Курсовая работа

Такшаитова Юлия Дамировна

Курсовая работа на тему: Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста в процессе лепки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kr_takshaitovoyyu_isprav.doc222.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Педагогический институт

Кафедра методологии образования

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста в процессе лепки

КУРСОВАЯ РАБОТА

студента 3 курса 321 группы

направления Педагогическое образование,

профиль «Дошкольное образование»

факультета психолого-педагогического и специального образования

Такшаитовой Юлии Дамировны

Научный руководитель

доцент, канд. пед. наук ___________________ Е.А. Никитина

подпись дата

Зав. кафедрой

профессор, доктор пед. наук Е.А. Александрова

подпись дата

Саратов 2025

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................

3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...................

6

Особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста........................................................

6

Роль лепки в развитии творческого воображения у дошкольников......................................................................................

12

2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.....................................................................

17

Диагностика исходного уровня развития творческого воображения дошкольников...............................................................

17

Содержание работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке.........

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................

31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................

33

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность развития творческого воображения ребенка сформулирована в Федеральном законе от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [20]. Она отражена и в целевых ориентирах процесса дошкольного образования, где говорится об интеллектуальном, духовно-нравственном и о творческом развитии личности. Одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является развитие самостоятельной творческой деятельности ребенка (изобразительной, модельно-конструктивной и др.) [19].

Вопрос о развитии творческого воображения детей является одной из основных проблем дошкольной педагогики, так как до сих пор до конца не изучен «феномен детского творчества», и вопросы, связанные с творческими возможностями ребенка дошкольного возраста, остаются открытыми. Вместе с тем, остается недооцененным потенциал такого вида изобразительной деятельности, как лепка.

Лепка отличается особым алгоритмом творческих действий, способствуя активному проявлению творческого воображения; развитию умения действовать не по шаблону; совершенствованию технических умений и навыков; развитию способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта; совершенствованию самовыражения, развитию эмоциональной сферы, развитию умения внедрять идеи в продукт деятельности. Дети могут создавать, воплощать с помощью лепки все, о чем фантазируют.

Все это обуславливает особое значение лепки для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Однако потенциал занятий по лепке до конца не используется, чаще всего педагоги стараются организовать этот процесс на занятиях в смешанных техниках. Также не в полной мере разработано содержание данного вида изобразительной деятельности, учитывающее задачи развития творческого воображения у дошкольников.

Таким образом, на основании проблемы исследования были выявлено противоречие между: необходимостью развития творческого воображения у детей дошкольного возраста на занятиях по лепке и недостаточной разработанностью методического обеспечения организации данного процесса.

Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили выбор темы курсовой работы: «Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста в процессе лепки».

Объект исследования – образовательный процесс в ДОО.

Предмет исследования – процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста на занятиях по лепке.

Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий по лепке у детей старшего дошкольного возраста, направленного на развитие творческого воображения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Выявить возможности лепки в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

2. Подобрать диагностические задания и провести диагностику исходного уровня развитости творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе.

3. Разработать содержание комплекса занятий по лепке в ДОО, направленного на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретические методы: теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;

- эмпирические методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов творческой деятельности детей, количественный и качественный анализ результатов исследования.

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21» города Энгельса Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованных источников.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

В процессе обучения и становления личности особая роль принадлежит этапу старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Именно будучи в данном возрасте мы можем отметить развитие сильной связи между речью и произвольным вниманием. Ребенок уже умеет планировать последовательность своих движений и действий, в последующем соблюдая собственный выработанный план. Старшие дошкольники, как указал А.В. Запорожец, в состоянии самостоятельно давать определенные речевые указания, в том числе себе, чтобы в дальнейшем следовать им [4].

Именно в данном возрастном периоде особое значение приобретает творческое воображение.

Понятие творческого воображения становилось предметом изучения многих авторов. Большая часть специалистов говорят, что воображение представляет собой крайне сложный и обширный мыслительный процесс.

К примеру, Б.М. Теплов описывал данное явление как автономное формирование совершенно новых образов, в пределах процесса творчества, которое подразумевает создание в конечном итоге оригинальных и обладающих ценностью экземпляров [7].

В рамках дошкольного этапа воображение детей проявляется и совершенствуется в том числе и в процессе коммуникации с окружающими взрослыми. Детям нравится быть слушателями рассказов о дальних странах, о жителях лесов и морей и тому подобное. Особое внимание детей привлекают сказки, при этом сами дети с особым удовольствием рассказывают сказки с включением придуманных им самим деталей. Находясь под впечатлением от сказок, рассказанных взрослыми, дети формируют собственную реальность, наполненную образами предметов, в реальности не существующих.

Как только кругозор детей расширяется, психическая составляющая развития дошкольника представляется более содержательной, что является важной предпосылкой готовности ребенка к школьному этапу жизни. В конечном итоге, процессы воображения позволяют расширить границы умственного кругозора ребенка, что позволяет ему выйти за пределы личного опыта.

Мы можем охарактеризовать воображение детей-дошкольников как крайне сильное, ведь формируемые в головах и передаваемые с помощью игр, рассказов и сказок образы имеют очень яркий и динамичный характер. Такие образы могут быть приближены к реальности. К примеру, мальчик, который в ходе своей игры «оседлал» коня, может с энтузиазмом «скакать» на палочке, при этом в своем воображении данный образ весьма яркий и живой, словно он в действительности скачет на коне. В то же время реакция на какие-либо нарушения в игре следует довольно энергичная, похожая на реальные нарушения чего-то очень важного. Уровень силы проявления детского воображение обусловлен эмоциональностью, при этом такие навыки как критическое мышление, жизненный опыт и материальные знания все еще не обрели превалирующего значения.

