"РАЗРАБОТКА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ"
Введение в школьное образование в 2011 году новых государственных образовательных стандартов привело к переходу обучения на практико-ориентированной основе.
В настоящее время в школьном образовании одним из преимущественных направлений является подготовка учащихся к использованию информатики в решении широкого круга проблем, возникающих в реальном мире за пределами образовательного процесса. Это обусловлено, с одной стороны, возросшим в последние десятилетия значением информатики в общей системе знаний. С другой стороны, причина происходящих в сфере российского образования изменений заключается в том, что информационные технологии проникают в разнообразные сферы жизнедеятельности людей, знания основ (и не только) информатики все больше востребованы в повседневной жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 88.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ
на тему:
«РАЗРАБОТКА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ»
Выполнила учитель информатики
Величко Екатерина Викторовна
(ФИО)
Направление подготовки «Педагогическое образование»
Профиль «Математика и информатика»
Миллерово
2024
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ 6
Сущность практико-ориентированного метода 6
Практико-ориентированные задания на уроках информатики 12
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 15
Практико-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций учащихся 15
Мастер - класс «Использование практико-ориентированных заданий на уроках» 18
Список использованных источников 33
ВВЕДЕНИЕ
Введение в школьное образование в 2011 году новых государственных образовательных стандартов привело к переходу обучения на практико- ориентированной основе.
В настоящее время в школьном образовании одним из преимущественных направлений является подготовка учащихся к использованию информатики в решении широкого круга проблем, возникающих в реальном мире за пределами образовательного процесса. Это обусловлено, с одной стороны, возросшим в последние десятилетия значением информатики в общей системе знаний. С другой стороны, причина происходящих в сфере российского образования изменений заключается в том, что информационные технологии проникают в разнообразные сферы жизнедеятельности людей, знания основ (и не только) информатики все больше востребованы в повседневной жизни.
В связи с чем, актуализировалась необходимость обеспечения перехода от предметно-ориентированного обучения к практико-ориентированному, реализующему практико-ориентированный метод в образовании, предполагающий подготовку школьника к профессиональной и общественной жизни. Одним из средств реализации данного метода в образовательной практики выступают практико-ориентированные задачи, которые обеспечивают связь изучаемой предметной области с окружающей действительностью, практическими навыками, умениями, реальной жизнью. Поэтому современные требования к результатам обучения информатике включают не только овладение предметными знаниями, но и умениями применять данные знания в ситуациях повседневной жизни, при решении практических задач.
В связи с этим становится актуальной разработка учебно-методических материалов к школьному курсу «Информатики и ИКТ», направленных на практико - ориентированное содержание. Поэтому, в содержание и методику обучения информатике необходимо ввести такой содержательно-методический, учебно - дидактический материал, который направлен на формирование, предусмотренных стандартом ключевых, предметных компетенций. Такое обучение предполагает использование практико-ориентированного метода, при котором используемый дидактический материал будет направлен на формирование тех или иных компетенций, предусмотренных школьным курсом информатики и подготовит ученика к решению реальных жизненных задач.
Важным запросом общества к подготовке выпускников общеобразовательных учреждений считается сформированность у них обширного научного мировоззрения, основанного на прочных взаимосвязях знаний и жизненного опыта, готовности к использования приобретенных знаний и умений в процессе собственной жизнедеятельности.
Реализация такого запроса должна предусматривать ориентацию образовательных систем на развитие у учащихся качеств, необходимых для жизни в современном обществе и осуществлению практического взаимодействия с объектами производства, природы, быта. Немаловажную роль в системе подготовки учащихся, к использованию полученных знаний на практике играет изучение школьного курса информатики, поскольку универсальность методов, используемых на уроках, позволяет показать взаимосвязь теоретического материала с практикой. Это устанавливает уровень значимости информатики в формировании у учеников умений решать задачи, возникающие в процессе практической жизнедеятельности человека. Выше описанное определяет актуальность рассматриваемой темы.
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке практико-ориентированных заданий для урока информатики.
Объект исследования: процесс разработке практико-ориентированных заданий для урока информатики.
Предмет исследования: процесс обучения разработке практико-ориентированных заданий для урока информатики.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- Изучить научно-теоретическую, учебно-методическую литературу
- Обосновать потенциал практико-ориентированного метода в усилении образовательных аспектов базового курса информатики
- Разработать мастер - класс "Использование практико-ориентированных заданий на уроках"
Для реализации поставленных задач был использован комплекс теоретических и эмпирических методов:
- теоретические: системный анализ отечественной и зарубежной психолого - педагогической, научно-методической литературы по педагогике и информатике; анализ существующих подходов к обучению информатики.
- эмпирические: обобщение опыта преподавания информатики в старшей школе; анализ содержания программ и учебно-методических комплексов по вопросам практико-ориентированного метода обучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан мастер - класс "Использование практико-ориентированных заданий на уроках" , включающее в себя теоретический материал, а также практико-ориентированные задания.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ
- Сущность практико-ориентированного метода
Сегодня одной из не утративших актуальности задач, стоящих перед системой общего образования является повышение ее качества, которое связывают в первую очередь с модернизацией содержания, оптимизацией методов организации образовательного процесса, переосмыслением целей и ожидаемых результатов.
