Родительское собрание - баттл "Что? Где? Когда?"

Гурова Екатерина Владимировна

Родительское собрание в нетрадиционной форме. Баттл "Что? Где? Когда?" по использованию игр-головоломок в коррекционной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Баттл "Что? Где? Когда?"36.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №16»

Родительское собрание

на тему «Применение игр-головоломок

в образовательной деятельности

с детьми ОВЗ дошкольного возраста»

Цель: повышение  родительской компетентности в вопросах развития логического мышления детей, использования игр-головоломок в совместной деятельности.

Задачи:

  1. Ознакомление родителей с набором игр-головоломок для детей с ОВЗ.
  2. Изучение потребности родителей в развитии детей и коррекции их проблем.
  3. Создание условий и активное включение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
  4. Обучение родителей отдельным приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком.

 Предварительная работа:

  • Изучение психолого-педагогической литературы
  • Составление презентации «Применение игр-головоломок в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
  • Подбор игр и игровых  упражнений
  • Чтение с детьми сказки «Маша и медведь», просмотр мультфильма
  • Разучивание с детьми инсценировки отрывка из сказки «Маша и медведь»

1. Теоретическая часть

Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, предусмотрительными и сообразительными.

Современное общество предъявляет требование к человеку: умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления позволяет приобрести данные качества.

Главной задачей современной дошкольной педагогики ставится развитие логико-математических способностей дошкольников через применение новых методик и технологий.

  Одной из таких технологий является смарт-тренинг для дошкольников - это метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, логико-математического мышления, воображения, способности к моделированию.  А использование занимательного игрового материала позволяет сделать этот процесс по-настоящему интересным и захватывающим. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом. (слайд)  

Под смарт-тренингом для дошкольников мы будем понимать (слайд) метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости. Организация игровой деятельности в смарт-тренинге предполагает, прежде всего, умственное воспитание детей дошкольного возраста. В этом нам поможет игровой набор МИР ГОЛОВОЛОМОК

 Головоломка - это один из наиболее интересных и доступных способов заниматься вместе с ребёнком «зарядкой для ума».

Игры – головоломки привлекают внимание дошкольников, не вызывают пресыщения, повышают познавательную мотивацию, что очень важно в обучении и воспитании дошкольников с задержкой психического развития. Это занимательный материал, который обеспечивает дошкольнику ситуацию успешности, воспитывает чувство уверенности в себе и своих возможностях.

Важным моментом в выборе головоломок для развития дошкольников с задержкой психического развития является то, что игры- головоломки помогают создать ситуацию успеха даже после одного хода в игре. Нужно сравнить свой результат с образцом, чтобы увидеть положительный результат. В конце каждой игры ребенок и взрослый обсуждают успехи и неудачи, что дает возможность самостоятельно найти ошибки у себя и у товарищей. Это поддерживает у дошкольников уверенность в своих силах, обеспечивает переживание своего успеха при определенных усилиях, способствует формированию адекватной самооценки, учит анализировать свои действия, критично относиться к результатам своего труда.

В играх - головоломках сложное задание разбивается на более простые и предъявляются ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. При этом дошкольник видит цель, которую необходимо достичь.

Во время игр – головоломок активизируется работа всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). А также они способствуют развитию у дошкольника активизации речи. Дошкольники сопровождают речью свои действия, подводят итог – дают словесный отчет.

Материал головоломок, разработанный с учетом различной степени трудности и с различным объемом помощи взрослого, - идеальный вариант для формирования навыков самостоятельной работы, умения организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Технология смарт – тренинга для дошкольников в методических рекомендациях будет представлена вам в следующем варианте.

Правила работы с методическими рекомендациями:

- Прежде всего, нужно ознакомится с содержанием методического пособия.

- Выбрать одно из направлений и руководствоваться следующим принципам 

• Чётко формулировать цель

• Создать мотивирующую среду

• Учитывать уровень сложности

• Не бояться корректировать цель

• При оценке результата продумать систему поощрения

Задачи:

• Познакомить детей с разными видами головоломок

• Учить понимать инструкцию и соблюдать её при решении головоломок

• Обучать способам и правилам решения головоломок, используя алгоритм

• Создать условия для развития психических процессов

• Воспитывать инициативность, самостоятельность, целеустремлённость

Цель:

• Развитие творческих умственных способностей с помощью игр головоломок.

Практическая часть

От логических упражнений к головоломкам:

• Логическая игра-упражнение «ПО ОБРАЗЦУ»

• Логическая игра-упражнение «ПО ПАМЯТИ»

• Логическая игра-упражнение «ПО СХЕМЕ»

Логические головоломки Красноухова В.И

  1. «НЕЛЕГКИЕ МАНЕВРЫ» (слайд)

Игра - головоломка представляет собой набор из прямоугольной коробочки 5х6 см; 8 деревянных фишек 1х4 (2шт) с двумя круглыми отверстиями , 1х2 (3 шт.) и 2х2 (3 шт.) с одним круглым отверстием. Карточки к игре.

