Статья:" Эстетическое воспитание "

Петрова Екатерина Сергеевна
Статья: «Эстетическое воспитание» Написала воспитатель центр развития ребенка-детский сад 209 Петрова Е.С Ярославль,2025 Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом на его эстетический облик - стройность формы красоту цвета. Рисование способствует развитию эстетического восприятия - восприятие того что красиво. Это становится возможным только на известном уровне развития способности анализировать выделить в предмете то, что составляет его красоту, является характерным для его облика. Успешное развитие цветового восприятия у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять при соблюдении ряда условий: - планомерности и систематичности педагогического процесса - включения детей в активную поисковую деятельность - организация занятий с использованием литературных и музыкальных произведений. Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что успешность формирования цветового восприятия зависит от эффективности занятий по рисованию. Решение данной проблемы и составляет цель моей работы. Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему статьи: «Эстетическое воспитание дошкольников в процессе развития цветового восприятия» Эстетическое воспитание. В разные периоды времени эстетическое воспитание трактовалось по- разному. Одни авторы, давая определение эстетическому воспитанию, делают акцент на формировании творчески активной личности (Б.Т.Лихачев) Другие рассматривают эстетическое воспитание как формирование определенного эстетического отношения человека к действительности (А.А.Беляева) Эстетическое воспитание – формирование определенного эстетического отношения к действительности. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно возможно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека. Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты. Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что оно является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойства предметов (формы, строения, величины, цвета), способствуют развития у детей чувства формы, цвета, ритма- компонентов эстетического чувства. Эстетическое восприятие направлено в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик- стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т.д. В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умения планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка. На разных уровнях детского развития эстетического восприятия имеет различное содержание. Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще недостаточно для создания изображения. Знакомство с предметом, который будет затем изображен, должен иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркнуть его красоту, использовать образное сравнение. Таким образом, эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в эстетическом воспитании играет семья, детский сад, поэтому родителям, воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство красоты, чистоты аккуратности и так далее. А также роль семьи в эстетическом воспитании заключается в том, что именно в ней ребенок получает первые элементарные представления о красоте, аккуратности и красоте. Если семья – стартовый этап воспитания, то детский сад – второй и не менее важный этап. В этом возрасте у ребенка формируются эстетические чувства и вкусы, а помочь ему в этом могут систематические занятия, которые проводятся в детском саду и школе. Задача эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и так далее. «Воспитание- дело трудное, но свое бессилие, промахи не стоит выдавать за ненужность эстетического воспитания»- говорил В.Соловьев. Методы эстетического воспитания. В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей восприятию художественных ценностей, продуктивной деятельности, осознанное отношение к социальной, природной, предметной среде. Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, формы организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играет уровень подготовки, мастерства и способности педагога. Вот, на мой взгляд, наиболее эффективные методы эстетического воспитания, способствующие формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий: - метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки первоначальных проявлений вкуса; - метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения; - метод проблемных ситуаций, пробуждающих к творческим и практическим действиям; - метод побуждения к сопереживанию, эмоционально- положительной отзывчивости и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире. Чтобы усилить воспитывающий и развивающий характер обучения, нужно стараться применять методы воспитания, а также методы обучения, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество. Это сущность проблемно- поискового метода, широко применяемого в советской дидактике. Воспитатель предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла. Практическое применение методов и приемов находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно с учетом возможностей всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Таким образом, эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни. Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение. Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах - изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно- прикладном и др. Особенности психологии восприятия цвета. Физиологическое воздействие цвета. Самые яркие проявления воздействия цветов можно свести к следующему: Красный - проникающий, тепловой, увеличивает мускульное напряжение, следовательно, кровяное давление и ритм дыхания. Оранжевый - улучшает пищеварение: ускоряет пульсацию крови. Желтый - стимулирует зрение, следовательно, и нервы. Успокаивает психоневрозы. Зеленый – уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры. Облегчает невралгии и мигрени. Голубой – снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и снижает ритм дыхания. Фиолетовый – действует на сердце, легкие и увеличивает их выносливость. Эмоциональное действие цветов. Французский невропатолог Фэрэ изучил влияние цветов на мышечную деятельность и нашел, что сила сжатия рукою увеличивается под действием теплых и уменьшается под действием холодных. Эмоциональная оценка цветов часто зависит от их символического значения. Последнее также не постоянно и в свою очередь зависит от многих причин. Символические значения цветов складываются в результате определенных педагогических условий и иногда удерживается за цветами в течение долгого времени, но все же они являются постоянными. Вопрос оценки цветов и их сочетаний чрезвычайно сложен, и говорить о нем безотносительно к конкретным условиям нельзя. Но, не смотря на это все возможности делать некоторые обобщения. Никто не называет «вялыми» насыщенные особенно теплые цвета, или «нежными» такие цвета, как черный, яично- желтый и т.п. Теплые насыщенные цвета обычно признаются «активными» цветами, в отличие от малонасыщенных холодных. Темные цвета скорее могут казаться «мрачными», чем светлее, «резкими» цветами чаще всего оказываются интенсивные цвета, «нежными» цветами- малонасыщенные светлые цвета. Психологические основы восприятия цвета. Психологическое воздействие цвета очень разнообразно. Различается прямое воздействие цвета, способное придать среде или предмету вид, который будет производить на нас впечатление легкости или тяжести, тепла или холода, вызывать у нас чувство веселья или печали и т.д. Бывает и вторичное воздействие, связанное с аффективными связями ума, субъективными или объективными ассоциациями, возникающими от воздействия цвета. В этой группе одни являются хорошо изученными, другие остаются не ясными. Психологическая роль цвета требует глубокого изучения, т.к. цвет является важным выразительным средством, отражающим материальное свойство предметов, передающих многообразие окружающего мира в его цветовом звучании. Дети используют цвет некоторых предметов в качестве их обязательного признака и закрашивает изображение предмета однотипно без передачи оттенков. Это объясняется тем, что часто дети пользуются знанием цвета предмета, установленным со слов взрослых, минуя собственное восприятие. Поэтому детские рисунки заполнены цветовыми штампами(трава зеленая, солнце красное или желтое). Свободное применение цвета в детском рисунке может иметь глубокое основание. Только у совсем маленьких детей (двух- трех лет) одинаковое отношение к краске любого цвета. Получив в руки кисть и бумагу, они могут рисовать всеми красками без разбора, когда ребенка спрашивают, какая самая красивая, он отвечает: «все красивые». Но уже в три- четыре года положение вещей существенно меняется. Характерна особенность детских рисунков та, что в них дети выражают свое отношение к своему рисунку. Все «красивое» дети изображают яркими красками, часто с нарядным орнаментом. «Некрасивое» рисуют темными красками, нарочно плохо исполняя рисунок. Взрослый художник и злодея будет тщательно прорисовывать, находя особые приемы для выражения отрицательного отношения к изображаемому субъекту. Ребенок разрешает себе нарисовать злодея бабу- ягу, забияку небрежно. С его точки зрения они не стоят стараний. Таким образом, цвет и тщательность прорисовки выражают отношение ребенка к содержанию рисунка. Эмоционально воспринимая цвета и предпочитая один цвет другому, ребенок часто использует любимый цвет не для передачи реального цвета предмета, а для украшения изображаемого. Поэтому дети раскрашивают изображаемые предметы цветными полосами или узорами, которые вовсе не свойственны им. Изобразительная деятельность оказывает специфическое влияние на развитие современных детей. Цвет в особенности сильный, интенсивный, возбуждает у детей положительные чувства, радует их. Но многие дошкольники без специального побуждения не используют цветового разнообразия материалов; они могут весь рисунок выполнить карандашом или краской одного цвета. По предложению взрослого ребята охотно возьмут карандаш другого цвета и могут рисовать им до конца занятия. Лишь постепенно под воздействием педагога дети начинают замечать цветовое богатство окружающего мира, у них появляется желание передать это в рисунке. Ребенок в рисовании переходит от диффузных( неопределенных, графических образов, выступающих как знаки сходных групп предметов), к собственному изображению конкретного реального предмета. Развитию изобразительной деятельности в таком направлении требует от