Научная статья на тему "Значение изотерапии для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития" в рецензируемом научном журнале "Тенденции развития науки и образования", №108, Апрель 2024

Груцкая Ирина Петровна

В статье рассматривается историческое становление и развитие арт-терапии, описывается значение одного из видов арт-терапии, изотерапии, при воспитании и обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Опираясь на данные отечественных и зарубежных исследователей в статье раскрываются цели и задачи, значение изотерапии при работе с детьми, имеющие тяжелые множественные нарушения развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grutskaya_i.p._znachenie_izoterapii_dlya_detey_s_tmnr.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Груцкая Ирина Петровна1

1Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Сколковский»

 Департамента труда и социальной защиты

населения города Москвы, Россия, г.Москва

Значение изотерапии для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Аннотация

В статье рассматривается историческое становление и развитие арт-терапии, описывается значение одного из видов арт-терапии, изотерапии, при воспитании и обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Опираясь на данные отечественных и зарубежных исследователей в статье раскрываются цели и задачи, значение изотерапии при работе с детьми, имеющие тяжелые множественные нарушения развития.

Ключевые слова

Арт-терапия, изотерапия, тяжелые множественные нарушения развития, коррекция, умственная отсталость.

The importance of isotherapy for children with severe multiple developmental disorders

Irina Petrovna Grutskaya

Educator, State budgetary institution of the city Moscow

Center for family education assistance “Skolkovsky” of the

Departmant of labor and social protection of the population

of the city Moscow, Russia, Moscow

Abstract

The article deals with the historical formation and development of art therapy, describes the significance of one of the types of art therapy, isotherapy, in the upbringing and education of children with severe multiple developmental disorders (SMD). Based on the data of domestic and foreign researchers, the article reveals the goals and objectives, the importance of isotherapy in working with children with SMD.

Key words

Art therapy, isotherapy, severe multiple developmental disorders, correction, mental retardation.

Введение

В специальных учреждениях образования и социальной защиты для умственно отсталых детей все чаще используют технологии арт-терапии. Арт-терапия – один из методов коррекции посредством творческого самовыражения. Такой метод работы привлекателен для специалистов в связи с тем, что используется язык невербальной экспрессии. Благодаря этому технологии арт-терапии актуальны при работе с детьми, имеющими умственную отсталость и тяжелые множественные нарушения развития, которые в большинстве случаев не могут выразить в словесной форме свои потребности, свое эмоциональное состояние. Несмотря на то, что многие технологии арт-терапии применяются в специальной коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, пока еще фрагментарно изучены возможности технологий арт-терапии, включая изотерапию, в коррекции эмоционально-регулятивных и социально-адаптационных процессов у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Изотерапия как один из методов арт-терапии

Сам термин «арт-терапия» (по отношению к специальному образованию) обозначает синтез искусства, психологии и медицины, а в психокоррекционной практике – совокупность методик, связанных со стимулированием креативных проявлений ребенка через разные виды искусства для коррекции психоэмоциональных процессов, отклонений в личностном развитии и психосоматических нарушений [9, с. 32].

Изотерапия – это одна из технологий арт-терапии, использующая творческую терапию, рисование [5, с. 209].

В контингент детей с тяжелыми множественными нарушениями, по мнению И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского, Л.А. Головчиц, развития входят дети, у которых два и более первичных нарушений (умственное развитие, двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра, сенсорные нарушения и др.), определяющих в равной степени трудности развития, обучения и социализации и сочетающимися в комплексе со свойственными вторичными нарушениями [1, с. 261].

Внимание их крайне неустойчиво, дети легко отвлекаются от начатых дел, быстро утомляются, присутствует непоследовательное мышление,  и др. У детей с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития) присутствуют нарушения всех сфер психической деятельности, что определяет особенности протекания психических процессов таких детей.

Для того, чтобы рассмотреть значение изотерапии для детей с ТМНР и умственной отсталостью, необходимо обратиться к истории возникновения, становления и развития методов арт-терапии.

