Особенности организации внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ
Особенности организации внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 95.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ Цель: создание условий для раскрытия потенциала ребенка с ОВЗ, его успешной социализации и реабилитации через разнообразные виды деятельности. Задачи: Социализация: Формирование навыков общения и взаимодействия со сверстниками. Реабилитация: Коррекция нарушений, развитие компенсаторных механизмов. Самореализация: Раскрытие творческих, спортивных, интеллектуальных способностей. Профориентация: Формирование первоначальных представлений о профессиях. Укрепление здоровья: Развитие моторных навыков, снятие психоэмоционального напряжения.
Принципы организации Индивидуализация и дифференциация: Учет структуры дефекта, возраста, интересов и возможностей каждого ребенка. Доступность: Адаптация содержания методов и материалов. «Не ребенок для деятельности, а деятельность для ребенка». Системность и непрерывность: Внеурочная деятельность должна быть частью единого образовательного процесса. Психологическая комфортность: Создание безопасной, доброжелательной атмосферы, ситуации успеха. Сотрудничество: Взаимодействие педагога, ребенка, родителей и специалистов.
Направления внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительное (лечебная физкультура, адаптивное плавание, настольные игры). Духовно-нравственное (беседы, экскурсии, чтение и обсуждение книг). Социальное (волонтерские проекты, школьные клубы, совместные праздники). Общеинтеллектуальное ( кружки робототехники, шахматы, проектная деятельность). Общекультурное (театральная студия, арт-терапия, музыкальные занятия).
Функции внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ - образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний; -воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательной организации, формирование культурной среды; -креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности; -компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное образование; -рекреационная - организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил ребенка; -функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в обществе; -функция самореализации - самоопределение ребенка в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие; -контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени. .
Этапы организации внеурочной деятельности В процессе организации внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении Е.Н.Степанов выделяет три этапа. Первый этап – проектный- включает диагностику интересов, увлечений, потребностей обучающихся, запросов их родителей и проектирование на основе анализа ее результатов модели внеурочной деятельности в образовательном учреждении. На данном этапе можно проводить анкетирование, опрос участников образовательного процесса. Полученные сведения можно применять в процессе проектирования индивидуальных маршрутов участия детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности. На данном этапе важно согласовать мнения всех участников образовательного процесса по вопросам моделирования внеурочной деятельности в образовательном учреждении. От этого во многом зависят качественные показатели внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то есть результаты освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования.
Второй этап – организационно- деятельностный , который предполагает создание и функционирование в образовательном учреждении системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения. Предполагает создание кадровых условий, материально-технических условий, разработку программно-методического обеспечения внеурочной деятельности и др. Третий этап – аналитический, в процессе которого осуществляется анализ действующей в образовательном учреждении модели внеурочной деятельности с позиции содержания, организационных форм и достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования.
Таким образом, внеурочная деятельность с детьми с ОВЗ должна быть направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей. Правильно организованная внеурочная деятельность превращает ограничения здоровья в возможности для личностного роста.