Однако мы не можем утверждать, что чувство реальности полностью покидает ребенка в процессе воображаемой игры или сказочного действа. К примеру, если стул, который использовался ребенком в качестве летательного аппарата в действительности взлетел, то ребенок, безусловно, был бы напуган или смущен. Все же дети способны отличать игру от реальности, выдумку от правды.

В ходе своего сказочного повествования ребенок имеет тенденцию воспроизводить имеющийся воображаемый образ в качестве некого опыта, который он имел в прошлом. В детстве (примерно в возрасте 4-5 лет) многие образы и фантазии закрепляются в памяти зачастую как имевшие место в реальности события. Таким образом появляется своего рода детская ложь в качестве продукта воображаемого мира, которое пока еще не контролируется мышлением.

Стремительное развитие силы воображения в таком возрасте может быть результатом раннего пробуждения и формирования особых индивидуальных черт и навыков [6].

Дети имеют особые проявления, отличные от других, в плане продуктов воображения. Такие особые черты зависят помимо всего прочего и от окружающей среды, обстановки в семье, степени свободы проявления и уровня развития ребенка.

Творческое воображение детей представляется весьма сложным процессом и зависит от множества аспектов. Проявления и непосредственно процесс творческого воображения имеет отличия от подобного процесса у взрослых, поскольку в ходе различных периодов жизнедеятельности окружающая реальность воспринимается совершенно неодинаково.

Творческое воображение может быть обусловлено рядом аспектов:

− возраст (чем младше, тем менее осознанно);

− степень развития интеллекта и особые черты развития (наличие отклонений или психофизические расстройства);

− особые черты индивидуальности (уровень устойчивости к внешним воздействиям, осознанность мотивов деятельности, степень направленности активности, собственная оценка, особые черты и характер коммуникации, оценка собственной самореализации, особенности характера и тип темперамента);

− уровень разработанности порядка обучения и процесса воспитательной деятельности.

Опыт ребенка накапливается и расширяется последовательно, без резких скачков, опыт ребенка отличен от опыта взрослого именно наличием глубокого своеобразия. Ребенок по-иному воспринимает окружающие стимулы к творчеству. Безусловно, сфера интересов ребенка и взрослого сильно отличается, следовательно, воображение ребенка и взрослого функционирует абсолютно по-разному.

Виды активности воображения включают в себя:

− активный вид, в ходе которого образы формируются осознанно и в соответствии с мысленным желанием ребенка;

− созерцательный вид, куда можно отнести любого рода мечты, сновидения и грезы;

− пассивный вид, где образы могут быть сформированы в произвольном порядке, неосознанно, возможно без направленного желания ребенка.

Каждый из указанных типов творческого воображения имеет важное значение в становлении личности ребенка, поскольку творческое воображение способствует познанию мира, дополняет сведения о происходящем вокруг и помогает соединять отрывочные части целой картины. Как раз в старшем дошкольном возрасте наблюдается четко очерченный переход от спонтанного детского творческого воображения в осознанное направленное творчество.

Потенциал творческого воображения заложен почти у каждого ребенка дошкольного возраста, при этом все же оно не может быть развито исключительно самостоятельно. Ведь для соответствующего развития творческой натуры предполагается наличие благоприятных условий и определенной подготовительной почвы [5].

Во-первых, необходимо подчеркнуть особую роль родительского воспитания, ведь оно способствуют последовательному накоплению жизненного опыта и направляют ребенка к произвольному рождению каких-либо творческих образов и картин. В рамках старшего дошкольного возраста ребенок использует весь свой потенциал творческого воображения самостоятельно, придавая максимально индивидуальный характер своему творческому процессу, имея в запасе сугубо свой личный опыт и имеющиеся на данный момент ощущения.

Во-вторых, особое значение принадлежит и физическому развитию ребенка. К примеру, последовательному накоплению опыта способствуют такие виды активности как спортивная гимнастика, плавание и прочая спортивная деятельность. Подобные занятия закладывают потенциал для правильного формирования воображения и полноценного раскрытия творческого таланта.

В-третьих, соответствующая окружающая обстановка может стимулировать развитие творческих качеств ребенка. Особо важно окружить ребенка преимущественно теми играми, деятельностью и субъектами коммуникации, которые в какой-то степени опережают собственное развитие ребёнка. Данный факт будет подталкивать его к ускоренным темпам приобщения к окружающим условиям, интенсивному освоению новых навыков и знаний [2].

В-четвертых, нельзя не отметить и наличие полной свободы творчества без каких-либо рамок. Важно дать ребенку полноценный выбор вида творческой активности, предоставить возможность чередовать занятия и самостоятельно решать, сколько будет длиться данная деятельность. Иными словами, нужно сформировать максимально доступную и благоприятную атмосферу творчества, при этом особое внимание нужно обратить на состояние ребенка (важно избегать переутомления). Кроме того, процесс должен быть преимущественно позитивно окрашенным, творчество не должно стать причиной негативных эмоций. Ведь как раз получение удовольствие от самого процесса производства образов в рамках воображения и дальнейшее воплощение задуманного через инструменты творчества обеспечивают полноту самовыражения. В то же время важно понимать, что творческий процесс требует от дошкольника достаточной степени умственного напряжения и концентрации внимания.