Российское общее образование строилось в соответствии с дидактической триадой «Знания – Умения – Навыки». Основное внимание уделялось усвоению знаний. Считалось, что именно в процессе обучения должны формироваться необходимые умения и навыки. Многолетняя практика выявила определенные недостатки такого подхода. В рамках знание парадигмы актуальной остается проблема разрыва знаний от умений их применять.
В настоящее время профессиональная сфера четко обозначает требования и ведет их отбор по результатам сформированности тех или иных компетентностей и компетенций, являющихся ключами к миру профессии и успеху. По определению Т.М. Ковалевой «требования рынка жестки и вполне определенны – нужны люди, не только и не столько знающие, сколько обладающие определенным набором компетентностей, необходимых для успешного освоения современных профессий» [12]. Такой подход ориентирует систему образования на обеспечение качества подготовки, отвечающего потребностям современного мирового рынка труда.
Прежде чем непосредственно переходить к рассмотрению сущности практико-ориентированного метода обучения, раскроем смысл таких понятий как метод обучения и практико-ориентированное обучения.
Успешность работы учителя состоит в целесообразном применении в учебном процессе методов, который обеспечивают достихение поставленной цели. Так как степень освоения знаний зависит от ориентированности, познавательной и творческой активности учащихся, способов их деятельности, в таком случае критерием подбора методов обучения должны служить способы деятельности, степень активности, проявление познавательных и творческих способностей.
На протяжении времени педагогической наукой и практикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Так, например, И.Ф. Харламов [31] характеризует методы обучения как способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. «Способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение поставленных задач» (Н.А. Сорокин). «Способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения» (Г.И. Щукиной) [32]. В.И. Гинецианский указывает, что общим для различных подходов к определению понятия «метод обучения» является то, что в каждом из них подразумевается наличие следующих признаков, характеризующих:
- учебно-познавательную деятельность
- педагогическую деятельность
- предмет совместной деятельности участников педагогического процесса.
В рамках исследования будем придерживаться, точки зрения В.И. Гинецинского и под термином «метод обучения»понимаем «…способ управления учебно-познавательной деятельности путем выбора педагогически целесообразных форм представления учебного материала и вариантов его развертывания в рамках учебного времени» [8].
Современные методы обучения в основном направлены на углубление знаний учеников по определенным вопросам и совершенствование умений работать с источником информации. Поэтому для организации учебной деятельности предлагается такая система, которая ориентирована на формирование готовности студентов к управлению собственной познавательной деятельностью в цепочке «информация – знание – информация». При таком подходе информация, полученная учениками может остаться на уровне воспроизведения. Переход к уровню применения знаний требует осуществления практических действий, которые будут направлены на применение полученной информации и переход к более сложной и разветвляющейся схеме:
информация→знание→деятельность→информация→новое знание.
Преобразование в звене «знание – деятельность» является важнейшим элементом для формирования мировоззрения. Результаты этой деятельности (поиск) позволяют получить новую информацию, цель которой проверка и корректировка ухе имеющихся знаний, а также получение новых. Не имея данного звена, ученики не смогут научиться управлять своим познавательным интересом. Ещë С. Л. Рубинштейн отмечал, что информация особенно хорошо усваивается в том случае, когда субъект обучения целенаправленно ищет ее для осуществления определенной деятельности, для решения стоящей перед ним задачи, и для этого актуализирует ухе имеющиеся у него знания. Обучаемый в этом случае и объективно и субъективно готов к восприятию нового знания.
Перейдем к определению «практико-ориентированное обучений». Под практико-ориентированным обучением будем понимать вид обучения, основной целью которого считается развитие у обучающихся умений и навыков практической деятельности, нужных сегодня в различных областях общественной и профессиональной практики, кроме того формирование осмысления того, где, как и с какой целью приобретенные умения используются в практике.
Чтобы проблема подготовки учащихся к практической деятельности была решена, необходимо применять новые методы образования. В настоящее время все больше внимания уделяется усилению практического аспекта подготовки школьников за счет интеграции процессов формирования теоретических знаний и развития практических умений. Такой подход в организации образовательного процесса должен повысить действенность приобретаемых учащимися знаний. Идея нашла отражение в теории практико-ориентированного обучения (И. Ю. Калугина, Н.В.Чекалеваидр.), основная идея которого заключается в обеспечении единства приобретения знаний и формирования практических умений и опыта их использования при решении жизненно важных задач.
Цель практико-ориентированного обучения – это развитие познавательных потребностей, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса.
Суть практико-ориентированного обучения состоит в том,чтобы учитель мог выстроить учебный процесс на основе приобретения учащимися новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении жизненных задач и проблем [9].
Реализация практико-ориентированного метода обучения готовит учащихся решать задачи, с которыми они сталкиваются в практической деятельности, и формирование у них готовности применять полученные знания и умения в процессе своей жизнедеятельности. Теории практико-ориентированного обучения может быть положены в основу создания методики, реализация которой должна обеспечить взаимосвязьи взаимообусловленность процессов формирования знаний и развития умений с целью приобретения учащимися опыта практической деятельности. Открытым остается вопрос о том, какие дидактические средства следует использовать для эффективной реализации практико-ориентированного метода обучения информатике.
