Мои публикации:

Татьяна Ивановна Воронецкая

Мои публикации:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx30.26 КБ
Файл otkrytoe_zanyatie.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное учреждение здравоохранения «Красноярский краевой дом ребенка №2»

Мастер – класс:

«Снятие эмоционального напряжения, формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции

и активизацию личностных ресурсов»

Педагог-психолог

Воронецкая Т.И.

Канск 2023 год

Древняя мудрость гласит:

сложно изменить мир, но если ты

хочешь этого - начни меняться сам.

Цель: развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи:

· познакомить педагогов с понятием "эмоциональное выгорание", его характеристикой, причинами возникновения (симптомы, проявления, этапы формирования);

· дать рекомендации по применению способов эмоциональной саморегуляции.

Ход мастер-класса:

1. Вступление.

Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас в нашем уютном зале! Хочу начать наш мастер-класс с актуального стихотворения Юрия Мерзлякова.

Учитесь управлять собой.

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала,

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору

При быстром продвиженье в гору

Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века.

Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе.

Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по другому – работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения – синдрому эмоционального выгорания.

Умение владеть собой, держать себя в руках – один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.

Исследования психологов подтверждают, что самочувствие и состояние педагога имеют предел психического здоровья, и чтобы поддерживать его в норме, они должны уметь мудро тратить свою психическую энергию и знать, как ее можно восполнить и восстановить.

Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения, может более осознанно и эффективно распределить свои силы в течение каждого дня, недели, месяца, целого года, а значит, продлить срок своей успешной жизни.

Легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Такой режим общения можно приветствовать, ибо он свидетельствует о высоком уровне профессионализма.

К внешним, объективным условиям педагогического труда относятся:

  • характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции;
  • загруженность рабочего дня;
  • высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;
  • большое количество детей в группе;
  • нечеткая организация деятельности;
  • неблагоприятная психологическая обстановка в учреждении;
  • социальные условия.

Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии, которые я использую в работе:

-психогимнастика

-сказкотерапия

-песочная терапия

-арттерапия

-пальчиковая гимнастика

-релаксация

-изотерапия

-цветотерапия

-музыкотерапия

-дыхательная гимнастика

Тест: Возьмите полоску того цвета, который вам нравится, который ближе к вашему состоянию души.

Значения цветов:

КРАСНЫЙ ЦВЕТ

Человек, отдающий ему предпочтение, прирожденный лидер. Ему присущи энергия, настойчивость, упорство в достижении цели. Однако стоит опасаться, чтобы подобная личность не прибегала при решении собственных задач к реакции быка. Решая свои проблемы «ударом рога», можно стать заложником собственных желаний, перестать верно «читать карту местности», воспринимать окружение адекватно.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

Те, кто любит этот цвет, - люди с широким кругозором, любящие учиться. Они терпимы к окружающим хороши в общении, творчески подходят к решению большинства проблем, любят поговорить. Вербальное общение не только доставляет им радость, но и помогает внятно сформулировать самые смелые проекты.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

Считается, что выбирающие зеленый цвет, скорее всего, люди прагматичные. Для них важно ощущение безопасности, защищенности. Они тактичны и общительны. Умеют обращаться с деньгами.

ГОЛУБОЙ ЦВЕТ

Этот выбор говорит о человеке честном, заслуживающем доверия. Ему следовало бы быть более терпимым к людским недостаткам, не копить обид по отношению к окружающим его людям, а высказывать их, проясняя ситуацию и отношения.

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ

Считается, что этот цвет характеризует человека как внимательного, покровительствующего, дающего другим. Он легко справляется со сложными ситуациями, в которых другие люди теряются. Он может казаться выскочкой, везунчиком, но на самом деле его достоинства - следствие большой внутренней работы над собой

СЕРЫЙ ЦВЕТ

Люди, предпочитающие серый цвет, не доверяют эмоциям, сдержанны и скрытны, они осознанно отстраняются от происходящего, являя собой сторонних наблюдателей, способных по своему желанию стать частью целого или сохранять дистанцию. Такое отделение себя от мира происходит не от хорошей жизни: в сильной усталости или ситуации проверки человек не желает выдавать свои чувства и хочет оградить себя от всех влияний, чтобы сохранить душевный покой.

3. Практическая часть

«Знакомство с банком способов саморегуляции и самовоздействия»

1. Способы, связанные с управлением дыханием.

