ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
План содержит разделы работы МО учителей русского языка и литературы:
1) Программа по повышению качества знаний по русскому языку и литературе.
2) Программа деятельности методического объединения учителей русского языка и литературы «Одаренные дети».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ | 53.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа деятельности методического объединения
учителей русского языка и литературы
«Одаренные дети»
Цель программы:
Создание системы деятельности учителей русского языка и литературы по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.
Обеспечение возможности самореализации одарённой личности в различных видах деятельности.
Повышение личностной самостоятельности учащихся и их психологической устойчивости, формирование активной жизненной позиции через воспитание исследовательской культуры учащихся и творческое отношение к получаемой информации.
Задачи:
- Реализация принципа личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности.
- Создать систему работы вне занятий, дополнительного образования школьников.
- Дать детям дополнительные, более глубокие сведения по предмету.
- Создать условия для дальнейшего личностного роста детей, реализации их творческих способностей.
Актуальность.
В свете Концепции модернизации образования остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, кто в дальнейшем станет носителем ведущих идей общественного процесса.
Деятельность школы по реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям реформирования образования в России, идеалам гуманизации, поскольку она обеспечивает условия для самореализации учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию.
В Федеральной программе развития образования выдвигается цель — «Развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического прогресса общества …». В программе основным направлением является — развитие возможностей для образования одаренных детей с учетом их индивидуальности.
Одаренность многогранна и проявляется индивидуально у каждого ребенка. Раскрытие потенциала одаренного ребенка актуально для всей системы образования.
В условиях современного развивающегося и постоянно изменяющегося мира ключевым навыком, необходимым каждому человеку, становится не столько получение новой информации, сколько анализ и осмысление доступной информации по изучаемой проблеме, применение аналитических способностей к постановке и решению конкретной задачи.
Программа разработана для удовлетворения социального заказа общества в развитии творческих способностей учащихся в рамках программы «Одаренные дети» и позволит развивать способности одарённых детей, осуществляя личностно-ориентированный подход. Одаренные дети смогут в полной мере реализовать свои возможности и способности, проявляя активность, инициативу, творчество.
Содержание проблемы
В последние годы можно наблюдать снижение числа участников и победителей олимпиады по русскому языку и литературе всех уровней, участников НПК, олимпиад развивающего обучения всех уровней, конкурсов и, как следствие, высоких образовательных достижений.
Программа, связанная с координацией деятельности педагогов разных предметов, должна помочь разрешить данную проблему. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития педагогической поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей.
Другая проблема – существующая в настоящее время система мониторинга, экзамены в форме ЕГЭ не справляются с задачей отбора одаренных детей. Проблема выявления учащихся с признаками одаренности может быть решена путем перехода к системе мониторинга достижений школьников, документирующей результаты, полученные ими за рамками классной работы (олимпиады, конкурсы и т.д.), позволяющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика. Инструментом оценивания учебных достижений учащихся может стать портфолио, которое свидетельствует не только о результатах деятельности ученика, но и о его самоорганизации, коммуникативных навыках, способностях и умении реализовать эти способности.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
- Осознание важности этой работы каждым членом методического объединения и усиления в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Работа в рамках программы предполагает два основных направления:
Первое направление: формирование у учащихся базовых представлений о научном и систематическом подходах к анализу различных объектов окружающего мира, умений использовать полученные знания в реальных условиях.
Это направление включает в себя:
- - знакомство с этими подходами опытным путем, на примере собственного исследования;
- - формирование представлений о последовательности изучения проблемы в рамках научного подхода (область исследования – цель и задачи работы – сбор информации – обработка и анализ информации – формирование систематических представлений – собственное исследование — выводы);
- - развитие аналитических (на стадии осмысления и переработки информации) способностей;
- - развитие творческих (на стадии постановки задачи и ее достижения) способностей;
- - развитие базовых навыков общения (на стадии представления работы) в рамках доклада и т.д..
Второе направление: организация исследовательских работ.
Это направление включает в себя:
- - знакомство с актуальными проблемами современности;
- - воспитание активной позиции по отношению к изучению и анализу актуальных проблем;
- - расширение кругозора, реализация исследований, выходящих за рамки школьной программы;
- - развитие самостоятельности, умения принимать решения в рамках поставленной задачи.
Программа предполагает составление индивидуальных карт на каждого ребёнка, с учётом его способностей, возможностей и интересов. Обучение одаренных школьников строится на четырех основных направлениях: развитие креативности, формирование умений, обогащение представлений о мире и развитие познавательных процессов.
Формы работы с одаренными учащимися
- - творческие мастерские;
- - факультативы;
- - кружки по интересам;
- - выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами;
- - занятия исследовательской деятельностью;
- - конкурсы;
- - научно-практические конференции;
- - участие в олимпиадах;
- - работа по индивидуальным планам;
- - сотрудничество.
Общие показатели развития детского творчества:
- Компетентность.
- Творческая активность.
- Эмоциональность (возникновение «умных эмоций»).
- Креативность.
- Произвольность и свобода поведения.
- Инициативность.
- Самостоятельность и ответственность.
- Способность к самооценке.
Мотивационное обеспечение индивидуального сопровождения.
- Постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха.
- Способствовать развитию творческого потенциала, сохранить веру в свои силы, давать толчок к саморазвитию и самореализации.
Программой предполагается использование разнообразных методов, приёмов и технологий.
- Методы и приёмы:
- Практические: Практические задания, с применением нетрадиционных методов и приемов.
- Технология сотрудничества. Сотворчество с педагогом, сверстниками.
- Технология РКМЧП, метод эвристических и поисковых ситуаций.
- Технология КТД.
- Личностно-ориентированные технологии.
Программа опирается на принцип индивидуального подхода к каждому.
Средства обучения.
Технические средства:
- музыка,
- видеофильмы,
- слайд – шоу, презентации
- интернетресурсы.
Применение этих средств в работе позволит повысить активность и внимание детей на занятиях, развить воображение и фантазию.
Ожидаемые результаты программы.
- Активное участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня.
- Участие в научно-практической конференции «Шаг в будущее».
- Оформление выставок творческих работ.
- Защита проектов по русскому языку и литературе.
- Посещение элективных курсов различной направленности для удовлетворения персонального спроса на изучение интересующих их проблем.
План работы:
№ | Работа | Сроки | Ответственные |
1 | Продолжить внедрение проблемно-исследовательских, проектных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление. | В течение года | Учителя русского языка |
2 | Создание и пополнение базы одаренных детей. Проведение семинаров-практикумов с учителями по обмену опытом работы с одаренными детьми | В течение года | Учителя русского языка Лаптева М. М. |
3 | Организация исследовательской деятельности. Участие в предметных олимпиадах, конкурсах разных уровней. | Сентябрь-март | Учителя русского языка |
4 | Проведение школьной и участие в районной научно-практической конференции школьников. | Сентябрь - ноябрь | Учителя русского языка |
5 | Организация и проведение КТД по параллелям (в соответствии с планом воспитательной работы школы). | В течение года | Учителя русского языка Мирошниченко О. В. |
6 | Организация работы элективных курсов по русскому языку, расширение их тем. Организация работы факультативных курсов по русскому языку | В течение года | Учителя русского языка Назимова З. В. зам. по УР |
7 | Издание сборников творческих работ учащихся по итогам НПК. | К концу го учебного года | Учителя русского языка Лаптева М. М. |
8 | Продолжить работу с портфолио как инструмента оценивания индивидуальных результатов. | В течение года | Классные руководители |
9 | Продолжить выпуск ученической школьной газеты «На школьной волне». | В течение года | Учителя русского языка Баженова Н. С. |
10 | Практиковать на классных часах самопрезентацию учащихся – победителей конкурсов и олимпиад. | Один раз в четверть | Учителя русского языка |
11 | Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми . Выявление способных и одарённых учащихся в 5-6 классах. Создание банка данных. | В течение года | Учителя русского языка Баженова Н. С. |
Программа будет выполнена при условии чёткого взаимодействия формы работы, методов, средств обучения и тематическим планированием. Содержание работы может корректироваться в зависимости от индивидуальных особенностей детей и от творчества педагога.
