Дополнительная общеобразовательная программа "Материнская школа Крошки"
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с падением рождаемости и изменением структуры семьи. Анализ состояния современных семей показал, что состав семьи не превышает четырех человек. Большинство российских семей воспитывает одного ребенка, а остальные родственники проживают чаще отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, научиться общению, умению уступать, уважать интересы других людей. У молодых семей, несмотря на широкую пропаганду дошкольного образования, нет достаточного представления о проживании ребенка в детском саду, об имеющихся там условиях воспитания и обучения.
Созданная при ДОУ материнская школа «Крошки» поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду, а полученная информация намного облегчит в дальнейшем период адаптации детей. Проводимые педагогами занятия с детьми дают педагогам возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения.
Приходя в ДОУ на специальные занятия, в играх со сверстниками, дети овладевают полезными знаниями и учатся общаться, родители при этом получают необходимые консультации специалистов по детскому развитию. В результате процесс адаптации, когда дети пойдут в детский сад, станет для ребенка менее болезненным, а развитие личности ребенка- более гармоничным.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 51.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по социально-личностному развитию детей № 28 «Ручеёк»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Материнская школа «Крошки»
для детей раннего возраста, не посещающих детский сад.
Срок реализации: 1 год
Педагог-психолог: Шарова Е.Ю.
Содержание
Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы………………………...3
1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………….3
1.2. Цель, задачи программы ………………………………………………………….5
1. 3. Содержание программы. …………………………………………………………5
1.4. Ожидаемые результаты после реализации программы ……………………….21
Раздел №2 Комплекс организационно - педагогических условий ………………...22
2.1. Календарный учебный график ………………………………………………….22
2.2. Условия реализации программы ………………………………………………..22
2.3. Формы аттестации ……………………………………………………………….23
2.4. Оценочные материалы ………………………………………………………….23
2.5. Методические материалы ……………………………………………………….25
Список литературы …………………………………………………………………...26
Приложения …………………………………………………………………………..27
Раздел №1 Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
В период поступления ребёнка в дошкольное учреждение социальный опыт, полученный в семье, может стать фундаментом успешного развития личности. Дошкольное образовательное учреждение - это первая ступенька социализации ребенка в обществе. Как обеспечить преемственность семейной модели социализации и социализации в дошкольном учреждении? В этом может помочь предсадовская подготовка семьи.
Одна из эффективных форм сотрудничества с семьями, как показал наш опыт– это организация в ДОУ материнской школы «Крошки» для неорганизованных детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и их родителей.
Социализация начинается уже в младенчестве, и в дальнейшем этот процесс становится все более сложным и разносторонним, связанным с определенными трудностями. Часто дети и их родители нуждаются в помощи и поддержке на этом пути, поэтому дошкольное учреждение выступает территорией психологической безопасности для ребенка. При совместном пребывании в нашей материнской школе «Крошки» ребёнок идентифицируется с опытом социализации матери, использует её ресурсы; получает опыт взаимодействия со сверстником в безопасной для него обстановке.
Речевое развитие и взаимоотношения в процессе общения детей — очень важная проблема личностного развития. Для социально-коммуникативного развития детей 1,5—3 летнего возраста важен детский коллектив, который решает задачу, связанную с развитием общения: приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками, развитие свободного общения.
Однако, детский коллектив сам по себе не развивает доброжелательных отношений, необходимо руководство и грамотное сопровождение этого процесса взрослым. Только знающий и опытный взрослый сможет развить коммуникативные навыки детей и сформировать дружеские отношения между ними, а так же между детьми и взрослыми. Отношение же к другим людям отражает и выражает отношение человека к самому себе — его ощущение себя и самосознание.
Ребёнок 1,5-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Этому способствуют ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Такими играми изобилует народная традиция пестования детей.
Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно обратить внимание на то, испытывает ли ребенок в группе эмоциональный комфорт.
Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности.
Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому.
Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций. Им присуще наглядно-действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.
Программа материнской школы «Крошки» обеспечивает развитие личности детей раннего возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических, физиологических особенностей и направлена на решение задач ФГОС.
