Научная статья на тему "Влияние подвижных игр на свежем воздухе для развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)" с публикацией и участием в II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием

Груцкая Ирина Петровна

Целью статьи в сбонике II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Социально-педагогические вопросы образования и воспитания", 24.06.2024 является анализ изучения специальной педагогической и психологической литературы для выявления значения подвижных игр в развитии детей с ТМНР. По ходу статьи также раскрываются термины «подвижные игры», «тяжелые множественные нарушения развития» (ТМНР). По итогу работы кратко обобщается и указывается влияние подвижных игр на детей с ТМНР.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Груцкая Ирина Петровна

Государственное бюджетное учреждение

города Москвы Центр содействия семейному

 воспитанию «Сколковский»

Департамента труда и социальной защиты населения

Россия, город Москва

Влияние подвижных игр на свежем воздухе для развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Аннотация: целью статьи является анализ изучения специальной педагогической и психологической литературы для выявления значения подвижных игр в развитии детей с ТМНР. По ходу статьи также раскрываются термины «подвижные игры», «тяжелые множественные нарушения развития» (ТМНР). По итогу работы кратко обобщается и указывается влияние подвижных игр на детей с ТМНР.

Ключевые слова: влияние, подвижные игры, дошкольный возраст, школьный возраст, тяжелые множественные нарушения в развитии.

Grutskaya Irina Petrovna

State Budgetary Institution of the

City of Moscow «Skolkovsky»

Center for Assistance to Family

Upbringing Department of Labor

and Social Protection of Population

Russia, Moscow

The impact of outdoor games on the development of school-age children with severe multiple developmental disabilities (SMDD)

Abstract: the purpose of the article is to analyze the study of special pedagogical and psychological literature to identify the importance of mobile games in the development of children with SMDD. In the course of the article the terms “mobile games”, “severe multiple developmental disorders” (SMDD) are also disclosed. At the end of the work, the impact of mobile games on children with SMDD is briefly summarized and indicated.

Key words: impact, mobile games, preschool age, school age, severe multiple developmental disorders.

Введение

Подвижные игры всегда были одним из способов физического развития детей, которые позволяют достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой, совершенствуют все психические процессы, снимают физическую усталость с мышц и формируют положительные нравственные качества, способствуют расширению кругозора. Особенно это касается детей школьного возраста, у которых ведущим видом деятельности продолжает оставаться игра.

Специально подобранные коррекционные подвижные игры при определенной грамотной организации педагогом способны совершенствовать у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) координацию движений и равновесие, улучшать ориентировку в пространстве и времени, помогают осваивать элементарные математические представления, стимулируют к развитию интеллектуальных способностей и др. Важно обратить внимание, что игры создают положительные условия для вовлечения детей с нарушениями в развитии к систематическим занятиям физическими упражнениями, которые являются одним из важных факторов интеграции детей в общество здоровых сверстников.

Понятие «подвижная игра» и влияние игры на ребенка с ТМНР

Подвижная игра – особый вид двигательной деятельности, который направлен на достижение конкретной цели. В процессе игры ребенок может переносить значительно большую нагрузку, чем в обычной деятельности. Это дает хорошие возможности для «увеличения функциональных резервов организма», обеспечивает комплексное совершенствование двигательной деятельности [1. с. 5].

Особенность подвижных игр заключается в органической связи игры с особенностями психологии ребенка, в общении со сверстниками, в интересе к игре и элементах соревнований.

Необходимо обратить внимание на то, что по сути, игра есть вид активной деятельности детей, заключающийся в воспроизведении окружающей жизни, главным образом действий взрослых и отношений между ними. Игра стимулирует в ребенке возникновение и развитие потребности к познанию окружающего мира, развитие физических и волевых качеств, в целом развивает личность ребенка [2, с. 6].

В дошкольном возрасте подвижные игры носят в основном ролевой характер двигательной деятельности. То есть, в игре доминируют подражательные действия (животным, птицам и др.). Правила таких игр просты, а порядок и очередность должны быть понятны всем. По мере взросления и развития детей игры могут усложняться.

Доступность игр имеет большое значение для воспитания уверенности в своих силах. Прежде всего простые, понятные игры должны быть для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Игры, которые не по силам детям с ТМНР снижают интерес и переутомляют их.

Под термином «дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии понимается прежде всего дети с выраженными нарушениями интеллекта и другим первичным нарушением (опорно-двигательного аппарат, зрение, слух и др.), которое вызывает необходимость в постоянной поддержке ребенка в жизненно важных деятельностях [5, с. 262].

Если рассматривать определение понятия «тяжелое множественное нарушение», то такое нарушение определяется Головчиц Л.А. как «специфическое состояние психофизического развития человека вследствие органического поражения ЦНС (центральной нервной системы), при котором совокупность в высокой степени выраженных нарушений интеллекта, поведения, коммуникации, движения, сенсорных функций в значительной мере препятствует развитию самостоятельной жизнедеятельности индивида в обществе» [6, с. 99].

Систематические занятия с такими детьми с использованием подвижных игр на свежем воздухе способствуют формированию и совершенствованию основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др. Однако важно при организации занятия подвижными играми учитывать особенности состояния здоровья детей, возраста, физического развития и физической подготовки ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития [7, с. 14].

В игровой форме дети с ТМНР лучше усваивают знания и приобретают необходимые для жизни в обществе умения (И.М. Бгажнокова, С.Д. Забрамная и др.) [9, с. 80].

По мнению Сычкова Н.В, Алонцева В.В., Шестопалова Е.В. и др., при многократных повторениях подвижных игр становится возможным создание прочных двигательных навыков, их закреплении [7, с. 3].