В-пятых, особенно важно окружить ребенка комфортными домашними психологическими условиями, это значит, что дошкольник должен испытывать чувства защищенности, спокойствия и взаимопомощи в ходе творческого процесса. Родители должны сделать все возможное для создания подобной позитивной атмосферы, несмотря на жизненные проблемы и невзгоды. При этом дошкольнику важно иметь достаточно свободного пространства и времени для самовыражения через творчество. Определенные опасения вызывают те ситуации, когда расписание ребенка полностью загружено, у него не остается времени и пространства для свободных мыслей. Ведь именно в те моменты, когда ребенку нечего делать, либо ему скучно или у него нет никаких внешних задач, могут проявиться его творческие порывы и стремления. В то же время ни в коем случае не стоит критиковать ранние работы ребенка, следует терпеливо и грамотно относиться к творческим проявлениям и помогать в ходе возможных творческих неудач.

Мы можем выделить ряд наиболее эффективных инструментов развития творческого воображения [3]:

1. Расширение жизненного опыта. С ростом объемов знаний ребенка и спектра доступных ему эмоций растет и потенциал творческого воображения, креативности и фантазии.

2. Чтение способствует значительному развитию творческого потенциала, ведь именно превращение текста в картинки и образы становится способом развития фантазии ребенка.

3. Сочинение собственных историй. Когда ребенок своими силами создает новую реальность и передает ее через рассказ или сочинение, проявляются возможные таланты творческого созидания.

4. Рисование. Отображение созданных в голове ребенка образов и историй с помощью изобразительного искусства дает возможность довольно сильной активации творческого воображения, а также стимулирует активность абстрактного мышления.

Остановимся подробнее в рамках следующего параграфа на пользе изобразительного искусства в формировании и совершенствовании творческого воображения у дошкольников старшего возраста.

Роль лепки в развитии творческого воображения у дошкольников

Развивать воображение можно в словесном творчестве, в речевой и изобразительной деятельности. Одним из условий проявления творчества в изобразительной деятельности является организация содержательной жизни ребенка в дошкольной образовательной организации и семье; обогащение ребенка впечатлениями, обеспечение его эмоционального опыта.

Основанием художественно-творческой деятельности является и организация общения с искусством, а также обучение детей изобразительной деятельности с ориентацией на развитие творческих способностей.

Р.С. Немов говорил о важности обеспечения эффективной мотивации, обращал особое внимание на искренность, которую надо обеспечить в детском творчестве.

Еще одно условие развития творческого воображения детей – это комплексное использование методов и приемов, стимулирующих поисковую деятельность в процессе лепки. Учет индивидуальных особенностей ребенка – одно из основных условий развития творчества в процессе занятий по лепке. Важным условием развития творческого воображения ребенка посредством лепки является создание обстановки, опережающей развитие детей.

Перечисленные условия развития творческого воображения организуются в процессе занятий по лепке теста. Большое внимание проблеме построения с детьми занятий по лепке уделил Е.В. Заик. По его мнению, исходными принципами построения занятий являются: использование хорошо знакомого материала; общий положительный эмоциональный фон занятий.

В современном мире ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров украшают жизнь, раскрывают их творческие способности. Каждый вид изобразительной деятельности развивает в детях умственную активность, творческие способности, художественный вкус.

На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются постепенно. Ребенок воспринимает объем предмета со всех сторон, у него формируется образ, он учится сопоставлять части предметов между собой, определять их размеры, что в рисунке осуществляется только зрительным путем. Занятие лепкой способствуем развитию чувства осязания рук, так как ребенок работает пальцами.

Еще одна специфическая черта лепки – ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции. Лепка – придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов, один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры.

Лепка даёт возможность моделировать мир и своё представление о мире в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна детям. Лепка, как считает Л.А. Венгер, самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет [44].

Основным инструментом в лепке является рука, поэтому уровень умения зависит от владения собственными руками. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую доступную для самостоятельного усвоения.

Итак, изобразительная деятельность детей старшей группы имеет свои особенности. Связано это с тем, что дети 5-6 лет окрепли физически, начался процесс окостенения кисти руки, укрепились мелкие и крупные мышцы рук. Дети стали более внимательны, у них возросло умение во время лепки осуществлять зрительный контроль за действием рук, что приводит к четкости характера изображения. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.

Ребенок воспринимает общую форму предметов и ее строение, может точно определить ее особенности и пропорции. Ребенок становится самостоятельнее в анализе предметов, выборе способов лепки. Предметы, выполненные детьми старшей группы, свидетельствуют об их творческом воображении.

В лепке масштаб поделок зависит каждый раз от замысла ребёнка, его умелости и индивидуальных особенностей. Детям старшего дошкольного возраста недоступно еще полное понимание формы изображаемого предмета. Дети старшего дошкольного возраста, создавая образ, недостаточно внимания уделяют уточнению формы, а лишь дополняют ее деталями. Не всегда точно дети выполняют способы вытягивания и прищипывания, не исправляя при этом ошибки.

