РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Умный малыш» естественнонаучной направленности (для детей 5 – 6 лет)
Программа «Умный малыш» составлена на основе курса математики «Игралочка 4 – 5 лет» и «Игралочка 5 – 6 лет» Л.Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, программы «Играя - развиваюсь» А.Н. Бурова, «Маленькие гении» В.В. Воскобович, современных технологий: Б.П. Никитина, блоки Дьенеша, цветные палочки Х.Кюизенера, упражнения А.З.Зака, лабиринты, головоломки и т.д. В программу входят самые разные развивающие игры, с помощью которых можно осуществить гармоничное развитие ребенка; задания на математическом материале для развития познавательных процессов детей: внимания, восприятия, памяти, воображения и мышления, развития речи. Есть задания, выполнение которых будет способствовать активизации конструктивно-технического и художественно-изобразительного вида деятельности дошкольника.
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
- Модуль 1. «Арифметика»: состав чисел от 1 до 10, понятия единица, ориентировка в пространстве и во времени, решение логических задач.
Теория. Систематизирование и закрепление математических представлений у детей, состав чисел от 1 до 10, количественный и порядковый счет в пределах 10. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. Игры с блоками Дьенеша.
Практика. Закреплять счет в пределах 10. Закреплять знания о соседях числа. Систематизировать понятия «предыдущее, последующее». Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов в пределах 10. Систематизировать понятия: больше, меньше. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.
- Модуль 2. «Геометрия»: геометрические фигуры, что нас окружают.
Теория. Закрепление знаний об основных геометрических фигурах; знакомство с объемными фигурами. Знакомство о сложении и вычитании групп предметов. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого
Практика. Закрепляем представления о геометрических фигурах и их свойствах, развиваем умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, создавать геометрические фигуры с помощью линейки. Знакомство о сравнении, сложении и вычитании групп предметов, закрепляем знания детей о линейке, рассказать о её значении. Учимся проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развиваем умение рисовать фигуры, используя линейку. Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения Взаимосвязь между целым и частью. Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. (отрезок, клеточка, стакан и т.п.) Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №40 комбинированного вида»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании Педагогического совета приказом
протокол от «___»_____2024 г. №____ МБДОУ «Детский сад №40 комбинированного вида»
от «___»_____2024 г. №____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Умный малыш» естественнонаучной направленности
(для детей 5 – 6 лет)
Срок реализации программы
2024-2025 гг.
Авторы программы:
воспитатель
Коротина Анастасия Андреевна
г.Гатчина, 2024 г.
Пояснительная записка
Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением донести до дошкольника как можно больше знаний об окружающем. Однако, дело не в этом. Гораздо важнее выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.
Для успешного обучения в школе, понимания учебного материала у дошкольников должны быть заложены три составляющих мышления:
1) элементарные мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др.;
2) активность, раскованность мышления, позволяющаяся в продуцировании различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;
3) организованность и целенаправленность, проявляющаяся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.
Если это будет заложено в дошкольном возрасте, то облегчит процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в начальной школе.
Именно поэтому существенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также дальнейшего обучения в школе. В математике логическая строгость и стройность умозаключений призвана воспитывать общую логическую культуру мышления; и основным моментом воспитательной функции математического образования считается развитие у детей способностей к полноценности аргументации. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. Чем более подготовленным придёт ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно, готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка.
Программа «Умный малыш» составлена на основе курса математики «Игралочка 4 – 5 лет» и «Игралочка 5 – 6 лет» Л.Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, программы «Играя - развиваюсь» А.Н. Бурова, «Маленькие гении» В.В. Воскобович, современных технологий: Б.П. Никитина, блоки Дьенеша, цветные палочки Х.Кюизенера, упражнения А.З.Зака, лабиринты, головоломки и т.д. В программу входят самые разные развивающие игры, с помощью которых можно осуществить гармоничное развитие ребенка; задания на математическом материале для развития познавательных процессов детей: внимания, восприятия, памяти, воображения и мышления, развития речи. Есть задания, выполнение которых будет способствовать активизации конструктивно-технического и художественно-изобразительного вида деятельности дошкольника.
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
- Модуль 1. «Арифметика»: состав чисел от 1 до 10, понятия единица, ориентировка в пространстве и во времени, решение логических задач.
Теория. Систематизирование и закрепление математических представлений у детей, состав чисел от 1 до 10, количественный и порядковый счет в пределах 10. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. Игры с блоками Дьенеша.
