РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Юный почемучка» по развитию у детей интеллектуально-творческих способностей (для детей 6 – 7 лет)

Коротина Анастасия Андреевна

Цель программы:

программа направлена на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования

 

Задачи обучения:

• формировать когнитивный компонент в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО; мотивацию к обучению, познавательный интерес; личностные качества будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе;

• организовать обучение и воспитание на основе коммуникативно-деятельностных технологий с учётом психологических особенностей, потребностей и возможностей детей дошкольного возраста.


Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

 

Раздел «Введение в математику». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками». Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве.

Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

• формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;

• логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;

• символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

 

Раздел «Ознакомление с окружающим миром» нацелен на накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, развитие наблюдательности, воспитание бережного отношения к окружающей природе. Сказанное определяет содержание курса и характер деятельности детей на занятиях. Таким образом, осуществляется накопление фактических знании и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_na_23-24.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №40 комбинированного вида»

ПРИНЯТА                                                                                                                         УТВЕРЖДЕНА

на заседании Педагогического совета                                                                                         приказом

протокол от «___»_____2023 г. №____            МБДОУ «Детский сад №40 комбинированного вида»

                                                                                                                        от «___»_____2023 г. №____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Юный почемучка» по развитию у детей интеллектуально-творческих способностей

(для детей 6 – 7 лет)

Срок реализации программы

2023-2024 гг.

Авторы программы:

воспитатели

Коротина Анастасия Андреевна

г.Гатчина, 2023 г.


Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. На современном этапе важным является процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования — это осуществление преемственности разных уровней образования, в частности преемственность дошкольного и начального образования. На каждом уровне образования основными векторами организации преемственности, предпосылки которых формируются в период дошкольного детства, являются следующие компоненты:

• когнитивный;

• мотивационный;

• деятельностный.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Программа «Юный почемучка» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Программа «Юный почемучка» направлена на создание условий для успешной адаптации и для выравнивания стартовых возможностей детей перед поступлением в школу. Она ориентирована не на уровень знаний, а на потенциальные возможности детей, на «зону ближайшего развития», на создание условий для включения детей в новые социальные формы общения; готовит к переходу от игровой деятельности к учебной, переход от непосредственности к произвольности, инвариативна и готовит к любой системе школьного образования, рассчитана для детей 6-7 летнего возраста.

Новизна образовательной Программы заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребенка, включить его в изменившуюся социальную среду. Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. Не подготовленный к школе ребенок не всегда может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, он не в состоянии включиться в общий ритм работы класса.

В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения - личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие.

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

Раздел «Введение в математику». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками». Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве.

Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;

 логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;

 символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

Раздел «Ознакомление с окружающим миром» нацелен на накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, развитие наблюдательности, воспитание бережного отношения к окружающей природе. Сказанное определяет содержание курса и характер деятельности детей на занятиях. Таким образом, осуществляется накопление фактических знании и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

Программа базируется на следующих принципах:

• непрерывности развития ребенка;

• развивающего вариативного образования предполагает учёт актуальных и потенциальных возможностей ребёнка, его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребёнка (Л. С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребёнка;

• развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;

• содействия и сотрудничества детей и взрослых предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений — как детей, так и взрослых — в реализации программы;

• развития и укрепления здоровья личности;

• возрастной адекватности образования предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей • развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования.

Направленность программы: интеллектуально-познавательное.

Цель программы:

программа направлена на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования

Задачи обучения:

• формировать когнитивный компонент в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО; мотивацию к обучению, познавательный интерес; личностные качества будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе;

• организовать обучение и воспитание на основе коммуникативно-деятельностных технологий с учётом психологических особенностей, потребностей и возможностей детей дошкольного возраста.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

• фронтальный метод: одновременная работа со всеми детьми,

• индивидуально – фронтальный метод: чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,

• групповой метод: организация работы в группах, в парах;

• индивидуальный метод: индивидуальное выполнение заданий, решение проблемных задач, ситуаций.

