Обучение иностранному языку младших школьников с общим недоразвитием речи.

 

Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время особенно актуальна, т.к. изменения в характере образования все более явно ориентируют его на свободное развитие человека, на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение иностранному языку младших школьников с общим недоразвитием речи.

Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время особенно актуальна, т.к. изменения в характере образования все более явно ориентируют его на свободное развитие человека, на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации.[55].            В последние годы широкое распространение получило раннее обучение английскому языку. Обучение начинается со второго, а то и с первого класса. Но  не всегда при этом учитываются возрастные психофизиологические особенности учащихся начальной школы. Возникает проблема успешности обучения иностранному языку.

Учителя английского языка нередко сталкиваются с трудностями, которые бывает сложно преодолеть. Зачастую, отчетливо видя проблему, осознавая необходимость ее решения, учитель не может найти адекватный способ помощи ученику, так как не в состоянии определить причину неуспеваемости. Испробовав весь арсенал традиционных педагогических средств (методы поощрения и наказания, индивидуальный подход, индивидуальные дополнительные занятия, беседы с родителями и т.п.), учитель приходит к выводу, что данный ученик «не обучаем» иностранному языку. Этого не произойдет в том случае, если учитель сумеет с помощью психолога и логопеда определить причину неуспеваемости в каждом конкретном случае. Установление причины затруднения поможет разработать индивидуальный маршрут помощи ученику.

Обучение английскому языку является особым видом учебной деятельности в системе школьного образования. Процесс овладения новой языковой (знаковой) системой включает в себя собственно познавательную, интеллектуальную и учебно-речевую деятельность школьника. Особенности данных видов деятельности определяются спецификой психофизиологического развития учащихся начальной школы, и именно от них зависит эффективность обучения.

Одной из причин затруднений в овладении вторым языком являются речевые нарушения. Эта причина остается невидимой для учителя, так как к школьному возрасту многие функциональные речевые нарушения корригируются в специальных дошкольных учреждениях или при индивидуальных занятиях с логопедами, и ребенок приходит в школу с нормально развитой речью.

Немалое количество легких речевых нарушений либо не выявляется вообще, либо игнорируется родителями. При этом может не быть явных проявлений речевой патологии. Это связано с тем, что, постоянно находясь в родной речевой среде, ребенок имеет возможность самостоятельно (или с помощью близких) исправлять легкие речевые недостатки.

Подобные особенности речевого развития чаще всего не затрудняют школьное обучение на родном языке. Однако при овладении вторым языком они становятся причиной затруднений, особенно на начальном этапе.[29]

Актуальность нашего  исследования определена недостаточной изученностью вопроса обучения детей с речевыми нарушениями, в том числе с ОНР III степени на начальном  этапе обучения английскому языку.