Профилактика девиантного поведения у детей с нарушениями развития

Москвина Марина Васильевна
Данная статья посвящена проблеме профилактики девиантного поведения у детей с нарушениями развития, находящихся в условиях центра социальной реабилитации. Рассматриваются особенности девиантного поведения у детей с различными вариантами нарушений, а также методы и подходы, которые могут быть использованы социальным педагогом в процессе профилактической работы. Описание включает как общие принципы, так и практические рекомендации для эффективной коррекции отклонений в поведении, акцентируя внимание на важности индивидуального подхода, работы с семьей и создании поддерживающей образовательной среды. 
Ключевые слова: девиантное поведение, дети с нарушениями развития, профилактика, социальная реабилитация, социальный педагог, индивидуальный подход, нарушения поведения, инклюзия.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_deviantnogo_povedeniya2.docx7.62 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Москвина Марина Васильевна, социальный педагог

СПБ ГБУСОН «ЦСРИДИ МОСКОВСКОГО РАЙОНА»,

 г. Санкт-Петербург

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме профилактики девиантного поведения у детей с нарушениями развития, находящихся в условиях центра социальной реабилитации. Рассматриваются особенности девиантного поведения у детей с различными вариантами нарушений, а также методы и подходы, которые могут быть использованы социальным педагогом в процессе профилактической работы. Описание включает как общие принципы, так и практические рекомендации для эффективной коррекции отклонений в поведении, акцентируя внимание на важности индивидуального подхода, работы с семьей и создании поддерживающей образовательной среды.

Ключевые слова: девиантное поведение, дети с нарушениями развития, профилактика, социальная реабилитация, социальный педагог, индивидуальный подход, нарушения поведения, инклюзия.

Проблема девиантного поведения у детей с нарушениями развития является актуальной для педагогической и социальной работы. В реабилитационных центрах, где находятся дети с различными нарушениями, эта тема имеет особое значение, поскольку поведенческие отклонения у детей с инвалидностью могут существенно осложнять их адаптацию в обществе. Девиантное поведение включает в себя такие формы отклоняющегося поведения, как агрессия, нарушающие правила поведения, изоляция, антисоциальные проявления и другие формы, которые могут быть как следствием, так и причиной ухудшения социального взаимодействия ребенка с окружающими. В условиях центра социальной реабилитации задача социального педагога заключается в профилактике и коррекции таких проявлений. Целью данной статьи является анализ подходов и методов профилактики девиантного поведения у детей с нарушениями развития и выработка рекомендаций для специалистов, работающих с детьми в реабилитационных учреждениях.

Девиантное поведение у детей с нарушениями развития может проявляться в самых различных формах. Причины таких проявлений часто кроются не только в особенностях психоэмоционального развития, но и в специфике взаимодействия с окружающим миром. Например, дети с расстройствами аутистического спектра могут проявлять агрессию или уходить в мир внутреннего мира как способ защиты от перегрузки, в то время как дети с интеллектуальными нарушениями часто не способны правильно интерпретировать социальные сигналы и, следовательно, не всегда понимают, как правильно реагировать в тех или иных ситуациях. В свою очередь, дети с двигательными нарушениями могут испытывать фрустрацию и негативные эмоции из-за ограниченной мобильности, что также приводит к нарушениям поведения. Таким образом, для каждого ребенка необходимо разрабатывать индивидуальный план профилактики девиантного поведения, который будет учитывать его возраст, тип нарушения и особенности развития.

Основным подходом в профилактике девиантного поведения является создание благоприятной, безопасной и поддерживающей среды, которая помогает ребенку научиться контролировать свои эмоции и развивать навыки социального взаимодействия. Социальный педагог играет ключевую роль в создании такой среды, направляя внимание на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Например, для детей с расстройствами аутистического спектра важно формировать предсказуемую и структурированную среду, что поможет снизить тревожность и предотвратить агрессивные или уходящие в себя реакции. Это может включать в себя использование визуальных расписаний, картинок с изображениями эмоций и ситуаций, что позволит ребенку понимать, что происходит вокруг, и подготовит его к различным жизненным ситуациям.