Опыт показывает, что после таких занятий ребенок, впервые приходящий в обычную группу без мамы, эмоционально благополучен, а сам процесс адаптации значительно укорачивается по сравнению с адаптацией других детей.
Актуальность
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с падением рождаемости и изменением структуры семьи. Анализ состояния современных семей показал, что состав семьи не превышает четырех человек. Большинство российских семей воспитывает одного ребенка, а остальные родственники проживают чаще отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, научиться общению, умению уступать, уважать интересы других людей. У молодых семей, несмотря на широкую пропаганду дошкольного образования, нет достаточного представления о проживании ребенка в детском саду, об имеющихся там условиях воспитания и обучения.
Созданная при ДОУ материнская школа «Крошки» поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду, а полученная информация намного облегчит в дальнейшем период адаптации детей. Проводимые педагогами занятия с детьми дают педагогам возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения.
Приходя в ДОУ на специальные занятия, в играх со сверстниками, дети овладевают полезными знаниями и учатся общаться, родители при этом получают необходимые консультации специалистов по детскому развитию. В результате процесс адаптации, когда дети пойдут в детский сад, станет для ребенка менее болезненным, а развитие личности ребенка- более гармоничным.
1.2. Цель, задачи программы
Цель работы материнской школы: психолого-педагогическая подготовка родителей и детей раннего возраста перед поступлением в ДОО.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
- содействовать личностному развитию детей раннего возраста посредством активизации интереса родителей к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ;
- обеспечить детям комфортные условия пребывания в детском саду через развитие психических процессов адекватно возрасту и формирование коммуникативных умений и навыков в сфере общения и взаимодействия;
- искать совместно с родителями согласованные подходы в развитии и воспитании детей раннего возраста;
- сохранить физическое и психическое здоровье детей путем популяризации психологических и педагогических знаний среди родителей.
Принципы и подходы к формированию программы:
Принцип доверительного сотрудничества подразумевает открытость, взаимную обусловленность, активность всех субъектов образовательного процесса. В данном контексте имеется в виду сотрудничество систем: «ребенок - педагог», «родители - ребенок», «педагог - родители».
Принцип совместной деятельности(сотрудничество). Общения взрослого и ребенка, ребенка и его сверстников как движущей силы развития.
Принцип диалогического общения рассматривает диалог как неотъемлемое условие взаимодействия субъектов образовательного процесса, отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием специалиста клуба, родителя и ребенка.
Принцип взаимного развивающего влияния взрослого и ребенка раскрывает взаимообусловленность взрослого и воспитуемого в образовательной деятельности. Данный принцип означает целесообразность образовательной деятельности, учета этого явления в педагогическом процессе и такое его выстраивание, при котором дети и взрослые будут беречь душевное равновесие друг друга, взаимно способствуя развитию лучших человеческих качеств.
Для достижения результата необходимо строгое следование принципу «не навреди», а именно - приоритетность работы с социальным окружением ребенка, т.е. взаимодействие с родителями первично.
1. 3. Содержание программы.
Содержание деятельности планируется и реализуется исходя из потребностей группы, особенностей возраста участников. Интегрированные детско-родительские занятия совместно с детьми и родителями составляются специалистами ДОУ.
В основе программы материнской школы- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «издательство «детство-пресс», 2014. — 000 с. Дополнительно используются другие методические пособия: Е.В Шитова Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет- Волгоград: Учитель, 2014-169 с.; Т.В. Калякина Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет- Волгоград: Учитель, 2014-151 с.; Е.Н. Соляник Развивающие игры для детей раннего возраста- ООО « Издательство «Детство –пресс», 2014-80 с.; Е.О. Севостьянова Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ- М: ТЦ Сфера, 2006.-128 с.; К.Л. Печора Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решения в условиях ДОУ и семьи – М: «Издательство Скрипторий 2003», 2006-96 с.; Т.А. Боброва Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух в условиях ДОУ- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»-2013.-160 с.; Е.О. Смирнова Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет. – СПб: «детство-пресс», 2005.- 144 с. И др.
