Научный доклад на тему "Влияние подвижных игр на свежем воздухе для развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)" с публикацией в сборнике Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Тенденции развития..
Доклад был опубликован в сборнике Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество - 2024", 21.08.2024. В научном докладе поднимается проблема развития волевых качеств у умственно отсталых детей посредством проведения подвижных игр. На примере проведенных эмпирических исследований различных ученых раскрывается значение подвижных игр в формировании и развитии волевых качеств и формируется потребность в более детальном изучении влияния подвижных игр на развитие воли детей данного контингента.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Развитие волевых качеств у детей с умственной отсталостью с помощью подвижных игр»
Груцкая Ирина Петровна,
Воспитатель ГБУ ЦССВ «Сколковский»
Аннотация: в работе поднимается проблема развития волевых качеств у умственно отсталых детей посредством проведения подвижных игр. На примере проведенных эмпирических исследований различных ученых раскрывается значение подвижных игр в формировании и развитии волевых качеств и формируется потребность в более детальном изучении влияния подвижных игр на развитие воли детей данного контингента.
Ключевые слова: волевые качества, умственная отсталость, подвижные игры.
В настоящее время повышается актуальность работ, связанных с использованием разных видов деятельности, с целью исправления и развития недостатков волевых процессов.
Ведь именно воля относится к основным проблемам развития личности, является главным качеством в формировании и развитии самостоятельности и ответственности. Воля влияет на способность сознательного соблюдения правил поведения в соответствии с общечеловеческими нормами морали, обеспечивает выбор общественно приемлемого поведения вопреки собственным желаниям.
Особенно это касается детей с умственной отсталостью. Для пояснения особенностей данной категории детей необходимо обратиться к определению термина «умственная отсталость» или «психическое недоразвитие». Второй термин, по мнению Д.Н. Исаева, является синонимом к первому и больше отражает особенности таких детей. Ребенок с умственной отсталостью (психическим недоразвитием) – это ребенок, у которого в процессе развития сформировалась совокупность дефектов (наследственных, врожденных или рано приобретенных), «стойких непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости», которые проявляются в трудности социальной адаптации из-за «преобладающего в большей степени интеллектуального дефекта» [4, с. 14].
Умственно отсталым детям свойственны нарушения и особенности волевых процессов. На данную проблему обращали внимание специалисты еще в конце XVIII века при создании первых образовательных систем для детей данной категории. [1, с. 83]
Изучением волевых качеств личности занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как:
- Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский [2], С.Л. Рубинштейн, М.Г. Царцидзе и др., понимавшие под волей высшую психическую функцию, которая подталкивает человека к овладению своим поведением, психическими процессами, деятельности [9, с.32];
- Е.Д. Хомская, Б.В. Зейгарник в своих работах показывали анализ волевого акта как целенаправленного и сознательного управления собственным поведением и состоянием [7, с.212, с.330].
С.Я. Рубинштейн писала о качественном своеобразии при проявлении волевых действий, постановке цели деятельности и выборе средств для осуществления цели умственно отсталыми школьниками [6, с. 26].
В ситуации, когда действие является стимулом для сложного (непосильного человеку действия) волевого действия, происходит в большинстве случаев отказ от выполнения или совершают действие без учета цели действия, заменяя ее на более легкую цель [6, с.213].
Однако Сусанна Яковлевна Рубинштейн отмечает, что в будущем у данного контингента детей при правильной коррекционной работе наблюдается возможность перенесения опыта из прошлого в неизменном виде не решение задач в настоящем времени [6, с.220].
Слабость волевых процессов включается в перечень диагностических критериев, которые свойственны умственно отсталым детям. Важно отметить, что в начале обучения дети данного контингента безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, не могут сосредоточиться на выполнении конкретных действий [1, с. 83].
Метод введения подвижных игр для детей с нарушениями в развитии разрабатывал П.Ф. Лесграфт. Он обращал внимание на то, что подвижные игры, благодаря получению удовольствия от процесса, способствуют подчинению умственно отсталых детей правилам игры, развивают способность сдерживать себя [3, с. 132].
Подвижные игры способствуют формированию и развитию воли, «способности подчинять свои чувства воле» [3, с. 132].
Уникальность подвижных игр заключается не только в физическом развитии детей, но и в побуждении (стимулировании) детей к целеустремленности, активности, деятельности, успешности. Благодаря подвижным играм у детей с умственной отсталостью отчасти воспитываются такие черты воли, как дисциплинированность, целеустремленность, решительность, смелость и др.
Петрова В.Г. отмечала, что именно в практической деятельности, имеющей познавательное, дисциплинирующее значение, «должна принадлежать существенная роль» в развитии и коррекции детей с умственной отсталостью [5, с.25].
Шаповалова О.Е., исходя из результатов исследований воли умственно отсталых детей разными исследователями обращает внимание, что, в целом, воля умственно отсталых детей, как и при нормальном развитии, развивается в различных видах деятельности, в том числе и подвижных играх [9, с. 34].
Таким образом, подвижные игры являются незаменимой составляющей коррекционной работы в специализированном учреждении для детей с умственной отсталостью для формирования и развития волевых качеств. Данные качества являются ключевыми проблемами развития личности умственно отсталых детей, так как являются основными составляющими в развитии ответственности, самостоятельности, нравственных качеств личности.
В связи с этим возрастает потребность в исследовании развития волевых качеств у детей данной нозологии и апробации разных методов развития данного качества личности на практике, в том числе и более подробного изучения влияния подвижных игр на волевые качества.
Список литературы
- Воронкова В.В., Евтушенко И.В. Олигофренопедагогика: учебник для вузов / В.В. Воронкова, И.В. Евтушенко; под научной редакцией Воронковой В.В. – М.: ООО «Издательский центр ВЛАДОС» – 2024. – 447 с. (Серия «Учебник для вузов»)
- Выготский Л.С. Собрание сочинений [Текст]: в 6-ти томах / Л.С. Выготский; сост. М.Г. Ярошевский; вступ. Ст. А.Н. Леонтьев; АПН СССР. – Москва: Педагогика, 1982 – 1984. Т. 2: Проблемы общей психологии. Т. 2 / под ред. В.В. Давыдова; [авт. послесл. А.Р. Лурия; коммент. Л.А. Радзиховского]. – 1982. – 504 с. (454)
- Герье Е.В., Чехов Н.В. Вспомогательные школы для отсталых детей: Сборник под ред. Е.В. Герье и Н.В. Чехова. – Москва: Кооперативное Т-во «ЗАДРУГА». – 1923. – 171 с.
- Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.: Речь. – 2007. – 391 с., илл.
- Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М.: «Просвещение». – 1968 г. – 160 с.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: ИОИ. – 2016. – 228 с.
- Холмская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 4-е изд. (+CD). – СПб.: Питер. – 2011. – 496 с.: (Серия «Классический университетский учебник»).
- Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. Проф. Шапковой Л.В. – М.: Советский спорт. – 2002. – 212 с.
- Шаповалова О.Е. Психолого-педагогическое нарушение школьников с нарушением интеллекта [Текст]: монография / О.Е. Шаповалова; Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема». – Биробиджан: ПГУ им. Шолом-Алейхема. – 2017. – 97 с.
