Наставничество в системе дополнительного образования: опыт и практика

Поликарпова Юлия Сергеевна

Опыт и практика реализация наставничества в дополнительном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_nastavnichestvu.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Поликарпова Ю.С., методист ГБУ ДО ДЮТЦ «Васильевский остров»

Наставничество в системе дополнительного образования: опыт и практика

Наставничество в системе дополнительного образования — это добровольный вид деятельности социально активных и профессионально компетентных сотрудников или обучающихся, направленный на передачу опыта, знаний, умений и навыков.

Цель наставничества — оказание профессиональной поддержки и практической помощи родителям и обучающимся, педагогам, студентам, молодым специалистам в профессиональном становлении, успешной и быстрой адаптации к профессиональной деятельности.

Основные задачи наставничества среди обучающихся в системе дополнительного образования:

  • установить доверительные отношения между детьми и педагогами, создать атмосферу взаимодействия и сотрудничества;
  • формировать уважительные взаимоотношения в образовательном учреждении;
  • привлекать обучающихся к управлению и поддержке воспитательного процесса;
  • способствовать творческому развитию личности детей.

Внедрение Целевой модели в учреждении дополнительного образования позволяет создать условия для максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемых, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации, а также для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации учащихся 11-18 лет, а также педагогических работников, включая молодых специалистов.

  • Задачами внедрения Целевой модели в учреждении являются:
  • для учащихся:
  • − раскрытие потенциала каждого наставляемого;
  • − преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров;
  • − адаптация учащегося в новом учебном коллективе (объединении);  
  • − повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов учащегося, в том числе через участие в программах поддержки, академических и профессиональных соревнованиях, проектной деятельности, профориентационных программах;
  • − создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для учащихся с особыми потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, подростки в трудной жизненной ситуации);
  • − формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;  
  • − развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности и т.д.);  
  • − формирование предпринимательского потенциала, наставляемого (проактивное мышление, практико-ориентированность, способность решать нестандартные задачи и др.), в том числе через участие в проектных конкурсах, творческих конкурсах, олимпиадах и других программах партнеров;
  • − создание условий для осознанного выбора профессии учащимися и формирование потенциала для построения успешной карьеры;  
  • для педагогов:
  • - раскрытие потенциала каждого наставляемого;
  • − адаптация вновь пришедшего сотрудника в педагогическом коллективе;  
  • − плавный «вход» молодого педагога и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов;
  • − формирование открытого и эффективного сообщества в ГБУ ДО ДЮТЦ «Васильевский остров», в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками.
  • Взаимообогащающее общение наставника и наставляемого во всех возможных формах взаимодействия:
  • «ученик – ученик»
  • «педагог – педагог»
  • «учитель – ученик»
  • «мастер - ученик»
  • «выпускник – ученик».

Одна из эффективных моделей наставничества в дополнительном образовании — «дети — детям». Старшие обучающиеся привлекаются к проведению мастер-классов, массовых досуговых мероприятий, к выполнению учебных заданий, к разработке совместных проектов в рамках реализации планов отдельных педагогов и учреждения в целом.

Также существует модель «педагог — педагог». В рамках неё одна из основных задач — успешное закрепление молодого педагога на месте работы, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации.

В учреждении для педагогического наставничества:

  • Разработано и приказом утверждено Положение о педагогическом наставничестве.
  • Разработана «Дорожная» карта (план) реализации Положения о педагогическом наставничестве.
  • Сформированы и реализуются персонализированные программы наставничества.
  • Сформирована база наставников, база наставляемых.

Приказом закреплены наставнические пары/группы.

Основные темы персонализированных программ наставничества: Адаптация педагога дополнительного образования в коллективе, профессиональная адаптация, принципы работы ПДО, Адаптация заведующего отелом, принципы работы.

SWOT-анализ с выводами по улучшению, корректировке целевой модели наставничества показал сильные и слабые стороны:

Сильные стороны:

- Разработаны Нормативно-правовые документы.

        - Налажено сотрудничество с социальными партнёрами.

        - Осуществляется систематический обмен лучшими практиками.

- Регулярная обратная связь.

- Возможность обучения наставников.

Слабые стороны:

- Нехватка временного потенциала.

- Высокая перегрузка наставников.