УЧИМСЯ ВМЕСТЕ. УЧИМСЯ С УВЛЕЧЕНИЕМ

Статья содержит описание реализации педагогических идей С. Л. Соловейчика на уроках, в процессе создания сотрудничества между детьми и педагогами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_vmeste._uchimsya_s_uvlecheniem.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Кишова О. А.

МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»

УЧИМСЯ ВМЕСТЕ. УЧИМСЯ С УВЛЕЧЕНИЕМ

Аннотация: статья содержит описание реализации педагогических идей С. Л. Соловейчика на уроках, в процессе создания сотрудничества между детьми и педагогами.

Ключевые слова: ученье с увлечением, сотрудничество, коллективная работа, малая группа, «учимся вместе», команда, обучение.

Мы стали часто слышать, что современные дети учатся без интереса, они пассивны, они ходят в школу, потому что так надо. Уроки для них неинтересны. Неинтересный урок, по мнению ребят, где нужно много и долго слушать, писать, где однообразные занятия, когда они выполняют совершенно ненужную им вещь, скучно, когда нельзя общаться с другими ребятами. Как заинтересовать ребёнка? Как сделать, организовать урок увлекательным? Сейчас очень много методов и технологий, которые мы можем применить и применяем на занятиях.

Почему у ребят самые любимые уроки технологии –это кулинария? Когда мы готовим, на уроки приходит весь класс, даже те, которые часто пропускают занятия. На уроках кулинарии дети узнают не только много интересного и полезного, они занимаются разнообразной деятельностью. Они работают все вместе, работают коллективом, каждый выполняет свою работу, но в целом получается один результат, какое-то блюдо, которое можно оценить всем вместе, за одни столом. Детям это очень нравится. Но мы не можем круглый год на уроках технологии готовить блюда.  Программа предусматривает и другие направления, не менее интересные чем кулинария. Поэтому умение заинтересовать детей – это одно из главных направлений педагогического поиска для каждого педагога, на каждом предмете

В книге «Учение с увлечением» Симон Львович Соловейчик рассуждая о проблеме в образовательном процессе, считает главной проблему отсутствия познавательной учебной мотивации, интереса в обучении: «Вот главная причина наших школьных бед и неприятностей, вот что мешает многим из нас получить достойное образование: неумение заинтересоваться учением!» [4, с. 2].

Информационное развитие общества, инновационные технологии в сферах науки и культуры, обязательность общего среднего образования, по мнению С. Л. Соловейчика, диктуют необходимость обучения с интересом, в удовольствие, «с увлечением», которое, в свою очередь, ведёт за собой развитие способностей: «…но, если охоты учиться нет – учение мучительно и бессмысленно. Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но не все знают обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Увлечение и способности тесно связаны между собой, – пишет С. Л. Соловейчик, – путь один: приучить себя везде работать с интересом, никогда не теряя чувства полноты жизни. Совсем недавно можно было допустить роскошь учиться без увлечения, лишь бы закончить школу. Сегодня учиться без интереса – значит подрывать основу будущей своей жизни, заранее приписываться к лагерю разочарованных и унывающих» [1, с. 4].

Чтобы заинтересовать детей, нужно использовать реальную для обучающегося важность и привлекательность заданий, повысить его личную ответственность (коллективная работа, работа в малых группах, распределение обязанностей в группе).

Метод обучения в малых группах по технологии сотрудничества играет важную роль в активизации детей. Метод позволяет ребятам общаясь не только изучать программный материал, но и выполнять задания, приобретать навыки работы в команде, они развивают самостоятельность, компетентность, умение работать в группах, всем вместе отвечать за результат своей работы.

Для учителя такая форма работы лучше, чем фронтальная, она обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения познавательной деятельности ребят.

Анализ методической литературы и опыт работы подвели к выделению следующих особенностей организации групповой работы, учащихся на уроке:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща, под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы может меняться, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Применяя метод обучения в малых группах предполагается получить следующие результаты:

-учащиеся должны добиться сплоченности и сконцентрировать свои усилия на выполнении общего задания в рамках отведенного времени;

-в процессе работы над заданием научиться выполнять функции добровольно принятой ими на себя роли;

-научиться анализировать результаты групповой работы и видеть взаимосвязь между сплоченностью коллектива и результатом, полученным при решении поставленной проблемы [2, с. 189].