Программа
по повышению качества знаний
по русскому языку и литературе.
Цель: повышение эффективности урока, развитие интеллектуальных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с освоением наиболее рациональных технологий обучения.
Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. В период информационных технологий, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внедрение в производство, перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.
Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по русскому языку и литературе — развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой школьников к восприятию нового учебного материала.
В последнее время наблюдается снижение интереса учащихся к изучению языка. Причина в том, что, во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития; во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей; в-третьих, большой набор учебников и большой объем информации, который необходимо запомнить. Снижение интереса к предмету приводит к ухудшению дисциплины, а следовательно и к снижению качества знаний.
Таким образом, проанализировав все эти проблемы, можно сделать вывод, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать всегда.
Цель программы: разработать методику исследования и применения приемов и средств, активизирующих познавательную деятельность школьников на уроках русского языка и литературы.
Задачи программы:
- Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике школьного обучения.
- Выявить приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность учащихся посредством развития их познавательного интереса.
Предполагаемые результаты программы:
- Теоретическая и практическая подготовленность педагогов к использованию средств и приемов активизации познавательной деятельности на уроках.
- Активизация в процессе профессионального самообразования педагога.
- Повышение качества знаний и успеваемости, эффективности урока.
- Накопление дидактического материала, разработки уроков и внеклассных мероприятий, выпуск методической продукции.
Сроки реализации программы: 2013 – 2015 уч.г.
Этапы реализации Программы
· 1-й этап – разработка программы, создание условий, необходимых для разработки и освоения программы по развитию интеллектуальных способностей учащихся.
· 2-й этап – работа по изучению личности ребенка, выявлению творческих и интеллектуальных способностей школьников, развитию их, создание банка данных по данной проблеме;
· 3-й этап – анализ деятельности по реализации задач Программы, оценка повышения качества образования в соответствии с целями и задачами, оформление результатов.
Общая характеристика учебного предмета.
Принцип активности ученика в процессе обучения был и остается одним из самых основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о русском языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Цели изучения русского языка в основной школе следующие:
•развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
• формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция (осведомленность школьников в системе русского языка) реализуется в процессе решения следующих задач:
• формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о русском языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.
Коммуникативная компетенция (осведомленность школьников в особенностях функционирования русского языка в устной и письменнойформе) реализуется в процессе решения следующих задач:
- формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются:
- воспитание учащихся средствами данного предмета;
- развитие логического мышления школьников;
- обучение умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Общепредметными результатами обучения русскому языку в основной школе являются:
- умения пользоваться методами научного исследования явлений языка, проводить наблюдения, планировать и выполнять исследовательскую работу, обрабатывать результаты, представлять результаты с помощью таблиц, мультимедийных презентаций, схем;
- умения применять теоретические знания по русскому языку на практике, решать лингвистические задачи с учетом полученных знаний;
- умения применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших языковых явлений;
- умения опознавать языковые явления (фонетические, лексические, морфемные, словообразовательные, морфологические, синтаксические и речеведческие);
- умения группировать языковые явления по определенным признакам;
- умения анализировать и характеризовать изученные языковые единицы по существенным для них признакам;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей законы языка;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Работа учителей русского языка и литературы с учащимися по повышению качества образования:
Август Наличие учащихся, оставленных на осенние испытания Консультирование учащихся. Проведение осенней аттестации.
Устранение неуспеваемости.
Сентябрь Недостаточная готовность учащихся к продолжению обучения в школе Работа по усвоению различных алгоритмов и памяток. Беседы по организации режима подготовки д/з. Своевременный контроль ЗУН. Активизация мотивации обучения.