О.М. Дьяченко отмечала, что в лепке дети 5-6 лет всегда идут от образа, но при изображении допускают неточности в передаче пропорций. Из выразительных средств часто пользуются отделкой фактуры, изображая ее углубленным рельефом или накладыванием на поверхность мелких кусочков пластилина. Дополняя создаваемый образ мелкими деталями, дети часто уходят в объемное изображение. Значительную роль в создании лепного образа играет накопление умений пользоваться различными способами изображения. Дети конструируют предметы составляя их из частей [15].

В старшей группе содержание занятий по лепке носит развивающий характер, детей учат анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; учат осваивать рельефную форму лепки (натюрморт, портрет), скульптурный способ лепки из целого куска, предлагают на выбор приёмы декорирования лепного образа.

Программа обучения детей в подготовительной к школе группе значительно разнообразнее. Дети учатся зрительному и мускульному восприятию формы предмета, используют различные выразительные средства, овладевают изобразительными и техническими приемами.

В подготовительной группе детям предоставляют инициативу, тем самым развивают собственное творчество. Дети самостоятельно планируют свою работу, отбирают способы лепки, создают динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему и материал, способы лепки, приёмы декорирования образа.

Таким образом, лепка играет важную роль в развитии творческого воображения у дошкольников, потому что помогает ребёнку воплотить свои идеи в материальную форму. Это стимулирует развитие креативного мышления.

В процессе лепки ребёнок сталкивается с необходимостью визуализировать образы и формировать из них целостные композиции. Воплощая свои идеи в трёхмерной форме, дети учатся представлять предметы и существа, которых они ранее видели или придумали. Эта деятельность активизирует процессы символического мышления, что способствует развитию воображения и способности к абстрагированию.

Лепка предлагает детям более широкие возможности для манипуляций с материалом. Они могут изменять форму, текстуру, размер своих произведений, комбинировать разные элементы и создавать сложные структуры. Это стимулирует экспериментирование и побуждает к поиску новых решений.

Лепка также способствует формированию эмоциональной устойчивости и социального взаимодействия. Процесс создания чего-то нового из обычного материала вызывает у ребёнка чувство удовлетворения, уверенности в своих силах и радости от результатов своей деятельности.

Лепка часто предполагает коллективную деятельность, когда дети работают вместе над созданием общей композиции или обмениваются идеями. Это развивает у детей навыки сотрудничества, умение слушать и учитывать мнения других, а также способствует формированию у них уважения к труду и творческим способностям сверстников.

Выводы по первому разделу. К моменту окончания старшего дошкольного возраста творческое воображение набирает оборот. Описывая особенности воображения детей данной возрастной группы, мы можем выделить неоспоримый факт: в дошкольном возрасте наблюдается особенно активное и интенсивное развитие творческого воображения. Кроме того, именно в этом возрасте воображение приобретает осознанный и направленный характер, оно во многом зависит от имеющегося опыта, а также от окружающих условий. Задача взрослых – помочь ребёнку осознанно подходить к своим фантазиям, учить их проявлять эти фантазии через инструменты творчества для создания ощутимых продуктов творческой работы.

В рамках детского сада важно осуществлять специализированную работу, имеющую целью формирование творческого потенциала детей.

Перечислим основные педагогические условия совершенствования творческого воображения у дошкольников старшего возраста: важно в каждом ребенке видеть творческие задатки; в ходе оценки результатов творчества детей нужно обращать внимание на индивидуальные заслуги каждого, при этом не восхваляя конкретных детей, а предоставляя положительную обратную связь каждому ребенку; стимулировать положительные эмоции от собственных результатов творческого воображения; творческая позиция педагога.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста имеют отличные возможности для развития творческого воображения в рамках соблюдения индивидуальных особенностей и педагогического контроля творческой работы.

2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Диагностика исходного уровня развития творческого воображения дошкольников

Практическое исследование проводилась на базе МАДОУ «Детский сад № 21» г. Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, в котором приняли участие 20 воспитанников старшей группы в возрасте 5-6 лет.

Цель начального этапа: выявить исходный уровень развитости творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели мы обратились к исследованию А.И. Савенкова, в котором выделены критерии уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, среди которых [17]:

 Продуктивность творческого мышления (способность вырабатывать максимально большое количество идей в ответ на заданную тему. Легкость генерирования идей ребенком выше в том случае, если уменьшено давление стереотипов, которые приобретаются в процессе усвоения опыта и часто диктуются его содержанием).

 Оригинальность творческого мышления (способность выдвигать новые идеи, отличающиеся от знакомых, банальных. Проявляется эта способность не только в творчестве, но и мышлении и поведении ребенка, его общении со сверстниками и взрослыми, в других видах деятельности. Оригинальность ярко выражается в продуктах детского творчества: тематике, характере исполнения, сочинении историй и т. д.).

 Гибкость творческого мышления (способность легко и быстро находить новые стратегии решения, устанавливать необычные ассоциативные связи, переходить в мышлении и поведении от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию).

 Разработка идей (способность внедрить идеи в продукты творчества, детализировать выполненный продукт творчества, наполнить продукт творчества интересными деталями и подробностями, глубоко проникнуть в решаемую проблему).

В соответствии с указанными показателями развития творческого воображения были подобраны следующие диагностические задания.

1. Продуктивность творческого мышления.

Задание 1: «Фигуры» (модификация задания А.И. Савенкова). Цель: выявить способность выдвигать новые идеи.

