Методическая разработка «Формирование правовой культуры студентов на уроках обществознания (на примере выборных технологий)»

 

В Российской Федерации проводится полномасштабная политическая реформа, направленная на развитие демократических начал в формировании и деятельности институтов государственной власти и местного самоуправления. Органической составляющей этой реформы является реформа избирательной системы, обеспечивающая демократическое воспроизводство и ротацию власти по итогам периодически проводимых выборов. Поэтому первостепенное значение в процессе трансформации институтов публичной власти приобретают как подготовка профессиональных кадров, способных решать вопросы организации и проведения выборов и референдумов в полном соответствии с требованиями действующего в этой области законодательства, так и подготовка участников выборов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_obshchestvo.docx43.12 КБ

Предварительный просмотр:

ВИДНОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ ВЫБОРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)»

                                                Выполнила преподаватель –

                                                Толстопятенко Р.В.

2009г.

Содержание

1. Введение

2.Формирования правовой культуры студентов

3. Технология формирования правовой культуры студентов

4. Изучение избирательных технологий.

5. Выводы:

1. Введение

В Российской Федерации проводится полномасштабная политическая реформа, направленная на развитие демократических начал в формировании и деятельности институтов государственной власти и местного самоуправления. Органической составляющей этой реформы является реформа избирательной системы, обеспечивающая демократическое воспроизводство и ротацию власти по итогам периодически проводимых выборов. Поэтому первостепенное значение в процессе трансформации институтов публичной власти приобретают как подготовка профессиональных кадров, способных решать вопросы организации и проведения выборов и референдумов в полном соответствии с требованиями действующего в этой области законодательства, так и подготовка участников выборов.

 

2.Формирования правовой культуры студентов

Сущность правовой культуры как компонента профессиональной культуры личности студента характеризуется высоким уровнем овладения правовыми знаниями и умениями; развитыми качествами личности, позволяющими ей наиболее полно реализовать себя в правовой и социально-ориентированной деятельности. С точки зрения комплексного подхода правовая культура связана с политической, нравственной, эстетической, экологической, экономической культурой. Она включает интеллектуальный, эмоционально-ценностный и практический компоненты правового порядка и формируется в процессе правового образования и правового воспитания.

Под правовым образованием студентов мы понимаем процесс овладения личностью системой правовых знаний, практических умений и навыков, повышения уровня правовой компетентности и соответственно уровня правовой культуры личности, которые в совокупности определяют ее социально-правовой облик. Правовая образованность является необходимой составной частью культурного облика человека и предпосылкой успешной жизнедеятельности в обществе.

Правовое воспитание – это систематическая целенаправленная деятельность государственных и общественных организаций, а также отдельных граждан, направленная на формирование правовых взглядов и убеждений, позитивных нравственно-правовых ценностных ориентаций и установок, обеспечивающих исполнение правовых норм и формирующих активную позицию личности в правоохранительной и правотворческой деятельности.

Следовательно, правовая культура является более широким понятием, чем правовое образование и правовое воспитание, поскольку охватывает не только уровень правовой образованности и воспитанности, включает не только формирование позитивных правовых ориентаций и установок, обеспечивающих исполнение правовых норм, но и охватывает целый культурный пласт, систему ценностных установок, предполагает ответственность человека за свою деятельность. Правовая культура является основным показателем результативности правового образования и правового воспитания, которые выступают в качестве основного механизма формирования правовой культуры личности.

Формирование правовой культуры в колледже направлено на решение ряда конкретных задач. К ним относятся: вооружение студентов системой правовых знаний, развитие умений и навыков сознательного, юридически правильного поведения в обществе, воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям личности в обществе, воспитание чувства ответственности за свое поведение, формирование внутренней потребности в защите законности правопорядка.

Формирование правовой культуры в учебно-воспитательном процессе включает следующие этапы: 1 - целенаправленное формирование правовых знаний и понятий; 2- выработку правовых убеждений;  3 -формирование этико-правовых установок; 4 - воспитание правовых чувств; 5 -формирование опыта законопослушного поведения; 6 - формирование активной социально-правовой позиции (А.И. Гербич, В.Ф. Пирожкова, И.Ф. Рябко). Опираясь на характеристику процесса формирования правовой культуры студентов, можно сформулировать положения формирования правовой культуры студентов в процессе изучения обществознания.  Формирование правовой культуры  на уроках осуществляется по трем основным направлениям, соответствующим основным компонентам правовой культуры: интеллектуальному (1 этап), эмоционально-ценностному (2, 3, 4 этапы) и практическому (5, 6 этапы). Для каждого компонента правовой культуры  определенны значимые правовые качества: интеллектуальному – стремление к правовым знаниям, склонность к независимым суждениям, правовая компетентность, способность ориентироваться в новых правовых знаниях, способность принимать нестандартные решения; эмоционально-ценностному – честность, убежденность, развитое чувство справедливости, осознание долга и ответственности; практическому – инициатива, активность и самостоятельность в деятельности, владение практическими навыками правовой деятельности, креативность,  творчество.

