Двигательные (физические) качества.

Жарбулова Эльвира Сахингиреевна

1. Общая характеристика физических (двигательных) качеств

2. Основные закономерности развития двигательных (физических) качеств.

3. Характеристика явления переноса двигательных (физических) качеств.

4. Принципы развития двигательных (физических) качеств.

5. Общая характеристика двигательного (физического) качества  «сила».

6. Основы методики развития силы (силовых способностей).

7. Общая характеристика двигательного качества «быстрота».

8. Основы методики развития быстроты.

9. Общая характеристика двигательного (физического) качества «выносливость».

10.  Основные средства и методы развития общей выносливости.

11.  Некоторые особенности методики увеличения аэробных возможностей.

12.  Некоторые особенности методики увеличения анаэробных возможностей.

13.  Гибкость как физическое качество.

14.  Общая характеристика двигательного качества «ловкость».

15.  Задачи и средства развития ловкости.

16.  Основы методики развития ловкости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigatelnye_fizicheskie_kachestva.doc327 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 6

Двигательные (физические)

качества

  1. Общая характеристика физических (двигательных) качеств
  2. Основные закономерности развития двигательных (физических) качеств.
  3. Характеристика явления переноса двигательных (физических) качеств.
  4. Принципы развития двигательных (физических) качеств.
  5. Общая характеристика двигательного (физического) качества «сила».
  6. Основы методики развития силы (силовых способностей).
  7. Общая характеристика двигательного качества «быстрота».
  8. Основы методики развития быстроты.
  9. Общая характеристика двигательного (физического) качества «выносливость».
  10. Основные средства и методы развития общей выносливости.
  11. Некоторые особенности методики увеличения аэробных возможностей.
  12. Некоторые особенности методики увеличения анаэробных возможностей.
  13. Гибкость как физическое качество.
  14. Общая характеристика двигательного качества «ловкость».
  15. Задачи и средства развития ловкости.
  16. Основы методики развития ловкости.

Физические качества – врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. Двигательные качества – качественные особенности двигательного действия. Оба термина правомерны, так как они лишь акцентируют внимание на разные факторы, определяющие качественные особенности двигательного действия.

Двигательные (физические)

качества

Особенности употребления

терминов

Термин «двигательное качество» употребляется при необходимости отразить центрально-нервные регуляторные процессы управления движением

Термин «физическое качество» употребляется при необходимости выделить биомеханическую характеристику движения

Термин «психомоторное качество» употребляется при необходимости выделить особенности физиологического и психологического регулирования двигательного действия

Сила

Быстрота

Выносливость

Гибкость

Группы двигательных

качеств

Кондиционные

Координационные способности

способности

Ловкость

Гетеротропность (разные темпы развития в частях тела)

Гетерохронность (разновременность развития качеств)

Возрастное развитие

Появление сензитивных

периодов

Рис. ___ Общая характеристика физическая (двигательных) качеств

Основные закономерности

развития двигательных

(физических) качеств

В формировании двигательных качеств большое значение имеют врожденные

и средовые факторы. Но при равных условиях решающую роль играет двигательная активность человека.

Движение – ведущий фактор

развития двигательных качеств

Развитие физических качеств зависит от того, какое выполняется упражнение, каково сочетание режима работы и отдыха

Зависимость уровня и направления

развития качеств от режима

двигательной деятельности

Последующее упражнение выполняется через короткие промежутки времени,

в фазе недовосстановления

(развитие выносливости)

Режимы деятельности

Последующее упражнение выполняется через такие промежутки интервалов отдыха, которые обеспечивают возвращение ряда показателей к исходному,

т.е. обеспечивается полное восстановление работоспособности

(развитие силовых, скоростных и координационных качеств)

Последующее упражнение выполняется через длительные интервалы отдыха, совпадающие с фазой повышенной работоспособности

(ускоренное развитие силы и быстроты)

Этапность развития Неравномерность и гетерохронность

развития

Обратимость показателей Перенос физических качеств

развития физических качеств

Единство и взаимосвязь между эффективность выполнения двигательных

действий и уровнем развития двигательных качеств

Рис. Основные закономерности развития двигательных (физических) качеств

Явление изменения одного двигательного (физического)