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

  • «Успокаивающее дыхание»

Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании. На счет 1—2—3—4 делайте медленно глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна); на следующие четыре счета проводится задержка дыхания; затем плавный выдох на счет 1—2—3--4--5—6; снова задержка перед следующим вдохом на счет 1—2—3—4. Уже через 3—5 минут такого дыхания вы отметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

2. Психогимнастика формирует умения и навыки владения выразительными движениями-средствами человеческого общения, вырабатывает у детей положительные черты характера, корректирует поведение, снижает эмоциональное напряжение.

1. Упражнение «Улыбка»

Каждый дарит своему соседу справа улыбку, затем соседу слева, затем всем присутствующим.

Передавая мяч соседу справа, нужно назвать свое имя и на начальную букву своего имени нужно придумать прилагательное, характеризующее вас положительно. (Например: Лиля - ласковая).

Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире. Имя для нас всегда желанно, и с ранних лет человек привыкает к звуку своего имени, трепетно к нему относится. А это тоже счастье!

Упражнение «Звуковая гимнастика».

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, прослушаем правила прменения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.

А – воздействует благотворно на весь организм; Е – воздействует на щитовидную железу; И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши; О – воздействует на сердце, легкие; У – воздействует на органы, расположенные в области живота; Я – воздействует на работу всего организма; Х – помогает очищению организма; ХА – помогает повысить настроение.

3. Игры – формулы можно использовать для вербального самовнушения. Формулы могут произноситься про себя или вслух по дороге на работу, при подготовке мероприятия, в процессе рабочего дня, перед трудной ситуацией.

«Я должен быть спокойным! Спокойно! Уверенность в себе!».

Тексты формул составляются заранее, но иногда могут использоваться спонтанные самоприказы, возникающие в ситуации «здесь и сейчас».

3. А сейчас я хочу предложить Вам еще один путь к здоровью - это релаксация. Все мы знаем, что релаксация – это глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы) Сама по себе релаксация имеет широкий спектр показаний и при правильном применении способна оказать мощный исцеляющий эффект.

Упражнение «Облако»

Звучит релаксационная музыка

Представьте себе, теплый, летний вечер. И вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака. Они такие воздушные, белые, разной формы. То в виде круга или сердца, то как будто белогривая лошадка или же собачка. Вокруг все тихо и спокойно. Вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете подниматься все выше и выше к облаку, самому пушистому и красивому. Ваше тело становится легким, как облачко. Вы поднимаетесь и ложитесь на облачко. Оно такое пушистое и мягкое. Оно вас гладит и нежно обнимает. Вам хорошо и приятно. Вы полностью расслаблены и спокойны. И вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку и откройте глаза.

Представьте себе, что вы находитесь на берегу безбрежного океана.

Ощутите соленые брызги волн и запах морского ветра (бриза)

Я расслабляюсь,

Мои руки расслаблены и теплеют.

Мои руки полностью расслаблены, теплы и неподвижны.

Мои ноги расслаблены и теплеют,

Мои ноги полностью расслаблены, теплы и неподвижны.

Моё тело расслабляется,

Моё тело полностью расслаблено, отдыхает.

Приятный хороший отдых.

Состояние приятного отдыха, покоя и расслабления.

Идёт максимальный процесс восстановления.

Клетка мышц, нервов, мозга отдыхает и восстанавливается.

Весь организм хорошо отдохнул, восстановился.

Исчезли тревога, усталость.

Я готов действовать!

Заключение

Сегодняшний мастер-класс занятие я бы хотела закончить несколькими правилами,которые вам могут быть полезны при борьбе за собственное душевное

равновесие:

1. Верьте, что жизнь вас не оставит. «За темнотой полосой всегда следует светлая»

2. Поделитесь с кем-нибудь своими переживаниями.

3. Найдите образец: человека, который выстоял в подобной или еще более

сложной ситуации.

4. Не переживайте бесконечно о случившимся .

5 И если вам вдруг захотелось похандрить, вспомните высказывание: «Если

вы горюете о потере лодки – вспомните о «Титанике» .

До свидания, до новых встреч!



Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное учреждение

здравоохранения "Красноярский краевой дом ребенка №2"

Открытое занятие

Тема: «ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕСКА»

Выполнил: Педагог- психолог

Воронецкая Т.И.

г. Канск 2023г.

Мастер- класс педагога-психолога с детьми группы раннего возраста с использованием песка.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Все прекрасно знают, как дети любят игры с песком. Детское творчество на песке и стиль взаимодействия есть проекция внутреннего мира ребенка. Специалисты – парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Мои наблюдения и опыт подтверждают, что игра и песок позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасными средством для развития и саморазвития ребенка.

Основными принципами игр на песке считается – создание естественно стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Осуществляется взаимный переход «Воображаемого» в «Реальное» и наоборот.

Цель: создание здоровьесберегающей среды.

