Периодизация развития от 0 до 23
Периодизация развития помогает лучше понимать закономерности человеческого развития и учитывать особенности каждого возрастного этапа.
Также она помогает определить возрастные границы, то есть рамки, в пределах которых происходят ключевые изменения в развитии — например, формирование мышления, установление самоидентичности, появление автономии.
Понимание возрастной периодизации помогает строить гармоничные отношения в семье, на работе и в социуме. Особенно важно учитывать возрастные границы в воспитании, обучении, межпоколенческом общении.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог-психолог :Голубкова Влада Игоревна
Период | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Сензитивный период | Новообразование | Кризис |
Новорожденность | Полная биологическая беспомощность ребенка, который не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности без помощи взрослого, что делает новорожденного максимально социальным существом. у ребенка нет никаких основных средств общения со взрослым . синхронизации сложных действий матери и младенца | Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. | Малыш ощущает речь как что-то особенное. Сознание малыша в этом возрасте ещё не в состоянии выделить в отдельные образы картины окружающего мира, себя. Все его впечатления об окружающей среде довольно спутаны, однако речь для него становится единственным ярким образом | Крик . У ребенка возникает торможение общих движений, неосознанная улыбка. К концу периода возникает "Комплекс оживления",он проявляется в виде следующих реакций: 1)Общее моторное возбуждение при приближении взрослого 2)Использование плача, крика для привлечения к себе внимания3) Обильные вокализации при общении с матерью 4)Реакция улыбки. | Кризис новорожденности: 1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания); 2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги |
Младенчество | До 6 месяцев общение ребенка со взрослыми носит преимущественно эмоциональный характер. В качестве средств общения в это время выступают эмоциональные реакции.После 6—8 месяцев у ребенка формируется новый тип общения со взрослыми — ситуативно-деловой, при котором в качестве средства общения наряду с эмоциональными реакциями становится действие с предметом. | Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий. | Ребёнок старается выговорить своё первое слово – это его первое выражение мысли. Однако тут он встречается с ситуацией фрустрации: он прекрасно представляет, что речь должна что-то означать, но не может воспользоваться ей из-за недостатка его словарного запаса. | Комплекс оживления. Формирование зрительного и слухового восприятия в процессе развития форм общения ребенка со взрослым. Развитие мануальных движений. Развитие позовых и локомоторных движений.. (Хватание , ходьба, первое слово)Манипуляторный характер действий, Зрительно-моторная координации. | Кризис 1 года: он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки обычно возникают у ребёнка, когда взрослые не понимают его слов, его желаний, его мимики и жестов, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Так как ребёнок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. |
Ранее детство (1 - 3 лет) | Психологическое отделение от матери. Осозвание принадлежности к полу. Сотрудничество или совместная деятельность ребенка и взрослого.Ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, т.к. нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. | Предметная -манипулятивная деятельность — это целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества. | Развитие речи. В это время речь усваивается особенно легко и вносит принципиальные изменения и поведение ребенка и в психические процессы — восприятие, мышление и др. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка | Новые физ.возможности, первоначальные основы самосознания, интенсивно развиваются психические функции.. Развитие ориентировочной основы предметных действий и усвоение «орудийной логики». Развитие сенсорно-перцептивной сферы. Ориентация в пространстве и времени. Формирование сенсорно-перцептивных действий и эталонов. Тонкая моторика становится еще более совершенной. | Кризис 3 лет: Один из наиболее сложных моментов в жизни ребёнка. В этот период происходит разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я» (по Д. Б. Эльконину). В 3 года ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.В возрасте трёх лет ребёнок очень часто проявляет следующие черты: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, деспотизм. Возникновению у ребёнка подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании. Таким образом, кризис трёх лет ещё называют кризисом «Я сам». |
Дошкольный возраст (3 -7 лет) | Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситаутивно-личностного общения. Противоречие социальной ситуации развития ребенка - дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением быть как взрослый и невозможностью реализовать это стремление непосредственно. | Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. | В возрасте 3–4 лет наступает период развития осознанной речи. Именно в это время формируется осознание ребенка себя как личности и понимание собственной мысли. | 1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. 2. Возникновение первичных этических инстанций. 3. Появление соподчинения мотивов. 4. Поведение становится произвольным. 5. Возникновение личного сознания. 6. Появление внутренней позиции школьника | Кризис 7 лет: Кризис 7 лет у ребёнка — это переход из дошкольного периода в младший школьный В 7 лет у ребёнка формируются психологические новообразования, которые определяют суть данного кризиса. Их чётко прописывает возрастная психология: |
