Конспект занятия по формированию элементарных математических представления детей старшего возраста: «Поиск сокровищ старого пирата Джона Сильвера»

Коротина Анастасия Андреевна

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.

Возраст детей: 5-6 лет.

Формы занятия: объяснение, беседа, ситуативный разговор, отгадывание загадок-вопросов, дидактические игры, игры с правилами, квест-игра.

Использованные педагогические технологии: игровые, квест-технология

Формы организации: группа.

Цель: закрепление элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: актуализировать знания детей о последовательности днях недели, времён года, частей суток; дать возможность применить на практике полученные знания о таких понятиях как «внутри» и «снаружи», формируя умение ориентироваться в пространстве; продолжать закреплять умений детей считать в пределах десяти; закреплять умение писать цифры, знание их последовательности в прямом и обратном порядке, а так же закреплять знание математических знаков «<», «>» и «=».

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление посредством выполнения дидактических заданий и умения аргументировать ответ; развитие умения поддерживать беседу, способность рассуждать; развивать пространственное мышление при составлении картинки из частей; развивать способность удерживать в памяти несложное условие при выполнении каких - либо заданий, действий.

Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям по формированию элементарных математических представлений, умение действовать сообща при выполнении заданий, доводить начатое дело до конца, воспитывать дружеские отношения между детьми, желание прийти на помощь в трудную минуту.

Оборудование и материалы: картинка пирата Джона Сильвера, картинка корабля, банданы для детей четырех видов для разделения на подгруппы, план-ориентир (карта острова сокровищ), бутафорский якорь, задания к играм «Закончи предложение», «Найди дом для геометрической формы», «Зашифруй письмо» (корректурные пробы), «Что лишнее?», «Посчитай пиратские атрибуты» и «Вставь пропущенные цифры», «Сравни», части-детали картинки пиратского компаса, табличка с пиратским компасом, сундук с золотыми монетами и медалями, смайлики для рефлексии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx945.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 комбинированного вида»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему:

«Поиск сокровищ старого пирата Джона Сильвера»

(для детей пяти-шести)

Составила:

Коротина Анастасия Андреевна

г. Гатчина, 2025 г. 


Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.

Возраст детей: 5-6 лет.

Формы занятия: объяснение, беседа, ситуативный разговор, отгадывание загадок-вопросов, дидактические игры, игры с правилами, квест-игра.

Использованные педагогические технологии: игровые, квест-технология

Формы организации: группа.

Цель: закрепление элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: актуализировать знания детей о последовательности днях недели, времён года, частей суток; дать возможность применить на практике полученные знания о таких понятиях как «внутри» и «снаружи», формируя умение ориентироваться в пространстве; продолжать закреплять умений детей считать в пределах десяти; закреплять умение писать цифры, знание их последовательности в прямом и обратном порядке, а так же закреплять знание математических знаков «<», «>» и «=».

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление посредством выполнения дидактических заданий и умения аргументировать ответ; развитие умения поддерживать беседу, способность рассуждать; развивать пространственное мышление при составлении картинки из частей; развивать способность удерживать в памяти несложное условие при выполнении каких - либо заданий, действий.

Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям по формированию элементарных математических представлений, умение действовать сообща при выполнении заданий, доводить начатое дело до конца, воспитывать дружеские отношения между детьми, желание прийти на помощь в трудную минуту.

Оборудование и материалы: картинка пирата Джона Сильвера, картинка корабля, банданы для детей четырех видов для разделения на подгруппы, план-ориентир (карта острова сокровищ), бутафорский якорь, задания к играм «Закончи предложение», «Найди дом для геометрической формы», «Зашифруй письмо» (корректурные пробы), «Что лишнее?», «Посчитай пиратские атрибуты» и «Вставь пропущенные цифры», «Сравни», части-детали картинки пиратского компаса, табличка с пиратским компасом, сундук с золотыми монетами и медалями, смайлики для рефлексии.

ХОД НОД

  1. Вводная часть.

