Научная статья

В данной статье говорится о развитии исследовательских умений младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир». Представлены результаты педагогического эксперимента в начальной школе, подтверждающие гипотезу о том, что организация и проведение опытов на уроках окружающего мира и в домашней работе способствуют развитию исследовательских умений младших школьников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya._shuklina_i.v._.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

И.В. Шуклина,

студентка ИПиП, 6 курс

Бийский филиал им. В.М.Шукшина АлтГПУ

(г. Бийск)

Научный руководитель: Г.С. Петрищева,

канд. пед. наук, доцент кафедры ППДиНО

Бийский филиал им. В.М.Шукшина АлтГПУ

(г. Бийск)

К проблеме развития исследовательских умений младших школьников в процессе опытнической работы при изучении окружающего мира

Аннотация. В данной статье говорится о развитии исследовательских умений младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир». Представлены результаты педагогического эксперимента в начальной школе, подтверждающие гипотезу о том, что организация и проведение опытов на уроках окружающего мира и в домашней работе способствуют развитию исследовательских умений младших школьников.

Ключевые слова: гипотеза исследования, исследовательские умения, опыт, младший школьник, окружающий мир.

В Российском образовании действует Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, который ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, способной к самореализации и преобразованию [5]. В связи с чем, главное предпочтение Федеральная рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов отдает решению проблемы развития исследовательских навыков обучающихся [6].

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе обладает значительным потенциалом с точки зрения организации исследовательской деятельности младших школьников и формирования у них исследовательских умений.

Понятие «исследование» включает в себя творческий поиск новых знаний и охватывает следующие аспекты:

  • умение видеть проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение задавать вопросы;
  • умение давать определения понятиям;
  • умение классифицировать;
  • умения и навыки наблюдения;
  • умение делать выводы и умозаключения [3, с. 206].

А.И. Савенков определяет исследование как творческий процесс поиска неизвестного и новых знаний [2].

Один из эффективных способов развития исследовательских умений у младших школьников - проведение опытов, которые основаны на использовании основных мыслительных операций, что делает их подходящими для детского восприятия и актуальными для современного образования.

По мысли Т.Б. Басковой, «опыты следует рассматривать как ключевой элемент исследовательского метода обучения, который соответствует природе ребёнка и отвечает требованиям современного образования [1, с. 2].

«Опыты являются методом научного исследования, при котором изучается определённое явление в контролируемых условиях», - считает Ю.И. Семенов [4, с. 217].

В образовательно-воспитательной сфере опытническая работа в начальной школе чаще всего занимает продолжительный период и включает опытно-экспериментальную деятельность на учебно-опытном участке, опыты на уроках и в домашней работе, исследования в природе.

Нами было решено выявить уровень развития исследовательских умений у младших школьников современной школы. С этой целью была подобрана диагностика.

В ходе педагогического исследования, которое проводилось на базе МБОУ «СОШ № 3 р.п. Линево» Новосибирской области в двух третьих классах, была использована методика выявления уровня развития исследовательских умений, разработанная А.И. Савенковым [2]. В эксперименте принимали участие 44 ученика.

Диагностика констатирующего этапа исследования показала сходные результаты у обучающихся экспериментального и контрольного классов: соответственно 38% и 35% младших школьников находится на низком уровне развития исследовательских умений; на среднем уровне - 29% и 30% соответственно, а на высоком уровне 33% и 35% респондентов соответственно.

Таким образом, обработка и анализ полученных результатов показали, что у младших школьников недостаточно сформированы исследовательские умения. Это вызвало необходимость целенаправленной работы в этом направлении.

Была разработана и реализована в экспериментальном классе серия урочных и внеурочных опытов (при организации домашней работы) в процессе изучения окружающего мира, направленных на развитие исследовательских умений младших школьников. Так как учебная программа предмета «Окружающий мир» предусматривает лишь немногие опыты для реализации их на уроке, то нами были продуманы и предложены обучающимся экспериментального класса опыты, выполнение которых доступно в домашней работе. Например: «Крахмал. Где он присутствует», «Жидкое или твердое», «Взаимодействие воды с другими материалами», «Влияние воздуха на растения», «Что содержит почва», «Развитие растения от семени до семени».

При выборе тем опытов руководствовались их методическими особенностями: степенью безопасности при самостоятельном выполнении, необходимостью значительного количества оборудования, что для школы часто бывает затруднительно, продолжительностью опыта по времени. Выполнение дополнительных опытов в домашней работе способствовало закреплению и дальнейшему развитию исследовательских умений обучающихся, формирование которых было начато на уроках окружающего мира, а также развитию ответственности младших школьников, повышению самостоятельности, умению не только выполнить опыт, но и доложить его результаты на следующем уроке.

С целью выявления эффективности проделанной работы провели контрольный этап исследования, при этом использовали ту же диагностическую методику, что и на констатирующем этапе. Мы наблюдали, что в экспериментальном классе на низком уровне развития исследовательских умений осталось лишь 10% респондентов, а в контрольном - 31%, то есть разница составила 21% в пользу младших школьников экспериментального класса. Это объясняется тем, что в контрольном классе не выполнялись опыты в домашней работе и потому исследовательские умения в этом классе не сформировались в достаточной степени у третьей части обучающихся класса.

Средний уровень развития исследовательских умений на контрольном этапе продемонстрировали 43% респондентов экспериментального и 30% контрольного классов: здесь также наблюдается разница в 13% в показателях экспериментального класса по сравнению с контрольным классом.

Высокий уровень развития исследовательских умений на контрольном этапе был выявлен у 47% младших школьников экспериментального класса и у 39% контрольного класса. Рост показателей данного уровня экспериментального класса на 8% по сравнению с показателями контрольного класса объясняется тем, что в экспериментальном классе для развития исследовательских умений младших школьников при изучении курса «Окружающий мир» проводили опыты, как на уроках в соответствии с рабочей программой по предмету, так и в домашней работе. Последнее не было организовано в контрольном классе.

Полученные данные свидетельствуют о том, что реализация серии опытов способствовала повышению уровня развития исследовательских умений младших школьников экспериментального класса.

Таким образом, в результате педагогического эксперимента была подтверждена гипотеза исследования: проведение опытов при изучении окружающего мира является эффективным методом в развитии исследовательских умений младших школьников при изучении окружающего мира.

Литература:

1. Баскова, Т. В. Опыты и эксперименты как метод формирования исследовательских умений младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» / Т. Б. Баскова // : сайт. - URL: (дата обращения: ).

2. Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А. И. Савенков. - Москва: Просвещение, 2012 - 101 с.

3. Семенова, Н. А. Организация исследовательской деятельности в начальной школе: учеб. пособие / Н. А. Семенова. - Томск: Издательство ТГПУ, 2012. - 256 с.

4. Семенов, Ю. И. Развитие исследовательских умений младших школьников на уроке окружающего мира / Ю. И. Семенов, А. А. Трифонова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 3. - С. 216 - 219.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями / Министерство просвещения Российской Федерации. - № 286. - 2021. - 33 с.

6. Федеральная рабочая программа начального общего образования: Окружающий мир (для 1- 4 классов образовательных организаций). - Москва, 2022. - 54 с.