"Соленое тесто" долгосрочный проект
Тестопластика вызывает у детей большой интерес. Во время работы с тестом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда. И хотя создание поделок из соленого теста часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей дошкольники получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Дошкольники с большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер детского сада.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект по тестопластике
«Солёное тесто»
Автор: Анисимова С.В.
Красноярск 2025
Участники проекта:
дети и родители группы, воспитатель: Анисимова С.В.
Тип проекта:
Исследовательско-творческий
Долгосрочный
Срок реализации проекта: 1 год
Возрастная группа: дети 5- 6 лет
Периодичность занятий: 2 раза в месяц
Форма организации: подгрупповая
Место проведения: групповая комната
Условия реализации проекта:
- Материально–техническая база: (мука, соль, вода, стеки, штампы, акварель, кисти, фартуки)
- Дидактическое обеспечение (наглядное пособие, фотоматериалы, готовые изделия)
- Методическое обеспечение (методическая литература, специальная литература по прикладному искусству)
Техника безопасности:
- Не употреблять соленое тесто и готовые изделия в пищу;
- Следует быть крайне осторожными при работе с острыми предметами;
- Тщательно вымыть руки после завершения работы;
Цель проекта:
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через лепку из соленого теста.
Актуальность.
Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, рисунке или поделке! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – лепка. Существует огромное количество материалов для лепки: глина, пластилин, гипс, тесто, песок, воск.
Соленое тесто – простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок. В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.
Особое влияние тестопластика оказывает на развитие детского творчества, фантазии. Это объясняется тем, что лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.
Лепка из соленого теста не просто вооружает ребенка умениями и навыками, но и помогает ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Она пробуждает интеллектуальную и творческую активность ребенка, учит планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес. Во время работы с тестом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда. И хотя создание поделок из соленого теста часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей дошкольники получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Дошкольники с большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер детского сада.
Принципы:
• Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
• Принцип обогащения сенсорного опыта.
• Последовательности и систематичности.
• Личностно-ориентированный подход.
• Педагогика сотрудничества
Значение лепки.
Лепка из соленого теста – увлекательное и полезное занятие. Не только дети, но и взрослые получат от него массу удовольствия!
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции.
Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы.
Важным средством эстетического воспитания детей является художественное творчество. Лепка позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).
Основой для разработки проекта стали:
- Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы».под редакцией Н.Е.Вераксы. М.: Мозаика – Синтез, 2010г
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Лыкова И.А.М.2007
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666
- СанПиН – 10.
Эффективность данной педагогической технологии определяется планированием, которое призвано обеспечить не только последовательное, рациональное распределение программного материала, но и освоение, а также непрерывное совершенствование выполнения всех видов и заданий по изобразительной деятельности.
Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения их представлений об окружающем мире. Форма занятий по изобразительной деятельности позволяет видеть взаимосвязь лепки со всеми сторонами воспитательной работы: чтением, рассказыванием, знакомством с окружающим миром, природой, музыкальными и физкультурными занятиями и др.
Образовательная область «Художественное творчество » интегрируется со следующими образовательными областями:
«Физическая культура» | Развитие мелкой моторики |
«Здоровье» | воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни |
«Коммуникация» | развитие свободного общения со взрослыми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи |
«Познание» | сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений |
«Социализация» | формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу |
«Музыка» | использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства |
«Труд» | формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам |
«Чтение художественной литературы» | использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. |
«Безопасность» | формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности |
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
-развитие продуктивной деятельности детей (лепка, художественный труд);
-развитие детского творчества;
-приобщение к изобразительному искусству.
Предполагаемый результат:
- сформированы умения и навыки в практической творческой деятельности;
- ребенок умеет работать с соленым тестом;
- творческое общение детей в процессе обучения, ребенок умеет работать в коллективе;
- развито эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап
Необходимо заинтересовать ребенка творческим процессом;
знакомство со спецификой работы с соленым тестом детей и их родителей.