Практико-ориентированный метод обучения активно внедряется в систему общего образования. Значительным шагом для реализации данного метода стало введение Постановлением правительства РФ (№ 334 от г.) профильного обучения старшеклассников. Эксперимент по внедрению профильного обучения поддержали как работники образования, так и старшеклассники, и их родители.
Для того, чтобы реализовать практико-ориентированный метод обучения
Необходимы задачи с практическим содержанием. Однако, использование таких задач в информатике, в качестве средства реализации практико-ориентированного метода обучения до настоящего времени является мало используемым. Прежде всего, это связано с малой обновляемостью содержания учебных материалов, а также с бурным развитием науки и техники. Содержание учебников устаревает с каждым годом, актуальным остается только изложение материала, связанного с историческим аспектом. Основной проблемой учебников, используемых в школах в настоящее время, является их адаптации в условиях современных идей и тенденций в образовании.
Таким образом, практико-ориентированное обучение становится основополагающей при разработке и реализации ФГОС, а проблема достижения требуемого качества образования тесно увязывается с качеством всех составляющих системы образования:
- содержания,
- методов и приемов обучения,
- программ,
- квалификации педагогических кадров,
- условий обучения, самообучения и саморазвития обучающихся,
- качества образовательных учреждений и образовательного процесса,
- результатов образования.
Итак, практико-ориентированный метод нацелен на то,чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а научить его самостоятельно решать проблемы, с которыми он сталкивается на протяжении жизни. При этом использование практико-ориентированной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, деятельности учителя, в способах оценивания образовательных результатов по сравнению с учебным процессом, основанном на усвоении знаний. Преимуществом такой модели обучения, основой которой являются практико- ориентированные задачи, становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений и навыков, которые позволяли бы им предопределять собственные цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Использование практико-ориентированных задач обеспечивает более прочное усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, различной профессиональной деятельностью и межпредметные связи) вызывают повышенный интерес школьников, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Учащихся захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление, обеспечивают развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления; умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов; развитие творческих способностей учащихся; раскрытие роли информатики в современной цивилизации; помощь выпускникам школы в определении профиля их дальнейшей деятельности.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня развития ученика, глубины усвоения учебного материала. Поэтому любая проверка знаний, содержит в качестве основной и, пожалуй, наиболее трудной части – решение задач. И эта цель, с переменным успехом, достигается, причем, при обучении любой из программ в любой образовательной системе.
Организация обучения, при которой ученикам выдаются готовые знания, является губительной для познавательной деятельности ученика. Подготовка выпускника школы к реальной жизни в обществе требует совершенно другого подхода. В связи с этим педагоги пришли к выводу, что на современном уроке «передача знаний» не является главной целью. Мыслительные процессы запускаются там, где встречаются затруднение, где есть неизвестное, непонимание, ошибка. Приоритетной задачей образования становится подготовка учащихся к быстро меняющимся условиям окружающей действительности, развитие их способности самостоятельно принимать решения, критически мыслить и получать новые знания через практико-ориентированные задания.
Практико-ориентированные задания на уроках информатики
Современное образование акцентирует внимание не только на усвоении теоретических знаний, но и на их практическом применении в реальной жизни. Предмет «Информатика» отличается тем, что его содержание имеет ярко выраженный прикладной характер: ценность имеют лишь те знания, которые находят свое использование в реальных ситуациях. Именно этот подход заложен в основу концепции практико-ориентированного обучения.
Практико-ориентированные задания — это упражнения, которые содержат элементы, связанные с профессиональной сферой или имитируют определенные социальные роли, например, покупателя, члена семьи или владельца бизнеса. Такие задания отличаются от обычных задач тем, что ставят обучающегося в определенный контекст, пробуждают интерес к выполнению, четко определяют шаги для достижения цели и предоставляют всю необходимую информацию. Кроме того, они предусматривают ясные критерии оценки результата.
Учебный материал, включающий практико-ориентированные задания, должен опираться на реальные жизненные ситуации и учитывать опыт учащихся. Эти задания должны быть значимы для школьников, а их тематика — охватывать социальные, профессиональные, познавательные или культурные аспекты. Практико-ориентированные задания условно делятся на следующие категории:
- • задания с межпредметной направленностью;
- • задачи, отражающие аспекты профессиональной деятельности;
- • задания, затрагивающие личные и общественные вопросы.
Каждое задание такого типа состоит из трёх компонентов: ситуации, проблемы и задачи. Условие формируется как вызов или ситуация, требующая вмешательства обучающегося для её разрешения. Данные, необходимые для выполнения, могут быть представлены в разнообразных форматах: диаграммы, графики, схемы, таблицы, изображения и т. д. Важно, чтобы задание пробуждало интерес школьников и соответствовало их кругу интересов.
Примеры использования практико-ориентированных заданий в учебном процессе:
- 1. Графические редакторы и программы для презентаций.
Эти инструменты позволяют разрабатывать задания, связанные с профессиональными ролями, например, дизайнера, архитектора или аниматора.
- 2. Работа с электронной почтой.