ребенка, прежде всего развития восприятия и мышления, умения не только смотреть, но и видеть, что позволяет передавать предметный мир по понятным изобразительным законам. Использования цвета в свою очередь влияет на развитие восприятия и эстетических чувств ребенка. В 3- 4 года ребенок выполняет красивое изображение яркими, чистыми красками. Преимущество отдается желтой, оранжевой, красной, голубой, изумрудно- зеленой. Если ребенок пользуется цветной бумагой, то он рисует на ней чаще всего белой или любой светлой краской. Нередко дети выбирают для раскраски изображенного предмета цвета, не соответствующие натуре. «Не подражательный» цвет, которым раскрашивается красивое часто бывает излюбленным цветом юного художника. Иногда изображенный предмет раскрашивается сразу несколькими яркими красками. Типичны также рисунки, в которых изображение сплошь закрашены разноцветными полосами или точками. Как показывает анализ детских рисунков на темы «Самое красивое» и «Самое некрасивое», цветовое решение красивого у детей всех стран сходно: цвета в большинстве случаев теплые и уж обязательно чистые, локальные. Положительно- эмоциональное отношение ребенка к предмету изображения выражается яркими чистыми цветами, разнообразным сочетанием их. Некрасивое, помимо того, что изображается нарочно небрежно, обязательно закрашивается каким- либо темным, не милым ребенку цветом. (Венгер). Возможность рисовать цветными карандашами или красками формирует у ребенка в процессе этой деятельности определенное отношение к каждому из цветов. Благодаря возникшим ассоциациям у детей появляются любимые цвета и не любимые. Однако выбор предпочитаемых цветов всегда ограничен яркими, светлыми красками. С 4- 5 цветовое решение тем «Самое красивое»- «Самое некрасивое» начинает идти двумя противоположными путями. Одна тенденция проявляется в том, что цветовое решение становится здесь определяющим, т.е. многие дети с 4- 5 лет и вплоть до подросткового возраста решают тему красивого и некрасивого исключительно цветом. Красивое, изображается преимущественно в теплых тонах, некрасивое – небрежно, преимущественно в холодных тонах. При этом для ребенка не имеет значение, каков действительный цвет реального предмета, он использует «Не подражательный» цвет, имеющий для него выразительную силу. При всей необходимости усвоения эталонных цветов предметов полноценное развитие восприятия ребенка осуществляется там, где ребенок получает возможность убедиться в многообразии и многоцветии реального мира. Ведь небо бывает не только голубое и синее, но всякое; бело- розовое, кроваво- красное, голубовато- фиолетовое и многих других цветов и оттенков. Снег и зелень отражает небо, и поэтому также меняет свое цветовое обличие и т.д. Там где ребенок приобщен к художественной культуре, он свободно использует цвет для непосредственного эмоционального удовольствия от раскрашенной поверхности листа, как знак цветового качества изображаемого предмета, и для выражения отношения к изображаемому. Каким образом ребенок использует цвет в своих рисунках, зависит, прежде всего, от тех акцентов, которые дает система воспитания, воздействуя на ребенка. Цвет, как выразительное средство, в детском изобразительном творчестве. Одним из самых доступных ребенку средств выразительности является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту, ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Иногда ребенок, казалось бы отдает предпочтение какому- то определенному цвету: все рисует зеленым или голубым. В чем причина? Что это- предпочтение или равнодушие к цвету? Ребенок- дошкольник может использовать любимый цвет иногда неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случаи он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее, его содержанием и делает своеобразный «подарок» ( Е.А.Флерина) образу, как бы украшает его. Нередко таким подарком украшением является применение нескольких ярких цветов сразу. Так 5-ти летний ребенок под впечатлением Новогоднего праздника, красивой елки изобразил дерево со стволом, похожим на морковку, а ствол старательно раскрасил чередующими полосками синего и красного цвета. Ритмичное чередование цветных полосок сделало рисунок ярким, праздничным, декоративным. Другой малыш(5 лет) нарисовал свою маму с волосами всех цветов радуги («Моя красивая мама») Использование своего «не подражательного» цвета характерно для выразительных средств дошкольников. Многие исследователи детского рисунка отмечают, что ребенок применяет цвет для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами малыш обычно изображает любимых героев, приятные события, а темными («грязными»)- нелюбимых, злых персонажей и печальные явления. В исследованиях известного психолога В.С.Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных - холодные. По мере освоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира цвет в детском рисунке становится более реалистичным (по данным Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, В.С.