Пересказ как средство развития речи детей-дошкольников
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности формирования у детей-дошкольников умения пересказывать услышанные или самостоятельно прочитанные художественные произведения. Предлагаются возможные этапы работы по обучению пересказу детей разных дошкольных групп, даны примеры произведений, которые можно использовать для этой работы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
А.И. Попова
Студентка АГГПУ им В.М. Шукшина
ИПиП, 6 курс (г. Бийск)
Научный руководитель: Ковалева М. А.
канд. филол. наук, доцент
АГГПУ им. В. Шукшина (г. Бийск)
Пересказ как средство развития речи детей-дошкольников
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности формирования у детей-дошкольников умения пересказывать услышанные или самостоятельно прочитанные художественные произведения. Предлагаются возможные этапы работы по обучению пересказу детей разных дошкольных групп, даны примеры произведений, которые можно использовать для этой работы.
Ключевые слова: пересказ, виды пересказа, текст, жанры, содержание произведения.
Развитие речи необходимо для полноценного формирования личности ребенка. Дошкольное детство является периодом, в котором особое внимание уделяется этой задаче. Над вопросами, связанными с этой проблемой, работали ученые и методисты разных уровней: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Э.П. Короткова Э.П., А.М. Бородич, А.П. Усова и др.
Одним из традиционных методов для формирования монологической речи у старших дошкольников является пересказ – это связное изложение прослушанного текста, но это не единственная трактовка этого термина.
Например, М.М. Алексеева считает, что пересказ – это «средство развития речи на основе образца. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию памяти, мышления, восприятия, внимания. При пересказе совершенствуется произношение, детьми усваиваются нормы и правила построения предложений и текста. Это более легкий вид монологической речи, чем рассказывание, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет, речевые формы и приемы» [1, с. 27-30].
По мнению М.Р. Львова, «под пересказом понимается свободная передача текста «своими словами» или передача слушателям повествования или описания, созданного говорящим» [4, с. 34].
В.А. Бутенко считает, что пересказ – это «вид работы по развитию связной устной речи на основе воспроизведения содержания высказываний, а также создание текстов на основе исходного текста» [2, с. 171].
Распространено мнение, что пересказ – это сравнительно легкая речевая деятельность, так как ребенок излагает уже готовое содержание и пользуется уже готовой формой. Но эта легкость относительна, потому что ребенку трудно воспроизвести готовое произведение, не потеряв смысла. Проблема обучения пересказыванию художественных произведений детей подготовительной к школе группы является предметом значительного числа исследований: М.М. Алексеева, В.А. Бутенко, И.А. Зимняя, С.Н. Цейтлин. Последовательная работа воспитателя над пересказом поможет ребенку осознать, что содержание произведения надо передавать последовательно, логично, правильно строить предложения. Как считает Т.А. Ладыженская, «правильная работа над пересказом позволит расширить словарный запас ребенка, поспособствует улучшению памяти и мыслительных процессов» [3, с. 32].
Правильно организованный литературный пересказ оказывает неоценимую помощь в развитии речевых навыков дошкольников. Использование текстов детской художественной литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» – внимания к лексической, синтаксической, грамматической сторонам речи. Этот вид работы используется в детском саду чаще других, благодаря этим важным достоинствам.
Пересказ может быть разных видов. Так, например, разные виды пересказа описал М.Р. Львов: пересказ на основе личных впечатлений, подробный пересказ, краткий пересказ, творческий пересказ [4].
Часто используемым видом пересказа является подробное рассказывание текста. По мнению Л.И. Посадской, подробный пересказ – это «пересказ текста в том порядке, в котором он представлен при чтении. Подробное рассказывание имеет свои цели. Дошкольники, пересказывая слова автора, глубже проникают в смысл того, что хотел передать автор своим произведением. Запомнившиеся слова и выражения писателя обогащают речь детей[5, с. 462].
Этот вид пересказа ведется на небольших рассказах или законченных по содержанию отрывках. Он служит средством закрепления содержания прочитанного во всех его деталях и связях, средством усвоения логики образца и его языковых средств.
Начинать обучение нужно с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, затем дети учатся включать в пересказ элементы описания (зарисовки природы, внешность людей и других предметов), элементы рассуждения.
Противоположный вид подробного пересказа – краткий пересказ. Он подразумевает выбор необходимого материала для передачи основной сути, идеи. Его цель – в кратчайшее время передать смысл текста. Краткий пересказ связан преимущественно с отвлеченным мышлением. Он должен быть более лаконичным, но вместе с тем в нем должны сохраняться тема, идея, основные сюжетные события.
Однако пересказать кратко ребенку подготовительной группы гораздо сложнее, чем передать содержание полностью, ведь в кратком пересказе следует отобрать главное, отсеять второстепенное. Он должен выбрать из текста основное содержание, передать его связно, последовательно, без пропусков.
Гораздо реже на занятиях в ДОУ используется более сложная форма пересказа – выборочный пересказ. Такому пересказу обычно предшествует выборочное повторное чтение. Выборочное рассказывание часто применяется в качестве подготовки к характеристике персонажа. Оно дисциплинирует мысль, приучая дошкольника отбрасывать все лишнее. Выборочный пересказ включает в себя обычно только определенные части, определенные линий произведения. Само название этого вида пересказа свидетельствует, что основным, самым существенным его признаком является отбор, выбор. Важнейший момент в выборочном пересказе – определить, с какого момента и по какой момент следует рассказывать, чтобы пересказ соответствовал отрывку и в то же время был вполне понятен. Выбранные, отобранные для пересказа части (линии, части содержания) он должен вслед за этим объединить так, чтобы получился связный рассказ на заданную тему, т.е. осуществить синтез выделенного содержания.
