СИТУАЦИЯ УСПЕХА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В статье рассматриваются практические советы как создать на уроках комфортные условия для развития творческой личности с использованием разнообразных форм обучения на уроках изобразительного искусства
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Кишова О. А.,
учитель ИЗО и технологии (Труд)
МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»
СИТУАЦИЯ УСПЕХА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Аннотация. В статье рассматриваются практические советы как создать на уроках комфортные условия для развития творческой личности с использованием разнообразных форм обучения на урок изобразительного искусства
Ключевые слова: Творчество, сотворчество, сотрудничество, коллективная работа….
Предмет изобразительное искусство даёт огромные возможности для развития познавательной и творческой активности детей. Чувства радости и восторга, которые испытывает ребенок при встрече с прекрасным, способствуют воспитанию в нём высокие эстетические вкусы, сопереживания и сочувствия окружающему его миру.
Рисунок ребёнка имеет свои закономерности, которые необходимо учитывать в процессе преподавания, пропорции не всегда соблюдены, правила перспективы не учтены, но наивность детских рисунков, выразительная декоративность и сочность — цвета-вот их сильная сторона.
Но почему, казалось бы, такой простой предмет, любимый детьми, как «Изобразительное искусство», не доставляет им радости и удовлетворения? Учитель сетует на неусидчивость детей, родители ругают учителя, дети не хотят рисовать, теряют интерес к творчеству. В итоге изобразительное искусство называют «второсортным предметом».
Как помочь ребёнку поверить в себя, создать условия для развития творческой личности, быть успешным? Настоящему учителю, педагогу, даже родителю, нужно аккуратно и бережно относиться к рисункам детей, уважать ребёнка как личность. Недопустима критика, сравнение с работами других детей. Конечно анализировать детские работы надо, но делать это аккуратно. Вначале следует обязательно похвалить и лишь потом сделать замечание, в виде ненавязчивого совета, предложения.
Если ребёнок не хочет, отказывается рисовать, не надо его заставлять это делать. Пусть он просто посмотрит, как работают другие, поучаствует в обсуждении рисунков, рано или поздно, не получив отрицательных эмоций у него возникнет желание работать, и он захочет рисовать как другие ребята. Помочь ребенку поверить в себя - процесс не быстрый и рисование может сослужить отличную службу в постепенном формировании уверенности в себе! Несомненно, если у ребёнка повторяется такое поведение из урока в урок, нужно разговаривать с родителями и психологом.
Как помочь детям обрести уверенность в себе? Конечно всегда отмечать их успехи, поощрять любые творческие занятия, устраивать выставку рисунков, чтобы дети могли видеть работы других ребят и продемонстрировать каждый своё творчество. Огромное значение в преподавании изобразительному искусству имеет показ работ, детских рисунков, процесса рисования какого - либо изображения на доске. Обязательно нужно много рисовать в пояснительных целях на доске или прикреплённом к доске листе. Это помогает ребёнку сориентироваться в дальнейших действиях, понять с чего начать работу.
Совместные действия педагога и детей – «сотворчество» – являются перспективным методом обучения. «Сотворчество» формирует умение действовать коллективно, развивает коммуникативные способности детей. Зачастую общего показа иллюстративного материала не хватает для полного понимания ребёнком смысла задания и метода его выполнения, и тогда «сотворчество» становится единственным возможным способом обучения.
Чтобы дети проявляли интерес к предмету, уроки изобразительного искусства должны быть разнообразными, не представлять собой стандартный школьный урок. Например, урок–-виртуальное путешествие, на котором ребята посещают знаменитые места, знакомятся с архитектурой разных стран, с культурой разных народов и своей страны.
Урок – викторина. КВН. Урок – игра, где ребята превращаются в дизайнеров, художников - оформителей. Уроки-конкурсы: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, усвоения материала.
Коллективная работа на уроках изобразительного искусства помогает ребёнку раскрыться, даёт возможность проявить себя, развиваются навыки совместной работы, у ребёнка появляется стимул для дальнейшего творчества и уверенности в своих силах.
Уроки изобразительного искусства не должны быть скучными и неинтересными. Для учителя главное вовлечь учащихся в творческий процесс заинтересовать их, дать им возможность раскрыться в творчестве, ощутить радостные чувства от выполненной работы и конечно мы должны принять творение ребёнка с уважением.
Как сказал выдающийся польский педагог, врач, общественный деятель Януш Корчак: «Уважайте …чистое, ясное, непорочное святое детство».
Список литературы:
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. − М: Педагогика, 1991.- 480 с.
- Комаров Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие. - М.:, Рос. пед. агентство, 1998- 105 с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.- 255 с.
- Корчак Я. Любовь к ребёнку. Санкт-Петербург: Питер,. 2019.- 416 с.