Мухиной и др.) Он по- прежнему остается средством выражения замысла, но теперь уже более осознанным и обоснованным. Подрастая, ребенок может более тонко чувствовать и передавать колорит разных времен года, состояние погоды и даже времени суток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках дошкольников. Исследователи детского рисунка отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля - всегда черная (коричневая), небо - синее, солнце- желтое(красное), трава- зеленая и т.п. То есть цвет не перестает быть выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета. Некоторые ученые объясняют это недостатком обучения. Н.П.Сакулина, Л.А.Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать свое внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть голобым, и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребенок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и «подражательный». У ребенка должно быть право выбора. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребенок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будет выразительным. Надо учитывать при этом, что буйство красок на рисунке не всегда выражает настроение ребенка и его замысел. Дошкольник может рисовать всеми красками, подражая при этом соседу по столу или рисуя «наизусть» не раз найденный образ. Обычно приходится наблюдать, как родители, покупая альбом для рисования, карандаши или краски, не обращают внимание на их качество и даже порой просят дать им, что- либо похуже, мотивируя тем, что это - для ребенка. Это- большая ошибка родителей. Подумайте сами: если ваш ребенок проявил интерес и увлечение к рисованию, то надлежит все сделать для того, чтобы это увлечение доставляло ребенку радость от ощущения успеха. Чем меньше будет трудностей и препятствий, тем больше и скорее получит ребенок эстетическую радость. Мне часто приходится наблюдать, когда иногда ребенок пытается нарисовать ясное голубое небо, а упрямая бумага делает непоправимые пятна и складки. А тут еще и кисть не послушная: топорщится во все стороны. Ею не проведешь желаемой линии. И у ребенка быстро пропадает интерес, он устает, у него не хватает сил преодолеть сопротивляемость материала. Е.А.Флерина считает, что именно ребятам необходимо давать бумагу и краски хорошего качества. Очень целесообразно давать для работы цветную бумагу. К примеру: если надо рисовать Африку - раздать им оранжевую бумагу и пусть рисуют на ней тушью. Нарисуют пальму и длинную тень – и уже становится жарко. А когда будет задание нарисовать море – дайте зелено- голубую бумагу и гуашевые белила, и они сделают море и волны, которое двигается и живет. Принесите им черную бумагу и дайте задание изобразить ночной город. Когда ребята дотронутся белой краской до бумаги, то на ней сразу зажгутся огоньки, восхищая ребят иллюзией света. Так благодаря цветной бумаге будет сокращен процесс технической работы и значительно усилит эмоционально- творческий момент, который и имеет основное значение для развития в ребенке увлечения и желания заниматься изобразительным искусством. И не только бумага и краски, а все, что мы делаем для ребят, начиная от детских колясок и до их одежды, должно быть самым лучшим. Все предметы, предназначенные для детей, должны быть особенно добротны, качественны, красивы. Вывод Цвет, в особенности сильный, интенсивный, возбуждает положительные чувства детей, радует их. Но дети, не направляемые педагогом, склонны использовать цвета только для украшения изображения. Изобразительная практика, повседневный опыт постепенно обогащают восприятие, превращая его в мощное художественное средство познания жизни. Дошкольник еще не имеет разностороннего опыта восприятия цвета, цветовых впечатлений, которые он получает в дальнейшем в своей жизненной практике. Однако у детей к 5-7 годам уже есть необходимые предпосылки для развития эстетического чувства цвета. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно. Это очень ценное качество, которое надо не только охранять, но и поддерживать, развивать так, как оно является условием развития восприятия цвета у дошкольников. Дети по- своему, интуитивно улавливают цветовой образ, обнаруживая тем самым зачатки образного мышления. Они называют цвета и их сочетания злыми и добрыми, веселыми и грустными. Вопросы цвета, цветовых гармоний, эстетического воздействия цвета на человека издавна привлекало внимание ученых, педагогов, художников. Поэтому, не удивительно, что эта проблема заинтересовала и меня. После проведенного эксперимента хочется порекомендовать воспитателям, обязательно проводить целенаправленные занятия с детьми по развитию цветового восприятия. Можно давать консультации для родителей, показывать им образцы рисунков своих и детей. Таким образом, становится очевидным, что в результате систематичности занятий у детей старшего дошкольного возраста хорошо формируется цветовое восприятие на занятиях по рисованию. Все это свидетельствует о росте осознанного отношения к изобразительной деятельности. Библиография 1.Башаева Т.В. Познавательные процессы.- Яр., 1999 2.Венгер Л.А., Венеб И.Д. Развитие восприятия в дошкольном детстве,- 1973 3.Мухина В.С. Детская психология.- М.: Просв.1985 4.Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просв.,1982 5.Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника, 1961 6.Эстетика: словарь/ Под общей ред. А.А.Беляева и др.- М.,1989 7.Лихачев Б.Е. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК ФПК-М.: Юрайт 1999