Задания могут быть ориентированы на развитие навыков коммуникации, при этом акцент может быть сделан на обсуждении норм и правил цифрового общения.
- 3. Электронные презентации.
По этой теме можно предложить задания межпредметного характера, такие как:
- • создание презентации «История моего города»;
- • проект на тему «Экология региона»;
- • исследование способов снижения расхода ресурсов, например воды или энергии.
- 4. Алгоритмы и вычисления.
При изучении алгоритмических конструкций можно разрабатывать задания на основе локального материала, например, составление программ для решения практических вычислительных задач.
- 5. Работа с текстовыми редакторами.
Этот инструмент открывает широкие возможности для интеграции с другими школьными предметами. Например, можно предложить учащимся:
- • редактировать текст с исправлением орфографических ошибок;
- • добавлять пропущенные элементы в соответствии с правилами грамматики;
- • вводить математические или химические формулы;
- • создавать логические схемы по содержанию параграфа из учебника по другому предмету.
Таким образом, внедрение практико-ориентированных заданий в уроки информатики не только делает занятия более увлекательными, но и помогает ученикам развивать навыки, необходимые для их повседневной жизни. Они способствуют формированию умения использовать полученные знания для решения реальных проблем и задач.
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Практико-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Информатика как прикладная наука занимает важное место в современном образовательном процессе, так как её развитие напрямую связано с будущими технологическими достижениями. Именно поэтому у учащихся формируется высокая мотивация к изучению данного предмета. На уроках я активно использую задания с практическим содержанием, которые позволяют детям решать жизненные задачи. Например, при изучении темы «Табличный процессор Microsoft Excel» школьники составляли диаграммы своих расходов или анализировали успехи за определённый период. По теме «Базы данных Microsoft Access» учащиеся создавали базу данных книг домашней библиотеки.
Применение практико-ориентированных заданий в корне меняет роль педагога в учебном процессе. Учителю приходится самостоятельно разрабатывать дидактические материалы, так как подобных заданий в учебной литературе представлено недостаточно.
Практико-ориентированные задания, будучи важным элементом компетентностного подхода, помогают не только освоить предмет, но и развивать качества, необходимые для успешной адаптации в динамично меняющемся мире. Они способствуют развитию социальной мобильности учащихся — способности ориентироваться в новых жизненных условиях и принимать решения.
Приведу несколько примеров таких заданий:
1. Создание проблемной ситуации.
В ходе урока по теме «Системы счисления» была предложена проблемная ситуация на основе стихотворения Алексея Старикова «Необычная девочка». Учащимся предлагалось определить, могла ли существовать героиня стихотворения в реальной жизни. В процессе обсуждения ребята выстраивали логические цепочки, доказывали свои гипотезы, определяли последовательность действий и причинно-следственные связи. Такое задание развивало регулятивные (планирование и целеполагание), коммуникативные (организация учебного взаимодействия) и логические универсальные учебные действия (анализ, доказательства, выдвижение и обоснование гипотез).
2. Исследовательские задачи.
Например, учащиеся обсуждали, почему большинство фотографий сохраняется в формате JPEG. В результате анализа выяснилось, что этот формат позволяет экономить дисковое пространство, хоть и не всегда сохраняет высокое качество изображения. Такие задания помогают школьникам анализировать, обобщать информацию, выстраивать выводы и чётко формулировать свои мысли.
3. Конструкторские задачи.
При изучении алгоритмов ученикам задаётся цепочка вопросов: «Как изменить программу, чтобы робот повернул на 90°?» Решение подобных задач требует осмысления последовательности действий, что способствует развитию навыков программирования.
4. Трансформационные задачи.
Например, учащимся предлагают создать программу для нахождения частного двух чисел, а затем усложнить её, добавив вычисление частного трёх чисел. Это побуждает школьников анализировать поставленную задачу, находить оптимальные способы её решения и адаптировать алгоритм под новые условия.
5. Поисковые задачи.
Задание может включать поиск решений одной задачи с использованием различных языков программирования. Например, программа на Visual Basic должна быть адаптирована для Python. Учащиеся самостоятельно формулируют цель, собирают информацию и применяют её, используя методы информационного поиска.
Подобные задания способствуют формированию универсальных учебных действий, развивают внутреннюю мотивацию, а также дают ученикам понимание, зачем они выполняют конкретное задание и чему оно их учит.
Практико-ориентированные задания меняют привычный формат урока. Они базируются на личном опыте ученика, требуют интеграции знаний из разных областей и их применения в новой ситуации.
Ключевые элементы таких заданий:
• Стимул. Погружает ученика в контекст, создаёт интерес и мотивацию.
• Формулировка. Чётко обозначает действия, которые должен выполнить ученик.
• Источник информации. Обеспечивает учащегося всеми данными, необходимыми для выполнения задания.
• Критерии оценки. Задают способы проверки и определения успешности результата.
На практике я заметила, что индивидуальная работа учащихся особенно эффективна для формирования универсальных учебных действий. В то время как знания успешно передаются в процессе фронтальной работы, развитие навыков требует индивидуализации и проблемно-поисковых методов.
Использование практико-ориентированных заданий приносит следующие результаты:
• Учащиеся активнее включаются в учебный процесс.
