/о

Лапенкова А.С.

Смоленск 2023


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………..…….3

Глава 1. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУДЯЩИХСЯ…………………………………………………………………...4

Социальные задачи и значение физического воспитания взрослого населения, занятых трудовой деятельностью………………………………......4

Анатомо-физиологические особенности лиц трудоспособного возраста……………………………………………………………………………6

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИ………………...…11

Формы и виды ФОД трудящихся…………………………………..……11

Физкультурно-оздоровительная работа с трудящимися на примере крупной компании ОАО «РЖД»………………...……………………………...15

Заключение……………………………………………………………………….18

Литература………………………..……………………………………………...19

Введение

Актуальность темы. Актуальность физкультурно-оздоровительной деятельности на предприятиях обусловлена ухудшением состояния здоровья населения, социально-экономическими изменениями в обществе, несформированной потребностью к регулярным занятиям физической культурой, а также низким уровнем физической работоспособности, что негативно влияет на производительность труда. Общеизвестно, что для профилактики заболеваний, укрепления здоровья, высокой трудоспособности, человеку необходима сбалансированная двигательная активность. Необходимость возобновления, модернизации, вызвана следующими факторами: появлением новых видов профессиональной деятельности, имеющих свои условия труда, влияющих на здоровье; развитием физической напряженности в профессиональной деятельности; изменением условий труда у уже имеющихся профессий, появление у них новых профессиональных рисков; формированием новых направлений экономической деятельности (фрилансер, работник в отдалённом доступе).

Объект курсовой работы — физкультурно-оздоровительный процесс на предприятиях.

Предмет курсовой работы — влияния на трудящихся физкультурно-оздоровительной деятельности.

Цель курсовой работы – изучение форм и видов физкультурно-оздоровительной работы с трудящимися и организации проведения физкультурно-оздоровительной деятельности на современном предприятии.

Задачи исследования:

1) изучить задачи и значение физического воспитания и рассмотреть анатомо-физиологические особенности лиц трудоспособного возраста;

2) выявить основные формы и виды ФОД для трудящихся;

3) изучить организацию ФОД на примере ОАО «РЖД».

Глава 1. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУДЯЩИХСЯ

  1. Социальное значение и задачи физического воспитания взрослого населения, занятых трудовой деятельностью

С завершением общего и профессионального образования люди приступают к многолетней трудовой деятельности. В этой связи физическая культура является одним из факторов, оказывающим положительное влияние на трудовую деятельность человека в современном производстве [3].

Между физической культурой и трудовой деятельностью прослеживаются связь во многих аспектах.

Любой трудовой процесс имеет фазу врабатывания, а при его большой продолжительности и напряженности также и фазу снижения работоспособности. Средства физического воспитания ускоряют врабатываемость, замедляют падение работоспособности и производительности труда, способствуют более быстрому восстановлению утраченной в процессе труда нервно-психической и мышечной энергии.

Некоторые современные виды труда характеризуются малой мышечной активностью (гиподинамией) или локальной нагрузкой на отдельные части тела, на отдельные функции организма. Средства физического воспитания позволяют предупредить отклонения в физическом состоянии и развитии, возникающие в силу специфики данного труда [8].

В современном производстве пока еще не исключены факторы и условия, создающие возможность профессиональных заболеваний. Средства физического воспитания выполняют профилактическую функцию и снижают вероятность появления типичных заболеваний и травм.

Ряд видов труда требует специальной физической подготовленности, которая может быть обеспечена только специфическими средствами и методами физической подготовки [4].

В современном производстве в связи с научно-техническим
прогрессом наблюдается тенденция смены профессий у трудящихся.
Хорошая общая физическая подготовленность расширяет возможности для соответствующей адаптации и овладения новыми профессиями [3].

Данная цель конкретизируется в следующих специфически задачах, решаемых средствами физической культуры в процессе трудовой деятельности:

1. На этапе обучения профессиям (в колледжах профессионального образования, училищах, вузах) обеспечить необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности к избранной трудовой деятельности (т.е. повысить уровень специфических для избранной профессии физических качеств и сформировать необходимые профессиональные двигательные умения и навыки).

2. В процессе непосредственной трудовой деятельности (т.е. в течение рабочего дня) способствовать оптимальной динамике (ускорению врабатывания, поддержанию высокой работоспособности и замедлению темпов ее снижения).

3. В после рабочее время путем специально направленного активного отдыха содействовать восстановлению работоспособности, а также устранению негативных сдвигов в физическом состоянии организма, вызванных неблагоприятными условиями труда.

Решение этих задач конкретизируется в зависимости от:

– содержания и характера труда (умственный или физический, напряженность и длительность рабочих усилий и т.д.);

– особенностей производственных условий (технологических,
гигиенических и др.);

– особенностей реакции организма на требования, предъявляемые трудовой деятельностью и ее условиями (характер функциональных сдвигов в основных системах организма, степень утомления и т.д.).

При конкретизации задач и форм направленного использования физической культуры, учитываются также возрастные и половые особенности трудящихся, уровень физической подготовленности, состояние здоровья [10].

Анатомо-физиологические особенности лиц трудоспособного возраста

Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в которых вовлекаются все органы и системы человеческого тела. Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и все функциональные системы организма человека, обеспечивающие его деятельность [1].

Центральная нервная система (цнс)

Центральная нервная система обеспечивает координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.

Все рабочие движения и их характер зависят, с одной стороны, от импульсов, идущих из коры головного мозга, с другой стороны, от импульсов, поступающих в центр из периферии из мышц.

Еще до начала работы в организме наблюдаются условно рефлекторные функциональные сдвиги, заключающиеся в повышении обмена веществ, в учащении пульса и дыхания. При этом условными раздражителями являются производственная обстановка и среда.

В процессе выполнения работы в ЦНС усиливаются процессы возбуждения. Одновременно углубляются и процессы торможения, благодаря чему между этими основными процессами сохраняется равновесие. При относительно легкой работе подобное состояние может сохраняться в течение всего рабочего дня, при тяжелой работе — с определенного момента в коре большого мозга начинают преобладать процессы охранительного торможения [2].

Сердечно-сосудистая система

Увеличение потребности работающих мышц в кислороде и в питательных веществах ведет к тому, что при физическом труде заметно усиливается деятельность сердечно-сосудистой системы, где физическая нагрузка вызывает возрастание минутного объема вследствие учащения сокращений и увеличения ударного объема сердца.

Пульс с 60-70 ударов в минуту в покое учащается при некоторых видах работ до 90-150 и больше. Как правило, через 15-30 секунд после начала (а иногда рефлекторно и до работы) пульс учащается, достигает известной величины, зависящей от мощности работы, и держится на этом уровне в течение всей работы.

В результате работы минутный объем крови, выбрасываемой сердцем, может возрасти с 3-5 до 30-40 л. На 5-30 мм рт.ст. может повыситься максимальное артериальное давление.

Увеличение минутного объема сердца происходит за счет учащения сокращений и увеличения ударного (систолического) объема сердца. Систолический объем сердца в покое колеблется в пределах 60-80 мл, при мышечной работе он может увеличиваться вдвое и больше [2].

Дыхательная система

Дыхательная система, так же, как и сердечно-сосудистая, в самом начале работы обнаруживает значительные сдвиги в сторону усиления своей деятельности. Повышение вентиляции, так же как учащение пульса, может иметь место в порядке условного рефлекса и в дорабочий период.

В покое число дыханий в минуту составляет от 8 до 22, а легочная вентиляция — 4-10 л/мин. При работе потребление кислорода увеличивается в 10-15 раз. Вентиляция при выполнении тяжелой работы может достигать за счет учащения дыхания (30-40 раз в минуту) и увеличения глубины вдоха (40-60 л/мин.). У тренированных людей увеличение легочной вентиляции осуществляется главным образом за счет усиления глубины дыхания [7].

