Эффективные приёмы и упражнения логопедической работы по дифференциации фонем на уровне звука, слога, слова, предложения связной речи.
Нарушение слуховой дифференциации звуков речи проявляется в трудности узнавания буквы, в заменах фонетически близких звуков при чтении. Формирование звуковых дифференцировок проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Особенности использования тех или иных анализаторов определяются характером нарушения дифференцировок. Использование кинестезии при дифференциации звуков довольно часто требует предварительной работы по уточнению и развитию кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Способность кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по определению различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во время произношения звуков речи. Умение различать положение губ отрабатывается первоначально на звуках [И] – [У], поскольку различие в положении губ при произнесении этих звуков значительно.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ГМО учителей-логопедов и дефектологов образовательных учреждений г.Тулуна
Тема: Эффективные приёмы и упражнения логопедической работы по дифференциации фонем на уровне звука, слога, слова, предложения связной речи.
Приготовил учитель-логопед, дефектолог:
Ионец О.В.
2024-2025 уч.год
«Прекрасная сама по себе детская речь
имеет, кроме того, научную ценность,
так как, исследуя ее, мы тем самым
открываем причудливые закономерности
детского мышления».
К. И. Чуковский.
Нарушение слуховой дифференциации звуков речи проявляется в трудности узнавания буквы, в заменах фонетически близких звуков при чтении. Формирование звуковых дифференцировок проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Особенности использования тех или иных анализаторов определяются характером нарушения дифференцировок. Использование кинестезии при дифференциации звуков довольно часто требует предварительной работы по уточнению и развитию кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Способность кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по определению различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во время произношения звуков речи. Умение различать положение губ отрабатывается первоначально на звуках [И] – [У], поскольку различие в положении губ при произнесении этих звуков значительно.
Упражнения могут быть следующими:
- Произнести звук [И] перед зеркалом и сказать, в каком положении при этом находятся губы. При затруднениях в ответе логопед может задать дополнительный вопрос: “Скажи, при произнесении звука [И] губы растянуты в улыбке или вытянуты вперед?”
- Произнести звук [У] перед зеркалом. Ответить, в каком положении при этом находятся губы.
- Произнести звуки [И][У] слитно. Определить, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков.
- После самостоятельного произнесения звука [И] определить, в каком положении находились губы (не глядя в зеркало).
- Произнести звук [У], определить положение губ при его произнесении (не глядя в зеркало).
- Произнести последовательно звуки [И] – [У] и ответить, при произнесении какого звука губы растянуты.
- Произнести звуки [И] – [У] и определить, при произнесении какого звука губы вытянуты вперед.
- Определить звук по беззвучной артикуляции, т.е. по положению губ логопеда.
- Определить первый и последний звук по беззвучной артикуляции рядов [И][У], [У][И].
Аналогичным образом отрабатываются различия в положении губ при произнесении гласных звуков [И]-[А], [У]-[0], согласных [М] (губы сомкнуты) и [Л] (губы раскрыты).
Дифференциация звуков С и Ш в слогах
Дифференциация этих звуков в слогах также проводится в плане слухового и произносительного сопоставления.
Упражнения для произносительной дифференциации:
- Повторение слогов со звуками С и Ш, сначала с одинаковой гласной, затем с разными гласными. (СУ-ШУ, ШУ-СУ, СУ-ША, ШУ-СА, СА-ШИ, ША-СЫ. САШ-ШАС, СОШ-ШОС, СУШ-ШУС, ШОС-СУШ, ШИС-СОШ и т.д.)
- Чтение слогов, запись слогов под диктовку.
Дифференциация звуков [С] и [III] в словах
Дифференциация звуков в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова. Используются различные задания по формированию фонематического анализа: установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого и последнего звука, определение последовательности, количества и места звука в слове.
Рекомендуются следующие задания:
- Определить место звуков [С] и [Ш] в словах (начала, середина, конец). Вначале уточняется, какой звук в слове ([С] или [Ш]), затем определяется его место в нем. Примерные слова: стул, скамейка, шарф, шофер, камыш, санки, косы, мышь, лес, овес, миска, машина, крыша.
- Подобрать слова со звуком [С] или [Ш] в начале слова.
- Подобрать слова со звуком [С] или [Ш] в середине слова.
- Подобрать слова со звуком [С] или [Ш]в конце слова.
- Разложить картинки со звуками [С] и [Ш] под сооветствующими буквами.
- Записать слова в два столбика: в первый – слова со звуком [С], во второй – со звуком [Ш].
- Работа со словами – квазиомонимами. Предлагается определить значение слов крыша, крыса, а затем сравнить звучание этих слов и сказать, в чем их различие.
- Игра “Часы”. Детям предлагаются “часы” (с циферблатом) двух цветов, например, зеленого и синего. Логопед называет слова. Дети определяют, какой звук в слове, выбирая часы определенного цвета (зеленые для звука [С], синие – для звука [Ш]). Далее дети определяют место данного звука в слове (первый, второй, третий т.д.) и ставят стрелку на определенную цифру.