Практический этап
Самостоятельная практическая работа детей, которая является основной. Ее цель — творчество.
Заключительный этап
- Открытие выставки.
- Обработка результатов по реализации проекта.
- Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных вопросов.
Подготовка к работе.
Для того, чтобы заняться лепкой из соленого теста, нам понадобится собственно само тесто. Приготовить его абсолютно несложно. Самый простой рецепт: 2 стакана муки, стакан соли и стакан воды. В горячей воде растворить соль и, постепенно добавляя муку, замесить тесто.
Готовое тесто необходимо скатать в шар, накрыть пищевой пленкой и оставить на несколько часов в холодном месте. Это необходимо для того, чтобы в процессе лепки тесто не ломалось и не трескалось.
Кроме теста для поделок могут понадобиться монетки, пуговицы, фольга, бисер, крупа и прочие материалы, которые пригодятся для украшения изделий. Также понадобится доска для раскатки теста, скалка, стеки, карандаши, кисточки, картон.
Из теста можно с помощью формочек вырезать различные фигурки, можно работать с ним также как и с традиционным пластилином, вылепляя различных зверушек, птичек и т.д. Если нужно соединить несколько деталей, то место соединения, необходимо с помощью кисточки смочить водой и прижать пальцем.
Формы и методы:
В процессе творческих часов используются различные формы:
практические занятия, игры, выставки.
Методы, в основе которых лежит способ организации совместной деятельности:
-словесный; наглядный; практический
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников.
-групповой; индивидуальный
Перед каждой новой темой проводится вводное занятие. На нем проводятся беседы по теме.
Детские работы представляются в постоянной экспозиции в приемной группы.
Формы подведения итогов реализации проекта.
-составление альбома детских работ;
-проведение выставок работ воспитанников.
Условия реализации проекта.
-хорошо освещенный и проветриваемый кабинет;
-коллекция разнообразной литературы по истории тестопластики;
-коллекция альбомов, открыток, фотографий;
-методический материал по предлагаемым темам работы;
-рабочие столы, (в зависимости от количества воспитанников), стулья;
-материалы, инструменты, необходимые для занятия;
-раковина для мытья рук с холодной и горячей водой.
Тематический план
№ п/п | Тема занятия | Объект восприятия | Объект изображения | Задачи | Оборудование |
1. | Знакомство с творческим проектом по тестопластике «Соленое тесто» | Книги и альбомы по тестопластике | Рассказать родителям о планах проекта на этот учебный год. Узнать мнение родителей о проекте. | Книги и альбомы по тестопластике, опорные карты по лепке. | |
2. | Мастерская художника. | Альбомы по тестопластике. Опорные карты по лепке, образцы изделий из солёного теста. | По замыслу | Познакомить со всем необходимым, что может пригодиться при работе с тестом + техника безопасности. Экспериментирование. Познакомить родителей со способами приготовления соленого теста Повысить педагогическую культуру родителей. | Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки, подставки под готовые изделия. |
3. | Печенье для кукол | Опорные карты по лепке, иллюстрация с изображением различных хлебобулочных изделий (печенья, ватрушек, сушек и т.д.) | Печенье для кукол | Учить лепить путем сворачивания колбаски по спирали, сворачивать треугольник от большего края к меньшему. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа | Подставки под готовые работы, сол. тесто, вода, стеки, салфетка для рук. |
4. | Печенье для кукол | Опорные карты по лепке, иллюстрация с изображением различных хлебобулочных изделий (печенья, ватрушек, сушек и т.д.) | Печенье для кукол | Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности при подборе цвета краски для разукрашивания своей готовой поделки. | Высушенные готовые изделия, кисти (разные), клей ПВА, акварель, вода, палитры, салфетки, веревочки для баранок. |