Изменения крови

При выполнении мышечной работы в крови можно отметить некоторые характерные явления. При тяжелой физической работе отмечается увеличение числа эритроцитов, повышение количества гемоглобина и некоторое повышение вязкости крови, количество лейкоцитов может увеличиться в три раза. Возрастает в целом масса циркулирующей в организме крови за счет выхода ее из депо — селезенки, печени, кожи. Аналогично лейкоцитоз развивается главным образом за счет выхода нейтрофилов и лимфоцитов из депо. Число лейкоцитов может достигать 15-20·109/л. Через 1-2 ч после тяжелой работы возможен вторичный лейкоцитоз за счет усиления кроветворения и поступление в кровь нейтрофилов [2].

Из биохимических изменений крови обращает на себя внимание динамика содержания сахара (глюкозы) и молочной кислоты. Падение уровня сахара во время работы нужно расценивать как неблагоприятный факт (истощение либо недостаточная мобилизация углеводных ресурсов).

Работа легкая или средней тяжести не вызывает накопление молочной кислоты, так как она успевает окислиться. Резкое повышение содержания молочной кислоты наблюдается при тяжелых работах, производимых в условиях кислородной задолженности. Повышение содержания молочной кислоты сопровождается одновременным падением резервной щелочности крови. Щелочной резерв крови является показателем способности крови связывать кислые продукты. При кратковременной интенсивной работе отмечается снижение щелочного резерва. При этом, чем больше содержание молочной кислоты, тем ниже показатель щелочного резерва [7].

Температура тела

Во время работы происходит изменение температуры тела. При выполнении некоторых видов тяжелой мышечной работы она может доходить до 38,5-39,3о. При интенсивной умственной работе может повышаться температура кожи головы. Возрастание теплопродукции в работающих мышцах сопровождается увеличением теплоотдачи через расширяющиеся сосуды кожи и путем испарения пота [2].

Физиологические особенности умственного труда

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения внимания памяти, а также активизации процессов мышления. Для большинства современных профессий характерны ускоренный темп работы, резкое увеличение объема и разнородности информации, дефицит времени для принятия решений, возрастание социальной значимости этих решений и личной ответственности работника [4].

Умственный труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его — ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.

При умственном труде основная нагрузка приходится на высший отдел нервной системы — на кору больших полушарий головного мозга. Мышечные нагрузки, как правило, не значительны, энергозатраты находятся на уровне легкой физической работы, категории Iа и составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки [1].

При интенсивной умственной деятельности (в отличие от физической работы) газообмен или совсем не изменяется, или изменяется незначительно, повышается кровяное давление, учащается дыхание, увеличивается кровенаполнение сосудов мозга, но уменьшается кровенаполнение сосудов конечностей и брюшной полости, повышается возбудимость ЦНС, увеличивается сократительная функции мышц, увеличивается частота сердечных сокращений, растет артериальное давление, увеличивается частота дыхания, уменьшается дыхательный объем.

Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению и переутомлению и как следствие — к травматизму и заболеваемости [1].


Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Формы и виды ФОД трудящихся

В объективном развитии и существовании практической формы производственной физической культуры данные компоненты предстают как ее виды, которые являются специально организуемыми, сознательно управляемыми процессами формирования и поддержания общих и специальных физических и психических качеств, двигательных способностей людей с целью удовлетворения определенных производственных (учебных), социальных и личных потребностей. К ним относятся:

-профессионально-прикладная физическая подготовка

-производственная гимнастика;

-послетрудовая реабилитация;

-профилактика профессиональных заболеваний.

Наряду с определенными видами непременными составляющими структуры ПФК являются ее формы. Если вид деятельности отражает специфические особенности ее предметного содержания, то форма есть способ существования этого содержания [9].

ПФК осуществляется в двух взаимосвязанных аспектах социально-экономическом и организационно-педагогическом.

