Формирование самоконтроля младших школьников в процессе обучения Курсовая работа

Попова Алена Игоревна

Цель исследования – предложить оптимальную методику посредством проектирования фрагментов уроков технологии для формирования самоконтроля у младших школьников в процессе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение

высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина»

(АГГПУ им. В.М. Шукшина)

Кафедра психолого-педагогического, дошкольного

и начального образования

Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

Профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование

Формирование самоконтроля младших школьников в процессе обучения

Курсовая работа

по дисциплине Б1.В.02.01 Методика обучения и воспитания

(по профилю подготовки – Начальное образование)

                                                                Выполнила студент

                                                                          3 курса П-ZНД191 группы

                                                                      Попова Алена Игоревна

                                                                                 

                                                               Научный руководитель

                                                           канд. пед. наук, доцент

                                                                       Чичканова Ирина Николаевна

                                                       

                                                             Оценка_______________

                                                           «__» «_______» 2022 г.

                                                                       

                                                                       Подпись __________________

                                                                                                                              (Научный руководитель)

                       

Бийск 2022

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы формирования самоконтроля младших школьников в процессе обучения………………………………………………..5

1.1 Понятие и функции самоконтроля, его значение для успешности обучения младшего школьника…………………………………………………..5

1.2 Значение формирования самоконтроля младших школьников в учебной деятельности…………………………………………..........................................10

1.3 Методика формирования самоконтроля у младших школьников в процессе обучения……………………………………………………………….13

Вывод по первой главе…………………………………………………………..17

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию самоконтроля младших школьников в процессе обучения…………………………………...18

2.1 Выбор оптимальной методики для формирования самоконтроля у младших школьников на примере уроков технологии………………………..18

2.2 Проектирование уроков технологии для формирования и развития самоконтроля младших школьников в процессе обучения…………………...23

Вывод по второй главе…………………………………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованных источников…………………………………………...32

Приложения……………………………………………………………………...35

Введение

В настоящее время актуальным подходом к организации школьного учебно-воспитательного процесса является подход, обеспечивающий целостное формирование личности школьника, развитие его индивидуальности, способности к саморегуляции. Поэтому в рамках внедрения современного ФГОС начального образования одной из важных задача школы является развитие самоконтроля школьника.

Формирование умений и навыков самоконтроля как проявление активности младшего школьника в учебном процессе - одно из условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний учащимися, развития познавательных способностей. Эти умения воспитывают в детях важные качества (критичность ума, чувство ответственности за свою работу, уверенность в своих действиях), а также повышают интерес к учебе. Несформированность у учащихся навыков самоконтроля приводит к неуспешности в обучении и взаимодействии с окружающими людьми.

В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психолого-педагогических исследований. Но проблема формирования самоконтроля не нова. Ее неоднократно изучали многие ученые (Б.А. Белькевич, М.А. Бондаренко, А.Б. Воронцов, Л.В. Жарова, Л.Е. Жогло, З.Д. Жуковская, Л.А. Запорожец, Г.С. Никифоров, В.А. Якунин и др.). Большое внимание при этом уделялось и начальной школе.

В науке накоплен определенный опыт в исследуемой проблеме. Но несмотря на обилие работ по данной проблеме, среди них нет тех, которые рассматривали бы общие механизмы формирования самоконтроля в учебной деятельности учащихся начальной школы. Кроме того, практика свидетельствует, что сегодня эффективность формирования самоконтроля в учебной деятельности младших школьников остается низкой. Об этом свидетельствует большое количество слабоуспевающих и неорганизованных учеников, переходящих в среднюю школу. Поэтому проблема формирования самоконтроля у учащихся начальных классов является актуальной и значимой для педагогики в научном и прикладном отношении. Все это определяет противоречие между требованиями практики и недостаточной изученностью данного вопроса в теоретико-прикладных исследованиях.

Цель исследования – предложить оптимальную методику посредством проектирования фрагментов уроков технологии для формирования самоконтроля у младших школьников в процессе обучения.

Объект исследования – формирование самоконтроля младших школьников.

Предмет исследования - процесс формирования самоконтроля младших школьников в обучении.

Задачи исследования:

1. Теоретически обосновать проблему формирования самоконтроля младших школьников в процессе обучения.

2. Провести выбор оптимальной методики для формирования самоконтроля у младших школьников на примере уроков технологии.

3. Осуществить проектирование уроков технологии с учетом формирования самоконтроля младших школьников.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение), эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, опрос, анализ продуктов творческой деятельности учащихся), методы математической обработки данных.

Экспериментальная база исследования:  учащиеся 2 класса Нижнекаменской СОШ Алтайского района Алтайского края.

Практическая значимость работы заключается в том, что практические материалы могут быть использованы педагогами начальных классов в работе с младшими школьниками в процессе их обучения.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Глава 1. Теоретические основы формирования самоконтроля младших школьников в процессе обучения

1.1 Понятие и функции самоконтроля, его значение для успешности обучения младшего школьника

Формирование умений и навыков самоконтроля как проявление активности младшего школьника в учебном процессе - это одно из условий повышения эффективности обучения, прочности, сознательности усвоения знаний учащимися, развития познавательных способностей. Несформированность у учащихся навыков самоконтроля приводит к неуспешности в обучении и взаимодействии с окружающими людьми.

Очень важно начинать работу по развитию самоконтроля в младшем школьном возрасте. Именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования самоконтроля. Существует множество определений понятия «самоконтроль». Самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов (В.И. Страхов). Самоконтроль – это умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение и управлять им (Г.А. Соболева) [19, с. 754-758]. Самоконтроль – это сознательная оценка и регулирование человеком собственной деятельности и поведения своих действий и поступков, движения с точки зрения их соответствия предварительным намерениям, поставленным целям или требованиям, правилам и требованиям общества. Самоконтроль дает возможность человеку управлять своей деятельностью и поведением, контролировать осуществление намеченного плана действий, воздерживаться от нежелательных действий (В.Л. Крутецкий) [15].

Самоконтроль – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Это многогранное явление. В психолого-педагогической литературе отражены различные подходы к определению этого понятия. Авторы одних работ рассматривают самоконтроль как личностное качество. Другие считают самоконтроль важнейшим компонентом в системе саморегуляции.

Педагоги считают самоконтроль важнейшим учебным умением. В учебной деятельности самоконтроль определяется как способ учения, представляющий собой определенные действия обучающихся, а именно: определение критериев оценки, эталонов; проверка хода и результатов своей учебной деятельности.

Формирование умений и навыков самоконтроля как проявление активности младшего школьника в учебном процессе является одним из условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний учащимися, развития познавательных способностей. Эти умения воспитывают в детях такие важные качества, как критичность ума, чувство ответственности за свою работу, уверенность в своих действиях.

В традиционной системе обучения целью являлось формирование предметных знаний, умений и навыков, в рамках действующего федерального государственного образовательного стандарта во главу угла поставлено формирование универсальных учебных действий, развитие умений самостоятельно осуществлять учебные действия.

Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации. Школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль.

К структурным элементам самоконтроля Н.Д. Левитов относит: внимание к результатам своей работы, ее условиям, приемам; наблюдение за ходом работы по ее показателям; мыслительные операции; точная и своевременная реакция на подмеченные недостатки в работе, выражающаяся в их исправлении [19, с. 754-758].

Функции самоконтроля: диагностирующая, корректирующая, развивающая, воспитательная, функция организации и управления учебной деятельностью.

По входящим в самоконтроль элементам различают самоконтроль констатирующий и корректирующий. Существует две формы самоконтроля: внешняя (осознаваемая) произвольная и внутренняя (автоматическая) непроизвольная. В условиях школы полное формирование внутреннего непроизвольного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно формирование только некоторых элементов. Если ученик осуществляет учебные действия, быстро извлекает из памяти знание, осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля. Если учащийся совершает учебные действия ошибочно, осознает это, вносит коррективы, то у него сформирован механизм самоконтроля, но самоконтроль меняет свою форму с произвольной на непроизвольную после совершения ошибочного действия.

Выделяются следующие направления формирования самоконтроля: контроль со стороны учителя и со стороны родителей, взаимоконтроль «ученик-ученик» и «ученик-учитель».