Материалы и средства: нарезанные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) разного цвета в большом количестве, клей, чистый лист А4.

Содержание задания: ребенку предлагается составить как можно больше изображений из квадратов, кружков, треугольников. После того, как ребенок, наклеивая фигуры, создал изображения, спросить: «Что у тебя получилось?» Чем больше идей сможет выработать ребенок, тем выше показатель продуктивности его мышления.

Задание 2. «Волшебные очки». Цель: выявить способность вырабатывает максимально большое количество новых идей на заданную тему.

Материалы и средства: картинки для примера.

Содержание занятия: ребенку дается Инструкция 1. Представь, что ты посмотрел на мир через волшебные очки: надел круглые очки, и все предметы стали казаться круглыми, в прямоугольных – прямоугольными, в треугольных – треугольными. Например, так, как нарисовано на картинке (показ картинок для примера).

Ребенку дается Инструкция 2. А теперь нарисуй один и тот же пейзаж – домик и дерево, глядя на него в разные волшебные очки.

Представим результаты обследования по показателю «Продуктивность творческого мышления» в диаграмме на рисунке 1.

Рисунок 1 – Уровни развитости продуктивности творческого мышления

Таким образом, из данных диаграммы на рисунке 1 видно, что высокий уровень по показателю «Продуктивность творческого мышления» имеют 5 детей (25 %); средний – 11 детей (55%), низкий – 4 ребенка (20%).

В задании 1 у детей с высоким уровнем продуктивного мышления получились изображения, не похожие на другие. Для их пояснения дети использовали следующие ответы: «У меня получился бегемот, ракета, солнце и человек!» и другие. У детей со средним уровнем преобладали два, три изображения, на задание они использовали следующие ответы: «Это дом, дерево, животное!», «У меня получился кот, дом, солнце!» Дети с низким уровнем продуктивности мышления составили одно изображение, и не могли объяснить, что они изобразили. При выполнении задания 2 некоторые дети старались повторить тоже, самое, что было продемонстрировано ранее. Два ребенка без труда справились с заданием.

2. Оригинальность творческого мышления.

Задание 1 «Клякса». Цель: выявить способность выдвигать новые идеи, отличающиеся от знакомых, банальных.

Материал и средства: лист А4 с изображенными на нем фигурками образов, карандаши, фломастеры на выбор ребенка.

Содержание задания: детям дается задание «Незнайка решил порисовать, но кроме клякс у него ничего не получилось. Заверши его кляксы так, чтобы получилось изображение».

Задание 2. «Закончи рассказ». Цель: выявить способность выдвигать новые идеи. Материал и средства: картинка для задания «Каркуша и ящик».

Содержание задания: детям дается задание «Посмотри на картинку. «Во дворе стоял плотно закрытый деревянный ящик. Сбоку у него было небольшое отверстие. Заглянул в него Каркуша, а там... Я прошу тебя закончить рассказ.

Результаты диагностики уровня развитости оригинальности мышления представлены в диаграмме на рисунке 2.

Рисунок 2 – Уровни развитости оригинальности мышления

Таким образом, из данных диаграммы на рисунке 2 видно, что высокий уровень по показателю «Оригинальность мышления» имеют 8 детей (40%); средний – 10 детей (50%), низкий – 2 ребенка (10%). У детей с высоким уровнем развитости оригинальности мышления получились необычные оригинальные рисунки, они закрасили свой рисунок, подобрали к ним названия. Дети со средним уровнем развитости оригинальности мышления рисовали простые повторяющиеся изображения: птицу, человека, солнце, зайца. Дети с низким уровнем развитости оригинальности мышления закрашивали фигуру или нарисовали отдельные элементы животных, а потом не могли объяснить свой рисунок.

3. Гибкость творческого мышления».

Задание 1. «Замок». Цель: выявить способность устанавливать необычные ассоциативные связи. Материал и средства: лист А4 с распечатанными картинками, фломастеры, цветные карандаши на выбор ребенка.

Содержание задания: детям дается инструкция по первой картинке: «Посмотри, над замком злого волшебника летают страшные облака. Рассмотри их, и расскажи, кого они тебе напоминают?» Инструкция ко второй картинке: «А это замок доброго волшебника. Нарисуй облака, летающие над ним. На кого или, на что, они будут похожи?»

Задание 2. «Незнайка». Цель: выявить способность устанавливать необычные ассоциативные связи. Материал и средства: рисунки с изображением частей тела животных.

Содержание задания: Незнайка рисовал животных и, как всегда, все перепутал. Видишь его изображения: хвост от одного зверя, туловище – от другого? При этом каждый рисунок остался недорисованным. Постарайся закончить рисунки в том же духе. Инструкция: Придумай названия получившимся животным.

Результаты диагностики уровня развитости гибкости мышления представлены в диаграмме на рисунке 3.

Рисунок 3 – Уровни развитости гибкости мышления

Таким образом, из данных диаграммы на рисунке 3 видно, что высокий уровень по показателю «гибкость мышления» имеют 5 детей (25%); средний – 13 детей (65%), низкий – 2 ребенка (10%). У детей с высоким уровнем развитости гибкости мышления все силуэты облаков напоминают предметы из разных сфер: человека, животное, рыбу, машину и другие. Дети без труда подбирали к ним название и с легкостью составляли по ним сюжетный рассказ. Дети со средним уровнем развитости гибкости мышления нарисовали простые стандартные рисунки, с повторами, испытывали трудности при составлении рассказа о том, что изображено. Дети с низким уровнем развитости гибкости мышления долго думали, перед тем как нарисовать, затруднялись в названии силуэтов облаков, их рисунки стереотипные, походи один на другой. Рассказ составить не смогли.