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_esteticheskomu_vospitaniyu.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Эстетическое воспитание»

  Написала воспитатель

центр развития

ребенка-детский сад 209

Петрова Е.С

Ярославль,2025

Эстетическое восприятие направляется в первую очередь на предмет в целом на его эстетический облик  - стройность формы красоту цвета. Рисование способствует развитию эстетического восприятия - восприятие того что красиво. Это становится возможным только на известном уровне развития способности анализировать выделить в предмете то, что составляет его красоту, является характерным для его облика. Успешное развитие цветового восприятия у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять при соблюдении ряда условий:

- планомерности и систематичности педагогического процесса

- включения детей в активную поисковую деятельность

- организация занятий с использованием литературных и музыкальных произведений.

Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что успешность формирования цветового восприятия зависит от эффективности занятий по рисованию.

Решение данной проблемы и составляет цель моей работы.

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения  определили тему статьи: «Эстетическое воспитание дошкольников в процессе развития цветового восприятия»

Эстетическое воспитание.

В разные периоды времени эстетическое воспитание трактовалось по- разному. Одни авторы, давая определение эстетическому воспитанию, делают акцент на формировании творчески активной личности (Б.Т.Лихачев) Другие рассматривают эстетическое воспитание как формирование определенного эстетического отношения человека к действительности (А.А.Беляева)

Эстетическое воспитание – формирование определенного эстетического отношения к действительности.

Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно возможно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.

Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что оно является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойства предметов (формы, строения, величины, цвета), способствуют развития у детей чувства формы, цвета, ритма- компонентов эстетического чувства. Эстетическое восприятие направлено в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик- стройность формы, красоту цвета, пропорциональность частей и т.д. В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умения планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка.

На разных уровнях детского развития эстетического восприятия имеет различное содержание. Но целостное эстетическое восприятие, проникнутое эстетическим чувством красоты, еще недостаточно для создания изображения. Знакомство с предметом, который будет затем изображен, должен иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркнуть его красоту, использовать образное сравнение.

Таким образом, эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в эстетическом воспитании играет семья, детский сад, поэтому родителям, воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство красоты, чистоты аккуратности и так далее. А также роль семьи  в эстетическом воспитании заключается в том, что именно в ней ребенок  получает первые элементарные представления о красоте, аккуратности и красоте.

Если семья – стартовый этап воспитания, то детский сад – второй и не менее важный этап. В этом возрасте у ребенка формируются эстетические чувства и вкусы, а помочь ему в этом могут систематические занятия, которые проводятся в детском саду и школе.

Задача эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и так далее.

«Воспитание- дело трудное, но свое бессилие, промахи не стоит выдавать за ненужность эстетического воспитания»- говорил В.Соловьев.

Методы эстетического воспитания.

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей восприятию художественных ценностей, продуктивной деятельности, осознанное отношение  к социальной, природной, предметной среде.

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, формы организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играет уровень подготовки, мастерства и способности педагога.

Вот, на мой взгляд, наиболее эффективные методы эстетического воспитания, способствующие формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки первоначальных проявлений вкуса;

- метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

- метод проблемных ситуаций, пробуждающих к творческим и практическим действиям;

- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально- положительной отзывчивости и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Чтобы усилить воспитывающий и развивающий характер обучения, нужно стараться применять методы воспитания, а также методы обучения, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество. Это сущность проблемно- поискового метода, широко применяемого в советской дидактике. Воспитатель предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла.

Практическое применение методов и приемов находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно  с учетом возможностей всего коллектива и каждого ребенка в отдельности.

Таким образом, эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании

высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни.

Методы эстетического воспитания помогают воспитать такого человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах - изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно- прикладном и др.

Особенности психологии восприятия цвета.

Физиологическое воздействие цвета.

Самые яркие проявления воздействия цветов можно свести к следующему:

Красный - проникающий, тепловой, увеличивает мускульное напряжение, следовательно, кровяное давление и ритм дыхания.

Оранжевый - улучшает пищеварение: ускоряет пульсацию крови.

Желтый - стимулирует зрение, следовательно, и нервы. Успокаивает психоневрозы.

Зеленый уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры. Облегчает невралгии и мигрени.

Голубой – снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и снижает ритм дыхания.

Фиолетовый – действует на сердце, легкие и увеличивает их выносливость.

Эмоциональное действие цветов.

Французский невропатолог Фэрэ изучил влияние цветов на мышечную деятельность и нашел, что сила сжатия рукою увеличивается под действием теплых и уменьшается под действием холодных.