Ученику необходимо научиться понимать и принимать контроль учителя. Для этого учитель должен:

- показать учащимся, что любое обучение – единство двух процессов: передача обучаемому учебного материала и контроль результатов обучения;

- ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

- сообщать учащимся, после какого объема учебного материала контроль и цель проведения того или иного контроля;

- объяснять выставляемую оценку, исходя из критериев оценки.

Взаимоконтроль проводится при проверке письменных и графических работ, изделий, при рецензировании устных ответов и сообщений. Учащиеся обмениваются работами, каждый из них выступает в роли рецензента. Они должны отметить допущенные их товарищем ошибки, объяснить их причины, способы исправления и предупреждения. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля. Это более высокая форма действия контроля, средство обучения учащихся самоконтролю.

Важным моментом для формирования самоконтроля у обучающихся является рефлексия как отдельный этап урока, где ученик может проанализировать уровень усвоения материала на уроке, уровень своего комфортного или некомфортного психологического состояния на уроке.

Модель действия контроля в учебной деятельности младших школьников: потребность в контроле, осознание назначение контроля, умение обнаруживать ошибку, объяснить ее, критически относиться к контролю со стороны других детей, учителя, исправлять ошибку на основе соотнесения хода и результата действия с заданной схемой действия, осуществлять содержательный контроль, обнаружить ошибки по причине несоответствия способа действия и условий задачи, умение осуществлять межличностный рефлексивный контроль, умение осуществлять проверку, умение составлять план проверки.

В младшем школьном возрасте в центр психического развития выдвигается формирование произвольности: формируется произвольный характер памяти, внимания, мышления ребенка; возникает способность действовать организованно в соответствии со стоящими пред ним задачами; ребенок учится управлять своим поведением, протеканием психических процессов. В этот период ребенок начинает учиться в школе, а положение школьника и его учебная деятельность предъявляет к произвольному поведению уже достаточно высокие требования [16, с. 57-59].

В школе ребенок должен научиться подчинять свое поведение целому ряду требований, поставленных перед ним, и которые не всегда совпадают с его непосредственными желаниями. Эти новые требования идут не только от самой учебной деятельности, но и от положения школьника. Главное, чтобы, став школьником, ребенок оказался на первой ступени общественного положения. Он теперь уже не маленький ребенок, он школьник. Это новое положение ребенок, если не осознает, но чувствует, и это чувство окрашено у него положительными переживаниями.

В младшем школьном возрасте формирование рефлексии происходит в процессе учебной деятельности. Полноценное формирование действий самоконтроля и оценки - условие становления рефлексии, средство функционирования. Через планомерное формирование действий контроля и оценки можно приблизиться к направленному воздействию на формирование рефлексии. Высокий уровень рефлексии способствует быстрому усвоению ребенком общественно значимых критериев оценки соответствующих отношений, формированию самооценки как одного из важных факторов сознания. Неразвитая рефлексия препятствует этому – ученик не может правильно отнестись к предъявляемым требованиям, увидеть свои недостатки, попытаться их исправить [6].

Функция самоконтроля в учебной деятельности, как указывает Д.Б. Эльконин, состоит в определении правильности и полноты выполнения учащимися операций, входящих в состав его действий [25]. Контрольные действия - основное средство самоконтроля учащихся на всех этапах деятельности – планирования, выполнения и подведения итогов [4].

Различают самоконтроль итоговый, пооперационный (осознание того, что ученик делает сейчас, что будет после), перспективный (предвидение на несколько операций вперед) самоконтроль [4].

Таким образом, самоконтроль – одно из главных условий успешного обучения учащихся. Он развивается закономерно. В начале обучения в школе овладение самоконтролем - самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. Постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс его выполнения. Самоконтроль играет большую роль в обучении и в формировании разносторонне развитой личности.

1.2 Значение формирования самоконтроля младших школьников в учебной деятельности

Психологические основы формирования самоконтроля раскрываются в трудах В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, А.Я. Арет, Н.Д. Левитова, Т.Н. Гаваковой, В.В. Чебышевой, Л.Б. Ительсон, Г.А. Собиевой и др. Педагогические аспекты самоконтроля как существенного звена учебного процесса освещены в работах Ю.К. Бабанского, С.И. Архангельского, Б.П. Есипова, Л.В. Жарова. В исследованиях А.С. Лынды, Н.И. Кувшинова, П.М. Эрдниева определены закономерности формирования умений и навыков самоконтроля у учащихся при изучении различных учебных предметов. Но еще Ю.К. Бабанский подчеркивал, что мало работ, посвященных изучению проблем, связанных с формированием у школьников общеучебных умений, умений осуществлять самоконтроль.

Изучению роли самоконтроля в учебной деятельности посвящено много психологических исследований. Действие самоконтроля как условие успешности обучения рассматривала Н.И. Гуткина [13]. Его значение подчеркивается для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости (Т.В. Апухтина, Л.В. Федорова) [1].

В методической литературе акцентируется внимание на необходимости развития самоконтроля при обучении младших школьников, разрабатываются приемы самоконтроля при формировании вычислительных, орфографических, коммуникативно-речевых умений [4].

Проблемы становления указанного комплекса умений возникают при нерационально организованной на уроках, авторитарным и либерально-попустительском стиле общения с детьми учителей и родителей.

Уже с первого класса дети начинают овладевать самоконтролем учебного поведения. Затем требования учителя переносятся на развитие самоконтроля в учебной деятельности, например, соблюдение необходимых правил правописания. Если в первом классе самоконтроль осуществляется по образцу, то с возрастанием требований к учебной деятельности его формы усложняются и становятся все более независимыми от внешней опоры. В третьем классе ученик приучается к самоконтролю уже на основе приобретенного им запаса знаний. В задачу педагога входит постепенное расширение сферы самоконтроля у детей, формирование у них разнообразных приемов его осуществления.

Понимание сущности различий в самоконтроле дает возможность учителю применять индивидуальный подход к его воспитанию у детей. Еще в начале второго класса школьники не обнаруживают потребности в самоконтроле при овладении предметом. Контроль за правильностью собственных действий предполагает овладение учащимся специальными приемами и способами осуществления самоконтроля. В качестве обязательного условия самоконтроля выступает наличие у учащихся необходимого запаса знаний и умений пользоваться ими.

Самоконтроль формируется медленнее, чем приобретаются знания. На третьем году обучения у детей начинает все заметнее проявляться тенденция подвергать самоконтролю не только результаты учебной деятельности, но и проверять свои действия в процессе ее выполнения. Чем меньше возраст учащегося, тем больше он нуждается в показе ему образца. Динамика формирования самоконтроля неразрывно связанна с изменением характера используемого образца-эталона. Но наличие одного образца недостаточно для реализации последнего. Нужно побуждать к самоконтролю. При этом необходим систематический и последовательный контроль за учащимися со стороны учителей, родителей и всего коллектива [2].

На начальном этапе усвоения правил школьного поведения у большинства учащихся отсутствует потребность в произвольном самоконтроле своих действий, он проявляется только под воздействием учителя. К концу младшего школьного возраста у детей постепенно развивается способность к волевой регуляции собственного поведения, умение контролировать свои поступки, подчинять их принятым правилам. Чтобы младшие школьники научились произвольно управлять своим поведением, необходимо систематически учить детей самостоятельно ставить цели своей деятельности, настойчиво добиваться их достижения и контролировать себя в этом процессе [7].

В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку не действовать непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения [15].

Индивидуально-психологические особенности личности младшего школьника влияют на особенности его ведущей деятельности. Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие виды деятельности. Самым существенным в учебной деятельности становится рефлексия, отслеживание новых достижений и происшедших изменений, о чем мы уже говорила выше [8].

С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически он еще в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться [17].

В условиях учебной деятельности ребенка следует подводить к пониманию, что это совсем иная деятельность, чем игра, и она предъявляет к нему настоящие, серьезные требования, чтобы он научился реально изменять себя. Дети должны научиться различать игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание в отличие от игры обязательно, его необходимо выполнять независимо от того, хочет он это делать или нет [14].

