Мастер-класс для начинающих педагогов

Кондрина Ольга Сергеевна

Мастер-класс для начинающих педагогов

«От первых шагов к профессионализму»

МБДОУ «ЦРР – детский сад №82»

Воспитатель: Кондрина О.С.

Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог… А.С. Макаренко

 

Наша встреча называется «От первых шагов к профессионализму»

 

«От первых шагов в профессию к профессиональному мастерству»: в Чите прошла встреча молодых педагогов с победителями краевого конкурса, Комитет образования администрации городского округа «Город Чита»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_pervye_shagi.docx84.47 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для начинающих педагогов

«От первых шагов к профессионализму»

МБДОУ «ЦРР – детский сад №82»

Воспитатель: Кондрина О.С.

Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог… А.С. Макаренко

Наша встреча называется «От первых шагов к профессионализму», одной из задач которой является более тесное знакомство со мной.

При этом, стоит отметить, что девиз всероссийского конкурса Маленькими шагами к большим победам.

Начать стоит, наверное, с самого детства. Когда, будучи еще ученицей начальной школы, на волшебном облачке выпускного альбома я написала «Я хочу стать воспитателем». Причин было несколько. Моя тетя – воспитатель – и большой вдохновитель меня на данном пути. И второе, когда я сама ходила в садик, я всегда мечтала стать воспитателем, чтобы, когда кушаешь, можно было держать тарелку навесу. Тогда это казалось таким важным и «крутым». (как я ошибалась).

Дальше была школа, которая пыталась меня наставить на педагогический университет всеми силами. Одним из таких наставлений стало получение в конкурсе по технологии как приза вакантного бюджетного места на факультете дизайна.

Борьба со взрослыми и родителями привела меня в Политехнический университет на специальность Таможенное дело. (Я думаю, за мужем).

На 3 курсе я решила параллельно поступить во второй университет. Снова была борьба между близкой специальностью к основному месту обучения и педагогическим университетом. На тот момент я могла поступить лишь на исторический факультет. Он меня немного пугал своими «датами» и я снова свернула в другую профессию и окончила ЗИП по специальности «Товаровед».

Но сад манил меня. Окончив институт, я, не найдя подходящих вакансий по специальности, пришла в детский сад №82 на должность делопроизводителя. Но постоянное нахождение с детьми манило меня к работе воспитателем. Я поступила на курс очно-заочного обучения по специальности «Воспитатель» в Читинский Педколледж, позже перешла на должность «Воспитателя».

И тут, как говориться, «закрутилось». Начались трудные шаги к профессиональному мастерству.

Что важно в работе воспитателя? Какими свойствами личности должен обладать воспитатель?

Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Это желание расти над собой, а не «оставаться в здесь и сейчас», постоянный поиск нового не только для работы с детьми, но и для себя.

Итак, самый большой конкурс – это официальный конкурс Министерства образования «Воспитатель года». И сегодня мы немного поговорим именно в направлении подготовки вас как будущих участников данного конкурса.

Как мы можем это сделать и проследить?

Конечно, через участие в конкурсах, семинарах, КПК и прочее.

А где и как мы можем это увидеть?

Правильно, это портфолио.

С чего начать? Конечно же с портфолио.

И первым этапом данных конкурсов является портфолио.

Портфолио педагога – это индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются личные профессиональные достижения педагога в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его обучающихся.

Основными целями ведения портфолио являются: выявление уровня профессионализма педагога и общественное признание его достижений.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, сайт педагога, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца. Спектр деятельности современного педагога может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и результаты внеурочной деятельности в одном документе просто невозможно. В этом случае необходимо создать электронное портфолио, которое объединит весь набор работ педагога и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины.

Конкретных единых требований к оформлению портфолио пока нет, практически все из них имеют схожую структуру и разделы. 

https://teacherfolio.ru/

https://nsportal.ru/

https://www.maam.ru/

https://infourok.ru/

https://netfolio.ru/   (500руб в год. Нет обратной связи)

есть педкопилка, педсовет, открытый урок,4портфолио, учмет

https://netfolio.ru/  интересный сайт, но 500руб в год. Не нашла возможности  обратной связи.

https://teacherfolio.ru/ он же сайт-воспитателя.рф, сайт-учителя.рф. сайт-педагога.рф. На мой взгляд неудобен, но красив. Нет обратной связи.

