Методы изучения семьи классным руководителем

Карпушина Ульяна Юрьевна

Методы изучения семьи классным руководителем

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metody_izucheniya_semi.ppt700 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ Подготовила: Карпушина Ульяна, 2 «А».

Слайд 2

Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания – это способы, которые помогают собрать, проанализировать, обобщить данные о семье, семейном воспитании, о специфике и закономерностях воспитания в отдельно взятой семье.

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Семья – основной институт социализации ребенка. Знание семейной ситуации позволяет эффективно выстраивать индивидуальный образовательный маршрут и помогает предотвратить проблемы в обучении и поведении.

Слайд 4

Выбор методов изучения семьи и опыта семейного воспитания зависит от двух важнейших обстоятельств: Каждая семья индивидуальна и уникальна, по своему неповторима. Семья – это микроколлектив!

Слайд 5

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Сначала собирается статистическая информация в форме анкетирования, беседы или интервьюирования. Семейная атмосфера, особенности взаимодействий в семье и семейного воспитания. Организация совместных форм деятельности в семье. Уровень педагогической культуры родителей.

Слайд 6

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ Наблюдение (прямое и опосредованное) Опрос (анкетирование, интервью, беседа) Анализ продуктов деятельности ( сочинений, рисунков) Проективные методы ( рисуночные тесты, незаконченные предложения) Социометрические методы

Слайд 7

НАБЛЮДЕНИЕ Прямое наблюдение: наблюдение за ребенком и родителями во время прихода / ухода из школы, на родительских собраниях, на совместных мероприятиях. Опосредованное наблюдение: наблюдение за ребенком: его внешний вид, настроение, успеваемость, общение со сверстниками. Что фиксировать? Эмоциональный контакт, стиль общения, заинтересованность.

Слайд 8

МЕТОДЫ ОПРОСА Анкетирование. Цель: массовый сбор информации. Виды анкет (открытые(свободный ответ), закрытые (выбор из вариантов), смешанные). Беседа: Неформальный разговор, позволяет установить контакт. Интервью: Целенаправленная беседа по заранее составленному плану. Используется для глубокого изучения сложной ситуации. Правила беседы и интервью: доброжелательность, тактичность, конфиденциальность, умение слушать.

Слайд 9

АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Что анализируем? Рисунки на тему «Моя семья», «Выходной день». Сочинения «История моей семьи», «Мои родители на работе». Дневник, личные дела. На что обратить внимание? Цветовая гамма, расположение фигур, сюжет, эмоциональный фон.

Слайд 10

Проективные методы: позволяют выявить скрытые переживания и отношения. Примеры: незаконченные предложения, метод «Рисунок семьи», «Цветовой тест отношений». Социометрические методы: изучение взаимоотношен7ий ребенка в семье и классе. Пример: игра «Секрет» (позволяет выявить значимого взрослого для ребенка).

Слайд 11

ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ Принцип конфиденциальности: вся информация строго скрыта. Принцип тактичности и уважения: без осуждения и навешивания ярлыков. Принцип сотрудничества: мы изучаем семь чтобы помочь и объединить усилия. Принцип объективности: опора на факты, а не на домыслы

Слайд 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комплексное и систематическое использование методов позволяет составить целостный портрет семьи. Главный результат – установление партнерских отношений с родителями в интересах личности ребенка. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека»