Курсовая работа «Морально-психологический климат семьи и его значение в воспитании детей»

Пушкова Юлия Сергеевна

Вашему вниманию предоставляется курсовая работа на тему: "Морально-психологический климат семьи и его значение в воспитании детей". Актуальность темы исследования обусловлена также постоянно растущим количеством детей из неблагополучных семей и тем, что семья как институт находится в кризисном состоянии и утрачивает свои истинные функции и значение в жизни. Семейное неблагополучие является следствием нарушения взаимоотношений между родителями и детьми, дефектов воспитания, педагогической неграмотности родителей. Все эти проблемы переносятся на детей и отражаются на их будущей жизни. Напряженные внутрисемейные межличностные отношения, неблагоприятный морально-психологический климат в семье отрицательно сказываются на психическом и личностном развитии детей. Из-за нарушений отношений в семье и отклонений от воспитания у ребенка возникают задержки в психическом развитии и, как результат, неправильно формируется личность, характер, возникают различные проявления отклоняющегося поведения. У детей из семей с факторами неблагополучия формируется искаженное представление о нормальных семейных отношениях, нормой становятся конфликты и скандалы. Основные личностные характеристики ребенка из неблагополучной семьи – социальная несмелость, зачастую замкнутость и жесткие психологические барьеры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования Ленинградской области

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА

Факультет психологии

Кафедра педагогики и педагогических технологий

Курсовая работа по дисциплине

«Социальная педагогика»

 Тема

«Морально-психологический климат семьи и его значение в воспитании детей»

Направление (44.03.02) – Психолого-педагогическое образование

Профиль: «Психология и социальная педагогика»

Выполнил:

Пушкова Юлия Сергеевна

2 курс/группа: 7830

форма обучения: заочная

Научный руководитель:

Ситникова Оксана Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент

Работа допущена к защите_________

                                            (подпись н.рук)

Кол-во баллов:___________________

Итоговая оценка:_________________

Санкт-Петербург

2020


Замечания:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Степень оригинальности работы (в %)_________________________

Предполагаемая оценка:_____________________________________

Подпись н. руководителя:____________________________________

Дата:_____________________________________________________


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СЕМЬИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ        7

1.1. Понятие морально-психологического климата в семье и его влияние на процесс воспитания детей        7

1.2. Роль семьи в воспитании ребенка        15

1.3. Формы и методы нормализации морально-психологического климата в семье        21

Выводы по первой главе        26

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СЕМЬИ КАК КОМПОНЕНТА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА        27

2.1. Организация и методы исследования        27

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования        30

2.3. Методические рекомендации родителям старших дошкольников по оптимизации морально-психологического климата семьи        35

Выводы по второй главе        40

Заключение        41

Список использованной литературы        44

Приложения        48


Введение

На сегодняшний день проблема детства является проблемой общегосударственной. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года подчеркивается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [‎1]. В этой связи внимание специалистов различных отраслей науки привлечено к процессу формирования личности и воспитанию детей. Интерес этот далеко не случаен, так как детство – период наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.

Личность ребенка с рождения формируется адекватно сложившимся семейным отношениям и психологическому климату в семье. От того, в каких семейных условиях будет протекать детство ребенка, во многом зависит его будущее. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. При этом не стоит забывать, что изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как положительным, так и отрицательным фактором воспитания.

Актуальность темы исследования обусловлена также постоянно растущим количеством детей из неблагополучных семей и тем, что семья как институт находится в кризисном состоянии и утрачивает свои истинные функции и значение в жизни. Семейное неблагополучие является следствием нарушения взаимоотношений между родителями и детьми, дефектов воспитания, педагогической неграмотности родителей. Все эти проблемы переносятся на детей и отражаются на их будущей жизни. Напряженные внутрисемейные межличностные отношения, неблагоприятный морально-психологический климат в семье отрицательно сказываются на психическом и личностном развитии детей. Из-за нарушений отношений в семье и отклонений от воспитания у ребенка возникают задержки в психическом развитии и, как результат, неправильно формируется личность, характер, возникают различные проявления отклоняющегося поведения. У детей из семей с факторами неблагополучия формируется искаженное представление о нормальных семейных отношениях, нормой становятся конфликты и скандалы. Основные личностные характеристики ребенка из неблагополучной семьи – социальная несмелость, зачастую замкнутость и жесткие психологические барьеры.

Вопросы семейного воспитания нашли свое отражение в многочисленных трудах представителей различных областей науки, среди которых А. М. Боровикова, Г. В. Валеева, В. В. Горовацкая, Н. М. Жданова, С. В. Илларионов, Л. С. Колмогорова, И. С. Кон, Т. А. Куликова, В. М. Минияров, А. А. Реан, А. С. Рышкель, М. В. Шайкова, И. В. Юнгман и др. Вместе с тем, как показал анализ литературы, влияние морально-психологического климата в семье на процесс воспитания детей в аспекте социальной работы освещено недостаточно полно. В связи с особой воспитательной функцией семьи возникает потребность выявления роли морально-психологического климата, сложившегося в семье, в воспитании детей, а также основных направлениях социальной работы по развитию воспитательного потенциала семьи. Все изложенное выше свидетельствует об актуальности темы исследования.

Цель исследования: определить сущность морально-психологического климата семьи и выявить его значение в воспитании детей.

Объект исследования: семейное воспитание.

Предмет исследования: морально-психологический климат семьи как компонент воспитания детей.

Гипотеза исследования: морально-психологический климат семьи будет иметь важное значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста, если:

  • будет учтена специфика каждой семьи и позиция родителей, выражающаяся в стиле воспитания детей;
  • будут разработаны и внедрены методические рекомендации родителям старших дошкольников по оптимизации морально-психологического климата в семье.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие и выявить влияние морально-психологического климата в семье на процесс воспитания детей.
  2. Проанализировать роль семьи в воспитании ребенка.
  3. Рассмотреть формы и методы нормализации морально-психологического климата в семье.
  4. Провести исследование по проблеме влияния морально-психологического климата в семье на процесс воспитания детей.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, синтез, анкетирование, тестирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.

База исследования. Исследования проводились на базе ГБОУ детский сад  № 21 г. Санкт-Петербурга.

Структура курсовой работы обусловлена логикой изложения и включает введение, две главы основной части, заключение и список использованной литературы.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СЕМЬИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

1.1. Понятие морально-психологического климата в семье и его влияние на процесс воспитания детей

Морально-психологический климат семьи – это эмоциональный настрой, который выступает стержнем в общении между членами семьи и является уникальным для каждой. Отметим, что психологический климат неразрывно связан с идейно-нравственными ценностями семьи и является показателем качества межличностных отношений между членами семьи, поэтому его нередко называют морально-психологическим климатом, имея в виду эмоциональное единство, общий стиль жизни семьи, характер отношений в ней.

Психологический климат – это эмоциональная среда, которая складывается в результате межличностного взаимодействия. Она тесно связана со структурой и динамикой межличностных процессов, целями, задачами и эффективностью взаимодействия личности и группы [2, с.126].

Д. В. Винникотт выделяет две категории морально-психологического климата: неблагоприятный и благоприятный [‎9, с.142]. Важными показателями благоприятного морально-психологического климата семьи являются «стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи» [5, с.59].

Д. В. Винникот выделяют следующие особенности внутрисемейных отношений, которые определяют благоприятный климат в семье: взаимопонимание и устойчивость, сплоченность, положительное эмоциональное состояние, нравственные семейные ценности.

Большое влияние на морально-психологический климат семьи оказывает культура общения супругов между собой и с детьми, совместное семейно-бытовое самообслуживание семьи, создание семейной субкультуры. При этом стабилизация эмоциональных отношений зависит от равноправности ее членов, индивидуальных потребностей, которые удовлетворяет брак и семейная жизнь, в целом [‎9, с.142].

