Методические рекомендации для использования модельных характеристик в волейболе
Методические рекомендации для использования модельных характеристик в волейболе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Училище олимпийского резерва № 1»
УТВЕРЖДАЮ
Директор СПБ ГБПОУ «УОР №1»
________________В.А. Кузнецов
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
На тему:
«Методические рекомендации для использования модельных характеристик в волейболе».
Работу подготовил: Орлов.В.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Цель и особенности программы……………………………………………………….. | 3 |
2. Роль модельных характеристик в управлении подготовкой……...…………………. | 4 |
3. Модельные характеристики и нормативы…………………………….......................... Вывод………………………………………………………………………………………. Список используемой литературы………………………………………………………. | 4 8 9 |
Цель и особенности программы
Целью программы является достижение спортивных результатов
на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки, создание условий, способствующих систематическим занятиям физической культурой и спортом, разностороннему, физическому развитию личности, укреплению здоровья обучающихся и приобщению их к нравственным спортивным ценностям посредством обучения виду спорта волейбол.
Программа основана на следующих принципах (особенностях) построения процесса спортивной подготовки:
- направленность программы на максимально возможные (высшие) достижения (выражается в использовании наиболее эффективных средств и методов спортивной подготовки, поэтапном усложнении учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности, оптимизации бытового режима обучающихся, применении оптимальной системы питания, отдыха и восстановления);
- программно-целевой подход к организации спортивной подготовки (выражается в прогнозировании спортивного результата и моделировании содержания учебно-тренировочного процесса с учетом видов подготовки (физической, технической, тактической, психологической, теоретической), структуры учебно-тренировочного и соревновательного процесса в различных циклах подготовки, в составлении и реализации конкретных планов спортивной подготовки на различных этапах, внесении корректировок, обеспечивающих достижение конечной целевой установки - победы в определенных спортивных соревнованиях, достижении конкретных спортивных результатов);
- индивидуализация спортивной подготовки (выражается в построении процесса спортивной подготовки с учетом индивидуальных особенностей конкретного обучающегося, его пола, возраста, функционального состояния организма, уровня спортивного мастерства);
- единство общей и специальной физической подготовки (выражается
в построении процесса спортивной подготовки с учетом соотношения средств
и методов применения общей и специальной физической подготовки, числа проведенных занятий, индивидуальных способностей обучающегося, периода подготовки, решаемых учебно-тренировочных задач. По мере повышения уровня спортивного мастерства, обучающегося доля специальной физической подготовки в общем объеме тренировочных средств должна возрастать);
- непрерывность и цикличность процесса подготовки (выражается
в необходимости проведения систематического процесса спортивной подготовки, одновременного внесения изменений в его содержание в зависимости от этапа подготовки, обеспечения преемственности и последовательности чередования нагрузки, в соответствии с закономерностями тренировочного процесса, с учетом многолетней непрерывности процесса спортивной подготовки);
- взаимосвязь всех составляющих процесса спортивной подготовки, прежде всего учебно-тренировочного и соревновательного процессов (построение процесса спортивной подготовки обучающегося должно соответствовать календарю проведения соревновательной деятельности, и обеспечивать эффективное выступление обучающегося на соревнованиях соответствующего уровня).
Роль модельных характеристик в управлении подготовкой
Эффективность функционирования системы многолетней подготовки спортивных резервов во многом зависит от управления — процесса, направленного на достижение определенных целей. По степени достижения цели судят о качестве управления. Цель управления процессом подготовки волейболистов может быть определена как конечное состояние системы многолетней подготовки в виде набора количественных модельных показателей, характеризующих уровень подготовленности спортсменов, который надо обеспечить на данной стадии управления.
Для эффективного управления используют «модель спортсмена» и «модель команды». Модельные характеристики спортсменов разрабатывают, опираясь на специфику спортивной деятельности волейболистов. Задача состоит в том, чтобы выделить существенные факторы, способствующие достижению высоких результатов. Оценка этих факторов в количественных показателях у сильнейших игроков с учетом вероятного развития волейбола в будущем ложится в основу «модели будущего», или «модели сильнейшего волейболиста».