Эмоциональная оценка цветов часто зависит от их символического значения. Последнее  также не постоянно и в свою очередь зависит от многих причин. Символические значения цветов складываются в результате определенных педагогических условий и иногда удерживается за цветами в течение долгого времени, но все же они являются постоянными.

Вопрос оценки цветов и их сочетаний чрезвычайно сложен, и говорить о нем безотносительно к конкретным условиям нельзя. Но, не смотря на это все возможности делать некоторые обобщения. Никто не называет «вялыми» насыщенные особенно теплые цвета, или «нежными» такие цвета, как черный, яично- желтый и т.п.

Теплые насыщенные цвета обычно признаются «активными» цветами, в отличие от малонасыщенных холодных.

Темные цвета скорее могут казаться «мрачными», чем светлее, «резкими» цветами чаще всего оказываются интенсивные цвета, «нежными» цветами- малонасыщенные светлые цвета.

Психологические основы восприятия цвета.

Психологическое воздействие цвета очень разнообразно. Различается прямое воздействие цвета, способное придать среде или предмету вид, который будет производить на нас впечатление легкости или тяжести, тепла или холода, вызывать у нас чувство веселья или печали и т.д.

Бывает и вторичное воздействие, связанное с аффективными связями ума, субъективными или объективными ассоциациями, возникающими от воздействия цвета.

В этой группе одни являются хорошо изученными, другие остаются не ясными.

Психологическая роль цвета требует глубокого изучения, т.к. цвет является важным выразительным средством, отражающим материальное свойство предметов, передающих многообразие окружающего мира в его цветовом звучании.

Дети используют цвет некоторых предметов в качестве их обязательного признака и закрашивает изображение предмета однотипно без передачи оттенков. Это объясняется тем, что часто дети пользуются знанием цвета предмета, установленным со слов взрослых, минуя собственное восприятие. Поэтому детские рисунки заполнены цветовыми штампами(трава зеленая, солнце красное или желтое).

Свободное применение цвета в детском рисунке может иметь глубокое основание. Только у совсем маленьких детей (двух- трех лет) одинаковое отношение к краске любого цвета. Получив в руки кисть и бумагу, они могут рисовать всеми красками без разбора, когда ребенка спрашивают, какая самая красивая, он отвечает: «все красивые». Но уже в три- четыре года положение вещей существенно меняется. Характерна  особенность детских рисунков та, что в них дети выражают свое отношение к своему рисунку. Все «красивое» дети изображают яркими красками, часто с нарядным орнаментом. «Некрасивое» рисуют темными красками, нарочно плохо исполняя рисунок. Взрослый художник и злодея будет тщательно прорисовывать, находя особые приемы для выражения отрицательного отношения к изображаемому субъекту. Ребенок разрешает себе нарисовать злодея бабу- ягу, забияку небрежно. С его точки зрения они не стоят стараний. Таким образом, цвет и тщательность прорисовки выражают отношение ребенка к содержанию рисунка.

Эмоционально воспринимая цвета и предпочитая один цвет другому, ребенок часто использует любимый цвет не для передачи реального цвета предмета, а для украшения изображаемого. Поэтому дети раскрашивают изображаемые предметы цветными полосами или узорами, которые вовсе не свойственны им. Изобразительная деятельность оказывает специфическое влияние на развитие современных детей. Цвет в особенности сильный, интенсивный, возбуждает у детей положительные чувства, радует их. Но многие дошкольники без специального побуждения не используют цветового разнообразия материалов; они могут весь рисунок выполнить карандашом или краской одного цвета. По предложению взрослого ребята охотно возьмут карандаш другого цвета и могут рисовать им до конца занятия. Лишь постепенно под воздействием педагога дети начинают замечать цветовое богатство окружающего мира, у них появляется желание передать это в рисунке.

Ребенок в рисовании переходит от диффузных( неопределенных, графических образов, выступающих как знаки сходных групп предметов), к собственному изображению конкретного реального предмета. Развитию изобразительной деятельности в таком направлении требует от ребенка, прежде всего развития восприятия и мышления, умения не только смотреть, но и видеть, что позволяет передавать предметный мир по понятным изобразительным законам. Использования цвета в свою очередь влияет на развитие восприятия и эстетических чувств ребенка.