- Графический диктант. Логопед называет слово со звуком [С] или [Ш]. Дети записывают соответствующую букву (С или Ш), а также цифру, указывающую
какой по счету этот звук в слове. Например: косынка С3 -вешалка – ШЗ, карандаш – Ш8, колбаса – С6, ромашка Ш5, камыш – Ш5, посуда – СЗ и т.д. - Составить графические схемы слов. Отметить на схеме синим цветом кружок, соответствующий звуку [Ш], зеленым – кружок, соответствующий звуку [С]. Примерные слова: сыр, шар, каша, косы, стол, штора, каска, каштан, костюм, крыса, крыша, кошка, ромашка, капуста.
- Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками на слова со звуками [С] и [Ш]. Игра может проводиться в двух вариантах:
а) Детям раздаются карточки и буквы С и Ш. Логопед называет слово. Дети должны найти на карточке соответствующую картинку, определить, какой звук слышится в названном слове, и закрыть картинку соответствующей буквой.
б) Детям раздаются карточки лото и бумажные полоски, разделенные каждая на три части. На двух полосках буквы С и Ш написаны соответственно в первой части полосок, на двух других – в средней, на остальных – в конце. Логопед называет слово, ученики определяют, какой звук в слове ([С] или [Ш]), его место в нем (начало, середина, конец) и закрывают картинку соответствующей полоской.
- Вставить пропущенные в словах буквы С и Ш.
- Диктанты слов со звуками [С] и [Ш].
- Составление слов со звуками [С] и [Ш] из букв разрезной азбуки.
- Отгадать загадки. Определить в отгадках место звука [С] или [Ш].
В небо дыра, в землю дыра,
А посредине – огонь да вода. (Самовар)
Новая посуда, а вся в дырах. (Дуршлаг)
Стоит Антошка на четырех ножках. На Антошке – суп да ложки. (Стол)
Живу во дворе, пою на заре,
На голове гребешок, я – горластый … (Петушок)
Дифференциация звуков [С] и [Ш] в предложениях.
Рекомендуются следующие упражнения:
- По сюжетной картинке придумать предложение в котором есть слова со звуком [С] или [Ш]. Назвать в предложении слова со звуками [С] и [Ш]; определить, какой это звук и его место в слове.
- Повторить предложения со словами, включающими звуки [С] и [Ш]. Назвать слова со звуками [С] и [Ш].
В лесу шумит сосна. На деревьях поспели вкусные груши. У лисы пушистый хвост. У Наташи длинные косы. Света надела красную шаль. В лесу растут душистые ландыши. Пастух пригнал большое стадо. Бабушка подарила Саше солдатика. Дедушка принес большого сома.
- Придумать предложения по предметным картинкам на слова со звуками [С] и [Ш]. Примерные картинки: куст, катушка, совок, сад, мишка, машина. В начале предлагается определить, какой звук – [С] или [Ш] – в названии картинок.
- Дополнить предложение словом. Предлагаются предложения, которые можно дополнить словами – квазиомонимами. Определить, какой звук в слове.
Мама сварила вкусную … (кашу). Деньги платят в (кассу).
Даша катает … (мишку). Муку насыпали в … (миску)
В сарае протекает (крыша). В подвале завелась (крыса)
Малыш ест вкусную … (кашку). Солдат надел на голову … (каску).
Можно использовать картинки на слова – квазиомонимы. Картинки предлагаются парами.
- Придумать предложения на слова – квазиомонимы. Определить, в каких словах есть звук [С] или [Ш], назвать место данного звука (перед каким звуком, после какого звука слышится данный звук в слове).
- Вставить пропущенные буквы С и Ш.
В шкафу ви.ит ко.тюм. Под ногами .ур.ат .ухие ли.тъя. В .аду по.пели яблоки и гру.и. На поле выро.ли маки. Гало.и .тоят в углу. По.уда .тоит в шкафу. Мы купили .ыр, .ливки и ма.ло.
- Выборочный диктант. Выбрать из предложений и записать слова со звуками [С] и [Ш] в два столбика.
Солнышко светит ярко. На ветру шумят сосны. Дедушка спит на кушетке. Миша срывает груши. Соня кормит кошку. В пенале красный карандаш. Лиса поймала мышку. Петя принес в школу шишки.
Дифференциация звуков [С] и [Ш] в связной речи
Рекомендуются следующие задания:
- Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих звуки [С] и [Ш].
- Вставить в текст пропущенные буквы С и Ш.
В саду.
В на.ем .аду кра.иво. По.пели кра.ные ви.ни. На ветках ви.ят боль.ие гру.и. Деду.ка хоро.о ухаживает за .адом.
- Диктант текстов со словами, включающими звуки [С] и [Ш].
В нашей комнате.
Наша комната большая. У стены стоит шкаф. В шкафу висят пальто, костюмы и платья. В углу стоит стол. На столе игрушки. У стола кресло. В кресле сидит бабушка.
Лиса и мышка.
В норке была мышка. Мышка вышла из норки. Лиса увидела мышку. Лиса стала ловить мышку. Мышка ушла в норку.
Аналогичным образом проводится работа по дифференциации звонких и глухих, а также аффрикат и звуков, входящих в их состав.