План конспект урока по обществознанию "Конституция РФ.Основы конституционного строя РФ"

Меляков Дмитрий Вениаминович

План конспект урока может использоваться в курсе "Обществознания" 10 класс, в рамках темы "Источники права". Материал позволяет сформировать представления учащихся о структуре Крнституции РФ как основного закона, на основе работы с источником.  Для закрепления материала учащимся предлагаются варианты заданий группы А и В единого государственного экзамена. Задания могут быть представлены в виде раздаточного материала или через презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_kospekt_uroka_konstitutsiya_rf.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

              СПб ГБПОУ «Реставрационный колледж «Кировский»

                   

                    План конспект урока

            по обществознанию 10-11 класс.

        Конституция Российской Федерации.

        Основы конституционного строя РФ.

                                                                   

                                                                    Учитель истории  и

                                                                    обществознания Меляков Д.В.

                                                                       

                                                                       

                                                       

                                                        2016

Тема: Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ.

Цель: Сформировать представления учащихся о Конституции РФ как основном законе страны. Изучить структуру Конституции РФ на основе работы с источником. Достигнуть осознания учащимися роли Конституции РФ в жизни современного российского гражданина.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: Конституция Российской Федерации, структура Конституции РФ, отличие Конституции РФ от других нормативных правовых актов, функции Конституции РФ, конституционный строй РФ, принципы (основы) конституционного строя РФ.

ПЛАН РАБОТЫ:

  1. Конституция как Основной закон государства и общества.
  2. История создания и принятия Конституции РФ.
  3. Структура Конституции РФ.
  4. Особенности Конституции РФ.
  5. Функции Конституции РФ.

                                                                   Ход урока.

1. Конституция как Основной закон государства и общества.

Конституция (от лат. Constitutio — установление, устройство) — это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого на-род утверждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет право-вой статус человека и гражданина.

  Следует отметить, что Конституция как Основной закон государства и общества имеет ряд отличий от других правовых актов:

-Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы-основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

- Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение-это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.

- Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.

- Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

 

Для закрепления материала учащимся предлагаются варианты заданий группы А единого государственного экзамена. Задания могут быть представлены в виде раздаточного материала или через презентацию.

А17 Конституцию от всех других федеральных законов отличает

  1. высшая юридическая сила
  2. обязательность для всех граждан
  3. государственная обеспеченность
  4. нормативно-правовой характер

А20 Высший юридической силой на территории России обладают(-ет)

      1) федеральные законы РФ

      2) Конституция РФ

      3) указы Президента РФ

      4) постановления Правительства РФ

2. История создания и принятия Конституции РФ.

  Вопрос о новой Конституции РФ был поставлен на I Съезде народных депутатов России в 1990г.: была образована Конституционная комиссия для разработки проекта нового Основно-го закона. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ и Съездом народных депутатов РФ, но он носил идеологизированный характер.

  Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции, для завершения подготовки которого летом 1993 г. созвали Конституционное совещание. Осенью 1993 г. Конституционное совещание продолжило работу над проектом нового Основного закона РФ, который был вынесен на всенародное голосование, состоявшееся 12 декабря 1993 г. Согласно положению о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ для принятия нового Основного закона России требовалось, чтобы более 50 % избира-телей, участвовавших в голосовании, проголосовали за его принятие (при условии, что в голосовании участвовало более половины всех избирателей).

  Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования его результатов-25 декабря 1993 года. С ее приня-тием завершился советский период развития российской государственности.

(См. дополнительные материалы)

3. Структура Конституции РФ.

  Конституция Российской Федерации — это Основной закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

  Структура Конституции РФ: преамбула (вступительная часть) и два раздела.

  Преамбула.

  На данном этапе урока учащимся предлагается работа с вступительной частью (преам-булой) Конституции РФ. Необходимо определить основные идеи заложенные в данной части КонституцииРФ. Предполагаемые ответы учащихся:

  • провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию;
  • закрепляются демократические и гуманистические ценности;
  • определяется место России в современном мире.

  Первый раздел.

 

Глава №1. Основы конституционного строя.

Конституционные статьи 1-16.

Предмет регулирования: Сущность государства; правовое положение человека и гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения государства и религии.

Конституционный строй — это система экономических, социальных и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

  Первая глава Конституции РФ носит название «Основы конституционного  строя» и закрепляет базовые начала современной российской государственности.

  Согласно ст. 16 Конституции РФ никакие другие положения Основного закона не могут противоречить основам конституционного строя.

   В Конституции РФ (преамбула и гл. 1) находит выражение целостная система принципов  конституционного строя.

            Принципы (базовые начала) конституционного строя Российской Федерации.                               

Суверенитет народа.