В Европе практика использования творчества в лечении больных, имеющих психиатрические расстройства, относится к началу ХХ в. Исследованием влияния изобразительного искусства на людей, имеющих психические расстройства, занимались такие зарубежные исследователи, как: М.Ричардсон, Е. Гутман, Дж. Дебуффе, К. Юнг, Р. Пикфорд, М. Милнен, Д. Винникот и др. Х. Рид (1943), Е. Крамер (1958) описывают в своих работах изобразительное искусство в качестве психокоррекционного и психотерапевтического инструмента [8, с.11].

Первыми, кто использовал изотерапию в своей деятельности были известные ученые из Европы и США: К. Клейн, Е. Крамер, М. Милнер, М. Наумбурх, З. Фрейд, А. Хилл, К. Роджерс и др. [9, с.199].

К концу ХХ века были созданы «первые профессиональные объединения для арттерапевтов. И уже в 80-е – 90-е годы возросла роль изотерапии в специализированных школах.

В России проблему влияния арттерапии на развитие личности ребенка с ограниченными возможностями рассматривали Е.И. Бурно (1989), Г.В. Бурковский, Р.Б. Хайкин (1982). О.А. Карабанова, А.И. Захаров и др. [8, с.15].

Большое значение занятиям по рисованию отмечали А.Н. Граборов, Т.Н. Головина, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, М.М. Нудельман, Ж.И. Шиф и др. [4, с. 6].

Положительное влияние искусства на центральную нервную систему отмечали психиатры В. Райков и А.Л. Гройсман. В. Райков обращал внимание, что при активном участии человека в изобразительной деятельности отмечается психокоррекционное воздействие.

Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев указывали на положительное влияние искусства на формирование психических функций в развитии ребенка с умственной отсталостью, так как «психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности». Изобразительная деятельность включает в себя многие компоненты психических процессов, если рассматривать рисование как форму деятельности [4, с.5].

На сегодняшний день выделяют несколько направлений использования изобразительного искусства в работе, направленной на коррекцию: психотерапевтическое (влияние на эмоциональную и когнитивную сферы), психофизиологическое (коррекция психосоматических нарушений), социально-педагогическое (включает расширение как общего кругозора, так и художественно-эстетического, развитие эстетических потребностей ребенка с ОВЗ, а также способствует активизации потенциальных возможностей в творчестве), психологическое (реализует коммуникативную и регулятивную функции) [8, с.18].

Главная цель изотерапии – это решение различных проблем таких, как агрессия, коммуникация с ближайшим окружением, самовыражение, мелкая моторика, личностные нарушения и др.

Л. А. Салтыкова обращает внимание, что изобразительная деятельность является самым эффективным способом развития мелкой моторики детей с ТМНР. Использование нетрадиционных материалов способствует развитию зрительно двигательной координации и преодолению общего неудобства в изобразительной деятельности за счет того, что пальцы ребенка не ограничиваются фиксированным положением из-за использования разнообразных материалов.

Также отмечается положительное влияние изобразительной деятельности на детей с ТМНР в связи с тем, что в процессе изотерапии создается атмосфера непринужденности, происходит содействие развитию самостоятельности, проявлению инициативы, стимулирование к вступлению в общение с окружающими посредством средств невербальной коммуникации [1, с.143].

Дети с умственной отсталостью, особенно в младших классах, любят рисовать и с удовольствием приступают к работе, где необходимо выполнить рисунок.

Арт-терапия является одним из методов коррекции детей с ОВЗ и основывается на художественном искусстве. Как правило, данный метод направлен на формирование самовыражения, самопознания детей, развитие индивидуально-личностных черт [2, с.100].

Одной из основных форм арт-терапии является изотерапия. Изотерапия играет немаловажную роль, которая характеризуется воздействием на детей средствами изобразительного искусства для коррекции общения, самооценки, двигательно-зрительного восприятия, развитии мелкой моторики и др.

