Экологическое воспитание школьников на уроках биологии на примере изучения темы «Антропогенные экосистемы и их влияние на биоразнообразие»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 661.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Теория и методика обучения биологии
Тема работы: Экологическое воспитание школьников на уроках биологии на примере изучения темы «Антропогенные экосистемы и их влияние на биоразнообразие».
Выполнила: Малумян Талита Тирановна, учитель биологии и химии | |
Москва – 2024 год
Оглавление:
Введение ………………………………………………...………………….….… 3
Глава 1. Теоретические аспекты экологического воспитания ………...…. 7
- История развития экологического воспитания …………………….….... 7
- «Истоки» экологического воспитания в России ………………...……… 7
- Сущность, цель и компоненты экологического воспитания …......…… 10
- Анализ изучения темы антропогенного влияния на биоразнообразие в курсе биологии ……….…………..................................................……… 12
- Формы и методы экологического воспитания на уроках биологии по теме «Антропогенные экосистемы и их влияние на биоразнообразие» .14
Глава 2. Примеры реализации экологического воспитания школьников по теме «Антропогенные экосистемы и их влияние на биоразнообразие» …………………………………………………………………………………… 21
- Лабораторная работа: «Влияние антропогенных экосистем на фенотипическую особенность популяции клопов-солдатиков» ................................................................................................................................ 21
- Игра «Экологический след» ……..…...……………..................................... 23
- Мультфильм «ВАЛЛ-И» как средство осуществления экологического воспитания …………………………………………….…………………….. 27
Заключение …………………………………………………………...….....…. 32
Список литературы …………………………………………………………... 34
Приложения ……………………………………………...………………...….. 36
Введение
Темпы современного научно-технического развития, внедрение новых технологий в производственные процессы, увеличение объёма информации, рост городов, населения и постоянное пополнение запаса человеческих знаний требуют подготовки высокоинтеллектуальных профессионалов, способных мыслить научно, воспринимать новые знания, заниматься систематическим самообразованием и личностным развитием, принимать нестандартные решения и мыслить творчески. Однако за каждым открытием скрываются свои последствия. Некоторые из них приводят к положительным результатам, в то время как другие – к негативным: создают дополнительные проблемы, трудные задачи, которые необходимо решить.
Реализация экологического воспитания прочно вошла в образовательный процесс на всех уровнях образования. Экологические проблемы к XXI веку всё возрастают и усложняются. Формирование экологического мировоззрения, мышления, сознания в рамках соответствующего воспитания в современном мире становится одним из императивов модернизации традиционного подхода к взаимодействию природы и человека, его деятельности. Сложившаяся экологическая ситуация как во всём мире в целом, так и в каждом государстве, городе, районе носит глобальный характер. Причиной данного положения дел стала экологическая безграмотность, равнодушие общества. Сейчас вопрос о методах, средствах решении экологических проблем стоит как никогда остро. Именно поэтому важно осуществлять экологическое воспитание с детства, поскольку дети – это будущее нашей планеты, а следовательно, в их руках её сохранение. Кроме того, вовлечение детей в решение экологических проблем может привести к новым идеям и инновациям. Дети могут придумывать новые способы использования ресурсов и создания экологически чистых технологий. Общеобразовательные организации: школы, гимназии, лицеи - являются местами наиболее благоприятными для её реализации.
Только экологически грамотные люди могут понять всё многообразие и сложность природно-социальных и духовно-нравственных проблем, найти своё место в мире, здраво и разумно реагировать на изменения в жизни и действовать ответственно. Чтобы правильно взаимодействовать с природой и верно выбрать путь улучшения экологической обстановки (её «очищению»), необходимо иметь знания об окружающей среде, законах, касающихся её функционирования и зависимостей.
Экология характеризуется концепцией «опасности», которая раскрывает негативное воздействие природы на общество и человека и воздействие человека и общества на природу. Примером второго воздействия является сложное влияние антропогенных экосистем на биоразнообразие, так как они, с одной стороны, могут быть фактором разрушения природных экосистем, так и местом сохранения и восстановления биологического разнообразия.
Актуальность данной курсовой работы, следующая: изучение темы «Антропогенные экосистемы и их влияние на биоразнообразие» и реализация экологического воспитания в рамках этой темы на уроках биологии позволит не только расширить знания учащихся, но и поможет сформировать экологическую культуру и ответственное отношение к природе. Оно даёт возможность детям понимать, как человеческая деятельность и их собственные, на первый взгляд, маленькие действия влияют на окружающую среду и её обитателей. Это способствует становлению учащихся как ответственных граждан, которые заботятся о будущем.
Проблема заключается в том, каким образом, а именно какой формой организации, методами, средствами реализовать экологическое воспитание школьников в рамках этой темы на уроке биологии с учётом ряда факторов: ограниченное время (45 минут), большая наполняемость классов, бедное оснащение многих общеобразовательных учреждений материалами и техникой, а порой исключение данной темы из учебной программы.
Решение вышенаписанной проблемы является целью курсовой работы: определение методов и средств для успешного осуществления на уроках биологии экологического воспитания, а также приведение примеров практических занятий, способствующих формированию у учащихся знаний о влиянии антропогенных экосистем на биоразнообразие планеты.
Объект исследования: процесс экологического воспитания.
Предмет исследования: методы осуществления экологического воспитания на примере изучения темы «Антропогенные экосистемы и их влияние на биоразнообразие».
В соответствии с целью поставлены следующие задачи курсовой работы:
1. Изучить историю развития экологии как науки и определить её место в системе естественных наук, в частности среди биологических;
2. Изучить историю становления экологического воспитания;
3. Определить сущность экологического воспитания;
4. Рассмотреть варианты методов создания «экологического опыта» у школьников в рамках темы «Антропогенные экосистемы и их влияние на биоразнообразие».
Гипотеза: изучение теоретических основ экологического воспитания способствует грамотному осуществлению преподавателями разнообразных практических работ на уроках биологии, направленных на осознание детьми влияния антропогенного воздействия на биоразнообразие среды, формирование у них экологической культуры.
При написании данной работы были использованы библиографический метод, изучение педагогической литературы, методы научного обобщения и анализа.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в определении главных характеристик и особенностей экологического воспитания от других видов, а также рассмотрении разнообразия методов и приёмов формирования экологического мировоззрения, мышления при изучении темы «Антропогенные экосистемы и их влияние на биоразнообразие».