Немаловажным фактором установления в семье диалогического климата общения, обеспечивающего благоприятный морально-психологический климат семьи, является ориентация взаимодействия с ребенком на духовно-нравственные ценности добра, любви, красоты, истины, искренности, открытости, прощения, принятия, доверия, признания уникальности и неповторимости ребенка, его самоценности. Этот фактор может быть обозначен как фактор духовности семьи [‎33; ‎35].

Мы разделяем точку зрения Т. В. Андреевой, которая отмечает, что «подлинная духовная близость детей с родителями и старшими – это отношения, при которых взрослый отдает ребенку самые сокровенные богатства своей души, отдает бескорыстно, не требуя ничего взамен, а ребенок, впитывая все лучшее, в свою очередь, обогащает взрослого целебной чистотой своих эмоций, открывает ему бесхитростные тайники своей души» [3, с.48].

Кроме того, на формирование благоприятного морально-психологического климата в семье влияют следующие факторы: позиция родителей, выражающаяся в стиле воспитания; возраст самих детей; личностные качества детей [‎12, с.168].

При этом исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Л. М. Кларина считает важным фактором психологического климата в семье супружескую совместимость – один из наиболее сложных феноменов семейно-брачных отношений людей. Степень этой совместимости определяет не только ее психологический климат, но и стабильность семьи, ее социальную эффективность в плане выполнения важнейшей функции – репродуктивной и воспитательной, а также психотерапевтической [‎17, с.96]. Кроме того, «совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание» [‎5, с.60-61].

Такой климат создает каждая отдельная семья самостоятельно. И, в зависимости от того, что они вкладывают в него, зависит, какой будет результат. Нестабильные, напряженные супружеские отношения могут трансформировать благоприятный морально-психологический климат, обеспечивающий не только здоровье нервной системы, но и стабильный уклад жизни семьи, в неблагоприятный, очень быстро.

По мнению Г. В. Валеевой и Д. В. Карасика, к внешним дестабилизирующим факторам, влияющим на характер морально-психологического климата семьи можно отнести:

  • материальные возможности – для нормального функционирования семьи необходимо удовлетворение ее основных потребностей, однако, финансовые возможности зачастую ограничены;
  • трудоустройство и профессиональная деятельность – идеалистические представления о выбранной профессии могут не оправдаться (большая занятость, небольшая заработная плата и т. д.), вследствие чего возникают сложные социально-психологические состояния (беспокойство, стресс и т. д.), влияющие на отношения внутри семьи;
  • жилищные условия – данный фактор особенно актуален для молодых семей, поскольку у большинства молодых семей нет возможности приобрести собственное жилье для комфортной жизни, в связи с чем супруги выбирают один из вариантов проживания: общежитие, частная квартира/дом, совместное проживание с родителями;
  • зависимость от родителей – имея определенные трудности в материальном достатке, семье приходится прибегать к помощи родственников, что может привести к отсутствию самостоятельности и ответственности за созданную семью [‎7, с.134].

К внутренним дестабилизирующим факторам можно отнести: распределение супружеских обязанностей; разные взгляды на семейную жизнь; низкая культура общения; сексуальные проблемы; обострение межпоколенческих отношений; неготовность к появлению ребенка; проблема власти и влияния в супружеских взаимоотношениях; проблема теплого и доверительного отношения между членами семьи; проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи [‎7, с.134].

Несомненно, указанные факторы ведут к неблагоприятной домашней обстановке, конфликтам между супругами и членами их семей, столкновению интересов и ценностей, разобщенности, отчуждению, эмоциональному дискомфорту.

Более того, выраженный дефицит непосредственного эмоционального общения ребенка с родителями, отрицательные эмоциональные состояния, а также нервно-психические срывы и заболевания приводят к нарушению психического развития детей. Так, И. В. Юнгман в ходе исследования влияния психологического климата семьи на формирование психики детей выявлена закономерность между интенсивным психическим развитием ребенка и стремлением родителей и детей проводить свободное время всем вместе дома, находиться в диалоге друг с другом, совместно выполнять домашнюю работу, замечать и подчеркивать достоинства и добрые дела каждого члена семьи, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать [‎35, с.244].

Для экспресс-изучения морально-психологического климата в семье специалисты, в том числе и социальные работники, могут в ходе беседы  использовать ряд вопросов следующего характера:

  • как и часто ли происходит взаимодействие всех членов семьи (имеются в виду близкие родственники);
  • какую направленность имеет взаимодействие: позитивное или негативное;
  • как члены семьи проводят время в кругу семьи, нравится ли им это;
  • каково участие детей в семейном собрании, дают ли родители право своему ребенку высказать свое мнение.

Присутствие положительных ответов говорит о том, что семейная атмосфера, климат внутри семьи благоприятный. Если члены семьи затрудняются с ответом или негативно отвечают, то стоит непременно обратить внимание на то, какие отношения внутри семьи и собственное по ведение родителей [‎30, с.101].

Дисгармония отношений между супругами, их неподготовленность к воспитанию детей способствует снижению воспитательного потенциала семьи [‎14, с.233].

Дезадаптированная семья не выполняет своих воспитательных функций, прежде всего, по успешной социализации детей, т. к. не обеспечивает психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка [‎13, с.15]. Неблагоприятный морально-психологический климат семьи и полученный из него опыт крайне опасен для детей, поскольку дети моментально копируют поведение родителей и проецируют его на свою дальнейшую жизнь. В конечном итоге, множество проблем межличностного взаимодействия приводят к сложности создания своей собственной семьи. Дети, растущие в неблагополучной атмосфере, как правило, либо имеют психические отклонения и склонность к жестокости, либо принимают позицию жертвы. Такие дети чаще болеют, испытывают тревожности и страдают неврозами. Уже выросшие дети не могут строить благополучные отношения. Они строят те, что напоминают отношения, которые видели в детстве. Для этого к ним на помощь приходят специалисты из данной области [‎30, с.102].

Особенностями семейных взаимоотношений, сложившимся в семье морально-психологическим климатом может быть обусловлено и дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитии на базе акцентуированных черт.  

Так, в атмосфере, где обращают внимание на индивидуальные особенности детей, где сглаживают углы, где слышат друг друга, где каждый член семьи является значимой фигурой, где достаточно гибкие правила и открытое общество, самоценность ребенка растет. Именно такая атмосфера царит в благополучных семьях. Поэтому дети из таких семей полны ощущения собственной ценности, значимости и важности.

Дети же из проблемных семей часто имеют заниженную самооценку, повышенный уровень тревожности и агрессивности. Это происходит от того, что они растут среди неискреннего общения, постоянной критики, осуждения, подвергаются наказаниям даже за незначительные поступки. Подобные различия в самооценке можно наблюдать и у взрослых, в зависимости от того, в каких семьях они жили и живут сейчас. Имеется в виду, что от уровня самооценки зависит будущее семьи. Если самооценка высокая, то велик шанс того, что и семья будет благополучная, а если низкая, то семья, скорей всего, будет проблемная [‎27, с.18].

Самооценка не передается по наследству, с ней ребенок не рождается, она в первые 5-6 лет формируется в семье, в семье, созданной родителями. Уже позже школа и внешние факторы накладывает свой отпечаток, но семья продолжает иметь решающее значение в жизни ребенка. Ребенок с высокой самооценкой способен преодолевать неудачи, которые его постигают в школе и со сверстниками. Ребенок с низкой самооценкой сомневается по поводу своей значимости в жизни, даже будучи талантливым и способным. Каждое слово, выражение, жест или действие со стороны родителей и есть информация, которую ребенок получает о своей ценности. Ведь впервые ребенок узнает про себя от своих родителей [‎10, с.23].