Признание народа единственным источником власти, возможность осуществлять эту власть в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ принимает реальное участие в управлении делами общества и государства. (Ст.1, 2, 3, 4)

Признание человека, его прав высшей ценностью.

Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является главной обязанностью государства. (Ст. 2)

Федерализм.

Децентрализация государственной власти, обеспеченная разграничением властных полномо-чий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления. (Ст. 1, 5)

Республиканская форма правления.

Избрание или назначение высших органов власти на определенный срок; сфера компетенции органов власти — разграничена. (Ст. 1)

 

Разделение властей.

Законодательство, исполнение законов и контроль за соблюдением законности осущест-вляются относительно независимыми друг от друга органами государственной власти при невмешательстве и строгом разграничении их полномочий. (Ст.10, 11)

Правовое государство.

Установление верховенства закона в общественной жизни, существование системы социального контроля над властью и наличие эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование конституционных прав и свобод. (Ст. 1, 4, 15, 18)

Демократическое государство.

Признание и обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина. (Ст. 1, 2, 3, 30, 32)

Социальное государство.

Создание экономических и юридических условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществление комплекса мер по поддержанию социально неимущих групп. (Ст. 7)

Светское государство.

Отсутствие государственной религии; ни одно вероучение не признается обязательным или предпочтительным. (Ст. 14, 28)

Политический плюрализм.

Установление запрета на признание какой-либо идеологии в качестве официальной (главенствующей). Утверждение в обществе политического многообразия, провозглашение свободы политических мнений и действий, легальная возможность для создания и деятельности оппозиции. Основа для утверждения в стране многопартийности. (Ст. 13)

Многообразие и равноправие форм собственности.

Признание различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной и др.). Равная защита собственности любой  формы. (Ст.8, 9)

А 1 Выберите правильный ответ. Принцип конституционного устройства России, реализующийся через признание народа единственным источником власти.

  1. суверенитет народа
  2. признание человека и его прав высшей ценностью
  3. республиканская форма правления
  4. ни один из вышеперечисленных

Ответ: 1.

А13 Республика-это форма

1) государственного устройства, при которой разделены полномочия между центром и регионами

2) правления, характеризующаяся выборностью главы государства и высших законодательных органов

3) многопартийной политической системы

4) правления, при которой существует наследственный порядок передачи верховной власти

Ответ: 2

 

Глава №2. Права и свободы человека и гражданина.

Конституционные статьи 17-64.

Предмет регулирования: Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности человека и гражданина.

  Правовой статус человека и гражданина-это совокупность его прав, свобод и обязанностей.

 Права человека представляют собой вытекающие из человеческой природы возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, сво-бодного существования личности в обществе. В современном мире права человека рассматриваются как общесоциальное понятие, отражающее национальные, обще-человеческие требования и образцы в области свободы личности.

  Права человека-это социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Как правило, под правами человека понимаются естественные, неотчужда-емые права, принадлежащие человеку от рождения.

  Права гражданина принадлежат только гражданам государства, т. е. лицам, обладающим гражданством; признаются государством и законодательно закреплены в нормативных правовых актах конкретной страны; являются юридическими категориями.

  Система прав человека и гражданина, закрепленная в Конституции РФ.

Гражданские (личные) права — принадлежат человеку как биосоциальному существу (ст. 19-25; 27-29; 45-54; 60; 62): право на жизнь; на свободу и личную неприкосновенность; на честь и достоинство; на гражданство; на равенство перед законом и судом; на свободу совести, свободу слова; на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и др.

  Политические права — обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны (ст. 30-33; 63): право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; мирных собраний; создания союзов и объединений; направлять личные и коллективные обращения в органы власти.

  Экономические права — обеспечивают возможность свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой, предметами потребления (ст. 34-37): право быть собствен-ником; наследования; на труд; свободный выбор профессии и рода занятий; на отдых; на защиту от безработицы и др.

  Социальные права — обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни (ст. 38-43):  право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца; на жилище; на образование; на медицинскую помощь; на защиту материнства и детства; на благоприятную окружающую среду и др.

  Культурные права — обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности (ст.26; 44): право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества; на культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями и т. д.)

 Целостность системы прав человека и гражданина обусловлена единством принципов равноправия и социальной справедливости.

 Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей.

 Юридические обязанности — это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера его должного поведения.

  В соответствии с Конституцией РФ к числу основных (конституционных) обязанностей человека и гражданина относятся следующие.

-соблюдение Конституции и законов РФ, прав и свобод других людей;

-защита Отечества;

-уплата законно установленных налогов и сборов;

-бережное отношение к природе и окружающей среде;

-забота о памятниках истории и культуры;

-забота о детях и нетрудоспособных родителях;

-получение основного общего образования.