• Повышается интерес к предмету.
• Улучшается качество усвоения материала.
Также заметна положительная динамика участия школьников в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях. Такие задания позволяют ученикам не просто запоминать материал, а проверять факты, задавать вопросы, формулировать гипотезы и подтверждать их через практику.
Мне близки слова древнегреческого философа Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Чем больше мы изучаем, тем отчётливее осознаём, насколько много нам ещё предстоит узнать. Это мотивирует меня не только передавать знания, но и учить школьников мыслить самостоятельно и находить нестандартные решения.
Мастер - класс «Использование практико-ориентированных заданий на уроках»
Информатика, как наука, имеет прикладной практико-ориентированный характер. Именно эта ее особенность позволяет перевести обучение из плоскости знаний в плоскость деятельности.
Применение технологий проектного и кейсового обучения при изучении информатики очень эффективно. Ученик в процессе работы с материалами кейса или над учебным проектом постигает реальные процессы и объекты, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Практическое применение накопленных знаний позволяет развивать познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Учащиеся самостоятельно собирают информацию, опираясь на свой жизненный опыт.
Практика указывает на преимущества выполнения таких заданий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, самоконтроль, лучшее закрепление знаний, сознательная дисциплинированность.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Цель класса: Создать условия для формирования навыка формулирования практико-ориентированных заданий
Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги!( Озвучить цель мастер-класса.)
Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса
Участникам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос «Чего я ожидаю от класса?». Затем ответы зачитываются вслух.
Постановка задач мастер-класса
Мастер: Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
- объяснить, что такое практико-ориентированные задания;
- отличать практико-ориентированные задания от других видов учебных заданий;
- формулировать практико-ориентированные задания по заданной теме;
- видеть возможности применения практико-ориентированных заданий на своих уроках.
Шаг первый. Что это такое?
Мастер: Для начала давайте определимся с понятием, что такое практико-ориентированные задания (выслушиваются мнения присутствующих).
Практико-ориентированные задания:
- являются интегрированными,
- новые ЗУН формируются и проявляются исключительно в деятельности.
Задание 1
Мастер: Предлагаю Вам темы занятий по информатике и разные виды заданий по этим темам. Выберите из предложенных заданий те, которые, по Вашему мнению, являются практико-ориентированными и обоснуйте Вашу точку зрения
Шаг второй. Сформулируй по образцу
Тема «Свойства информации»
Варианты заданий:
- Перечислите свойства информации.
- Какими свойствами обладает историческая информация?
- Установите соответствие между свойствами информации и описанием ситуации, в которой данное свойство нарушено.
1. Полезность | а. Подруги сказали Кате, что на завтра отменили историю, но не предупредили, что вместо истории будет информатика. |
2. Полнота | Б. Инструкция по пользованию товаром предложена на незнакомом языке. |
3. Достоверность | в. Мама пришла домой в 20-00 и обнаружила на столе записку о том, что сегодня к 18-00 она приглашена на родительское собрание. |
4. Актуальность (Своевременность) | г. Вове на контрольной работе передали записку с решением трудной задачи, но оказалось, что она из другого варианта. |
5. Понятность | д. Вова записал телефон друга на листке бумаги, но записка намокла – и цифра 5 стала похожа на цифру 6. |
Тема «Хранение информации»
Варианты заданий:
- Какие устройства для хранения информации Вы знаете?
- Что общего между папирусом, книгой и дискетой?
- Изучите основные компьютерные носители информации и сравните их по объему.
Тема «Компьютерные вирусы»
Варианты заданий:
- Какие виды компьютерных вирусов Вы знаете?
- Изучите, какой ущерб экономике России наносят создатели компьютерных вирусов.
- Используя периодические издания по информационным технологиям, информационные ресурсы Интернет, исследовать сходство биологического и компьютерного вирусов.
- Используя периодические издания по информационным технологиям, информационные ресурсы Интернет и возможности домашнего персонального компьютера, подготовить презентацию на тему: “Эволюция антивирусных программ”.
Задание 2
Мастер: Предлагаю Вам несколько тем из курса информатики. Выполните предложенное практико-ориентированное задание. Попробуйте составить 1-2 практико-ориентированных задания для этой темы
Тема «Кодирование информации»
Пример практико-ориентированного задания
На олимпиаде по криптографии Вам следует разгадать предложенные пароль и шифр. Вы узнали, что для шифровки каждой буквы используются двузначные числа. Среди слов “стол”, “липа”, “стук”, “кол”, “стопа” есть слова, кодируемые последовательностью цифр: 11211332, 32121022.
Что это за слова? Запишите их через запятую.
Ответ: _______________________________________________________
Ваши практико-ориентированные задания по этой же теме:
Тема «Алгоритмы»
Пример практико-ориентированного задания
Вычислительный автомат работает с числом и умеет выполнять только две команды:
(1) делить число на 2;
(2) увеличить число на 3.
Напишите программу для получения за три команды из числа 1 числа 5, используя только эти две команды.
Ответ запишите в виде числа.