В 3- 4 года ребенок выполняет красивое изображение яркими, чистыми красками. Преимущество отдается желтой, оранжевой, красной, голубой, изумрудно- зеленой. Если ребенок пользуется цветной бумагой, то он рисует на ней чаще всего белой или любой светлой краской. Нередко дети выбирают для раскраски изображенного предмета цвета, не соответствующие натуре. «Не подражательный» цвет, которым раскрашивается красивое часто бывает излюбленным цветом юного художника. Иногда изображенный предмет раскрашивается сразу несколькими яркими красками. Типичны также рисунки, в которых изображение сплошь закрашены разноцветными полосами или точками. Как показывает анализ детских рисунков на темы «Самое красивое» и «Самое некрасивое», цветовое решение красивого у детей всех стран сходно: цвета в большинстве случаев теплые и уж обязательно чистые, локальные. Положительно- эмоциональное отношение ребенка к предмету изображения выражается яркими чистыми цветами, разнообразным сочетанием их. Некрасивое, помимо того, что изображается нарочно небрежно, обязательно закрашивается каким- либо темным, не милым ребенку цветом. (Венгер).

Возможность рисовать цветными карандашами или красками формирует у ребенка в процессе этой деятельности определенное отношение к каждому из цветов. Благодаря возникшим ассоциациям у детей появляются любимые цвета и не любимые. Однако выбор предпочитаемых цветов всегда ограничен яркими, светлыми красками.

С 4- 5 цветовое решение тем «Самое красивое»- «Самое некрасивое» начинает идти двумя противоположными путями. Одна тенденция проявляется в том, что цветовое решение становится здесь определяющим, т.е. многие дети с 4- 5 лет и вплоть до подросткового возраста решают тему красивого и некрасивого исключительно цветом. Красивое, изображается преимущественно в теплых тонах, некрасивое – небрежно, преимущественно в холодных тонах. При этом для ребенка не имеет значение, каков действительный цвет реального предмета, он использует «Не подражательный» цвет, имеющий для него выразительную силу.

При всей необходимости усвоения эталонных цветов предметов полноценное развитие восприятия ребенка осуществляется там, где ребенок получает возможность убедиться в многообразии и многоцветии реального мира. Ведь небо бывает не только голубое и синее, но всякое; бело- розовое, кроваво- красное, голубовато- фиолетовое и многих других цветов и оттенков. Снег и зелень отражает небо, и поэтому также меняет свое цветовое обличие и т.д. Там где ребенок приобщен к художественной культуре, он свободно использует цвет для непосредственного эмоционального удовольствия от раскрашенной поверхности листа, как знак цветового качества изображаемого предмета, и для выражения отношения к изображаемому. Каким образом ребенок использует цвет в своих рисунках, зависит, прежде всего, от тех акцентов, которые дает система воспитания, воздействуя на ребенка.

Цвет, как выразительное средство, в детском изобразительном творчестве.

Одним из самых доступных ребенку средств выразительности является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту, ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Иногда ребенок, казалось бы отдает предпочтение какому- то определенному цвету: все рисует зеленым или голубым. В чем причина? Что это- предпочтение или равнодушие к цвету?

Ребенок- дошкольник может использовать любимый цвет иногда неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случаи он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее, его содержанием и делает своеобразный «подарок»

( Е.А.Флерина) образу, как бы украшает его. Нередко таким подарком украшением является применение нескольких ярких цветов сразу. Так 5-ти летний ребенок под впечатлением Новогоднего праздника, красивой елки изобразил дерево со стволом, похожим на морковку, а ствол старательно раскрасил чередующими полосками синего и красного цвета. Ритмичное чередование цветных полосок сделало рисунок ярким, праздничным, декоративным. Другой малыш(5 лет) нарисовал свою маму с волосами всех цветов радуги («Моя красивая мама»)

Использование своего «не подражательного» цвета характерно для выразительных средств дошкольников. Многие исследователи детского рисунка отмечают, что ребенок применяет цвет для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами малыш обычно изображает любимых героев, приятные события, а темными («грязными»)- нелюбимых, злых персонажей и печальные явления. В исследованиях известного психолога В.С.Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных - холодные. По мере освоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира цвет в детском рисунке становится более реалистичным (по данным Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, В.С.Мухиной и др.) 

Он по- прежнему остается средством выражения замысла, но теперь уже более осознанным и обоснованным. Подрастая, ребенок может более тонко чувствовать и передавать колорит разных времен года, состояние погоды и даже времени суток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках дошкольников.

Исследователи детского рисунка отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля - всегда черная (коричневая), небо - синее, солнце- желтое(красное), трава- зеленая и т.п. То есть цвет не перестает быть выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета.

Некоторые ученые объясняют это недостатком обучения.

