РОЛЬ ЦВЕТОВЫХ АССОЦИАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Статья по разработке учебного материала для уроков литературы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 372.882
РОЛЬ ЦВЕТОВЫХ АССОЦИАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Корчагина Анастасия Юрьевна
учитель русского языка и литературы МБОУ «Бетькинская СОШ», магистр, с. Бетьки, Республика Татарстан, Россия
nastya.marataeva@mail.ru
Развитие универсальных навыков у обучающихся является одной из важнейших задач современного учителя. Школа закладывает основы для дальнейшего обучения и способствует приобретению ряда универсальных компетенций. Ассоциативное мышление оказывается одним из таких факторов, необходимых для формирования познавательных и творческих способностей обучающихся.
По определению Л. С. Выготского, «ассоциативно-образное мышление – это генетически обусловленный, универсальный механизм целостного восприятия и отражения объектов познания посредством художественных образов, связанных между собой по принципу ассоциирования (соотнесения, сопоставления, уподобления и проч.) и несущих определённую смысловую нагрузку» [1, с. 29]. Изучению ассоциативного мышления посвящены работы таких учёных, как Л. С. Выготского, Д. Гартли, Ф. Гальтона, Т. Гоббса, О. М. Дьяченко, Д. К. Кирнарской, А. Н. Леонтьева, Р. С. Немова, И. П. Павлова и ряда других. Такой интерес обусловлен тем, что ассоциации имеют важное значение в жизни человека. Исследователи наблюдают определённую закономерность в принятии человеком решений в той или иной области, обусловленных приобретенными ассоциативными механизмами. Подобное мышление является основой всего существования отдельно взятых личностей и общества в целом.
Немаловажную роль в работе ассоциативного мышления играет цвет и его образная система. Окружающая среда с помощью цвета влияет на состояние и настроение человека, внушает определённое отношение к событиям или явлениям. Исследователями доказано, что в солнечный день наше самочувствие намного лучше, чем в зимний период из-за отсутствия ярких красок. По этой причине психологи выявили несколько универсальных тезисов о цвете и о его влиянии на настроение человека. Разработана методика «Цветные дети», с помощью которой по цветам, которые ребенок чаще всего использует в рисунках и любит больше всего, определяют его характер, реакцию на жизненные ситуации и эмоциональный климат в семье, а главное прогнозируют, каким он может вырасти [6, с. 107–109].
В зависимости от того, какой цвет чаще всего использует в своих рисунках наш ребенок, а также какой цвет является для него самым любимым, выделялись особенности его характера. Психологами делаются активные попытки воздействия на человека, используя влияние цвета на его психофизиологию [6, с.107–109]. С точки зрения психологии цвета, каждый оттенок все-таки наделен определенными, свойственными только ему, способностями влиять на человека. Воздействуя на чувства, цвет и краски влияют на восприятие, могут улучшить или ухудшить настроение, способны очаровать нас и даже манипулировать нашим сознанием и поведением. Это свойство цвета основано на так называемой генетической, или видовой памяти человека [5, с.107-109].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что каждый человек к определённому возрасту формирует ассоциации, связанные с цветом. Стоит отметить, что в целом практически у каждого цвета есть как положительное значение, так и отрицательное. При этом можно выделить общеизвестные цветовые ассоциации:
- Красный – радость, красота, любовь и полнота жизни, а также вражда, месть, боль.
- Белый – чистота, невинность, добродетель, радость, тоска, смерть.
- Чёрный – несчастье, горе, траур, гибель, теплота, защита.
- Жёлтый или золотой – цвет золота, щедрости, цвет осени, зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, разлуки.
- Синий или голубой – небо и вечность, простор, верность, холод.
- Зелёный – цвет травы и листьев, юность, надежда, веселье, но также не стоит забывать о зеленой зависти.
- Серый – мягкость, но тоска, грусть, печаль [5].
Это неполный список цветовых образов. Здесь перечислены наиболее часто используемые в повседневной жизни и, что важно, в художественной литературе. Определённый цвет или склонность к одному из них могут рассказать о душевном состоянии и настроении. В художественной литературе зачастую цвет используется для описания состояния окружающей среды, общего эмоционального накала или отношения персонажа к окружающей действительности.
На уроках литературы необходимо разработать систему работы с цветовыми образами, которая будет способствовать не только развитию ассоциативного мышления, но и поможет анализировать художественные тексты на более глубоком уровне. Изучение цветовых образов на уроке литературы основывается как на общих, так и на индивидуальных ассоциациях [2, с. 32].
Ассоциативный анализ произведения на уроке литературе, по наблюдению исследователей, помогает «раскрыть его идейно-тематическую проблематику и организовать сотворчество читателя в постижении образной системы художественного текста» [2, с. 33]. На каждом этапе изучения художественной литературы цветовые образы будут способствовать также развитию памяти и творческих способностей. Как отмечают исследователи, «обращение к цветовому пространству художественного текста развивает образное мышление обучающихся и формирует эмоциональных отклик» [3, с. 112]. Для решения подобной задачи необходима разработка материалов, учитывающих индивидуальное восприятие произведения как учителем, как и обучающимися.