Практическая значимость состоит в том, что её можно использовать при проведении лекционных и семинарских занятиях в университете, для самостоятельного дополнительного изучения темы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы, насчитывающего 12 источников и 3 приложений.
Глава 1
Теоретические аспекты экологического воспитания школьников
История развития экологического воспитания
В настоящее время экологическое воспитание является неотъемлемой частью системы образования во многих странах. В многих из них существуют специальные программы и проекты, направленные на экологическое воспитание детей и молодёжи, включая экологические лагеря, экологические клубы и организации.
Экологическое воспитание как самостоятельная научная и практическая область начала развиваться в середине XX века в послевоенное время. Ранее экологические проблемы не были признаны как чрезвычайно важные и не требовали особого внимания в системе образования.
Конференция ООН по окружающей среде, которая проходила в Стокгольме в 1972 году, была первой международной конференцией, посвященной проблемам окружающей среды. На конференции было принято много важных решений и документов, которые заложили основы международной экологической политики.
Одним из таких решений было признание необходимости включения в систему образования экологического воспитания. Участники конференции пришли к выводу, что экологическое воспитание играет важную роль в формировании экологически ответственного поведения и помогает людям понимать важность сохранения окружающей среды.
В 1980-х годах экологическое воспитание получило широкое распространение в западных странах, где были созданы специализированные курсы и программы. В России экологическое воспитание начало развиваться в середине 1980-х годов, когда стали возрастать экологические проблемы и начались массовые акции за сохранение природы.
«Истоки» экологического воспитания в России
Зарождение экологии как науки связано с расцветом изучения растений, животных, условий окружающей среды, наблюдаемых явлений. Эти знания включались в образование, что заметно в истории естествознания нашего государства.
Данный предмет изначально отличался отходом от научности в пользу религиозности. Он характеризовался нравственностью, что характерно для процесса воспитания. Много веков источником знаний и представлений о природе была Библия, различные переведённые церковные рукописи, книги, заимствованные у византийских авторов.
Сборник рассказов «Физиолог» является одним из первых произведений, которые использовались в рамках экологического воспитания и обучения. Постепенно были распространены в образовании и другие произведения. Тем не менее, вплоть до XVIII века фундаментов естествознания были старинные источники, отличавшихся религиозностью, порой наличием вымыслов, но не научностью и достоверностью.
Однако с приходом к власти Петра I, установлением светского образования всё немного изменилось. Например, в 1713 году в Москве было издано «Введение в естественные науки». Это был курс «натуральной философии», содержащий в себе знания о строении Вселенной, неорганической материи, растений, животных и, конечно, человека. В это время в Европе всё больше находила отражение эта наука в написании новых научных трудов, открытии ботанических садов, музеев, проведении экспериментов и наблюдений. Затем, в 1725 году по указу императора была создана Российская академия наук, академики которой совершили множество открытий, в том числе и экологических. Естествознание как учебный предмет под названием «Естественная история» впервые вошло в образовательную школу России в 1786 году. По указу уже Екатерины Великой было издано «Начертание естественной истории» академика В. Ф. Зуева для училищ Российской империи.
Также большой вклад в становление экологии в науке и системе образования в Российской империи внёс К. Ф. Рулье, который помимо определения теоретических вопросов экологии, определил и её практические задачи, место в системе наук, закономерности и другие важные аспекты.
Собственно российская «школа экологии» образовалась в конце ХIХ - начале ХХ веков, что практически соответствует основанию Э. Геккелем, естествоиспытателем, философом и автором термина «экология», немецкой школы.
История развития экологии как науки в России невероятно богата. Если Геккель не ставил перед этой наукой практических задач, то российские учёные, например, В. И. Вернадский, Г. Ф. Морозов, В. Н. Сукачёв и многие другие, наоборот, в своих работах определяли и прикладное значение. Знаменитая цитата Николая Ивановича Вавилова гласит: «Наша задача – привести в порядок земной шар. Работы хватит на армию исследователей, было бы желание работать».
Впрочем, индустриализация в СССР замедлила развитие отечественной экологии, что привело к последующей трактовке данной науки как всецело теоретической и её преподаванию в университетах с географическим и биологическим профилями.
К 1980-м годам сформирована непрерывная концепция реализации экологического образования, то есть в дошкольном, школьном и вузовском образовании. Благодаря этому стало возможным разнообразие целей и содержания экологического обучения и воспитания с учётом особенностей каждого этапа.
С 1990-х годов и в настоящее время, как ранее упоминалось, целью является формирование у обучающихся экологической культуры, как одна из составляющих культуры человека, проявляющаяся в его жизни, действиях и отношении.
Неслучайно именно с середины ХХ века начался подъём развития экологического образования, в том числе и воспитания. Это связано с осознанием обществом последствий войны: ухудшением экологической обстановки и стремительное истощение природных ресурсов. В связи с этим, необходимо было, как говорил, Владимир Иванович Вернадский, научиться каждому человеку «управлять собой в отношениях с природой».
Сущность, цель и компоненты экологического воспитания
Экология как наука и экологическое образование имеют интегрированный и междисциплинарный характер, они содержат знания из различных областей научных знаний, в связи с чем, как никакое другое направление позволяют достигать метапредметных образовательных результатов. Именно поэтому экологическое образование должно не только входить в содержание всех форм общего образования, но и реализовываться посредством деятельности экологической направленности.
Экологическое образование отражает новый социальный заказ образованию - формировать способность проектировать свою жизнедеятельность на основе экосистемного подхода. При этом необходимо реализовывать такие принципы, как принцип предосторожности и принцип экологической безопасности. Поскольку благодаря этому обучающиеся смогут учитывать разнообразные экологические последствия и последующие за ними социальные и экономические. Примечательно, что данный "заказ" совмещает в себе как элементы цели экологического обучения, так и воспитания, что закреплено на государственном уровне. Единство[1] этих двух процессов общественно значимо, но, в первую очередь, осуществляется в интересах человека.
Экологическое воспитание представляют по-разному, а именно как особый вид мышления, этики, мировоззрения, грамотности и культуры. Это, как ранее отмечалось, обусловлено её неразрывностью с обучением и интегрированностью и междисциплинарностью. Так, Г. Ж. Байышова и Ж. А. Абдуллаева определяют экологическое воспитание как экологическое воспитательное устройство, которое сочетает теории разумного использования природных ресурсов и методы сохранения природы, которое направлено на формирование экологического мышления и мировоззрения, базирующееся на принципах индивидуальной экологической ответственности [2].