Н.П.Сакулина, Л.А.Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать свое внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть голобым, и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребенок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и «подражательный». У ребенка должно быть право выбора. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребенок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будет выразительным. Надо учитывать при этом, что буйство красок на рисунке не всегда выражает настроение ребенка и его замысел.

Дошкольник может рисовать всеми красками, подражая при этом соседу по столу или рисуя «наизусть» не раз найденный образ.

Обычно приходится наблюдать, как родители, покупая альбом для рисования, карандаши или краски, не обращают внимание на их качество и даже порой просят дать им, что- либо похуже, мотивируя тем, что это - для ребенка. Это- большая ошибка родителей. Подумайте сами: если ваш ребенок проявил интерес и увлечение к рисованию, то надлежит все сделать для того, чтобы это увлечение доставляло ребенку радость от ощущения успеха. Чем меньше будет трудностей и препятствий, тем больше и скорее получит ребенок эстетическую радость.

Мне часто приходится наблюдать, когда иногда ребенок пытается нарисовать ясное голубое небо, а упрямая бумага делает непоправимые пятна и складки. А тут еще и кисть не послушная: топорщится во все стороны. Ею не проведешь желаемой линии. И у ребенка быстро пропадает интерес, он устает, у него не хватает сил преодолеть сопротивляемость материала.

Е.А.Флерина считает, что именно ребятам необходимо давать бумагу и краски хорошего качества. Очень целесообразно давать для работы цветную бумагу. К примеру: если надо рисовать Африку - раздать им оранжевую бумагу и пусть рисуют на ней тушью. Нарисуют пальму и длинную тень – и уже становится жарко. А когда будет задание нарисовать море – дайте зелено- голубую бумагу и гуашевые белила, и они сделают море и волны, которое двигается и живет. Принесите им черную бумагу и дайте задание изобразить ночной город. Когда ребята дотронутся белой краской до бумаги, то на ней сразу зажгутся огоньки, восхищая ребят иллюзией света. Так благодаря цветной бумаге будет сокращен процесс технической работы и значительно усилит эмоционально- творческий момент, который и имеет основное значение для развития в ребенке увлечения и желания заниматься изобразительным искусством.

И не только бумага и краски, а все, что мы делаем для ребят, начиная от детских колясок и до их одежды, должно быть самым лучшим. Все предметы, предназначенные для детей, должны быть особенно добротны, качественны, красивы.

Вывод

Цвет, в особенности сильный, интенсивный, возбуждает положительные чувства детей, радует их. Но дети, не направляемые педагогом, склонны использовать цвета только для украшения изображения. Изобразительная практика, повседневный опыт постепенно обогащают восприятие, превращая его в мощное художественное средство познания жизни. Дошкольник еще не имеет разностороннего опыта восприятия цвета, цветовых впечатлений, которые он получает в дальнейшем в своей жизненной практике. Однако у детей к 5-7 годам уже есть необходимые предпосылки для развития эстетического чувства цвета.

Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно. Это очень ценное качество, которое надо не только охранять, но и поддерживать, развивать так, как оно является условием развития восприятия цвета у дошкольников. Дети по- своему, интуитивно улавливают цветовой образ, обнаруживая тем самым зачатки образного мышления. Они называют цвета и их сочетания злыми и добрыми, веселыми и грустными. Вопросы цвета, цветовых гармоний, эстетического воздействия цвета на человека издавна привлекало внимание ученых, педагогов, художников. Поэтому, не удивительно, что эта проблема заинтересовала и меня. После проведенного эксперимента  хочется порекомендовать воспитателям, обязательно проводить целенаправленные занятия с детьми по развитию цветового восприятия. Можно давать консультации для родителей, показывать им образцы рисунков своих и детей.

Таким образом, становится очевидным, что в результате систематичности занятий у детей старшего дошкольного возраста хорошо формируется цветовое восприятие на занятиях по рисованию. Все это свидетельствует о росте осознанного отношения к изобразительной деятельности.

Библиография

1.Башаева Т.В. Познавательные процессы.- Яр., 1999

2.Венгер Л.А., Венеб И.Д. Развитие восприятия в дошкольном детстве,- 1973

3.Мухина В.С. Детская психология.- М.: Просв.1985

4.Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просв.,1982

5.Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника, 1961

6.Эстетика: словарь/ Под общей ред. А.А.Беляева и др.- М.,1989

7.Лихачев Б.Е. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК ФПК-М.: Юрайт 1999