Морально-психологический климат семьи оказывает влияние и на личностный рост ребенка, потребность в котором он испытывает с малых лет. В этом процессе самое главное, чтобы примером служили теплые, искренние, доверительные отношения в семье, основанные на сотрудничестве. Частой проблемой родителей здесь выступает подавление инициативы ребенка. Это связано с тем, что ребенок, так или иначе, но зависим от родителей, в том числе, и материально. Из-за этого в семье начинаются конфликты между взрослыми и детьми, что приводит к постоянному стрессу, который начинает постепенно отдалять детей от родителей. Такое в своем роде упрямство родителей приводит к потере у ребенка веры в его собственный успех. Опять же снижается самооценка ребенка, которая может повлечь за собой множество проблем в будущем.

Из-за подавления родителями инициативы у ребенка может сформироваться и неуверенность в себе, которая впоследствии выльется в равнодушие «ругают – значит, я плохой. Мне все равно».

Поэтому очень важно понимать, что самооценка, формируясь с раннего детства, и в значительной степени зависит от того, как родители общаются с ребенком, какой в семье царит климат. Особенно важно это в семьях, где у ребенка есть некоторые отклонения в развитии. Потому что такой ребенок воспринимает все намного ярче, чем обычные дети.

Итак, морально-психологический климат в семье важен как для самих родителей, так и для ребенка, для их взаимодействия, в целом. Семья была, есть и будет важнейшим компонентом развития личности. Ребенок впитывает в себя все, что в ней происходит, и отражает в своей личности. Проблемы со здоровьем, успеваемостью в школе, общении со сверстниками и взрослыми являются итогом проблем в семье, неблагоприятного психологического климата. Создание благоприятного морально-психологического климата является не самой легкой задачей, но решаемой для каждой семьи.

Кроме целенаправленного воспитания, которое сознательно осуществляется родителями, на ребенка оказывает воздействие вся семейная атмосфера, семейные условия, среди которых можно назвать социальное положение, род занятий, уровень образования и ценностные ориентации членов семьи, а также общий материальный уровень семьи. При этом любая деформация родительной семьи ведет к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка. Поэтому конфликтная атмосфера в семье объясняет ту, казалось бы, парадоксальную ситуацию, когда «трудные дети» растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей и, наоборот, когда в социально неблагополучных семьях воспитываются хорошие дети. Дело в том, что ни материальные условия, ни культура, ни даже образовательный ценз родителей зачастую не способны компенсировать неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи.


1.2. Роль семьи в воспитании ребенка

Семья – древнейший институт человеческого общества, который прошел трудный путь развития – от родоплеменных форм бытия до нуклеарной семьи (семьи, состоящей из родителей и детей).

Согласно Большому энциклопедическому словарю, семья – «основанная на браке или кровном родстве малая социально-психологическая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, нравственной ответственностью» [‎6, с.197]. При этом одновременно семья является социальным институтом, удовлетворяющим «потребности общества в воспроизводстве населения, организации учебно-воспитательной работы, реализации общественного потребления, передачи культурного наследия и др.» [‎6, с.199]. Это базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками:

  • союзом мужчины и женщины;
  • добровольностью вступления в брак;
  • связанностью членов семьи общностью быта;
  • вступлением в брачные отношения;
  • стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей [‎4, с.112].

Родительство можно охарактеризовать как комплекс норм и правил, которые приняты в данном социокультурном окружении. Этот комплекс отвечает за распределение обязанностей между взрослыми по воспитанию ребенка, а также определяет модель поведения родителей по отношению к своим детям [‎16, с.24]. В то же время родители ответственны перед обществом за то, как они организуют условия развития для ребенка, которые, в свою очередь, должны соответствовать его возрастной специфике [‎26, с.21].

На сегодняшний день важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная [‎18, с.41]. При этом главной социальной функцией семьи является воспитание детей, которое представляет собой «целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений» [‎29, с.210]. В качестве основной функции семьи по отношению к личности ребенка воспитание является системой, формирующей его нормативный, этический, моральный, психический фундамент.

По мнению П. Ф. Каптерева, Т. А. Тереховой и др., «главная и общая задача семейного воспитания – подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная – усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи» [‎15, с.20]. То есть современная семья в настоящее время с точки зрения общества – это институт первичной социализации человека.

При этом воспитание ребенка нацелено, главным образом, на достижение душевного единения, определенной нравственной связи родителей со своим ребенком [‎32, с.71]. Поэтому совершенно недопустимо пренебрегать воспитанием ребенка и в старшем возрасте, предоставлять полную самостоятельность, оставлять его наедине со своими проблемами.

Наибольший интерес ученых вызывает такой аспект семейных взаимоотношений, как стиль семейного воспитания, то есть определенные действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение, «определенные способы отношения родителей к своим детям, которые при этом применяют какие-либо средства, а также методы педагогического воздействия, выражающиеся как в общении, так и в определенных действиях» [‎24, с.43].

На сегодняшний день в литературе встречаются различные типологии стилей семейного воспитания, однако необходимо отметить, что в основе многих таких классификаций лежит типология семейного воспитания, предложенная Д. Баумринд более 30 лет. Данная типология содержательно описывает три основных стиля воспитания: авторитарный, авторитетный, но демократический, и попустительский [‎29, с.187]. Для демократического стиля характерно принятие во внимание родителями каких-либо интересов ребенка – стиль «согласия». Под авторитарным стилем подразумевается навязывание ребенку своих взглядов – стиль «подавления». В случае с попустительским стилем воспитания, ребенок предоставлен самому себе. При этом в случаях, когда ожидания родителей не оправдываются в силу возраста или каких-либо особенностей ребенка, его представления о себе могут казаться искаженными.

На основании исследований Д. Баумринд Г. Крайг составила следующую классификацию, положив в ее основу соотношение двух параметров (родительский контроль и теплота):

Авторитетный стиль характеризуется высоким уровнем контроля при поощрении и признании растущей автономии детей, и теплыми отношениями между родителями детьми, что выражается в открытости родителей для общения и возможностью изменений своих требований. В результате дети из таких семей уверены в себе, обладают адекватной самооценкой, социально адаптированы и способны к самоконтролю.

Авторитарный стиль также предполагает высокий уровень контроля, однако здесь родители ждут от детей неукоснительного выполнения своих требований, а отношения между родителями и детьми характеризуются холодностью и отстраненностью. Дети из таких семей чаще замкнуты, угрюмы и боязливы, непритязательны и раздражительны. Мальчики в большинстве своем обладают повышенной степенью агрессивности и неуправляемы. Девочки нередко зависимы и пассивны.

Такой стиль воспитания не дает ребенку возможности сформироваться навыкам самостоятельности, что, безусловно, не может не сказаться на процессе его социализации [‎11, с.14].

Либеральный стиль характеризуется низким уровнем контроля и теплыми отношениями между родителями и детьми. При таком стиле воспитания родители практически не регламентируют поведение детей и не устанавливают каких-либо ограничений; у детей отмечается избыток свободы. Родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям. В результате зачастую дети из таких семей склонны к непослушанию и агрессивности, поведение их отличается неадекватностью и импульсивностью, такие дети нетребовательны к себе.

Индифферентный стиль предполагает низкий уровень контроля и холодные отношения между родителями и детьми. У родителей в таких семьях не остается сил на воспитание детей вследствие обремененности собственными проблемами. Поэтому они безразличны к детям, закрыты для общения и не устанавливают для детей никаких ограничений. Нередко такое безразличие сочетается с враждебностью, вследствие чего у ребенка проявляются разрушительные импульсы и наблюдается склонность к отклоняющемуся поведению [‎21, с.44].