Октябрь Возможные пробелы в знаниях и трудности в освоении отдельных тем у некоторых учащихся. Проведение консультаций для учащихся, имеющих пробелы и испытывающих трудности в освоении отдельных тем. Устранение пробелов, ликвидация трудностей в освоении тем.
Ноябрь Возможная неблагоприятная оценочная ситуация для отдельных учащихся в связи с предстоящей аттестацией в I полугодии. Индивидуальная работа с учащимися. Оптимальное использование ШК. Значительное повышение уровня обученности в I полугодии по сравнению с предыдущими годами в данной параллели.
Декабрь Наличие неуспевающих и слабоуспевающих учащихся по итогам полугодия. Работа, в рамках ШК по консультированию пробелов и трудностей. Повышение мотивации учения у слабоуспевающих. Ликвидация пробелов.
Январь Внимание к учащимся, успешно справляющимся с учебой. Деятельность НОШ. Проведение олимпиад, интеллектуальных марафонов. Возрастание престижа знаний в детском коллективе
Февраль Возможная неблагоприятная оценочная ситуация отдельных учащихся в связи с предстоящей четвертной аттестацией. Влияние групп детей с неблагоприятной оценочной ситуацией. Постановка задачи «исправления» текущих оценок. Консультирование, дополнительный опрос, индивидуальные задания. Создание максимальной ситуации успеха в аттестации. Снижение количества неуспевающих учащихся и учащихся, успевающих с одной «3».
Март Наличие большого числа учащихся, испытывающих утомление от учебных нагрузок. Подготовка дифференцированных разноуровневых заданий для работы на уроке. Возможное облегчение учебного труда для быстро утомляющихся учащихся
Апрель Недостаточно прочное освоение учебного материала, пройденного за год. Организация текущего повторения материала, пройденного за год. Восстановление в памяти учащихся тем, пройденных за год. Более прочное закрепление материала
Май Проблема успешного проведения годовой и итоговой аттестации. Продолжение повторения, тренировочные и контрольные работы. Четко организовывается успешная годовая аттестация
ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МБОУ Приаргунская средняя общеобразовательная школа
на 2012-2013 учебный год
Современная школа живет в условиях модернизации образования. Точность, научная обоснованность выбора его компонентов на несколько лет вперед определит судьбу подрастающего поколения. Реализация президентской инициативы «Наша новая школа», осуществление ФГОС второго поколения требует создания особых организационных условий. Сегодня сложилась такая ситуация, когда мы неизбежно приходим к поиску путей обновления содержания образования, в том числе и филологического.
Инновационное развитие системы образования в школе напрямую связано с реализацией Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» определены ключевые направления развития общего образования, которым предстоит следовать и учителям МО русского языка и литературы:
- руководство в своей деятельности ФГОС второго поколения;
- система поддержки талантливых детей;
- развитие учительского потенциала.
Реализовать цели программы обновления содержания филологического образования помогают образовательные модули:
- интеграция курсов (русский язык как средство интеграции);
- обучение на основе культурно-ценностных образцов;
- формирование языковых способностей на всех предметах;
- апробация учебников нового поколения.
Методическая тема
Методическое объединение учителей русского языка и литературы начинает работать в рамках единой методической темы: «Повышение качества преподавания русского языка и литературы, внедрение в учебный процесс новых информационных технологий обучения».
Цель работы МО на 2012-2013 учебный год
Главная цель, которую ставит перед собой методическое объединение - создание информационно-обучающего пространства для обучающихся с учетом индивидуальных образовательных интересов.
При анализе целесообразности использования данного подхода к учебному процессу можно выявить следующие преимущества:
1. расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности обучающихся, особенно при исследовании и систематизации явлений русского языка;
2. развитие познавательных способностей обучающихся;
3. быстрое и качественное освоение сложного материала, расширение содержания образования;
4. изменение качества и содержания урока;
5. развитие учебно-познавательной мотивации обучающихся.
