Статья на тему "Миссия современного образования: учить или воспитывать".

Соколова Ольга Игоревна

Статья на тему "Миссия современного образования: учить или воспитывать".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Миссия современного образования: учить или воспитывать.

Проблема обучения и воспитания является актуальной для любого общества, которое стремится развиваться успешно. От того, как и кого мы воспитаем, зависит то, по какому пути мы пойдем.

Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что в отличии от традиционного образования, при котором осуществляется передача ученику известных образовательных знаний, умений и навыков, современное образование - это созидание человеком в себе самом образа мира посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры. Основная миссия современного образования заключается в обеспечении условий для самореализации (самоопределения) личности.

В современном образовании знания создают и получают сами обучающиеся на основе опыта, конструируются самим ребенком. Знания сегодня – это единство истины и ценностей, факта и смысла, сущего и должного, это школа мышления.
         В Федеральном законе об образовании в РФ само слово «образование» определяется как «Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества, и государства». Соответственно, даже закон определяет образование как единство воспитания и обучения.

Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека.

Воспитание – процесс формирования у подрастающего поколения нравственных качеств и общепризнанных форм поведения, а также передача опыта накопленного поколениями.

 Я считаю, что образовательное учреждение должно и учить, и воспитывать. Уверена, что процессы обучения и воспитания должны быть непременно тесно связаны между собой. Современный педагог должен не просто формировать у ребенка знания. Умения и навыки по определенным областям, но и в процессе их развития заниматься формированием личности своего воспитанника.

Так, на всех ступенях образования педагоги воспитывают в подрастающем поколении ответственность и целеустремленность, доброжелательное отношение к окружающим, учат их помогать друг другу. Сама по себе воспитанность не делает личность особо ценной. Ведь для того, чтобы добиться определенных высот в будущем, человек должен также обладать определенным набором знаний и навыков, без которых он не сможет найти свое место в жизни. Работая в системе образования, я ежедневно сталкиваюсь с этой неразрывной связью обучения и воспитания.

На протяжении нескольких веков ученые, педагоги, философы спорили, что важнее: обучение или воспитание. Но сегодня уже нет никаких сомнений, что эти понятия неразделимы. Нам хорошо известны слова Льва Николаевича Толстого, который сказал, «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно».

Основной задачей педагога выступает не столько достижение предметных результатов, сколько создание оптимальных условий для формирования и воспитания высококультурной личности, обладающей нестандартным и многогранным мышлением.

Специфику воспитания и обучения в контексте образования можно представить, различив их влияние на процесс развития личности. Воспитание – целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека. Обучение – целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека. Если обучение имеет дело в основном с искусственными (знаковыми, символическими, схематизированными, систематизированными, модельными) объектами и системами, то воспитание опирается на реальные социальные отношения, на процессы и события окружающей человека действительности. Если обучение ориентировано на усвоение знаний, умений, способов интеллектуальной, познавательной деятельности, то воспитание направлено на приобретение опыта социальных отношений, нравственного самоопределения, с поддержкой индивидуальности в человеке. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели – целостному развитию личности ребенка.

Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на мотивационную сферу обучающихся и вместе с тем развивает, углубляет ее.

Нравственная ситуация на занятии заставляет воспитанника задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к детскому саду. У ребенка возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще такая возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.

Основные целевые ориентиры работы образовательных учреждений – это качественное обучение и качественное воспитание. Это и есть единый процесс образования. Отсутствие одного из компонентов приведет к недостижимости результата в целом.

Большинство исследователей и ученых в области педагогики считают, что процессы воспитания и обучения неразрывно связаны друг с другом, и поэтому должны быть реализованы в совокупности. Я полностью разделяю эти взгляды. Современный педагог должен не просто формировать у ребенка знания, умения и навыки, но и в процессе их развития заниматься формированием личности своего воспитанника.

Ирина Алексеевна Зимняя (доктор психологических наук, профессор, действительный член (академик) РАО, заслуженный деятель науки РФ, почётный работник высшей школы РФ.) выделяет следующие четыре типа взаимосвязи между обучением и воспитанием:

  1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.
  2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.
  3.   Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и соответственно научение.
  4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями, сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

Конкретно в работе логопеда взаимосвязь обучения и воспитания отражается непосредственно в процессе проведения коррекционно-логопедических индивидуальных или подгрупповых занятий, так как в задачах своей работы логопед выделяет не только коррекционно-образовательные и коррекционно-развивающие, но и коррекционно-воспитательные задачи.

Таким образом, дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Несмотря на то, что обучение и воспитание реализуется разными видами педагогической деятельности, они тесно взаимосвязаны между собой, а эффективность формирования и развития личности во многом зависит от совокупного их применения.

Моя задача, как педагога – «Воспитывать! Обучать! Развивать!».

Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели – целостному развитию личности ребенка.