В экологическом воспитании выделяют четыре главных компонента: познавательный, ценностный, деятельностный и нормативный. Их реализация гарантирует успешное осуществление данного процесса. Познавательный компонент характеризуется усвоением детьми свойства предметов, явлений, их многогранности и сложной взаимосвязи между собой в окружающем мире - формирование понимания единства природы, в том числе человека и природы.
Ценностный компонент раскрывает значимость изучения различных объектов окружающей среды, в том числе и человека. Ещё с древней Руси экология (обучение и воспитание) носила нравственный характер и продолжает по сей день. Экологическое образование нацелено на эмоционально-волевую сферу обучающихся для формирования ценностного, бережного отношения к природе, формирования осознания её действительной ценности.
Деятельностный компонент подразумевает освоение детьми умений, навыков, способов и моделей действий экологической направленности.
Реализация нормативного компонента способствует формированию знаний о нормах (правилах) поведения, деятельности в окружающей среде и социальном окружении [8].
Целью экологического воспитания является формирование знаний и умений в сфере экологии и природопользования, а также овладение знаниями по организации и осуществлению деятельности на базе экологических установок. Главная задача экологического воспитания — это формирование экологического сознания у обучающихся, проявляющееся в ответственном отношении к природе, следовании моральных и правовых норм по отношению к ней, в творческой деятельности по защите природной среды.
В целом можно отметить, что экологическое воспитание — это формирование индивидуальной экологической культуры, о чём ранее упоминалось.
По мнению Ю. А. Черновой и О. И. Дониной экологическая культура (воспитание) — это комплексная система, включающая в себя разнообразные формы и виды деятельности, ценности, знания по сохранению живой и неживой природы, из-за чего человек ощущает себя "незаменимой частью единого целого" [12, с. 234].
Между экологией и культурой существует тесная связь: состояние окружающей среды отражает уровень культурного развития общества. Если культурные ценности не изменятся, то нельзя ожидать позитивных изменений в экологии. Только культура может помочь согласовать деятельность человека с природными и социальными законами жизни. Наверное, Н. Рерих имел в виду, что культура утверждает жизнь, подчеркивая важность культуры в преобразовании жизни [5].
Анализ изучения темы антропогенного влияния на биоразнообразие в курсе биологии
Одной из важных тем, изучаемых в курсе биологии для учеников 5-11 классов, является антропогенное влияние человека на биоразнообразие. Эта тема связана с изучением того, как деятельность человека, создаваемые им урбоценозы, агроценозы влияют на природные экосистемы и живые организмы нашей планеты.
Изучение данной темы помогает ученикам понимать, как их действия могут влиять на окружающую среду, а также внести свой вклад в сохранение биоразнообразия, поддержания стабильности экосистем. Первоначально с термином «биоразнообразие» ученики встречаются в 7 классе при прохождении курса зоологии в рамках уроков биологии. Биоразнообразие — это множество различных видов живых организмов, которые населяют Землю, и их взаимодействие друг с другом и с окружающей средой. Биоразнообразие включает в себя не только животных и растения, но и микроорганизмы, грибы и другие формы жизни. Оно важно для жизни планеты, так как все виды живых организмов взаимодействуют между собой и с окружающей средой, образуя сложные экосистемы. Каждый вид животных и растений выполняет свою уникальную роль в экосистеме, и их взаимодействие важно для баланса жизни на планете. Традиционно при изучении каждого таксона царства Животные учебники и преподаватели предоставляют информацию о значении данного таксона для природы и жизни человека, а порой и о сокращении определённых видов организмов и причинах этого явления.
Однако с одним из основных аспектов изучения темы влияния антропогенных экосистем на биоразнообразие — рассмотрение антропогенных факторов, которые могут негативно влиять на экосистемы и живые организмы, школьники знакомятся ещё в 5 классе (либо в 6 в зависимости от школы) при изучении темы: «Экологические факторы и их влияние на живые организмы». В рамках этой темы дети узнают о загрязнениях окружающей среды: выбросы токсичных веществ в атмосферу, воду и почву, отходы производства и, что немаловажно, бытовые отходы, которые негативно и прямо или косвенно оказывают влияние на живые организмы и экосистемы, уничтожая или изменяя среду обитания, как это, например, происходит при создании человеком искусственных экосистем. «Созданные человеком сообщества» дети изучают также в 5–6 классах: знакомятся с понятиями «агроценоз», «экосистема городов» (урбоценоз, урбанизация), усваивают отличия между естественной и искусственной экосистемами.
Более подробное изучение агробиоценозов, антропогенного воздействия на биосферу, а также основы рационального природопользования изучаются в 9 классе.
Изменение природных условий: деятельность человека может привести к изменению климата, уничтожению естественных экосистем, а следом и биоразнообразия, снижению качества почвы, ухудшению качества и количества воды и т. д. Другими словами приводят к стабильному «усилению» глобальных экологических проблем, с которыми ученики знакомятся в рамках курса биологии 11 класса.
Исходя из вышеуказанного очевидно, что тема: «Антропогенные экосистемы и их влияние на биоразнообразие» изучается прямо либо косвенно на протяжении всего курса биологии. Данная тема важна для становления личностей детей, так как осознание ими последствий собственных действий, составляющих деятельность всего человечества, для окружающей среды делает их более «экологически» рациональными. Это значимо для будущего, поскольку каждый человек должен принимать ответственность за свои действия и искать способы уменьшения нашего экологического следа на планете для следующих поколений. Чем раньше это освоит человек, тем раньше и больше полезных дел он может совершить для природы.
Формы и методы экологического воспитания на уроках биологии по теме «Антропогенные экосистемы и их влияние на биоразнообразие»
Усиление экологического кризиса ставит вопрос реализации экологического воспитания как никогда актуальным. Система данного вида воспитания по содержанию[2] представляет собой совокупность компонентов: целей, задач и других - в определённой последовательности и единой направленности, благодаря которым возможно формирование у обучающихся мировоззрения как у личности, имеющей экологическую культуру.