С учетом требований, предъявляемых к уровню подготовки специалиста, основных идей проблемного обучения, содержания и основных характеристик предмета «Обществознание»,  можно сконструировать модель формирования правовой культуры студентов в процессе изучения данного предмета. Модель предусматривает активизацию потенциальных возможностей дисциплины, учет ее специфики,  актуализацию системы взаимоотношений «преподаватель – студент», отбор содержания научной информации с целью развития интеллекта, расширения кругозора студентов, формирования профессиональной направленности, нравственно-правовых ценностных установок, активизации самостоятельной поисковой деятельности.

Формирование правовой культуры студентов

Активизация потенциальных возможностей яз.

предмета «ин.яз.»

Актуализация системы в/отношений препод-ль-студент

Отбор содержания дисциплины

Учет специфики дисциплины

Развитие расширение интеллекта, кругозора

Формирование профессиональной направленности

Формир-е нравст.-прав-х установок и ценност. ориентаций

Активизация самостоят. поиск-й деятельности

Рис. 1.  Модель формирования правовой культуры студентов

Модель формирования правовой культуры студентов в процессе изучения обществознания предполагает активизацию системы взаимоотношений «преподаватель – студент». Педагогическое общение в процессе усвоения иностранного языка определяется тройной направленностью ее субъектов: социальной, личностной и предметной. Объясняется это тем, что, работая с одним студентом над какой либо проблемной задачей, преподаватель всегда ориентируется на всю аудиторию, и наоборот, работая со всеми обучающимися сразу, он воздействует на каждого студента в отдельности. Поэтому система взаимоотношений «преподаватель – студент» на занятиях одновременно содержит в себе элементы социально ориентированного, личностно ориентированного и предметно ориентированного общения.

3. Технология формирования правовой культуры студентов

  На уроках  проблемная ситуация определяется как интегративная динамическая система социально-статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов общения. Она является универсальной формой функционирования учебного процесса, служит способом организации речевых средств, способом мотивации речевой деятельности, одним из условий формирования правовой культуры. Проблемные задачи непосредственно связаны с реальными ситуациями и предоставляют студентам возможность принимать решение в условиях, приближенных  к реальной жизни, что является очень важным компонентом в обучении. Использование проблемных задач в рамках контекстного подхода предполагает систематическую самостоятельную поисковую деятельность студентов, ориентацию процесса взаимодействия преподавания и учения на формирование устойчивых мотивов учения и мыслительных и творческих способностей в ходе усвоения, что стимулирует повышение общего культурного уровня и развитие правовой культуры в частности.

                                                   

Осмысление необходимости

повышения уровня правовой культуры педагогом и студентами, рефлексия

Изучение основных научно-теоретических идей и философско-методологических основ процесса формирования правовой культуры студентов

           ↓                                                                                   ↓                                                 

Диагностика уровня сформированности правовой культуры

                                                     ↓  

Целеполагание: выбор личностно значимых целей формирования правовой культуры в процессе изучения

обществознания

                                                     ↓                                                                                                            

Создание условий для реализации цели:

1) усиление профессиональной направленности содержания дисциплины, координация учебных программ;

2) использование проблемных ситуаций и задач, максимально приближенных к реальности профессиональной деятельности будущих специалистов;

3) оптимизация воспитания у студентов правовой ответственности и активной правовой позиции

4) повышение правовой и психолого-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава

                                                                ↓        

Организация учебного процесса

Деятельность преподавателя по управлению процессом повышения уровня правовой культуры студентов на занятиях

Деятельность студента по самоорганизации и саморазвитию, по самокоррекции личностных установок и правовых ценностных ориентаций

Диагностика учебного процесса

                                                                ↓                                                                                                          

 Оценка и анализ полученных результатов.