Приемы:

• показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

• инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

• пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

• вопросы к детям.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: от 6 до 7 лет

Продолжительность реализации программы:

- 1 учебный год, 34 занятия, которые проводятся 1 раз в неделю, по 30 минут.

Ожидаемые результаты после реализации программы.

• уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;

• пересказывать по серии картин или по наводящим вопросам;

• отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

• различать малые фольклорные жанры: загадки, скороговорки, чистоговорки;

• различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;

• ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения - вычитания, знаки больше - меньше, равно);

• определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

• называть числа в прямом и в обратном порядке от 1 до 10;

• уметь составлять и решать арифметические задачи;

• уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;

• ориентироваться в пространстве и в тетради в клетку;

• владеть элементарными графическими навыками;

• осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Отслеживание результативности рабочей программы:

для диагностики используются материалы Л.Паньковой «Проверяем готовность ребенка к школе».


Перспективное планирование работы с детьми

Месяц

Номер недели

№ занятия

Содержание занятий

Сентябрь

3

1

Вводное занятие. Знакомство с материалами и пособиями для работы. Знакомство с тетрадью в клетку. Зрительно-пространственная ориентация на листе в клетку. Уточнение пространственных представлений: вверху, внизу, над, под, за, между, справа, слева.

Одинаковые. Разные.

4

2

Звездное небо. Солнце и луна. Радуга. Народные приметы.

Октябрь

1

3

Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой-маленький, больше-меньше.

Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: высокий-низкий, выше-ниже.

2

4

Времена года. Осень. Осенние месяцы. Дни недели.

3

5

Признаки предметов. Сравнение предметов по длине: длинный-короткий, длиннее-короче.

Сколько…? Столько же. Больше. Меньше.

4

6

Как узнать растения? Травы. Кустарники. Деревья. Декоративные и комнатные растения. Цветы.

Ноябрь

1

7

Сравнение объектов по массе: легкий-тяжелый, легче-тяжелее.

Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник.

2

8

Овощи, фрукты и ягоды. Съедобные, ядовитые и лекарственные растения.

3

9

Прямоугольник. Квадрат.

Сравнение предметов по количеству и по пространственному расположению: позже-раньше, сначала-потом, спереди-сзади, до-после.

4

10

Мхи и папоротники. Грибы.

Как узнать животных. Домашние животные. Породы собак и кошек.

Декабрь

5

11

Целое и части. Один. Много.

1

12

В мире зверей. В мире насекомых.

2

13

Число «один». Цифра 1. Состав числа 1. Число «два». Цифра 2. Состав числа 2.

3

14

В мире птиц. В мире рыб.

4

15

Число «три». Цифра 3. Состав числа 3. Число «четыре». Цифра 4. Состав числа 4.

Январь

2

16

Правила дорожного движения. Пожарная безопасность.

3

17

Число «пять». Цифра 5. Состав числа 5. Число «шесть». Цифра 6. Состав числа 6.

4

18

Инструменты. Время года. Зима. Зимние месяцы.

5

19

Обратный счет. Порядок чисел.

Февраль

1

20

Речевой этикет. Одежда и обувь.

2

21

Число «семь». Цифра 7. Состав числа 7. Число «восемь». Цифра 8. Состав числа 8.

3

22

Мебель. Игрушки.

4

23

Число «девять». Цифра 9. Состав числа 9. Сложение. Знаки «плюс» (+) и «равно» (=).

Март

1

24

Посуда. Тело человека.

2

25

Истории на сложение в рисунках. Вычитание. Знак «минус» (–).

3

26

Транспорт. Мой дом.

4

27

Истории на вычитание в рисунках. Число «нуль». Цифра 0.

Апрель

1

28

Профессии. Семья.

2

29

Число «десять». Цифры 10. Состав числа 10. Знаки «больше» (>) и «меньше» (<).

3

30

Природные явления. Электроприборы.

4

31

Повторение состава чисел. Решение примеров в пределах 10.

Образование чисел второго десятка. Числа от 11 до 20

Май

1

32

Времена года. Весна. Весенние месяцы. Труд людей в полях и огородах.