Формы воспитания – это способы организации воспитательного процесса, коллективной и индивидуальной деятельности учащихся соответствующим образом. Для "форм воспитания" характерно использование и других формулировок, а именно - варианты организации воспитательного процесса построением определенного мероприятия. Формальный подход, который преобладал в системе воспитания, вызывал отрицание по отношению к термину "мероприятие". Тем не менее, он имеет место быть, так как воспитательный процесс может осуществляться как мероприятие, то есть реализовываться с помощью ряда предварительных подготовок, проведении ряда этапов, при выполнении которых у воспитанников возникают запланированные новообразования либо продолжается развитие уже приобретённых.
Любой воспитательный процесс должен быть личностно-ориентированным, направленным больше на эмоционально-волевую сферу ребёнка, а не когнитивную (что характерно для обучения). За счёт этого достигается возникновение мотивов "экологического содержания".
Существуют различные формы воспитания, в том числе и для экологического. Выделяют массовые (например, акции, фестивали), групповые (экскурсии, походы) и индивидуальные (участие с докладом на конференции, к примеру). Однако в рамках изучения темы «Антропогенные экосистемы и их влияние на биоразнообразие» на уроках биологии форма организации воспитания (и обучения в том числе, ведь оба процесса неразрывны) уже определена - урок. С точки зрения целостности образовательного процесса, то основной организационной формой является именно он. Урок — это организованная форма обучения, в ходе которой учитель реализует коллективно-познавательную или иную деятельность в течение точно определённого периода времени.
Урок - явление динамичное. Как стремительно меняются общественные тенденции, так и урок меняет характер, тем самым подстраиваясь под "запрос" общества, отражая современные тенденции. Это выражено, в первую очередь, в гармоничном единстве осуществления образовательной, воспитательной и развивающей функций.
В настоящее время каждый урок имеет ориентацию на жизнь - ценностное содержание, благодаря чему урок даёт как познание, так и социально-нравственное общение [11, с. 218].
Реализации экологического воспитания по теме "Антропогенные экосистемы и их влияние на биоразнообразие" именно на уроках (в урочное время) биологии способствуют методы и сопутствующие им приёмы и средства.
Метод воспитания представляет собой стратегию взаимодействия между учителем и учениками с целью достижения образовательных и воспитательных целей. Он состоит из различных методических приемов, которые могут быть применены в зависимости от конкретной педагогической ситуации и заменять друг друга.
Методы так же едины со средствами воспитания. Под средствами подразумевают разнообразные объекты, произведения материальной и духовной культуры, которые педагог применяет в образовательном процессе. Это может быть учебными пособиями, художественной литературой, произведениями различных жанров искусства, аудио- и видеоматериалами, СМИ и многое другое.
Зарипова М. Д. выделяет на основе системы общих методов воспитания, предложенной Сластёниным В. А., следующие методы экологического воспитания:
- Методы формирования сознания;
- Методы, направленные на повышение мотивации и стимулирование деятельности и поведения личности.
К первой группе относятся следующие методы: рассказ, беседа, лекция, диспут. Если рассматривать данные методы исходя из источника получения знаний, то данные методы относились бы к методам обучения, а именно словесным, так как источник знания - слово, а деятельность воспитанников заключается в слушании и осмысливании (при рассказе - последовательном изложении, которое в основном содержит фактический материал, и может быть выражено в описательной или повествовательной форме [6, с. 119]. Он играет важную роль в организации деятельности, связанной с ценностно-ориентированными вопросами) или осмысливании и последующего диалога (при беседе - методе активного взаимодействия педагога и учащихся, основанном на вопросно-ответной форме, главная цель которого заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся и привлечь их к оценке событий, поступков и явлений; при диспуте - методе, направленном на формирование суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентированной деятельности, не предполагающий принятия определённых и окончательных решений).
Наиболее успешным и чаще реализуемым на уроках биологии является метод беседы в совокупности с такими средствами визуализации как показ презентации, отрывков документальных фильмов, демонстрация фотографий, рисунков, плакатов, моделей. В настоящее время популярен показ отрывков из мультфильмов, а порой и целых короткометражных. Мультфильмы эффективны и интересны. Их можно внедрить в урок по-разному, а именно как:
- иллюстрацию: мультфильм может быть использован для наглядности и объяснения сложных в представлении концепций и тем;
- запуск обсуждений: показ мультфильма может служить отличным запуском для обсуждений и дебатов на уроке. После просмотра преподаватель может задать вопросы о содержании мультфильма, развивать мысль учеников и стимулировать их критическое мышление;
- повышение мотивации и вовлеченности: мультфильм привлекателен для детей и подростков, поскольку он предлагает интересные и разнообразные визуальные образы, ярких персонажей и захватывающие сюжеты. Использование мультфильмов на уроках способствует повышению мотивации учащихся и создаёт благоприятную обстановку для обучения, что способствует их активному участию в уроке.
При использовании мультфильмов на уроках также важно обратить внимание на выбор подходящего контента с учётом возраста и интересов учащихся, а также предоставить связь мультфильма с академическими целями урока.
Когда у человека имеются сильные внутренние или, как минимум, внешние мотивы, которые побуждают его к активному действию и преодолению трудностей, он может выполнять задачи более эффективно и достигать более высоких результатов. Мотивация и стимулирование деятельности тесно связаны между собой, и разнообразные методы стимулирования, такие как соревнования, познавательные игры и другие, могут быть применены для усиления воздействия на школьников и поддержания их интереса.
Игра (познавательная, деловая) относится к практическим методам, так как источником знания является самостоятельная деятельность воспитанников в игровой форме. Преимуществом игры как метода воспитания, том числе и экологического, заключается в том, что она может осуществляться коллективно. В 1990-х годах к теории коллектива было внесено понятие "воспитательные системы". Коллектив представляет собой вершину социальной организации, которая строится на принципах общности интересов, дружеских отношений, взаимодействия и взаимной поддержки. В коллективе индивидуальность лучше всего развивается и проявляется, что способствует формированию личности ребенка [9, с. 204]. Коллектив представляет благоприятную среду для формирования различных ценностей, включая экологическую культуру. Работа над экологическими проектами в коллективе увеличивает шансы на достижение цели, так как экологические установки и убеждения формируются совместно с товарищами по коллективу. Ребенок может объективно оценить себя, увидеть свои недостатки и направить все свои усилия на их исправление, чтобы стать частью коллектива, а не "отдельным" от него.
