Метод толкования на занятиях по дисциплине «Право»

Использование метода толкования на занятиях по  правоведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_tolkovaniya_po_discipline_pravo.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Метод толкования на занятиях по дисциплине «Право»

           Курс  правоведения, как и любой дру гой, призван не просто ознакомить обучающихся с некоторым набором фак тов, понятий. Главная цель — добиться пони мания обучающимися предлагаемого материала. Знание и понимание естественно предпола гают друг друга, но не совпадают: «знать» не всегда означает «понимать». Важнейшей пе дагогической процедурой, помогающей со вершить этот необходимый, но сложный пе реход, является разъяснение, растолковывание сообщаемой информации.

          Безусловно, акцент на процедуре толкова ния и, соответственно, понимания важен в воспитательном значении, поскольку трени рует способности ребенка к эмпатии. Дело в том, что процедура понимания включает в себя сопереживание, «вновь-переживание», «нахождение Я в Ты» (по классику герменев тики В.Дильтею). Хорошо, что в процедуре понимания могут участвовать преподаватель и обучающийся одновременно, что они могут обмени ваться своими пониманиями или «предпониманиями», что будет способствовать взаимопониманию между субъектами учебного процесса.

          В данной статье мы намерены рассмот реть такого типа работу на примере запол нения таблицы по политическим режимам. Образцы таблиц педагог может брать в са мых разлйчных изданиях. Предлагаемая в этой статье таблица взята из книги «Полито логия. Практикум», автором внесены в нее некоторые изменения. При работе с табли цей используются различные виды герме невтической интерпретации текстов: грам матическая (языковая), стилистическая, ис торическая. Грамматическая (языковая) интерпре тация имеет дело со словами и их связя ми. Здесь происходит анализ терминов, их этимологии, расставляются смысловые ак центы.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Критерии для сравнения

В и д ы   р е ж и м о в

Демократический

Тоталитарный

Авторитарный

Законодательство

Развитая система демократических законов с акцентом на защиту прав и свобод

Система законов существует, но в части прав и свобод человека она декларативна

Система законов существует, но многие из них обслуживают политические интересы правящей верхушки.

Полномочия главы государства

Строго ограничены законом

Практически не ограничены

Некоторые формальные ограничения могут быть.

Представительные органы

Имеют широкий круг полномочий, формируются в ходе выборов

Безальтернативно избраны, имеют формальный характер

Обслуживают верховную власть

Принцип разделения властей

Закреплен конституционно и последовательно реализуется

Невозможен в силу диктаторского характера власти

Реализуется формально

Полномочия местных органов власти

Достаточно широки

Приспособлены к исполнению решений центра

Ограничены узким кругом вопросов

Партийная система

Многопартийность

Господство одной партии

Правящая партия огосударствлена

Идеология

Политический плюрализм

Существует единственная официальная идеология

Допускаются некоторые разногласия

Правовой принцип

Разрешено все, что не запрещено законом

Запрещено все, что не разрешено законом

Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью

Карательные органы

Строго подчиняются закону

Пронизывают все сферы государства и общества, осуществляют политический сыск, репрессии фактически бесконтрольны

Важный элемент государственной машины

Оппозиция

Действуют легально

Отрицается

Её деятельность ограничена жесткими рамками

      Стилистическая интерпретация на дан ном занятии усечена и присутствует опосредо ванно, так как обучающиеся уже знакомы с «жан ром» таблицы, схемы.

           Историческая интерпретация должна включать в себя анализ исторических фак тов, ситуаций, контекстов, объясняющих рассматриваемые понятия и положения.