Таким образом, младший школьный возраст - этап существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком этого периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

1.3 Методика формирования самоконтроля у младших школьников в процессе обучения

Действие самоконтроля должно осуществляться на протяжении развития, формирования и становления учебной деятельности [18].

Самоконтроль младших школьников - развивающееся на основе их природных задатков и имеющихся психологических особенностей умение критически оценить свое внешнее поведение и умственную деятельность под руководством педагогов и семейного окружения в процессе учебной деятельности» [10]. Овладение детьми практическими знаниями и умениями самоконтроля - длительный и сложный процесс, протекающий под целенаправленным руководством родителей и педагога. Для этого необходимо выполнение педагогических условий:

- формирование положительной мотивации к самоконтролю у младших школьников;

- осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика, родителей), обеспечивающего активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности развития самоконтроля в учебной деятельности;

- осуществление программы диагностики уровня развития самоконтроля в учебной деятельности.

Этапы работы по развитию самоконтроля у младших школьников: 1) подготовка учителей к реализации педагогических условий развития самоконтроля; 2) организация взаимодействия школы и семьи для решения общей задачи: развития самоконтроля у детей; 3) формирование положительной мотивации к самоконтролю у младших школьников [9]. Работа в этих направлениях должна вестись в комплексе. Во время учебного процесса учитываются факторы, влияющие на развитие самоконтроля, которые можно объединить в две группы: методические и психолого-педагогические. Методика развития самоконтроля достигнет своей цели только тогда, если учитель будет рассматривать учебное взаимодействие как равнопартнерские отношения, последовательно будет формировать учащегося как субъекта учебной деятельности, способного к самостоятельной учебной работе. Поэтому педагог должен уметь передать учащимся приемы и методы учебной деятельности, умение создать условия для осуществления самоконтроля. Требования к организации и развитию самоконтроля предполагают такую организацию, при которой все учащиеся совершают активные мыслительные и практические действия самоконтроля, исходя из задач обучения [22].

Требования к развитию самоконтроля заключаются в следующем:

1) систематичность применения самоконтроля при организации учебной деятельности младших школьников;

2) реализация диагностирующей, корректирующей, познавательно-развивающей и воспитывающей функций самоконтроля в их единстве;

3) контроль как процесс проходит поэтапно. Каждый этап имеет свою цель, задачи, структуру, содержание. Задачи этапа контроля определяют его содержание, тот или иной вид, прием самоконтроля;

4) целесообразное сочетание видов самоконтроля. В учебном процессе должны применяться итоговый, пооперационный, прогнозирующий самоконтроль; самоконтроль с применением разных средств наглядности;

5) применение разнообразных приемов самоконтроля. Разнообразие должно быть разумным, иначе оно неэффективно. Учитель должен варьировать использование приемов самоконтроля;

6) необходимо учитывать предшествующую практическую подготовку к самоконтролю, отношение к нему, отношение к учебе.

Благоприятным фактором развития самоконтроля является развитие у детей самостоятельности в действиях. Чем выше развита самостоятельность, тем успешнее протекает развитие самоконтроля.

При разработке методики развития самоконтроля у младших школьников необходимо учитывать не только предмет контроля, но и способы, приемы, формы самоконтроля, адекватные поставленным педагогическим целям.

Методические основы развития самоконтроля у младших школьников подробно исследовали Л.Н. Габеева, Н.Н. Климентьева, Л.Б. Лубсанова [9].

Для реализации этапа 1 работы для теоретической и практической подготовки педагогов был разработан обучающий курс «Развитие самоконтроля у младших школьников в процессе обучения». Его задачи: 1) формирование целостного представления о сущности и психологических особенностях самоконтроля младших школьников как свойстве субъекта; 2) создание педагогических условий развития самоконтроля.

Обучающие занятия проводились с учителями начальных классов городских школ в виде семинаров. Программа курса включала вопросы теоретической и практической направленности, объединенные темами: 1) развитие самоконтроля у младших школьников как психолого-педагогическая проблема; 2) учитель как субъект педагогического управления развитием самоконтроля у младших школьников; 3) педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников; 4) мотивационное управление развитием самоконтроля у младших школьников; 5) реализация педагогических условий развития самоконтроля у младших школьников; 6) учебный материал, необходимый для развития самоконтроля у младших школьников [9].

Цель этапа 2 - проведение работы с родителями по формированию у них педагогических знаний, научно обоснованных и практически проверенных. Работа происходит одновременно на трех уровнях (теоретическом, практическом, технологическом). Во время проведения семинаров, дискуссий, «круглых столов» педагог создает условия для активного включения каждого родителя в совместную деятельность, использует рефлексивные приемы, особенно на этапе обсуждения результатов совместной деятельности. Например, в рамках тематического блока «Развитие самоконтроля у детей младшего школьного возраста как фактор успешности их учебной деятельности» содержание работы следующее: приглашаются родители, которые являются контролерами детей в домашних условиях, с просьбой рассказать о ребенке и контролирующих действиях; организовываются семинары, направленные на формирование знаний о воспитании самоконтроля у детей [9].

При организации работы создается «почтовый ящик» - «Спрашивайте - ответим» (выяснение вопросов, волнующих родителей по теме).

Цель реализации этапа 3 - развитие самоконтроля у младших школьников в учебной деятельности. Здесь педагог должен:

1) развивать потребность детей в осуществлении самоконтроля через критическую оценку своей деятельности, действий и их результатов, способствовать осознанию самоконтроля, обогащать знания о самоконтроле;

2) учить детей осуществлять проверку по готовому образцу; развивать умение учащихся обнаруживать ошибки: в действиях своих товарищей, учителя, собственных в результате действия, в процессе действия;

3) развивать у детей навыки самостоятельности, самоорганизации, самонаблюдения;

4) повышать уровень познавательного интереса, активности и развития умственных способностей;

5) создавать благоприятную психологическую атмосферу на уроке, атмосферу творчества и сотрудничества в процессе учения и контроля.

Общеучебные приемы самоконтроля. Эта группа включает две подгруппы: приемы внешней и внутренней организации самоконтроля, выработка критериев оценки, составление плана выполнения работы [12].

Частные приемы самоконтроля - приемы, которые конкретизированы для решения более узких задач и используются в определенных темах [9].

Ключевое звено в проведении самоконтроля - сверка с готовым или составленным образцом [11].

Таким образом, одним из важнейших факторов, влияющих на развитие самоконтроля младших школьников, является методический фактор. При правильной организации и систематическом, целенаправленном проведении методической работы у младших школьников повышаются самостоятельность, уверенность, стремление к преодолению трудностей, рефлексия и, в целом, уровень развития самоконтроля.

Вывод по первой главе

В младшем школьном возрасте самоконтроль рассматривается в рамках психологической концепции учебной деятельности. В данном случае выделяется рефлексия в качестве психического новообразования младшего школьного возраста. Это умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией свои собственные способы деятельности.

В младшем школьном возрасте формирование рефлексии происходит в процессе учебной деятельности. Специфика учебной деятельности связана с изменениями, происходящими в самом ученике как субъекте деятельности. Субъектность учебной деятельности - главный фактор, аккумулирующий в себе взаимодействие личностных и деятельностных аспектов рефлексии, обеспечивается контролем и самооценкой как средствами саморегуляции.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер, и становится осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Формирование самоконтроля в учебной деятельности у младших школьников проходит путь от контроля со стороны взрослых (от внешней формы) к собственно самоконтролю (к внутренней форме). Следовательно, в процессе обучения действие контроля постепенно превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения, контрольное действие приобретает предупредительный и пооперационный характер.

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию самоконтроля младших школьников в процессе обучения

2.1 Выбор оптимальной методики для формирования самоконтроля у младших школьников на примере уроков технологии

Экспериментальная работа, направленная на формирование навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии, проводилась на базе 2 класса Нижнекаменской СОШ Алтайского района Алтайского края. В эксперименте принимали участие 19 учащихся.

Работа состояла из двух этапов: констатирующий и формирующий.

