ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИНФОРМАТИКИ

Солдаткина Анастасия Геннадиевна

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИНФОРМАТИКИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИНФОРМАТИКИ

Одна из важнейших задач современного мира – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?

В педагогической литературе существуют различные формулировки понятия «функциональная грамотность». Так, А. А. Леонтьев определяет: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Функциональная грамотность студента СПО - это уровень образованности, достигнутый в процессе овладения общими и профессиональными компетенциями, зафиксированными ФГОС СПО, включая совокупность личностных качеств, которые проявляются в знаниях, умениях, способностях и помогают молодому человеку адаптироваться на рынке труда, принимать осознанные решения в вопросах продолжения образования, самообразования, трудоустройства, успешно решать задачи профессионального и вне профессионального характера в неоднозначных и нестандартных ситуациях.

При освоении профессиональных образовательных программ функциональная грамотность студентов может быть охарактеризована следующими показателями: общая грамотность, математическая, информационная, компьютерная, коммуникативная, финансовая, экологическая, технологическая, управленческая, правовая.

Функциональная грамотность – это непрерывный процесс, который продолжает формироваться в образовательных учреждениях СПО. Говоря о дисциплине «Информатика», которая включена во все программы подготовки, в рамках формирования функциональной грамотности в первую очередь подразумевают формирование информационной и компьютерной грамотности. Грамотное использование компьютера в профессиональной деятельности и умение работать с информацией являются одними из основных требований к современному специалисту любой направленности.

Основным средством формирования функциональной грамотности является решение студентами специально постановленных учебных задач, учебно-практических заданий, которые должны быть обязательным содержательным компонентом учебной дисциплины основной профессиональной образовательной программы СПО.

При планировании занятий по дисциплине Информатика, с целью формирования функциональной грамотности, предпочтительно выбирать активные методы обучения, например:

1. Мотивация начальной деятельности.

На первом занятии по знакомству с возможностями электронных таблиц студентам первого курса ставлю вопросы: с какими таблицами мы сталкиваемся в повседневной и школьной жизни? И чтобы облегчить работу людям, чьи профессии связаны с вычислениями, какая компьютерная программа была создана? Тем самым подвожу к теме: «Возможности электронных таблиц».

2. Проверка, оценка и коррекция усвоенных ранее знаний, навыков и умений. На данном этапе, работу студентов можно организовать с помощью выполнения разнообразных упражнений; устного решения задач и примеров; выполнения графических работ и работы над таблицами (схемами, графиками, чертежами), письменных ответов обучающихся на вопросы из пройденного материала, тестирование.

3. Закрепление знаний и умений. На данном этапе стараюсь выдавать на выполнение студентам заданий с учетом дифференциации. Это позволяет осуществить переход к самостоятельному решению задач из изучаемой темы. Можно использовать приемы: дискуссия, работа в группах, «Верю – не верю». Обучающиеся могут выполнять как индивидуальные, так и групповые задания. Например, тема: «Создание текстовых документов на компьютере». Студентам предлагается разработать творческий мини – проект, где необходимо создать в текстовом процессоре Microsoft Word резюме, чтобы работодатель смог заинтересоваться кандидатурой на должность и взять на работу. Студентам ставится вопрос: «Если вы хотите, чтобы вас приняли на работу, на какие навыки стоит обратить внимание?» Студентам необходимо донести, что нужно уметь давать себе самооценку. Самооценка должна быть реальной, не завышенной и не заниженной.

4. Практическая работа. Ее необходимо организовывать таким образом, чтобы обучающиеся самостоятельно выполняли работу, проводили исследования путем выделения существенных для выполнения конкретного задания элементов действия, что способствует дальнейшему обобщению и осуществлению перехода от оценивания студентов к самооценке и рефлексии. На этом этапе занятия можно использовать дискуссию, работу в парах, в группах.

Например, при изучении темы «Создание компьютерной презентации» используется метод проектов (мини-проектов), который даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции. Студентам предлагается создать презентации экскурсионных маршрутов по следующим темам: «Что бы вы хотели увидеть в России?», «Какие наиболее интересные маршруты можно разработать по родному краю?», «Что бы вы хотели показать человеку, который впервые приехал в область?».

5. Итог занятия. Подводя итоги, важно понять, какой уровень усвоения знаний обучающимися, какое впечатление от занятия. Интерактивные методы, которые можно использовать: «Незаконченные предложения», «Микрофон», работа в группах. Коллективно выставляется оценка каждой работы. Оценки комментируются и обосновываются, потом карточки сдаются преподавателю на проверку. Итоговую оценку выставляют на основе трех оценок: самооценки, оценки группы студентов и оценки преподавателя за работу.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что каждый этап учебного занятия любой изучаемой темы по дисциплине Информатика позволяет сформировать показатель и индикатор функциональной грамотности.