Периодизация развития от 0 до 23

GolubkovaVladaPSY

Периодизация развития помогает лучше понимать закономерности человеческого развития и учитывать особенности каждого возрастного этапа. 

Также она помогает определить возрастные границы, то есть рамки, в пределах которых происходят ключевые изменения в развитии — например, формирование мышления, установление самоидентичности, появление автономии.

Понимание возрастной периодизации помогает строить гармоничные отношения в семье, на работе и в социуме. Особенно важно учитывать возрастные границы в воспитании, обучении, межпоколенческом общении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_po_periodam_razvitia.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог :Голубкова Влада Игоревна

Период

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Сензитивный период

Новообразование

Кризис

Новорожденность
(0-1 месяц)

Полная биологическая беспомощность ребенка, который не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности без помощи взрослого, что делает новорожденного максимально социальным существом. у ребенка нет никаких основных средств общения со взрослым . синхронизации сложных действий матери и младенца

Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года.

Малыш ощущает речь как что-то особенное. Сознание малыша в этом возрасте ещё не в состоянии выделить в отдельные образы картины окружающего мира, себя. Все его впечатления об окружающей среде довольно спутаны, однако речь для него становится единственным ярким образом

Крик . У ребенка возникает торможение общих движений, неосознанная улыбка. К концу периода возникает "Комплекс оживления",он проявляется в виде следующих реакций: 1)Общее моторное возбуждение при приближении взрослого 2)Использование плача, крика для привлечения к себе внимания3) Обильные вокализации при общении с матерью 4)Реакция улыбки.

Кризис новорожденности:
Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения. Причины этого кризиса следующие:

1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);

2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги

Младенчество
(1 месяц – 1 год)

До 6 месяцев общение ребенка со взрослыми носит преимущественно эмоциональный характер. В качестве средств общения в это время выступают эмоциональные реакции.После 6—8 месяцев у ребенка формируется новый тип общения со взрослыми — ситуативно-деловой, при котором в качестве средства общения наряду с эмоциональными реакциями становится действие с предметом.

Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.

Ребёнок старается выговорить своё первое слово – это его первое выражение мысли. Однако тут он встречается с ситуацией фрустрации: он прекрасно представляет, что речь должна что-то означать, но не может воспользоваться ей из-за недостатка его словарного запаса.

Комплекс оживления.

Формирование зрительного и слухового восприятия в процессе развития форм общения ребенка со взрослым. Развитие мануальных движений. Развитие позовых и локомоторных движений.. (Хватание , ходьба, первое слово)Манипуляторный характер действий, Зрительно-моторная координации.

Кризис 1 года:

он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки обычно возникают у ребёнка, когда взрослые не понимают его слов, его желаний, его мимики и жестов, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Так как ребёнок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов.

Ранее детство

(1 - 3 лет)

Психологическое отделение от матери. Осозвание принадлежности к полу. Сотрудничество или совместная деятельность ребенка и взрослого.Ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, т.к. нуждается в его практической помощи, оценке и внимании.

Предметная -манипулятивная деятельность — это целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества.

Развитие речи. В это время речь усваивается особенно легко и вносит принципиальные изменения и поведение ребенка и в психические процессы — восприятие, мышление и др. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка

Новые физ.возможности, первоначальные основы самосознания, интенсивно развиваются психические функции.. Развитие ориентировочной основы предметных действий и усвоение «орудийной логики». Развитие сенсорно-перцептивной сферы. Ориентация в пространстве и времени. Формирование сенсорно-перцептивных действий и эталонов.

Тонкая моторика становится еще более совершенной.

Кризис 3 лет:

Один из наиболее сложных моментов в жизни ребёнка. В этот период происходит разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я» (по Д. Б. Эльконину). В 3 года ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.В возрасте трёх лет ребёнок очень часто проявляет следующие черты: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, деспотизм. Возникновению у ребёнка подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании. Таким образом, кризис трёх лет ещё называют кризисом «Я сам».

Дошкольный возраст

(3 -7 лет)

Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситаутивно-личностного общения.

Противоречие социальной ситуации развития ребенка - дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно.

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

В возрасте 3–4 лет наступает период развития осознанной речи. Именно в это время формируется осознание ребенка себя как личности и понимание собственной мысли.
В 4 года ребёнок легко овладевает пространственными представлениями
4–5 лет — это возраст повышенного интереса к музыке, и, как ни странно, к математике. Ребенок интересуется письмом, активно экспериментирует с формой, цветом, размером различных предметов.
От 4,5 до 5,5 лет — чтение. Он начинает понимать, что все люди — очень разные, у него появляются навыки социального поведения.

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения.

2. Возникновение первичных этических инстанций.

3. Появление соподчинения мотивов.

4. Поведение становится произвольным.

5. Возникновение личного сознания.

