Методические исследования

Булатов Андрей Александрович

Иследования по спорту, повышение техники по футболу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_isledovaniya.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и организация исследования

 Методы исследования

        В ходе проведения научно-педагогического исследования нами были использованы широко известные и применяемые в исследовательской педагогической практике методы. Помимо общепедагогических методов исследования, таких как анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, применялись также методы математической статистики, нередко используемые в спортивной метрологии. Анализ научно-методической литературы подразумевает сбор и анализ научных данных по изучаемой теме, а поиск информации о достижениях и разработках, рассмотрение различных точек зрения. Педагогическое исследование предполагает восприятие особенностей интересуемого для исследователя процесса с целью фиксации конкретных фактов об изучаемых явлениях. Педагогическое тестирование является одной из форм, используемых для выявления уровня возможностей (знаний, умений и навыков) обучающихся с помощью специально подобранных тестов. Методы математической статистики, способствующие реализации сбора и анализа статистических данных, применяются в физической культуре и спорте для обработки числовых величин.

В результате проведения анализа научно-методической литературы была раскрыта сущность проблемы технической подготовки футболистов 13-14 лет, изучены работы различных авторов по теме. Нами обозначены противоречия между степенью разработанности и изученности технической подготовки футболистов, которая представлена в основном в трудах советских ученых, и характерными чертами современного футбола, которые требуют на сегодняшний момент высокого технического мастерства спортсменов для решения сложных задач во время игры в минимально короткий промежуток времени, а значит и новых решений проблемы. Это позволило обосновать актуальность данной работы, определить состояние проблемы, оставить задачи для дальнейшей работы по этой теме, а также подобрать методы исследования. При этом в ходе работы были выделены средства и методы применяемы в большей степени в учебно-тренировочном процессе.

Для определения уровня технической подготовленности футболистов 13-14 лет, занимающихся и входящих в этап тренировочной специализации, было проведено тестирование на констатирующем этапе. Испытуемые были поделены на контрольную и экспериментальную группу (по 10 человек), имеющих минимальные числовые различия в уровне технической подготовленности. Данная работа была проделана для дальнейшего введения подобранных средств в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы, чтобы проследить динамику изменений подготовленности и сравнить с результатами контрольной группы. Это позволит оценить эффективность предложенных средств и методов и будет иметь практическую значимость для физкультуры и спорта.

В ходе исследования было проведено 3 теста: жонглирование мячом, удары по воротам на точность, ведение мяча с обводкой стоек, с ударом по воротам. Данные тесты являются стандартными для проведения контрольно-вступительных испытаний в СШ. В связи с тем, что моделирование постоянно меняющейся обстановки игры с наличием множества внешних факторов осуществить крайне сложно, для большего соответствия тестов критериям точности, информативности и надежности в практике учебно-тренировочного процесса ведется систематическое наблюдение и оценивание эффективности деятельности спортсмена, а также экспертное оценивание тренером результатов испытаний.  Поэтому при оценке результатов в данной работе необходимо учитывать невозможность обеспечить проведения экспертной оценки в связи с отсутствием опыта тренерской работы, а также малый срок наблюдения за деятельностью конкретных спортсменов.

Для полевых игроков:

10

11

12

13

14

15

1.Жонглирование мячом (кол-во раз)финты

8

10

12

20

25

2.Удары по мячу ногой на точность (число попаданий)

6

7

8

6

7

8

3.Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам (сек)

-

-

-

10.00

9.5

9.00

Тест 1. Жонглирование мячом выполняется на открытой площадке, без видимых помех (футбольное поле). Испытуемый старается удержать мяч в воздухе, предотвращая его падение на землю ударами различными частями ног, бедер, головой, не запрещается касание мяча груди. Ошибкой считается, если спортсмен более двух раз коснется мяча одним и тем же способом. В этом случае это касание не засчитывается. Время не ограничивается, оценивается количество ударов. Дается одна попытка.