Программа материнской школы «Крошки» охватывает все образовательные области, описанные во ФГОС ДОУ: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Содержание образовательных областей ориентировано на возраст детей и реализуется через следующие виды деятельности:
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами (пальчиковые краски, крупа, вода и др.);
- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, лопатка и др.);
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
Программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Программа состоит из комплексных развивающих занятий для взрослых и детей. Семья с ребенком, в течение учебного года, посещают один раз в неделю игровое развивающее занятие длительностью 1 час. Занятие ведут специалисты ДОУ (педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели ясельной группы).
Занятие состоит из следующих основных форм взаимодействия с детьми и родителями: интегрированного занятия, групповой консультации. В общении педагогов и родителей используются такие методы как информационно-аналитический (анкетирование), познавательный (родительское собрание, групповая консультация), наглядно-информационный (наглядные формы психолого-педагогической пропаганды).
Описание и организация интегрированного занятия
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.
Так как дети раннего возраста легко возбуждаются и быстро утомляются от однообразных действий, частая смена деятельности помогает сохранять внимание детей на протяжении всего занятия и снимает утомляемость. Все игры, упражнения, включенные в одно занятие, объединены одним сюжетом, что делает переход от одной части к другой плавным и тематически логичным.
На групповых занятиях совместно с мамой малыш приобщается к различным видам продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация), двигательной деятельности (подвижным играм, упражнениям, играм на руках и коленях, игровому массажу, пальчиковой гимнастике). Дети свободно взаимодействуют друг с другом, родители имеют возможность наблюдать и корректировать данный процесс, стимулируя появление у ребенка интереса к игре сверстника, поддерживать самостоятельность детей в подборе игрушек. Моделирование ситуаций в игре – важнейшее средство ориентации ребенка в особенностях деятельности взрослых, что имеет огромное значение для его социального развития.
Занятие материнской школе объединяет несколько видов деятельности детей единой темой и имеет определенный ритуал. Для детей раннего возраста важно следовать этому ритуалу, что имеет большое значение для успешной социализации ребенка и помогает в снижении его тревожности. Ритуалы и традиции, которые вводятся на первом занятии, повторяются на каждом последующем, что создает ребенку чувство безопасности и комфорта.
Виды ритуала:
1. Постоянный ритуал начала сеанса.(песня с движениями в кругу)
2. Сюрпризный момент.
3. Игровые формы взаимодействия.
4. Постоянный ритуал завершения сеанса. (песня в кругу)
Ритуал приветствия. Цель—настроить детей и родителей на предстоящее занятие, погрузить в атмосферу событий, происходящих только на этом занятии, отвлечь от прочих проблем, забот, страхов, переживаний. С детьми раннего возраста целесообразно использовать простые, краткие приветствия в позитивно-поддерживающей форме. После приветствия организуется совместная игровая деятельность детей и взрослых. Ведущий концентрирует усилия на обогащение их бытового опыта, проводит игры-показы («Угостим куклу», «Полечим и покормим зайку» и т.п.); поддерживает сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок учится использовать предметы так, как это принято в обществе (ложкой едят, на машине ездят, перевозят груз и т.п.).
Реализация задач программы происходит через сюрпризные моменты, проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры, организацию самостоятельной игры воспитанников. Связующим звеном всех видов детской деятельности выступает персонаж (перчаточная кукла), который встречает детей на детско-родительском занятии. Ведущим игрового сеанса от имени персонажа выступает педагог-психолог.
Программа материнской школы реализуется с сентября по май.
Специалисты ДОУ по ходу реализации занятия консультируют родителей о способах организации игрового взаимодействия с детьми; о целях и задачах совместной детско-взрослой деятельности конкретного занятия; знакомят родителей с особенностями развития ребенка. После завершения непосредственной образовательной деятельности, когда дети свободно взаимодействуют друг с другом, взрослые, наблюдая за ними, получают групповую консультацию по определенной теме, как предлагаемой специалистами, так и заявленной в запросах.
