Главные вкладки
В игры играем , слух развиваем!
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.
Фонетический слух – это врождённая способность, позволяющая:
- узнавать наличие данного звука в слове;
- различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем
Фонематический слух и фонетический слух ( они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.
Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:
- определение наличия или отсутствия звуков в слове;
- местоположение звуков в слове;
- определение линейной последовательности и количества звуков в слове.
В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.
Фонетический слух – это врождённая способность, позволяющая:
- узнавать наличие данного звука в слове;
- различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем
Фонематический слух и фонетический слух ( они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.
Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:
- определение наличия или отсутствия звуков в слове;
- местоположение звуков в слове;
- определение линейной последовательности и количества звуков в слове.
В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.
Фонетический слух – это врождённая способность, позволяющая:
- узнавать наличие данного звука в слове;
- различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем
Фонематический слух и фонетический слух ( они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.
Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:
- определение наличия или отсутствия звуков в слове;
- местоположение звуков в слове;
- определение линейной последовательности и количества звуков в слове.
В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.
Фонетический слух – это врождённая способность, позволяющая:
- узнавать наличие данного звука в слове;
- различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем
Фонематический слух и фонетический слух ( они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.
Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:
- определение наличия или отсутствия звуков в слове;
- местоположение звуков в слове;
- определение линейной последовательности и количества звуков в слове.
В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«В игры играем, фонематический слух развиваем!»
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.
Фонетический слух – это врождённая способность, позволяющая:
- узнавать наличие данного звука в слове;
- различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем
Фонематический слух и фонетический слух ( они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.
Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:
- определение наличия или отсутствия звуков в слове;
- местоположение звуков в слове;
- определение линейной последовательности и количества звуков в слове.
В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.
Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором развития фонематического слуха является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.
Фонематические процессы у детей к 5 годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.
К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Формируются навыки звукового и слогового анализа и синтеза.
Произносительная сторона речи 7 года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учётом норм литературного произношения.
1. Игра «Будь внимательным!»
Цель: развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.
Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например: звук [р]:
л, р, в, ж, р, ч, т, м, р, н;
ла-зы-ру-жа-ра-чу-во-ры-ту-лэ;
нос, корка, штука, крот, лютик, карандаш, жадина.
2. Игра «Звуковая цепочка».
Цель: развитие слухового внимания, памяти.
Предлагаю прослушать цепочки звуков (звуковой ряд, сначала внимательно её послушай, а затем повторить их. Постепенно объём цепочки увеличивается.
Затем в звуковые ряды вводятся согласные звуки.
Рекомендации: самое главное – постепенное увеличение объёма, но перед этим обязательно убедитесь, что ребёнок легко справляется с предыдущим упражнением.
3. Игра «Назови картинки».
Цель: учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.
Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [ш]. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка.
4. Игра «Придумай имя».
Цель; учить подбирать слова на заданный звук.
Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук. Например: [н] – Настя, Надя, Наташа; [в] – Ваня, Валера, Вася, Валя.
5. Игра «Назови последний звук в слове».
Цель: учить выделять последний звук в слове.
Назовите предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – [м], дуб – [п].
Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце ([я], [е], [ё], [ю], так как они обозначают двойные звуки ([йа], [йэ], [йо], [йу]).
6. Игра «Отгадай слово» (карточки).
Цель: учить составлять слова по первым звукам предметов на картинках.
Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).
7. Игра «Определи место звука в слове».
Цель; развивать умение определять место звука в слове (начало, конец, середина).
Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, в середине или в конце слова. Например: звук [ш] в словах: мышь (в конце, шапка (в начале, машина (в середине).
8. Игра «Прохлопай слова».
Цель: учить делить слова на слоги.
Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например: ма-ли-на (3 слога).
Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой приём: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустится вниз (произнося гласные), столько и слогов в слове.
9. Игра «Позови слово».
Цель: учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.
«Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится в слове более длительно, протяжно. Например: «ноооты» – ударный гласный [о].
10. Игра «Твёрдый-мягкий»
Цель: учить определять на слух твёрдый или мягкий звук в начале слова.
Выкладываются на стол предметные картинки и два домика – синий и зелёный.
К синему домику будем подбирать предметные картинки, названия которых начинаются с твердого звука, а к зелёному домику предметные картинки, название которых начинается c мягкого звука.
