«Использование понятий чисел и числительных в повседневной практике» Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: «Имя числительное. Дроби»

Саттарова Райса Фаргатовна
Цель данного урока – показать тесную взаимосвязь предметов «русский язык» и «математика». Интегрированный урок способствует переносу знаний, умений и навыков из русского языка в математику и наоборот. Использование в работе интегрированных уроков способствует воспитанию эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование понятий чисел и числительных в повседневной практике»

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме:

«Имя числительное. Дроби»

Предмет:  математика и русский язык

Класс:  7 класс

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цель данного урока – показать тесную взаимосвязь предметов «русский язык» и «математика». Интегрированный урок способствует переносу знаний, умений и навыков из русского языка в математику и наоборот. Использование в работе интегрированных уроков способствует воспитанию эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.  

Тема

Имя числительное. Дроби.

Цель урока

Обобщение и систематизация знаний о дробных числительных.

Задачи

Образовательные: обобщить и систематизировать сведения о дробных числительных.

Развивающие: развить грамотную математическую речь.

Воспитательные: воспитать культуру поведения при работе в коллективе.

УУД

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с членами творческого коллектива.

Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить  нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Планируемые результаты

Предметные (русский язык):

знать понятие числительное, разряды числительных

уметь склонять числительные

Предметные (математика):

знать понятие число

уметь производить любые действия с дробями

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

Основные понятия

Дробные числительные, дроби

Межпредметные связи

Русский язык. Математика.

Формы урока

фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Подготовка учащихся к уроку.

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Организует и уточняет тематические рамки.

1. К  уроку класс делится на несколько групп, которым дается опережающее задание.

1 группа. Сочинить сказку, в которой есть числительные.

2 группа. Составить кроссворды на тему «Числительное». Кроссворд содержит числительные, которые нужно угадать по определению такого типа:

  • «Число, которое при умножении само на себя в ответе дает 121»;
  • «Число, которое любят все ученики»;
  • «Число, на которое нельзя делить» и т. п.

3 группа. Подготовить небольшие доклады в письменной форме: «Старинные меры длины и веса».

Весь класс подбирает произведения, пословицы, поговорки, загадки, содержащие числительные.

2.  Распределение ролей внутри творческих коллективов.

 

Планирование  структуры выполнения заданий.

Личностные: профессиональное и жизненное самоопределение и построение планов работы в определённом качестве внутри творческого коллектива.

Регулятивные: постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителями-предметниками и с членами творческого коллектива.

II. Формулирование темы урока,  постановка цели (3 мин.)

Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему.

Вступительное слово учителей. Особенность данного урока в том, что в нем объединены два предмета (русский язык и математика). Вести его будут два учителя. Проведение такого урока целесообразно, так как темы «Имя числительное» (русский язык) и «Число» (математика) как нельзя лучше дают представление о цельности окружающего нас мира.

Учитель: Ребята, математика изучает число. Но с числами вы знакомитесь не только на этих уроках, но и на уроках русского языка. Скажите, о какой части речи мы вспоминаем, если говорим о числе? (числительное). Какие разряды числительных вы знаете? (целые, дробные, собирательные). Написание и употребление в речи каких числительных вызывает у вас затруднение? (дробные).

 Распределение предоставленной им информации .

 Обеспечение последовательности и связности изложения материала по определённым разделам, выбирая языковые и эстетические средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность представления информации по заданной тематике  «Дроби» (русский язык + математика).

Познавательные: осознание языковых, графических особенностей предоставленной информации и трудностей её восприятия.

Регулятивные: извлечение определённой информации из различных источников (тексты, графики, уравнения, математические задачи и т.п.).

Коммуникативные: организация процесса распределения материала в зависимости от общей задачи, поставленной перед творческим коллективом, и объединение профессиональных навыков каждого его члена.

III. Обобщение изученного материала (10 мин.)

Цели: выявление обучающимися знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель).

Создаёт эмоциональный настрой. Выдвигает проблему. Формулирует задание. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Оба учителя поочерёдно предлагают ученикам задания по своему  предмету, переводя в плоскость другого.

1. Ответы на вопросы по теме «Дроби и их использование в повседневной жизни».

2. Создание раздела с математическими заданиями «Мозговой штурм». Из предложенных заданий выбрать наиболее интересные и разместить на страничке с ответами (прописью), с решением и с иллюстрациями.

3. Составление кроссворда, используя основные математические и языковые термины.

4. Создание актуальных математических задач.

1. Выделение из предложенного материала главного, использование приёмов редактирования текстов, демонстрация знаний, умений и навыков по созданию научных статей (русский язык).

2. Умение выполнять действия с дробями (математика).

3. Умение склонять дробные числительные, соблюдая грамматические и речевые нормы (русский язык).

3. Закрепление знаний по темам «Имя числительное», «Дроби» (математика + русский язык).

4. Осмысление математических терминов и умение грамотно формулировать их лексическое значение (математика + русский язык).

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, а также с точностью и с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные: умение работать с разными по уровню заданиями, составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы, при этом ориентируясь в предоставленном материале.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий.

IV.  Повторение и обобщение (15 мин.)

Цели: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Защита созданных проектов.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Представление творческими коллективами заданий, полученных в начале урока.

1. Овладение навыками доказательства и отстаивания личных  проектов в соответствии с этикой речевого взаимодействия (русский язык).

2. Демонстрация знаний по теме «Дроби» (математика).

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывание, формулировать собственное мнение и позицию.

Коммуникативные: умение управления аудиторией; тактичное реагирование на речевые погрешности в высказываниях членов других коллективов.

Регулятивные: умение анализировать собственную работу и мотивировать выбор пути решения задач.

V.  Подведение итогов (12 мин.)

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

Осуществляют взаимопроверку и самооценку на основании предоставленных учителями критериев.

Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль. Организует взаимопроверку и коллективную проверку.

Оценить и высказать свою позицию по представленным проектам, дать оценку собственному проекту, аргументируя свою точку зрения.

Овладение навыками устной речи с использованием математической терминологии, продемонстрировав при этом многообразие грамматических форм и лексического богатство русского языка (русский язык + математика).

Регулятивные: контроль выделения и осознания того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; определение качества и уровня усвоения полученного  на данном уроке материала.

Личностные: профессиональное и жизненное самоопределение.

VI.  Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)

Цели: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось, почему).

Подводит итоги деятельности учащихся по обобщению знаний при совмещении двух предметов (математики и русского языка). Отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке.

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Учитель: Заспорили два школьных приятеля . Какой предмет важнее? Математика или русский язык? «Миром управляют числа. Поэтому математика – самая важная наука», - утверждал один из них. «А без языка мы не сможем понимать друг друга. Так что русский язык главнее математики», - отвечал другой.

Ребята, а вы как считаете?(высказывания обучающихся).

Учитель: математика и русский язык как учебные предметы различны. Аргументы обоих спорящих справедливы. Математика и русский язык составляют целостную систему окружающей нас действительности.

Как помогли вам сегодня на уроке знания русского языка и математики при выполнении заданий (высказывания учащихся).

Какой вывод вы можете сделать на основе этого?

(Без грамматики не выучишь и математики)

 Оценить работу коллектива как в целом, так и индивидуально каждого из его членов, представив это в виде визуального отображения.

Осознание того, какие знания, полученные на уроках русского языка и математики, они использовали при создании проектов.

Личностные: умение производить самооценку на основе критерия успешности деятельности.

Познавательные: установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения потребностей, мотивов и жизненных интересов; осмысление необходимости изученной темы в реальной жизни.

Коммуникативные: умение оценивать результаты своей  и чужой деятельности.