Педагоги и психолог проводят целенаправленное наблюдение за процессом межличностного взаимодействия, результаты которого включаются в индивидуальные консультации с целью совершенствования психолого-педагогической компетентности родителей.
Специалистами школы создаются специальные психолого-педагогические условия для формирования у ребенка таких свойств личности как самостоятельность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям. Главным и необходимым достижением этих целей являются отношения между мамой и ребенком.
Таким образом, осуществляется нетравмирующее «отделение» ребенка от мамы, что в дальнейшем будет способствовать лучшей социальной адаптации воспитанника и его семьи к детском саду.
Комплексно – тематическое планирование работы
Расширение ориентировки в окружающем
Развитие речи
Развитие движений
Игры-занятия с дидактическим материалом
Игры-занятия со строительным материалом
Взаимодействие специалистов материнской школы с семьями воспитанников
Вторая половина игрового сеанса нацелена на взаимодействие с родителями детей. Она проходит в форме групповой консультации.
Каждый член группы вовлекается в процесс благодаря реагированию на других ее членов посредством обратной связи, поддержки и решения проблем. Ведущий группы, обычно имеет специальную подготовку в области методов группового консультирования и стремится создать атмосферу доверия, открытости, ответственности и взаимозависимости. Ведущий демонстрирует типичные образцы поведения и направляет процессы понимания, проявления заботы о других и урегулирования конфликтов. Ведущим группового консультирования в материнской школе является педагог-психолог.
Родители имеют возможность получить консультативную помощь у любого специалиста, работающего в материнской школе: педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя. Психолого-педагогическая поддержка семей осуществляется и точечно, по запросу, в форме индивидуальной консультации в удобное для педагогов и родителей время.
1.4. Ожидаемые результаты после реализации программы
Целевым ориентиром по завершении посещения материнской школы является успешная адаптация ребенка и семьи к условиям ДОО.
Ожидаемые результаты:
Ребенок:
- интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- владеет активной и пассивной речью, включенной в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях, появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;
- обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку, проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения.
Родители:
- ознакомлены с условиями приема детей в ДОО, знают содержание и методы воспитания детей в ДОО;
- пересмотрели воспитание ребенка в условиях семьи через призму психолого-педагогических знаний адекватно возрасту ребенка;
- доверяют ДОО, мотивированы на сотрудничество с ДОО.
Специалисты:
- знают индивидуальные особенности ребенка и семьи;
- налажены конструктивные взаимодействия с семьей.
Раздел №2 Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебных периодов | Количество учебных дней | Количество учебных недель | Продолжительность каникул |
Сентябрь- май | 32 | 32 | 17 |
2.2. Условия реализации программы
Программа материнской школы состоит из 32 занятий для взрослых и детей. Семья с ребенком 9 месяцев посещают один раз в неделю одно занятие длительностью 1 час. Группа состоит из 7-10 детско-родительских пар. Место проведения игровых сеансов – музыкальный зал ДОУ. Время проведения занятий с 10.30 до 11.30.по пятницам.
В работе школы задействовано 5 специалистов ДОУ:
- педагог-психолог- высшая категория, образование высшее.
-учитель- логопед, дефектолог высшая категория, образование высшее.
-инструктор по физическому развитию- без категории, образование средне специальное.
- два воспитателя-1 квалификационная категория, образование средне специальное.
Как правило, материнскую школу посещают семьи, проживающие в том же микрорайоне, в котором расположен детский сад. Родители узнают о работе материнской школы из объявления, в котором указывается дата организационного собрания для родителей. Одно из основных правил приема в материнскую школу- это наличие справки от педиатра, допускающей посещение ребенком детского коллектива.
Организационное родительское собрание проводится в конце августа для родителей. Цель собрания – познакомить родителей со специалистами школы, с деятельностью школы, с правилами посещения занятий, изучение запросов родителей.
Материнская школа так же имеет свою документацию:
- Табель посещаемости детей и взрослых, посещающих материнскую школу «Карапуз»
- Программа работы материнской школы «Крошки».