качества при направленном развитии другого называется

переносом двигательных качеств

Перенос двигательных (физических)

качеств

Положительный

Развитие одного качества способствует

совершенствованию другого

Отрицательный

Развитие одного качества тормозит рост другого

В

И

Д

Ы

П

Е

Р

Е

Н

О

С

А

Однородный

Повышение уровня развития одного и того же качества в применявшихся и не применявшихся физических упражнениях

Разнородный

Изменение уровня развития одного качества приводит к развитию (торможения) другого

Взаимный

Изменение уровня развития одного из двух (нескольких) двигательных качеств приводит к изменению другого (других)

Односторонний

Изменение уровня развития одного качества приводит к изменению второго, но изменения второго не влияют на уровень первого

Прямой

Изменение одного качества непосредственно влияет на уровень проявления другого

Опосредованный

Изменение одного качества создает условия для развития (торможения) другого

От преимущественной направленности воздействия

Величина и характер

переноса зависит

От рационального чередования педагогических воздействий

От уровня подготовленности занимающихся

Рис. Характеристика явления переноса двигательных (физических) качеств

Принципы развития двигательных

(физических) способностей

Срочный эффект

Трансформированный эффект

Кумулятивный эффект

Принцип систематичности

педагогических воздействий

Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности

в наращивании эффекта педагогических воздействий

Формы повышения нагрузок

Прямолинейно-восходящая

Ступенчатая

Волнообразная

Скачкообразная

Принцип рационального распределения и сочетания во времени

разнонаправленных педагогических воздействий

Определить рациональную последовательность нагрузок, содействующих развитию двигательных качеств

Выбрать рациональное соотношение объема и интенсивности нагрузок

Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействия

Принцип возрастной адекватности состава средств и методики

развития качеств

Принцип опережающего воздействия в развитии двигательных качеств

Принцип соразмерности в развитии Принцип сопряженности

способностей воздействия

Рис. Принципы развития двигательных (физических) качеств

Способность человека преодолевать внешнее

сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений

Сила как физическое качество

Проявления силы Преодолевающая сила-сила,

мышц направленная против сопротивления

Режимы

Уступающая сила – сила, действующая

по ходу движения (уступающая)

Статический

Без изменения длины мышц

Изометрический

Преодолевающий

При уменьшении длины мышц

Миометрический

При удлинении мышцы

В

И

Д

Ы

С

И

Л

О

В

Ы

Х

С

П

О

С

О

Б

Н

О

С

Т

Е

Й

Уступающий

Полиометрический

Абсолютная Относительная

(сила/вес тела)

При медленных сокращениях мышц с предельными

или околопредельными отягощениями

Собственно-силовые

При мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышц)

Взрывная сила Быстрая сила Скоростно-силовые

Силовая ловкость Силовая выносливость

Рис. Общая характеристика двигательного (физического) качества «сила»

Развитие силы (силовых способностей)

Развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата

Разностороннее развитие силы в единстве с освоением основных двигательных действий

Совершенствование способности осуществлять основные виды силовых усилий

Создание условий для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках профессионально-прикладной либо спортивной подготовки

Физические упражнения с повышенным сопротивлением

Задачи

Упражнения с внешним сопротивлением (штанги, набивные мячи, вес партнера или соперника и др.)

Упражнения, отягощенные весом собственного тела

Статические упражнения в изометрическом режиме

Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов

Основные

средства

Метод максимальных усилий

(развитие максимальной силы, развитие максимальной силы с незначительным приростом массы, одновременное увеличение силы и массы)

Метод непредельных усилий с нормированным количеством повторений (преимущественное увеличение мышечной массы и максимальной силы, уменьшение жирового компонента массы тела и совершенствование силовой выносливости, совершенствование силовой выносливости и рельефа мышц)

Метод непредельных усилий с максимальным количеством повторений (метод до отказа)

(совершенствование силовой выносливости)

«Ударный» метод (совершенствование «взрывной силы»)

Метод динамических усилий (совершенствование скорости отягощенных движений, быстрой силы)

Методы

развития

Рис. Основы методики развития силы (силовых способностей)

Быстрота – способность человека выполнять движение в минимальный для данных условий промежуток времени. Это комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и преимущественно определяющих скоростные характеристики движения