Изотерапия выполняет следующие функции:

- дает возможность ощутить и понять самого себя;

- появляется возможность у ребенка выразить свои чувства и мысли;

- развивает мелкую моторику;

- развивает зрительно-двигательную координацию;

- устраняет нарушения в поведении при их наличии;

- способствует восстановлению эмоционального равновесия детей с нарушениями в развитии и др.

К основным функциям арт-терапии относятся:

- регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, создание положительного психоэмоционального состояния),

- коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, самооценки, становление адекватного межличностного поведения),

- катарсистическая (освобождает от негативных состояний).

Направления работы изотерапии заключаются в себя: рисование ладошками, пальчиками; рисование с использованием различных материалов (губки, мятой бумагой, ватными палочками, сухими листьями и др.

Целенаправленные занятия по рисованию способствуют развитию эмоционально-эстетического воспитания у детей с умственной отсталостью. Также занятия по изотерапии способствуют развитию у детей с ОВЗ полноценного восприятия окружающего мира, что является необходимым условием для подготовки человека к общественно полезной деятельности, у жизни [4, с.9].

Помимо этого, изотерапия является одним из эффективных средств наглядного обучения, в связи с тем, что процесс изображения предмета имеет большое познавательное значение, заключающееся в развитии у детей наблюдательности, активизации запоминания материала, выделении у предмета существенных признаков и особенностей, развитии целенаправленного восприятия.

У большинства детей с ТМНР и умственной отсталостью часто отмечаются нарушения пространственной ориентировки и пространственных представлений, которые также можно улучшать, используя занятия по изобразительной деятельности [4, с. 52].

Заключение

Обобщая все вышеперечисленное, необходимо отметить значимость метода арт-терапии, изотерапии, в использовании на занятиях с детьми, имеющими умственную отсталость и ТМНР.

В первую очередь, изотерапия помогает в нормализации эмоционального состояния ребенка. Во-вторых, снижает агрессивность, тревожность. Помимо этого, у детей, которые не могут выразить свои потребности, свои эмоции, могут осуществить это невербально, используя одну из техник арт-терапии, изотерапию. Это позволяет облегчить процесс коммуникации со сверстниками, взрослыми и способствует созданию эмпатии, отношений взаимного принятия в группе.

Один из методов арт-терапии является эффективным методом в работе по всестороннему развитию детей с ОВЗ для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации и др. Современные исследователи отмечают эффективное влияние изотерапии на формирование психики ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Помимо этого, данный метод способствует раскрытию творческого потенциала, открытию новых возможностей детей с ТМНР на протяжении систематических занятий по рисованию.

Список использованной литературы

  1. Бабина Г.В., Головчиц Л.А., Короткова А.В. и др. Дошкольное образование детей с особыми образовательными потребностями: учебное пособие под ред. Л.А. Головчиц. Москва: МПГУ, 2019. 288 с.
  2. Бакунова И.В., Макадей Л.И. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. 122 с.
  3. Боброва К.С., Забродина К.П. Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2018. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-v-rabote-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 20.02.2024).
  4. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2002. 208 с.
  5. Жукова И. И. Изотерапия как действенный метод психотерапии / И. И. Жукова. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2020. № 2 (292). С. 208-210. URL: https://moluch.ru/archive/292/66090/ (дата обращения: 27.02.2024).
  6. Колягина В.Г., Вальдес Одриосола М.С. «Арт-терапия в системе психолого-педагогического сопровождения детей с нормальным и нарушенным развитием». 2017. 176 с.
  7. Копытин А.И. Психодиагностика в арт-терапии / А.И. Копытин. – Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2022. 288 с.
  8. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. учеб. Заведений М.: Издательский центр «Академия», 2001. 248 с.
  9. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для академического бакалавриата / под. Ред Е.А. Медведевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 274 с.
  10. Рассадкина В.В. «Арт-терапия как метод развития коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью» / Сборник научных трудов по результатам Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. Техн. Ун-та им. Г.И. Носова, 2023. 397 с.