- Содержание интегрированных занятий в материнской школе «Крошки».
- Книга отзывов и предложений
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническая база детского сада приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации программы, необходимого учебно материального оснащения образовательного процесса и созданию соответствующей образовательной и социальной среды. Материально-технические условия реализации программы обеспечивают возможность достижения воспитанниками установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы для детей раннего возраста.
Для занятий необходимо иметь материально-техническую базу:
Мебель:
-столы,
- стулья,
- шкафы для хранения,
Канцелярские принадлежности:
- цветная бумага,
- картон белый и цветной,
- карандаши простые, цветные, мелки восковые.
- пластилин,
- краски,
Принтер
Компьютер
Демонстрационный материал:
1.Деревья
2.Посуда
3.Мебель
4.Животные
5.Фрукты и овощи
6.Грибы и ягоды
2.3. Формы аттестации.
В книге отзывов и предложений родителями материнской школы были оставлены теплые слова благодарности специалистам ДОУ.
Родительская оценка материнской школы «Крошки»:
- шире освещать работу школы
- чтобы занятия были чаще 1 раза в неделю,
- оставаться такими же веселыми и задорными.
Родители выпускников материнской школы «Крошки» охотно становятся представителями родительских комитетов групп, привлечь их в работу наблюдательного совета для управления ДОУ будет намного легче.
2.4. Оценочные материалы.
Наблюдения в процессе работы в группе. Наблюдение за детьми, поступившими в наш детский сад в период адаптации.
Материнская школа «Крошки» ведет свою деятельность на протяжении двух лет. С сентября 2019 года по май 2021года , услугами ДОУ было охвачено 25 детей и 25 родителей (законный представитель). Было проведено 192 интегрированных занятий. По индивидуальному запросу родителей специалистами ДОУ было проведено 44 консультации.
В запросах родителей звучали следующие темы: «Особенности взаимодействия с гиперактивными детьми», «Диагностика уровня развития речи у ребенка», «Как развивать речь ребенка», «Проблемы во взаимоотношениях со старшим ребенком при появлении второго малыша в семье», «Ребенок растет в неполной семье: особенности взаимодействия» и др.
На учебный год после изучения запроса родителей было запланировано 17 тем групповых консультаций. После итоговых мероприятий родители были проанкетированы на степень удовлетворенности работой материнской школы «Крошки», по результатам обработки анкет видно, что родители остались удовлетворены нашей работой:
100% родителей считают работу материнской школы актуальной и значимой;
92 % родителей получили практические навыки по взаимодействию с ребенком;
56% родителей отмечают изменения в восприятии собственного ребенка как отдельной личности.
2.5. Методические материалы.
В своей работе используем методическую литературу:
1. Баброва Т.А. «Работа по адаптации и развитию детей раннего возраста в условиях ДОУ», Детство - Пресс, Санкт - Петербург 2013г.
2.Галанов А.С. «Игры которые лечат», «Творческий центр» Москва, 2012г.
3.Петрова Е.С. «Первая книга для самых маленьких», Тверь «Высшая школа», 2015г.
4. Красицкая Н.И., Упоров Д.В. «Адаптационный период детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении», Красноярск, 2010г.
5.Печора К.Л. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста». «Скрипторий» Москва, 2013г.
6. Ремезова Л.А. «Учимся конструировать». «Школьная Пресса», Москва 1005г.
7. Соляник Е.Н. «Развивающие игры для детей раннего возраста». Детство - Пресс, Санкт - Петербург 2014г.
8. Севостьянова Е.О. «Дружная семейка. Программа адаптации детей к ДОУ». "Творческий центр" Москва, 206г.
Список литературы
- Боброва Т.А. Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух в условиях ДОУ- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»-2013.-160 с.
- Голицина Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий , 1-ая мл. гр. Интегрированный подход.- М: Издательство "Срипторий 2003".. 2016-152с.
- Калякина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет- Волгоград: Учитель, 2014-151 с.