Суть игры – перемещая по одной фишке, надо перейти от стартовой позиции А к позиции В. Фишки можно перемещать влево, вправо, вверх и вниз, но нельзя переносить друг над другом.

  1. « ПИФАГОР» (слайд)

Игра - головоломка представляет собой: квадрат размером 7х7 см разрезан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разным по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 – больших ( в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник ( параллелограмм). Дети называют эту фигуру четырехугольник.

Карточки к игре:

- схема – образец

- конкурсное изображение

- технологические карты

- алгоритм

Силуэт «Весы», «Горы», «Диван», «Кенгуру», «Колба», «Кораблик», «Птица», «Ракета», «Фигура», «Башня», «Бумеранг», «Ваза», «Дом с трубой», «Домик», «Стрела».

Суть игры – составить из 7 геометрических фигур – частей игры плоские изображения: силуэты строений, предметов, животных.

        

  1. «ЧЕТЫРЕ ЦВЕТА» (слайд)

Игра – головоломка представляет собой набор их 8 треугольников и 1 квадрата, находящихся в деревянной рамке 140х140х13 мм.

Карточки к игре:

- Грибок

- Ёлочки

- Домик

- Куколка

- Кораблик

Суть игры – уложить 9 элементов в рамку так, чтобы элементы одного цвета не соприкасались сторонами и даже углами.

C:\Users\Воспитатель\Desktop\головоломка\0HNWoNfLOYA.jpg

В заключение своего доклада хочется процитировать Владимира Ивановича Красноухова (автора головоломок) 

«Самое замечательное свойство головоломок в том, что они доказывают человеку: безвыходных ситуаций не бывает. Выход всегда есть, и зачастую даже не один! Поэтому головоломки – это не только умное развлечение. Решение головоломок укрепляет веру человека в свои силы, в могущество своего разума, приучает искать выход из положений, кажущихся на первый взгляд безвыходными. И это особенно актуально в наше нелегкое время!» (слайд)

 Включая смарт - тренинг в образовательную деятельность, можно получить хорошие результаты. Игры увлекают детей, они с удовольствием включаются в эту деятельность. Во время проведения подобранных игр-головоломок большинство детей проявляет активность, большой интерес к процессу, по мере прохождения практической части нашей работы дети все чаще организовывают эти игры самостоятельно. При использовании игр-головоломок широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Логические игры-головоломки воспитывают у детей способность к творческому поиску, желание и умение учиться.  

2. Практическая часть. Батл «Что? Где? Когда?»

- А сейчас мы предлагаем вам сыграть в игру «Что? Где? Когда?» Приветствуем команду детей. Приветствуем команду родителей. Выберите капитана. Музыкальное сопровождение «Представление команд»

 Начинаем игру!

Музыкальное сопровождение «Волчок»

1. Разминка.

Участникам задаётся вопрос, за правильный ответ команда получает жетон.

Вопросы для детей:

1. С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)

2. Какое  яйцо  снесла  курочка  Ряба? (золотое)

3. К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)

4.Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)

5.Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

6.Кто потерял хрустальную туфельку? (золушка)

7. Кого спасла  Дюймовочка? (ласточку)

8. Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)

9.Кто разбил золотое  яичко? (мышка)

10. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом)

Вопросы для родителей:

1. Где спрятался седьмой козленок (в печке)

2. Кличка пуделя в сказке «Приключения Буратино» (Артемон)

3. Подарок Пятачка ослику Иа (воздушный шарик)

4. Какая птица доставила Айболита в Африку (орел)

5. В какой сказке встречаются зима с летом (12 месяцев)

6. Название города в котором жил Незнайка (Цветочный)

7. Кем был Дуремар (аптекарем)

8. Из чего сделал домик поросенок Нуф — Нуф (прутья)

9. Назовите имя Волшебника Изумрудного города (Гудвин)

10. Птичка — бандит (соловей — разбойник)

Музыкальное сопровождение «Волчок»

2. Театральная студия

- А сейчас каждая команда продемонстрирует свои актёрские способности. Команды детей  и родителей покажут сценку из сказки. Пока готовится команда детей, родители ознакомятся со своей сценкой, выберут героев.