2

33

Квест «Путешествие в страну Математика».

3

34

Школьные принадлежности. Времена года. Лето. Летние месяцы.


Работа с родителями: 

Форма

Тема

Родительское собрание в форме мастер - класса

«Играем и учимся вместе», «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми»

Семинар-практикум

«Готовим руку к письму»

Консультации

«Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

«Математика для дошкольников»

Выставка с фотографиями детей  

«Читаем дома»

Папка-передвижка

«Развитие познавательной деятельности»

«Подготовка руки к письму»

«Как подготовить ребенка к школе. Рекомендации родителям будущих первоклассников»

Анкетирование

«Познавательно-речевая потребность дошкольника»,

«Готов ли ваш ребенок к школе?»

Беседы

«Развиваем логику ребенка»

Взаимодействие с педагогами:

Форма

Тема

Мастер-класс

Выступление на педагогическом совете по теме в форме мастер-класса: «Обучение детей технологии составления загадок»

Буклет

«Технология составления загадок для детей старшего дошкольного возраста»

«Кружковая деятельность в ДОУ: содержание работы с детьми подготовительной к школе группы по подготовке к школе»

Консультация

«Интеллектуальные игры для дошкольников как эффективное средство для познавательного развития»


Использованная литература:

  1. Астафьева Е. А. Играем, пишем, читаем. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2006.
  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Азбука счёта» - 2007 г.
  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Тренируем пальчики – Дрофа, 2000.
  4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. – М.: «Астрель», 2001. 
  5. Бойкина М. В. Б77 Готовимся к школе. Перспектива: программа по подготовке к школе детей 5—7 лет / М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2021. — 143 с.
  6. Волкова С. И. Математические ступеньки. Пособие для детей 5-7 лет. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 2014. (Преемственность).
  7. Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольников. – Изд. Олма Медиа Групп. – М., 2007.
  8. Горбатова Е.В. Графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. В 2-х тетрадях. Тетрадь 1. Послушные линии. / Е.В.Горбатова – 4-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. – 36 с.
  9. Гризик, Т. И. Готовлюсь к школе: методическое пособие / Т. И. Гризик. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
  10. Жукова, О. И. Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе: учебная литература / О. И. Жукова. – М.: АСТ, 2009. – 66 с.
  11. Истомина Н.Б., Муртазина Н.А. Готовимся к школе. Тетради по математике №1, №2.
  12. Казинцева Е.А., Померанцева И.В. Формирование математических представлений. – В.: Учитель, 2009
  13. Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/Сост. Т.В.Калинина и др. – Изд. 2014. – 247 с.
  14. Костарёва Л.А. «35 занятий по подготовке детей к школе. Развитие речи, письмо, счёт, чтение». - М.: «Аквариум ЛТД», К.: ГИППВ, 2002.-88с.
  15. Лосев П., Плутаева Е. Дошкольное воспитание. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет - № 3, 5,6 2005.
  16. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Полякова М. Н. «Математика – это интересно».
  17. Москаленко В.В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. – Волгоград: Учитель, 2009 – 216 с.
  18. Наглядное пособие «Графические диктанты» Г.А. Сыропятова.
  19. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / Н. А. Федосова, Е. В.
  20. Рабочие тетради С.Е. Гаврина: «Логика», «Развиваем память», «Развиваем воображение», «Игры и упражнения на внимание и мышление», «Примеры и задачи», «Буквы и Слоги», «Готовим руку к письму».
  21. Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др. «Программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет». М.: Просвещение, 2015.
  22. Федосова Н.А., Белова Т.В., Солнцева В.А. и др. «Методические рекомендации к программе «Преемственность». М.: Просвещение, 2015.
  23. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь – Лань, Санкт-Петербург, 1997.
  24. Шевелев К. В. Готовимся к школе: рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. В 2 ч. Ч. 1, 2. ФГОС ДО / К. В. Шевелев. – М.: Ювента, 2015. – 64 с.
  25. Шевелев К.В. «Готовимся к школе» Рабочая тетрадь для детей 6-7лет. Часть 3,4.