- Леонова Н.Н. Художественное творчество. освоение содержания образовательной области по программе "Детство". планирование. конспекты. Первая младшая группа.- Волгоград: Учитель. 2014- 169 с.
- Леонова Н.Н. Художественное творчество. освоение содержания образовательной области по программе "Детство". планирование. конспекты. Первая младшая группа.- Волгоград: Учитель. 2014- 169 с.
- Павлова Л.Н. раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое пособие, -М.: Мозаика-Синтез, 2004-164 с.
- Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решения в условиях ДОУ и семьи – М: «Издательство Скрипторий 2003», 2006-96 с.
- Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги»( Модель воспитания детей раннего возраста)2001-2002 года.- М: Линка-пресс, 2002,-392 с.
- Соляник Е.Н. Развивающие игры для детей раннего возраста- ООО « Издательство «Детство –пресс», 2014-80 с.
- Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ- М: ТЦ Сфера, 2006.-128 с.
- Смирнова Е.О Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет. – СПб: «детство-пресс», 2005.- 144 с.
- Теплова С.Н. Дети раннего возраста в детском саду Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика -Синтез., 2005-104 с.
- Чернер К., Мерфи М. Энциклопедия игр смалышами (с рождения до 3 лет) .-Питер, 2010-176 с.
- Шитова Е.В Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет- Волгоград: Учитель, 2014-169 с.
- Януш Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3). Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика-Синтез, 2006-64 с.
- Януш Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3). Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика-Синтез, 2006-64 с.
- Януш Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3). Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика-Синтез, 2013-72 с.
Электронная библиотека.
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ:Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. - Воронеж «Учитель», 2006. - 236 с.
- Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А.Учимся слушать и слышать.— СПб.: ♦ Паритет», 2003.— 144 с.— (Серия<■ Рожда¬юсь. Расту. Развиваюсь
- Волков Б. С, Волкова Н. В. В67 Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. —СПб.: Питер, 2008. —272 с: ил. —(Серия «Детскому психологу»).
- Выготский Л.С собрание сочинений том шестой научное наследство Под редакцией М. Г. Ярошевского Москва 'педагогика'1984
- Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста /нова», 2009. — 112 с.: ил.Головний редактор Н. Ф. Юрченко
- Кощева, 3. В. Первые шаги малыша в детском саду: метод, пособие /3. В, Коще¬ва. - Ми.:Зорммверасень, 2006. 68 с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психологияразвитие ребенка от рождения до 17 летУчебное пособие. 2-е изд.-М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176с.
- Hикитина Л. А.Мама и детский сад: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей. — М.: Просвещение, 1990.— 93 с.
- Обухова л. Ф., доктор психологических наук. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
- Роньжина А.С.Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. — М.: ООО «Национальный книжный центр», 2015. — 72 с.
- Русаком А Адаптация ребёнка к детскому (аду, Гомеш педагогам и родителям: Сборник. СМб.: 1'гп», Образовательные проекты; М.: Сфера 2010. — 128 с.
- Смирнова Е.О. Материалы курса «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. — 104 с.
- Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
Приложение № 1
Заведующему МБДОУ№28
Ю.В. Ачкасова.
от __________________________
Проживающего по адресу:______
__________________________
__________________________
заявление.
Прошу принять моего сына (дочь) _______________________________
фамилия, имя ребенка
в материнскую школу «Крошки» МБДОУ № 28
_____ __________________
дата рождения
Мама: (Ф.И.О) _________________________________________________
Место работы: _______________________________________________________________
Папа: ( Ф.И.О.) ________________________________________________________________
Место работы: _______________________________________________________________
Телефон: ______________________________
_______________ ________________
дата подпись
Приложение №2
ДОГОВОР
О взаимных обязательствах муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 28 "Ручеёк" и родителей воспитанников (их законных представителей)
«_____»____________20___ г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления № 28 «Ручеёк», в лице заведующего Юлии Викторовны Ачкасовой, с одной стороны, и матерью (отцом, лицом, их заменяющим (их законным представителем)
именуемой в дальнейшем «Родитель», ребенка
с другой стороны, заключили договор о следующем:
- Детский сад обязуется:
- Зачислить ребенка в материнскую школу «Крошки» детского сада на основании заявления родителя (или законных представителей).