Цель констатирующего этапа – выявить уровень сформированности навыка самоконтроля у младших школьников. Задачи: 1) определить критерии и уровни сформированности навыка самоконтроля; 2) подобрать методики для выявления сформированности навыка самоконтроля; 3) провести диагностику уровней сформированности навыка самоконтроля у учащихся.  За основу взяты критерии, предложенные Л.Н. Габеевой: потребность в самоконтроле, овладение приемами итогового и пооперационного самоконтроля, произвольность самоконтроля [10, с. 106]. На основе изучения психолого-педагогической литературы выделены три уровня сформированности каждого компонента самоконтроля (таблица 1).

Таблица 1 - Критериально-уровневая шкала определения уровня потребности в самоконтроле

Уровень

Характеристика уровня

Низкий

неуверенность в правильном выполнении действий; самопроверка лишь по просьбе учителя

Средний

уверенность в правильном выполнении действий; проверка по просьбе учителя (иногда по собственной инициативе)

Высокий

испытывает потребность в самоконтроле; самопроверка по собственной инициативе

Критериально-уровневая шкала определения уровня овладения учащимися приемами итогового и пооперационного самоконтроля представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Критериально-уровневая шкала определения уровня овладения учащимися приемами итогового и пооперационного самоконтроля

Уровень

Овладение приемами итогового и пооперационного самоконтроля

Способность действовать по образцу

Способность действовать по инструкции

Низкий

Частичное воспроизведение образца. Сличает действия, зафиксированные в памяти за счет многократных повторений

Ошибочное следование инструкции. Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов

Средний

Введенные схемы действия осознаются; образец, заданный материально, сличается

Воспроизведение с несколькими ошибками (больше 1-2 ошибок), попытка самостоятельного следования инструкции

Высокий

Действия соотносятся с образцом, заданным через систему условий

Точное воспроизведение, самостоятельное следование инструкции.

Показатели определения уровня произвольности самоконтроля, по Л.А. Венгер, - умения учащихся принять учебную задачу, ее сохранение, самостоятельность, сосредоточенность, включаемость в работу [5; 6].

Таблица 3 - Критериально-уровневая шкала определения уровня  произвольности самоконтроля

Уровни

Параметры произвольности самоконтроля

Принятие

учебной задачи

Сохранение учебной задачи

Самостоятельность

Сосредоточенность

Низкий

инструкцию усваивает после многократных разъяснений

непродолжительное время при выполнении одного задания

при постоянном руководстве со стороны взрослого

не может сосредоточиться

Средний

после дополнительных напоминаний

в большинстве заданий

при эпизодическом обращении за помощью взрослого

время от времени

Высокий

с первого раза

на протяжении всего задания

выполнение без помощи взрослого

всегда

Для выявления уровня сформированности навыка самоконтроля были выбраны следующие методы наблюдения и методики: «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) [24], «Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной) [23], «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин) [13] (Приложение 1).

Для выявления уровня владения учащимися приемами итогового самоконтроля мы использовали методику «Проба на внимание». Ее цель - выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля. Школьникам предлагался текст с ошибками. Нужно было его прочитать, проверить и исправить в нем ошибки. Для того, чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок. Фиксировалось время работы учащегося с текстом, особенности его поведения. Результаты данной методики представлены в Приложении 2.

Анализ результатов методики показал, что высокий уровень сформированности итогового самоконтроля у 16% учащихся, средний – у 32%, низкий – у 52% учащихся экспериментального класса.

Для выявления уровня овладения учащимися приемами пооперационного (пошагового) самоконтроля проведена методика «Продолжи узор» (модифицированная методика Г.Ф. Кумариной). Цель методики – установить уровень развития зрительного анализа, умение действовать по заданному образцу, воспринятому с доски, и переносить его на рабочий лист; выявить способность к самоконтролю.

Учащимся был предложен образец узора, выполненного цветными карандашами на доске. Им нужно было нарисовать узор-образец на листах в клетку. Результаты методики представлены в Приложении 2.

Анализ результатов показал, что только у 5% учащихся все три узора срисованы и продолжены правильно, у 11% срисованы правильно 2 узора, у 32% учащихся – срисован правильно один узор и у 52% учащихся все три узора срисованы и продолжены неправильно. Таким образом, высокий уровень сформированности пооперационного самоконтроля у 5% учащихся, средний – у 11% и низкий уровень у 84% учащихся.

Следующей была предложена методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина. Ее цель - диагностика способности ребенка к пошаговому самоконтролю. Учащимся было предложено продолжить узор, нарисованный на листах в клетку. Результаты методики представлены в Приложении 3.

Анализ результатов показал, что больше половины учащихся не замечает ошибок по ходу выполнения задания, некоторые самостоятельно замечают ошибки и исправляют их. Наблюдение за работой учащихся показало, что только 16% учащихся старается основательно проверить выполненную работу, 47% ограничивается беглым просмотром и 37% вообще не просматривают выполненную работу.

Таким образом, анализ результатов методики «Графический диктант» показал, что высокий уровень сформированности пооперационного самоконтроля у 11% учащихся, средний – у 26% и низкий уровень у 63% учащихся. Мы видим, что приемами пооперационного контроля учащиеся владеют на достаточно низком уровне.

Качественный анализ результатов показывает, что большинство учащихся не осуществляет пооперационный самоконтроль, а только итоговый, в большинстве случаев по просьбе учителя. В их работах много неисправленных ошибок. Учащиеся способны принимать учебную задачу, но недостаточно сформировано умение удерживать ее до конца выполнения.

Уровень потребности в самоконтроле, произвольности самоконтроля изучались в ходе наблюдения за работой учащихся при выполнении диагностических заданий, на уроке технологии по теме «Аппликация из геометрических фигур». В ходе выполнения самостоятельной работы на уроке наблюдалось за тем, как учащиеся осуществляют проверку и сравнение своей работы с образцом, замечают ошибки и исправляют их по ходу выполнения работы, осуществляют итоговый самоконтроль. Оценены параметры произвольности самоконтроля: принятие учебной задачи, сохранение ее до конца выполнения, самостоятельность и сосредоточенность в процессе выполнения. Протоколы наблюдения представлены в Приложениях 3, 4. Анализ результатов показал, что уровень произвольности самоконтроля у учащихся развит недостаточно. У детей временное сосредоточение внимания при выполнении работы. Дети часто обращались за помощью к учителю. Принятие учебной задачи большинством учащихся происходило только после дополнительных разъяснений учителя.

Вывод: высокий уровень произвольности самоконтроля не выявлен, у 26% – средний, у 74% низкий уровень сформированности произвольности самоконтроля. Высокий уровень потребности в самоконтроле сформирован у 11% учащихся, средний – у 26% и низкий – у 63%.

Результаты проведения методик представлены в Приложении 5.

Итак, высокий уровень сформированности самоконтроля у 5% учащихся, средний у 21% и низкий у 74% учащихся (рисунок 1).

Рисунок 1 - Уровни сформированности навыка самоконтроля учащихся экспериментального класса на констатирующем этапе

Таким образом, у учащихся больше развит итоговый самоконтроль, слабее – пооперационный; у большинства учащихся низкий уровень потребности в самоконтроле, низкий уровень произвольности самоконтроля.

Обобщив данные, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, сделан вывод, что развитию навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии уделяется недостаточно внимания. Поэтому необходимо организовать и проводить целенаправленную работу по формированию навыка самоконтроля учащихся на уроках технологии.

Для достижения этих целей на формирующем этапе эксперимента необходимо предложить оптимальную методику для формирования и развития самоконтроля у младших школьников в процессе обучения на примере уроков технологии.

Для этих целей нужно разработать и апробировать систему уроков технологии, на которых будет формироваться навык самоконтроля младших школьников, как одно из условий повышения эффективности обучения, прочности и сознательности усвоения знаний учащимися, развития познавательных способностей.

2.2 Проектирование уроков технологии для формирования и развития самоконтроля младших школьников в процессе обучения

Цель формирующего этапа – организовать и провести целенаправленную работу по формированию навыка самоконтроля учащихся на уроках технологии. В ходе проведения формирующего этапа эксперимента учитывались результаты констатирующего эксперимента.

План работы составлен на основе программы по технологии Н.И. Роговцевой, С.В Анащенковой и др. (УМК «Школа России») [3; 20; 21]. Особенности программы - обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление детьми деятельности человека на земле, на воде, в воздухе, в информационном пространстве [20; 21]. Человек рассматривается как создатель духовной культуры, творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника: «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» [3].