Есть еще множество сайтов, надо просто найти свой. Некоторые делают на базе ВК или ОК. Но там неудобно оформлять документы.

У меня есть регистрация и на маам и на нспортале. Для себя я выбрала нспортал. Бесплатно. Просто. Понятно. Есть возможность обратной связи даже с незарегистрированными пользователями.

Основные требования

  • систематичность и регулярность; 
  • полнота и конкретность представленных сведений; 
  • структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений; 
  • аккуратность и эстетичность оформления; 
  • целостность, тематическая завершённость представленных материалов; 
  • наглядность результатов работы
  • возможность обратной связи. 

Чем наполнять портфолио?

Очень много конкурсов и иных мероприятий для педагогов. Здесь главное найти оптимальные для себя. Но и  стоит учитывать принцип «Любой каприз за ваши деньги», при этом его же и не стоит усугублять. Есть конкурсы бесплатные, главное не забыть потом выгрузить наградной документ. И конкурсы с официальных источников: ЗабИРО, МИНОБР и др.

https://edu-time.ru/konkurs.html - время знаний

https://vospitatel-ru.ru/konkursy-dlya-vospitatelej  - воспитатель ру

открытые ладони

Эйнштейн

Солнечный свет

https://mcoip.ru/konkurs/vospitateley/ междуниродный центр образования и педагогики

педпроект

журнал воспитатель

Также и  публикации, вебинары и прочие формы.

Еще одной важной составляющей портфолио в настоящий момент является видео-визитка или видео – самопрезентация.

Показ видео

Какие проблемы как вы думаете возникли? И как мы их решали? Как их можно было избежать?

Правильно. Отсутствие самого видео работы с детьми. Его надо регулярно снимать. И делать такие видео-визитки с периодичностью раз в год, тогда будет прослеживаться и работа и свой рост как педагога. Да и просто интересно и приятно смотреть такие видео и сравнивать себя вчерашнюю с собой сегодняшней.

Видеофильм

В последние годы одной из современных форм обобщения опыта работы педагогов стали видеофильмы. Видеофильм позволяет воочию ознакомиться с системой работы педагога, его творческой лабораторией, находясь в отдалении от его основного места работы. Вот почему одним из обязательных требований конкурсов типа «Учитель года»,  «Школа года» и т.д. является представление видеоматериалов.

Примерная структура видеофильма, освещающего опыт работы педагога. 1. Рассказ педагога о собственной системе работы с опорой  на теоретический материал+передовой опыт работы.

2. Показ творческой мастерской педагога (панорама методов, средств обучения, возможностей учебного кабинета)

3. Рассказ педагога о проекте предстоящего занятия (нескольких занятий, фрагментов занятия), научные и методические источники занятия.

5. Занятие (несколько занятий, либо фрагментов).

6. Анализ занятия, сделанный самим учителем.

7. Анализ занятия, сделанный завучем, методистом.

8. Отзывы о работе педагога, сделанные коллегами, родителями, обучающимися. Перед съемкой видеофильма необходимо тщательно продумать и написать сценарий. Следует обратить внимание на эстетику снимаемого помещения, качество доски и мебели, внешний вид педагога и обучающихся. Камера фиксирует мельчайшие детали, которые невидимы невооруженному глазу. Существенное значение имеет освещенность снимаемого помещения. Правильно выбранный ракурс улучшает качество съемки. Нужно помнить, что при направлении камеры на свет появляются блики, нечеткое изображение. Записи на доске должны быть рационально размещены, выполнены аккуратно, хорошим мелом. В сценарии нужно расписать положение всех снимаемых позиций. Каждый «кадр» должен нести определенную информацию, интерпретировать то или иное положение раскрываемого опыта работы. Видеоматериал должен быть строго выстроен: название фильма, адрес опыта, фамилия, имя и отчество педагога, краткая характеристика его профессиональных качеств, вступление, основная часть, заключение. Допускаются монтаж, «заставки», дикторский текст, звуковое оформление, различного рода графические вставки. 

Комплексный творческий отчет может включать весь спектр мероприятий или любую его комбинацию. Обязательным условием комплексного отчета является целевая и логическая совместимость его компонентов.