Практика. Закреплять счет в пределах 10. Закреплять знания о соседях числа. Систематизировать понятия «предыдущее, последующее». Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов в пределах 10. Систематизировать понятия: больше, меньше. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.
- Модуль 2. «Геометрия»: геометрические фигуры, что нас окружают.
Теория. Закрепление знаний об основных геометрических фигурах; знакомство с объемными фигурами. Знакомство о сложении и вычитании групп предметов. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого
Практика. Закрепляем представления о геометрических фигурах и их свойствах, развиваем умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, создавать геометрические фигуры с помощью линейки. Знакомство о сравнении, сложении и вычитании групп предметов, закрепляем знания детей о линейке, рассказать о её значении. Учимся проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развиваем умение рисовать фигуры, используя линейку. Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения Взаимосвязь между целым и частью. Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. (отрезок, клеточка, стакан и т.п.) Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
Программа базируется на следующих принципах:
1. Принцип развивающего обучения.
Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена на обучение дошкольников выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.
2. Принцип постепенности.
Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
3. Принцип доступности.
Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний.
4. Деятельностный принцип.
Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
6. Принцип наглядности (наличие и разнообразие дидактических материалов).
Направленность программы: естественнонаучное.
Цель программы:
создание условий для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения логико-математических способов познания действительности, что станет основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах жизни.
Задачи программы:
Обучающие:
• развитие логико-математических представлений (элементарных представлений о математических свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях и закономерностях);
• ознакомление с простейшими математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие вычисления);
•развитие сенсорных способностей, расширение способов познания математических свойств и отношений (обследование, группировка, упорядочение, разбиение);
•развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия), вариативного мышления, воображения, творческих способностей;
•формирование опыта фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины, выбора способов преодоления затруднения, самостоятельной постановки познавательной задачи, планирования своих действий;
•формирование опыта аргументации своих высказываний, построения простейших умозаключений; работы по правилу и образцу, проверки результатов своих действий, исправления ошибок.
Развивающие:
• развивать умения познавательной деятельности;
• развивать умения презентовать результаты познавательной деятельности;
• развивать умения сравнивать, выделять главное, классифицировать, приводить примеры, устанавливать взаимосвязь между явлениями;
• развивать умения синтезировать как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов;
• развивать умения сравнивать и сопоставлять; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
• развитие памяти, внимания, образного и логического мышления.
Воспитательные:
• формирование устойчивой мотивации к занятиям;
• реализовать самостоятельную творческую деятельность;
• формировать благоприятный психологический климат группы;
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься вместе.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный метод: одновременная работа со всеми детьми,
• индивидуально – фронтальный метод: чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,
• групповой метод: организация работы в группах, в парах;
• индивидуальный метод: индивидуальное выполнение заданий, решение проблемных задач, ситуаций.
Приемы:
• показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
• инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
• пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
• вопросы к детям.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: от 5 до 6 лет
Продолжительность реализации программы:
- 1 учебный год, 36 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю, по 20 минут.
Ожидаемые результаты после реализации программы:
• умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
• умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
• умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
• умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10;
• умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
• умение соотносить цифру с количеством предметов;
• умение измерять длину предметов, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
• умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник;
• умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;
• умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
• умение называть части суток.
• иметь устойчивую мотивацию к занятиям;
• соблюдать правила поведения;
• уметь соотносить теоретические знания и практические действия;
• проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании);
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Отслеживание результативности рабочей программы:
Диагностика уровня знаний, умений и навыков по освоению программы «Умный малыш»
Формы контроля (без отрыва от занятий)
1. Наблюдение – на занятиях.
2. Срезовые задания (устный опрос, собеседование, тестовые задания, индивидуальные карточки с заданиями различного типа) по программе для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблема.
Педагогическая диагностика.
Реализация программы дополнительного образования «Умный малыш» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: в начале года (сентябрь) с целью определения уровня развития детей, и в конце года (май) с целью определения уровня освоения воспитанниками образовательной программы. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия
Диагностирование знаний по формированию элементарных метаматематических представлений у детей 5-6 лет
Критерии/ показатели
1.Умение самостоятельно считать, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов, считает в прямом и обратном порядке.
2.Умение решать простые задачи на уменьшение и увеличение.
3.Сформированность представления о геометрических фигурах, цвете и величине.