Инсценирование отрывка из сказки «Маша и медведь» детьми

Сценка для детей

5  СЦЕНА.
СКАЗОЧНИК :  Итак, пошел медведь в деревню...
( Музыка. По сцене идет Медведь с коробом ( пустым ) за плечами.)
СКАЗОЧНИК :  Идет он между елками, бредет между березами, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел медведь, устал, остановился и говорит…
(Медведь останавливается, ставит короб на землю.)
МЕДВЕДЬ :  Сяду на пенек,
                       Съем пирожок!
МАШЕНЬКА:  ( голос, видеть мы ее не должны )   Вижу, вижу !
                Не садись на пенек,
                Не ешь пирожок!
                Неси бабушке,
                Неси дедушке!
 МЕДВЕДЬ :  Ишь, какая глазастая, все видит !
( Медведь поднимает короб, идет дальше.)
СКАЗОЧНИК :  Шел-шел медведь, устал, решил отдохнуть.
( Медведь останавливается, ставит короб на землю.)
МЕДВЕДЬ:  Сяду на пенёк,
                Съем пирожок !               
МАШЕНЬКА:  ( голос )  Вижу, вижу !
                Не садись на пенек,
                Не ешь пирожок!
                Неси бабушке,
                Неси дедушке!
 МЕДВЕДЬ:  Вот какая хитрая !
                Высоко сидит, далеко глядит!
(Медведь берет короб и идет дальше. Музыка.)               
6  СЦЕНА.
СКАЗОЧНИК:  Пришел Медведь в деревню, нашел дом, где бабушка с дедушкой жили, и давай изо  всех сил стучать в ворота.
(Медведь стучит в ворота. Короб стоит на земле)
МЕДВЕДЬ :  Тут-тук-тук !  Отпирайте, открывайте !  Я вам от Машеньки гостинцев принес!
СКАЗОЧНИК:  А собаки почуяли Медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.
(Медведь начинает убегать от них.)
СКАЗОЧНИК:  Испугался медведь и пустился в лес без оглядки.
( Появляются Бабушка и Дедушка.)
СКАЗОЧНИК:  Тут вышли Бабушка и Дедушка к воротам. Видят : короб стоит.
БАБУШКА:  Что это за короб?
ДЕДУШКА:  Давай посмотрим, что там внутри!
( Бабушка и Дедушка открывают короб, оттуда вылезает Машенька.)
БАБУШКА:  Машенька!  Милая наша внученька! 
                А уж мы без тебя так горевали!

ДЕДУШКА:  Где же ты была, Машенька?  И зачем в короб залезла?
МАШЕНЬКА :  Я в лесу заблудилась, и к Медведю в избушку попала. Он меня к вам не отпустил, заставил у него печку топить, ему кашу варить. Вот я и придумала, чтобы он вам пирожки отнес, а сама в короб забралась, он меня к вам и принес вместе с пирожками.
ДЕДУШКА :  Молодец, Машенька!
БАБУШКА :  Умница ты наша!
( Бабушка и Дедушка обнимают Машеньку.)
СКАЗОЧНИК:  Бабушка и Дедушка стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

- Теперь свою сценку покажут родители.

Инсценирование отрывка из сказки «Маша и медведь» родителями

СКАЗОЧНИК: Ходила, ходила Машенька по лесу, совсем заблудилась. Пришла она в самую глушь, в самую чащу.
( Музыка. Занавес открывается. На сцене стоит Машенька около избушки (избушка может быть нарисована))
СКАЗОЧНИК: Видит Машенька, стоит избушка. Постучала в дверь – никто не отвечает. Тогда решила Машенька войти в избушку.
 Машенька или помощники по сцене отодвигают нарисованную избушку. За нарисованной избушкой должны стоять стол со стульями)

МАШЕНЬКА : Кто же здесь живет?  Почему никого не видно? 
( Машенька может сесть за стол.)
СКАЗОЧНИК:  А в той избушке жил большущий медведь. Только его дома не было: он по лесу ходил.
( Музыка. Появляется Медведь, подходит к избушке, видит:  дверь открыта.)
МЕДВЕДЬ:  Кто это в мою избушку забрался ?
( Медведь заходит в избу.)
МЕДВЕДЬ :  А-а, девочка ? 
                Как ты попала сюда ?
 МАШЕНЬКА :  Я по лесу ходила, грибы, ягоды собирала и заблудилась !
                Подскажи мне дорогу домой !
МЕДВЕДЬ :  Нет, я не отпущу тебя ! 
                Будешь у меня жить ! 
                Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить ! 
                А если убежишь, поймаю тебя и тогда съем !
(Машенька испуганно закрывает лицо руками. Музыка.)

- Где жил медведь? (в избушке)

- Соберём избушку. Команда родителей собирает избушку из головоломки «Пифагор», а команда детей – из головоломки «Четыре цвета».

Музыкальное сопровождение «Волчок»

3. Чёрный ящик

Под музыку выносят чёрный ящик. Музыкальное сопровождение «Чёрный ящик»

В ящике находится кукла Маша.

В этом ящике она. Это она говорит: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке». Кто это, и что это за сказка?

Маша из сказки «Маша и медведь»

- Давайте соберём Машу из головоломки «Четыре цвета» по схемам.

Команды собирают Машу из головоломки «Четыре цвета»

Музыкальное сопровождение «Волчок»

4. Конкурс капитанов

- А теперь свои способности покажут капитаны. Отгадайте загадку:

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовёт? (медведь)

- Капитаны, предлагаем вам собрать медведя из головоломки «Пифагор».

5. Итог 

- Итак, подведём итог. Участники игры получают медали эрудитов.