6. Появление внутренней позиции школьника

Кризис 7 лет:

Кризис 7 лет у ребёнка — это переход из дошкольного периода в младший школьный

В 7 лет у ребёнка формируются психологические новообразования, которые определяют суть данного кризиса. Их чётко прописывает возрастная психология:
-произвольность и опосредованность;
-осознание и обобщение собственных переживаний;
-подчинение взаимоотношений определённым правилам;
-вхождение в более широкую социальную общность, осознание себя в новой социальной роли.

Младший школьный возраст

( 7 до 11 лет)

В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок — взрослый» дифференцируется на «ребенок — учитель» и «ребенок — родители».Отношение «ребенок — учитель»выступает для ребенка отношением «ребенок — общество» и начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения с другими детьми. Если в семейных взаимоотношениях и в детском саду имеется асимметрия, то в школе в учителе воплощены требования общества, существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки всех и каждого.

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. В учебной деятельности усвоение научных знаний выступает как основная цель и главный результат деятельности.

Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте:

• содержание составляют научные понятия, законы науки и опирающиеся на них общие способы решения практических задач;• цель и результат деятельности совпадают.

Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности.
Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение.7-8 лет – сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению).

8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.

К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление.

Наглядно-образное мышление.

Восприятие. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память.

Учебная деятельность способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины

Кризис 7 лет — это период рождения социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им проходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, и играть еще будет долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Благодаря обобщению переживаний в 7 лет появляется логика чувств. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка — звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность.

Наступает кризис отрочества . 9-11лет

Характеризуется глубоким мотивационным кризисом, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учеба превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы. Сопровождается падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены намного более, чем в иные периоды.

Отрочество(Подростковый возраст 11-15 лет)

Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.

Основные психологические потребности подростка – стремление к общению со сверстниками ("группированию"), стремление к самостоятельности и независимости, "эмансипации" от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе.

Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план.


Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками.

Д.И. Фельдштейн считает, что главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность.

В период отрочества сильнее становятся индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности, что связано с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач. Это позволяет рассматривать возраст 1 1 -14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления.

Динамический характер развития, активное формирование теоретического, рассуждающего мышления, с одной стороны, и социальная незрелость подростка, его ограниченный жизненный опыт — с другой, приводят к тому, что, построив какую-либо теорию, сделав умозаключение, подросток принимает их за реальность, которая может привести к желаемым для него результатам.

В отечественной психологии в рамках системно-функционального подхода считается, что в подростковом возрасте центральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Под влиянием обучения, усвоения более обобщенных знаний и основ наук высшие психические функции постепенно преобразуются в хорошо организованные, произвольно управляемые процессы. Изменения в когнитивной сфере влияют на отношение подростков к окружающей действительности, а также на развитие личности в целом.
Центральное личностное новообразование этого периода — становление нового уровня самосознания, Я-концеиции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности.

Пубертатный кризис. Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез.

Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.

Кризис 13 лет - существует два подростковых кризиса, большой — при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту и малый — при переходе от младшего подросткового возраста к старшему подростковому. Происходит: снижение учебной мотивации, стремление быть взрослым, настаивание на новых правах, конфликт с родителями и учителями, протестное поведение, подражание внешним признакам взрослости, социальная зрелость, интеллектуальная взрослость;

Пубертатный возраст (13—17 лет) - эмоциональный фон становится неровным, нестабильным; ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме; половая идентификация достигает нового, более высокого уровня; резко повышается интерес к своей внешности; формируется новый образ физического «Я».

Юность

Ранняя /поздняя

15-18/18-23

Социальная ситуация развития в юности— ситуация выбора жизненного пути. Начинается реализация планов, намеченных в 16—17 лет, иногда удачная, приносящая удовлетворение, иногда приводящая к осознанию ошибочности сделанного выбора, разочарованию, метаниям, устремленности к новым целям.

Ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность

В юношеском возрасте главное внимание сосредоточено на развитии мотивационной сферы личности. На первый план выходят: определение своего места в жизни; формирование мировоззрения и его влияние на познавательную деятельность (мотивы самообразования); самосознание и моральное сознание

Новообразованием ранней юности является социально-психологическая готовность (способность) к личностному и жизненному (профессиональному) самоопределению.

В юности индивиду предстоит ответить на два главных вопроса: «Кем быть?» и «Каким быть?» Это период персонализации, индивидуализации. По сути, это не только возрастной кризис, но и личностный.В юности происходит переход на новый уровень морали – постконвенциональный (теория морального развития Л. Кольберга). Основой для него является способность мыслить гипотетически и дедуктивно. Суть уровня – формирование личной системы нравственных убеждений, которые могут отличаться от норм конкретной группы или групп, но соответствуют человеческим взаимоотношениям как таковым. Например, «отвечать добром на добро» или «на все отвечать добром».