Помимо игр, в рамках осуществления экологического воспитания по теме "Антропогенные экосистемы и их влияние на биоразнообразие" ещё одним необычным для воспитания практическим методом могут служить метод лабораторных и практических работ, которые зачастую неразрывны с другой группой методов – наглядными. Дети при выполнении данных видов работ становятся в позиции (роли) экологов, которые наблюдают за объектом лабораторной работы, исследуют его, выявляют закономерности и связи, делают выводы и находят решения. Лабораторные и практические работы также способствуют поддержанию активной заинтересованности, мотивации у детей, особенно если результат исследования может быть любым.
Современная образовательная деятельность активно использует метод case-study, который также известен как метод конкретных ситуаций, представляющий собой активный проблемно-ситуационный анализ, основанный на решении конкретных ситуативных задач. С помощью этого метода обучающиеся анализируют случай, возникающий в конкретной ситуации, и разрабатывают практическое решение индивидуально или совместно с группой. По окончании процесса решения ситуации оцениваются предложенные алгоритмы и выбирается лучшее решение в контексте поставленной проблемы. Ранее этот метод наиболее широко применялся в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом, но сейчас его применяют также в других сферах, включая школьные предметы.
Сейчас кейс-метод является одним из ведущих и наиболее эффективных методов, который помогает учащимся понимать социальную, педагогическую и другие аспекты реальности. Как технология коллективного обучения, кейс-метод интегрирует другие методы особенно в области развивающей, личностно-ориентированной технологий, которые включают процедуры индивидуального, группового и коллективного развития. Эти методы способствуют формированию у детей этических и ценностных принципов отношения к миру: к природе, к людям и, конечно, к себе [10, с. 20–23].
Глава 2
Примеры реализации экологического воспитания школьников по теме «Антропогенные экосистемы и их влияние на биоразнообразие»
Лабораторная работа: «Влияние антропогенных экосистем на фенотипическую особенность популяции клопов-солдатиков»
Изучение изменчивости в живых организмах является сложной темой в биологии, которая требует постоянного обновления понимания ее значимости. Сегодня в биологии всё больше внимания уделяется комплексным методам изучения изменчивости признаков, а также методам изучения состояния экосистем с использованием видов-индикаторов. Виды-индикаторы позволяют увидеть влияние антропогенных факторов, экосистем на биоразнообразие, состояние видов, структуры их популяции на ранних стадиях. Один из них, клоп-солдатик, является широко распространенным видом с высокой популяцией и ярко выраженной изменчивостью меланизированного покрова тела. Выбор модельного объекта требует учёта нескольких факторов, включая широкий ареал, высокую численность и соответствие задачам исследования. Клоп-солдатик отвечает этим требованиям. Данный представитель фауны знаком многим с детства. Клоп-солдатик обычно живет в колониях, которые легко обнаруживаются в лесной подстилке, под старыми пнями, у основания деревьев.
Особи, составляющие популяции клопов-солдатиков, имеют различные вариации окраса, которые исследованы Батлуцкой И. В. (есть патент на данный способ биоиндикации). Она определила, что вариация П1, которая проявляется в меланизированном рисунке переднеспинки клопа-солдатика, имеет большое значение для адаптации к окружающей среде (самцы имеют правильное строение, благодаря чему быстрее и активнее передвигаются в период размножения). Частота распространения этой вариации в популяции может служить индикатором качества среды. Для этого используются половозрелые особи клопа-солдатика как индикаторы среды. Эталонная среда разбивается на три класса качества в зависимости от уровня антропогенного влияния. Изучаемые популяции клопов-солдатиков, которые способны существовать в диапазоне качества эталонной среды, используются для определения частоты встречаемости вариации П1:
П1> 70 % - среда с минимальным антропогенным воздействием;
П1 40–70 % - среда со средним антропогенным влиянием воздействием;
П1 <40 % - среда подвергается сильному антропогенному воздействию.
Для учащихся 10-х классов разработана лабораторная работа по теме: «Влияние антропогенных экосистем (факторов) на частоту проявления фенотипической изменчивости в популяциях клопов-солдатиков», на выполнение которой выделяется 20 минут (лабораторная работа совмещена с уроком по новой теме. Урок по типу комбинированный). Цель данной работы:
1) выявить закономерности модификационной изменчивости на примере клопа-солдатика;
2) определить возможные последствия данного вида изменчивости как для популяции насекомых, так и для экосистемы.
Оборудование и материалы: раздаточный материал, на котором проиллюстрированы вариации изменчивости организмов, а также бланк лабораторной работы (Приложение 1 и 2), 6 банок, в каждой из которых по 10-15 замороженных особей популяций, изъятых с зоны дворов городских районов, с парковой зоны и лесной, лупа, пинцет, канцелярские принадлежности.
Перед выполнением лабораторной работы учащиеся совместно с преподавателем при беседе (теоретическая часть, 10 минут) обсуждают новую тему: "Антропогенное воздействие на биосферу": что такое антропогенные факторы, экосистема, урбосистемы, агроценоз, трофические связи, фенотипическая изменчивость, как могут возникать различия между особями одного вида и т. д. После того, как учащиеся освоят теоретическую базу, они начинают выполнение лабораторной работы с натуральным объектом – замороженными клопами-солдатиками, собранных в трёх различных зонах с разным антропогенным воздействием. Одна банка клопов раздаётся на четверых учащихся, однако каждый самостоятельно определяет фены, заносит данные в таблицу, определяет, из какой среды изъята группа особей, делает выводы на основе полученных данных.
Игра «Экологический след»
«Экологический след» — это командная игра, которая проводится среди учащихся 9 классов на уроке биологии в рамках тем «Агроценозы. Влияние человека на экосистемы» и «Антропогенное воздействие на биосферу». Каждая команда получает папку с делом, внутри которой находится информация: подсказки, улики, краткие сведения, отрывки из газетных статей, диаграммы, статистики, фотографии, карты и тому подобное. Детям необходимо с помощью содержимого папки, а также знаний определить, какому конкретному агроценозу посвящено дело (если первая тема изучается на уроке), либо какой антропогенной деятельности (если вторая тема изучается).