Не все факторы, следовательно и модельные характеристики, равнозначны. Первый уровень составляют данные соревновательной деятельности волейболистов на крупнейших соревнованиях. Они составляют «модель соревнования». Второй уровень образуют основные стороны спортивного мастерства, определяющие специальную физическую и технико-тактическую подготовленность. Третий уровень составляют психологические, функциональные и морфологические показатели. Между показателями на всех уровнях должна быть установлена логическая связь, для этого показатели должны быть достаточно информативными.
Модельные характеристики и нормативы
Модельные характеристики волейболистов разрабатывают на основе специфики спортивной игровой деятельности и факторов, обусловливающих достижение высоких спортивных результатов. Наряду с индивидуально-командными моделями разрабатывают функциональные модели педагогического воздействия — тренировочные программы, средства и методы, призванные обеспечить достижение соответствующих модельных характеристик к установленному времени. На основании прогнозирования уровня спортивного мастерства и модельных характеристик сильнейших волейболистов разрабатывают модельные характеристики спортсменов в возрастном аспекте — на весь период многолетней подготовки. Модельные характеристики должны иметь четкие количественные показатели по основным параметрам, прежде всего соревновательной и тренировочной деятельности (по уровню подготовленности).
Показатели соревновательной деятельности:
- Результаты соревнований с учетом их масштаба, количество побед над соперниками.
- Прием подачи: качественный прием, некачественный, ошибки при приеме.
- Подача: выигрыш очка, затрудненный прием, мяч введен просто в игру, ошибки при подаче (потеря).
- Нападение: выигрыш мяча (очка, подачи), мяч остался в игре, проигрыш мяча (очка, подачи), эффективность.
- Блокирование: выигрыш мяча (очка, подачи), касание мяча (мяч на своей стороне или на стороне противника), прыжок без касания, проигрыш мяча (очка, подачи).
- Защита: мяч сохранен в игре (с атакой, без атаки), мяч проигран.
- Эффективность игры связующих игроков — вторая передача на удар без блока, на один блок, на два (три) блока, качество второй передачи, направление. Комплектование команды по игровым функциям волейболистов.
Показатели уровня подготовленности:
1. Тактическая подготовка: объем тактических действий — индивидуальных, групповых и командных в нападении и защите, качество освоения, применяемость их в игре, эффективность — с учетом игровых функций.
2. Техническая подготовка: объем, разнообразие, качество освоения, применяемость в игре, эффективность.
3. Физическая подготовка: уровень развития физических качеств, имеющих преимущественное значение для эффективности соревновательной деятельности и овладения навыками игры.
4. Морально-волевая (психологическая) подготовка: свойства личности, типологические особенности нервной системы, психомоторные качества.
#1058;еоретическая подготовка: уровень специальных знаний.
#1048;нтегральная подготовка: объем технико-тактических действий, применяемых в игре, упражнения на переключение в действиях, эффективность игровых действий.
В круг модельных характеристик входят также следующие показатели:
#1052;орфологические признаки (рост, длина конечностей, стопы, кисти, вес тела, состав тела).
#1060;ункциональные возможности: состояние зрительного и двигательного анализаторов, центральной нервной системы, нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы.
#1042;озрастная градация спортсменов: начальный возраст занятий волейболом, возраст достижения высших результатов, возраст на отдельных этапах многолетней подготовки спортивных резервов.
#1057;таж занятий волейболом: «индивидуальный», «командный». В комплексе модельных требований можно выделить два главных компонента: показатели, отражающие уровень подготовленности, достигнутые в процессе тренировок (тренировочный), и показатели, отражающие уровень, достигнутый в процессе соревнований (соревновательный). Кроме тренировочного и соревновательного компонентов оценки учитывается, в какой спортивный коллектив — команду высшего разряда — включен воспитанник юношеского коллектива: сборная команда, клубная команда высшей лиги, первой группы страны, класса «А» республики. При этом принимается во внимание время — в период обучения или после его окончания. Значение каждой из этих составных частей различно на этапах многолетней подготовки. На первом этапе (10— 12 и 13—14 лет) первостепенное значение имеют показатели тренировочной деятельности; на втором (15—17 лет)
- показатели тренировочного уровня, однако учитываются и показатели соревновательной деятельности; на третьем этапе (18—20 лет) при оптимальном тренировочном уровне ведущее значение приобретают показатели соревновательной деятельности и данные о включении юных спортсменов в команды высших разрядов. По каждому параметру модельных требований определяется количество баллов за выполнение исходного норматива. Сумма всех показателей составляет общий показатель, который должен быть достигнут волейболистом. За более высокий или более низкий результат по сравнению с контрольным спортсмен соответственно получает дополнительные очки или теряет их. На основе комплексных оценок всех показателей устанавливают интегральный уровень оценки спортивного мастерства.