5. | Сувенир «Лесной домик» | Иллюстрации и картинки с изображением домиков в виде гриба, готовое изделие. | Сувенир «Лесной домик» | Побуждать к творческой активности, самостоятельности в моделировании | Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки, подставки под готовые изделия. |
6. | Сувенир «Лесной домик» | Иллюстрации и картинки с изображением домиков в виде гриба, готовое изделие. | Сувенир «Лесной домик» | Закрепить имеющиеся навыки рисования акварельными красками, учить применять цвет как средство передачи состояния, настроения. | Высушенные готовые изделия, кисти (разные), клей ПВА, акварель, вода, палитры, салфетки. |
7. | «Дружная семейка». Коллективная работа | Репродукции, картинки с изображением спелой грозди винограда, муляж. | Гроздь винограда. | Закрепить навыки лепки шара (раскатывание круговыми движениями рук); объединение их в общую композицию; учить работать сообща, коллективно. | Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки, лист плотного белого картона. |
8. | «Дружная семейка». Коллективная работа | Репродукции, картинки с изображением спелой грозди винограда, муляж. | Гроздь винограда. | Раскрашиваем готовые изделия после просушки. Всячески способствовать приобретению навыков и умений собственной творческой изобразительной деятельности детей. | Высушенное готовое изделие, кисти (разные), клей ПВА, акварель, вода, палитры, салфетки. |
9. | Уточка с утятами. | Опорные карты по лепке, картинки с изображением утки или утка – игрушка. Иллюстрация «Птичий двор. | Уточка с утятами. | Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей; закрепить умение выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части (хвост утёнка) | Готовое солёное тесто (цветное), вода в розетках, стеки, подставки под готовые изделия, салфетки для рук. |
10. | Мышка-норушка | Иллюстрации и картинки с изображением мышей, опорные карточки по лепке, образец поделки из теста. | Мышка - норушка | Развивать навыки работы с солёным тестом; закреплять умение преобразовывать шар в овал, шар в диск, оттягивать части и придавать им нужную форму (нос мышки). | Готовое солёное тесто (цветное), вода в розетках, кисти, стеки, подставки под готовые изделия, салфетки для рук. |
11. | Подвеска «Совушка» | Игрушечная сова, иллюстрации с изображением совы. | Подвеска «Совушка» | Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности Продолжать развивать творческое воображение и фантазию, поощрять самые интересные «задумки». | Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, кисти, стеки, подставки под готовые изделия, салфетки для рук, ленты разноцветные. |
12. | Раскрашивание подвеска «Совушка» | Иллюстрации с изображением совы, готовый образец поделки из теста, обратить внимание детей на ее характерные особенности оперения и окраски. | Подвеска «Совушка» | Воспитывать бережное отношение к живым существам Стараться передавать в цвете сходство с реальной совой, уметь применять имеющийся личный опыт. | Вода в розетках, стеки, кисти, подставки под готовые изделия, салфетки для рук, кисти разные, акварель, клей ПВА. |
13. | Новогодние игрушки на елку | Иллюстрации с изображением новогодней елки, украшенной игрушками. Несколько готовых изделий из теста. | Новогодние игрушки на елку | Побуждать детей к творческой активности, самостоятельности, продолжать развивать творческое воображение и фантазию. | Солёное тесто, стеки, формы для печенья в виде круга, треугольника, цветные бусины для оформления. |
14. | Раскрашивание Новогодние игрушки на елку | Иллюстрации с изображением новогодней елки, украшенной игрушками. Несколько готовых изделий из теста. | Новогодние игрушки на елку | Раскрашиваем изделия после просушки. Всячески способствовать приобретению навыков и умений собственной творческой изобразительной деятельности детей. | Высушенные готовые изделия, кисти (разные), клей ПВА, акварель, вода, салфетки, палитры. |
15. | Новогодний подсвечник | Иллюстрации с изображением различных видов подсвечников, свеча. | Новогодний подсвечник | Учить лепить подсвечник конструктивным способом, добиваться выразительной формы, вызвать у детей желание сделать подарки своим близким. | Солёное тесто, зубочистки или трубочки (для прочности изделия) |
16. | Раскрашивание Новогодний подсвечник | Иллюстрации с изображением различных видов подсвечников, свеча. | Раскрашивание Новогодний подсвечник | Раскрашиваем изделия после просушки. Всячески способствовать приобретению навыков и умений собственной творческой изобразительной деятельности. | Высушенные готовые изделия, кисти (разные), клей ПВА, акварель, вода, салфетки, палитры. |
17. | Корзинка с фруктами | Корзинка, репродукция картины – натюрморт с корзиной, прутики (лоза). | Корзинка с фруктами | Вызвать интерес к лепке фруктов. Побуждать передавать форму, строение, характерные детали известных форм фруктов, лепить корзинку конструктивным способом. | Готовое солёное тесто (не цветное), вода в розетках, стеки, тарелка для готовых изделий на каждого ребёнка. |
18. | Корзинка с фруктами | Корзинка, репродукция картины – натюрморт с корзиной, прутики (лоза). | Корзинка с фруктами | Закрепить имеющиеся навыки рисования акварельными красками, приучать к умению доводить начатое дело до конца, к аккуратности. | Высушенные готовые изделия, кисти (разные), клей ПВА, акварель, вода, палитры, салфетки. |
19. | Плетеная косичка с розой - подарок маме. | Иллюстрации с изображением различных видов плетения, готовый образец. | Плетеная косичка с розой - подарок маме. | Показать способ изготовления цветного теста. Поупражняться в смешивании разного по цвету теста и получение совсем нового оттенка (нового цвета). | Готовое цветное солёное тесто, стеки, вода, кисти, подставки для готового изделия. |
20. | Декоративная тарелка | Тематическая подборка иллюстраций «Посуда», альбом «Керамика», образцы расписных сувенирных тарелок. | Декоративная тарелка | Учить лепить декоративные тарелки с центрическим орнаментом, используя приемы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивания краев; украшать шариками, дисками, жгутами. | Готовое солёное тесто,кисти, стеки, подставки для готового изделия, салфетки для рук. |
21. | Декоративная тарелка | Тематическая подборка картинок «Посуда», альбом «Керамика», образцы расписных сувенирных тарелок. | Декоративная тарелка | Раскрашиваем изделия после просушки. Всячески способствовать приобретению навыков и умений собственной творческой изобразительной деятельности. | Высушенные готовые изделия, кисти (разные), клей ПВА, акварель, вода, салфетки, палитры. |
22. | Волшебное дерево | Иллюстрации со сказочными персонажами, сказочный лес, музыкальное сопровождение. | Волшебное дерево | Вызвать у детей желание делать лепные рельефные картины, познакомить с техникой рельефной лепки. Декор по желанию. | Готовое солёное тесто (цветное), вода в розетках, стеки, картонные формы для будущих лепных композиций. |
23. | Панно «Аквариумные рыбки». | Альбом «Аквариумные рыбки», картинки сказочных и необычных по форме рыб, книга «Обитатели морей». | Панно «Аквариумные рыбки» | Продолжать освоение лепки (рельефной): создавать уплощенные фигурки рыбок, учить прикреплять к основе, украшать налепами. | Соленое тесто, бусины, трубочки для коктейля, стеки, колпачки от фломастеров, бисер. |
24. | Создание общей композиции и раскрашивание панно «Аквариумные рыбки». | Альбом «Аквариумные рыбки», картинки сказочных и необычных по форме рыб, книга «Обитатели морей». | Панно «Аквариумные рыбки» | Самостоятельный выбор ребенка, в процессе составления композиции из подготовленных фрагментов. Окрашивание акварелью. | Окрашенное тесто, бусины, трубочки для коктейля, стеки, колпачки от ручек и фломастеров, бисер, «сухой» аквариум. |
Сотрудничество с семьей:
-Консультация для родителей «Лепка из солёного теста».
-Мастер класс «Удивительные фигурки из теста»
-Презентация проекта родителям.
-Знакомство родителей и детей с тестом, выполнения разные действия с тестом: отщипывать, мять, катать.
