Наставничество в системе дополнительного образования: опыт и практика
Опыт и практика реализация наставничества в дополнительном образовании
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Поликарпова Ю.С., методист ГБУ ДО ДЮТЦ «Васильевский остров»
Наставничество в системе дополнительного образования: опыт и практика
Наставничество в системе дополнительного образования — это добровольный вид деятельности социально активных и профессионально компетентных сотрудников или обучающихся, направленный на передачу опыта, знаний, умений и навыков.
Цель наставничества — оказание профессиональной поддержки и практической помощи родителям и обучающимся, педагогам, студентам, молодым специалистам в профессиональном становлении, успешной и быстрой адаптации к профессиональной деятельности.
Основные задачи наставничества среди обучающихся в системе дополнительного образования:
- установить доверительные отношения между детьми и педагогами, создать атмосферу взаимодействия и сотрудничества;
- формировать уважительные взаимоотношения в образовательном учреждении;
- привлекать обучающихся к управлению и поддержке воспитательного процесса;
- способствовать творческому развитию личности детей.
Внедрение Целевой модели в учреждении дополнительного образования позволяет создать условия для максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемых, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации, а также для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации учащихся 11-18 лет, а также педагогических работников, включая молодых специалистов.
- Задачами внедрения Целевой модели в учреждении являются:
- для учащихся:
- − раскрытие потенциала каждого наставляемого;
- − преодоление подросткового кризиса, самоидентификация подростка, формирование жизненных ориентиров;
- − адаптация учащегося в новом учебном коллективе (объединении);
- − повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов учащегося, в том числе через участие в программах поддержки, академических и профессиональных соревнованиях, проектной деятельности, профориентационных программах;
- − создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, в том числе для учащихся с особыми потребностями (дети с ОВЗ, одаренные дети, подростки в трудной жизненной ситуации);
- − формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;
- − развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире (в том числе готовность учиться в течение всей жизни, адаптироваться к изменениям на рынке труда, менять сферу деятельности и т.д.);
- − формирование предпринимательского потенциала, наставляемого (проактивное мышление, практико-ориентированность, способность решать нестандартные задачи и др.), в том числе через участие в проектных конкурсах, творческих конкурсах, олимпиадах и других программах партнеров;
- − создание условий для осознанного выбора профессии учащимися и формирование потенциала для построения успешной карьеры;
- для педагогов:
- - раскрытие потенциала каждого наставляемого;
- − адаптация вновь пришедшего сотрудника в педагогическом коллективе;
- − плавный «вход» молодого педагога и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов;
- − формирование открытого и эффективного сообщества в ГБУ ДО ДЮТЦ «Васильевский остров», в котором выстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками.
- Взаимообогащающее общение наставника и наставляемого во всех возможных формах взаимодействия:
- «ученик – ученик»
- «педагог – педагог»
- «учитель – ученик»
- «мастер - ученик»
- «выпускник – ученик».
Одна из эффективных моделей наставничества в дополнительном образовании — «дети — детям». Старшие обучающиеся привлекаются к проведению мастер-классов, массовых досуговых мероприятий, к выполнению учебных заданий, к разработке совместных проектов в рамках реализации планов отдельных педагогов и учреждения в целом.
Также существует модель «педагог — педагог». В рамках неё одна из основных задач — успешное закрепление молодого педагога на месте работы, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации.
В учреждении для педагогического наставничества:
- Разработано и приказом утверждено Положение о педагогическом наставничестве.
- Разработана «Дорожная» карта (план) реализации Положения о педагогическом наставничестве.
- Сформированы и реализуются персонализированные программы наставничества.
- Сформирована база наставников, база наставляемых.
Приказом закреплены наставнические пары/группы.
Основные темы персонализированных программ наставничества: Адаптация педагога дополнительного образования в коллективе, профессиональная адаптация, принципы работы ПДО, Адаптация заведующего отелом, принципы работы.
SWOT-анализ с выводами по улучшению, корректировке целевой модели наставничества показал сильные и слабые стороны:
Сильные стороны:
- Разработаны Нормативно-правовые документы.
- Налажено сотрудничество с социальными партнёрами.
- Осуществляется систематический обмен лучшими практиками.
- Регулярная обратная связь.
- Возможность обучения наставников.
Слабые стороны:
- Нехватка временного потенциала.
- Высокая перегрузка наставников.