Коррекция. Выводы


Рис. 2. Технология формирования правовой культуры студентов

         

В ходе работы были выявлены следующие трудности при формировании правовой культуры студентов: разный уровень подготовки и сформированности правовой культуры у студентов; недостаточные правовая информированность, осознание необходимости формирования правовой культуры, включение обучаемых в процесс формирования правовой культуры и развитие у студентов чувства правовой ответственности; негативная реакция обучаемых на ситуации, предложенные на анализ, на ошибки, допускаемые при решении проблемных задач; пассивность некоторой части студентов; возникновение межличностных конфликтов среди студентов;  монополизация права голоса одним из студентов при выполнении групповых заданий; трудности с формулировкой выводов, подведением итогов; несогласие некоторых обучаемых с итогами формирования правовой культуры

Для оценки уровней сформированности правовой культуры студентов применялись  критерии и показатели сформированности правовой культуры.

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности правовой культуры студентов

Критерии  уровня сформированности правовой культуры студентов

     

                  Показатели критериев

Степень успешного решения проблемных задач в процессе правовой деятельности

  1. Понимание условий правовой ситуации.
  2. Анализ правовой задачи.
  3. Умение соотнести правовую задачу с конкретными правовыми нормативами.
  4. Умение вынести правильное правовое решение.
  5. Объяснение (логическое выстраивание цепочки аргументов / контраргументов).
  6. Изложение своей правовой позиции.
  7. Прогнозирование последствий выведенного правового решения.

Ориентация в выборе средств в процессе правовой деятельности

                Использование багажа правовых знаний

               для решения правовых задач.                      

                Выбор целесообразного правового решения.

                Объективная оценка правовой действительности.

Наличие ценностных правовых ориентаций

    Любовь к Родине, гражданственность.

 Гармоническое проявление патриотических чувств и    культуры межнационального общения.

    Уважение к государственной власти.

    Стремление к миру.

    Исполнение правовых норм.

    Внутренняя свобода.

               Дисциплинированность и ответственность.

 На основе критериев сформированности правовой культуры студентов были выделены и обоснованы пять уровней сформированности правовой культуры: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий. Высокий уровень правовой культуры характеризуется хорошим знанием права, заинтересованным отношением к правовой действительности и деятельности, глубокой убежденностью в необходимости коренных преобразований в области права в нашей стране, активная правовая позиция, верным пониманием недостатков современного законодательства, адекватным выбором правовых действий в той или иной ситуации. У студентов с уровнем сформированности правовой культуры выше среднего наблюдаются пробелы в знании права.

Студентам со средним уровнем правовой культуры присуще  заинтересованное отношение к отдельным событиям правовой деятельности, недостаточное знание прав и обязанностей гражданина, активная правовая позиция лишь в том случае, если противоправные действие затрагивают сферу интересов этой личности.

Для студентов с уровнем  правовой культуры ниже среднего наблюдается пассивная правовая позиция, безразличное отношение к правовой деятельности, недостаточное знание теории права, и как следствие неадекватный выбор правовых решений.

Низкий уровень правовой культуры характеризуется проявлением равнодушия к правовой деятельности, пассивной правовой позицией, непринятием законодательства, искажением законов, неадекватным выбором правовых решений, слабым знанием права.

 Эмоционально-ценностный компонент правовой культуры студентов формируется в ходе дискуссий по правовым проблемам и в процессе выполнения групповых творческих заданий. Цель этапа формирования эмоционально-ценностного компонента – формирование правовых убеждений, этико-правовых установок. При этом происходит интеграция накопленных знаний и личного опыта студента.

Показателями успешности этапа формирования эмоционально-ценностного компонента являются усвоение студентами адекватных правовых убеждений и установок, развитие потребности принимать участие в правоохранительной и правотворческой деятельности.

  С целью формирования практического компонента правовой культуры применяются проблемные задачи и ситуации, решение которых направлено на выработку адекватных правовых установок. Студенты учатсяь объективно оценивать сложившуюся проблемную ситуацию, приближенную к реалиям их будущей профессии. При этом у будущих специалистов формировался опыт правотворческой и правоохранительной деятельности.

Эффективность формирования практического компонента правовой культуры подтверждается принятием студентами адекватных правовых решений в процессе практической деятельности, творческий подход в работе. Показателями результативности выступали позитивные изменения уровня правовой культуры студентов, умение адекватно оценивать себя и своих товарищей по группе.