Семья представляет собой уникальную социально-педагогическую среду, обладающую потенциальными возможностями для развития личности детей. Причем, по мнению Т. А. Куликовой, каждая семья обладает бoльшим или меньшим воспитательным потенциалом [‎22 с.202], под которым понимается «совокупность реальных и потенциальных возможностей социально-педагогической самоорганизации семьи, позволяющих целенаправленно удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации» [‎20, с.78].

Отметим, что долгое время неоправданно переоценивалась роль общественного воспитания, предпринимались попытки оградить детей от влияния родителей, что привело к значительному снижению воспитательного потенциала семьи. Однако в последнее десятилетие в науке и практике сформировалась точка зрения признания за семьей приоритетной роли в воспитании детей. Сегодня пришло понимание: то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Как отмечает И. С. Кон, «переоценить роль родителей в воспитании детей невозможно. Они выступают для ребенка в нескольких ипостасях:

  • как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
  • как директивная инстанция, распорядители жизненных благ, наказаний и поощрений;
  • как образец, пример для подражания, воплощение лучших личностных качеств и модель взаимоотношений с другими людьми;
  • как источник знаний и жизненного опыта, друзья и советчики в решении сложных жизненных проблем» [‎19, с.42].

По мнению М. В. Шакуровой, «важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. И все это время он остро нуждается в родительской семье, которая является самым важным и влиятельным фактором социализации. Длительный период беспомощности ребенка, растягивающийся на годы, заставляет родителей уделять значительное внимание как уходу за детьми (традиционно женская роль), так и их защите (традиционно мужская)» [‎34, с.8.].

Семья и семейное окружение оказывает непосредственное влияние на социальное благополучие ребенка. И, в отличие от других социальных институтов, семья и внутрисемейные отношения содействуют формированию личности человека в течение всей его жизни. На протяжении всей своей последующей жизни человек сохраняет то, что приобрел в семье в детском возрасте [‎34, с.8]. Через призму наблюдаемого поведения близких взрослых ребенок выстраивает собственное отношение к миру, у него формируется представление о ценности тех или иных явлений, объектов. Условия семейного воспитания в значительной степени предопределяют и дальнейший жизненный путь ребенка. Именно родители предоставляют ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт.

Итак, семья имеет огромное значение для развития личности. Она предоставляет ему безопасность, опеку и воспитание. Эмоциональная насыщенность, положительная составляющая таких эмоций внутрисемейных отношений, постоянство и стабильность в отношениях между родителями, какое-либо совместное решение родителями и ребенком возникающих перед семьей проблем, а также социальная поддержка, подталкивание ребенка к самостоятельности способствуют возникновению благоприятных условий, которые положительно влияют как на личностный, так и интеллектуальный рост человека.


1.3. Формы и методы нормализации морально-психологического климата в семье

Цель работы социального педагога с семьями – создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве.

Функциональными обязанностями социального педагога является оказание детям и их семьям необходимой помощи в организации взаимодействия, эффективного общения, социализации на различных уровнях. При этом он должен строго придерживаться должностных инструкций, согласно которых он должен защищать, изучать особенности, выявлять интересы, трудности, конфликтные ситуации, отклонения в поведении детей и подростков, а также оказывать своевременную помощь и поддержку [‎23, с.127].

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

  • Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
  • Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
  • Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Формы работы могут быть как групповые, так и индивидуальные. При этом технология социально-педагогической работы с семьей по нормализации морально-психологического климата обязательно включают три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный.

Целью профилактического уровня является разработка специальных программ по просвещению и образованию родителей, что способствует полноценному функционированию семьи и предотвращению нарушений детско-родительских отношений.

Деятельность социального педагога на диагностическом уровне предполагает два варианта: в случае добровольного обращения клиента – оценка ситуации и при необходимости организация психологической консультации; в случае недобровольного обращения – сбор информации о семейной ситуации, организация встречи с семьей, обеспечение обратной связи. Этапы данного уровня: сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза.

Реабилитационный уровень проводится на всех этапах общения и состоит из трех подуровней: индивидуального, группового и общинного. На данном уровне работа с клиентом продолжается до тех пор, пока не будут достигнуты цели. Причем, помощь необходимо оказывать для семьи, в целом, а не только ребенку, так как только в этом случае гарантирован результат социально-педагогической работы.

Социальный педагог поддерживает постоянную связь с семьями учащихся, особенно теми, где жестоко обращаются с детьми, выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. К социальному педагогу идет информация об учениках, имеющие трудности в учебе, дисциплине, семейных конфликтах и других проблемах. Эта информация может идти от учителей, классных руководителей, родителей, учащихся. Социальный педагог, получив информацию, должен узнать все о ребенке, осмыслить его положение и оказать действенную помощь. Его интересует: с кем он дружит, чем интересуется, какие отношения в семье, какие взаимоотношения со сверстниками. Педагог посещает семью, узнает условия жизни, кто родители, где работают, какой микроклимат его окружает. После сбора информации, педагог ищет пути разрешения проблемы и принимает меры к их решению, что достигается различными формами и методами [‎23, с.128].

Для успешной работы с детьми и их родителями по нормализации морально-психологического климата в семье социальный педагог может использовать различные методы, сформулированные Е. А. Мустаевой:

  • Метод убеждения, который педагог использует после изучения проблем у ребенка, взаимоотношений в семье. Например, вдруг ребенок стал плохо учиться, прогуливает занятия, стал грубить учителям. Такие проблемы решаются методом убеждения. При этом достаточно убедить ребенка или родителей, изменить отношение в сложившейся ситуации. При этом педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его грубого поведения, отставания в учебе.
  • Самым распространенным является метод наблюдения. Чтобы найти правильное решение в конкретной ситуации, социальный педагог ведет наблюдение за ребенком в школе, вне школы, дома. При этом он посещает уроки, внеурочные мероприятия. Это позволяет сопоставить поведение ребенка в различных условиях, узнать, где возникают проблемы, кто виновник и как исправить положение.
  • Метод беседы – чаще всего социальный педагог прибегает к нему. Порой детям не хватает общения со взрослыми, поделиться успехами, рассказать о трудностях, а иногда попросить совета. При этом задача социального педагога заключается в том, чтобы не только расположить ребенка, но и уметь выслушать его, направляя разговор в правильное русло, заинтересовать чем-то интересным и дать правильные рекомендации. Это возникает, когда в семье ребенку мало уделяют времени в общении или родители перестали быть авторитетом. Он дает педагогу узнать духовную жизнь ребенка. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, а также заинтересовать его [‎25, с.48].

Кроме того, социальный педагог в работе с семьями может использовать следующие методы:

  • анкетирование, тестирование (в частности, в работе с детьми);
  • консультирование, тренинги – преимущественно для родителей [‎31, с.247].

При этом выбор метода зависит от целей и задач воспитания, особенностей личности и возраста воспитанника, особенностей семьи и окружающей среды, а также от квалификации, знаний, мастерства и опыта социального педагога [‎8, с.49].

Для создания оптимальной обстановки в семье, благоприятного морально-психологического климата социальный педагог должен придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Необходимо создать благоприятную обстановку, наладить личный контакт для того, чтобы понять позицию родителей и ребенка.
  2. При организации беседы необходимо заранее наметить четкий план предстоящего разговора. Вести разговор нужно сдержанно, тактично. Следить за тем, чтобы ответы респондентов были свободны от влияния личных отношений, установившихся между собеседниками, не зависели от способа постановки вопроса.
  3. При консультировании необходимо создать план деятельности для достижения цели, постоянно корректировать взаимоотношения в процессе общения, в конце – проконтролировать эффективность социальной и психолого-педагогической помощи.
  4. Существуют известные методики («Кинетический рисунок семьи», «Диагностика детско-родительских отношений А. Я. Варга и В. В. Столина», опросник Э. Эйдемиллера и В. Юстицкиса «Анализ семейной тревоги» и пр.), которые используются в работе социального педагога с семьей. Каждый социальный педагог может самостоятельно выбирать из таких методик, выделяя лучший и более подходящий диагностический опыт других педагогов.
  5. Социальный педагог должен уметь выделить психологические особенности детей из проблемных семей, чтобы в дальнейшем при необходимости производить коррекцию. Для этого существует множество способов. Это анализ собранной информации из школьных журналов по проведению внеклассной работы, способы наблюдения, тестирование, анкетирование, опрос и т.д.
  6. Чтобы оказывать настоящую помощь семье, а, точнее, чтобы осуществлять педагогическое руководство семейным воспитанием, нужно глубоко и всесторонне знать каждую семью. В образовательных учреждениях, в частности, в ДОУ, социальный педагог взаимодействует со всеми воспитателями с целью формирования полного представления о психологическом состоянии детей и об их занятости за пределами учреждения [‎31, с.248].