На реализацию игры требуется 17 минут. Класс (в среднем 25 человек) делится на команды по 5 человек (итого 5 команд). Если количество учащихся больше, то необходимо создать большее число команд (соответственно и папок с делом), либо оставить количество команд, увеличив число участников внутри одной команды. Во втором случае необходимо усложнить дело: добавить больше задач, требующих выполнение, вопросов, советующих новым задачам материалы, сократить подсказки.
По завершению 17 минут команды должны презентовать свою работу всем ученикам класса. Важно отметить, что в процессе решения дела участники команд ведут записи в своих тетрадях. Таким образом, у каждого ученика будет краткий конспект темы с конкретным примером. В дальнейшем они смогут по аналогии определять влияние других видов антропогенных экосистем и воздействий на природу.
Цель игры "Экологический след" - познакомить участников игры с проблемами окружающей среды и научить их принимать рациональные решения в области охраны природы и экологии.
Образовательные задачи:
1. Обучить участников основным понятиям и характеристикам экологии в рамках изучаемой темы: экосистема (естественная и искусственная), агроценозы, урбоценозы, признаки отличия между двумя видами ценозов, последствия создания агроценозов;
2. Сформировать понимание взаимосвязей между различными элементами экосистемы;
3. Познакомить участников с методами и средствами оценки экологической обстановки;
4. Сформировать умение анализировать ситуации и принимать решения в экологических вопросах.
Воспитательные задачи:
1. Сформировать у участников ответственное отношение к окружающей среде и понимание необходимости её охраны;
2. Развивать у участников умение работать в команде и принимать коллективные решения.
Развивающие задачи игры:
1. Сформировать у участников навыки логического мышления и анализа информации;
2. Развивать у участников умение принимать решения в условиях неопределенности и неполной информации;
3. Развивать у участников творческие способности и фантазию в решении экологических проблем.
Ниже представлена разработка и состав одной из папок с делом по теме «Агроценозы. Влияние человека на экосистемы»:
Папка: «Дело №1».
Содержимое папки: улика - код, таблица Менделеева, конверт с подсказкой, спутниковая фотография, обычная фотография, конверт, внутри которого записка с объяснением цели команды и карточка с ходом работы (задачи), статья, диаграммы, статистики или схемы, таблицы (Приложение 3).
До того, как класс приступит к игре, преподаватель за счёт различных приёмов выводит детей на тему урока. Затем в процессе беседы идёт актуализация знаний, изученных терминов и дача определений новым. Предварительно учитель объявляет, что детям необходимо записать в тетрадях определения следующих понятий, которые обсуждаются в процессе беседы: экосистема, биоценоз, агроценоз, трофические связи.
Первое, что необходимо сделать участникам команды – это определить, какой агроценоз им достался. В этом им поможет улика, которая может представлять собой всё что угодно, в пределах разумного. В данном примере улика – это фотография записки с кодом. Цифры кода соответствуют порядковым номерам ряда элементов в периодической системе (таблицы Менделеева, находящаяся также внутри папки), чьи первые буквы (в одном случае первые две) составляют слово «хлопок»: 17 – Cl (хлор), 8 – O (кислород), 15 - P (фосфор), 8 – O (кислород) и 19 – K (калий). При необходимости учащиеся могут воспользоваться подсказкой – этикетка с составом одежды (100 % хлопок). Таким образом, команда узнаёт, что они будут анализировать влияние хлопковых плантаций на окружающую среду и её обитателей.
Второе, что делают ребята, это читают пояснительную записку, в которой они узнают о сути их сюжетно-ролевой игры. Команда – это экологической организацией, которая занимается исследованием влияния сельского хозяйства на биоразнообразие. Вам было поручено провести исследование на плантациях хлопчатника в определенном регионе, чтобы определить влияют ли эти плантации на биоразнообразие в этой местности.
Третий шаг – ознакомление с карточкой дела, в которой прописаны задачи, и оставшимися материалами. Предложенная в материалах дела статья кратко повествует о хлопке как наиболее популярном растительном волокне, о затратах ресурсов при выращивании хлопчатника, последствиях производства, о «Хлопковом деле» 1970 -1980-х годов, приведшем к усилению высыхания Аральского моря и другим экологическим бедствиям Республики Узбекистан. Спутниковые фотографии демонстрируют именно различие в уровне (площади) моря в разные годы. Также в материалах есть фотография поля, который подвергается обработке машиной неким веществом. Дети должны предположить, что вещество – это пестициды, упомянутые в статье, или химические удобрения, необходимые в большом количестве для получения хорошего урожая. Помимо статьи и фотографий в распоряжении участников команды есть схема с относительным воздействием одежды по каждой стадии (от производства сырья, его подготовки и обработки до продажи, срока службы одежды и её утилизации) на биоразнообразие, а также таблица с результатами всхожести семян редиса на почве, взятой с плантации и с естественной среды. Более того, в распоряжении команды (вне папки) есть книга про особенности хлопководства, авторами которой являются А. И. Автономов, М. 3. Казиев и другие.
Карточка с задачами команды:
#1054;знакомьтесь с предложенными в файле материалами, посвящённым плантациям хлопчатника, хлопковой промышленности;
2. Составьте список экологических проблем, связанных с выращиванием хлопчатника;
3. Кратко объясните причину возникновения каждой проблемы (учебное пособие «Хлопководство» А. И. Автомонова и статья);
4. Соберите информацию о наличии сорняков на плантациях;
5. Предположите, какие вредители могут населять плантации хлопчатника;
6. Определите последствия хлопковых агроценозов на окружающую среду, на биоразнообразие;
7. На основе анализа данных, разработайте рекомендации для сельскохозяйственных предприятий по улучшению их практик выращивания хлопчатника, чтобы сократить отрицательное влияние на биоразнообразие.
8. Выступите с проделанной вами работой перед другими командами, обсудите полученные ответы, предположения, идеи.
Мультфильм «ВАЛЛ-И» как средство осуществления экологического воспитания
В современном образовании активное использование средств визуализации играет важную роль не только в обучении, но и в воспитании учащихся, особенно на уроках биологии, ведь эта учебная дисциплина даёт знания и представления о мире и населяющих его обитателях Мультфильмы, являясь одним из наиболее популярных и доступных средств аудиовизуальной демонстрации, предлагают уникальные возможности для реализации экологического воспитания.