Составление плана – основа обучения технологии. В учебниках «Технология» для 1–4 классов планы изготовления изделий представлены в двух видах: тестовом, иллюстративном (слайды). Каждому пункту текстового плана соответствует слайд, который демонстрирует использование специальных приемов, способов, техник изготовления деталей изделий.

В процессе выполнения задач по изготовлению изделий, при работе над проектом формируются умение контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, формируется умение находить и исправлять ошибки при выполнении работы.

Учебники содержат большое количество материала, способствующее формированию навыков алгоритмизации деятельности. Каждый проект, задание по изготовлению изделия, составление технологической карты, ее заполнение требуют от учащегося осмысления плана, составления последовательности операций, выбора необходимых средств и способов решения, инструментов и материалов, определения промежуточного результата, соотнесения с конечной целью, проведение коррекции.

Важна роль иллюстративного, дидактического материала учебников. Последовательность операций при изготовлении изделия, работа с материалами, инструментами, правила работы с ними представлены в текстовой форме и наглядно (слайды). Конечный продукт каждой работы – образец, к которому надо стремиться. Такая форма подачи материал помогает сделать задание доступным для детей [3].

Изделия (результаты проектной деятельности) впоследствии используются для работы на других учебных предметах, в игре, на практике. Это приучает к ответственности за выполнение работы, желанию лучше ее сделать, способствует формированию мотивации к самоконтролю.

Работа с технологической картой (как инструментом алгоритмизации) при изготовлении изделия позволяет формировать устойчивые регулятивные УУД, которые переносятся на учебные предметы и в практику жизни [3].

В учебниках по технологии есть раздел «Проверь себя». Ряд заданий представлен так, чтобы побуждать учащихся к осуществлению взаимоконтроля и самоконтроля. Работу организовывалась так, чтобы уроки технологии были интересными, познавательными, способствующими формированию навыка самоконтроля у младших школьников. Тематический план экспериментальных уроков представлен в Приложении 6.

Рассмотрим фрагменты экспериментальных уроков.

1. Первый урок мы провели по теме «Убранство избы. Работа с бумагой. Плетение «Коврик». 

Цели урока

1. Познакомить учащихся со структурой ткани, с новым видом работы – переплетением полосок бумаги, с основами разметки по линейке

2. Учить размечать по линейке

3. Учить проверять правильность выполнения разметки

Фрагмент урока – этап «Беседа «Что и как мы будем делать». Демонстрация приемов работы». Сначала предлагалось учащимся проанализировать готовое изделие – коврик, плетеный из бумаги, и рассказано, какие варианты узоров можно получить, используя бумагу разного цвета. Затем был составлен план работы:

1

Организовать свое рабочее место

2

Положить шаблон из тетради на согнутый пополам альбомный лист вплотную к линии сгиба, как на фотографии в учебнике на странице 55

3

По шаблону вырезать основу коврика и сделать надрезы

4

Развернуть основу

5

Из разноцветной бумаги нарезать полоски шириной 1 см

6

Протянуть полоски разноцветной бумаги через полоски основы коврика, создавая узор по собственному замыслу

7

Оформить изделие

Каждый пункт плана комментировался, демонстрировались приемы работы по плетению коврика. Акцентировалось внимание учащихся на приемах выполнения разметки, на то, как проверить правильность разметки перед разрезанием полос. В ходе творческой практической деятельности учащиеся осваивали приемы контроля каждой операции при выполнении изделия. Использовались приемы коллективной проверки правильности их выполнения. На этапе «Выставка работ, оценивание результатов» было организовано обсуждение качества изготовленных изделий.

2. Следующий урок проведен по теме «Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Композиция «Русская красавица».

Цели урока

1. Познакомить учащихся со способами обработки волокон натурального происхождения, с особенностями национальных костюмов

2. Учить приему плетения в три нитки

3. Познакомить с принципами обработки волокон натурального происхождения

4. Учить составлять композицию русской тематики; закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов

Фрагмент урока – «Беседа «Что и как мы будем делать». Работа с учебником»: Сегодня с вами мы изготовим кокошник для русской красавицы. Кокошник (от древнерусского «кокошь» – курица-наседка) – старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы, символ русского традиционного костюма. Изготавливался на заказ профессиональными мастерицами – «кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями. Кокошники были дорогими, их тщательно хранили в семье и передавали по наследству. Мы сегодня будем кокошницами и сделаем для нашей красавицы красивый головной убор. Далее был изучен план работы на странице 62 учебника, прокомментированы его пункты:

1

Организовать свое рабочее место

2

Начертить циркулем на цветном картоне основу для лица красавицы радиусом 3 см (учащимся показано, как поверить с помощью линейки, правильно ли начерчена окружность, перед тем, как ее вырезать)

3

Вырезать основу и приклеить к листу картона (мы мотивировали учащихся на то, чтобы они проверили правильность выполнения операции перед приклеиванием на картон)

4

Сплести из толстых нитей косичку (учащимся показывали приемы плетения косы)

5

Приклеить ее к основе

6

По шаблону половины кокошника выполнить разметку всего кокошника и вырезать его из цветного картона (при разметке по шаблону предложено учащимся проверить правильность разметки: приложить шаблон к размеченной детали, проверить, на равном ли расстоянии от его края проведена линия)

7

Оформить изделие

В ходе выполнения творческого задания обращалось внимание детей на ошибки, и как их своевременно заметить и исправить. Учащиеся были мотивированы на проверку выполнения каждого этапа задания.

3. Фрагмент урока по теме «Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы «Костюмы для Ани и Вани».

Цели урока

1. Познакомить учащихся с правилами разметки ткани

2. Учить приему разметки ткани с помощью шаблона

3. Учить работать с выкройками

Фрагмент этапа урока «Освоение нового материала. Правила разметки». Прежде чем начать работу над костюмами, нужно обязательно повторить правила разметки деталей. От этой операции зависит качество готовых изделий. Откройте учебники на странице 63. Давайте прочитаем правила разметки ткани:

1

Выполняй разметку на изнаночной стороне ткани

2

Закрепляй выкройку на ткани с помощью булавок. Прикрепляй выкройку булавками в направлении от себя. Помни об экономии материала

3

Обводи выкройку мягким карандашом или мылом (в зависимости от цвета ткани)

Каждый пункт плана комментировался, осуществлялась демонстрация приемов разметки ткани.

На этапе «Творческая практическая деятельность» учащиеся выполняли выкройку русского национального костюма: девочки – для Ани, мальчики – для Вани по эскизу. Обращалось внимание детей на постоянный самоконтроль выполнения задания. Например, когда они нарисовали выкройку костюма, предложено проверить, правильно ли нарисована выкройка. Учащиеся познакомились с приемом контроля с помощью наложения на размеченную деталь фигурки Ани или Вани. При обведении выкройки на ткани детям было предложено проверить, не сдвинулась ли выкройка во время обведения ее на ткани. После вырезания деталей одежды из ткани наложить на них выкройку и проверить, правильно ли они вырезаны. Учащиеся были мотивированы на пошаговый контроль действий.

4. Фрагмент урока по теме «Работа с ткаными материалами. Шитье «кошелек»

Цели урока

1. Учить выполнять шов «через край», создавать отделку детали вышивкой

2. Развивать навыки разметки ткани, изготовления выкройки с помощью ножниц

Этап урока «Сообщение теоретических сведений. Шов «через край». Демонстрация приемов выполнения»: Шов «через край» - старинный вид швов, служит для обметывания краев по срезам изделия. Предупреждает выпадение нитей на срезах, обеспечивает прочность и аккуратность в работе. Шов выполняется слева направо и справа налево. Стежки располагаются витками по краю среза ткани с наклоном в левую (правую) сторону.

Рассмотрите образец шва или рисунки в учебнике (страница 65). Глубина стежков и расстояние между ними должны быть на одном и том же изделии одинаковыми, но не больше, чем 5 мм. Чем чаще друг к другу стежки, тем шов прочнее. Шов «через край» может быть украшающе-соединительным (при соединении деталей футляра для ножниц, расчески). Вариантом шва является двойной шов «через край». Выполняется он, как показано на рисунке в учебнике. Сначала прошивают в одну сторону, а затем в обратную. Надо следить, чтобы в обратном направлении проколы были не в новых местах, а в тех, которые образованы при первоначальном его выполнении. С его помощью можно подшить носовой платок, салфеточку.  