Младший школьный возраст ( 7 до 11 лет) | В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок — взрослый» дифференцируется на «ребенок — учитель» и «ребенок — родители».Отношение «ребенок — учитель»выступает для ребенка отношением «ребенок — общество» и начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения с другими детьми. Если в семейных взаимоотношениях и в детском саду имеется асимметрия, то в школе в учителе воплощены требования общества, существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки всех и каждого. | Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. В учебной деятельности усвоение научных знаний выступает как основная цель и главный результат деятельности. Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте: • содержание составляют научные понятия, законы науки и опирающиеся на них общие способы решения практических задач;• цель и результат деятельности совпадают. | Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. 8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования. | К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, восприятие, воля, мышление. Наглядно-образное мышление. Восприятие. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Учебная деятельность способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины | Кризис 7 лет — это период рождения социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им проходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, и играть еще будет долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Благодаря обобщению переживаний в 7 лет появляется логика чувств. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка — звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность. Наступает кризис отрочества . 9-11лет Характеризуется глубоким мотивационным кризисом, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учеба превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы. Сопровождается падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены намного более, чем в иные периоды. |
Отрочество(Подростковый возраст 11-15 лет) | Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка – стремление к общению со сверстниками ("группированию"), стремление к самостоятельности и независимости, "эмансипации" от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. | Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план.
Д.И. Фельдштейн считает, что главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность. | В период отрочества сильнее становятся индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности, что связано с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач. Это позволяет рассматривать возраст 1 1 -14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления. Динамический характер развития, активное формирование теоретического, рассуждающего мышления, с одной стороны, и социальная незрелость подростка, его ограниченный жизненный опыт — с другой, приводят к тому, что, построив какую-либо теорию, сделав умозаключение, подросток принимает их за реальность, которая может привести к желаемым для него результатам. | В отечественной психологии в рамках системно-функционального подхода считается, что в подростковом возрасте центральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Под влиянием обучения, усвоения более обобщенных знаний и основ наук высшие психические функции постепенно преобразуются в хорошо организованные, произвольно управляемые процессы. Изменения в когнитивной сфере влияют на отношение подростков к окружающей действительности, а также на развитие личности в целом. | Пубертатный кризис. Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Кризис 13 лет - существует два подростковых кризиса, большой — при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту и малый — при переходе от младшего подросткового возраста к старшему подростковому. Происходит: снижение учебной мотивации, стремление быть взрослым, настаивание на новых правах, конфликт с родителями и учителями, протестное поведение, подражание внешним признакам взрослости, социальная зрелость, интеллектуальная взрослость; Пубертатный возраст (13—17 лет) - эмоциональный фон становится неровным, нестабильным; ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме; половая идентификация достигает нового, более высокого уровня; резко повышается интерес к своей внешности; формируется новый образ физического «Я». |
Юность Ранняя /поздняя 15-18/18-23 | Социальная ситуация развития в юности— ситуация выбора жизненного пути. Начинается реализация планов, намеченных в 16—17 лет, иногда удачная, приносящая удовлетворение, иногда приводящая к осознанию ошибочности сделанного выбора, разочарованию, метаниям, устремленности к новым целям. | Ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность | В юношеском возрасте главное внимание сосредоточено на развитии мотивационной сферы личности. На первый план выходят: определение своего места в жизни; формирование мировоззрения и его влияние на познавательную деятельность (мотивы самообразования); самосознание и моральное сознание | Новообразованием ранней юности является социально-психологическая готовность (способность) к личностному и жизненному (профессиональному) самоопределению. | В юности индивиду предстоит ответить на два главных вопроса: «Кем быть?» и «Каким быть?» Это период персонализации, индивидуализации. По сути, это не только возрастной кризис, но и личностный.В юности происходит переход на новый уровень морали – постконвенциональный (теория морального развития Л. Кольберга). Основой для него является способность мыслить гипотетически и дедуктивно. Суть уровня – формирование личной системы нравственных убеждений, которые могут отличаться от норм конкретной группы или групп, но соответствуют человеческим взаимоотношениям как таковым. Например, «отвечать добром на добро» или «на все отвечать добром». |