В данной курсовой работе хочу предложить идею использования отрывков из мультфильма "ВАЛЛ-И" (2008) – захватывающей и трогательной истории, обладающей глубоким экологическим подтекстом. Этот удивительный фильм идеально подходит для использования на уроках биологии в рамках темы «Антропогенные экосистемы и их влияние на биоразнообразие», поскольку он позволяет взглянуть на проблемы окружающей среды с неожиданной стороны – со стороны робота. В предыдущей главе отмечалось, что во многих учебниках с 5 по 7 классы нет темы той же формулировки, однако в 5 классах изучают экологические факторы, в том числе и антропогенные и влияние всех факторов на жизнь организмов. В 6 классе изучают смену природных сообществ и её причину, а также «искусственные природные сообщества». В к концу завершения курса зоологии в 7 классе изучается на уроках биологии тема охраны растительного и животного мира, повторно биотических и антропогенных факторов. Таким образом, идею внедрения мультфильма «ВАЛЛ-И» как элемент реализации экологического воспитания приемлемо во всех 3-х перечисленных классах.
Преподаватель биологии предварительно делает видеоролик из сцен мультфильма (не более 3–4 минут), тем самым на уроке будет показан видеоролик, либо, в случае отсутствия навыков видео-редактирования, продемонстрирует с помощью презентации кадры из него (как картинки). В любом случае в демонстрируемом материале должна отражаться проблема загрязнения планеты. Главный герой фильма, робот ВАЛЛ-И, живёт на Земле, покрытой огромным количеством мусора. Кадры проиллюстрируют ученикам вполне возможный итог разрушительного воздействия человечества на окружающую среду и последствия потребительского образа жизни. Дети увидят, каким образом промышленность и потребление ведут к загрязнению и истощению ресурсов. Также необходимо продемонстрировать кадры покинувших Землю жителей звездолёта «Аксиома», в частности капитана, и его реакцию на найденный росток с загрязнённой планеты, воодушевление людей о возможности жизни на Земле, по которой все скучали, как звездолёт вернулся на родную планету с целью её восстановления. Таким образом, в процессе обсуждения нужно прийти к мысли взаимосвязи человека и природы: разрушительное отношение к окружающей среде отдаляет человечество от своей истинной природы. Кадры покажут, что гармоничное сосуществование с природой важно для благополучия человека и планеты. Кадры с героическими действиями ВАЛЛ-И и его стремлением преобразить мир вокруг себя вдохновят детей на действие, ведь каждый может внести вклад в улучшение экологической обстановки.
Данное средство экологического воспитания необходимо использовать в конце урока (за 7–10 минут до окончания) по ряду причин. Во-первых, это обеспечит закрепление полученных в течение урока знаний. Дети будут знакомы с новыми терминами, вспомнят ранее изученные и будут иметь возможность при обсуждении просмотренного видеоролика или кадров мультфильма оперировать терминами, понятиями, фактами и другим. Во-вторых, не стоит забывать, что большинство мультфильмов позиционируются как развлекательные и имеют эмоциональный эффект. Поэтому использование данного воспитательного средства может привести к тому, что дети отвлекутся и начнут обсуждать и другие просмотренные ими когда-либо мультфильмами. В связи с этим целесообразнее его применение в конце урока, так как такой эмоциональный эффект может помочь учащимся лучше запомнить пройденный материал и вызвать интерес к экологии. К тому же зачастую дети теряют к завершению урока интерес, но демонстрация отрывков из мультфильма вернёт его. В-третьих, это может стимулировать учеников к принятию активных действий в практической экологии: призыв к экологическому поведению, предложение вступить в экологическую организацию или рассмотрение успешных примеров проектов в области экологии. Отличным вариантом будет дача творческого домашнего задания, а именно – придумать сюжет собственного мультфильма, в котором затрагивалась бы проблема влияния антропогенных экосистем на биоразнообразие. На следующем уроке желающие представят свои идеи.
Цель использования кадров из мультфильма "ВАЛЛ-И" как средство осуществления экологического воспитания на уроках биологии: познакомить учащихся с проблемами загрязнения окружающей среды и важностью охраны природы для будущих поколений.
Задачи использования данного средства на уроках биологии:
1. Сформировать понимание о проблемах, связанных с массовым потреблением и неправильной утилизацией отходов, обусловленных наличием и постоянным расширением антропогенных экосистем;
2. Обратить внимание на важность переработки и утилизации отходов для сохранения природных ресурсов и предотвращения загрязнения окружающей среды;
3. Показать последствия негативного воздействия на окружающую среду, включая уничтожение природных и антропогенных экосистем, ухудшение качества воздуха и воды, утрату биоразнообразия и изменение климата;
4. Обратить внимание на роль каждого индивида в сохранении окружающей среды и необходимость принятия ответственных экологических решений в повседневной жизни;
5. Развить эко-сознание и воспитание экологической ответственности у учащихся, побудить их к действиям в направлении охраны природы и устойчивого развития;
6. Вывести учащихся на понимание важности сотрудничества, международного сотрудничества и коллективных действий для решения глобальных экологических проблем.
Используя мультфильм "ВАЛЛ-И" на уроке биологии, учитель может провести дискуссию с учащимися, задать им вопросы о причинах и последствиях экологических проблем, выяснить, какие меры можно принять для защиты окружающей среды и способствовать развитию позитивного отношения к природе и экологической культуры.
Примерные вопросы для обсуждения после просмотра видеоматериала или кадров из мультфильма:
- Какие виды организмов были представлены в отрывке из "ВАЛЛ-И"?
- Почему ВАЛЛ-И заботился о маленьком таракане?
- Что было изображено на фоне, когда камера показала панораму Земли? Какие изменения произошли с окружающей средой?
- В каком состоянии находится Земля в момент, когда происходят события фильма?
- Можно ли назвать город, где живёт и работает ВАЛЛ-И «антропогенной экосистемой»? Объясните свой ответ.
- Какой ролью в фильме обладает растительный мир? Почему он так важен для выживания человечества?
- Какие проблемы экологии и сохранения окружающей среды поднимаются в фильме «ВАЛЛ-И»?
- Какие факторы привели к загрязнению Земли в сюжете мультфильма?
- Какое влияние могут оказывать технологии на окружающую среду и жизнь на Земле, исходя из событий в фильме?
- Какие меры были предприняты на космической станции для сохранения человеческой жизни? Каким образом автоматизация и потеря контакта с природой повлияли на жизнь человечества в фильме?