4. Способность ориентируется в пространстве и времени.
5. Проявление инициативы и творчества в интеллектуальных играх.
№ | Ф.И. ребенка | Умение самостоятельно считать, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов, считает в прямом и обратном порядке | Умение решать простые задачи на уменьшение и увеличение | Сформированность представления о геометрических фигурах, цвете и величине | Способность ориентируется в пространстве и времени | Проявление инициативы и творчества в интеллектуальных играх | |||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
Условные обозначения:
н – начало года;
к – конец года;
н. у.- низкий уровень;
с. у. - средний уровень;
в. у. - высокий уровень.
Критерии оценки:
3 балла – ребёнок самостоятельно и правильно выполняет задание;
2 балла – справляется с заданием с помощью педагога;
1 балл – ребёнок не справляется с заданием.
По результатам суммы полученных баллов делается вывод: 15 - 18 балл – высокий уровень, 10 - 14 баллов – средний, 6 - 9 баллов – низкий уровень освоения программы.
Высокий уровень Ребёнок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт. Решает простые задачи на уменьшение и увеличение. Определяет состав числа. Определяет место числа среди других чисел ряда.
Имеет чёткие представления о геометрических фигурах. Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов по описанию, представлению. Выделяет самостоятельно основания классификации, определяет наличие и отсутствие свойства (красные, небольшие, некруглые фигуры).
Легко и свободно ориентируется в пространстве и времени.
Проявляет инициативу и творчество в интеллектуальных играх.
Знания и представления математического содержания активно отражает в речи.
Средний уровень Ребёнок правильно определяет совокупность предметов на основе счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и обратном порядке, различает количественный и порядковый счёт, соотносит количество предметов с цифрой. Решает задачи, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить.
С помощью воспитателя на основе практических манипуляций определяет состав числа. При определении места числа среди других чисел допускает ошибки, но исправляет их.
Имеет представления о геометрических фигурах. С помощью воспитателя делает обобщение «квадрат, круг, треугольник, шар, куб, прямоугольник» – геометрические фигуры.
Ориентируется в пространстве и времени.
Самостоятельно выполняет заданные действия, поясняет их последовательность. Может «расшифровать» условные обозначения.
Результаты деятельности носят, в основном, воспроизводящий (нетворческий) характер.
С помощью воспитателя выражает в речи свои знания, представления математического содержания.
Низкий уровень. Ребёнок испытывает затруднения о количестве предметов на основе счёта, ошибается при определении места числа среди других чисел
Путается в определении временных и пространственных отношений.
Выполняет действия в заданной последовательности.
Затрудняется в речевом выражении своих мыслей, действий
Перспективное планирование работы с детьми
Месяц | Номер недели | № занятия | Тема занятий | Программное содержание занятий |
Сентябрь | 1 | 1 | Временные представления: раньше, позже | выявить умения ориентироваться во времени и соотносить понятия «раньше», «позже», «сначала», «потом»; актуализировать и систематизировать первоначальные представления о временных отношениях и ориентировке во времени |
2 | 2 | Количественный порядковый счет до 5. Число и цифра 1 | развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 5, закреплять понимание отношений между числами, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов, соотносить количество предметов с числовой моделью и цифрой, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления | |
3 | 3 | Сравнение по высоте, выше и ниже | развивать представление о величине (длинный-короткий, высокий- низкий, большой- маленький), умение сравнивать способом наложения, приложения и с помощью счета и измерения, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения | |
4 | 4 | Число и цифра 2 | развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 5, закреплять понимание отношений между числами, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов, соотносить количество предметов с с числовой моделью и цифрой, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления | |
Октябрь | 1 | 5 | Штриховка. Знак = | выполнять штриховку в разных направлениях, закреплять навыки различных видов штриховки; развивать мелкую моторику рук в процессе овладения техникой штриховки пространственную ориентировку на листе бумаги, познавательные процессы (мышление); дать понятие знака равенства, воспитывать уважение к труду, аккуратность |
2 | 6 | Дни недели. Решение логических задач | развитие представлений о названиях дней недели, их последовательности, активизировать в активной речи названия | |
3 | 7 | Сравнение по ширине, узкий и широкий | формировать у детей умение сравнивать два предмета по ширине способом наложения, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения | |
4 | 8 | Число и цифра 3 и 4. Таблицы | развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 4, закреплять понимание отношений между числами, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов, соотносить количество предметов с числовой моделью и цифрой, формировать знание о таблицах, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления | |
Ноябрь | 1 | 9 | Треугольник | закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление. |
2 | 10 | Овал, шар | закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление | |
3 | 11 | Внутри, снаружи | развивать ориентирование на плоскости, формирование умения определять и называть положение предметов в пространстве, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, аналогии) | |
4 | 12 | Впереди, сзади, между | развивать ориентирование на плоскости, формирование умения определять и называть положение предметов в пространстве, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, аналогии) | |