Быстрота (скоростные

способности)

Латентное время двигательной реакции

Скорость одиночного движения

Частота движений

Быстрота выполнения целостного двигательного акта

Подвижность нервных процессов

Соотношение различных мышечных волокон, их эластичность

Эффективность внутримышечной и межмышечной координации

Уровень совершенства техники движения

Содержание АТФ в мышцах , скорость его расщепления и восстановления

Факторы, определяющие проявление быстроты

Разностороннее развитие скоростных способностей в сочетании с приобретенными двигательными навыками

Максимальное развитие быстроты в видах деятельности, где результат определяется скоростными качествами

Совершенствование скоростных способностей, от которых зависит эффективность определенного вида трудовой деятельности

Рис. Общая характеристика двигательного качества «быстрота»

Быстрота (скоростные

способности)

Быстроту реакции

Скорость выполнения отдельных движений

Развивающие частоту движений

Улучшающие стартовую скорость

Увеличивающие скоростную выносливость

Увеличивающие скорость выполнения отдельного двигательного действия в целом

Средствами развития быстроты являются физические упражнения, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью

Средства развития быстроты

Упражнения, воздействующие на

отдельные компоненты скоростных способностей

Упражнения комплексного

(разностороннего) воздействия

на все основные компоненты

скоростных способностей

Спортивные игры

Подвижные игры

Единоборства

Эстафеты

На скоростные и другие качества

На скоростные качества и на совершенствование двигательных действий

Упражнения сопряженного

Методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения

Методы вариативного упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе и в специально созданных условиях

воздействия

Методы развития быстроты

Методы строго

регламентированных упражнений

Игровой метод

Соревновательный метод

Прикидки

Эстафеты

Гандикап

Специфические закономерности развития качества требуют оптимального

сочетания разнообразных методов для предотвращения «скоростного барьера»

Рис. Основы методики развития быстроты

Способность человека длительное время выполнять двигательное действие без снижения его эффективности. Способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности

В ы н о с л и в о с т ь

Фаза компенсированного утомления

Фаза декомпенсированного утомления

Внешние (поведенческие), характеризующие результативность деятельности во время утомления

Внутренние (функциональные), отражающие изменения в органах и системах организма, обеспечивающих данную деятельность

Наличие энергетических ресурсов в организме

Уровни функциональных возможностей различных систем организма

Быстрота активизации и степень согласованности различных систем организма

Устойчивость физиологических и психических функций к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма

Экономичность использования энергетического и функционального потенциала организма

Подготовленность опорно-двигательного аппарата

Личностно-психологические особенности

Возрастно-половые и морфологические особенности человека

Условия деятельности

Утомление

Показатели

выносливости

Факторы,

определяющие выносливость

Общая (способность продолжительно и эффективно выполнять работу неспецифического характера)

Специальная (способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, детерминированных требованиями конкретного вида деятельности

Формы

проявления

выносливости

Рис. Общая характеристика двигательного (физического) качества «выносливость»

Основные средства развития

Активное функционирование большинства или всех крупных звеньев опорно-двигательного аппарата

Преимущественно аэробное энергообеспечение мышечной работы

Значительная суммарная продолжительность работы

(от нескольких до многих десятков минут)

Умеренная, большая и переменная интенсивность работы

Методы воспитания общей аэробной

Методы развития

общей выносливости

выносливости в отдельных

упражнениях естественной

циклической структуры

Методы слитного выполнения упражнения с нагрузкой

умеренной и переменной мощности (продолжительность нагрузки от нескольких до десятков минут)

Методы повторного интервального метода (интенсивность – субмаксимальная, в интервалах между рабочими фазами – минимальная, число фаз зависит от уровня тренированности занимающегося)

Слитный круговой тренировки

Интервальный круговой тренировки

Рис. Основные средства и методы развития общей выносливости

Абсолютной интенсивностью упражнений

Продолжительностью упражнений

Продолжительностью интервалов отдыха

Характером отдыха

Числом повторений упражнений

Нагрузка при воспитании выносливости определяется следующими факторами

Особенности методики увеличения

аэробных возможностей организма

Повышение максимального уровня потребления кислорода

Развитие способности длительное время поддерживать высокий

уровень потребления кислорода

Увеличение быстроты развертывания дыхательных процессов до максимальных величин

Задачи

Равномерного упражнения

Непрерывного упражнения

Повторного упражнения

Переменного упражнения

Методы

Интенсивность – 74-80% от максимальной

Продолжительность отдельной нагрузки – 1-1,5 мин.