Социально-экономический аспект отражает организацию содержания деятельности в определенных общественных и производственных (учебных) отношениях. В нашем обществе ПФК предстает в государственной, общественной и самодеятельной формах, которые предопределяют ее организационно-педагогические формы. Их можно классифицировать по нескольким основаниям. По способу объединения трудящихся (обучающихся) для занятий физическими упражнениями различаются коллективные и индивидуальные формы [6].

Коллективные подразделяются на организованные (групповые занятия, физкультурно-спортивно-оздоровительные, профилированные группы, клубы по интересам и т.д.) и неформально созданные объединения людей для разового или длительного выполнения действий (занятия в кругу сослуживцев, соучеников, знакомых и пр.) [3].

По временному признаку использования средств ПФК выделяются внутрипроизводственные, используемые в режиме труда (учебы) и внепроизводственные, внеучебные формы.

Первые включают в себя занятия в режиме рабочего (учебного) дня, вторые — свободное время.

По территориальному признаку формы ПФК подразделяются: на занятия по месту работы (учебы), в домашних условиях, в физкультурно-оздоровительных комплексах и центрах (ФОЦ и ФОК по месту жительства), в санаториях-профилакториях и т.д.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

Интенсификация общественного производства и учебной деятельности связана с повышением как энергетических затрат, так и нервно-эмоционального напряжения работающих и обучающихся.

Дифференциация профессий, узкая специализация во всех областях деятельности ведут к дополнительным физическим и психическим нагрузкам на человека. В связи с этим возрастает значение разработки рациональных графиков режима труда (учебы) и отдыха, в которых предусматриваются научно-обоснованные, регламентированные перерывы для активного отдыха с использованием физических упражнений [9].

По данным исследований, проведенных в цехе алюминиевого литья Минского моторного завода, рекомендованный график режима труда и отдыха благотворно повлиял на самочувствие, настроение и функциональное состояние рабочих. Он обеспечил снижение утомляемости рабочих в течение смены, способствовал повышению их работоспособности и производительности труда. Экономический эффект от его внедрения на двух участках был достаточно высок.

Не менее значимый эффект достигнут в учебных заведениях при внедрении ПГ в режим учебы и отдыха.

При внедрении средств ПГ в режим труда (учебы) работающих (учащихся) требуется соблюдение определенных условий: физические упражнения должны способствовать укреплению здоровья, стимулированию работоспособности человека, не нарушать рабочей (учебной) установки, сочетаться с технологическим процессом и другими формами отдыха, соответствовать уровню физической подготовленности и состоянию здоровья трудящихся, учащихся и студентов [9].

ВВОДНАЯ ГИМНАСТИКА

Комплекс упражнений вводной гимнастики включает 6-8 упражнений, выполняемых в начале рабочего дня. Он способствует сокращению периода врабатываемости и настройке на предстоящий вид деятельности. Вводная гимнастика в зависимости от интенсивности и темпа выполнения упражнений оказывает различное влияние на процесс приспособлении организма к работе. Наиболее выраженный эффект наблюдается при выполнении физических упражнений средней интенсивности в темпе, соответствующем рабочему ритму, или более высоком. Таким образом, задача вводной гимнастики состоит в том, чтобы посредством физических упражнений, подобранных с учетом специфики и характера трудовой деятельности, ускорить протекание физических процессов и тем самым создать условия для быстрейшей настройки организма на трудовую деятельность и поддержание в течение длительного времени высокого уровня работоспособности. Вводную гимнастику выполняют перед началом работы [9].