- Обеспечивать охрану жизни и здоровья ребенка, физическое и личностное развитие; осуществлять индивидуальный подход к ребенку, учитывая особенности его развития, заботиться об эмоциональном благополучии ребенка во время его пребывания в ДОУ.
- Организовывать предметно-развивающую среду (оборудование, учебно- наглядные пособия, материал для игр), в помещении, где проходят занятия с детьми.
1. Осуществлять свою деятельность в соответствии с нормативными актами в сфере образования, Уставом ДОУ, настоящим положением.
2. Оказывать квалифицированную консультативную помощь родителям (их законных представителей) по вопросам успешной адаптации ребенка к ДОУ.
- Соблюдать настоящий Договор.
- Родитель обязуется:
- Соблюдать настоящий Договор.
- Приводить ребенка в опрятном виде, чистой одежде и обуви.
- Взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам адаптации ребенка, активно участвовать в совместных мероприятиях.
- Посещать материнскую школу «Крошки» при условии предоставления справок о состоянии здоровья ребенка и его мамы, (папы или их законных представителей) из поликлиники.
- Детский сад имеет право:
- Не принять ребенка при наличии медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка, препятствующего его дальнейшему пребыванию в материнской школе «Крошки» детского сада.
- Изменять план и режим работы материнской школы «Крошки» в зависимости от происходящих в ДОУ изменений (в случае отсутствия одного из педагогов, карантина в ДОУ и т.д.)
- Расторгнуть настоящий Договор досрочно в случае систематического невыполнения родителем (их законными представителями) своих обязательств, уведомив его об этом за 7 дней.
- Родитель имеет право:
- Вносить предложения в организацию работы педагогов по успешной адаптации ребенка к ДОУ.
- Заслушивать отчеты заведующего детского сада и педагогов о работе материнской школы «Крошки» детского сада.
- Расторгнуть настоящий Договор досрочно в одностороннем порядке, уведомив предварительно об этом руководителя детского сада за 7 дней.
- Условия действия Договора.
- Договор действует с момента его подписания, может быть продлен, изменен, дополнен по соглашению сторон.
- Изменения, дополнения к Договору оформляются в виде приложения к нему.
- Ответственность сторон.
6.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее выполнение обязательств.
- Срок действия Договора
8. Стороны, подписавшие Договор:
Приложение №3
Анкета для родителей
1.ФИО ребенка___________________________________________________
2.Дата рождения__________________________________________________
3.Какой ребенок по счету в семье ___________________________________
4. Мать
ФИО____________________________________________________________
год рождения ____________________________________________________
Место работы____________________________________________________
Увлечения, хобби_________________________________________________
Вредные привычки________________________________________________
5.Отец
ФИО____________________________________________________________
Год рождения ___________________________________________________
Место работы____________________________________________________
Увлечения, хобби_________________________________________________
Вредные привычки________________________________________________
6.С кем проживает ребенок_________________________________________
7.Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни_____________________________________________
8.Другие дети в семье (их возраст), взаимоотношения с ними____________
________________________________________________________________
9. К кому из членов в семье ребенок больше привязан__________________
10.Часто ли болеет ребенок (какими болезнями, были ли травмы, операции)________________________________________________________
________________________________________________________________
11.Основные игры и занятия, которые проводятся дома с ребенком________________________________________________________
12.Какие игрушки любит___________________________________________
13.Часто ли в вашем доме бывают гости__________ как относится к этому ребенок_________________________________________________________
14. Насколько часто вы с ребенком ходите куда-нибудь, куда____________
________________________________________________________________15.Как вы называете ребенка________________________________________
16.Какая мера наказания более действенна____________________________
________________________________________________________________
17. Какие меры поощрения вы применяете ___________________________
18. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей или взрослых и т.д.)_____________________________________________________________
19.Ваши пожелания _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