В работе с дошкольниками чаще всего используется пересказ близкий к тексту. По мнению О.Г. Ханиной, «этот вид пересказа легче других и способствует закреплению в памяти содержания прочитанного, усвоению логики и структуры образца, его языка. Пересказ с перестройкой текста, от лица разных героев, является более сложным, и в связи с этим проводится только в подготовительной к школе группе. При пересказе с творческими дополнениями дети старшего дошкольного возраста придумывают начало, отдельные эпизоды, концовку произведения» [7, с. 11].
Формирование навыка пересказа ведется от подробного пересказа к более сложным видам – краткому, выборочному, творческому. Выбранные для пересказа тексты должны иметь определенную познавательную ценность, представлять интерес для ребенка. Изложение текста должно быть развернутым, точным, логичным, грамматически правильным, образным. Для этого необходима целенаправленная поэтапная педагогическая работа, которая строится в системе, предусматривающей усложнение заданий.
Эффективным является обучение пересказу детей старше 5 лет, так как в это время у них закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.
Начиная со второй младшей группы, воспитатель учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; сочувствовать героям, называть их. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы. Можно привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова. Эта работа проводится на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.
Начиная со средней группы, проводятся специально организованные занятия по обучению детей пересказу. Пересказ является новым для детей видом речевой деятельности, поэтому важно вызвать у детей интерес к пересказыванию произведений, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Для лучшего восприятия литературного произведения и дальнейшего его пересказа, детям 4-5 лет необходима помощь воспитателя. Самостоятельно им сложно вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями сказки (рассказа). Поэтому в изложении текста детьми часто возникают пропуски, искажения или перестановки материала, в таком случае пересказ не соответствует оригинальному содержанию и структуре. Дети еще не умеют самостоятельно выделять элементы образного описания, сравнения и пропускают их [22].
По мнению Т.Л. Сиваревой, «дети старшего дошкольного возраста проявляют большую самостоятельность и активность при пересказе литературных произведений по сравнению с младшими дошкольниками. В этот возрастной период совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения произведений художественной литературы. Старшие дошкольники более свободно ориентируются в литературном материале, у них активно развивается словарь, усиливается языковое чутье, развивается внимание и интерес к образному слову. Структура литературных произведений для пересказа старшими дошкольниками значительно сложнее, чем в средней группе, поскольку сложнее языковой материал, больше количество действующих лиц» [6, с. 40-41].
С детьми подготовительной к школе группы на занятиях по пересказу закрепляются и совершенствуются речевые навыки и умения, полученные в старшей группе. Они продолжают учиться излагать мысли связно, полно, последовательно, без повторений, не искажая текст, не пропуская важные элементы. Дети продолжают учиться говорить громко, без напряжения, не торопясь. Самостоятельности детей в пересказе становится больше. Для пересказа пригодны сказки и рассказы в прозе, простые и доступные дошкольникам по своему содержанию, языку и грамматической структуре.
Благодаря систематической работе по формированию у дошкольников навыков хорошо воспроизводить содержание текстов (рассказов, сказок), они начинают глубоко переживать произведение, у них появляется потребность проникнуть в его смысл, понять взаимоотношения героев, оценить их поведение, выявить причинные связи событий.
Таким образом, очевидна значимость пересказа в процессе обучения детей подготовительной группы, его важность в развитии речи детей и будущей учебной деятельности. Пересказ литературных произведений – это средство развития речи на основе образца; вид работы детей, суть которого – связное изложение прослушанного текста, средство обогащения словарного запаса, развития памяти, мышления, восприятия, внимания.
Литература
- Алексеева, М.М. Взаимосвязь речевого развития детей на занятиях / М.М. Алексеева, О.С. Ушакова // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М., 2003. – 116 с.
- Бутенко, В.А. Методика обучения пересказу и изложению в начальной школе / В.А. Бутенко // Инновационные технологии развития образования в пространстве социально-гуманитарных, психолого-педагогических и технических наук: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей, Ессентуки, 20 февраля 2024 г. – Пятигорск: ООО «Рекламно-информационное агентство на Кавказских Минеральных Водах», 2024. – С. 170-176. Львов, М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. – Москва: Академия, 2000. – 248 с.
- Ладыженская, Т.А. Речь. Речь. Речь: книга для учителя начальных классов/Т.А.Ладыженская.–URL: (дата обращения: ).
- Львов, М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. – Москва: Академия, 2000. – 248 с.
- Посадская, Л.И. Обучение детей среднего дошкольного возраста пересказу / Л.И. Посадская // Инновации в современной науке: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Прага, Чехия, 28 ноября 2017 г. / под общ. ред. А.И. Вострецова. – Прага: НИЦ «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2017. – С. 460-464.
- Сиварева, Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение, пересказ, творческая работа / Т.Л. Сиварева; худож. И. Павлова. – Минск: Совр. школа, 2010. – 80 c.
- Ханина, О.Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О.Г. Ханина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 48 c.