Задачи: создание условий тактильных ощущений; развитие мелкой моторики руки; формирование познавательного интереса; способствовать формированию внимания, речи и коммуникативных навыков; улучшение эмоционального состояния; снятие напряжения, умения соотнесения речи с предметными действиями.

Материалы и оборудование: песочница, песок, миниатюрные фигурки, игрушки, мешочек, камешки, массажные мячики по количеству детей.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята!

К нам в гости пришел Ежик и принес нам маленьких ежат. Они спрятались у меня в мешочке.

Давайте поиграем с ними. (Берем из мешка массажные мячики)

Пальчиковая игра с мячиками-ежиками.

Развивать ручную умелость и мелкую моторику.

«Ежик-ежик, спрячь иголки, (крутим мячик между ладошками)

Мы же дети, а не волки,

Мы хотим тебя погладить, (гладим мячик, одной рукой, другой рукой)

Мы хотим с тобой поладить.

Еж иголки отряхнул, («стряхиваем» иголки)

Покрутился, и уснул. (крутим мячик на ладошке)

Стал ворочаться, на одном боку, на другом боку. (прикладываем мячик в разные руки)

Молодцы! Давайте вернем ежиков обратно в мешочек.

А сейчас отправимся вместе с Ежиком в песочную страну.

Снимаю салфетку, перед нами – песок.

А вы любите играть с песочком?
Прежде, чем мы начнем играть с песком, давайте вспомним правила игры.
Нельзя брать песок в рот.
Нельзя бросать песок в глаза, на пол.
Нельзя вдыхать песок.
Нужно мыть ручки после игры с песком.
Ярко солнышко сияет
И ребяток приглашает
Поиграть сейчас в песочек
Речки ласковый дружочек,
Это очень интересно,
Увлекательно, чудесно.

Давайте поздороваемся с песочком. Здравствуй песок!

Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Послушайте, он очень тихо с нами здоровается.
Погрузите свои ручки в песочек. Что вы чувствуете? Какой песочек? (шершавый - гладкий, мягкий – твердый, холодный, желтый, сухой…)
Набрать песок в кулачок, потихоньку разжимать его и смотреть на тонкую струйку песка, второй рукой.
Набрать щепотку песка (посолить).

Сейчас поиграем в игру «Следы».

Развитие тактильной чувствительности, воображения.

«Идет медведь» - ребенок кулачками с силой надавливает на песок
Мишка косолапый
По лесу идет, топ-топ-топ…
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок!
«Ползет змея» - ребенок расслабленными пальчиками делает поверхность волнистой в разных направлениях.
Змея очковая в песке
Очки вдруг потеряла.
Ползет она в большой тоске,
Ползет куда попало.
«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаться под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»)


Развитие мелкой моторики, воображения.

Посмотрите, что у меня в руках. Да, это камешки и они захотели с нами поиграть. Камешки очень любят прятаться в песке от ребятишек. Давайте с ними сыграем в песочные прятки. Сейчас вы закроете глаза, а они спрячутся в песок. После того, как я скажу «открываются глаза, начинается игра», вы должны найти их в песочке, аккуратно раскопать камешки.
Молодцы, вы нашли все камешки.

Я принесла вам бутылочки, но они совсем пустые!

Давайте наполним их песочком.

Сначала возьмем ложечки и наберем песочек, а потом кулачками (дети наполняют бутылочки песком).

- Какая у нас получилась бутылочка?

- Правильно, полная!

- Закрутим крышечкой, чтобы бутылочка была закрыта.

- Молодцы!

- Обратно высыпаем песочек в песочницу.

Вот как долго мы играли,

Что немножечко устали.

Будем мы отдыхать,

Сказки добрые читать. Построение сюжетной композиции по сказке «Репка». Рассказывается сказка, и выставляются герои сказки в песок.

Молодцы! Мы славно поиграли в песочек. Что мы сегодня с вами делали? Оставляли следы, отпечатки, пересыпали, слушали сказку. Молодцы!
В ладошки наши посмотри-
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам поиграть помог!

Прощаемся.

«Ежик-ежик, спрячь иголки, (крутим мячик между ладошками)

Мы же дети, а не волки,

Мы хотим тебя погладить, (гладим мячик, одной рукой, другой рукой)

Мы хотим с тобой поладить.

Еж иголки отряхнул, («стряхиваем» иголки)

Покрутился, и уснул. (крутим мячик на ладошке)

Стал ворочаться, на одном боку, на другом боку. (прикладываем мячик в разные руки)

Ярко солнышко сияет
И ребяток приглашает
Поиграть сейчас в песочек
Речки ласковый дружочек,
Это очень интересно,
Увлекательно, чудесно.