Ответ: _______________________________________________________
Ваши практико-ориентированные задания по этой же теме:
Тема «Основы логики»
Пример практико-ориентированного задания
Перед Вами расписание уроков для 5а класса
Понедельник Математика Природоведение Русский язык ИЗО | Вторник Информатика Трудовое обучение Математика Английский язык | Среда Русский язык Природоведение История Физ. культура | Четверг Математика ОБЖ Литература Физ. культура | Пятница Английский язык Математика Русский язык Литература |
Вам нужно изучить расписание и ответить на вопросы.
- Верно ли, что: А) Русский язык иногда бывает после природоведения. Б) Иногда физическая культура бывает не последним уроком.
А) Да. Да. Б) Нет. Нет. В) Да. Нет. Г) Нет. Да. Д) Невозможно определить.
- Верно ли, что: А) Английский язык стоит первым уроком в расписании в те дни, когда нет русского языка. Б)Математика отсутствует только в один день недели.
А) Да. Да. Б) Нет. Нет. В) Да. Нет. Г) Нет. Да. Д) Невозможно определить.
- Верно ли, что: А) Информатика не бывает в те дни, когда есть история. Б) Никакие предметы, кроме математики, не стоят в расписании два дня подряд.
А) Да. Да. Б) Нет. Нет. В) Да. Нет. Г) Нет. Да. Д) Невозможно определить.
Ответ: _________________________________________________
Ваши практико-ориентированные задания по этой же теме:
Шаг третий. Пробуй, выдумывай, дерзай
Задание 3
Мастер: Придумайте несколько практико-ориентированных заданий по своему предмету, не забыв указать тему урока.
Шаг четвертый. Отсроченный во времени
Задание 4
Мастер: Познакомьтесь с одним из вариантов использования практико-ориентированных заданий на уроках (Урок по информатике с мультимедиа презентацией на тему «Информационные процессы»
Конспект урока информатики с применением практико-ориентированных заданий на тему «Информационные процессы»
Организационная информация | |
Тема урока | Информационные процессы |
Предмет | Информатика |
Класс | 7 |
Методическая информация | |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Цели урока | Доказать значимость этапов и способов обработки информации человеком для развития общества |
Задачи урока | Образовательная: сформировать понятие об этапах и способах обработки информации человеком Развивающая: развитие общеучебных умений и навыков работы с информацией Воспитательная: воспитание интереса к предмету, воспитание чувства уверенности в себе |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/ и др. ученики в ходе урока | Знания, которые ученики актуализируют в ходе урока: виды информации. Знания, которые приобретут: основные виды информационной деятельности человека, роль технических устройств на всех этапах работы с информацией, назначение носителей информации. Формирование учебно-организационных умений и навыков: умение работать по алгоритму, умение оценивать деятельность свою и одноклассников; учебно-информационных: умение читать схему, диаграмму; учебно-коммуникативных: умение вести учебный диалог, участвовать в дискуссии, умение логически излагать свои мысли; учебно-интеллектуальных: умение осуществлять анализ, синтез, обобщение; умение использовать знания в стандартной и нестандартной ситуациях; умений использовать знания из других учебных дисциплин Формирование качеств в ходе урока: внимательность, наблюдательность, уверенность в себе, дисциплинированность, уважение к мнению учителя и одноклассников |
Необходимое оборудование и материалы | ПК, мультимедиапроектор |
Подробный конспект урока | |
Ход и содержание урока |
Вводное слово учителя: «Все люди от природы стремятся к знанию…», - говорил Аристотель, великий философ Древнего мира. А знания начинаются со сбора сведений. Игровой фрагмент с беседой: Давайте поиграем в игру «Угадай реакцию» и вспомним, какую информацию мы получим в каждой ситуации, какой орган чувства нам в этом помог и какова будет ответная реакция нашего организма. Ваш сосед по парте ест на перемене лимон. Рядом с вами раздается громкий хлопок. Прямо перед вашим носом с крыши падает сосулька. Вы входите в квартиру, пахнет пирогами с капустой. Вам объявляют, что уроков не будет. Вашим рукам горячо. Учитель: Итак, во всех этих случаях речь шла об обработке неосознанной информации.
Беседа: а теперь давайте поговорим с вами, что мы можем сделать с информацией осознанно. Что нужно сделать, что информация появилась? (создать, найти, собрать) У вас есть некоторая информация в голове (текст письма, мелодия в «голове», код к сейфу). Что вы можете с ней сделать? (забыть, передать, использовать) Что можно сделать с информацией, находящейся у вашего друга? (получить) Что нужно сделать с информацией, чтобы сложить два числа, перевести текст с одного языка на другой, сделать коллаж? (обработать) С помощью чего вы передаете друг другу информацию? (бумага, диск, телефон и др.)
