РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Юный почемучка» по развитию у детей интеллектуально-творческих способностей (для детей 6 – 7 лет)
Цель программы:
программа направлена на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования
Задачи обучения:
• формировать когнитивный компонент в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО; мотивацию к обучению, познавательный интерес; личностные качества будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе;
• организовать обучение и воспитание на основе коммуникативно-деятельностных технологий с учётом психологических особенностей, потребностей и возможностей детей дошкольного возраста.
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
Раздел «Введение в математику». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками». Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве.
Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
• формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
• логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
• символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
Раздел «Ознакомление с окружающим миром» нацелен на накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, развитие наблюдательности, воспитание бережного отношения к окружающей природе. Сказанное определяет содержание курса и характер деятельности детей на занятиях. Таким образом, осуществляется накопление фактических знании и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №40 комбинированного вида»
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании Педагогического совета приказом
протокол от «___»_____2023 г. №____ МБДОУ «Детский сад №40 комбинированного вида»
от «___»_____2023 г. №____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Юный почемучка» по развитию у детей интеллектуально-творческих способностей
(для детей 6 – 7 лет)
Срок реализации программы
2023-2024 гг.
Авторы программы:
воспитатели
Коротина Анастасия Андреевна
г.Гатчина, 2023 г.
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. На современном этапе важным является процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных уровней образования, в частности преемственность дошкольного и начального образования. На каждом уровне образования основными векторами организации преемственности, предпосылки которых формируются в период дошкольного детства, являются следующие компоненты:
• когнитивный;
• мотивационный;
• деятельностный.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Программа «Юный почемучка» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Программа «Юный почемучка» направлена на создание условий для успешной адаптации и для выравнивания стартовых возможностей детей перед поступлением в школу. Она ориентирована не на уровень знаний, а на потенциальные возможности детей, на «зону ближайшего развития», на создание условий для включения детей в новые социальные формы общения; готовит к переходу от игровой деятельности к учебной, переход от непосредственности к произвольности, инвариативна и готовит к любой системе школьного образования, рассчитана для детей 6-7 летнего возраста.
Новизна образовательной Программы заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребенка, включить его в изменившуюся социальную среду. Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. Не подготовленный к школе ребенок не всегда может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, он не в состоянии включиться в общий ритм работы класса.
В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения - личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие.
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
Раздел «Введение в математику». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками». Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве.
Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
• формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
• логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
• символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
Раздел «Ознакомление с окружающим миром» нацелен на накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, развитие наблюдательности, воспитание бережного отношения к окружающей природе. Сказанное определяет содержание курса и характер деятельности детей на занятиях. Таким образом, осуществляется накопление фактических знании и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.
Программа базируется на следующих принципах:
• непрерывности развития ребенка;
• развивающего вариативного образования предполагает учёт актуальных и потенциальных возможностей ребёнка, его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребёнка (Л. С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребёнка;
• развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;
• содействия и сотрудничества детей и взрослых предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений — как детей, так и взрослых — в реализации программы;
• развития и укрепления здоровья личности;
• возрастной адекватности образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей • развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования.
Направленность программы: интеллектуально-познавательное.
Цель программы:
программа направлена на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования
Задачи обучения:
• формировать когнитивный компонент в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО; мотивацию к обучению, познавательный интерес; личностные качества будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе;
• организовать обучение и воспитание на основе коммуникативно-деятельностных технологий с учётом психологических особенностей, потребностей и возможностей детей дошкольного возраста.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный метод: одновременная работа со всеми детьми,
• индивидуально – фронтальный метод: чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,
• групповой метод: организация работы в группах, в парах;
• индивидуальный метод: индивидуальное выполнение заданий, решение проблемных задач, ситуаций.
Приемы:
• показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
• инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
• пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
• вопросы к детям.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: от 6 до 7 лет
Продолжительность реализации программы:
- 1 учебный год, 34 занятия, которые проводятся 1 раз в неделю, по 30 минут.
Ожидаемые результаты после реализации программы.
• уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
• пересказывать по серии картин или по наводящим вопросам;
• отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
• различать малые фольклорные жанры: загадки, скороговорки, чистоговорки;
• различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
• ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения - вычитания, знаки больше - меньше, равно);
• определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
• называть числа в прямом и в обратном порядке от 1 до 10;
• уметь составлять и решать арифметические задачи;
• уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
• ориентироваться в пространстве и в тетради в клетку;
• владеть элементарными графическими навыками;
• осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Отслеживание результативности рабочей программы:
для диагностики используются материалы Л.Паньковой «Проверяем готовность ребенка к школе».
Перспективное планирование работы с детьми
Месяц | Номер недели | № занятия | Содержание занятий |
Сентябрь | 3 | 1 | Вводное занятие. Знакомство с материалами и пособиями для работы. Знакомство с тетрадью в клетку. Зрительно-пространственная ориентация на листе в клетку. Уточнение пространственных представлений: вверху, внизу, над, под, за, между, справа, слева. Одинаковые. Разные. |
4 | 2 | Звездное небо. Солнце и луна. Радуга. Народные приметы. | |
Октябрь | 1 | 3 | Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой-маленький, больше-меньше. Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: высокий-низкий, выше-ниже. |
2 | 4 | Времена года. Осень. Осенние месяцы. Дни недели. | |
3 | 5 | Признаки предметов. Сравнение предметов по длине: длинный-короткий, длиннее-короче. Сколько…? Столько же. Больше. Меньше. | |
4 | 6 | Как узнать растения? Травы. Кустарники. Деревья. Декоративные и комнатные растения. Цветы. | |
Ноябрь | 1 | 7 | Сравнение объектов по массе: легкий-тяжелый, легче-тяжелее. Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник. |
2 | 8 | Овощи, фрукты и ягоды. Съедобные, ядовитые и лекарственные растения. | |
3 | 9 | Прямоугольник. Квадрат. Сравнение предметов по количеству и по пространственному расположению: позже-раньше, сначала-потом, спереди-сзади, до-после. | |
4 | 10 | Мхи и папоротники. Грибы. Как узнать животных. Домашние животные. Породы собак и кошек. | |
Декабрь | 5 | 11 | Целое и части. Один. Много. |
1 | 12 | В мире зверей. В мире насекомых. | |
2 | 13 | Число «один». Цифра 1. Состав числа 1. Число «два». Цифра 2. Состав числа 2. | |
3 | 14 | В мире птиц. В мире рыб. | |
4 | 15 | Число «три». Цифра 3. Состав числа 3. Число «четыре». Цифра 4. Состав числа 4. | |
Январь | 2 | 16 | Правила дорожного движения. Пожарная безопасность. |
3 | 17 | Число «пять». Цифра 5. Состав числа 5. Число «шесть». Цифра 6. Состав числа 6. | |
4 | 18 | Инструменты. Время года. Зима. Зимние месяцы. | |
5 | 19 | Обратный счет. Порядок чисел. | |
Февраль | 1 | 20 | Речевой этикет. Одежда и обувь. |
2 | 21 | Число «семь». Цифра 7. Состав числа 7. Число «восемь». Цифра 8. Состав числа 8. | |
3 | 22 | Мебель. Игрушки. | |
4 | 23 | Число «девять». Цифра 9. Состав числа 9. Сложение. Знаки «плюс» (+) и «равно» (=). | |
Март | 1 | 24 | Посуда. Тело человека. |
2 | 25 | Истории на сложение в рисунках. Вычитание. Знак «минус» (–). | |
3 | 26 | Транспорт. Мой дом. | |
4 | 27 | Истории на вычитание в рисунках. Число «нуль». Цифра 0. | |
Апрель | 1 | 28 | Профессии. Семья. |
2 | 29 | Число «десять». Цифры 10. Состав числа 10. Знаки «больше» (>) и «меньше» (<). | |
3 | 30 | Природные явления. Электроприборы. | |
4 | 31 | Повторение состава чисел. Решение примеров в пределах 10. Образование чисел второго десятка. Числа от 11 до 20 | |
Май | 1 | 32 | Времена года. Весна. Весенние месяцы. Труд людей в полях и огородах. |
2 | 33 | Квест «Путешествие в страну Математика». | |
3 | 34 | Школьные принадлежности. Времена года. Лето. Летние месяцы. |
Работа с родителями:
Форма | Тема |
Родительское собрание в форме мастер - класса | «Играем и учимся вместе», «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми» |
Семинар-практикум | «Готовим руку к письму» |
Консультации | «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» «Математика для дошкольников» |
Выставка с фотографиями детей | «Читаем дома» |
Папка-передвижка | «Развитие познавательной деятельности» «Подготовка руки к письму» «Как подготовить ребенка к школе. Рекомендации родителям будущих первоклассников» |
Анкетирование | «Познавательно-речевая потребность дошкольника», «Готов ли ваш ребенок к школе?» |
Беседы | «Развиваем логику ребенка» |
Взаимодействие с педагогами:
Форма | Тема |
Мастер-класс | Выступление на педагогическом совете по теме в форме мастер-класса: «Обучение детей технологии составления загадок» |
Буклет | «Технология составления загадок для детей старшего дошкольного возраста» «Кружковая деятельность в ДОУ: содержание работы с детьми подготовительной к школе группы по подготовке к школе» |
Консультация | «Интеллектуальные игры для дошкольников как эффективное средство для познавательного развития» |
Использованная литература:
- Астафьева Е. А. Играем, пишем, читаем. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2006.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Азбука счёта» - 2007 г.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры. – М.: «Астрель», 2001.
- Бойкина М. В. Б77 Готовимся к школе. Перспектива: программа по подготовке к школе детей 5—7 лет / М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2021. — 143 с.
- Волкова С. И. Математические ступеньки. Пособие для детей 5-7 лет. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 2014. (Преемственность).
- Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольников. – Изд. Олма Медиа Групп. – М., 2007.
- Горбатова Е.В. Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. В 2-х тетрадях. Тетрадь 1. Послушные линии. / Е.В.Горбатова – 4-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. – 36 с.
- Гризик, Т. И. Готовлюсь к школе: методическое пособие / Т. И. Гризик. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
- Жукова, О. И. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе: учебная литература / О. И. Жукова. – М.: АСТ, 2009. – 66 с.
- Истомина Н.Б., Муртазина Н.А. Готовимся к школе. Тетради по математике №1, №2.
- Казинцева Е.А., Померанцева И.В. Формирование математических представлений. – В.: Учитель, 2009
- Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/Сост. Т.В.Калинина и др. – Изд. 2014. – 247 с.
- Костарёва Л.А. «35 занятий по подготовке детей к школе. Развитие речи, письмо, счёт, чтение». - М.: «Аквариум ЛТД», К.: ГИППВ, 2002.-88с.
- Лосев П., Плутаева Е. Дошкольное воспитание. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет - № 3, 5,6 2005.
- Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Полякова М. Н. «Математика – это интересно».
- Москаленко В.В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. – Волгоград: Учитель, 2009 – 216 с.
- Наглядное пособие «Графические диктанты» Г.А. Сыропятова.
- Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Н. А. Федосова, Е. В.
- Рабочие тетради С.Е. Гаврина: «Логика», «Развиваем память», «Развиваем воображение», «Игры и упражнения на внимание и мышление», «Примеры и задачи», «Буквы и Слоги», «Готовим руку к письму».
- Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др. «Программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет». М.: Просвещение, 2015.
- Федосова Н.А., Белова Т.В., Солнцева В.А. и др. «Методические рекомендации к программе «Преемственность». М.: Просвещение, 2015.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт-Петербург, 1997.
- Шевелев К. В. Готовимся к школе: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. В 2 ч. Ч. 1, 2. ФГОС ДО / К. В. Шевелев. – М.: Ювента, 2015. – 64 с.
- Шевелев К.В. «Готовимся к школе» Рабочая тетрадь для детей 6-7лет. Часть 3,4.