Далее организовано изучение технологии выполнения шва – демонстрировались приемы выполнения шва «через край». В процессе демонстрации обращалось внимание на ошибки, которые могут возникнуть в ходе работы, признаки, по которым можно их своевременно увидеть.

На этапе «Творческая практическая деятельность» учащиеся выполняли изделие «Кошелек» по плану, представленному в учебнике. В процессе выполнения разметки по шаблону деталей кошелька использовался прием взаимоконтроля. Учащиеся проверяли правильность разметки у соседа по парте уже знакомым приемом приложения шаблона к размеченной детали.

5. Фрагмент урока по теме «Работа с ткаными материалами. Шитье. Тамбурные стежки. «Салфетка». 

Цели урока

1. Совершенствовать умение работать с пяльцами

2. Познакомить с технологией выполнения тамбурного шва

3. Воспитывать аккуратность

Этап «Подготовка к практической работе. Словесно-иллюстративный рассказ о тамбурном шве»: Тамбурные швы применяются в вышивке самостоятельно и в сочетании с другими швами. Шов имеет разновидности. Он похож на цепочку выходящих друг из друга петелек. На изнаночной стороне он выглядит как строчка. Им вышивают растительные узоры, заполняют детали на рисунке. Выполнив 4–5 петель из одной точки, получаем цветок. Затем демонстрировали приемы выполнения шва.

В ходе беседы «Что и как мы будем делать» комментировались пункты плана, данного в учебнике на стр. 68 и демонстрировали приемы контроля каждой операции (как проверить, правильно ли затянута ткань в пяльцы). Обращалось внимание на способы перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги (при переводе рисунка на ткань  проверяли, не сдвинулся ли рисунок). В процессе выполнения тамбурного шва использовался прием взаимоконтроля.

Таким образом, в ходе проведения формирующего этапа мы проверяли эффективность педагогических условий: мотивировали учащиеся на проверку выполнения учебных заданий, учащиеся осваивали приемы контроля каждой операции при выполнении практической работы, организована взаимопроверка и коллективная проверка выполнения заданий.

Вывод по второй главе

Экспериментальная работа состояла из двух этапов - констатирующего и формирующего. На основе изученного теоретического материала были определили следующие критерии сформированности навыка самоконтроля:

- наличие потребности в самоконтроле;

- овладение учащимися приемами итогового и пооперационного (пошагового) самоконтроля;

- произвольность самоконтроля.

На констатирующем этапе эксперимента был выявлен уровень сформированности навыка самоконтроля. Анализ результатов показывает, что высокий уровень сформированности самоконтроля у 5% учащихся, средний у 21% и низкий у 74% учащихся.

Таким образом, у учащихся больше развит итоговый самоконтроль, слабее – пооперационный; у большинства учащихся низкий уровень потребности в самоконтроле, низкий уровень произвольности самоконтроля.

Обобщив данные, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, сделан вывод, что развитию навыка самоконтроля у младших школьников на уроках технологии уделяется недостаточно внимания.

Поэтому на формирующем этапе эксперимента предложена оптимальная методика для формирования и развития самоконтроля у младших школьников в процессе обучения на уроках технологии. Разработана и апробирована система уроков технологии, на которых формировался навык самоконтроля младших школьников.

После проведения формирующего этапа эксперимента предполагается проведение повторного обследования младших школьников с целью выявления динамики сформированности навыка самоконтроля.

Считаем, что уровень сформированности навыка самоконтроля повысится. Это будет свидетельствовать об эффективности проведенной работы и подтверждении гипотезы исследования.

Заключение

В последние годы проблема формирования самоконтроля становиться предметом психолого-педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоконтроль – один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Но исследования показывают, что навык самоконтроля оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся.

В ходе исследования решены следующие теоретические задачи: изучены понятие и функции самоконтроля, его значение для успешности обучения младшего школьника; определено значение формирования самоконтроля младших школьников в учебной деятельности; рассмотрена методика формирования самоконтроля у младших школьников в процессе обучения.

Сделан вывод, что для осуществления учебной деятельности необходимы умения сосредоточить внимание, активно воспринимать и запоминать информацию, предварительно ориентироваться в условиях задания и продумывать ход решения, сверять полученный результат с заданным образцом и предъявленными условиями. То есть, для успешного осуществления учебной деятельности необходимо определенное развитие способности саморегуляции и самоконтроля.

Самоконтроль как свойство личности важен в любом возрасте. Но важно начинать работу по его развитию в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте начинают формироваться саморегуляция и самоконтроль, обусловленные необходимостью подчиняться требованиям взрослых, правилам поведения в обществе, включенностью в учебную деятельность. Способность к самоконтролю играет важную роль в организации сложных форм произвольной деятельности, к которым, в первую очередь, относится учение. Низкий уровень сформированности навыков самоконтроля часто приводит к проблемам во взаимодействии и общении и трудностям в учебной деятельности.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволили сделать вывод, что действие самоконтроля является важным компонентом учебной деятельности ученика. В отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки знаний и представления о возможности дальнейшего изучения материала, самоконтроль должен осуществляться на протяжении развития, формирования и становления учебной деятельности.

В отечественной педагогике недостаточно полно исследованы проблемы развития самоконтроля у школьников как целостного явления, как сложной системы со всеми ее компонентами; вопросы осуществления самоконтроля на всех этапах учебной деятельности; представления системы педагогических условий эффективного развития самоконтроля и методики их реализации. Методики должны основываться на поэтапном формировании содержания каждого этапа работы. При этом важны эффективные формы, средства, методы, приемы работы с педагогами, учащимися, их родителями, на основе которых развивается самоконтроль у младших школьников.

В ходе исследования решены следующие практические задачи. В ходе проведения констатирующего этапа выявлен недостаточно высокий уровень сформированности навыка самоконтроля младших школьников. Поэтому предложена оптимальная методика для формирования и развития самоконтроля у младших школьников. Осуществлено проектирование элементов уроков технологии для формирования самоконтроля младших школьников в процессе обучения, на основе педагогических условий, способствующих формированию навыка самоконтроля.

Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута. Считаем, что формирование навыка самоконтроля у младших школьников на уроках будет проходить более успешно, если учащиеся мотивированы на проверку выполнения учебных заданий, осваивают приемы контроля каждой операции при выполнении практической работы, при этом организуется взаимопроверка и коллективная проверка выполнения учебных заданий.

Список использованных источников

1. Абакумова, Л. В. Формирование умений и навыков самоконтроля в учебной деятельности школьников начальных классов : автореф. дисс. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Л. В. Абакумова. – Санкт-Петербург, 2014. – 26 с.

2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. – Москва, «Просвещение», 2001. – 126 с.

3. Антошин, М. К. Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Технология» для 1–4 классов общеобразовательных учреждений. Авторы : Н. И. Роговцева, Н. В. Добромыслова, Н. В. Богданова и др. УМК «Школа России» / М. К. Антошин // УМК Школа России : офиц. сайт.  URL: https://school-russia.prosv.ru (дата обращения: 06.04.2022).

4. Берцфан, Л. В. Специфика учебного действия контроля / Л. В. Берцфан // Вопросы психологии. - 1987. - № 4. – С. 55-60.

5. Венгер, А. Л. Особенности принятия учебных заданий детьми семи лет / А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 1988. – № 4. – С. 25-28.

6. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников /А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. – Москва : Владос-Пресс, 2005. – 159 с.

7. Волков, Б. С. Младший школьник: Как помочь ему учиться / Б. С. Волков. – Москва : Академический Проект, 2004. – 142 с.

8. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики. Собр. соч. Т. 3 / Л. С. Выготский. - Москва, 1993. – 368 с.

9. Габеева, Л. Н. Методические основы развития самоконтроля у младших школьников / Л. Н. Габеева, Н. Н. Климентьева, Л. Б. Лубсанова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2017. - Вып. 1. - С. 85-93.