Учитель: На этих примерах мы с вами убедились, что с информацией мы работаем ежеминутно: создаем ее, обрабатываем, получаем и передаем, сохраняем, ищем и защищаем. Эти виды работы издавна выполняются человеком в различных областях деятельности. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Информационные процессы» Пишешь ты письмо, рисуешь мелом на асфальте или просто хлопаешь в ладоши – ты создаешь информацию. 2)Получать и собирать информацию нам помогают наши органы чувств и специальные приборы Человек не только получает информацию, он ее еще постоянно стремится кому-нибудь передать, используя для этого различные средства. В процессе передачи всегда кто-то выступает в роли источника информации, а кто-то в роли приемника. В случае если возникнут помехи, информация может быть искажена или может совсем не дойти до приемника Закрепление. Задание 1. Прочитав задачи, назовите, что или кто является источником, приёмником информации и назовите информационные каналы? Учёный с мировым именем Иннокентий сконструировал средство передвижения, которое, рванув с места и отмахав за минуту 121 км, вдруг замирает, пыхтит и топчется на месте. Иннокентий понял, что машина сломалась. Бабушка недоглядела за пирожками, которые жарились на кухне (играла за компьютером), и её внучок Коля понял, что пирожки сегодня будут “загорелые”. Получая очередную двойку, Любочка тяжело вздыхает, она знает, что мама за это погладит, но только не по голове. Задание 2. Назовите изображенные средства связи. Укажите, какая информация передается с их помощью. Задание 3. Могут ли быть источниками информации животные? явления природы? Учитель: После того, как человек создал или получил, он стремится ее сохранить, используя для этого разнообразные средства. Ребята, где вы храните информацию, например, о том, как вас зовут и сколько вам лет? Учитель: Ну и, конечно же, мы с вами постоянно обрабатываем информацию, решая какие-нибудь информационные задачи. Закрепление. Составьте по краткой записи задачу и решите ее. В начальной школе работают кружки: математический, художественного творчества и мягкой игрушки. На диаграмме 1 отражено распределение учащихся, посещающих кружки, по классам, на диаграмме 2 – распределение по кружкам. Каждый ученик посещает только один кружок. Из анализа двух диаграмм определите, могут ли учащиеся вторых классов посещать только кружок мягкой игрушки? В процессе обработки информации мы получаем новую информацию или меняем форму ее представления Одним из процессов обработки, в результате которого меняется форма содержания информации, является кодирование информации Учитель: А теперь я вам хочу представить информацию в виде фотосюжета. Посмотрите внимательно, подумайте, какую информацию вы можете получить, и в каком виде она представлена. (автодорожные знаки, реклама на стенде и реклама кинофильмов, информация с автомобиля (реклама автошколы, сигнал поворота, ученик за рулем, северо-западный регион, символ А – служебная машина и т.д.) Поднимите руки те, кому перечисленная информация была лично доступна первоначально. Вы хорошо информированные люди. Итак, графическая информация была представлена в виде закодированных символов: буквы, цифры, рисунки, цвета, фигуры и даже светящиеся объекты. Но, чтобы исполнителю распознать информацию, необходимо знание правил кодирования некоторой кодовой таблицы. Рассмотрим несколько примеров кодирования информации в жизни человека. Объясните их (дорожные знаки, штрих-код товара, азбука немых, формула площади треугольника, ДНК, нотная азбука, «пляшущие человечки»). Дайте определение кодирования (операция преобразования информации из одной формы представления в другую). Дайте определение процессу, обратному кодированию. Объясните примеры фрагментов кодовых таблиц. (Русский и английский языки, арабские и римские числа, азбука Морзе.) Сделаем вывод о том, зачем люди кодируют информацию. Демонстрация способов кодирования: азбуки Морзе и флажковой азбуки. Закрепление. Одним из способов кодирования является ребус. Отгадайте, что зашифровано? (обработка) Девочка заменила каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 141261. Как зовут девочку? По первым буквам нарисованных предметов прочти имя героя (пятачок) По первым буквам написанных слов прочтите новое слово (кролик)
Итак, давай те подведем небольшой итог урока. Что нового вы сегодня узнали? Где вам пригодятся эти знания? Какой вывод из материала урока вы можете сделать?
|
Проверка и оценивание ЗУНКов | Проблемные вопросы, требующие подключение жизненного опыта учащихся и интеграции знаний из смежных дисциплин. Задачи занимательного содержания Практико-ориентированные задания Задачи на развитие логики, наблюдательности и внимания В конце урока оцениваются наиболее активные ученики |
Рефлексия деятельности на уроке | Учитель: Ребята, а можно ли закодировать эмоции? Чтобы оценить наше сотрудничество, я предлагаю вам закодировать свое настроение: в начале урока и в конце урока. Если примеры смайликов с презентации не отразили ваше настроение, можете придумать свои. Спасибо за работу. Учащиеся показывают свои смайлики. |
Домашнее задание | В ближайший выходной наблюдать за своими родителями и составить отчет с подробным описанием их участия в основных этапах обработки информации |
В помощь учителю | |
Использованные источники и литература | Литература:
Ресурсы Интернет:
|
Д/З: Разработайте и проведите урок с применением практико-ориентированных заданий.
Поделитесь своими впечатлениями об изменениях в результатах деятельности учащихся.
Шаг пятый. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса
Мастер предлагает слушателям представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
– Я съел бы еще этого…
– Больше всего мне понравилось…
– Я почти переварил…
– Я переел
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист ватмана
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование было направлено на выявление возможностей практико-ориентированного подхода в обучении и создание электронного приложения, основанного на «живых» задачах, которые приближают образовательный процесс к реальной жизни.
