Развитие быстроты в легкоатлетических метаниях
Значение скорости выполнения броска для достижения максимальных результатов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие быстроты в легкоатлетических метаниях
В каждом виде метаний имеются основы техники, определяющие диапазон, в пределах которого атлет достигает максимального результата. Для квалифицированного обучения тренеру необходимо глубокое понимание основ техники вида метаний, для чего желателен личный опыт, особенно соревновательный.
Только правильный и продуманный тренировочный процесс приведет к наилучшим результатам. Проводить время и истощать терпение как тренера, так и ученика при обучении несущественным деталям – зря потраченные усилия. Каждый раз, когда тренер заостряет внимание спортсмена на дефекте в какой-либо детали движения, обучающийся на время теряет общую координацию и уверенность. Правильные технические основы приблизительно одни и те же для всех занимающихся. Когда имеются налицо сообразительность, решимость, готовность и возможности для регулярных напряженных тренировок, можно выбрать для освоения «самую лучшую» технику. Когда должная мотивация и условия отсутствуют, разумнее выбрать упрощенный вариант техники, который принесет быстрый результат.
При выполнении движений неизбежны отклонения от так называемой «идеальной» техники, несмотря на которые спортсмен может показать высочайшие результаты. Например, два дискобола метают чуть дальше 50-ти метров. Допустим, что мощность финального усилия определяется простой суммой силы и быстроты движения и 50 метров равны 10-ти единицам мощности. Результат спортсмена А равен сумме 6-ти единиц силы и 4-х единиц быстроты, тогда как спортсмен Б тех же 10-ти единиц добился комбинацией 4-х единиц силы и 6-ти единиц быстроты движения. 6+4 и 4+6 равно 10-ти – спорить против возможности создания правильной техники на основе индивидуальных различий (в пределах сферы допуска) бессмысленно.
Гармоничная и эффективная работа мышц при выполнении броска, точно согласованное расслабление мышц - антагонистов и не участвующих в движении мышц (например, мимических, шейных мышц) очень существенны для хорошо скоординированного действия. Такое расслабление не ведет к ослаблению усилий, напротив, сила «рабочих» мышц сможет максимально проявиться.
Простейшей иллюстрацией данного тезиса послужат бицепс и трицепс, действия которых противоположны. Когда при подтягивании на перекладине обе мышцы сокращаются в одинаковой степени, действия не получается. При попытке подтянуться как можно быстрее в какой-то мере может сократиться трицепс (отталкивающая мышца) и напрягутся мышцы лица и шеи – движение будет напряженным, сравнительно медленным и утомительным. Наоборот, расслабление и пассивность трицепса и всех, непосредственно не обеспечивающих подтягивание, мышц при мгновенном сокращении бицепса обеспечат максимальную мощность усилия и быстроту движения.
Таким образом, пока спортсмен не достигнет достаточного уровня координации движений в избранном виде метаний и не овладеет элементарными техническими навыками, работа над скоростью движений имеет второстепенное значение. Когда основной технический рисунок броска сформирован, работа над скоростью движения должна стать обязательной частью тренировки. При этом скоростные упражнения приспосабливают к соревновательному движению, используя все, что уже накоплено спортсменом в других формах спортивных занятий.
Практика убедительно показала, что основной тренировочный объем в многолетнем цикле подготовки должен планироваться в режимах, контролируемых, непредельных скоростей. Метатель, прошедший более объемную, а следовательно, менее быструю интенсивную тренировку, через два-три года занятий выгодно отличаются от ушедших вперед соперников, с которыми они не могли состязаться на равных на начальных этапах занятий.
Несомненно, быстрота движений человека зависит от его врожденных способностей, которые заложены в центральной нервной системе и, в значительной степени, определяются быстротой и подвижностью нервных процессов. Следовательно, основа будущих успехов или неуспехов в развитии быстроты заложены изначально и не может быть существенно улучшена или ухудшена основа в ходе многолетней тренировки. Для совершенствования быстроты спортивных движений необходим комплексный подход к многолетней подготовке.
Чтобы двигаться быстро, спортсмен должен быть:
- сильным, это единственная возможность успешно преодолевать внутренние и внешние силы, противодействующие движению;
- выносливым для поддержания быстроты в многократных движениях, выполняемых подряд или сериями;
- техничным, чтобы рационально воплотить свои физические качества в движения с максимальным коэффициентом полезного действия;
- координированным, чтобы как можно меньше мешать самому себе в движениях из-за несогласованности в действиях мышц-антагонистов;
- уметь психологически настроиться, чтобы двигаться с максимально возможной в данный момент быстротой.
Найти правильные варианты взаимосвязи скоростных упражнений с другими разделами тренировки помогает анализ опыта сильнейших спортсменов мира. Соотношение упражнений, выполняемых с максимальной скоростью, со всеми остальными поражает своей универсальностью и стабильностью. Для скоростно-силовых видов легкой атлетики, к которым относятся метания, на движения с максимальной скоростью падает от 15 до 25 процентов общего тренировочного объема.
У каждого спортсмена имеется индивидуальная граница скоростей, позволяющая ему управлять своими движениями. Потолок этих скоростей определяется классом спортсмена, его спортивной формой на данный момент и упражнением, которое он выполняет. В простых упражнениях контролируемые скорости близки к максимальным и мастера не имеют в них большого преимущества перед спортсменами младших разрядов. Поэтому для развития скоростных качеств у новичков и спортсменов младших разрядов следует в большей мере использовать простейшие скоростные упражнения, а не основные соревновательные.
Существует много приемов, помогающих спортсменам превысить их максимальные скоростные возможности – например, метания облегченных снарядов. Метание облегченных снарядов способствует более быстрому и правильному овладению техникой и ритмом броска, вырабатывает специальную быстроту. Заметные успехи в метании облегченных снарядов указывают на хорошее развитие скоростно-силовых качеств спортсмена. При этом для постановки и закрепления правильного ритма броска предпочтительны разновесы с облегчением на 5 – 20 % от веса соревновательного снаряда.
Скорость движения не является чем-то таким, что необходимо добавлять к хорошей технике, когда уже достигнуто техническое совершенство. Скорость – неотъемлемая часть техники, хорошая техника может рассматриваться только в сочетании с высокой скоростью движения. Тренироваться на так называемую технику, то есть совершенствовать исполнение фаз броска, положение частей тела атлета день за днем в медленном темпе и рассчитывать, что в нужный момент соревновательный дух вызовет из ниоткуда взрывную силу, максимальную скорость и, следовательно, рекордный бросок - значит не понимать основ обучения моторным навыкам.
Техника и скорость – единое неделимое понятие, только их объединение принесет успех на соревнованиях. Большой прогресс в результатах сильнейших метателей мира за последние годы достигнут в основном благодаря увеличению скорости броска, ее наиболее эффективному использованию и дальнейшее развитие пойдет в этом же направлении.