Декабрь | 5 | 13 | Количественный порядковый счет до 10. Пара | развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, закреплять понимание отношений между числами, формировать представление понятия «пара», закрепить понятие пара на примерах и играх |
1 | 14 | Числовой ряд, решение логических задач. Сложение | формирование элементарных математических представлений: сформировать представление о числовом ряде, закрепить умение считать, соотносить цифры с количеством, начать формировать опыт обратного счета, познакомить со знаком сложения | |
2 | 15 | Части суток | развитие представлений о частях суток, их характерные особенности, последовательность (утро, день, вечер, ночь) | |
3 | 16 | Число и цифра 5 и 6. Переместительное свойство сложения | развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 6, закреплять понимание отношений между числами, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов, соотносить количество предметов с с числовой моделью и цифрой, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления | |
4 | 17 | Квадрат, куб | закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление | |
Январь | 2 | 18 | Прямоугольник | закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление. |
3 | 19 | Порядковый счет. Вычитание | формировать у детей элементарные математические представления, формировать умение детей различать вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?» и правильно отвечать на них, познакомить со знаком вычитания | |
4 | 20 | Сравнение по длине, длинный и короткий | развивать представление о величине (длинный-короткий, широкий-узкий, высокий- низкий, большой- маленький), умение сравнивать способом наложения, приложения и с помощью счета и измерения, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения | |
5 | 21 | Число и цифра 7 и 8 | развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 8, закреплять понимание отношений между числами, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов, соотносить количество предметов с числовой моделью и цифрой, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления | |
Февраль | 1 | 22 | Число и цифра 9, 10 и 0. Решения примеров | развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, закреплять понимание отношений между числами, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов, соотносить количество предметов с с числовой моделью и цифрой, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления |
2 | 23 | Сравнение по толщине | развивать представление о величине (широкий-узкий), умение сравнивать способом наложения, приложения и с помощью счета и измерения, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения. | |
3 | 24 | Прямая и кривая. Измерение прямой | познакомить с различными случаями взаимного расположения линий на плоскости, развивать творческое мышление и интерес к математике | |
4 | 25 | Часть и целое. Знаки > и < | формирование знаний о части и целом, умения сравнивать их, развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, сериация, классификация, обобщение) | |
Март | 1 | 26 | Цилиндр, параллелепипед | закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление |
2 | 27 | Конус. | закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление | |
3 | 28 | Конус, повторение. | закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление | |
4 | 29 | Призма и пирамида | закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление | |
Апрель | 1 | 30 | Призма и пирамида, повторение | закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление. |
2 | 31 | Свойства предметов, решение арифметических задач | формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер), развивать наблюдательность, познавательный интерес | |
3 | 32 | Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству | формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер), развивать наблюдательность, познавательный интерес | |
4 | 33 | Пространственные отношения: на, над, под | Развивать ориентирование на плоскости, определять расположение предметов в пространстве | |
Май | 1 | 34 | Пространственные отношения: слева, справа | Развивать ориентирование на плоскости, определять расположение предметов в пространстве |
2 | 35 | Закрепление пройденного материала, решение арифметических задач | Формирование у детей логического мышления через логико-математические игры | |
3 | 36 | Закрепление пройденного материала, решение арифметических задач | Формирование у детей логического мышления через логико-математические игры |
Работа с родителями:
Форма | Тема |
Родительское собрание в форме мастер - класса | «Играем и учимся вместе» |
Консультации | «Развитие представлений о цвете, форме и величине посредством развивающих игр», «Познавательный потенциал детского экспериментирования», «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста», «Роль семьи в развитии познавательных интересов» |
Выставка с фотографиями детей | «Моя любимая настольная игра» |
Папка-передвижка | «Как отвечать на детские вопросы: формирование детской любознательности» |
Буклеты | «Познавательно-речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по дороге домой» |
Анкетирование | «Познавательно-речевая потребность дошкольника» |
Беседы | «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала», «Настольные дидактические игры для развития внимания», «Головоломки – зарядка для ума» |
Взаимодействие с педагогами:
Форма | Тема |
Мастер-класс | «Игры Эдуарда Сегена для развития первичных математических представлений» |
Буклет | «Познавательно-речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста на прогулке» |
Выступление на педагогическом совете | «Кружковая деятельность в ДОУ: содержание работы с детьми старшей группы по развитию логического мышления» |
Консультация | «Интеллектуальные игры для дошкольников как эффективное средство для познавательного развития» |
Использованная литература:
- Белая А.Е. Пальчиковые игры. – М.: «Астрель», 2001.