Показателями выполнения намеченных на 2012 – 2013 учебный год целей и задач должны явиться следующие результаты деятельности: повышение познавательной активности и мотивации обучения школьников, что должно способствовать росту успеваемости и качественного уровня знаний и умений обучающихся.
В новом учебном году МО ставит перед собой следующие задачи:
1. Руководство в работе документом ФГОС второго поколения. Работа над повышением качества преподавания русского языка и литературы, внедрение в учебный процесс новых информационных технологий. Обеспечение уровня подготовки обучающихся требованиям федеральных образовательных стандартов.
2. Внедрение современных педагогических технологий:
- личностно – ориентированное обучение;
- развитие критического мышления через чтение и письмо;
- проектных технологий;
- информационные технологии.
3. Повышение ИКТ-компетенции учителей.
4. Формирование способностей и компетентностей обучающихся в условия системы работы с одаренными детьми. Развитие творческих способностей учащихся, активизация их участия в конкурсах на различных уровнях.
5. Развитие социальных компетентностей учащихся.
6. Организация взаимопосещения уроков (с использованием методики системно-деятельностного подхода) с последующим анализом и обобщением опыта работы педагогов.
7. Обсуждение на заседаниях МО методических новых направлений в методике преподавания.
Тематика заседаний МО:
№ п/п | Месяц | Тема МО | Ответственные |
1. | август | Заседание МО: 1. Анализ работы МО за 2011-2012 учебный год; - анализ результатов итоговой аттестации, в том числе в форме ЕГЭ по русскому языку и литературе в 11-ых классах; ГИА в 9-ых классах; 2. Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2012-2013 учебный год; - организация научно-методической работы по вопросам итоговой аттестации учащихся (ГИА – в 9-ых классах, ЕГЭ – в 11-ых); | Зам.директора НМР Руководитель МО, учителя |
2. | сентябрь | Заседание МО: 1.Введение ФГОС на параллели 5 – классов. Документация. Мониторинг. 2. Организация подготовки к школьным, районным и краевым предметным олимпиадам, конкурсам. Составление графика. | Зам.директора НМР Руководитель МО, учителя |
3. | октябрь | Заседание МО: 1. Предварительная аттестация за 1 четверть 2. Исследовательская деятельность учащихся по русскому языку и литературе; 3. Участие в работе Аттестационной краевой комиссии по аттестации учителей Приаргунского района. Круглый стол: Вести с курсов. «Введение ФГОС. Роль обучения русскому языку и литературе на новом этапе развития». | Руководитель МО, учителя Котенёва Ф. В. и Баженова Н. С. |
4. | ноябрь | Заседание МО: 1. Анализ успеваемости учащихся в 1 четверти. Итоги входного контроля в 5-ых классах по метапредметным умениям; - подготовка, организация и проведение Всероссийского конкурса «Русский медвежонок»; - анализ пробных экзаменов в 9-11 классах. Круглый стол «Учебное содержание ключевых компетенций». 2. О результатах контрольных работ по итогам первой четверти. 3. О ходе подготовки к ГИА-2013. | Зам.директора НМР Руководитель МО |
5. | декабрь | Заседание МО: 1. Предварительные итоги первого полугодия; - работа с одарёнными детьми - работа с учащимися группы риска. 2. анализ пробных экзаменов в 9-11 классах. Круглый стол: «Система подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ» (методы подготовки к экзаменам в 9-ых и 11-ых классах); | Руководитель МО, учителя |
6. | январь | Заседание МО: 1. Итоги первого полугодия; - обсуждение плана проведения недели русского языка и литературы; - Выступление по темам самообразования 2. Обсуждение плана проведения предметной недели | Руководитель МО, учителя |
7. | февраль | 1. Методическая работа . Самообразование. 2. Участие в работе районного МО. Выступление « ФГОС второго поколения. Обеспечение уровня подготовки обучающихся требованиям федеральных образовательных стандартов. Внедрение в учебный процесс новых информационных технологий | учителя Котенёва Ф. В. и Баженова Н. С. |