Воспитатель: ребята, здравствуйте, вы меня узнали???

Дети: да, вы - пират!!!

Воспитатель: зовут меня Джек Воробей. Я хочу поделиться с вами одним секретом. Как вы думаете, что такое секрет?

Дети: это то, что никому нельзя говорить.

Дети: это то, что никто не должен знать.

Воспитатель: я хочу поделиться с вами своим секретом. Хотите?

Дети: да!!!

Воспитатель: но только при условии, что вы никому его не расскажете и это будет наш общий секрет. Согласны?

Дети: конечно!

Воспитатель: тогда слушайте: однажды старый пират Джон Сильвер в знак благодарности за долгую и верную службу отдал мне карту острова сокровищ. Ребята, а что же нужно делать с этой картой острова сокровищ?

Дети: отправиться на этот остров и найти клад.

(На мультимедийной оборудовании воспитатель обращает внимание детей на карту острова сокровищ)

Воспитатель: чтобы найти клад, нужно действовать, как пираты и поэтому мы все будем пиратами. Согласны?

Дети: да.

(Одеваем на голову банданы).

  1. Основная часть.

Воспитатель: путь к острову сокровищ пролегает через море-океан. Как же мы можем добраться до этого острова?  

Дети: поплыть на корабле.

Дети: на лодке и т.д.

Воспитатель: а поплывем мы на остров сокровищ на моём корабле, который называется Чёрная Жемчужина!

(На мультимедийной оборудовании воспитатель обращает внимание детей на пиратский корабль)

(Звучит пиратская музыка)

ПЕРЕХОД с детского сада на остров сокровищ - дети вместе с воспитателем становятся в круг.

(звучит весёлая музыка) Воспитатель: Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево, в центре круга соберемся, и на место все вернемся.

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Вот мы и приплыли на остров сокровищ. Отдать якорь!!! (воспитатель бросает бутафорский якорь). Наш путь по острову к сокровищам Джона Сильвера лежит через города, в которых нужно будет выполнять задания. За каждое выполненное задание вы, мои верные пираты, будете получать часть картинки. Как заработаете все части, то вам нужно будет собрать картинку из них и тогда узнаете где находятся сокровища.

Воспитатель: мы попали с вами в «Город времени».

  1. Игра «Закончи  предложение»

Если бы мы отправились в морское путешествие в понедельник, то завтра будет…  

Если сейчас у нас весна, то потом будет…

Если мы найдём клад в четверг, то завтра будет…

Если Джон Сильвер отдал мне карту сокровищ в пятницу, то вчера был…  

Если мы доберёмся до острова во вторник, то вчера был…      

Если мы отправимся в путешествие утром, то до него был…

(Дети получают часть картинки)

Воспитатель: Ну, что же, выполнили всё правильно. Мы получили первую часть картинки.  Двигаемся дальше… Нам нужно перейти в другой город.

ПЕРЕХОД в другой город - дети вместе с воспитателем становятся в круг.

(звучит весёлая музыка) Воспитатель: Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево, в центре круга соберемся, и на место все вернемся.

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)

Воспитатель: на пути у нас «Город геометрических фигур».

Воспитатель: далее мы разделимся на четыре команды. Каждая команда выполняет свое задание на своем мольберте. Слушайте внимательно задания, помогайте друг другу и не забывайте, что вы одна команда!

  1. Игра «Найди дом для геометрической формы»

Воспитатель: пираты, в «Городе геометрических фигур» у каждой формы есть свой дом. Пролетел ураган и они заблудились. Внимание задание: на полу располагаются обручи – красный, желтый, зеленый – так, что все они попарно пересекаются. Необходимо каждой форме найти свой дом.

Воспитатель:

- положите синий треугольник так, чтобы он находился внутри красного обруча, но снаружи желтого и зеленого.

- положите красный квадрат так, чтобы он был внутри зеленого, но снаружи красного и желтого обручей.

- положите черный овал так, чтобы он был внутри зеленого и желтого обручей, но снаружи красного.