Для примера рассмотрим урок в 7 классе - повторение изученного материала, который дети изучали в 6 классе. «Строение и свойства материалов». За год дети многое забыли и приходится повторять, рассказывать всё заново. Но используя метод малых групп мы «убиваем двух зайцев», повторяем и закрепляем материал и активизируем детей на дальнейшее изучение материала. Но главное сформулировать для ребят цель работы так, чтобы она была понятна всему классу: работая в группе повторить знания, которые были получены ранее так, чтобы они были усвоены каждым членом группы. Проговорить детям правила оценивания работы группы, что оценивается работа всей команды и каждый отвечает за результат. Каждый должен быть готов отвечать на вопросы учителя и ребят из других групп.

Структура урока.

  1. Разделение класса на группы, например, по листочкам разного цвета.
  2. Постановка познавательной задачи - введение проблемной ситуации, целеполагание
  3.  Распределение ролей, между учащимися: ведущий контролирует время, организатор активирует каждого участника в группе, оформители записывают ответы, чертят схемы, выполняют рисунки, лидер выполняет самую трудную часть задания, подключает по необходимости ребят из всей команды.
  4. Озвучивание критериев оценивания работы группы. Оценка общая для всех.
  5. Начало работы.  Выполнение задания «Анализ строения и свойства ткани».  Группы получают образец ткани разного вида. По предложенному плану ребята записывают результаты анализа образца ткани, готовятся к представлению ответа. План анализа строения и свойства ткани может состоять из следующих вопросов: Ткань выполнена из натуральных или химических волокон? Определить направление нити основы. Назовите ткацкое переплетение ткани. Определить лицевую и изнаночную стороны ткани.  Дефекты ткани? Для чего можно применить данную ткань?
  6. Отчет групп по итогам первого раунда. Каждая группа выступает в полном составе. Учитель в праве остановить отчёт и попросить продолжить ответ любого из команды или задать вопрос кому-то из членов группы. Все остальные учащиеся ищут ошибки других команд, вносят исправления в свои записи. Оценки за ответы не ставим, так как главное, чтобы всеми ребятами был усвоен материал.
  7.  Рефлексия. Задаются вопросы, связанные с организацией взаимодействия в группах? Оценить активность группы?
  8. Второй раунд. Повторить базовые знания. Каждой группе раздаются карточки –задания с одинаковыми вопросами. Ребята самостоятельно распределяют   вопросы и задания между собой. Затем каждый член команды самостоятельно ищет информацию по своему вопросу. Знакомит всю группу с ответом. В итоге, все ребята группы знают ответы на все предложенные вопросы.
  9. Контроль знаний. Задаются вопросы из карточки -задания учащимся разных групп так, чтобы проверить уровень подготовки всей команды. Оценка выставляется общая для всей группы
  10. Проводим повторную рефлексию. Проверяем, понравилось ли детям работать на уроке в той роли, которая им была предложена, что было самое сложное в работе, определяем взаимосвязь между сплоченностью команды при выполнении задания и полученным результатом.

Методика сотрудничества в течение года применяется при изучении разных разделов. Ребята, получив определённый опыт в совместной деятельности легко справляются с поставленными задачами на других уроках, на открытых мероприятиях.

Применяя на уроках технологию сотрудничества, мы решаем важные задачи в процессе обучения детей, это согласованность группы, личные интересы с потребностями всей команды, это способность ребят взять на себя ответственность за окончательное решение, это владение письменной и устной речью, это умение быстро искать информацию, умение дать оценку работы не только всей группы, но и каждого её члена и в первую очередь себя.

С. Л. Соловейчик пишет, «Учение может стать для ребёнка ценным как работа, как образ жизни, как дело, которое ему интересно. Именно педагогика сотрудничества даже слабым ученикам даёт возможность чего-то достичь и пережить своё достижение как успех. Педагогика сотрудничества даёт ребёнку настоящее, а не будущее чувство равенства и собственного достоинства» [4, с. 150].  

В заключении хочется отметить, что применение метода обучения в малых группах способствует собранности и эмоциональному подъему учащихся, учит общаться друг с другом в процессе познавательной деятельности, активизирует их и в конечном счете повышает эффективность урока. При этом именно мотивация- «учу потому, что мне интересно» - стимулирует учащихся к началу деятельности, а увлеченность процессом повторения в команде позволяет усваивать знания более качественно. Ребята учатся вместе, учатся с увлечением, вместе с ними учимся и мы.

Список литературы:

  1. Андреев A. A., Степанов E. H. Методика изучения удовлетворенности педагогов, учащихся и их родителей // Классный руководитель. – 2000. – № 2. – С. 18–22
  2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя.  -М.: Просвещение, 1991. - 192 с. 
  3. Соловейчик С. Л. Воспитание школы. Статьи для своей газеты «Первое сентября» 1992–1996 гг. – М., 2002.
  4. Соловейчик С. Л. Учение с увлечением: роман. – 2-е изд. – М.: Дет. лит., 1986 – 324 с.