- Какие уроки охраны окружающей среды и экологии можно извлечь из "ВАЛЛ-И"? Какие идеи и решения предлагает фильм для решения проблем загрязнения и сохранения планеты?
- Какие изменения в поведении и мышлении человека показаны в фильме в контексте сохранения окружающей среды?
- Какова роль образования и осознания проблемы загрязнения в сюжете фильма?
- Какие сходства и различия между фантастическим миром и нашим (настоящем)?
Заключение
Таким образом, экологическое воспитание школьников на уроках биологии на примере изучения темы «Антропогенные экосистемы и их влияние на биоразнообразие» является крайне важным и актуальным направлением образования. Разнообразие живых организмов и экосистем, а также их сохранение и защита от антропогенного воздействия, представляют одну из наиболее значимых проблем современности. В процессе изучения данной темы на уроках биологии школьники получают знания о том, как человеческая деятельность влияет на природные экосистемы и какие последствия это может иметь для живых организмов. Они осознают свою ответственность за окружающую среду и приобретают навыки устойчивого поведения, направленного на сохранение природных ресурсов и баланса в экосистемах – происходит формирование экологической культуры. Через изучение антропогенных экосистем и их влияния на биоразнообразие, учащиеся осознают, что каждый может внести вклад в сохранение природы и мирного сосуществования человека и природы.
Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что поставленная цель была достигнута, а задачи выполнены: проанализирована история становления экологического воспитания, определена её сущность, а именно форма, методы и средства её реализации, рассмотрены варианты методов создания «экологического опыта» у школьников в рамках темы «Антропогенные экосистемы и их влияние на биоразнообразие».
Исходя из всего вышенаписанного, можно сделать следующие выводы:
- изучение теоретических основ экологического воспитания способствует грамотному осуществлению преподавателями разнообразных практических работ (игры, лабораторные работы) на уроках биологии, направленных на осознание детьми влияния антропогенного воздействия на биоразнообразие среды, формирование у них экологической культуры;
- экологическое воспитание – широкое понятие, которое в настоящее время включает в себя формирование экологического сознания, мышления и культуры;
- экология, как учебная дисциплина, всегда носила нравственный характер;
- реализация экологического воспитания на уроке биологии по теме «Антропогенные экосистемы и их влияние на биоразнообразие» возможна с помощью применения разнообразных методов.
Поэтому, внедрение элементов экологического воспитания в урочную деятельность по биологии важно не только для расширения знаний учащихся, но и для формирования у них экологической грамотности и осознанного отношения к окружающей среде. Уроки биологии, ставящие перед учащимися проблемы экологии и сохранения биоразнообразия, способствуют формированию гражданской позиции и ответственности каждого ученика за будущее нашей планеты.
Список литературы:
1. Федеральный закон от N 273-ФЗ (ред. от ) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ). Гл. 1, ст. 2. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: (дата обращения: ).
2. Байышова Г. Ж. Экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания [Текст] / Г. Ж. Байышова, Ж. А. Абдуллаева // Бюллетень науки и практики. – 2022. - № Т. 8. – С. 295–301.
3. Батлуцкая, И. В. Способо биоиндикации среды / И. В. Батлуцкая. Текст: электронный // Патентон: [сайт]. — URL: (дата обращения).
4. Верзилин Н. М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов [Текст: непосредственный] // 3-е изд. - Москва: Просвещение, 1976. – С. 119–167. - 384 с.
5. Дежникова Н. С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е. М., Снитко И. В., Цветкова И. В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков [Текст: непосредственный] / Н. С. Дежникова, Л. Ю. Иванова, Е. М. Клемяшова [и др.] // Учебное пособие — Москва: Педагогическое общество России, 2000. — 63 с.
6. Зарипова М. Д. Формы и методы экологического воспитания учащихся. [Текст: непосредственный] // Молодой учёный. — 2014. — № 1 (60). — С. 524–525. — URL: (дата обращения: )
7. Мудрик А. В. Воспитание [Текст: непосредственный] / гл. ред. В. В. Давыдов, А. В. Мудрик // Российская педагогическая энциклопедия – Москва: Научное издание «Большая Российская энциклопедия», 1993. — Т. 2. — С. 166–168. — 608 с.
8. Музланов Ю. А. Экологическое воспитание личности, как фактор становления его научного мировоззрения [Текст] / Ю. А. Музланов, А. Е. Руденко, М. К. Хрусталёва // Междисциплинарность науки, как фактор инновационного развития. – Уфа – Агентство международных исследований, 2017. – С. 72–74.
9. Подымова Л. С. [и др.]. Педагогика: учебник и практикум для вузов [Текст: электронный] // под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 246 с. — URL: (дата обращения: )
10. Попова С. Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади : учебное пособие для вузов [Текст: электронный] / С. Ю. Попова, Е. В. Пронина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 126 с. — URL: (дата обращения: )
11. Сластёнин В. А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст: электронный] / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластёнина. – Москва: Издательский центр "Академия", 2013. - 460 с.
12. Чернова Ю. А. Сущностно-содержательная и структурно-функциональная характеристика понятия «экологическая культура личности» [Текст] / Ю. А. Чернова, О. И. Донина // Инновационный потенциал молодёжи – 2019. - Ульяновск: Издательский центр ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет». 2019. – С. 234–241.
Приложение 1
Раздаточный материал: Вариации меланизированного рисунка переднеспинки и надкрылья у клопа-солдатика:
Приложение 2
Бланк лабораторной работы:
Приложение 3
Пример папки с делом, необходимой для реализации игры «Экологический след»:
Содержимое папки:
Улика (код)
Таблица Менделеева
Подсказка (этикетка одежды)
Пояснительная записка
Карточка с
Фотография 1 (со спутника, Аральское море)
Фотография 2
Статья
Таблица «Всхожесть семян»
Схема «Относительное воздействие создания одежды на биоразнообразие»
[1] Федеральный закон от N 273-ФЗ (ред. от ) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ). Гл. 1, ст. 2. — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL:
[2] Мудрик А. В. Воспитание [Текст: непосредственный] / гл. ред. В. В. Давыдов, А. В. Мудрик // Российская педагогическая энциклопедия – Москва: Научное издание «Большая Российская энциклопедия», 1993. — Т. 2. — С. 166–168. — 608 с.