Тест 2.Удары по воротам на точность производятся с небольшого разбега в 3-4 шага с линии штрафной площади. Для возрастной группы 13-14 лет ворота делятся на три равные части с помощью вертикальных линий. Удар должен производиться по неподвижному мячу поочередно по 5 раз обеими ногами. Перед каждым ударом испытуемому задается зона для попадания, в которую он должен направить мяч по воздуху. Если спортсмен попадает не в ту зону, либо в штангу, удар не засчитывается. Оценивается количество точных попаданий по запросу.

Тест 3.Ведение мяча с обводкой, с ударом по воротам. В этом тесте засекается время выполнения, дается три попытки, которые можно выполнить с перерывом в 2 минуты, засчитывается лучший результат с наименьшим временем. На расстоянии 30 метров от линии штрафной площадки находится линия старта. По сигналу футболист начинает движение с мячом по прямой 20 метров, затем обводит 4 стойки, находящиеся дуг от друга в 2 метрах, далее выполняет удар перед линией штрафной площадки. Удар должен быть выполнен не бьющей ногой. Время останавливается по пересечению мяча линии ворот. Предусмотрены штрафные секунды: в случае, если будет задет или сбит конус ногой или мячом дается дополнительно 2 секунды за каждую ошибку, выполнен удар мимо ворот или в штангу – плюс 6 дополнительных секунд.

Данное тестирование проводилось в рамках констатирующего этапа, для определения исходного уровня технической подготовки в контрольной и экспериментальной группе футболистов 13-14. Каждая группа состояла из 10 человек. Также был проведен анализ научно-методической литературы, определены средства и методы технической подготовки футболистов, которые в дальнейшем в ходе формирующего этапа будут внедрены в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы для доказательства их эффективности.

 Организация исследования

Данное исследование проводилось среди футболистов 13-14 лет, занимающихся футболом на этапе тренировочной (начальной) специализации на базе МБОУ Таятская ООШ им. героя России И.Кропчева, Красноярский край, Каратузский р-он, с Таяты. Были выделены контрольная и экспериментальная группы, состоящие из 10 человек.

За пройденный период времени осуществлены первый этап, который заключается в анализе научно-методической литературы (февраль 2022 – май 2022, сбора данных, анализ учебных пособий по теме исследования. Была сформулирована актуальность цели и задачи. По проблеме технической подготовки спортсменов была собрана актуальная информация, которая включена в первую главу данной исследовательской работы. В под главах освещена историческая справка игры футбол, определения основных понятий, таких как «техника» и «техническая подготовка» и других связанных с ними, также выделены анатомо-физиологические особенности изучаемого возраста спортсменов, рассмотрены упражнения и методы, которые активно применяются в учебно-тренировочном процессе. По изученному материалу были сделаны выводы, определяющие направление дальнейшей работы.

Второй, констатирующий, этап состоял в проведении тестирования уровня технической подготовленности спортсменов, занимающихся футболом. Контрольно-нормативные испытания были проведены в сентябре 2023 года на поле для мини-футбола стандартных размеров. Поле имеет искусственное покрытие с резиновой крошкой. В это время у футболистов, испытуемых групп шел пред соревновательный период. Футболистам было предложено стандартных3 теста.

Также на этом этапе были подобраны упражнения и представлены методы, эффективно дополняющие изучение и тренировку технических приемов. Они подлежали внедрению на формирующем этапе в учебно-тренировочный процесс и проверке на результативность в контрольном этапе.

Третий этап проводился (март 2024):

Подводились итоги нашего эксперимента. Проводилась обработка и описание полученных результатов исследования. Написание и оформление выпускной квалификационной работы.

В дальнейшем была выявлена эффективность применения подобранных нами игровых заданий на занятиях футболом.


