Доклад Научно-практическая конференция Забайкальские педагогические чтения « Взаимодействие семьи и образования: актуальные проблемы, конструктивные научные идеи и эффективные педагогические практики»

Бочкарёва Ольга Павловна

      Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей.   Поэтому необходимо помочь родителям осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть свою неуверенность, увидеть свои родительские возможности.  С каждым годом у нас становится всё больше «проблемных детей». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы, родительские собрания, не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически эффективным содержанием.  Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

     На сегодняшний момент – школа остаётся важнейшим звеном в системе воспитания. Классное руководство, как традиционное школьное явление постоянно требует своего переосмысления и совершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад по теме воспитание27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Бочкарёва Ольга Павловна

Учитель биологии  высшей категории, психолог

МБОУ Зоргольской СОШ имени Героя Советского Союза

Н.П.Губина с кадетскими классами

Забайкальский край Приаргунский муниципальный округ

Научно-практическая  конференция Забайкальские педагогические чтения

« Взаимодействие семьи и образования: актуальные проблемы, конструктивные научные идеи и эффективные педагогические практики»

Доклад по  теме

« Работа классного руководителя с семьёй»

         Актуальность

      Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей.   Поэтому необходимо помочь родителям осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть свою неуверенность, увидеть свои родительские возможности.  С каждым годом у нас становится всё больше «проблемных детей». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы, родительские собрания, не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически эффективным содержанием.  Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

     На сегодняшний момент – школа остаётся важнейшим звеном в системе воспитания. Классное руководство, как традиционное школьное явление постоянно требует своего переосмысления и совершенствования.

   Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем.

    Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.

Задача каждого классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной  школе, когда ребенок только начинает обучение в школе.

      Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.

      Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются: способствование единению, сплочению семьи, установлений взаимоотношений родителей и детей; создание  комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. Так как большинство родителей местные жители, то делаем обходы по семьям с целью обследования жилищных условий.

    Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически. Сотрудничество классного руководителя и семьи – это результат целенаправленной, планомерной, систематической

 и длительной работы.

 Классные родительские собрания.

       Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа.

Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.

Родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское мнение, родительский коллектив.

      С самого начала я ставлю перед родителями задачу обязательного посещения РС, любым членом семьи свободным в это время. Для того чтобы они имели возможность найти это время, информация о проведении собрания передаётся заранее по нескольким каналам –

во-первых, через ребёнка (запись в дневнике, возле которой надо расписаться), во-вторых, через РК по телефону, и в родительском чате.

     На родительские собрания приглашаются учителя предметники, которые напрямую доводят до родителей нужную информацию. На  классных родительских собраниях или общешкольных, которые мы проводим регулярно всегда придерживаемся правила, завершать собрания только на позитиве, чтобы родители хотели прийти в школу и дома высказывались положительно, а если и нужно , что - то сказать негативное, то только при личной беседе.

   Так как в классе есть и гражданские дети и кадеты, родители которых не могут присутствовать на родительских собраниях, то всю информацию, связанную с учёбой передаю в чаты. Если организационные вопросы, то подключаю родительский комитет. В родительском комитете у меня 3 мамы, которые все организационные вопросы по подготовке класса, ремонта, приобретения каких –то мелочей берут на себя, также кадетские родители очень активны.

• Психолого-педагогическое просвещение.

  Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт; он может быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. 

Для освещения отдельных вопросов или конфликтных ситуаций имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов.

• Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, подготовка к конкурсам, чаепития.

• Личные беседы с родителями.

На этом этапе особым объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения, которая начинается словами: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласна!».

Работа родительского комитета.

Все знают, что основная задача родительского комитета – содействовать школе в обучении и воспитании детей.

В состав родительского комитета, по моему опыту, должно входить не менее 2-3 человек, из которых выбирается председатель. Они должны пользоваться авторитетом среди родителей класса и осознавать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, не должны разглашать сведения, полученные в процессе работы с разными семьями, делать их предметом обсуждения и пересудов.

Родительский комитет избирается  на  первом   же  родительском  собрании.  На собрании я объясняю, что буду рада принять помощь всех родителей в любом её проявлении – в организации бесед с учащимися, в постановке спектаклей, мелкого ремонта и т.д.

Не надо забывать благодарить родителей и членов родительского комитета за их помощь классному руководителю в учебно-воспитательном процессе. Это может выражаться в виде грамот, благодарственных писем, записей в дневнике ученика и просто доброго слова (по итогам года).

 Индивидуальная работа с родителями.

Мы знаем, что индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка.

Родители моего класса  — частые гости на внеклассных мероприятиях. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники; соревнования, конкурсы. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.  Если родители, например кадетов не присутствуют на собраниях, концертах, у нас есть чат, в котором мы делимся своими успехами, также сбрасываем информацию по учёбе, участию в конкурсах и родители отзываются и помогают по мере сил.

 Сейчас я классный руководитель 7 класса, веду их с 6 класса. До этого у меня было 3 выпуска. Опираясь на опыт для себя открыла несколько очень эффективных форм работы с детьми и родителями:

  1. Проведение  классных часов в виде игр
  2. Применение на родительских собраниях игровых технологий

  С детьми мы проводим «Поле чудес» и приглашаем в команды родителей, это для детей очень приятно, когда мамы являются участниками, помощниками.

С родителями класса или же на общешкольных собраниях провожу игру с применением фишек например «На что потратить жизнь или Ценности человека», также данную игру адаптировала под детей 9-10 класса и для 7 класса, в обоих случаях игра прошла на «ура»и имела хороший результат.

С родителями игра «Ценности человека» была полностью изменена под конкретных родителей, при этом никак не акцентировалось, но задуманный результат оправдался.

Ребенок – горящий факел!  Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать огонь в каждом ребенке.

 А лучшая награда для классного руководителя, когда дети звонят и пишут с разных уголков нашей большой страны, интересуются  жизнью школы, справляются о здоровье и хотят приехать в гости и многие приезжают.  А родители выпускников, всегда с благодарностью и говорят спасибо за своих чад.