Нами были разработаны «цветовые карты» для изучения отдельных произведений на уроках литературы. Авторская разработка включает в себя набор цветных карточек среднего размера, на обороте которых представлены характеристики каждого цвета и список произведений, в которых встречается данный образ, или список персонажей, для характеристики которого писатель использовал какой-либо цвет. Набор карточек варьируется в зависимости от возраста обучающихся или изучаемого произведения. Например, в наборе карт по творчеству С. А. Есенина основными являются карты голубого, золотого и зелёного цветов. При анализе того или иного стихотворения поэта обучающиеся получают набор этих карт и с его помощью получают представление об основных настроениях и образах произведения. Особенно интересным является самостоятельное составление таких ассоциативных карт самими обучающимися.
Приведём конкретные примеры такого анализа. Изучение рассказа И. С. Тургенева «Муму» был проведён нами с обучающимися 5 класса. Для него мы использовали набор карточек красного, белого, золотого цвета и их соответствующими характеристиками:
- «В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней» [5]. Характеристика обучающегося: неспроста в самом начале для характеристики дома барыни автор использует этот цвет. Именно тоска и смерть были неотъемлемой частью жизни крестьян при её дворе.
- «Вот однажды пробиралась она по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту... кто-то вдруг сильно схватил ее за локоть; она обернулась и так и вскрикнула: за ней стоял Герасим. Глупо смеясь и ласково мыча, протягивал он ей пряничного петушка, с сусальным золотом на хвосте и крыльях» [5]. Характеристика обучающегося: Герасим от вей души дарит Татьяне этого петушка. Цвет сладости говорит о его добрых намерениях, щедрости его души
- «Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом» [5]. Характеристика обучающегося: в этом отрывке говорится о разлуке Герасима с любимым человеком. Красный цвет платка – символ его чувств и его боли от того, что он никогда не будет с ним.
Отрывки из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» проанализированы обучающимися 10 класса с набором карточек белого, золотого, голубого и синего, зелёного цветов с соответствующими им характеристиками:
- «Молодая княгиня Болконская приехала с работой в шитом золотом бархатном мешке» [4]. Характеристика обучающегося: золото говорит о внешнем достатке, хорошем положении в обществе. Но не стоит забывать, что с этим цветом связано много бед, и разлука с мужем и смерть молодой княгини станет доказательством этого.
- «Княжна Элен улыбалась; она поднялась с той же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов» [4]. Характеристика обучающегося: эта ослепительная белизна стала символом напускной чистоты Элен. И белый цвет как бы говорит нам о том, что не быть Пьеру счастливым с этой женщиной, только тоска ждет его.
- «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, – ничего не было видно» [4]. Характеристика обучающегося: зелёный цвет помогает понять, как внутренне изменился Болконский после встречи с Ростовой: у него появились новые силы, надежда на другую жизнь.
- «Над ним было опять все то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность» [4]. Характеристика обучающегося: цвет неба помогает нам понять, как меняется главный герой: он становится более глубоким, вдумчивым, уходит его поверхностное отношение к людям и к жизни.
В дальнейшем при частом обращении к цветовым образам обучающимся уже не требуются карточки с полными характеристиками цвета. Дидактическим материалом при анализе произведений могут служить цветные наклейки или маркеры. При анализе текста в качестве ответа на вопрос об эмоциональной характеристике определенных ситуаций или для описания образов героев обучающиеся используют определённый цвет самостоятельно, не обращаясь к подсказкам на обороте карточек.
Стоит отметить, что цвет – не единственный механизм развития ассоциативного мышления. Подобную роль могут выполнять и другие художественные образы. Применение предложенного метода на уроках литературы помогает обучающимся не только ориентироваться в художественном тексте, но и развивать ассоциативное мышление обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Москва: Просвещение, 1967. – 126 с.
- Калинин К. А. Ассоциативный потенциал изучения ономастического пространства рассказа Л. Андреева «Баргамот и Гараська» // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. – 2023. – № 3(46). – С. 31–34.
- Калинин К. А., Сонькин В. А. Методика обучения литературе. Ассоциативный анализ художественного текста: учебное пособие. – Казань: РИЦ «Школа», 2024. – 151 с.
- Толстой Л. Н. Война и мир: роман: в 4 томах. – Москва: Дрофа: Вече, 2002.
- Тургенев И. С. Муму. – Москва: Детская литература, 1959. – 40 с.
- Хакимова Г. А. Психология и символика цвета // Молодой ученый. – 2018. – № 9(195). – С. 107–109
В статье представлен опыт формирования ассоциативного мышления на уроке литературы при обучении анализу художественного текста с использованием цветовых образов. Для примера привлекаются отрывки из текстов произведений И. С. Тургенева «Муму» и Л. Н. Толстого «Война и мир», изучаемые в 5 и в 10 классе соответственно. Вдумчивое изучение цветовых образов в художественном тексте помогает внимательному читателю более глубоко понять произведение, используя ассоциативное мышление для восприятия данных образов.
Ключевые слова: ассоциативное мышление, цвет, цветовой образ, анализ текста, урок литературы.
THE ROLE OF COLOR ASSOCIATIONS IN THE STUDY OF A LITERARY TEXT IN A LITERATURE LESSON
A. Yu. Korchagina
The article presents the experience of forming associative thinking in a literature lesson when teaching the analysis of a literary text using color images. For example, excerpts from the texts of the works of I. S. Turgenev «Mumu» and L. N. Tolstoy «War and Peace», studied in 5th and 10th grade, respectively, are used. A thoughtful study of color images in a literary text helps an attentive reader to understand the work more deeply, using associative thinking to perceive these images.
Keywords: associative thinking, color, color image, text analysis, literature lesson.