- положите желтую трапецию так, чтобы она была одновременно внутри красного и желтого обручей, но снаружи зеленого обруча.

- положите зеленый прямоугольник так, чтобы он был внутри трех обручей одновременно.

- какие фигуры лежат внутри только одного обруча, двух обручей, трех обручей?

Воспитатель: Правильно! Вы справились с заданием. Все фигуры поместили по домам.

(Дети получают вторую часть картинки).

Воспитатель: мы получили вторую часть картинки.

ПЕРЕХОД в другой город - дети вместе с воспитателем становятся в круг.

(звучит весёлая музыка) Воспитатель: Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево, в центре круга соберемся, и на место все вернемся.

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)

Воспитатель: двигаемся дальше. И так, следующий город - это «Город внимания».

  1. Дидактическая игра «Зашифруй письмо» (корректурные пробы).

E:\мама все файлы!!!!!!!!!!!!\СРЕДНЯЯ ГРУППА\ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА\задания_пираты\9a0ec3120c1be0dc41377b13b6f6c740.jpg E:\мама все файлы!!!!!!!!!!!!\СРЕДНЯЯ ГРУППА\ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА\задания_пираты\8.jpg E:\мама все файлы!!!!!!!!!!!!\СРЕДНЯЯ ГРУППА\ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА\задания_пираты\9.jpg E:\мама все файлы!!!!!!!!!!!!\СРЕДНЯЯ ГРУППА\ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА\задания_пираты\19.jpg

Воспитатель: хорошо, пираты, вы справились с этим заданием.

(Дети получают третью часть картинки).

Воспитатель: мы получили третью часть.

Воспитатель: а теперь вам нужно выполнить другое задание.

  1. Игра «Что лишнее?»

E:\мама все файлы!!!!!!!!!!!!\СРЕДНЯЯ ГРУППА\ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА\задания_пираты\e569e8ecbe3cbab13cffface3683d27a.jpg   E:\мама все файлы!!!!!!!!!!!!\СРЕДНЯЯ ГРУППА\ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА\задания_пираты\247f7c77395fffb739ca9345c5640ed7.jpg   E:\мама все файлы!!!!!!!!!!!!\СРЕДНЯЯ ГРУППА\ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА\задания_пираты\1fefa828452231f28b668e1ccec15305.jpg   E:\мама все файлы!!!!!!!!!!!!\СРЕДНЯЯ ГРУППА\ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА\задания_пираты\fac79a649e5da8e212d5f6712dc23fbd.jpg

Воспитатель: хорошо, пираты, вы справились с этим заданием.

(Дети получают четвертую часть картинки).

Воспитатель: мы получили четвертую часть.

ПЕРЕХОД в другой город - дети вместе с воспитателем становятся в круг.

(звучит весёлая музыка)

Воспитатель: Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево, в центре круга соберемся, и на место все вернемся.

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)

Воспитатель: двигаемся дальше. Итак, мы попали в следующий город - это «Город математики»

Воспитатель: О-О-О, а это мой любимый город, в котором живут весёлые люди, и даже задания у них необычные. Я предлагаю вам их выполнить:

  1. Игра «Вставь пропущенные цифры»

E:\мама все файлы!!!!!!!!!!!!\СРЕДНЯЯ ГРУППА\ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА\задания_пираты\f142e0911f30ea3c0143fbcfaf5c82ca.jpg  E:\мама все файлы!!!!!!!!!!!!\СРЕДНЯЯ ГРУППА\ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА\задания_пираты\24.jpg  E:\мама все файлы!!!!!!!!!!!!\СРЕДНЯЯ ГРУППА\ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА\задания_пираты\1.jpg    E:\мама все файлы!!!!!!!!!!!!\СРЕДНЯЯ ГРУППА\ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА\задания_пираты\5.jpg 

  1. Игра «Посчитай пиратские атрибуты»