Итак, для нормализации морально-психологического климата в семье социальный педагог может использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы. Основными методами работы с семьей являются убеждение, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, консультирование, тренинги.


Выводы по первой главе

Морально-психологический климат семьи – это характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый комплекс психологических состояний, настроений, отношений ее членов, эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

Роль семьи, важнейшими функциями которой являются репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная, в воспитании ребенка чрезвычайно велика, поскольку заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни. Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе. Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека, это первая ступенька социализации и самосознания личности.

Для профилактики и решения проблем в семье, для нормализации морально-психологического климата социальный педагог может использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы. Основными методами работы с семьей являются убеждение, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, консультирование, тренинги.


ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА СЕМЬИ КАК КОМПОНЕНТА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

2.1. Организация и методы исследования

Исходя из теоретического анализа литературы по проблеме исследования, была сформулирована следующая гипотеза: морально-психологический климат семьи будет иметь важное значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста, если:

  • будет учтена специфика каждой семьи и позиция родителей, выражающаяся в стиле воспитания детей;
  • будут разработаны и внедрены методические рекомендации родителям старших дошкольников по оптимизации морально-психологического климата в семье.

В данном исследовании была проведена работа по выявлению зависимости стиля семейного воспитания от морально-психологического климата семьи.  Для  этого мы  диагностируем стиль семейного воспитания и климат семьи.

В исследовании приняли участие 10 старших дошкольников в возрасте 6-7 лет  и 10 их матерей. Все испытуемые дети воспитываются в неполных материнских семьях. Для удобства обработки результатов исследования каждому испытуемому ребенку был присвоен личный номер. Матери фигурировали в исследовании под номерами своих детей.

Для изучения характера морально-психологического климата в семьях испытуемых детей была использована анкета из 32 вопросов (приложение 1), на которые ребенок должен быть ответить «да» или «нет».

Обработка результатов заключается в суммирования баллов на каждый вопрос анкеты в соответствии с ключом:

  • за каждый ответ «да» в 1-17 начисляется 1 балл;
  • за каждый ответ «нет» в 18-32 начисляется 1 балл.

Показатель «характеристика биополя семьи» может варьироваться от 0 до 35 баллов:

  • 0-8 баллов – устойчивый отрицательный психологический климат;
  • 9-22 балла – неустойчивый, неопределенный психологический климат;
  • 23-35 баллов – устойчивый положительный психологический климат семьи.

Для выявления особенностей семейного воспитания  был использован тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин). Здесь следует отметить: опросник выявляет отношение родителей не ко всем членам семьи, а применительно к ребенку, исследуемому нами.

Опросник состоит из 5 шкал:

  1. «Принятие – отвержение» - Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
  2. «Кооперация» - шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах.
  3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так — родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
  4. «Авторитарная гиперсоциализация»-  отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
  5. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Обработка результатов производится в соответствии с ключом (приложение 2). При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

В ходе анкетирования детей и тестирования их матерей были получены результаты, представленные в таблице 1 (приложение 3).

Анализ результатов, полученных в ходе анкетирования детей, показал следующее:

  • половина принявших участие в исследовании детей – 5 (50%) – охарактеризовали социально-психологический климат в своих семьях положительно, то есть в этих семьях царят положительные взаимоотношения между членами, атмосфера внутри семьи благоприятная; преобладающие эмоции и состояния – радость, спокойствие, доброжелательность, стабильность обстановки;
  • неопределенный морально-психологический климат зафиксирован в семьях 3 (30%) испытуемых – эти дети характеризуют обстановку в своих семьях как неустойчивую, где порой возникают недопонимания и ссоры, хотя, в целом, здесь преобладают позитивные эмоции;
  • в семьях двух (20%) испытуемых дошкольников сложилась неблагоприятная семейная атмосфера, устойчивый отрицательный психологический климат; в этих интервалах находятся семьи, члены которой признают свою совместную жизнь «трудной», «невыносимой», «кошмарной»; преобладающие эмоции и состояния в семье – напряженность, агрессия, апатия, безразличие, страх.

Для наглядности эти данные представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты изучения характера морально-психологического климата семьи

Как видим, в данной группе старших дошкольников преобладают дети, которые оценивают сложившийся в их семьях морально-психологический климат как положительный. Это говорит о том, что большинство принявших участие в исследовании детей чувствуют себя в своих семьях комфортно и спокойно, у них нет поводов для тревоги, поскольку отсутствуют конфликты между родителями, что и способствует формированию благоприятного семейного климата.

При этом двое детей охарактеризовали обстановку в семье как неблагоприятную, отмечая, что время от времени в их семьях возникают сильные скандалы, они чувствуют себя одинокими и никому не нужными; обстановка в доме, скорее, тягостная, грустная или напряженная. Один из этих детей указал, что у него в семье есть очень раздражительный, обидчивый человек, который постоянно его обижает, поэтому ему часто идти домой не хочется.

Далее проанализируем результаты тестирования испытуемых матерей по тест-опроснику родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин):

  • у 2 (20%) испытуемых матерей отмечены высокие показатели по шкале «авторитарная гиперсоциализация»;
  • у 1 (10%) испытуемой матери – высокие показатели по шкале «симбиоз» – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком;
  • по шкале «маленький неудачник»  («инфантилизация») высокие показатели зафиксированы также у 1 (10%) испытуемой;
  • у 4 (40%) матерей отмечены высокие показатели по шкале «кооперация», что свидетельствует о том, что их отношения с детьми характеризуются как социально желательный образ родительского отношения;
  • у 2 (20%) матерей показатели по шкалам распределились практически равномерно.

Для наглядности эти данные представлены на рисунке 2.

   

Рис. 2. Результаты изучения стиля семейного воспитания

Итак, результаты анализа детско-родительских отношений показали, что испытуемые матери данной группы строят отношения с детьми в большей степени по типам «кооперация» (40%) и «авторитарная гиперсоциализация» (20%). Также достаточно большое число матерей (20%) используют в воспитании детей различные стили воспитания. В меньшей степени матери старших дошкольников используют отношения типа «симбиоз» (10%) и «маленький неудачник» (10%).

        То есть данные результаты свидетельствует о том, что в родительском отношении большинства испытуемых матерей отчетливо просматривается благоприятный стиль взаимоотношений: они заинтересованы в делах и планах детей, стараются во всем помочь им, сочувствуют. Также высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности детей, испытывает чувство гордости за них. Они поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ними на равных. Матери доверяют детям, стараются встать на их точку зрения в спорных вопросах.

        Меньший процент матерей данной группы ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся  удовлетворить все потребности детей, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Они постоянно ощущают тревогу за своего ребенка, ребенок им кажется маленьким и беззащитным.

        Однако необходимо отметить, что достаточно много в данной группе испытуемых матерей, которые избирают в ходе общения с детьми неблагоприятные типы взаимоотношений. Так, 20% требуют от детей безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Такая мать пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

        Кроме того, 10% матерей этой группы чаще всего воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ей кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части мать испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Она не доверяет ребенку и не уважает его.