Лесграфт П.Ф. говорил об игре, как об «упражнение, посредством которого ребенок готовится к жизни». То есть игра выступает как одним из средств воспитания активной личности во всем разнообразии проявлений человека [3, с. 7-8].

Общеизвестно, что у детей с ТМНР запаздывают в развитии потребности и духовные интересы. В связи с этим, сама игровая деятельность, которая вызывает у детей интерес и содержит в себе необходимые компоненты для развития личности, служит средством духовного развития.

В процессе подвижных игр идет активное формирование личности, имеющее большое социальное значение. Это проявляется в складывающихся отношениях между детьми, вырабатывающихся правилах поведения и привычках в игре. Дети проявляют самостоятельность, подражают, радуются, взаимодействуют друг с другом. По мнению Кулешевой Г.В., нравственные привычки, которые формируются в игре, закладывают характер, позволяющий в будущем найти свое место в окружающем мире [8, с. 222].

Абрамова М.А., Сунгурова А.В., Сунгуров А.Н., Афанасенкова Н.В. обращают внимание на то, что игра формирует личность ребенка. В игре ребенок получает первые представления о мире, явлениях природы, вещах и др. через перемещение в пространстве, через взаимодействие с вещами [1, с. 8].

Подвижные игры с использованием несложных упражнений обладают большими возможностями для коррекции психомоторного развития, совершенствования волевой сферы, коррекции и развития координационных способностей, ориентировки в пространстве, профилактике вторичных нарушений, сенсорных и психических нарушений [8, с. 188]

Благодаря подвижным играм у детей развиваются такие психические свойства, как сообразительность, внимательность, инициативность и др.

Помимо вышеперечисленного, подвижные игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, на отношениях между группами детей. Взаимодействуя с окружающими людьми, ребенок знакомится с разнообразием социальной действительности, отношениями людей [1, с. 9].

Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития является нарушение нервной регуляции моторики мелких движений рук и пальцев. Данные отклонения очень часто можно наблюдать при выполнении детьми целенаправленных двигательных актов, которые требуют точность координированных движений.

Игры с мячом дают возможность улучшить мелкую моторику рук, глазомер, мышечное чувство, дифференцировку пространства и прилагаемых усилий во время игры, которые важны для освоения многих бытовых навыков [8, с. 200].

Не менее важно использовать в играх различные мелкие предметы (мячи разных размеров, игрушки, мешочки), которые повышают мышечно-двигательную и кожнотактильную чувствительность, корректируют двигательную функцию пальцев и рук [7, с. 21].

Детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии в подвижной игре притягивает сам процесс действия. Еще одной особенностью подвижных игр для таких детей является то, что игры должны быть построены на одном действии, быть простыми. Нередко воспитатель проговаривает действие и показывает его. Как только ребенок усваивает действие, выполняет его с большим успехом, необходимо вводить следующее, более сложное действие с целью дальнейшего развития ребенка [9, с. 83]

Важно также закреплять приобретенные навыки и знания посредством повторения игр вновь. При повторении подвижных игр рефлекторные связи становятся устойчивее. Чем лучше дети узнают игру, тем совершеннее становятся их навыки и тем больше повышается интерес к игре.

Однако не стоит зацикливаться на одной игре. Необходимо предлагать детям разнообразные по содержанию игры, которые будут способствовать их разностороннему развитию [7, с. 23].

Выводы

Исходя из проанализированной специальной литературы и опыта специалистов, можно заключить, что подвижная игра имеет широкий диапазон воздействия на личность и организм детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности таких детей.

Целенаправленная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм ребенка в большей степени, чем другие средства, и удовлетворяет естественную потребность в движении.

Особая ценность игры является в возможности одновременно воздействовать на психическую и моторную сферу. Подвижные игры вынуждают детей приспосабливаться к окружающей обстановке, реагировать на действия других людей и самостоятельно находить способ достижения цели игры в силу их возможностей.

Список использованной литературы

  1. Абрамова М.А., Сунгурова А.В., Сунгуров А.Н., Афанасенкова Н.В. Коррекционные подвижные игры: учебно-методическое пособие / М.А. Абрамова, А.В. Сунгурова, А.Н. Сунгуров, Н.В. Афанасенкова, - Архангельск, Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова: САФУ. –2019. – 84 с.
  2. Аниконова Т.Г. Народные игры. Учебное пособие. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА». – 2004. – 76 с.
  3. Анненков В.Н., Мерзляков В.В., Пащенков А.К., Михайлов А.Ю., Чуфарова Л.И. и др. Подвижные и спортивные игры в школе: учеб. пособие / под ред. А.К. Компанийца. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена». – 2006. – 268 с.
  4. Воскобович В.В., Вотинова О.М., Евстифеева И.В. Развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами технологий В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»: Методическое пособие / под ред. В.В. Воскобовича, О.М. Вотиновой, И.В. Евстифеевой. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича». – 2022. – 192 с.
  5. Головчиц Л.А. Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями: учебное пособие / Г.В. Бабина, Л.А. Головчиц, А.В. Кроткова и др.; под ред. Л.А. Головчиц. – Москва: МПГУ. –2019. – 288 с.
  6. Головчиц Л.А. Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями. Учебник для вузов. Изд. 2-е, доп. И перераб. – М.: ООО «Издательский Центр ВЛАДОС». – 2024. – 311 с.
  7. Сычкова Н.В., Алонцев В.В., Андреева О.В., Шестопалов Е.В. Инновационные подходы в подвижных и массовых играх. Магнитогорск: из-во МаГУ. – 2007. – 204 с.
  8. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст]: учебник / под ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт. – 2007. – 608 с.
  9. Шипицына Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта: пособие для учителей и родителей / Л.М. Шипицына. – Москва: Просвещение, фил. – 2006. – 301 с.