- Белошистая А.В. Большая обучалка. Развитие ребёнка 5 – 6 лет. Мои первые уроки/А.В.Белошистая. - М.:АСТ Москва; Екатеринбург: У – Фактория,2008.-127с.
- Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 5 – 6 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. В 2 кн./А.В.Белошистая. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2008.–160 с. Кн.1: Конспекты занятий. Методические рекомендации.
- Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / М.: Просвещение, 1991.
- Бондаренко Т.М. «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж: ИП Лакоценин С.С. 2009.
- Бурова А.Н. «Играя, развиваюсь».
- Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.- М.: Просвещение, 1973.
- Воскобович В.В., «Сказка о малыше Гео, Вороне Метре и Я». Воскобович В.В., Детство-Экспресс, 1996 г.
- Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С-Петрбург, 2003.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. 30 занятий для успешного развития ребенка. 4 года, Рабочая тетрадь, часть 1 и 2– АО «Первая образцовая типография».
- Гавурина, С. Н. Рисуй и запоминай. Тренируем память / С. Н. Гавурина. - Ярославль, 2006.
- Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольников. – Изд. Олма Медиа Групп. – М., 2007.
- Зак А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей.– Ярославль, Академия развития, 1998.
- Завязки, О. В. Память. Запоминаем и воспроизводим [Текст] / О. В. Завязки. - Можайск, 2005.
- Казинцева Е.А., Померанцева И.В. Формирование математических представлений. – В.: Учитель, 2009.
- Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/Сост. Т.В.Калинина и др. – Изд. 2014. – 247 с.
- Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?»
- Козырева Л. М. Как стать внимательным: (5 – 6 лет) / Л. М. Козырева. - Ярославль, 2000.
- Кутявина, И. Г. Тесты для детей: [Текст] / И. Г. Кутявина. - Москва, 2006.
- «Маленькие гении» В.В.Воскобович, Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры. – М.: Пр., 1991.
- Математика от трех до семи: учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. — СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия / авт.-сост. Л. В. Колесова. Изд. 2-е, доп. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Просвещение, М., 1990.
- Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Полякова М. Н. «Математика – это интересно».
- Матюхина Ю.А., Неверко К.Э., Хромова С.А. Развивающие игры для маленького почемучки /Ю.А.Матюхина. – М.: ООО «ИКТЦ «Лада»,2007.-152с.-(Развитие с пелёнок).
- Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994.
- Носова Е.А., Михайлова З.А. «Логико-математическое развитие дошкольников».
- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб «Детство – Пресс», 2000.
- Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Парциальная образовательная программа математического развития дошкольников» для детей 3-7 лет, Бином, Лаборатория знаний, 2019.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Издательство «Ювента», 2006 (3-е издание).
- Смоленцова А.А., Пустовой О.В. «Математика до школы» Спб., 2002 г.
- Савенков А. И. Развитие логического мышления: (5 – 6 лет) / А. И. Савенков. - Ярославль, 2004.
- Святкова О. Г. Внимание: (5 – 6 лет) / О. Г. Святкова. - Москва, 2000.
- Святкова О. Г. Мышление: (5 – 6 лет) / О. Г. Святкова. - Москва, 2000.
- Святкова О. Г. Память: (5 – 6 лет) / О. Г. Святкова. - Москва, 2000.
- Топалова Е.П. Развивающие игры. От 3 до 7 лет/Е.П.Топалова.–М.:Айрис-пресс,2007.-144 с.
- Уорнер П. 150 развивающих игр для дошкольников; пер. с англ. Ж.А.Шлантайте / П.Уорнер.– Минск: «Попурри», 2007.-166 с.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт-Петербург, 1997.
