«Использование понятий чисел и числительных в повседневной практике» Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: «Имя числительное. Дроби»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование понятий чисел и числительных в повседневной практике»
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме:
«Имя числительное. Дроби»
Предмет: математика и русский язык
Класс: 7 класс
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цель данного урока – показать тесную взаимосвязь предметов «русский язык» и «математика». Интегрированный урок способствует переносу знаний, умений и навыков из русского языка в математику и наоборот. Использование в работе интегрированных уроков способствует воспитанию эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
Тема | Имя числительное. Дроби. |
Цель урока | Обобщение и систематизация знаний о дробных числительных. |
Задачи | Образовательные: обобщить и систематизировать сведения о дробных числительных. Развивающие: развить грамотную математическую речь. Воспитательные: воспитать культуру поведения при работе в коллективе. |
УУД | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности. Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с членами творческого коллектива. Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы. |
Планируемые результаты | Предметные (русский язык): знать понятие числительное, разряды числительных уметь склонять числительные Предметные (математика): знать понятие число уметь производить любые действия с дробями Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности Метапредметные: |
Основные понятия | Дробные числительные, дроби |
Межпредметные связи | Русский язык. Математика. |
Формы урока | фронтальная, индивидуальная, парная, групповая |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. | Подготовка учащихся к уроку. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Организует и уточняет тематические рамки. | 1. К уроку класс делится на несколько групп, которым дается опережающее задание. 1 группа. Сочинить сказку, в которой есть числительные. 2 группа. Составить кроссворды на тему «Числительное». Кроссворд содержит числительные, которые нужно угадать по определению такого типа:
3 группа. Подготовить небольшие доклады в письменной форме: «Старинные меры длины и веса». Весь класс подбирает произведения, пословицы, поговорки, загадки, содержащие числительные. 2. Распределение ролей внутри творческих коллективов.
| Планирование структуры выполнения заданий. | Личностные: профессиональное и жизненное самоопределение и построение планов работы в определённом качестве внутри творческого коллектива. Регулятивные: постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителями-предметниками и с членами творческого коллектива. |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин.) Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. | Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Вступительное слово учителей. Особенность данного урока в том, что в нем объединены два предмета (русский язык и математика). Вести его будут два учителя. Проведение такого урока целесообразно, так как темы «Имя числительное» (русский язык) и «Число» (математика) как нельзя лучше дают представление о цельности окружающего нас мира. Учитель: Ребята, математика изучает число. Но с числами вы знакомитесь не только на этих уроках, но и на уроках русского языка. Скажите, о какой части речи мы вспоминаем, если говорим о числе? (числительное). Какие разряды числительных вы знаете? (целые, дробные, собирательные). Написание и употребление в речи каких числительных вызывает у вас затруднение? (дробные). | Распределение предоставленной им информации . | Обеспечение последовательности и связности изложения материала по определённым разделам, выбирая языковые и эстетические средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность представления информации по заданной тематике «Дроби» (русский язык + математика). | Познавательные: осознание языковых, графических особенностей предоставленной информации и трудностей её восприятия. Регулятивные: извлечение определённой информации из различных источников (тексты, графики, уравнения, математические задачи и т.п.). Коммуникативные: организация процесса распределения материала в зависимости от общей задачи, поставленной перед творческим коллективом, и объединение профессиональных навыков каждого его члена. |
III. Обобщение изученного материала (10 мин.) Цели: выявление обучающимися знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). | Создаёт эмоциональный настрой. Выдвигает проблему. Формулирует задание. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Оба учителя поочерёдно предлагают ученикам задания по своему предмету, переводя в плоскость другого. | 1. Ответы на вопросы по теме «Дроби и их использование в повседневной жизни». 2. Создание раздела с математическими заданиями «Мозговой штурм». Из предложенных заданий выбрать наиболее интересные и разместить на страничке с ответами (прописью), с решением и с иллюстрациями. 3. Составление кроссворда, используя основные математические и языковые термины. 4. Создание актуальных математических задач. | 1. Выделение из предложенного материала главного, использование приёмов редактирования текстов, демонстрация знаний, умений и навыков по созданию научных статей (русский язык). 2. Умение выполнять действия с дробями (математика). 3. Умение склонять дробные числительные, соблюдая грамматические и речевые нормы (русский язык). 3. Закрепление знаний по темам «Имя числительное», «Дроби» (математика + русский язык). 4. Осмысление математических терминов и умение грамотно формулировать их лексическое значение (математика + русский язык). | Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, а также с точностью и с достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные: умение работать с разными по уровню заданиями, составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы, при этом ориентируясь в предоставленном материале. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. |
IV. Повторение и обобщение (15 мин.) Цели: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. | Защита созданных проектов. | Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | Представление творческими коллективами заданий, полученных в начале урока. | 1. Овладение навыками доказательства и отстаивания личных проектов в соответствии с этикой речевого взаимодействия (русский язык). 2. Демонстрация знаний по теме «Дроби» (математика). | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывание, формулировать собственное мнение и позицию. Коммуникативные: умение управления аудиторией; тактичное реагирование на речевые погрешности в высказываниях членов других коллективов. Регулятивные: умение анализировать собственную работу и мотивировать выбор пути решения задач. |
V. Подведение итогов (12 мин.) Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. | Осуществляют взаимопроверку и самооценку на основании предоставленных учителями критериев. | Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль. Организует взаимопроверку и коллективную проверку. | Оценить и высказать свою позицию по представленным проектам, дать оценку собственному проекту, аргументируя свою точку зрения. | Овладение навыками устной речи с использованием математической терминологии, продемонстрировав при этом многообразие грамматических форм и лексического богатство русского языка (русский язык + математика). | Регулятивные: контроль выделения и осознания того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; определение качества и уровня усвоения полученного на данном уроке материала. Личностные: профессиональное и жизненное самоопределение. |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.) Цели: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось, почему). | Подводит итоги деятельности учащихся по обобщению знаний при совмещении двух предметов (математики и русского языка). Отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке. Даёт комментарий к домашнему заданию. Учитель: Заспорили два школьных приятеля . Какой предмет важнее? Математика или русский язык? «Миром управляют числа. Поэтому математика – самая важная наука», - утверждал один из них. «А без языка мы не сможем понимать друг друга. Так что русский язык главнее математики», - отвечал другой. Ребята, а вы как считаете?(высказывания обучающихся). Учитель: математика и русский язык как учебные предметы различны. Аргументы обоих спорящих справедливы. Математика и русский язык составляют целостную систему окружающей нас действительности. Как помогли вам сегодня на уроке знания русского языка и математики при выполнении заданий (высказывания учащихся). Какой вывод вы можете сделать на основе этого? (Без грамматики не выучишь и математики) | Оценить работу коллектива как в целом, так и индивидуально каждого из его членов, представив это в виде визуального отображения. | Осознание того, какие знания, полученные на уроках русского языка и математики, они использовали при создании проектов. | Личностные: умение производить самооценку на основе критерия успешности деятельности. Познавательные: установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения потребностей, мотивов и жизненных интересов; осмысление необходимости изученной темы в реальной жизни. Коммуникативные: умение оценивать результаты своей и чужой деятельности. |