Интервалы отдыха – чтобы последующая работа происходила на фоне благоприятных изменений в организме. Заполняется малоинтенсивной работой

Число повторений определяется возможностью занимающегося поддерживать устойчивое состояние

Характеристика

методики

(при повторном и

повторно- переменном методах)

Рис. Некоторые особенности методики увеличения аэробных возможностей

Особенности методики увеличения

анаэробных возможностей организма

Упражнения циклического характера соответствующей интенсивности

Средства

Целостного прохождение дистанции

Переменного интервального упражнения на укороченных отрезках

Повторного упражнения

Методы

Задачи

Повышение функциональных возможностей Совершенствование гликолитического

фосфокреативного механизма механизма

Интенсивность предельная для выбранной работы

Продолжительность разовой нагрузки – от 20 с до 2 мин

Интервалы отдыха выбираются с учетом динамики гликолитических процессов. Не заполняются другими видами работы

Число повторений не более 3 – 4 раз

Интенсивность близка к предельной

Продолжительность отдельной нагрузки – 3 – 8 с.

Интервалы отдыха – 2 – 3 мин заполняются другими видами работы

Число повторений определяется возможностью занимающегося выполнить большой объем работы без снижения скорости

Основные черты методики

Рис. Некоторые особенности методики увеличения анаэробных возможностей

Гибкость – способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев

Термин

приемлем

Для обозначения суммарной подвижности в суставах всего тела

Применительно к отдельным суставам

Активная

Пассивная

Способы проявления

Динамический

Статический

Формы

проявления

Анатомический

Центрально-нервная регуляции тонуса система

Напряжение мышц-антагонистов

Степень совершенства межмышечной координации

Функциональное состояние организма на данный момент

Определяющие факторы

Упражнения, выполняемые с максимальной

амплитудой

Активные (махи, рывки, наклоны, вращательные движения)

Пассивные (движения с помощью партнера, амортизаторов, с самозахватом)

Статические (сохранение неподвижного положения с предельной амплитудой в течение 6 – 9 с)

Средства

Система статических упражнений, развивающих гибкость - стретчинг

Рис. Гибкость как физическое качество

Ловкость – способность человека:

  • рационально и быстро осваивать новое двигательное действие;
  • успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях

Сложное комплексное двигательное качество, основу

которого составляют двигательно-координационные способности

Способность точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движения («чувство пространства», «чувство времени», «чувство темпа», «мышечное чувство»)

Способность поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие

Способность выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности)

Двигательно-координационные способности

Способность человека к точному анализу движений

Деятельность анализаторов (особенно двигательного)

Сложность двигательного задания

Уровень развития других двигательных качеств

Мотив, смелость и решительность

Возраст

Общая двигательная подготовленность выполняющего движение (школа движений, база двигательных навыков, уровень овладения сходными движениями и др.)

Факторы,

определяющие

проявление ловкости (координационные способности)

Рис. Общая характеристика двигательного качества «ловкость»

Совершенствование способности строить (осваивать по имеющему образцу или создавать самостоятельно) новые формы двигательных, достигая при этом необходимой точности, экономичности и эффективности движений

Совершенствование способности перестраивать сложившиеся формы координации движений в соответствии с меняющимися обстоятельствами

Повышение устойчивости сформированных рациональных форм координации движений по отношению к неблагоприятному воздействию утомления и других факторов

Общие

задачи

развития

Физические упражнения повышенной координационной сложности

Физические упражнения, содержащие элементы новизны

Физические упражнения, требующие быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно изменившейся обстановкой

Физические упражнения с преимущественной направленностью на психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий

Специальные физические упражнения для совершенствования координации движений, учитывающих особенности вида деятельности:

  • подводящие, способствующие освоению новых форм движений;
  • развивающие непосредственно координационные способности, проявляющиеся в конкретном виде деятельности