10. Габеева, Л. Н. Педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников / Л. Н. Габеева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – № 15. – С. 102-107.

11. Габеева, Л. Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности : дис. … канд. пед. наук. - Москва, 2007. - 171 с.

12. Гайдамакина, И. В. Формирование приемов учебной деятельности на основе системы циклов базисных задач планиметрии : дис. ... канд. пед. наук / И. В. Гайдамакина. - Орел, 2000. - 177 с.

13. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. – 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академический Проект, 2000. - 184 с.

14. Кондратьева, С. В. Практическая психология : учебно-методическое пособие / С. В. Кондратьева. - Минск: Университетское, 1997. – 211 с.

15. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. – Москва : Просвещение, 1992. – 255 с.

16. Лисьих, Л. В. Формирование самоконтроля как важного фактора повышения качества образования младших школьников / Л. В. Лисьих // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. - С. 57-59.

17. Матюхина, М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников / М. В. Матюхина. - Волгоград, 2003. – 72 с.

18. Орлова, Л. Н. Особенности форм самоконтроля и самооценки учебных действий младших школьников при обучении естествознанию / Л. Н. Орлова, Л. В. Ижойкина // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. – С. 21-28.

19. Паршина, Т. Ю. Самоконтроль и его место в обучении алгебре в 9 классе / Т. Ю. Паршина, Н. И. Расторгуева // Молодой ученый. - 2013. - № 5 (52). - С. 754-758.

20. Роговцева, Н. И. Программа по технологии / Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова ; сборник программ «Школа России». – Москва : Просвещение, 2011. – С. 496-526.

21. Роговцева, Н. И. Технология. 2 класс : учебник для общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова. – Москва : Просвещение, 2012. – 96 с.

22. Рылова, В. В. Самоконтроль как средство формирования адекватной самооценки учебной деятельности старшеклассников : дис. ... канд. пед. наук / В. В. Рылова. - Киров, 2000. - 148 с.

23. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников. Сборник диагностических материалов. 1 класс. – Братск : МАУ «Центр развития образования», 2012. – 54 с.

24. Хохлова, В. А. К вопросу о диагностике регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста / В. А. Хохлова // Педагогическое мастерство : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). - Москва : Буки-Веди, 2017. - С. 96-99.

25. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младших школьников / Д. Б. Эльконин. - Москва : Знание, 1974. - 63 с.

Приложение 1

Методы наблюдения и методики выявления уровня сформированности навыка самоконтроля младших школьников

«Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.

Возраст: 8-9 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.

Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает про себя или вслух и т. п.)

Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст 1. Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Текст 2. На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. Но повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в словах, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т. п.

Уровни сформированности самоконтроля:

1) 0-2 пропущенные ошибки – высокий уровень самоконтроля;

2) 3-4 – средний уровень самоконтроля;

3) более 5 пропущенных ошибок – низкий уровень самоконтроля.

Методика «Продолжи узор» (модифицированная методика Г.Ф. Кумариной)

Цель: установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению.

Стимульный материал: узор-образец выполняется цветными карандашами без букв заранее на доске, расчерченной в клетку (или на большом листе бумаги, прикрепленном к доске); для каждого ребенка: отдельный лист в клетку, шесть разноцветных карандашей.

Инструкция:

1 задание: «Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы нарисуете на своих листочках первый узор – такой же, как на доске, – и продолжите его до конца строки».

2 задание: «Теперь срисуйте такой же, как на доске, второй узор и его тоже продолжите до конца строки».

3 задание: «А теперь срисуйте третий узор и продолжите его до конца строки».

Интерпретация:

Высокий уровень: все три узора срисованы и продолжены правильно: соблюдена закономерность в расположении, величине линий, чередовании цветов. Графические навыки: линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом.

Средний уровень: срисованы правильно второй и третий варианты узора. Графические навыки: линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом.

Низкий уровень: срисован правильно только третий вариант, или все узоры срисованы неправильно. Графические навыки: линии неровные, границы линий соблюдаются плохо.

Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин)

Цель: диагностика способности ребенка к произвольному вниманию и пошаговому самоконтролю.

Инструкция: продолжи узор. (Такая инструкция дается в случае наличия зрительного образца. Если узор рисуется ребенком под диктовку, то в тетради должна быть только опорная точка - место начала рисования.)

Варианты узоров: (возможны и другие)

Интерпретация:

Качественная оценка результатов проводится по критериям:

- принятие учебной задачи;

- удержание задачи до конца ее выполнения;

- количество ошибок (исправленных и не исправленных отдельно).

Уровень самоконтроля по ходу выполнения задания:

1 балл – замечает ошибки и исправляет их;

0 баллов – не замечает ошибок.

Уровень самоконтроля при оценке результатов деятельности:

2 балла – старается основательно проверить;

1 балл – ограничивается беглым просмотром;

0 баллов – вообще не просматривает работу.

Приложение 2

Результаты методики «Проба на внимание» 

(П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)

Список учащихся

Количество пропущенных ошибок

Время, затраченное на поиск ошибок (мин.)

Уровень сформированности итогового самоконтроля

Вероника Б.

3

5

С

Александр О.

4

5

С

Александр П.

4

5

С

Егор В.

5

7

Н

Вероника З.

2

6

В

Диана П.

2

8

С

Ксения М.

3

6

С

Рита Ф.

2

4

В

Ксения Я.

5

7

Н

Амир К.

2

5

В

Кирилл К.

3

5

С

Святослав Л.

6

5

Н

Архип С.

6

6

Н

Владислав Б.

5

4

Н

Дима М.

5

5

Н

Тимофей Б.

5

5

Н

Вадим Г.

6

7

Н

Мария К.

5

7

Н

Александр Р.

5

6

Н

В таблице: В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень

Результаты методики «Продолжи узор»

Список

учащихся

Правильность выполнения 3 узоров

Уровень пошагового самоконтроля

Вероника Б.

срисованы и продолжены правильно второй и третий узоры

С

Александр О.

все узоры срисованы неправильно

Н

Александр П.

все узоры срисованы неправильно

Н

Егор В.

все узоры срисованы неправильно

Н

Вероника З.

все узоры срисованы неправильно

Н

Диана П.

срисован и продолжен правильно только первый узор

Н

Ксения М.

срисован правильно третий вариант

Н

Рита Ф.

все три узора срисованы и продолжены правиль-но

В

Ксения Я.

все узоры срисованы неправильно

Н

Амир К.

срисованы и продолжены правильно второй и третий узор

С

Кирилл К.

все узоры срисованы неправильно

Н

Святослав Л.

срисован правильно только третий вариант, но продолжен неправильно

Н

Архип С.

только 1 узор срисован правильно, продолжен неправильно

Н

Владислав Б.

все узоры срисованы неправильно

Н

Дима М.

все узоры срисованы неправильно

Н

Тимофей Б.

все узоры срисованы неправильно

Н

Вадим Г.

срисован правильно только второй узор

Н

Мария К.

срисован правильно третий узор

Н

Александр Р.

все узоры срисованы неправильно

Н

В таблице: В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень

Приложение 3

Результаты методики «Графический диктант»

Список учащихся

Уровень самоконтроля по ходу выполнения задания

Уровень самоконтроля при оценке результатов деятельности

Количество баллов

Уровень пооперационного самоконтроля

Вероника Б.

1

2

3

В

Александр О.

0

1

1

Н

Александр П.

1

1

0

С

Егор В.

1

0

1

Н

Вероника З.

0

0

0

Н

Диана П.

1

1

2

С

Ксения М.

0

1

1

Н

Рита Ф.

1

2

3

В

Ксения Я.

0

0

0

Н

Амир К.

1

1

2

С

Кирилл К.

0

1

1

Н

Святослав Л.

0

2

2

С

Архип С.

0

1

1

Н

Владислав Б.

0

0

0

Н

Дима М.

1

1

2

С

Тимофей Б.

0

1

1

Н

Вадим Г.

0

0

0

Н

Мария К.

0

1

1

Н

Александр Р.

0

0

0

Н

3 балла - высокий уровень сформированности самоконтроля;

2 балла – средний уровень сформированности самоконтроля;

0-1 балл – низкий уровень сформированности самоконтроля.