4. Разработка идей.

Задание 1. «Вышла кошка погулять». Цель: выявить способность внедрить идеи в продукт творчества и наполнить его интересными подробностями. Материал и средства: иллюстрация рассказа на картинке.

Содержание задания: детям дается инструкция: «Придумай самое необычное продолжение рассказа. То, до чего никто другой никогда не додумается. И нарисуй свой ответ. Слушай рассказ: «Вышла кошка погулять. Вдруг выросли у нее крылья, большие, сильные, как у крупной птицы...»

Задание 2. «Зоопарк». Цель: выявить способность наполнить продукт творчества новыми интересными подробностями. Материал и средства: изображение зоопарка.

Инструкция: Закончи рисунки: дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился зоопарк.

Результаты диагностики уровня развития разработки идей представлены в диаграмме на рисунке 4.

Рисунок 4 – Уровни развитости разработки идей

Таким образом, из данных диаграммы на рисунке 4 видно, что высокий уровень по показателю «Разработка идей» имеют 5 детей (25%); средний – 11 детей (55%), низкий – 4 ребенка (20%). У детей с высоким уровнем умения разрабатывать идеи получились интересные, необычные, с логическим завершением и обоснованием рассказы и рисунки. У детей со средним уровнем умения развитости разрабатывать идеи наблюдались затруднения при самостоятельном рассказывании о своем рисунке, но при наводящих вопросах воспитателя («Как ты думаешь, зачем кошке крылья?», «Что они ей помогут сделать?», «Как кошка себя чувствует?» и др.) отвечали легко и быстро, сообщая, о только им известных моментах создания той или иной детали рассказа и рисунка. У детей с низким уровнем развитости умения разрабатывать идеи были значительные трудности. Дети не могли изобразить продолжение рассказа на рисунке, пытались копировать то, что изображено на иллюстрации, данной при постановке задания воспитателем. Рассказ был короткий и не связный.

После проведения диагностического исследования проведен анализ полученных данных. Исходный уровень развитости творческого воображения представлен в диаграмме на рисунке 5.

Рисунок 5 – Уровни развития творческого воображения у старших дошкольников

Из диаграммы на рисунке 5 видно, что у 6 детей (29%) высокий уровень развитости творческого воображения, у 3 детей (15%) низкий уровень развитости творческого воображения, у большинства детей группы – 12 человек (56%) средний уровень развитости творческого воображения.

В целом, работа на начальном этапе исследования позволила нам выявить исходный уровень развитости творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в совокупности выделенных показателей и сформулировать методические рекомендации для воспитателей.

Таким образом, представленные данные, характеризующие уровни развитости творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, обуславливают потребность в разработке комплекса занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке.

Содержание работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке

На основании анализа сущности процесса развития творческого воображения, а также с учетом критериев и показателей их развитости, на основании уже имеющихся образовательных программ и методик, нами мы предлагаем комплекс занятий по лепке «Загадочный Космос», направленный на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Цель комплекса: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке.

Задачи комплекса поставлены и сформулированы с учетом полученных результатов диагностики по выделенным критериям и показателям развитости творческого воображения (А.И. Савенкова): продуктивности творческого мышления, оригинальности творческого мышления, гибкости творческого мышления, разработке идей:

1. познакомить с различными способами лепки для обогащения навыков внедрения идей в продукт творчества;

2. развить у детей способность вырабатывать максимально большое количество идей в ответ на заданную тему;

3. развивать способность выдвигать новые идеи, отличающиеся от знакомых, банальных;

4. формировать у ребенка способность легко и быстро находить новые стратегии решения, устанавливать необычные ассоциативные связи, переходить в мышлении и поведении от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию;

5. развивать способность внедрения идеи в продукт творчества, детализировать продукт творчества, наполнить продукт творчества интересными подробностями, глубоко проникнуть в решаемую проблему.

Данный комплекс занятий «Загадочный космос» содержит десять взаимосвязанных между собой тем. Занятия разработанного автором настоящей работы комплекса носят интегрированный характер, что позволяет соединить знания детей из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решаются несколько задач развития.

Тема космоса привлекает своей загадочностью, астрономы веками изучали звезды и планеты, а также их движение и местоположение. Современные дошкольники имеют лишь поверхностные представления о космосе. Разработанные занятия дают дошкольнику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

В старшей группе занятия по развитию творческого воображения можно разделить на четыре этапа: организационный момент, познавательную деятельность, самостоятельную творческую деятельность, рефлексию.

Цель организационного момента – настроить детей на совместную работу, организовать и установить эмоциональный контакт, это беседы о художниках, рассказ, художественное слово, рассматривание произведений искусства, прослушивание музыкальных произведений, введение проблемной ситуации, сюрпризного момента для дальнейшего мотивирования детей на самостоятельную деятельность.

На этапе познавательной деятельности идет объяснение материала, игры, творческие задания, упражнения на активизацию познавательной активности и развитие творческого воображения.

Этап самостоятельной творческой деятельности подразумевает практические действия детей со способами и приемами лепки.