Чтобы выявить зависимость стиля семейного воспитания от морально-психологического климата семьи мы сопоставили полученные данные и поместили результаты в таблицу 1.

Таблица 1

Зависимость стиля семейного воспитания от морально-психологического климата семьи

Негативный МПК

Неопределенный МПК

Позитивный МПК

Авторитарная гиперсоциализация

10%

10%

Симбиоз

10%

Инфантилизация

10%

Кооперация

40%

Равномерное распределение

10%

10%

Итак, как видим, в семьях с негативным морально-психологическим климатом матери  данной группы чаще всего избирают такие неблагоприятные типы взаимоотношений, как авторитарная гиперсоциализация и инфантилизация. В семьях с неопределенным климатом матери предпочитают строить свои отношения с детьми по типу авторитарной гиперсоциализации и симбиоза, а также используя практически равномерно различные стили семейного воспитания. Что касается семей с позитивным морально-психологическим климатом, то здесь мы видим явное преобладание благоприятного стиля детского-родительских отношений «кооперация», а также использование различных стилей воспитания. Таким образом , мы наблюдаем зависимость стиля семейного воспитания от морально- психологического климата семьи.


2.3. Методические рекомендации родителям старших дошкольников по оптимизации морально-психологического климата семьи

Как показал теоретический анализ литературы и результатов эмпирического исследования, когда в семье благоприятный климат, то все члены семьи проявляют друг к другу любовь, доверие, заботу, уважение, отзывчивость и готовы помочь. Желание каждого члена семьи проводить время вместе, обсуждать множество событий и тем, делать добрые поступки, выделять достоинства – вот основные признаки благоприятного климата в семье. За счет этого в семье царит гармония, отсутствуют конфликты. В ней спокойно и безопасно. Это способствует повышению самооценки каждого члена семьи, помогает развить их потенциал и достигнуть личностного роста.

Когда же в семье нет гармонии, то все члены чувствуют тревожность, эмоциональную отчужденность и дискомфорт. Это непосредственно затрудняет осуществлению одной из важных функций семьи – психотерапевтической. Вот из-за чего идут стресс, усталость, а впоследствии – и нервные срывы, депрессия, конфликты, отсутствие положительных эмоций, психическая напряженность, повышенная агрессивность и т.п. Если семья не вкладывает силы и время в улучшение психологического климата, то ее жизнь остается под вопросом, и чаще всего она разрушается [‎28].

Все изложенное выше свидетельствует о том, что «родителям необходимо серьезнее относится к проблеме морально-психологического климата. Важно, чтобы, несмотря на все возникающие трудности в отношениях между супругами и в отношениях между родителями и детьми, сохранялась теплая и дружественная атмосфера любви и уюта. Если родители вовремя справляются со своими проблемами, стабилизируют возникающее нервное напряжение, действуют согласовано в вопросах воспитания, неврозы и нервные расстройства у детей не возникает» [‎35, с.247].

Причем, истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в разговорах родителей с ребенком, не в прямом воздействии на него, а в организации семьи, личной и общественной жизни родителей и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. И этот процесс предполагает совместные усилия двух разных людей с целью вырастить и воспитать ребенка. Неизбежно то, что взрослые люди столкнутся с проблемами. Но разница между благополучными и неблагополучными семьями заключается в том, что благополучные семьи, сталкиваясь с проблемами, решают их по мере поступления и не избегают их. В гармоничных семьях вопросы и проблемы обсуждаются обоюдно, решения принимаются совместно. В таких семьях все открыто, а ошибки, которые могут быть совершены, воспринимаются, как неотъемлемая часть процесса. Члены же проблемных семей не знают о происходящих трудностях, у них нет желания обговаривать и решать их, порой они стараются их избегать или даже замалчивать.

В каждой семье необходимо найти такой путь развития, где каждый ее член чувствовал бы себя полноправным участником событий, а не обделенным и несчастным. Только в этом случае семья будет преображаться, становиться крепче, а ее члены будут ближе друг к другу [‎10, с.25].

Самой важной задачей, которую должны решить родители, это сделать так, чтобы у ребенка сложилось четкая позиция в том, что он любим и всегда окружен заботой. Ребенок никогда не должен задаваться вопросом: «любят ли меня родители?». Для родителей должно быть естественным внимательное и теплое отношение к своему ребенку на протяжении всей жизни. Однако, как отмечают А. С. Рышкель и А. Д. Кудряшова, почему-то многие родители считают, что у окруженного любовь ребенка появляются эгоизм, нарциссизм, излишняя избалованность и т.п. Это утверждение категорически неверно. Все эти далеко не положительные черты могут возникнуть лишь от недостатка любви и внимания к своему ребенку. Формирование чувства «я любим» не зависит ни от того, где ребенок набирается жизненного опыта (будь то семья или ОУ), ни от каких-то материальных условий и количества вложенных в него денег. Постоянство глубокого эмоционального контакта – вот что действительно важно.

Искренняя заинтересованность в происходящих событиях в жизни ребенка, участие в проблемах ребенка, желание понимать и следить за изменениями, происходящими с ребенком, являются основой для сохранения контакта, формы и проявления которого изменяются в зависимости от возраста и личностных качеств ребенка [‎30].

Для совершенствования деятельности социальных работников можно рекомендовать примерный перечень направлений работы с целью восстановления социальных функций семьи, обеспечения стабильности изменений в семье, устранения конфликтных ситуаций в семье и оптимизации морально-психологического климата:

  1. Проведение профилактической и реабилитационной работы с семьями «группы риска».
  2. Социально-правовое сопровождение семей, защита прав и интересов ребенка, членов семьи.
  3. Консультирование по различным психолого-педагогическим и социальным вопросам.

При этом консультирование в рамках осуществления социальной поддержки семьи является одним из конструктивных и эффективных методов технологии социальной работы. На консультациях до родителей необходимо доносить следующие положения:

  1. Для улучшения психологической атмосферы в семье нужно, прежде всего, отказаться (по возможности) от местоимений «твой», «мой», «я», заменив их на «наш» и «мы». Эта, казалось бы, мелочь действует на подсознательном уровне, устраняя эффект отчуждения от других членов семьи и в то же время не выделяя кого-то в отдельную единицу. 
  2. Еще один желательный атрибут психологического семейного комфорта – совместный прием пищи. Телефоны, компьютеры, телевизор при этом лучше исключить, отдав предпочтение личному общению. К примеру, можно обсудить, кто как провел день, выяснить планы на завтра или ближайшее время, решить сложные вопросы, требующие поддержки или участия близких. Подобная практика формирует чувство общности, «плеча», давая человеку ощущение принадлежности семье. 
  3. Огромное значение имеет совместное ведение быта. Нужно определить какое-то дело, которое члены семьи будут делать только вместе. Пусть это будет субботняя уборка или приготовление воскресного обеда, а может, совместный поход за покупками, но обязательно предполагающий участие обоих супругов и всех детей. 
  4. Безусловно, свою роль играет и семейный отдых. Отмечено, что семьи, имеющие общее увлечение, семейные традиции, реже ссорятся по мелочам. Можно взять себе за правило ходить каждые выходные, к примеру, на футбол или в кино. А может, просто выбираться на прогулку всей семьей. Хорошо, если есть возможность куда-то выехать в летние или зимние каникулы – ожидание, предвкушение совместной поездки также положительно скажется на общей семейной атмосфере. 
  5. Однако не стоит забывать о личном пространстве, которое должно оставаться у каждого из супругов даже в самой дружной семье. Кому-то необходимо «сбежать» из дома, для других достаточно будет посидеть спокойно за книгой, забыв о семейных делах. Такая передышка позволит снять накопившуюся усталость, не вредя при этом брачным отношениям. Не зря ведь на любой работе положен отпуск – отдохнув, человек вернется к семейному очагу полным энергии и положительных эмоций. 
  6. Формирование благоприятного внутрисемейного климата – процесс ежедневный, требующий участия всех членов семьи, однако не предполагающий каких-либо денежных вложений или трудоемких действий. Достаточно лишь любить, уважать своих близких и ценить их присутствие. И тогда атмосфера внутри семьи будет наполнена светлыми чувствами. 