4. Изучение избирательных технологий.

Проведение урока по изучению избирательных технологий.

Цели:  Показать значение  выборов в демократическом  обществе.

        - Формировать чувство ответственности за свой выбор.      

        - Закрепить знания об избирательном праве.

        - Обобщить знания по полититико-правовой сфере         жизни общества.

Оборудование : учебник «Обществознание», материалы ведущих партий, участвующих в выборах, газетные вырезки, карточки с терминами и заданиями, наглядная агитация, используемая избираемыми(плакаты, газеты, календари, постеры и т.д.)

        Ход урока:

1. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.    

     Постановка целей перед классом.

2. Изучение нового.

  а) Карточки(один из вариантов). Работа с терминами.

       Соединить стрелками термин и его значение:

Демократия                                                  процедура формирования с помощью          

        формирования гос-го органа и органов        

                                                                       местного самоуправления.

Выборы                                                         государство, политические партии, общест-

        венно – политические организации и движе-

        ния

Политические                                               система правления, в которой граждане

институты        имеют относительно высокий уровень

        контроля над своими лидерами.

Избирательное                                         Полновластие народа, т.е. обладание народом

право             соц.- экономическими и политическими сред-

        ствами для реального участия в управлении

        делами общества и государства.

Суверенитет                                   право гражданина избирать и быть избранным

народный        в государственные органы.

б) Проверка, чтение правильных ответов, дополнения учителя, самостоятельная оценка.

в) Запишите в тетради новый термин:

ЛЕГИТИМНОСТЬ- ( от  лат.- согласный с законами. законный, правильный)- юридический термин, примняемый для характеристики социального порядка, обладающего престижем, в силу которого он диктует обязательные требования и устанавливает образцы поведения.

г)  Виды Выборов. Рассказ учителя с опорой на схему.

Схема на доске:

        ВЫБОРЫ                  

                                                                                               

        

парламентские

и президентские

иногда:

основные и

 дополнительные;

 в 1 тур и повторные.

                                 

очередные и вне - очередные

всеобщие или частные

национальные и региональные

прямые и косвенные

        
        

д) – Почему в демократическом государстве нужны  выборы?

       Дискуссия. Наводящие вопросы учителя, корректировка ответов,        

       дополнения.

е)- Познакомимся со стадиями избирательного процесса.

     Избирательный  процесс обычно определяется как урегулированная     законом и др. социальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные  и самоуправленческие органы.

3.Коллективная работа.

- Представьте себя группой министров, перед которыми стоит задача: Какой план проведения выборов наметите вы? Провести первые  в истории свободные выборы.

Разместить на  магнитной доске по плану карточки.

1.Назначение выборов.

2. Образование избирательных округов.

3.Создание избирательных органов.

4.Регистрация избирателей.

5.Выдвижение кандидатов.

6.Агитационная кампания( выступления с программными заявлениями,   открытые дебаты, м\ж кандидатами, использование СМИ и т.д.)

7.Голосование.

8.Подсчет голосов и итогов голосования.

9.Повторные выборы.

10.Окончательное определение и опубликование результатов выборов.

По окончании работы знакомство со стадиями избирательного процесса, определёнными Федеральным законом « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

4.Дискуссия по вопросам:

- Как вы думаете, в чём причина неучастия избирателей в выборах?

- Что нужно предпринять гос. чиновникам, чтобы привлечь избирателей на выборы?  Дебаты.

5. Итог урока. На этом уроке была поставлена цель -  активизировать вашу гражданскую позицию, убедить всех в необходимости выполнять свой гражданский долг, голосуя на выборах. И хотя на первом курсе студенты не всегда участвуют в выборах в силу своего возраста, но, уже через год вы станете полноправными гражданами своей страны и сможете реализовать избирательное право. Вы должны быть убеждены в том, что от позиции каждого человека зависит сохранение и развитие демократических процессов в России. Чем больше избирателей придут на выборы и добровольно отдадут свои голоса за любого из кандидатов, тем меньше будет возможностей фальсификации и обмана.

Нужно помнить, что ваш голос могут использовать другие для недобросовестных подтасовок результатов выборов. Нельзя этого допускать. Твоя гражданская позиция- это ответственность за всё, что происходит в твоей стране.