Пример комплексного творческого отчета:

Элементы

1.Показ практической работы с детьми на занятиях по определенному направлению.

2.Показ практической работы с детьми в рамках воспитательного мероприятия.

3.Выставка дидактических и методических материалов, разработанных педагогом.

4.Выставка творческих работ педагога.

5.Выставка творческих работ обучающихся.

6.Выставка документации, которую ведет педагог.

7.Представление развивающей среды детского объединения, в которой работает педагог, кабинета, студии и т.д.

8.Информационный отчет педагога по данной проблеме (ссылка на персональный сайт педагога).

Как приступить к написанию?

1.       Набросайте краткий план отчета (3-4 вопроса), затем составьте тезисы по теме.  Сформулируйте и приведите факты, которые будут использованы Вами как основание для выводов. Постоянно уточняйте план, в нем должна быть заложена основная  идея и логика изложения темы. 2.      Подберите, если это возможно, цитату, выдержку, соответствующую теме изложения. 3.      Описание опыта. Введение не должно быть большим, избегайте общих фраз, не пишите «наукообразно». 4.       Опишите практический опыт работы. Обоснуйте теоретические основы опыта, сформируйте суть раскрываемого опыта. Отразите содержание и систему работы. 5.       Говоря об успехах, расскажите о трудностях, с которыми столкнулись, ошибках, недостатках,  нерешенных вопросах. Рассказ об опыте не убедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются Ваши обучающиеся.  

Итак, Программы для создания:**  

- Canva (готовые шаблоны + простота). Сейчас заблокирована, но есть множество аналагов.

- CapCut / InShot (монтаж на смартфоне).  

-Adobe Premiere Pro / DaVinci Resolve (профессиональный монтаж).  

- Animoto / Biteable (онлайн-конструкторы с анимацией).  

- Movavi Video Editor

Советы по съемке:

- Четкий сценарий (приветствие, опыт, достижения, цели).  

- Хороший свет и звук, горизонтальная съемка

- Длительность 3 минуты.  

Следующий этап роста – и самого конкурса это занятие с детьми.

Что значит преподавать? - Это значит систематически побуждать учащихся к собственным открытиям.

Г. Спенсер.

Здесь нет ничего сложного. Не стоит бояться занятий, открытых мероприятий с детьми и занятий проводимых на базе вашего сада, но с другой группой. Очень интересный опыт.

Единственное к чему нужно быть готовыми – это к любой реакции детей, в том числе и незаинтересованность. Поэтому, мой личный совет, на такие мероприятия естественно лучше выбирать занятия с постоянным вау-эффектом, а это как правило занятия по познавательному развитию. Ничто так не завлекает детей как опыты, эксперименты и что то новое и неизвестное.

Свой мастер-класс – это то, что удается вам лучше всего. Кто-то берет лего-конструирование, кто то сказкотерапию, Анна Стебенькова ДОУ 99 брала Теневой театр (это действительно её все. Она в нём живет). Я брала аддитивные технологии  - работа с 3д ручкой с детьми дошкольного возраста.

То, что у нас получается представлено на выставке. Вы должны найти что то свое и это развивать. И уметь научить других учить.

Преподавателю слово дано не для того, чтобы

усыпить свою мысль, а чтобы будить чужую.

В.О. Ключевский

Еще одно испытание – это работа с родителями. А вот здесь я предлагаю вам принять участие в мозговом штурме.

Смотрите. У нас есть тема. 11 вопросов. Нам необходимо как можно интереснее и подробнее представить информацию по всем 11 вопросам за 20 минут для родителей так, чтобы им не было скучно, и они были б активны.

Источник знания неистощим: какие успехи не приобретай, человечество на этом пути, всем людям будет оставаться искать, открывать, познавать. И.А. Гончаров

Поэтому и я вам желаю постоянных успехов и постоянного поиска и получения знаний.

Давайте помнить, чтобы методика, прием, способ давали результаты, необходимо, прежде все го, чтобы активно работал разум их применяющего, его интуиция, здравый смысл. Отдав себе в этом отчет, давайте вместе двигаться в направлении к главной цели – получение радости и удовольствия от общения с детьми, от своей педагогической профессии, от своей жизни!