На основе анализа педагогической и методической литературы по теме исследования удалось сформулировать определение практико-ориентированного метода обучения и обосновать его значимость. Рассмотрев переход от знаниевой к деятельностной парадигме обучения, мы выяснили, что усиление практического аспекта в образовательной деятельности позволяет интегрировать теоретические знания и практические навыки, тем самым повышая качество и действенность усваиваемого материала.
Выяснили, что такой метод в обучении направлен на формирование практических навыков и готовит к школьников к решению реальных жизненных задач. На основе полученной информации, мы убедились, что практико- ориентированный метод способствует усилению образовательных аспектов базового курса информатики
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алферьева М.К. Практико-ориентированный подход в обучении информатике. – Саратов, 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования// Школьные технологии. – Москва, 2001. - №3. – с. 154-168
- Ворошилова А.А Особенности организации учебной деятельности в процессе изучения темы «Обработка числовой информации» на основе практико- ориентированного подхода – Пенза, 2018 [Электронный ресурс]. – Рехим доступа: #1050;-80ССборник.pdf
- Балл Г.А. Теория учебных задач. Психолого-педагогический аспект / Г.А. Балл – Москва: Педагогика, 1990. –189 с.
- Бешенков С.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса – 2-е изд. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 431 с.
- Бордовская Н, Педагогика электронная библиотека преподавателя [Электронный ресурс]. – режим доступа:
- Брадис В.М. Методика преподавания математики в средней школе. Москва: Гос. учебно-педагог. изд. мин. прос. РСФСР, 1954. – 504 с.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: учебное пособие / В.И. Гинецинский. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992. – 158 с.
- Губанова А.А. Деятельностный подход в обучении социальной информатике в школьном курсе / А.А. Губанова, Е.В. Киргизова// Педагогическое образование на Алтае. – 2010. – № 1. – С. 49-54.
- Киргизова Е.В. Методика обучения студентов теоретической информатике на информационно-деятельностной основе. – Красноярск, 2010.
- Киргизова Е.В.Методические особенности изучения прогностического и оптимизационного моделирования в курсе информатики / Е.В. Киргизова, Д.Н. Пестов,С.С. Султанбекова//Психология и педагогика: методика и проблемы
Практического применения.;№;99-104с.
- Киргизова Е.В. Реализация педагогических ситуаций в процессе освоения фундаментальных знаний студентами в курсе «Теоретические основы информатики». – // Педагогическое образование на Алтае. – 2009. – № 1. – 49-58с.
- Ковалева Т.М. Школьные умения и ключевые компетенции – что общего и в чем различие /Т.М.Ковалева//Педагогика развития: ключевые компетенциии их становление. – Красноярск, 2003. –67 с.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть 1. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. / Ю.М. Колягин – Москва: Просвещение, 1977. – 116 с.
- Лаборатория знаний БИНОМ[Электронный ресурс].–рехимдоступа:
- Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студ. пед. вузов. – Москва: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.
- Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. – рехим доступа:
- Министерство образования и науки Российской Федерации[Электронный ресурс]. – рехим доступа:
- Могилев А.В. и др. Практикум по информатике: Учебное пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 608 с.
- ОхеговС.И.Словарьрусскогоязыка:53000слов/подобщ.ред.проф.Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. Москва: Оникс, Мир и образование, 2013. – 1200 с.
- Попова Н.А. Социо-культурные аспекты развития образования в современном обществе // Современные проблемы науки и образования / Н.А. Попова – 2015. № 2-2. 610 с.
- Практико-ориентированные задачи: структура, уровни сложности и алгоритм их составления [Электронный ресурс]. рехим доступа:
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов /И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер–3-еизд.–Москва:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 – 246 с.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика.Задачник-практикумв2т./И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер – Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 280 с.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Шеина Т.Ю. – 2-е изд. – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 – 120 с.
- Спиридонов В.Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем: учебное пособие / В.Ф.Спиридонов – Москва: Генезис, – 2006. – 319 с.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: Базовый уровень: учебник для 10 класса–3-еизд./Н.Д. Угринович–Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний,; 212 с.
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ»в основной и старшейшколе.8-11классы:методическоепособие/Н.Д.Угринович–Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 180 с.
- Угринович Н.Д. Преподавание курса«Информатика и ИКТ»в основной и старшей школе: методическое пособие / Н.Д. Угринович – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 182 с.
- Фридман Л.М. Как научиться решать задачи: пособие для учащихся /Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий. – Москва: Просвещение, 1984. – 192 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: учебник/И.Ф.Харламов.–7-еизд.–.Минск: Университетское, 2002. – 560 с.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для пед. институтов. / Г.И. Щукина. Москва: Просвещение, 1979. – 203 с.
- Фиошин, М.Е. Информатика и ИКТ (профильным уровень) / М.Е. Фиошин, А.А. Рессин, С.М. Юнусов –М Дрофа, 20»,
- Хозяинов Г.И. Средства обучения как компонент педагогического процесса. Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. –М.: 1998. –Т.5. –С. 130-136.
- Энциклопедия профессионального образования: в 3-х томах:[под редакцией С.Я.Батышева]. М.: НПО, 1999. Т.2. 440 с.
- Якиманская И.С. Личностно- ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: учебное пособие. Европ.ин-т экспертов. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова: Полиус, 1998. 639 с.