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА

Физкультурная пауза служит для того, чтобы предупредить развитие утомления, улучшить функциональное состояние организма и тем самым способствовать поддержанию на высоком уровне рабочего ритма, темпа, концентрации внимания. Достигается это включением в работу мышц, не принимавших активного участия в процессе труда. Это возбуждает центры, бездействующие в работе, и одновременно вызывает более глубокое торможение других, участвовавших в трудовой деятельности. В отличие от вводной гимнастики физкультурная пауза состоит из 5-7 упражнений и выполняется во время рабочей смены. Физкультурная пауза оказывает наиболее благоприятное влияние, если она проводится в момент, предшествующий развитию утомления, при появлении первых признаков снижения работоспособности. Преждевременное проведение физкультурной паузы может «сбить» рабочую настройку, что приведет к снижению работоспособности [9].

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА

Научно доказана целесообразность использования в режиме труда ряда профессий (конструкторы, педагоги, операторы счетно-вычислительных машин, водители автотранспорта и др.) комплексов упражнений ПГ в виде физкультминуток. Включаемые в режим рабочего дня, они снижают утомление и повышают работоспособность организма. В зависимости от производственных условий занятия проводятся коллективно или индивидуально, физкультминутки не требуют большой затраты времени, что позволяет применять их несколько раз (4-5) в течение рабочей смены, независимо от того, включена ли в режим дня физкультурная пауза.

Это способствует устойчивому повышению работоспособности трудящихся, особенно в ночную смену.

Очень полезны такие занятия для людей, чей труд требует напряжения внимания и носит монотонный характер.

Физкультурные минутки относятся к малым формам активного отдыха, проводятся в течение 1-2 мин и состоят из 2-3 упражнений. Они могут быть общего и локального воздействия и использоваться в течение как рабочего дня, так и в учебное время, по мере необходимости.

Физкультурные минутки локального воздействия направлены на отдых тех анализаторов или мышечных групп, в которых в первую очередь ощущается усталость [9].

Физкультурно-оздоровительная работа с трудящимися на примере крупной компании ОАО «РЖД»

Компания ОАО «РЖД» занимается различной деятельностью, в том числе промышленным производством железнодорожных составов, контейнеров и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте. Для оздоровления сотрудников компании была разработана программа развития физкультурно-оздоровительной работы [5].

ОАО "РЖД" считает развитие физической культуры и спорта, оздоровление работников, формирование здорового образа жизни, гармоничное физическое воспитание здорового поколения одной из своих важнейших задач, решение которой требует комплексного программно-целевого подхода [5].

Основными направлениями работы ОАО «РЖД» в области физической культуры и спорта являются организация взаимодействия с РФСО "Локомотив", Роспрофелом, проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди работников и членов их семей, формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение работников, и прежде всего молодежи, к употреблению алкоголя и наркотиков, и создание условий для здорового образа жизни. Финансовые ресурсы будут направляться в первую очередь на развитие и модернизацию спортивных объектов, проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, пропаганду занятий физкультурой и спортом как основной составляющей здорового образа жизни, участие сборных команд филиалов ОАО "РЖД" в корпоративных спортивных мероприятиях, участие сборных команд ОАО "РЖД" в спортивных мероприятиях Международного спортивного союза железнодорожников, оказание спонсорской и благотворительной помощи профессиональным спортсменам и профессиональным спортивным клубам "Локомотив" [5].

Корпоративная политика в области физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы направлена на:

  • пропаганду и формирование здорового о образа жизни;
  • оздоровление работников и их реабилитацию после тяжелых физических и умственных нагрузок;
  • поддержание высокого уровня работоспособности и физического состояния работников;
  • организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с работниками и членами их семей;
  • оптимизацию финансовых затрат на организацию и проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Программа основана на современных подходах к управлению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой и направлена на решение задач, связанных с увеличением количества физически подготовленных и здоровых работников, повышением их работоспособности и уровня физического развития, что обеспечит для ОАО "РЖД" снижение заболеваемости работников и повышение производительности и качества труда [5].