8. | март | Заседание МО: 1. Анализ итогов 3 четверти, результаты проверки тетрадей, прохождения программы, ведения школьной документации. - выполнение запланированной работы с одарёнными детьми - обзор методических новинок. 2. Обсуждение плана проведения предметной недели. Круглый стол «Системно-деятельностный подход как основа современного урока». | Руководитель МО Зам. директора учителя |
9. | апрель | Заседание МО: 1. Проведение предметной недели \ декады.(уроки, конкурсы, открытые мероприятия, воспитательные мероприятия) 2. Участие в работе районного МО (Ресурсного центра). | Руководитель МО учителя |
10. | май | Заседание МО: 1. Итоговая аттестация учащихся 9 – 11 классов по русскому языку; -итоги второго полугодия; 2.Обсуждение итогов работы МО в течение всего учебного года; - творческие отчёты по темам самообразования. | Руководитель МО Зам. директора учителя |
Направления работы МО учителей русского языка и литературы:
Сроки проведения | Содержание | Ответственные | |
Учебно-методическая работа | |||
Сентябрь Октябрь | Совершенствование учебных рабочих программ: - корректировка пояснительных записок (совершенствование форм контроля, обновление используемых технологий) - внесение изменений в содержание программ в соответствии с требованиями ФГОС | Лаптева М. М. Котенёва Ф. В. Пешкова Н. В. | |
Разработка содержания единых текстов контрольных тестовых работ по русскому языку для входного контроля (пополнение банка контрольных и проверочных работ МО) | учителя | ||
Анализ итогов входного контроля; итогов государственной и промежуточной аттестации обучающихся | Администрация | ||
Ноябрь Декабрь | Педагогический мониторинг (диагностика творческих способностей и интеллектуальных возможностей учащихся через проведение школьных олимпиад) | Завуч по НМР | |
- Разработка тематики исследовательских работ учащихся; - и подготовка материалов для рубежного контроля | Учителя, руководитель МО Администрация | ||
Система пробелов в знаниях учащихся по результатам входного и рубежного контроля | |||
Организация взаимопосещения уроков, анализ посещённых уроков. | |||
Январь Февраль | Разработка и проведение Недели русского языка и литературы - определение целей и темы недели; - выставка творческих работ; - конкурс чтецов и др. внеурочные мероприятия; - совершенствование учебно-методического комплекса. | Учителя, руководитель МО | |
Анализ проведения предметной недели | |||
Март | Разработка материалов к итоговому контролю учащихся переводных классов | ||
Апрель | Самоанализ результатов педдеятельности по итогам 2012/13 учебного года | ||
Май | Анализ работы МО по реализации методической темы (выявление приоритетных направлений, проблем) | Учителя, руководитель МО | |
Организационно-методическая работа | |||
Сентябрь Октябрь | Утверждение планов работы: - МО; - утверждение тем самообразования и методических тем каждого учителя | Учителя-словесники | |
Организация и проведение школьного тура предметных олимпиад (диагностика творческих способностей и интеллектуальных возможностей учащихся) | Завуч по НМР Учителя, руководитель МО Учителя | ||
Организация и проведениев 5-11 классах Всероссийского интеллектуального конкурса «Русский медвежонок -2013» | |||
Ноябрь Ноябрь-декабрь | Анализ обучающей деятельности (по результатам контроля) | ||
Участие в районных предметных олимпиадах | |||
Корректировка учебных программ на 2-е полугодие | |||
Подготовка и проведение отчета о ходе самообразовательной работы. | |||
Систематическое изучение новинок методической и педагогической литературы | |||
Организация работы с одарёнными детьми. | |||
Январь | Анализ итогов 1-го полугодия | ||
Организация и проведение Недели русского языка и литературы (планирование, назначение ответственных) | |||
Март Апрель Май | Изучение методической литературы по теме самообразования. Подготовка к творческому отчету по своим темам Или участие в семинарах, мастер-классах по теме самообразования. | ||