Целью рефлексии на занятии являются: подведение итогов, оценивание, обсуждение и выставка выполненных творческих работ.

Построение занятий в комплексе «Загадочный космос» строятся по разным схемам, т.е. лепка, как практическая деятельность, включена на разных этапах занятия.

Следует отметить, что разработанные занятия включают в себя:

1) постановку игровой проблемы, игровой мотивации;

2) обогащение детского творческого опыта (организация выставок, беседы с использованием искусства живописи, просмотр презентаций, игровые дидактические задания, физкультурные минутки), что способствует активизации детской деятельности на создание творческого продукта;

3) обобщение полученного опыта и подведение итога к изучаемому вопросу, которые плавно перетекают в игру с продуктами творчества.

Все представленные занятия комплекса разрабатывались таким образом, что происходило сочетание заданий с высоким уровнем сложности с более простыми, а также играми и динамическими паузами (физкультминутками) для того, чтобы избежать переутомления детей.

Рассмотрим содержание занятий разработанного нами комплекса «Загадочный Космос» более подробно.

Включение в организационный момент практической деятельности, подразумевает предварительную работу – технологическую пробу, с которой в дальнейшем ребенок выполняет лепку, но перед этим необходимо замотивировать на предстоящую деятельность.

На примере занятия «Космический пейзаж»: дети сидят в кругу, педагог достает посылку, отправленную из космоса, где находятся космические очки. Предлагает детям поиграть в игру, взглянуть через очки разных геометрических фигур на одну из предложенных картин, в круглых – все предметы круглые, в треугольных – треугольные, но вот беда – нет квадратных очков, а они нам сегодня необходимы, создает проблемную ситуацию. Дети отрезают от куска пластилина квадрат, каждый разного цвета, далее обмениваются заготовками и играют в игру, кто больше всех составит из квадратов разных изображений. На этом этапе организационного момента происходит мотивирование детей на предстоящую деятельность.

Рассмотрим занятие «Ракета в космосе», где практическая деятельность выполняет познавательную функцию, а, значит, дети на этом этапе должны приобрести новые знания и развить творческое воображение. После организационного момента, дети выполняют лепку из пластилина и дополнительных на выбор материалов (бусины, ракушки, сухие веточки и т.п.), играют в дидактическую игру «Куда летят ракеты», «Найди недостающую ракету», «Найди лишнюю картину», далее организуют игру «Полет в космос». Дети в процессе рассматривания картин, приобретают знания о космосе, о художниках, некоторые из которых были космонавтами, приобретают творческие идеи о том, как выполнить свою работу не похожую на другие. Во время практической деятельности на этапе самостоятельной творческой деятельности, дети закрепляют уже ранее знания, приемы и способы.

На примере занятия «Инопланетные друзья»: после организационного момента, где детям предлагается войти в соревновательную ситуацию «Космическое путешествие», в познавательной части, дети переходят к выполнению лепки из цветного пластилина в виде конуса, ранее уже знакомым способом, на свое усмотрение приклеивают столько глазок, сколько им хочется, и на выбор из какого материала будут антенны (нитки, серпантин, вырезанные ими полоски и т.д.). Дети играют в дидактическую игру «Подбери нарисованную эмоцию своему герою», выполняют творческое задание «из заявленных недорисованных фигур изобразить друзей, для своего героя» и играют в сюжетно – игру «Космическое путешествие». На этапе рефлексии практическая деятельность позволяет педагогу выяснить, какова степень усвоения нового материала.

На занятии «Экспедиция в космосе» дети рассматривают картины художников, окружение, в котором находятся космонавты, изучают поведение их движения в невесомости, проводится беседа «Что мы делаем вместе?», влияющая как на процесс, так и на результат деятельности в дальнейшем. Также, педагог предлагает детям поиграть в подвижную игру «Влево – вправо», развивающую координацию движения. Перед выполнением лепки, каждый из детей выбирает сюжетную картинку из журнала, схожую на ту, которая больше запомнилась при рассматривании картин и вырезает ее из журнала. Дети обмениваются идеями, в создании коллективной работы по лепке. Им предлагается поиграть в дидактические игры «Солнце – это хорошо или плохо», «Сравни Солнце и лампу», которые позволяют выдвигать идеи, доказывать их. В завершении работы оценивают коллективную работу, добавляют новые идеи и пути решения.

В комплексе занятий используются основные методы и приемы обучения дошкольников:

1. Наглядный метод (демонстрация наглядных пособий), включающий в себя приемы показа репродукций картин, показа образца, показа приема и показа способа действий.

2. Словесный метод включает в себя: беседу, рассказ воспитателя, рассказы детей, чтение художественной литературы. Используются приемы: объяснение, пояснение, вопросы к детям и педагогическая оценка.

3. Игровой метод (дидактическая игра, сюжетно-ролевая) включает в себя такие приемы, как: отгадывание загадок, создание игровой ситуации.

4. Практический метод основан на практической деятельности, формирует практические умения и навыки. Включает в себя творческие задания, упражнения (технические пробы), – многократное выполнение учебных действий, с целью отработки умений и навыков.

Таким образом, с учетом выявленных проблем и на основе проведенного исследования нами была спроектирована работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке.

Подводя итоги вышеизложенному, можно сказать следующее: лепка предоставляет широкие возможности для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что специфика занятий по лепке требует творческой активности, включенности в процесс деятельности, стабильной работой мысли, воображения, самостоятельности, инициативы.