Выводы по второй главе

В ходе анализа результатов эмпирического исследования установлено следующее:

  1. В данной группе старших дошкольников преобладают дети, которые оценивают сложившийся в их семьях морально-психологический климат как положительный. При этом двое детей охарактеризовали обстановку в семье как неблагоприятную.
  2. Результаты анализа детско-родительских отношений показали, что матери данной группы строят отношения с детьми в большей степени по типам «кооперация» и «авторитарная гиперсоциализация». Также достаточно большое число матерей (20%) используют в воспитании детей различные стили воспитания. В меньшей степени матери старших дошкольников используют отношения типа «симбиоз» и «маленький неудачник».
  3. В семьях с негативным морально-психологическим климатом матери данной группы чаще всего избирают такие неблагоприятные типы взаимоотношений, как авторитарная гиперсоциализация и инфантилизация. В семьях с неопределенным климатом матери предпочитают строить свои отношения с детьми по типу авторитарной гиперсоциализации и симбиоза, а также используя практически равномерно различные стили семейного воспитания. Что касается семей с позитивным морально-психологическим климатом, то здесь мы видим явное преобладание благоприятного стиля детского-родительских отношений «кооперация», а также использование различных стилей воспитания.
  4. Позитивные взаимоотношения между взрослыми и детьми формируются при благоприятном климате в семье. Накопление знаний родителей о психологических особенностях детей соответствующего возраста, о формах и методах воспитания способствует значительному улучшению детско-родительских отношений.

Заключение

Семья является важнейшей ячейкой общества, которая осуществляет социализацию детей, играет значимую роль в развитии всего человечества и выступает как воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы человеческой морали, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества человека. Стиль семейного воспитания (демократический авторитарный, попустительский) включает в себя психологическую грамотность и психологическую компетентность, ценностно-смысловой компонент, рефлексию и культуротворчество; все эти компоненты взаимосвязаны друг с другом. При этом для полноценного и гармоничного развития ребенка, его личности необходимо семейное воспитание в атмосфере понимания, любви и заботы.

В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования мы определили, что каждая семья обладает свойственным только ей воспитательным потенциалом, который определяется сочетанием различных факторов, определяющих жизнедеятельность семьи. Одним из таких факторов является ее морально-психологический климат. Добрые внутрисемейные отношения, благоприятная обстановка оказывают положительное влияние на каждого члена семьи, способствуют развитию и укреплению родственных отношений.

В современном мире из-за кризисных явлений все больше обостряются проблемы семей. Многие семьи становятся неблагополучными, то есть семьями, в которой родители не способны обеспечить определенный уровень воспитания, образования и содержания своих детей, оказывают негативное воздействие на становлении личности ребенка, на формирование его базовых ценностей, содействуют развитию его противообщественного, преступного поведения. Вместе с тем, негативные последствия семейного воспитания поддаются направленной коррекции. Социальные педагоги, психологи и сами члены семьи могут способствовать развитию необходимых умений и качеств для предотвращения негативных последствий сложившейся ситуации и преобразования семейного сценария.

Для профилактики и решения проблем в семье, для нормализации морально-психологического климата социальный педагог может использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы. Основными методами работы с семьей являются убеждение, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, консультирование, тренинги.

Исходя из теоретического анализа литературы по проблеме исследования, была сформулирована следующая гипотеза: морально-психологический климат семьи будет иметь важное значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста, если:

  • будет учтена специфика каждой семьи и позиция родителей, выражающаяся в стиле воспитания детей;
  • будут разработаны и внедрены методические рекомендации родителям старших дошкольников по оптимизации морально-психологического климата в семье.

Для подтверждения или опровержения данной гипотезы было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 10 старших дошкольников и 10  их матерей. Все испытуемые дети воспитываются в неполных материнских семьях.  Анализ результатов исследования показал следующее:

  1. В данной группе старших дошкольников преобладают дети, которые оценивают сложившийся в их семьях морально-психологический климат как положительный. При этом двое детей охарактеризовали обстановку в семье как неблагоприятную.
  2. Результаты анализа детско-родительских отношений показали, что матери данной группы строят отношения с детьми в большей степени по типам «кооперация» и «авторитарная гиперсоциализация». Также достаточно большое число матерей (20%) используют в воспитании детей различные стили воспитания. В меньшей степени матери используют отношения типа «симбиоз» и «маленький неудачник».
  3. В семьях с негативным морально-психологическим климатом матери данной группы чаще всего избирают такие неблагоприятные типы взаимоотношений, как авторитарная гиперсоциализация и инфантилизация. В семьях с неопределенным климатом матери предпочитают строить свои отношения с детьми по типу авторитарной гиперсоциализации и симбиоза, а также используя практически равномерно различные стили семейного воспитания. Что касается семей с позитивным морально-психологическим климатом, то здесь мы видим явное преобладание благоприятного стиля детского-родительских отношений «кооперация», а также использование различных стилей воспитания.

В рамках курсовой работы были сформулированы методические рекомендации родителям старших дошкольников по оптимизации морально-психологического климата семьи.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена.