Средства

развития

Рис. Задачи и средства развития ловкости

Точность движений

Согласованность движений

Внезапность изменения обстановки

Изменение нагрузки

повышение координационной трудности упражнений по направлениям

Основные методические подходы

Систематическое пополнение двигательного опыта занимающихся новыми формами координации движений (развитие способности образовывать новые формы координации движений)

Введение фактора необычности при выполнении привычных движений

Внесение строго регламентированных изменений в отдельные параметры действия

Смена способа выполнения двигательного действия

Предъявление новых координационных требований посредством выполнения привычных действий в непривычных сочетаниях

Изменение внешних условий, вынуждающие варьировать привычные формы двигательной координации

Преодоление нерациональной мышечной напряженности (тонической и координационной)

Задания на точность воспроизведения и точность отклонения от эталонных пространственных параметров в стандартных условиях

Основные методы Стандартно-повторного упражнения

Вариативного упражнения Игровой метод Соревновательный метод

Рис. Основы методики развития ловкости

Обучение двигательным

действиям

Задачи

Обеспечить формирование начальной «школы движений) (научить управлять относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата, создав тем самым исходную базу для более сложных форм движений)

Обучить действиям, которые будут использоваться как «подводящие» упражнения либо как средство избирательного воздействия на развитие отдельных физических качеств, способностей

Сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в трудовой, спортивной и других сферах деятельности

Развитие двигательного действия в процессе

обучения

Неавтоматизированное управление движениями, концентрация внимания на самом двигательном действии, расчлененность движений, нестабильность действий

Двигательное

умение

Знания Повторение

Мышление движения

Опыт

Автоматизированное управление движениями.

Концентрирование внимания на цели и условиях действий. Слитность и надежность движений

Двигательный

навык

Двигательное умение высшего порядка

Слитное и надежное выполнение движения при

изменениях внешних условий

Построение процесса

обучения

двигательным действиям

Создание предпосылок обучения Обучение

Средства обучения

Учебные пособия

Инвентарь и оборудование

Объективные

условия Этапы

Субъективные условия, характеризующие

готовность обучаемых

1. Начальное разучивание (стадия предумения)

Состояние физических качеств, необходимых для выполнения двигательных действий (физическая готовность)

Двигательный опыт (фонд приобретенных ранее двигательных навыков и связанных с ними знаний)

Личностно-психические свойства, мобилизирующие к действию и определяющие характер поведения при его выполнении

2. Углубленное разучивание (стадия собственного умения)

3. Совершенствование действия (стадия навыка)

Непосредственное становление двигательного

навыка и умения высшего порядка

Первый этап обучения –

начальное разучивание

действия

Сформировать в первоначальном виде ориентировочные основы деятельности (ООД)

Выработать проект действия (смысловую основу) на базе имеющихся знаний

Сформировать или актуализировать зрительные, двигательные и другие чувственные представления о разучиваемом двигательном действии

Выделить ООД в наблюдаемом, а затем и в самостоятельно выполняемом действии

Р

е

ш

а

е

м

ы

е

з

а

д

а

ч

и

Разучить в доступной форме новые элементы действия и общий порядок выполнения движений входящих в его состав

Использовать сформировавшиеся ранее двигательные операции (отдельные формы координации движений, их части) как элементы построения нового действия

Сформировать новые элементы и объединяющие звенья техники движений в облегченных условиях

Предупредить или устранить временные искажения в технике движений

Первый этап обучения –

начальное разучивание

действия

Методы речевого воздействия

Типичные средства

и методы

Объяснение

Инструктирование

Самопроговаривание ориентировочной основы деятельности

Словесные отчеты

Взаиморазъяснение

Наглядно-демонстрационные

средства и методы

Натуральная демонстрация действия

Демонстрация наглядных пособий (рисунки, кинограммы,

видеозаписи и др.)

