ПРИЧИНЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 503.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта – повышение грамотности детей и уменьшение числа орфографических ошибок в начальной школе Задачи проекта: 1. Изучить причины орфографических ошибок 2. Представить систему изучения материала для работы с орфографическими ошибками в начальной школе 3. Предложить орфографические упражнения для работы с орфографическими ошибками
Орфографические ошибки Орфографические ошибки – это один из видов ошибок по русскому языку. Эти ошибки могут быть самыми разнообразными и природа их тоже различна. Орфографические ошибки делятся на следующие типы: собственно орфографические фонетико-орфографические грамматико-орфографические (грамматико-морфологические и грамматико-синтаксические)
Орфография в школе Орфография в школе – один из важнейших разделов курса русского языка. Среди языковых умений и навыков учащихся орфографические умения и навыки играют важную роль. Орфография изучается в I-VI (VII) классах, в VII-VIII (IX) классах – повторяется, обобщается. Материал по орфографии не выделен в школе как отдельный самостоятельный раздел, а дается вместе с материалом по грамматике, фонетике, словообразованию, и опирается на него.
Система изучения материала в начальной школе Для учащихся начальных классов важнейшими являются такие орфографические темы, как: – правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях; – правописание согласных – звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных, чередование гласных в корне слова; – употребление заглавных букв; – перенос слов; – слитно-раздельные и дефисные написания и др. Именно при изучении этих тем учащиеся допускают наибольшее количество орфографических ошибок.
Причины орфографических ошибок Появление в письменной речи учащихся орфографических ошибок – закономерное явление процесса обучения. Они возникают в силу объективных и субъективных причин. Объективные причины : – незнание орфографической нормы к моменту письменной работы; – оперирование лексикой, которой учащиеся пользуются в основном в устной речи; – психофизическая усталость детей к концу письменной работы; – наличие в словарях с той или иной орфограммой трудных случаев в применении орфографических правил.
Причины орфографических ошибок Первая причина . Детям так слышится: «Косьтя». Вторая причина. Дети пишут так, как говорят: «тигор, млыши». Третья причина. Дети добросовестно учат правила (жи – ши: лыжи, шина), научились делать проверку (шары – шар, коза – козы). Теперь этот ученик уверен и даже пытается доказать, что слова надо писать именно так, а не иначе: «кошичка», «шишичка». Четвертая причина. У детей мал запас слов, они еще не наблюдательны, и хотя они выучили правила, но многие еще не умеют писать большие и трудные слова: «Валгаград», «Козань».
Причины орфографических ошибок Пятая причина. Это когда учитель, боясь перегрузки, учит детей на очень легком материале, даже для списывания с доски дает такие слова, как сад – сады, дуб – дубы. Шестая причина в том, что учитель не всегда проводит систематическое попутное повторение изученного. Седьмая причина. Учитель, особенно молодой, в качестве «разминки» дает детям задания для самостоятельного выполнения такого типа (второй класс, 1 четверть): «Спишите с доски слова и рядом припишите проверочные слова». Тянуть, тропа, окно, письмо. Вот как некоторые дети выполняют задание: тянуть – тянит, тропа – тропачька, окно – окны, письмо – письмы).
Орфографические зарядки 1. Объясни написание слов. Расскажи правила. Синица, кружит, морской, гора, ползет, вьюн, ночь, часовой, машина, Москва. 2. Прочитайте текст. В каких словах при написании можно допустить ошибки? Объясните правописание этих слов. Тащил муравей щепочку. Вдруг начался дождь. Залез муравей в старый пень, а щелку щепочкой прикрыл. Дождь кончился. Собрался муравей дальше идти, а дороги нет: прямо перед ним ручей разлился. Столкнул тогда муравей щепочку в воду и поплыл на ней, как на лодочке. Так до своего муравейника и доплыл.
Сказка о разделительных ъ и ь знаках Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в третьем классе. Однажды Незнайкин писал диктант. «Сел» кашу; «пю» воду; веду «семку»; забить «коля», – старательно выводил, он. – Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут! – А что с вами случилось? – удивился Незнайкин. – Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, е, ю, я. В этих словах мы обозначаем по два звука [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е, е, ю, я, и. Ты, же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук [э], [о], [y], [a], и читают «сел», «пю», «семку», «коля» вместо съел, пью, съемку, колья! Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают. Орфографические сказки
а) списывание с орфографическим комментированием Спиши, объясняя написание слов. Ирина Николаевна – моя тетя. Она живет в Москве в Кузьминках. 2. Моя бабушка Анастасия Павловна живет в Оренбурге. 3. Наша соседка Клавдия Васильевна Андреева работает почтальоном. 4. Виктор Александрович Ковалев – лесничий. У него есть конь Кочубей, собака Дина и кот Ромка. б) списывание с выделением орфограмм Спиши, выделяя орфограммы. Ирина Петровна Соловьева работает на заводе. Она собирает часы. Семья Соловьевых получает новую квартиру. Квартира находится на шестом этаже. Из ее окон очень красивый вид. Около дома жильцы посадили цветы и деревья. Есть во дворе и детская площадка. Друзья и родные поздравили семью с новосельем. Комплекс упражнений как средство предупреждения орфографических ошибок младших школьников
Комплекс упражнений как средство предупреждения орфографических ошибок младших школьников в) списывание со вставкой пропущенных букв Спиши, вставляя пропущенные буквы. Тонкая ива склонилась над оз__ром. Словно в зерк__ло глядит она в прозрачную, как ст__кло, воду. Нал__тел в__терок, и оз__ро сразу ож__ло, зап__стрело. г) списывание с дополнительными заданиями Прочитай. Спиши. Выдели орфограммы. Кот и щука Алеша поймал щуку. Рыба плавала в тазу. Подкрался кот Тишка. Он цап лапой щуку. А у щуки зубы остры.
Диктанты а) слуховой диктант Ворона и лужа Ребята вышли во двор. В лицо ударили яркие лучи солнышка. Вот лужа. Ручьи стайками бегут в лужу. Вода в луже мутная. Кусочки льда плавают в ней. Ворона села у воды. Она крепким клювом стала долбить льдинки. Вот забавная ворона! б) словарный диктант 1. Календарь, месяц, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, вчера, сегодня, завтра. 2. Ворона, воробей, сорока, соловей, животное, заяц, медведь, петух, организм, насекомое, охотник.
Диктанты в ) предупредительный диктант На лесной поляне Девочки пришли на лесную поляну. Как хорошо было тут! Светило солнышко. Кругом пышно рос малинник. Тонкие ветви гнулись от красных ягод. Алые ягоды сами ложились в руку. Скоро девочки набрали полные корзинки спелой малины. г) объяснительный диктант В тайге Сибирь – зеленая земля. Всюду без конца и края дремучий лес. Деревья в тайге высокие. А кто самый красивый в тайге? Это кедр. Он круглый год стоит зеленый. Это дерево доброе. Зимой и летом кедр угощает зверей орешками. За кедровыми орешками прибегают к кедру зайцы, медведи, белки .
Диктанты д) «самодиктант» Апрель Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. В лужах видны солнце и синее небо. Воробьи задорно чирикают. В полях уже нет снега. Лед посинел и надулся. Уже прилетели с юга дикие утки. На полянке показалась молодая зеленая травка. Выглянули первые цветы. В голубой вышине зазвенела веселая песня жаворонка.