Протокол наблюдения

Список учащихся

Параметры наблюдения

Уровень произвольности самоконтроля

принятие учебной задачи

сохранение учебной задачи

самостоятельность

сосредоточенность

Вероника Б.

В

С

С

С

С

Александр О.

С

Н

С

Н

Н

Александр П.

С

Н

Н

Н

Н

Егор В.

Н

Н

С

Н

Н

Вероника З.

С

Н

Н

Н

Н

Диана П.

В

С

С

С

С

Ксения М.

С

Н

Н

С

Н

Рита Ф.

В

С

В

С

С

Ксения Я.

С

Н

Н

Н

Н

Амир К.

С

С

С

С

С

Кирилл К.

Н

Н

Н

Н

Н

Святослав Л.

С

Н

Н

Н

Н

Архип С.

С

Н

Н

Н

Н

Владислав Б.

Н

Н

С

Н

Н

Дима М.

С

Н

Н

Н

Н

Тимофей Б.

Н

Н

Н

Н

Н

Вадим Г.

С

С

С

С

С

Мария К.

С

Н

Н

Н

Н

Александр Р.

Н

Н

Н

Н

Н

Приложение 4

Наблюдение за проявлением потребности в самоконтроле

Список учащихся

Потребность в самоконтроле по ходу выполнения задания

Уровень

Вероника Б.

испытывает потребность в самоконтроле; самопроверку осуществляет по собственной инициативе

В

Александр О.

проявляет неуверенность в правильном выполнении действий; самопроверку осуществляет лишь по просьбе учителя

Н

Александр П.

проверку правильности задания выполняет по просьбе учителя, иногда по собственной инициативе

С

Егор В.

проявляет неуверенность в правильном выполнении действий; самопроверку осуществляет лишь по просьбе учителя

Н

Вероника З.

проявляет неуверенность в правильном выполнении действий; самопроверку осуществляет лишь по просьбе учителя

Н

Диана П.

испытывает потребность в самоконтроле; самопроверку выполнения задания осуществляет чаще по просьбе учителя, чем по собственной инициативе

С

Ксения М.

проверку правильности задания выполняет по просьбе учителя, иногда по собственной инициативе

С

Рита Ф.

испытывает потребность в самоконтроле; проверку правильности задания выполняет по собственной инициативе

В

Ксения Я.

проявляет неуверенность в правильном выполнении действий; проверку правильности задания выполняет только по просьбе учителя

Н

Амир К.

проверку правильности задания выполняет по просьбе учителя, иногда по собственной инициативе

С

Кирилл К.

проявляет неуверенность в правильном выполнении действий; самопроверку осуществляет лишь по просьбе учителя

Н

Святослав Л.

проявляет неуверенность в правильном выполнении действий; самопроверку осуществляет лишь по просьбе учителя

Н

Архип С.

проявляет неуверенность в правильном выполнении действий; самопроверку осуществляет лишь по просьбе учителя

Н

Владислав Б.

проявляет неуверенность в правильном выполнении действий; самопроверку осуществляет лишь по просьбе учителя

Н

Дима М.

проявляет неуверенность в правильном выполнении действий; самопроверку осуществляет лишь по просьбе учителя

Н

Тимофей Б.

проявляет неуверенность в правильном выполнении действий; самопроверку осуществляет лишь по просьбе учителя

Н

Вадим Г.

проверку правильности задания выполняет по просьбе учителя, иногда по собственной инициативе

С

Мария К.

проявляет неуверенность в правильном выполнении действий; самопроверку осуществляет лишь по просьбе учителя

Н

Александр Р.

проявляет неуверенность в правильном выполнении действий; самопроверку осуществляет лишь по просьбе учителя

Н

Приложение 5

Уровни сформированности самоконтроля учащихся

Список учащихся

Критерии самоконтроля

Уровень самоконтроля

потребность в самоконтроле

овладение приемами итогового самоконтроля

овладение приемами пооперационного самоконтроля

произвольность самоконтроля

Вероника Б.

В

С

С

В

С

Александр О.

Н

С

Н

Н

Н

Александр П.

С

С

Н

С

Н

Егор В.

Н

Н

Н

Н

Н

Вероника З.

Н

В

Н

Н

Н

Диана П.

С

С

Н

С

С

Ксения М.

С

С

Н

Н

Н

Рита Ф.

В

В

В

В

С

Ксения Я.

Н

Н

Н

Н

Н

Амир К.

С

В

С

С

С

Кирилл К.

Н

С

Н

Н

Н

Святослав Л.

Н

Н

Н

С

Н

Архип С.

Н

Н

Н

Н

Н

Владислав Б.

Н

Н

Н

Н

Н

Дима М.

Н

Н

Н

С

Н

Тимофей Б.

Н

Н

Н

Н

Н

Вадим Г.

С

Н

Н

Н

С

Мария К.

Н

Н

Н

Н

Н

Александр Р.

Н

Н

Н

Н

Н

В – высокий уровень, С – средний уровень, Н – низкий уровень  

Приложение 6

Тематический план уроков технологии, проведенных на формирующем этапе экспериментальной работы

Тема рока

Характеристика деятельности учащихся

Проект «убранство избы». Работа с бумагой. Плетение «Коврик»

Наблюдать, анализировать структуру ткани, находить основу и уток ткани, определять виды и способы переплетений. Осваивать новый вид работы – переплетение полос бумаги. Выполнять разметку деталей (основы и полосок) по линейке, раскрой деталей ножницами, соблюдать правила безопасной работы. Выполнять разные виды переплетений бумаги, создавать узор по собственному замыслу. Контролировать правильность выполнения разметки и раскроя деталей

Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Композиция «Русская красавица»

Искать и отбирать информацию о национальных костюмах народов России (из учебника, собственных наблюдений и других источников).

Сравнивать и находить общие черты и различия в национальных костюмах. Исследовать особенности национального костюма региона проживания и соотносить их с природными условиями региона (материалы изготовления, цвет, узор). Исследовать виды, свойства и состав тканей. Определять по внешним признакам вид тканей из натуральных волокон. Анализировать детали праздничного женского (девичьего) головного убора и прически.

Выполнять аппликацию на основе материала учебника с учетом национальных традиций. Осваивать приемы плетения косички в три нити. Использовать приемы работы с бумагой, раскроя деталей при помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними. Изготавливать с помощью учителя детали для создания модели национального женского головного убора, предварительно определив материалы для его изготовления.

Контролировать правильность выполнения разметки и раскроя деталей

Народный костюм.

Аппликационные работы «Костюм для Ани и Вани»

Искать и отбирать информацию о национальных костюмах народов России (из учебника, собственных наблюдений и других источников).

Сравнивать и находить общие черты и различия в женском и мужском национальных костюмах. Исследовать особенности национального костюма своего края и определять его характерные особенности (цвет, форму, способы украшения и др.). Осваивать правила разметки ткани, изготавливать выкройки, размечать ткань с помощью шаблона. Моделировать народные костюмы на основе аппликации из ткани. Осваивать элементы художественного труда: оформлять национальный костюм в соответствии с выбранным образцом, использовать различные виды материалов (тесьма, мех, бусины, пуговицы и др.). Организовывать, контролировать и корректировать работу по изготовлению изделия с помощью технологической карты.

Работа с ткаными материалами. Шитье. «Кошелек»

Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение. Осваивать строчку косых стежков. Организовывать рабочее место. Выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку. Выполнять строчку косых стежков для соединения деталей изделия. Использовать умение пришивать пуговицы разными способами. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать работу по заданным критериям.

Работа с ткаными материалами. Шитье. Тамбурные стежки. «Салфетка»

Исследовать способы украшения изделий при помощи вышивки. Осваивать технологию выполнения тамбурного шва, использовать пяльцы для вышивания. Переносить на ткань рисунок для вышивания при помощи копировальной бумаги. Использовать тамбурные стежки для выполнения украшения салфетки. Применять и соблюдать правила при работе иглой, организовывать рабочее место. Осваивать работу с технологической картой. Составлять последовательность изготовления изделия по заданным иллюстративным и словесным планам, сравнивать последовательность изготовления изделий и находить общие закономерности в их изготовлении. Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы. Оценивать работу по заданным критериям.