Социологическое исследование, проведенное Институтом социальных исследований в структурных подразделениях ОАО "Российские железные дороги", показало, что 72 процента опрошенных работников полагают, что регулярные занятия физической культурой и спортом положительно влияют на укрепление здоровья, 41,1 процента - на сохранение физической формы, фигуры, 27,5 процента - на поддержание работоспособности. Между занятиями физической культурой, спортом и состоянием здоровья работников и членов их семей существует как прямая, так и обратная связь: люди, не склонные к заболеваниям, охотнее ведут активный образ жизни, а занимающиеся физической культурой и спортом меньше болеют [5].

По данным указанного социологического исследования, среди работников ОАО "РЖД", страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, доля регулярно занимающихся физической культурой и спортом в организованной форме (в секции, группе здоровья и т.д.) в 4,7 раза меньше, чем не занимающихся, среди страдающих болезнями опорно-двигательного аппарата - в 6,7 раза, простудными заболеваниями - в 3,5 раза, нервной системы - в 7,4 раза, желудочно-кишечными в 4 раза меньше.

Из результатов исследования видно, что среди работников, испытывающих физическую усталость и нервное напряжение на работе, доля регулярно занимающихся физической культурой и спортом в организованной форме (в секции, группе здоровья и т.д.) соответственно в 5,2 и в 6,2 раза меньше, чем не занимающихся [5].

Заключение

На основе изученного, научно-методического материала, мы пришли к выводу, что основными задачами физического воспитания для лиц трудоспособного возраста по средствам ФОД являются: достижение оптимального уровня работоспособности в течении всего дня; снижение влияния пагубного действия, вызванных неблагоприятными условиями труда на организм человека; восстановление и предотвращение возникновений профессиональных заболеваний.

Также, любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в которых вовлекаются все органы и системы человеческого тела, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и все функциональные системы организма человека, обеспечивающие его деятельность.

Непосредственно в рамках трудового процесса производственная физическая культура представлена главным образом такими видами, как:

профессионально-прикладная физическая подготовка; производственная гимнастика; послетрудовая реабилитация; профилактика профессиональных заболеваний. В большей части пользуется популярностью производственная гимнастика, так как она наиболее легка и доступна в применении. Производственная гимнастика имеет три формы: 1) вводная гимнастика; 2) физкультпаузы; 3) физкультминутки.

Таким образом, мы изучили физкультурно-оздоровительную деятельность в компании ОАО «РЖД», осуществляемую путем формирования соответствующей структуры. В организации разработана целая программа по развитию производственной физической культуры, а именно, проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, пропаганда занятий физкультурой и спортом как основной составляющей здорового образа жизни.

Литература

  1. Агапова, Е.Г. Физиология и психология труда / Е.Г. Агапова. – Самара : Самар. экон. ин-т, 1991. – 150 с.
  2. Амосов, Н.М. Сердце и физические упражнения / Н.М. Амосов.

И.В. Муравов. – М. : Знание, 1985. – 64 с.

  1. Виноградов, П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни /

П.А. Виноградов. – М. : Мысль, 1990. – 286 с.

  1. Горшков, С. И. Методики исследования в физиологии труда /

С.И. Горшков, З.М. Золина, Ю.В. Мойкин. – М. : Медицина, 1974. – 223 с.

  1. Железное здоровье // Стратегия.

Пульт управления: сетевой журнал. Выпуск 43. – Режим доступа: URL:

  1. Карсаевская, Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека / Т.В. Карсаевская. –

Л. : Медицина. Ленингр. отделение, 1970. – 270 с.

  1. Леман, Г. Практическая физиология труда / Г. Леман; Под ред. Л.К. Хоцянова. – М.: Медицина, 1967. – 335 с.
  2. Пирогов, Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е.А. Пирогов, Л.Я. Иващенко, И.П. Страпко. – Киев : Здоровье, 1986. – 152 с.
  3. Фурманов, А. Г. Оздоровительная физическая культура: Учебник для студентов вузов /А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Мн. : Тесей, 2003. – 221 с.
  4. Холодов, М.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. 2-е изд. испр, и доп. /

М.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М. : Академия, 2012. – 480 с.