 Результаты исследования и их теоретическое обоснование

Результаты оценки технической подготовки футболистов13-14 лет

Мы начали внедрять наше исследование в практику. Для проведения эффективности применения игровых заданий, направленных на повышение технической подготовки футболистов, был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие футболисты 13-14 лет. В контрольной группе (КГ) и экспериментальной группе (ЭГ) по 10 человек. В сентябре и феврале занимающимся было предложено выполнить 3тестовых задания. В таблице ниже представлены результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп.

КГ тренировалась по программе разработанной и рекомендованной для спортивной школы по футболу.

В экспериментальной группе применяли игровые задания, подобранные на наш взгляд, направленные на совершенствование технической подготовки (Приложение 1).

В учебно-тренировочном процессе широко применяли игровой метод. Его эффективность связана с повышением интереса занимающихся и эмоционального фона занятия. Также применяли соревновательный метод.

Таким образом, тренировочная программа по совершенствованию технической подготовки в экспериментальной группе, в отличие от программы контрольной группы.

Занятия в экспериментальной группе проходили на более высоком эмоциональном уровне, вызывая у всех членов группы больший интерес.

КГ и ЭГ состояла из 10футболистов. В таблице представлены результаты контрольного тестирования контрольной и экспериментальной групп.

Сравнительный анализ результатов эксперимента

Жонглирование мячом (кол-во раз)финты

Удары по мячу ногой на точность (число попаданий)

Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам (сек)

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

2023

20

19

4

4

12,1

12,2

2024

26

29

5

6

10,5

9,6

%

30

52

25

50

14,3

28,2

В результате педагогического эксперимента нам удалось улучшить техническую подготовку испытуемых ЭГ и КГ и достичь следующих приростов:

-  в тесте «Жонглирование мячом (кол-во раз)финты» прирост составил в ЭГ-52%, а в КГ-30%;

- в тесте «Удары по мячу ногой на точность (число попаданий)» прирост составил в ЭГ-50%, а в КГ-25%;

- в тесте «Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам (сек)» прирост составил в ЭГ-28,2%, а в КГ-14,3%.

Заключение

Изучение и анализ научной литературы показали, что техническая подготовка футболистов является важной частью специальной подготовки. Исходя из приказа Мин. спорта России "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "футбол", техническая подготовка футболистов составляет в среднем 23-30% объема общей подготовки.

Возрастной период 13-14 лет является начальным этапом полового созревания юношей и вместе с тем затрагивает сенситивные периоды развития некоторых физических качеств (быстрота), в результате чего в организме подростка происходит бурная перестройка многих процессов. Все это оказывает существенное воздействие на эффективность технической подготовки футболистов.

Проанализировав программный материал по футболу, мы выяснили, что данный возрастной период входит в этап тренировочной специализации.

С учетом возрастных особенностей занимающихся наиболее часто применяются для обучения техническим приемам методы целостно-конструктивного упражнения, сопряженного воздействия и игровой.

Игровые задания подбираются в зависимости от конкретных задач тренировки.  

В качестве средств обучения техническим приемам, используются упражнения: ведения с ускорениями, обводки стоек, отбор мяча у партнера «ударом», «толчком», поочередные передачи мяча, передачи мимо препятствий, удары по мячу в движении, по воротам, с подачи партнером, в цель, остановки мяча по сигналу, остановки после поворота, в движении и т.д.

На основании изученной учебно-методической литературы нами были разработаны и внедреныигровые задания, направленные на повышение технической подготовки в тренировочном процессе экспериментальной группы.

В результате педагогического эксперимента нам удалось улучшить техническую подготовку испытуемых ЭГ и КГ и достичь следующих приростов:

-  в тесте «Жонглирование мячом (кол-во раз)финты» прирост составил в ЭГ-52%, а в КГ-30%;

- в тесте «Удары по мячу ногой на точность (число попаданий)» прирост составил в ЭГ-50%, а в КГ-25%;

- в тесте «Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам (сек)» прирост составил в ЭГ-28,2%, а в КГ-14,3%.