Список использованной литературы

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. – 8 июня 2015. – Федеральный выпуск № 122(6693).
  2. Ананишнев В. М. Социология и психология управления: Монография. – М.: ООО НИЦ «Инженер», 2009. – 211 с.
  3. Андреева Т. В. Семейная психология. – СПб.: Речь, 2014. – 283 с.
  4. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 304 с.
  5. Ашурова Г. О. Психологический климат в семье // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2016. – № 7. – С. 59-61.
  6. Большой Российский энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энцикл., 2009. – 1887 с.
  7. Валеева Г. В., Карасик Д. В. Дестабилизирующие факторы влияния на психологический климат молодой семьи // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: материалы IV Всеросс. Научно-практ. Конф. (Тула, 21-22 ноября 2018 г.). – Тула, 2018. – С. 134-135.
  8. Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: КноРус, 2010. – 229 с.
  9. Винникотт Д. В. Разговор с родителями. – М.: ДиК, 2012. – 296 с.
  10. Горовацкая В. В. «Погода в доме» или роль психологического климата в семье для развития ребенка // Актуальные направления социально-психологических исследований личности в онтогенезе: сб. материалов Межвуз. научно-практ. конф. (Москва, 16-20 апреля 2019 г.) / под ред. Л. А. Григорович. – М.: МГОУ, 2019. – С. 22-26.
  11. Дворникова Е. В. Кумелина М. Н. Социальная работа с детьми из неблагополучных семей: проблемы, основные направления и перспективы // Социальная работа в XXI веке: проблемы и перспективы: сб. ст. – Ярославль, 2017. – С. 13-17.
  12. Жданова Н. М. Формирование благоприятного психологического климата в семье младших школьников // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. – № 4 (24). – С. 167-169.
  13. Зотова М. В. Необходимость формирования семейных ценностей у студентов в процессе обучения в вузе  // ЦИТИСЭ . – 2016. – № 4 (8). – С. 15.
  14. Илларионов С. В., Илларионова Л. П. Технологии повышения воспитательного потенциала молодой семьи // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 2 (71). – С. 232-235.
  15. Каптерев П. Ф., Терехова Т. А., Трофимова Е. Л. Психолого-педагогическое сопровождение формирования межкультурной компетентности. – Иркутск: Репроцентр, 2015. – 332 с.
  16. Карнышев А. Д., Каптерев П. Ф., Терехова Т. А. Психология межкультурной компетентности: сущность, региональная специфика, технологии формирования. – Иркутск: Репроцентр, 2012. – 191 с.
  17. Кларина Л. М. Развитие дошкольника в детском саду и дома. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 183 с.
  18. Колмогорова Л. С. Стиль семейного воспитания у младшего школьного возраста. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2015. – 360 с.
  19. Кон И. С. Мальчик – отец мужчины. – М.: Время, 2009. – 704 с.
  20. Коробкова В. В. Концепция развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве: монография. – Пермь: ПГГПУ, 2013. – 251 с.
  21. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 940 с.
  22. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 2016. – 390 с.
  23. Лавренев А. Д., Тимохина Т. В. Основные формы, методы работы школьного социального педагога // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы VIII межд. научно-практ. конф. (Улан-Удэ, 3-5 октября, 2019 г.) / отв. ред. Ю.Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ, 2019. – С. 127-128.
  24. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж: МОДЭК, 2005. – 256 с.
  25. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. – М.: Риор, 2013. – 528 с.
  26. Овсянникова Е. А. Психологическая культура как условие достижения родительского акме: дисс. ... канд. психол. наук. – Белгород, 2009. – 221 с.
  27. Петрановская Л. Если с ребенком трудно. – М.: АСТ, 2018. – 142 с.
  28. Пушкова И. А., Челышева Ю. В. Влияние социально-психологического климата семьи на психическое развитие детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы общества в контексте практической подготовки студентов: тезисы II Всеросс. студ. научно-практ. конф. (Москва, 6 декабря 2016 г.) / сост. Е. С. Спирина. – М.: Перо, 2017. – С. 134-137.
  29. Реан А. А. Психология личности: Социализация, поведение, общение. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-Пресс, 2004. – 407 с.
  30. Рышкель А. С., Кудряшова А. Д. Влияние социально-психологического климата в семье на ребенка // Социальная психология семьи: материалы межд. научно-практ. конф. (Москва, 28-29 марта 2019 г.) / сост. Н. П. Болотова. – М.: МПГУ, 2019. – С. 100-105.
  31. Сорокина И. Р., Блохина Е. П. Методы работы школьного социального педагога с детьми из неполных семей // European scientific conference: сб. ст. VII межд. научно-практ. конф. (Пенза, 7 ноября 2017 г.) – Пенза: Наука и Просвещение, 2017. – С. 246-249.
  32. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Социальная психология. – М.: Дашков и К°, 2016. – 256 с.
  33. Шайкова М. В. Психологический климат семьи и его роль в формировании личности подростка // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: материалы V Межд. научн. конф. (Саратов, 8 апреля 2016 г.) / под ред. Ю. О. Бронниковой. – М.: Перо, 2016. – С. 721-725.
  34. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2008. – 365 с.
  35. Юнгман И. В. Психологический климат семьи и его влияние на формирование психики детей // Проблемы и перспективы развития образования в России: сб. материалов XLVII Всеросс. научно-практ. конф. (Новосибирск, 6-28 марта 2017 г.) / под ред. С. С. Чернова. – Новосибирск: ЦРНС, 2017. – С. 243-248.

Приложения

Приложение 1

Анкета для детей

Я буду читать утверждения о твоей семье. Если ты согласен с утверждением, отвечай «да», если не согласен – «нет».

  1. Наша семья очень дружная.
  2. По субботам и воскресеньям мы вместе завтракаем, обедаем и ужинаем.
  3. В своем доме я чувствую себя очень уютно, хорошо и спокойно.
  4. Лучше всего я отдыхаю в дома.
  5. Если в семье случаются ссоры, то о них все быстро забывают.
  6. С полной уверенностью я могу сказать: в моем доме меня защитят.
  7. У нас в семье часто бывают гости.
  8. Если у меня что-то случается, в семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит.
  9. У нас в семье все хорошо понимают друг друга.
  10. Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по дому.
  11. Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно говорят, что у нас хорошо и спокойно.
  12. У нас принято отдыхать летом всей семьей.
  13. Трудные дела (генеральную уборку, подготовку к празднику, работу на дачном участке) мы обычно выполняем вместе.
  14. В семье почти всегда радостное, веселое настроение.
  15. В семье принято извиняться друг перед другом за допущенные ошибки или причиненные обиды, неудобства.
  16. Меня всегда радует порядок в доме.
  17. Когда к нам приходят гости, мы веселимся и играем.
  18. Некоторые члены моей семьи обычно раздражают меня.
  19. В жизни нашей семьи случались плохие события, которые могли разрушить нашу семью.
  20. Некоторые привычки кого-либо из членов семьи меня очень раздражают.
  21. В семье есть очень раздражительный, обидчивый человек.
  22. Визиты гостей обычно сопровождаются мелкими или большими ссорами в семье.
  23. Время от времени в нашем доме возникают сильные скандалы.
  24. Домашняя атмосфера часто действует на меня плохо.
  25. В семье я чувствую себя одиноким и никому не нужным.
  26. Обстановка дома скорее тягостная, грустная или напряженная.
  27. В семье меня раздражает то, что все или почти все говорят в доме на повышенных тонах (кричат друг на друга).
  28. В семье мне настолько плохо, что часто идти домой не хочется.
  29. Меня часто обижают дома.
  30. Когда я прихожу домой, у меня часто бывает такое состояние: никого не хочется видеть и слышать.
  31. Отношения в моей семье плохие.
  32. Я знаю, что кое-кто в нашей семье чувствует себя неуютно, плохо.


Приложение 2

Тест-опросник родительского отношения Л. Я. Варга и

В. В. Столина  

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты «верно» или «не верно».

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».
  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своем ребенке.
  22. К моему ребенку «липнет» все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  39. Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  46. Мой ребенок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребенка.
  54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Таблицы процентильных рангов тестовых баллов

1 шкала

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Процентильный ранг

0

0

0

0

0

0

0,63

3,79

12,02

"сырой балл"

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Процентильный ранг

31,01

53,79

68,35

77,21

84,17

88,60

90,50

92,40

93,67

"сырой балл"

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Процентильный ранг

94,30

95,50

97,46

98,10

98,73

98,73

99,36

100

100

"сырой балл"

27

28

29

30

31

32

 

 

 

Процентильный ранг

100

100

100

100

100

100

 

 

 

2 шкала

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Процентильный ранг

1,57

3,46

5,67

7,88

9,77

12,29

19,22

31,19

48,82

80,93

3 шкала

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

Процентильный ранг

4,72

19,53

39,06

57,96

74,97

86,63

92,93

96,65

4 шкала

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

Процентильный ранг

4,41

13,86

32,13

53,87

69,30

83,79

95,76

5 шкала

"сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

Процентильный ранг

14,55

45,57

70,25

84,81

93,04

96,83

99,37

100,0


Приложение 3

Таблица 1

Результаты эмпирического исследования

Личный

№ исп.

Анкетирование детей

Тест-опросник родительского отношения

Принятие – отвержение

Кооперация

Симбиоз

Авторитарная гиперсоциализация

Инфантилизация

1

18

12,02

12,29

4,72

7,88

14,55

2

30

31,01

80,93

39,06

3,46

14,55

3

24

12,02

31,19

19,53

31,19

14,55

4

29

31,01

80,93

19,53

5,67

14,55

5

5

0,63

19,22

4,72

3,46

99,37

6

24

3,79

80,93

57,96

31,19

14,55

7

11

12,02

31,19

19,53

83,79

14,55

8

20

31,01

5,67

86,63

7,88

14,55

9

32

12,02

80,93

57,96

31,19

14,55

10

7

31,01

19,22

4,72

95,76

45,57