Исходным пунктом работы с таблицей яв ляется первичное, еще весьма обобщенное толкование понятий «демократия», «тотали таризм», «авторитаризм». При этом важно обратить внимание ребят на этимологию этих елок. Желательно, чтобы у всех обучающихся на партах был единообразный обще ственно-политический словарь

         Первым критерием для сравнения явля ется законодательство. Обучающимся уже из вестно, что такое закон, в случае необхо димости определение уточняется в слова ре. Преподаватель трактует понятие «законода тельство» как систему взаимосвязей раз личных законодательных норм. При разъяснении первой характеристики де мократического режима подчеркивается, что законы в таком государстве образуют целостную систему. Для обоснования зак лючительного тезиса ребятам можно продемонстрировать текст любой демок ратической конституции, обозначив при этом тот его объем, который приходится на главы, посвященные правам и свободам гражданина. Важно отметить, что законы, принимаемые в демократическом обще стве, подробно определяют механизм на родовластия. Широкая разработка гипотез и диспозиций соответствующих норм не дает возможности для их недемократичес кого толкования и применения. Отмечает ся высокая степень разнообразности про цессуальных норм, гарантирующих реализацию закрепленных прав человека и гражданина.

           Обращаясь к системе законодательства в условиях тоталитаризма и авторитаризма, педагог делает акцент на формальности по литических и гражданских прав, включен ных в конституции таких государств. С обучающимися можно вспомнить известные им из курса истории факты грубейшего наруше ния таких, записанных в Конституции СССР 1936 г., норм, как неприкосновен ность жилища, неприкосновенность лич ности, свобода совести, свобода слова и печати и др.

          При работе с критерием полномочия гла вы государства в первой графе отмечается, что в демократическом обществе глава го сударства всенародно избирается и его пол номочия (даже весьма широкие) должны быть строго регламентированы, т.е. в зако не перечисляется все, что он может. В слу чае, если эти ограничения нарушены, суще ствуют законодательно разработанные про цедуры отстранения главы государства от власти.            Здесь уместно снова обратиться к словарю и познакомиться с понятием «им пичмент», а также прочитать ст. 93 Консти туции РФ.

           Всевластность и бесконтрольность главы государства в тоталитарном обществе ребята могут проиллюстрировать сами, опираясь на известные им факты. Невелик контроль со стороны общества и за лидером авторитар ного государства.

           Рассматривая следующий критерий для сравнения (представительные органы вла сти), целесообразно еще раз вернуться к понятию «власть», вспомнить о формах так называемой военной демократии, когда власть была непосредственно у народа, по размышлять о причинах возникновения представительных органов власти. Здесь уместно растолковать разницу между не посредственной и представительной де мократией, объяснить, что страны, называ емые нами демократическими, являются та ковыми лишь до известной степени. В каче стве примера непосредственной демокра тии в современных условиях можно расска зать о назначении и процедуре референду ма, используя положение статей 3,32,84,92, 130, 135 Конституции РФ. Записав в графу «демократический» строку «имеют широ кий круг полномочий и формируются в ходе свободных выборов», надо объяснить, что же это за органы и какие они имеют пол номочия. В качестве примеров стоит при вести Федеральное Собрание РФ, парламент Великобритании, бундестаг Германии, На циональное Собрание Франции и др. Сто ит назвать имена глав Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

            В графе «тоталитарный» записывается: «безальтернативно избраны, имеют фор мальный характер»; требуется объяснить смысл слова «альтернатива» и показать при меры безальтернативных избирательных систем.

            Разбирая графу «авторитарный», надо от метить сходство с предшествующим режи мом в результатах политического действия. Важно подчеркнуть, что представительные органы власти, как правило, обслуживают верховную власть в лице главы государства.

Можно предложить группе выбрать своих представителей в совет колледжа, сообщив, что от их представителей ничего не будет зави сеть, а значит, и мнение группы, таким обра зом, не будет учтено. Может, лучше никого никуда не избирать? Обучающиеся должны сде лать выбор.

            Следующий критерий — принцип разде ления властей. Прежде всего необходимо объяснить, в чем состоит цель разделения властей.

           Надо привести в пример структуру трех ветвей власти и их взаимоотношения в со временной России. Особое внимание следу ет обратить на независимость судебной вла сти и механизм выполнения ее решений, так как это наиболее неясная для ребят часть проблемы.

Заполняя графу «тоталитарный», надо объяснить, что принцип разделения властей здесь невозможен в силу диктаторского ха рактера власти. Власть концентрируется в одних руках и не может быть разделена в принципе.

          Говоря об авторитарном режиме, надо от метить, что принцип разделения властей здесь реализуется формально.