Практические методы

Расчлененный метод выполнения упражнения

Целостный метод выполнения упражнений

Подводящие упражнения

Ошибки первого этапа обучения

Лишние, ненужные движения

Искажение пространственных параметров движения

Отклонение от заданных временных и временно-пространственных параметров движений

Излишние затраты мышечных усилий, скованность и закрепощенность движений

Искажение общего ритма действий

Типичные ошибки

Причины ошибок

Недостаточная физическая, психологическая подготовленность к разучиванию действия

Изъяны в информации, сообщаемой преподавателем

Несовершенство методов передачи информации

Искажение воспринятой информации обучающимся

Неблагоприятные внешние условия выполнения действия

Негативное влияние утомления

Отрицательный перенос навыка

Действие педагога при появлении

ошибок

Вскрыть конкретную причину (а не частные следствия)

и устранить ее

Добиваться облегчения самоконтроля и его

совершенствования

Второй этап обучения –

углубленное разучивание действия

Цель – завершить формирование двигательного действия в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его в этом качестве как в деталях, так и в целом

Типичные задачи этапа

Оптимизировать ориентировочные основы деятельности, придав им качества осмысленной и детально разработанной программы осуществления действия

Усовершенствовать технику выполнения действия в отношении точности движения во времени, в пространстве, по величине и соразмерности усилий

Повысить эффективность самоконтроля, добиться необходимой степени подконтрольности сознанию основных операций и их коррекции по ходу выполнения

Типичные средства и методы

Практическое воспроизведение действия методом целостного выполнения упражнения (доминирующее место)

Речевые методы передачи знаний (самостоятельная работа с текстовыми источниками, взаиморазъяснение, анализ-проговаривание, аналитический разбор правил выполнения движения)

Методы идеомоторного упражнения

Средства и методы обеспечения наглядности

Технические средства обучения

Третий этап обучения –

результирующая отработка

действий

Цель – обеспечить необходимый для эффективного использования в жизненной практике уровень овладения действием

Основные задачи этапа

Довести процесс освоения всех сторон действия (ориентировочной, исполнительской, контрольной) до уровня превращения двигательного умения в навык

Обеспечить необходимую степень стабильности и вариативности двигательного навыка, надежности и экономичности техники действия

Достигнуть необходимого соответствия между техническими характеристиками движений и уровнем развития двигательных качеств

Типичные средства и методы

В содержание вводятся новые факторы совершенствования действия

Стандартно-повторный метод

Вариативные методы выполнения упражнений

Комбинированные разновидности методов упражнения (повторно-переменный, интервальный и др.)

Игровой метод

Соревновательный метод

Причины ошибок на втором и третьем

этапах обучения

Второй этап обучения

Расхождения между сформированными представлениями о действии и индивидуальным двигательным опытом, приобретаемым в процессе практического выполнения действия

Нарушение меры нагрузки и преемственность эффекта занятий

Форсированное увеличение скорости движений и степени силовых напряжений

Третий этап обучения

Чрезмерная концентрация внимания обучаемого и обучающегося на контроле за деталями техники движения

Нарушение меры в использовании стандартно-повторного упражнения и как следствие – чрезмерная стереотипизация навыка

Нарушение меры в варьировании упражнений и условий их выполнения, в результате чего формируется недостаточно устойчивый навык

Нарушение соответствия между усвоением двигательного действия и степенью развития двигательных качеств

Основные законы

формирования

двигательного навыка

Быстрое владение действием в начале и замедление на конечной фазе обучения (при обучении легким действиям: быстро усваивается основа действия и долго – его детали)

В

А

Р

Медленное овладение действием в начале и ускорение на конечной фазе обучения (при обучении сложным действиям: незаметные качественные накопления впоследствии проявляются в виде ускорения процесса)

И

Н

Т

Ы

#1047;акон

равномерности развития навыка

Внутренние причины, обуславливающиеся незаметными приспособительными изменениями в организме, переходящие в качество лишь по истечении времени

П

Р

И

Внешние причины, вызываемые неправильной методикой обучения или же недостаточным уровнем подготовленности занимающегося

Ч

И

Н

Ы

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка

Без подтверждения навык постепенно угасает, но его основа сохраняется долго и после повторений быстро восстанавливается

3. Закон

угасания навыка

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка

Положительный (взаимодействие навыков, при котором имеющийся навык ускоряет формирование

нового; наблюдается при структурном сходстве в главном звене техники двигательных действий)

В

И

Отрицательный (взаимодействие навыков, при котором имеющийся навык замедляет формирование нового; происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и отсутствии его в главных звеньях техники)

Д

Ы

5. Закон переноса

навыка