6. Объявляются оценки. Домашнее задание: разбиться на группы по 5-6 человек, выбрать партию, которая на сегодняшний день представлена в Государственной Думе или собирается в будущем идти на выборы в государственные структуры, познакомиться с программой партии, ее лозунгами, историей. Представить партию на выборах и ее наглядную агитацию.

На следующем занятии все партии представляют свою программу и наглядную агитацию перед группой,  призывая проголосовать только за данную партию. После прений студенты знакомятся в технологией выборов:

- Представляется избирательная комиссия.

- Комиссия демонстрирует и рассказывает об избирательном бюллетене.

- Комиссия показывает, как должен голосовать избиратель, проставляя отметку на избирательном бюллетене.

- Показывается место, где избиратель может заполнить свой бюллетень и куда, затем его опустить.

        Затем избирательная комиссия предоставляет возможность проголосовать всем избирателям, которые имеют при себе студенческий билет.

        Выборы закончены, комиссия вскрывает ящик и начинает подсчет голосов, все остальные студенты  являются независимыми наблюдателями.

        Голоса подсчитаны, объявляется количество голосов, отданных за ту или другую партию, подтвержденные протоколом голосования.

        Рассчитывается количество мест в государственной думе, которые получат партии согласно количеству полученных процентов.

В результате проведения учебно-деловой игры были достигнуты следующие цели:

1) ознакомление с процедурой проведения предвыборной агитации и голосования;

2) формирование системы мотивации молодых избирателей к соблюдению действующего законодательства о выборах и формирование активной жизненной позиции у студентов;

3) проведение информационно-разъяснительной работы о формах и методах противодействия нарушениям избирательных прав граждан, незаконным избирательным технологиям, об ответственности в соответствии с действующим законодательством за их использование;

4) приобретение (или закрепление - в зависимости от уровня подготовки участников игры) навыков публичных выступлений и исследовательской работы;

5) способствование увеличения явки избирателей;

6) закрепление учебного материала.

        Затем студентам были предложены темы докладов:

1. Избирательное право и избирательный процесс:

 2. Избирательная система: проблемы и пути совершенствования:

3. Политические институты в избирательном процессе:

4. Информационные технологии в избирательном процессе:

5. Молодежь и выборы:

6. Международные избирательные стандарты, зарубежное избирательное и сравнительное избирательное право:

После каждого выступления проходила свободная дискуссия, в которой участвовали все присутствующие.

В процессе проведения занятия использовалась мультимедийная техника.

         По данной тематике была организована и проведена Олимпиада по вопросам избирательного права и процесса.

В Олимпиаде приняли участие студенты различных специальностей и курсов.

Олимпиада проводилась в целях правового воспитания, повышения уровня правовой культуры и правовых знаний студентов, совершенствования учебного процесса и внеучебной работы со студентами.

Конкурсные задания Олимпиады включали в себя 2 блока:

1 блок. Прохождение электронного тестирования на компьютерах.

В рамках данного задания участникам было представлено 40 вопросов с вариантами ответов, из которых один вариант правильный.

По результатам ответов на вопросы теста следует отметить, что наибольшее затруднение вызвали вопросы, касающиеся составления списков избирателей, формирования и деятельности избирательных комиссий.

Таким образом, анализ решения тестовых заданий показал, что в рамках дальнейшего учебного процесса необходимо сосредоточить более пристальное внимание на вопросах, касающихся деятельности избирательных комиссий.

2 блок. Решение ситуационных задач.

Участникам было предложено 5 ситуаций, которые необходимо было проанализировать, и, основываясь на соответствующих нормативных положениях, сформулировать правильный, развернутый и обоснованный ответ. Задания оценивались по 10-ти бальной системе.

Анализ результатов выявил ряд положительных моментов, однако, наряду с положительными моментами, можно отметить, что не все участники смогли эффективно применить эти знания на практике (в частности, при решении задач и ответах на вопросы теста), что может быть учтено в целях совершенствования и оптимизации дальнейшего учебного процесса.

Наличие указанных замечаний, не снижает общий высокий уровень подготовки участников, определенно положительной оценки заслуживает их творческий и вдумчивый подход к каждому предложенному заданию, что и выражается в достигнутых результатах.

Кроме этого проводились круглые столы по вопросам участия молодежи в выборах.

Проблемные вопросы, выносимые на обсуждение:

1.  Что такое «активное избирательное право»?

2.   Что такое «пассивное избирательное право»?

3.  Что включает в себя понятие «абсентеизм»?

