В игры играем , слух развиваем!

Корсак Мария Сергеевна

         Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка.  Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и  развивается в процессе общения с окружающими близкими.

     Фонетический слух – это врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать  наличие данного звука в слове;
  •  различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем

Фонематический слух и фонетический слух  ( они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку  чужой речи, но и контроль за собственной речью.

   Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:

  1. определение наличия или отсутствия звуков в слове;
  2. местоположение звуков в слове;
  3. определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

   В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.  

         Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка.  Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и  развивается в процессе общения с окружающими близкими.

     Фонетический слух – это врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать  наличие данного звука в слове;
  •  различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем

Фонематический слух и фонетический слух  ( они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку  чужой речи, но и контроль за собственной речью.

   Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:

  1. определение наличия или отсутствия звуков в слове;
  2. местоположение звуков в слове;
  3. определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

   В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.  

         Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка.  Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и  развивается в процессе общения с окружающими близкими.

     Фонетический слух – это врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать  наличие данного звука в слове;
  •  различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем

Фонематический слух и фонетический слух  ( они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку  чужой речи, но и контроль за собственной речью.

   Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:

  1. определение наличия или отсутствия звуков в слове;
  2. местоположение звуков в слове;
  3. определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

   В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.  

         Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка.  Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и  развивается в процессе общения с окружающими близкими.

     Фонетический слух – это врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать  наличие данного звука в слове;
  •  различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем

Фонематический слух и фонетический слух  ( они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку  чужой речи, но и контроль за собственной речью.

   Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:

  1. определение наличия или отсутствия звуков в слове;
  2. местоположение звуков в слове;
  3. определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

   В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_igry_igraem.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

«В игры играем, фонематический слух развиваем!» 

         Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка.  Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и  развивается в процессе общения с окружающими близкими.

     Фонетический слух – это врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать  наличие данного звука в слове;
  •  различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем

Фонематический слух и фонетический слух  ( они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку  чужой речи, но и контроль за собственной речью.

   Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:

  1. определение наличия или отсутствия звуков в слове;
  2. местоположение звуков в слове;
  3. определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

   В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.  

   Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором развития фонематического слуха является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

     Фонематические процессы у детей к 5 годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

      К  6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет  дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Формируются навыки  звукового и слогового анализа и синтеза.

   Произносительная сторона речи 7 года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учётом норм литературного произношения.                       

1. Игра «Будь внимательным!»

Цель: развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например: звук [р]:

л, р, в, ж, р, ч, т, м, р, н;

ла-зы-ру-жа-ра-чу-во-ры-ту-лэ;

нос, корка, штука, крот, лютик, карандаш, жадина.

2. Игра «Звуковая цепочка».

Цель: развитие слухового внимания, памяти.

Предлагаю прослушать цепочки звуков (звуковой ряд, сначала внимательно её послушай, а затем повторить их. Постепенно объём цепочки увеличивается.

Затем в звуковые ряды вводятся согласные звуки.

Рекомендации: самое главное – постепенное увеличение объёма, но перед этим обязательно убедитесь, что ребёнок легко справляется с предыдущим упражнением.

3. Игра «Назови картинки».

Цель: учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [ш]. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка.

4. Игра «Придумай имя».

Цель; учить подбирать слова на заданный звук.

Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук. Например: [н] – Настя, Надя, Наташа; [в] – Ваня, Валера, Вася, Валя.

5. Игра «Назови последний звук в слове».

Цель: учить выделять последний звук в слове.

Назовите предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – [м], дуб – [п].

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце ([я], [е], [ё], [ю], так как они обозначают двойные звуки ([йа], [йэ], [йо], [йу]).

6. Игра «Отгадай слово» (карточки).

Цель: учить составлять слова по первым звукам предметов на картинках.

Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

7. Игра «Определи место звука в слове».

Цель; развивать умение определять место звука в слове (начало, конец, середина).

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, в середине или в конце слова. Например: звук [ш] в словах: мышь (в конце, шапка (в начале, машина (в середине).

8. Игра «Прохлопай слова».

Цель: учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например: ма-ли-на (3 слога).

Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой приём: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустится вниз (произнося гласные), столько и слогов в слове.

9. Игра «Позови слово».

Цель: учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

«Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится в слове более длительно, протяжно. Например: «ноооты» – ударный гласный [о].

10. Игра «Твёрдый-мягкий»

Цель: учить определять на слух твёрдый или мягкий звук в начале слова.

Выкладываются на стол предметные картинки и два домика – синий и зелёный.

К синему домику будем подбирать предметные картинки, названия которых начинаются с твердого звука, а к зелёному домику предметные картинки, название которых начинается c мягкого звука.