Методическая организация деловой игры как средство обучения устно-речевым умениям

Использование деловой игры в процессе обучения детей позволяет организовать освоение новых компетенций, развивает общую вовлеченность детей в игровую и учебную деятельность. Использование деловых игр в процессе устно-речевого общения позволяет ребенку достаточно успешно проходить процесс осваивания новой деятельности, появляется реальная возможность для проявления самостоятельности [2]. Использование деловой игры как средства обучения устно-речевым умениям создает условия для реализации на практике практически любых ситуаций, которые могут возникать в реальной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая организация деловой игры как средство обучения устно-речевым умениям

Использование деловой игры в процессе обучения детей позволяет организовать освоение новых компетенций, развивает общую вовлеченность детей в игровую и учебную деятельность. Использование деловых игр в процессе устно-речевого общения позволяет ребенку достаточно успешно проходить процесс осваивания новой деятельности, появляется реальная возможность для проявления самостоятельности [2]. Использование деловой игры как средства обучения устно-речевым умениям создает условия для реализации на практике практически любых ситуаций, которые могут возникать в реальной жизни. Организация обучения детей устно-речевым умениям с использованием метода деловой игры позволяет решить следующие задачи: – в процессе деловой игры происходит творческое развитие детей; – общее время принятия решений снижается, благодаря развитию скорости мыслительных процессов у ребенка; – деловая игра способствует развитию волевых навыков ребенка; – способствует определению личных целей развития каждого обучающегося; – в процессе деловой игры происходит развитие навыков грамотной речи. Важной составляющей всего процесса обучения устно-речевым умениям является непосредственно речевая деятельность. В данной ситуации в качестве речевой деятельности необходимо понимать «специальную форму осознанной деятельности человека, которая реализуется путем речевого общения между человеком, формирующим сообщение и человеком, воспринимающим данное сообщение». Речевая деятельность для каждого человека является важной составляющей лингвистического и психологического развития личности. Речевая деятельность в жизни человека выступает как процесс, который происходит совместно с другими видами деятельности человека. Речевая деятельность является важной составляющей всего процесса общения человека с другим человеком или человека с обществом [5]. Деловая игра в процессе обучения устно-речевым умениям является эффективным средством. Стоит отметить, что совершенствование общей методики обучения детей устно-речевым умениям может быть достигнуто непосредственно при использовании деловых игр в процессе обучения. Использование деловой игры в обучении детей устно-речевым умениям позволяет организовать учебный процесс таким образом, чтобы при обучении максимально учитывались возрастные и психологические особенности учащихся. Деловая игра в процессе обучения создает реальные возможности для распределения ролей среди учащихся в соответствии с их любопытством, желанием исследовать окружающий мир, желанием учиться. Благодаря использованию деловой игры для обучения детей устно-речевым умениям происходит концентрация внимания детей на реализации своей «игровой роли». Деловая игра в процессе обучения как правило «подталкивает» детей принимать активное участие, так как процесс деловой игры построен таким образом, что у детей наблюдается соперничество друг с другом, желание добиться лучшего результата [1]. Деловая игра в процессе обучения детей способствует активизации речевой деятельности. Использование деловых игр в процессе обучения позволяет детям понимать межличностные отношения, позволяет удовлетворить потребность детей в общении и коммуникации путем проигрывания определенной роли в деловой игре. Обучающий процесс с использованием деловой игры способствует развитию у детей языковых навыков, позволяет наладить устойчивые коммуникативные связи между всеми участниками деловой игры, способствует развитию речевого общения путем моделирования реальных жизненных ситуаций в деловой игре. Реализация обучения детей устно-речевым умениям с использованием деловой игры как средства обучения, позволяет каждому участнику игры вжиться в роль другого человека, позволяет взглянуть на себя, глазами своего собеседника. Важной характеристикой деловой игры является возможность общаться с детьми, общаться друг с другом, играя при этом определенные роли, что в итоге плодотворно сказывается на развитии устно-речевых умений у детей. Методическая организация деловой игры, как средства развития устно-речевых умений у детей, должна решать следующие задачи: – способствовать развитию активности у детей; – способствовать развитию творческого мышления обучаемых; – создавать условия для возможности оценки ситуаций с различных точек зрения; – создавать условия для поиска оптимального решения существующих задач; – обучать детей процессу общения друг с другом. Методика организации деловой игры для обучения детей устно-речевым умениям должна предполагать использование способов обратной связи, которые позволяли бы определять эффективность деловой игры и оценивать ее влияние на процесс развития устно-речевых умений у детей. Методика построения и реализация на практике качественной деловой игры, направленной на развитие устно-речевых умений, основывается на определенных педагогических принципах [4]. Первый принцип подразумевает использование методов имитационного моделирования жизненных ситуаций в игровом мире. В данной ситуации деловая игра используется как уменьшенная модель реальных жизненных ситуаций и способствует таким образом выработке у детей правильного поведения и соответствующего общения в смоделированной ситуации. Вторым принципом является принцип совместной деятельности, который подразумевает максимальное участие всех детей в процессе деловой игры, путем распределения ролей, организации делового взаимодействия, выполнения различных функций и задач, которые распределяются согласно целям деловой игры. В качестве третьего принципа построения деловой игры стоит выделить принцип идеологического общения, который подразумевает совместное решение поставленных задач, разработку вариантов решения задач с использованием коллективного обсуждения [3]. Эффективность использования деловой игры для развития устно-речевых умений может быть определена по следующим параметрам: – деловая игра должна выступать в качестве одного из источников экономии учебного времени; – деловая игра является условием для понимания и усвоения коммуникативных навыков и способностей детей; – деловая игра является формой контроля за развитием психологических, речевых, коммуникативных навыков детей. Правильная разработка деловой игры для обучения детей устно-речевым умениям предполагает написание сценария игры. В данной ситуации сценарий деловой игры — это описание полного процесса развития деловой игры, распределение ролей между участниками. Правила игры является важной составляющей разработки деловой игры. Правила игры в данной ситуации является «маяком», которым руководствуются все участники деловой игры. Важным критерием определения эффективности участия детей в деловой игре является разработка и принятие системы оценивания. Система оценивания позволяет определить достижения каждого из детей в ходе деловой игры. Стоит отметить, что деловая игра способствует развитию у детей коммуникативных навыков и умений. Использование деловых игр для развития устно-речевых умений способствует формированию дружной корпоративной культуры в детском коллективе. Благодаря использованию деловых игр у детей: – развивается способность воспринимать речь собеседника на слух; – дети имеют возможность спокойно выражать свои мысли в кругу таких же сверстников; – происходит развитие речевого набора детей путем использования синонимов, словесных конструкций, использования речевых оборотов и прочее. Таким образом, по итогу статьи стоит отметить, что деловая игра является важным средством развития устно-речевых умений у детей. Использование деловых игр может быть организовано в учебном процессе, что в итоге позволяет с большей эффективностью использовать учебное время детей. Методическая организация и проведение деловой игры является важной составляющей всего процесса обучение детей устно-речевым умениям. От правильного построения деловой игры, правильного составления условий и правил игры в конечном счете зависит общая эффективность процесса обучения.