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта "волейбол"
N п/п | Упражнения | Единица измерения | Норматив до года обучения | Норматив свыше года обучения | ||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |||
1. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины "волейбол" | ||||||
| Бег на 30 м
| с
| не более | не более | ||
6,9 | 7,1 | 6,2 | 6,4 | |||
| Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | см
| не менее | не более | ||
110 | 105 | 130 | 120 | |||
| Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | количество раз
| не менее | не менее | ||
7 | 4 | 10 | 5 | |||
| Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) | см
| не менее | не менее | ||
+1 | +3 | +2 | +3 | |||
2. Нормативы общей физической подготовки для спортивной дисциплины "пляжный волейбол" | ||||||
Бег на 30 м
| с
| не более |
| |||
| 6,2 | 6,4 | 6,0 | 6,2 | ||
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу | количество раз
| не менее |
| |||
| 10 | 5 | 12 | 7 | ||
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи) | см
| не менее |
| |||
| +2 | +3 | +4 | +5 | ||
Челночный бег 3x10 м
| с
| не более |
| |||
| 9,6 | 9,9 | 9,3 | 9,5 | ||
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | см
| не менее |
| |||
| 130 | 120 | 140 | 130 | ||
3. Нормативы специальной физической подготовки для спортивной дисциплины "волейбол" | ||||||
Челночный бег 5x6 м
| с
| не более | не более | |||
| 12,0 | 12,5 | 11,5 | 12,0 | ||
Бросок мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками, стоя | м
| не менее | не менее | |||
| 8 | 6 | 10 | 8 | ||
Прыжок в высоту одновременным отталкиванием двумя ногами | см
| не менее | не менее | |||
| 36 | 30 | 40 | 35 | ||
4. Нормативы специальной физической подготовки для спортивной дисциплины "пляжный волейбол" | ||||||
Челночный бег 8x5,66 м "Конверт" | с
| не более | не более | |||
| 13,0 | 12,5 | 12,5 | 12,0 | ||
Бросок мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками, стоя | м
| не менее | не менее | |||
| 8 | 6 | 10 | 8 | ||
Прыжок в высоту одновременным отталкиванием двумя ногами | см
| не менее | не менее | |||
| 36 | 30 | 40 | 35 | ||
Прыжок вверх с места со взмахом руками | см
| не менее | не менее | |||
| 26 | 20 | 30 | 25 | ||
Вывод
Модельные характеристики волейболистов формируются с учетом особенностей их спортивной игры и факторов, влияющих на достижение высоких результатов. Эти характеристики должны содержать конкретные количественные параметры, особенно касающиеся соревновательной и тренировочной деятельности (уровня подготовки). Согласно общей теории спорта, одной из ключевых функций соревнований является их спортивно - эталонная функция. Она заключается в том, что результаты выступлений спортсменов и команд высшей квалификации используются в учебно - тренировочном процессе в качестве образцовых характеристик.
Проанализировав научную литературу, опыт работы специалистов и тренеров, можно сказать о том, что разработка и применение модельных характеристик спортсменов позволяет не только выявить слабые места в подготовке игроков, но и указывает на наличие у них способностей, которые должны прорабатываться тренером индивидуально с каждым из игроков.
Список используемой литературы
- Волейбол: учебник для вузов / А.В. Беляев, М.В. Савин - М.: Физкультура и спорт, 2006. – 376с.
- Волейбол: Учебник для институтов физической культуры / Ю.Н. Клещев, А.Г. Айриянц - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 265с.
- Методическое пособие по обучению игре в волейбол и ее совершенствование: пособие для студентов физических факультетов / Федерация волейбола Республики Казахстан.- Алматы, 2008. - 188с.
