Современный урок

Бычкова Екатерина Владимировна

<?xml:namespace prefix = v /??>                                <?xml:namespace prefix = o /??>       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_sred._zvenu.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги. Начать своё выступление хотелось бы с определения, что есть Современный урок СЛАЙД №2 - это, прежде всего урок, на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования  нравственных основ.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

         Готовясь к педсовету, я сформулировала Цель: спроектировать элемент учебного занятия в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта. Как подготовить современный урок – сейчас это один из самых важных вопросов, который стоит перед учителем.

      Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока сумел сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Предлагаю вам определить одно из важных условий  современного урока. У кого какие предположения? (учителя предлагают варианты). СЛАЙД № 3 Результативность, комфорт, творчество.

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

«Комфорт»- в переводе с английского - поддержка, укрепление

«комфорт» – это обстановка,  обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.

 Я предлагаю вам поиграть. Игра называется  «Ассоциация». СЛАЙД № 4. Назовите свои ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт».

Результат работы 1-2 минуты

К

Компетентность

Критичность

Креативность

Культура

О

Органичность, основательность

Отдача, оптимально

Открытие

Ответственность

Образованный, осознанный

М

моделирование

мотивация

методика

мастер

Ф

Фантазия

формирование

функциональный

фундамент

О

Отдых, осмысленный

Открытие, организованный

обучение

Опора, озарение

Р

Радость

развитие

Рост

Результат, рефлексия

Т

Тепло

Творчество

Талант

темп

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?

В  настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

        Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования ответственность существенно возрастает.

     В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, СЛАЙД № 5 обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Важной характеристикой  деятельностного  подхода  в работе педагогов является системность.  Системно-деятельностный   подход  осуществляется на различных этапах урока.

Я взяла фрагмент урока связанный со словарной работой на уроках русского языка во 2 классе. СЛАЙД № 6      ПРИВЕТСТВИЕ

  1. ( Слайд  7) Самоопределение к деятельности. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу.

Первое задание в зимнем лесу вам приготовила белка:  объединитесь в пары, разгадайте ребус и назовите тему урока.  

- Кто разгадал ребус и уже может назвать тему урока? Дети объединяются в пары (кто с кем сидит) разгадывают ребус, называют тему урока. (Разделительный мягкий знак)

 ( Слайд  8) Формирование ожиданий учеников. Метод «Лицензия на приобретение знаний»

Цель: сформулировать, чему бы дети хотели научиться и что побуждает их к этому, понять, какие знания им нужны.

Вторым нам встретился соболь, который  спрашивает: чему вы хотите научиться на уроке? (Как правильно писать слова с разделительным мягким знаком, хотим больше узнать, для чего нужен разделительный мягкий знак).

 -К чему вы уже готовы, а к чему нет. (Знаем, что буква мягкий знак не обозначает звука, показатель мягкости.  Не знаем, для чего нужен разделительный мягкий знак).

 - Подумайте, как приобретенные знания, помогут вам в жизни. (Грамотное письмо).

- Какую цель поставим на уроке? (Научиться правильно употреблять на письме разделительный мягкий знак).

(Личностные  УУД: (действие смыслообразования, установление обучающимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:  оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

  1.  ( Слайд 9 ) Словарная работа. (3 мин) Двигаемся дальше . Следующее задание нам приготовила…догадайтесь сами, кто нам его приготовил.

- Исключите лишний слог и запишите те слова, которые получились.

МОВЕРОЗ, ПЕТОНАЛ, ЛОСИПАТА, ОРЕДЕЖДА, ЛИПАСИЦА.

-Какие слова получились?

 -Какое слово вы бы исключили?

–Какое  «лишнее»? (лисица)

-   Почему? (Одушевленное) Подчеркните его. (ЛИСИЦА).

 – Выделите общий признак остальных слов. Что их объединяет? Откуда эти слова? (Из словаря)

- Все слова знакомы, а вот как пишется  слово ЛИСИЦА, вы сегодня узнали. Поставьте ударение, запомните, как пишется. (Дети записывают полученные слова, лексический разбор слова «лисица», устное составление предложений).

- Что означает это слово? СЛАЙД № 10

(Заранее подготовленные ученики читают или рассказывают о значении слова).

а) Хищное млекопитающее семейства псовых с острой мордой и длинным пушистым хвостом.

б)  О хитром, льстивом человеке (перен.).

- Где можно узнать о значении слова? (В толковом словаре, энциклопедии,  в Интернете).

СЛАЙД № 11

- А вот почему говорят: Лиса-Патрикеевна? Откуда странное отчество Патрикеевна? (Хорошо читающие дети:) Патрикей – имя старинное, происходит от латинского слова патриций, то есть аристократ. Но в старину звук ц на Руси произносился как к. Вот и получилось – Патрикей. Это имя давали только детям княжеского рода. Ну а лиса-то здесь при чем, ведь ей до аристократических манер далеко?

Давным-давно, лет 700 назад жил-был новгородский князь Патрикей, и так он прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей стало нарицательным, равнозначным хитрецу. И хитрая, умная лиса, как верная «наследница» хитрого князя, получила отчество Патрикеевна.

СЛАЙД № 12 внимательно ли вы читали? (вопросы)

(Упражнение, направлено на формирование функциональной грамотности, техники чтения. Текст появляется на экране с определенной скоростью. Дети должны не только успеть прочитать, но и понять смысл текста. Для проверки понимания появляются вопросы по содержанию. Затем текст появляется еще раз в более быстром темпе. Ученики могут проверить, верно, ли они ответили на вопросы и еще раз потренировать навык чтения. Вся работа занимает не более 2 минут.)

 СЛАЙД № 13 -Назовите однокоренные слова (Лисенок, лисята, лис, лисий (хвост), лисонька, лисичка, лисица).

  - Синонимы? (Рыжая плутовка).

-Составьте предложение со словом «Лисица». Чье предложение вам понравилось больше? (2 мин)

5. ( Слайд 14) Письмо  по памяти. (2 мин)

Рыжая лисица с пуш..стым хв..стом  подошла (к)руч..ю.

 - Объясните правописание.

-На какие правила встретились слова? (Сочетания жи-ши, безударные гласные, правописание предлогов, разделительный мягкий знак).

Взаимопроверка. Оценка. 

(ПознавательныеУУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить  дополнительную информацию).

( Слайд  15) ВЫВОД:

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования, у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются  у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Погружение в тему.   (3 мин)

ФГОС: изменение требований к образовательному результату:

  • Предметные (основы системы научных знаний; опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания);
  • Метапредметные   (усвоенные межпредметные понятия и УУД; управление своей деятельностью, самостоятельность; речевая деятельность, навыки сотрудничества;              работа с информацией; сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.);
  • Личностные   (внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка; мотивация; способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков и т.д.)