Для детей с интеллектуальными нарушениями важным аспектом профилактики девиантного поведения является обучение их правильному восприятию социальных норм и правил. Социальный педагог может использовать различные методики, такие как ролевые игры, в которых дети проигрывают различные жизненные ситуации. В процессе таких игр дети учат себя конструктивным способам разрешения конфликтов, правильному взаимодействию с окружающими и способам выражения своих эмоций. Эти игры способствуют развитию у детей социальной компетенции, учат их понимать последствия своих поступков и разъясняют, какие действия являются неприемлемыми в социальной среде.

С другой стороны, для детей с двигательными нарушениями особое внимание стоит уделить формированию у них мотивации к активному участию в жизни группы и обучению самоконтролю в ситуациях фрустрации. В этом случае эффективными могут быть игровые занятия, направленные на развитие терпения и настойчивости, а также на улучшение физической активности и взаимодействия с окружающими. Например, занятия на балансировочных досках, игры с мячами или специальные тренировки на развитие координации помогают детям преодолевать трудности, связанные с ограничениями их двигательных возможностей, и способствуют формированию у них уверенности в своих силах.

Не менее важным в профилактике девиантного поведения является работа с семьей ребенка. Родители часто оказываются в затруднительном положении, не зная, как правильно поддержать ребенка в период его адаптации и обучения. Социальный педагог должен активно работать с родителями, обучая их методам воспитания, корректировки поведения и создания поддерживающей среды дома. Важно, чтобы родители имели ясное представление о том, какие формы поведения являются нормой, а какие — отклонением, и как правильно реагировать в тех или иных ситуациях. Применение принципов поэтапного обучения в домашних условиях, использование положительного подкрепления и разработка единых подходов между педагогом и родителями способствует улучшению поведения ребенка как в центре, так и дома.

Особое внимание стоит уделить также созданию системы положительного подкрепления, которая способствует формированию у ребенка мотивации к правильному поведению. Это может включать как поощрения за успешное выполнение заданий, так и использование игровых методов для закрепления положительных навыков. Например, использование системы жетонов, где ребенок получает награды за каждое успешное поведение, помогает детям с нарушениями развития развивать самоконтроль, а также способствует формированию у них более здорового отношения к окружающим и к себе.

Не менее важным элементом профилактики девиантного поведения является регулярная диагностика и мониторинг поведения детей. Педагоги, психологи и социальные работники должны тесно взаимодействовать, чтобы своевременно выявлять отклонения в поведении ребенка и корректировать их. Это требует постоянного наблюдения и анализа изменений в поведении ребенка, а также готовности оперативно реагировать на возникающие проблемы. В этом контексте важна роль междисциплинарного подхода, где каждый специалист вносит свою лепту в решение проблем, связанных с девиантным поведением.

В заключение, профилактика девиантного поведения у детей с нарушениями развития требует комплексного подхода и внимательной работы с каждым ребенком. Социальный педагог играет в этом процессе ключевую роль, создавая поддерживающую, структурированную среду и используя разнообразные методики для коррекции поведения. Важно, чтобы работа была направлена на развитие социальной компетенции, эмоциональной устойчивости и самоконтроля, что способствует успешной адаптации детей в обществе.

Список литературы

  1. Евсюткина П. А. Методическая разработка профилактики и коррекции детей с девиантным поведением во внеурочной деятельности / П. А. Евсюткина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 303-305. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7624/ 
  2. Завражнов В. В. Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков / В. В. Завражнов, Е. Д. Железнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 269-271. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43342/ 
  3. Скуратова П. Н. Социально-культурные условия профилактики девиантного поведения детей в школе / П. Н. Скуратова, К. С. Потапова, Т. А. Панфилова, В. Ю. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78560/ 

Худавердова А. О. Формы проявления девиантного поведения у детей младшего школьного возраста и его коррекция // Вестник науки и образования. 2024. №7 (150)-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-proyavleniya-deviantnogo-povedeniya-u-detey-mldashego-shkolnogo-vozrasta-i-ego-korrektsiya