Интегрированность различных видов искусств в разработанном нами комплексе занятий для старших дошкольников «Загадочный Космос» представлена:

‒ с помощью таких компонентов как: зрительный, литературный, музыкальный;

‒ с применением следующих методов: словесный – беседа, чтение; наглядный – рассматривание репродукций картин художников; практический – дидактические игры и физкультминутки;

‒ с применением форм работы: самостоятельная работа (выполнение игровых дидактических заданий, создание продуктов творчества), коллективная работа (создание выставки продуктов творчества);

‒ с применением различных видов деятельности по созданию лепки.

Данный комплекс занятий по лепке как средство развития творческого воображения старших дошкольников будет подвержен апробации при написании следующей курсовой работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие творческого воображения – это процесс преобразования знаний, умений и навыков, необходимых для видов любого творчества, заключающихся в следующих способностях: вырабатывать максимально большое количество идей в ответ на заданную тему; выдвигать новые идеи, отличающиеся от знакомых, банальных; легко и быстро находить новые решения, устанавливать необычные ассоциативные связи; выдвигать новые идеи, отличающиеся от знакомых, банальных; внедрять идеи в продукты творчества, детализировать выполненный продукт творчества, наполнить продукт творчества интересными подробностями.

В дошкольном возрасте закладываются основы для развития творческого воображения. Развитие гибкости творческого воображения в период дошкольного детства позволяет ребенку видеть проблему с другой стороны и разрабатывать новый способ выхода из проблемной ситуации. Развивающиеся аналитические способности позволяют оценивать идеи, которые подходят или нет для дальнейшей их разработки.

Лепка выступает одним из средств изобразительной деятельности, способствующей развитию и проявлению творческого начала, самостоятельности, познавательной активности, что обуславливает эффективность лепки в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Наличие способности дошкольников в процессе лепки обращать внимание на существенные свойства предметов и явлений, способность к установке связи между отдельными явлениями и отражению их в образной форме.

В соответствии с критериями и показателями развитости творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке были подобраны и применены диагностические задания: по определению продуктивности творческого мышления; по определению гибкости творческого мышления; по определению разработки творческих идей.

Результаты диагностики 20 воспитанников старшей группы МАДОУ «Детский сад № 21» г. Энгельса показали, что у 6 детей высокий уровень развитости творческого воображения, у 3 детей низкий уровень развитости творческого воображения, у большинства детей группы – 8 человек средний уровень развитости творческого воображения.

Данные показатели обусловили потребность в разработке комплекса занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке. Мы разработали и предложили комплекс занятий «Загадочный космос», направленный на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по лепке. Комплекс занятий разрабатывался с учетом выделенных критериев и показателей уровня развития творческого воображения.

Интегрированность различных видов искусств в разработанном нами комплексе занятий для старших дошкольников «Загадочный Космос» представлена с помощью таких компонентов как: зрительный, литературный, музыкальный; с применением следующих методов: словесный – беседа, чтение; наглядный – рассматривание репродукций картин художников; практический – дидактические игры, творческие задания и упражнения, физкультминутки; с применением форм работы: самостоятельная работа (выполнение игровых дидактических заданий, создание продуктов творчества), коллективная работа; с применением различных видов деятельности по созданию лепки.

Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи решены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алмазова, О. В., Бухаленкова, Д. А., Чичинина, E. А. Особенности развития воображения у детей 5-6 лет / О. В. Алмазова, Д. А. Бухаленкова, Е. А. Чичинина // Теоретическая и экспериментальная психология. 2023. Т. 16. № 3. С. 108-128.
  2. Бабич, А. А., Жуйкова, Т. П. Лепка как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста / А. А. Бабич, Т. П. Жуйкова // Sciences of Europe. 2020. № 51. С. 6-8.
  3. Баянова, Л. Ф., Хаматвалеева, Д. Г. Обзор зарубежных исследований творческого мышления в психологии развития / Л. Ф. Баянова, Д. Г. Хаматвалеева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2022. № 2. С. 51-72.
  4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2010. 287 с.
  5. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко. М.: Психол. колледж, 1996. 197 с.
  6. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2 томах / А. В. Запорожец. М.: Просвещение, 2016. 315 с.
  7. Кравцов, Г. Г., Кравцова, Е. Е. Воображение и творчество: культурно-исторический̆ подход / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 1. C. 1-11.
  8. Кудрявцев, В. Т. Развитие воображения — тропинка в мир человеческой̆ культуры / В. Т. Кудрявцев // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 5. C. 58-70.
  9. Морозова, Е. В., Поляшова, Н. В. Изучение воображения детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Морозова, Н. В. Поляшова // StudNet. 2021. № 5. С. 16-19.
  10. Немов, Р. С. Психология творчества: метод. пособие / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2001. 271 с.
  11. Савенков, А. И. Развитие творческого мышления: 6-7 лет / А. И. Савенков. Самара: Дом Федорова, 2016. 32 с.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2021. 38 с.
  13. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 1 октября 2022 года). М.: Эксмо-Пресс, 2022. 192 с.
  14. Ягловская, Е. К. Развитие воображения дошкольников в различных видах деятельности / Е. К. Ягловская // Педагогика способностей. К 70-летию О.М. Дьяченко. Материалы Всероссийского научно-практического семинара. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. С. 20-27.