 E:\мама все файлы!!!!!!!!!!!!\СРЕДНЯЯ ГРУППА\ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА\задания_пираты\2.jpg  E:\мама все файлы!!!!!!!!!!!!\СРЕДНЯЯ ГРУППА\ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА\задания_пираты\58d94998679203b924f5d8113c80c47f.jpg   E:\мама все файлы!!!!!!!!!!!!\СРЕДНЯЯ ГРУППА\ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА\задания_пираты\30ade3261f84105423d1f233248096df.jpg  E:\мама все файлы!!!!!!!!!!!!\СРЕДНЯЯ ГРУППА\ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА\задания_пираты\9bec9bbb9f2a913b477a1a1ca2905777.jpg

  1. Игра «Сравни»

E:\мама все файлы!!!!!!!!!!!!\СРЕДНЯЯ ГРУППА\ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА\задания_пираты\12.jpg  E:\мама все файлы!!!!!!!!!!!!\СРЕДНЯЯ ГРУППА\ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА\задания_пираты\13.jpg  E:\мама все файлы!!!!!!!!!!!!\СРЕДНЯЯ ГРУППА\ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА\задания_пираты\14.jpg  E:\мама все файлы!!!!!!!!!!!!\СРЕДНЯЯ ГРУППА\ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА\задания_пираты\10.jpg

Воспитатель: хорошо, пираты, вы справились с этим заданием.

(Дети получают пятую и шестую части картинки).

Воспитатель: мы получили пятую и шестую части.

Воспитатель: на нашем пути все города закончились. Мы всё ближе и ближе приближаемся к нашим сокровищам. Ребята, вы выполнили все задания. Сколько вы получили частей картинки за выполненные задания?

Дети: 6.

  1. Игра «Собери картинку из шести частей»

Воспитатель: соберите из них картинку.

Дети собирают картинку.

Воспитатель: что у вас получилось?

Дети: пиратский компас.

E:\мама все файлы!!!!!!!!!!!!\СРЕДНЯЯ ГРУППА\ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА\rose.jfif

Воспитатель: вам нужно на нашем острове сокровищ поглядеть по сторонам и найти этот знак и именно там лежат наши сокровища.

Дети смотрят по сторонам, находят знак и за ним находят сундук.

Воспитатель: вот мы и нашли волшебный сундук сокровищ Джона Сильвера. Вам интересно, что внутри? Старый пират очень любил золотые монеты и играть. Посмотрите, что это? (дети достают из сундука золотые монеты, настольную дидактическую игру и медали). Эти все сокровища для вас. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Поднять якорь!

ПЕРЕХОД с острова сокровищ в детский сад - дети вместе с воспитателем становятся в круг.

(звучит весёлая музыка) Воспитатель: Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево, в центре круга соберемся, и на место все вернемся.

(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).

После этого вывести детей из образа пиратов – снять банданы.

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: ребята, скажите, кем мы сегодня были?

Дети: пиратами.

Воспитатели: что вы делали, как пираты?

Дети: путешествовали по острову сокровищ, по его городам, выполняли задания, искали и нашли сокровища старого пирата Джона Сильвера.

Воспитатель: что вспомнили известное для вас?

Дети: вспомнили последовательность дней недели, времён года, времён суток. Вспомнили названия геометрических фигур, зашифровывали картинки, считали предметы-картинки и записывали количество цифрами, вставляли в числовой ряд пропущенные цифры, исключали лишнюю картинку и сравнивали числа.

Воспитатель: с какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?

Дети: в игре с обручами и геометрическими формами, чтобы правильно их расположить по домам; нужно было быть внимательными при выполнении заданий.

Воспитатель: что понравилось вам в нашем путешествии?

Дети: быть пиратами.

Дети: искать сокровища старого пирата.

Дети: выполнять интересные задания.

Дети: понравились найденные сокровища.

Воспитатель: мне хотелось, чтобы вы своё настроение показали с помощью смайлика. Выберите понравившийся смайлик.

Дети выбирают улыбающиеся.

Воспитатель: я, пират, вижу вам многое понравилось. Вы действовали как настоящие пираты и это вам помогло в нашем поиске сокровищ. Спасибо вам!