Научно-исследовательская и экспериментальная деятельность | |||
Август – сентябрь ноябрь | Разработка программ по русскому языку и литературе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения (5-е классы) | Учителя предметники 5 – х классов | |
Участие в интеллектуальном творческом конкурсе «Русский медвежонок -2012» | учителя | ||
Октябрь | - Оказание консультативной помощи педагогам при подготовке аттестационного материала | Завуч по НМР | |
Декабрь | Заседание «Изучение педагогических технологий. Технология развития критического мышления» | Котенёва Ф. В. | |
Январь-февраль | Проведение предметной недели | Учителя | |
Март | «В методическую копилку»: обзор новинок методической литературы | ||
Руководство и контроль | |||
Сентябрь | Входной контроль 5-11-ых классов | Учителя-словесники | |
Сентябрь | Результативность деятельности педагогов по ликвидации пробелов знаний входного контроля | ||
Сентябрь | Готовность учебных кабинетов к началу учебного года | Администрация | |
Сентябрь | Обеспеченность учебниками | Зав.библиотекой | |
Октябрь | Диагностика по метапредметным умениям в 5-ых классах | Администрация Учителя нач.классов, учителя-словесники | |
Октябрь | Осуществление преемственности в 5-ых классах | ||
Октябрь-ноябрь | Проведение школьных предметных олимпиад, отчетность. Анализ результатов. | ||
Октябрь- ноябрь | Диагностические работы по русскому языку в 9-11-ых классах. | учителя | |
Ноябрь | Ведение тетрадей по русскому языку в 5-9-ые классах | Администрация | |
Декабрь | Рубежный контроль 5-11-ых классов. Анализ результатов контрольных срезов. | учителя | |
Декабрь | Система работы со школьной документацией | Администрация | |
Февраль | Анализ деятельности педагогов во время проведения предметной недели | Руководитель МО Администрация | |
Март | Ведение тетрадей по русскому языку в 10-11-ых классах | ||
Апрель | Выполнение программы | Администрация | |
Май | Система работы с учащимися, имеющими повышенные учебные способности. Отчет по плану работы с одаренными детьми. | учителя | |
Май | Итоговый контроль в 5-11-ых классах | учителя | |
Май-июнь | Итоговая аттестация в 9-11-ых классах | ||
Внеклассная работа | |||
Сентябрь | Праздник знаний. Единые классные часы. | учителя | |
Октябрь | Участие в празднике, посвящённом Дню учителя | ||
Сентябрь-октябрь | Планирование воспитательной работы в классе | ||
Январь-февраль | Мероприятия в рамках Недели русского языка | ||
Май | Участие в линейке, посвященной празднику последнего звонка | учителя |
Формирование учителя новой школы невозможно без соответствующей методической поддержки. Условиями для совершенствования преподавания являются:
1. Постоянная и регулярная рефлексия и самооценка учителей (каждый учитель должен осознавать имеющиеся недостатки в работе и ресурсы).
2. Наличие критериев уровневой оценки деятельности учителя.
3. Пониманием передовых методик за счет наблюдения их в действии – в реальном классе.
4. Создание условий для того, чтобы учителя учились друг у друга (совместное планирование уроков, взаимопосещение, их анализ).
Работа над повышением методического мастерства и профессиональной компетентности учителя словесности является основным базовым ядром методического объединения.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что работа учителей гуманитарного цикла носит практический характер, соотносится с общей методической темой школы и МО и направлена на совершенствование профессионального мастерства. Результатом деятельности становится развитие личности школьников и повышение качества образования.
С целью совершенствования технологии организации и проведения современного урока, изучения опыта работы коллег, обмена опытом по вопросам преподавания предметов гуманитарного цикла было организовано взаимопосещение уроков.
Руководитель МО Баженова Н. С.