4.   Каковы       социально-экономические       причины       уклонения российской молодежи от участия в выборах?

5.   Каковы  социально-политические  причины уклонения  молодых людей России от участия в выборах?

6.  Каковы      социально-психологические      причины      уклонения российской молодежи от участия в выборах?

7.  Каковы перспективы участия молодых людей России в выборах?

После обсуждения проблемных вопросов преподаватель подводит итоги проведения круглого стола. Делает обобщающие выводы и отмечает наиболее активных участников круглого стола.

По этой тематике можно провести викторину:

В викторине участвуют две команды. Каждая команда должна подготовить название, эмблему, девиз.

Ответы на вопросы викторины оценивает жюри в составе преподавателя и двух студентов.

Перечень вопросов викторины:

1.  В каком документе определены основные нормы российского избирательного законодательства?

2.  Какие основные законы по подготовке и проведению выборов были приняты в России в 90-е годы XX века?

3. Какие законы были приняты по подготовке и проведению выборов были в России в начале XXI века?

4. Какие    государственные    органы    России    контролируют выполнение законов по подготовке и проведению выборов?

5. Какие     Вы     знаете     региональные     законы     в     которых определяются нормы проведения выборов?

6. Какие политические партии будут участвовать в выборах в региональной законодательной орган?

7. Соответствует     ли     региональные     законы     о     выборах федеральным?

8. Какие категории граждан России не имеют права участвовать в выборах?

После ответов на вопросы жюри, команды должны подготовить и задать по три вопроса друг другу.

Жюри внимательно выслушивает ответы студентов, а затем подводит итоги проведения викторины. За каждый правильный ответ команде присуждается 5 баллов. За неправильный ответ - 0 баллов.

В заключительной части проведения викторины команда победитель оценивается по пятибалльной система.

По итогам проведения политологической викторины  выпускается фотогазета.

        После того, как студенты познакомились с избирательными технологиями они могут приступить к выборам председателя студенческого совета колледжа. Для этого студенческий совет разрабатывает положение о выборах и назначает день выборов.

        Каждая группа может выдвинуть своего кандидата, кандидат может выдвинуть себя и сам. Каждый кандидат разрабатывает свою программу и вместе со своими агитаторами, выступая в группах, старается донести ее до студентов. Кандидаты создают и распространяют агитационную литературу.

В день выборов студенты смогли исполнить свой студенческий долг и проголосовать за своих однокурсников.

Несмотря на то, что выборы были студенческими, все условия их проведения были настоящими. В колледже работала избирательная комиссия. Только предоставляя студенческий билет, студенты получали избирательные бюллетени, голосование проходило в закрытых кабинках.

Молодежь должна понимать те процессы, которые происходят в обществе. Студенческие выборы и выборы в государственные органы власти позволят молодым людям задуматься о своей роли в жизни страны, области и родного района.

По словам студентов, ребята голосовали за личные качества кандидатов: кто целенаправленно занимался общественной деятельностью. Многие студенты говорили, что свою предвыборную программу построят на разрешении проблем молодежи. Кто-то предлагал увеличить стипендии, кто-то выступал за бесплатный доступ к Интернету.

5. Выводы:

1. Правовая культура личности – это взаимосвязь и  взаимозависимость основных компонентов: интеллектуального (правовые знания, умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека), эмоционально-ценностного (система взглядов и нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества) и практического (исполнение правовых норм, социально-активная позиция в правоохранительной деятельности).

2. Модель формирования правовой культуры студентов в процессе изучения «Обществознания» убеждает, что эта дисциплина обладает необходимым потенциалом для формирования правовой культуры студентов; профессиональная направленность дисциплины оказывает эффективное воспитательное воздействие на личность обучаемого с целью формирования нравственно-правовых ценностных ориентаций, раскрытия интеллектуального и культурного потенциала студентов.

3. Активное изучение избирательных технологий позволяет: использовать личностно-ориентированный подход, как основу обучения; создавать проблемные ситуации и возможность решения педагогических задач, при которых у студентов формируются адекватные правовые ценностные ориентации (контекстный подход); включение оптимально отобранной правовой информации в учебные занятия и использование творческих заданий как активных форм, направленных на повышение уровня правовой культуры;  организация продуктивной внеаудиторной самостоятельной работы студентов; систематическое обсуждение нравственно-правовых аспектов жизни общества; психологическая готовность и методическая компетентность преподавателей к работе по формированию правовой культуры студентов.