Соединение элементов работы по каллиграфии с пропедевтической подготовкой в области фонетики, грамматики, орфографии и пунктуации
Соединение элементов работы по каллиграфии с пропедевтической подготовкой в области фонетики, грамматики, орфографии и пунктуации
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Показать взаимосвязь между развитием каллиграфического письма и формированием базовых лингвистических компетенций учащихся начальной школы. Задача: Показать, как занятия каллиграфией помогают подготовить детей к успешному освоению основных аспектов русского языка.
Актуальность темы Обучение каллиграфии часто ведется изолированно, как чисто моторный навык. Ученики не видят связи между красотой письма и грамотностью. Снижение мотивации: письмо воспринимается как скучный и рутинный процесс.
Каллиграфическое письмо способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений и пространственного восприятия, что оказывает положительное влияние на формирование навыков чтения и письма.
Пропедевтика через каллиграфию Наблюдение за буквой (графика) Анализ её функций (звук, часть слова, роль в предложении) Осознанное письмо (орфография/пунктуация) Мы не просто пишем букву «А», а изучаем, какой звук она обозначает, в какой части слова стоит, с какой интонацией произносится в предложении.
Каллиграфия + фонетика Фонетика изучает звуки речи и способы их произношения. Работа над чистописанием позволяет детям осознать связь между графическим изображением буквы и её звучанием.
Каллиграфия + фонетика Примеры заданий: Написание букв алфавита с одновременным проговариванием звуков, соответствующих каждой букве. Написание букв разным цветом (гласные – красным, согласные –синим). Писать пары букв (б-п, з-с, а-я), одновременно проговаривая, чем похожи и чем отличаются звуки (глухость/звонкость и т.д.)
Каллиграфия + грамматика Отработка написания частей слова (корень, приставка, суффикс) формирует понимание его состава. Обучение правилам построения предложений начинается с формирования правильного порядка слов и понимания структуры простого предложения.
Каллиграфия + грамматика Примеры заданий: Записать слово и выделить часть слова (корень, приставку, суффикс, окончание) другим цветом Упражнения на письмо с переносом слов по слогам, с выделением места переноса. При отработке написания букв вставить упражнение на подчеркивание корня в однокоренных словах (лес – лесник – лесной). Составление простых предложений из заданных слов
Каллиграфия + орфография Орфографические нормы начинают осваиваться уже на этапе изучения написания отдельных букв и слогов. Правильное написание формируется через многократное повторение. Многократное каллиграфическое прописывание слов с трудными орфограммами закрепляет их правильный графический образ.
Каллиграфия + орфография Примеры заданий: При списывание текста подчеркивать все изученные орфограммы (жи-ши, ча-ща, безударные гласные и т.д.) Орфографическое проговаривание: писать слова с одновременным четким орфографическим проговариванием (собака). Письмо под диктовку с акцентом на каллиграфию и одновременным комментированием выбора буквы.
Каллиграфия + пунктуация Знаки препинания вводятся не как отдельные символы, а как полноправные элементы письменной речи, требующие такого же аккуратного оформления.
Каллиграфия + пунктуация Примеры заданий: Каллиграфическое списывание простых коротких предложений с соблюдением прописных букв и знаков препинания. Комментированное письмо. Постановка запятых при перечислениях, объясняя, что в речи они заменяются короткими паузами.
Пример задания «Семья слов» Фонетика: назовите первый звук в слове «лес». Охарактеризуйте его. Каллиграфия: пропишите заглавную и строчную букву Л, л обращая внимание на наклон и высоту. Грамматика: запишите однокоренные слова лес – лесной – лесник. Выделите зеленым цветом общую часть (корень –лес-). Орфография: подчеркните орфограмму «Безударная гласная в корне» в слове лесной, лесник. Подчеркните проверочное слово. Пунктуация: Каллиграфически спишите предложение, подчеркните знаки препинания, объясните его постановку: Кто живут в лесу?
Практические рекомендации Для успешного внедрения методики важно учитывать возрастные особенности учеников и обеспечивать постепенное усложнение заданий. Регулярность занятий и разнообразие упражнений способствуют лучшему усвоению материала.
Ожидаемые результаты Для ученика: Осознанное письмо, понимание связи между звуком и буквой; Прочное запоминание орфограмм через моторную и зрительную память; Повышение мотивации (письмо становится не скучным процессом, а исследованием); Снижение количества ошибок.
Ожидаемый результат Для учителя: Экономия времени за счет интеграции задач; Системный подход в обучении; Высокий уровень грамотности и каллиграфической культуры обучающихся.
Каллиграфия – это не самоцель, а мощный инструмент познания системы языка. Интегрируя работу над почерком с языковым разбором, мы учим ребенка не просто писать, а думать над письмом, что является основой настоящей грамотности.
Спасибо за внимание!