          Записывая следующий критерий (полно мочия местных органов власти), надо на звать эти органы в России (думы, советы, ад министрации и т.д.). Можно дать ребятам определение слов «муниципия», «муници пальный».

          Заполняя графу «демократический», за дайте вопрос обучающимся: «Скажите, кто луч ше и в ваших интересах решит, какую ули цу заасфальтировать и какой штат муници пальной милиции иметь в вашем городе: городская дума и городская администрация или Государственная Дума и Правительство РФ, находящиеся в Москве?». Дети хорошо понимают, что местные проблемы лучше решать на местах. Важно, чтобы эта истина теперь связывалась в их сознании с терми нами «демократия», «демократическое уст ройство».

            В условиях авторитаризма полномочия местных органов власти ограничены весьма узким кругом вопросов, а в тоталитарном обществе приспособлены к исполнению ре шений центра.

            Работа с критерием партийная система должна начинаться с разбора термина «по литическая партия». Определение нужно именно разобрать (кстати, оно достаточно длинное). Уместно комментированное чте ние: обучающися читает, выделяя смысловые груп пы, а преподаватель комментирует, расставляет ак центы и приводит примеры.

            При заполнении графы «демократичес кий» надо объяснить, что существование нескольких партий еще не является мно гопартийностью. Многопартийность пре дусматривает механизм взаимодействия равноправных организаций, каждая из которых может реально взять власть в свои руки. Именно этот механизм, имен но равноправное взаимодействие партий обеспечивает реальную многопартий ность.

            В тоталитарном обществе безраздельно господствует единственная массовая партия.

            Заполняя графу «авторитарный», следует отметить, что правящая партия в условиях авторитарного режима огосударствляется. Механизм слияния партии и государствен ного аппарата лучше всего виден при ана лизе кадровой политики авторитарного ре жима.

            Следующим критерием является иде ология. Дается определение понятия «иде ология», методом комментированного чте ния выявляются его существенные при знаки.

            Задание для обучающихся:

            Заполняя графу «демократический», дай те определение понятия «плюрализм» по словарю и объясните словосочетание «поли тический плюрализм» как возможность осу ществления различных взглядов на государ ственное устройство, на методы овладения и отправления власти, как право на различ ные подходы к решению вопросов жизни общества. Приведите примеры из современ ной российской действительности.

            При заполнении графы «тоталитарный» обучающиеся сделают вывод о том, что тотали тарная идеология имеет различные формы. При этом она всегда является единственной и обязательной. Тоталитарная идеология особенно упорно доказывает свою един ственность, особого рода монизм своих по стулатов, которые противоречат многообра зию поведения и взглядов людей.

             Анализ критерия правовой принцип у обучающихся затруднений, как правило, не вызыва ет. Уместно предложить ребятам срав нить две формулировки: «Разрешено все, что не запрещено законом» и «Запрещено все, что не разрешено законом».

            Работая с критерием карательные орга ны, важно назвать их, объяснить сущность государственного принуждения, показать его назначение.

Заполняя графу «демократический», преподаватель должен отметить, что демократия, от рицая вседозволенность, утверждает прин цип строгого подчинения правоохрани тельных органов закону. При заполнении графы «тоталитарный» необходимо подчер кнуть, что карательные органы неподконт рольны обществу, существуют вне правово го пространства.

            Последний критерий для сравнения трех государственно-политических режимов — оппозиция. Здесь тоже первоначально разби рается значение терминов.

            Заполняя первую графу «демократичес кий», нужно дать определение термина «ле гальный». Уместно сравнить его с понятием «легитимность». В условиях демократии важ ны механизм и правила действия оппозиции. Демократию можно сравнить с игрой, пра вила которой добровольно установило боль шинство игроков.

           При заполнении графы «тоталитарный» надо показать, что существование оппози ции невозможно. Оппозиция нарушает офи циальные претензии режима на «тоталь ность», единство общества и государства.

При авторитарном режиме оппозиция поставлена в жесткие рамки.

         Для закрепления полученных представле ний обучающимся предлагается дать определе ние каждому режиму.