В4 Найдите в приведенном списке конституционные обязанности  

граждан РФ. Запишите цифры, по которыми они указаны.

1) сохранять природу и окружающую среду

2) получить специальное образование

3) платить законно установленные налоги и сборы

4) разрешать споры в судебном порядке

5) защищать Отечество

Ответ: 1 3 5

  

Глава №3. Федеративное устройство.

Конституционные статьи 65-79.

 Предмет регулирования: Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.

Федерация и ее субъекты.

Федеративное государство, или федерация- это форма государственного устройства, пред-ставляющая объединение или союз территориальных образований, обладающих в определенных сферах государственной самостоятельностью. Иными словами, при федеративном устройстве в государстве осуществлен раздел полномочий между общего-сударственными (федеральными) органами власти и органами власти отдельных территорий — субъектов федерации.

Федеративному устройству России посвящена гл. 3 Конституции РФ, однако основополагающие принципы федеративного устройства закреплены в ст. 4 и 5 гл. 1 «Основы конституционного строя», что предопределяет их значимость и неизменность при существовании действующей Конституции РФ. Большинство из закрепленных принципов лежат в основе конституционно-правового статуса Российской Федерации.

Конституция РФ закрепляет следующие принципы федеративного устройства России.   

Государственная целостность. Данный принцип означает, в частности, единство территории РФ, распространение суверенитета РФ на всю территорию, единое экономическое пространство, единое правовое пространство и т. п.

Единство системы государственной власти. Это единство проявляется в единстве природы власти (источник, цели деятельности), однотипности в институциональной организации власти на федеральном и региональном уровнях, иерархии и взаимодействии различных органов государственной власти и т. д.

Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации и вытекающее отсюда равноправие субъектов РФ. Употребляемый в ч. 3 ст.5 Конституции РФ термин «народы» может трактоваться в двух значениях: во-первых, как представители определенной этнической группы, проживающие в различных составных частях России (чеченский народ, татарский народ, народы финно-угорской группы, белорусская диаспора, азербайджанская диаспора, немцы, караимы и т. п.); во-вторых, как все население, проживающее на определенной территории без этнической, национальной окраски (народ Дагестана, народ Самарской области, жители Москвы и т. п.). В любом случае принцип самоопределения народов не может трактоваться как право выхода какой-либо территории из состава РФ: Конституция прямо говорит о самоопределении народов в Российской Федерации,следовательно, народы, реализуя этот принцип, могут, в частности, изменить статус субъекта РФ, на территории которого они проживают, объединиться с другим субъектом РФ или разъединиться на несколько территорий, создать национально-культурную автономию и т. п., но, во-первых, в существующих границах РФ и, во-вторых, не посягая на основы конституционного строя России (форму правления, экономический строй, идеологические, духовные основы и т. д.). Принципиальной новеллой российского конституционализма является положение о том, что все субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа) являются равноправными, обладают одинаковым юридическим статусом.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (между федеральными и региональными органами государственной власти). Мера разделения власти между центром и составными частями государства, как отмечалось, является одним из основных признаков федеративного устройства. Именно этот вопрос оказался ключевым в становлении российского федерализма, и его необходимо рассмотреть более подробно.

Когда идет речь о разграничении властных полномочий между федеральным центром и составными частями государства, употребляются термины «разграничение предметов ведения» и «разграничение полномочий (компетенции)». Иногда эти понятия употребляются как тождественные, что является не вполне точным. Под предметами ведения (Российской Федерации, ее субъектов, совместного ведения, муниципальных образований) понимаются сферы общественных отношений, по которым соответствующие органы государственной власти (органы местного самоуправления) осуществляют правовое регулирование, а подполномочиями – права и обязанности соответствующего органа публичной власти, которыми он наделен для реализации задач и функций по предметам соответствующего ведения. Компетенция же – это совокупность всех властных полномочий органа государственной власти (органа местного самоуправления) по соответствующему предмету ведения. Полномочия, как и компетенция, – это свойство, присущее только государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу.

Основополагающие принципы разграничения властных полномочий между федеральным центром и субъектами РФ закреплены в Конституции РФ, а детализация содержится в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с изм. и доп.

Разграничение предметов ведения и властных полномочий возможно двумя основными способами: нормативным (конституционным, уставным, законодательным) и договорным. При этом договорный способ разграничения не противопоставляется конституционному, он не является «неконституционным» и должен применяться только в рамках действующей Конституции РФ. Различие между данными способами заключается лишь в том, что при нормативном способе властные полномочия закрепляются за соответствующим субъектом непосредственно в нормативном акте (Конституции РФ, конституции (уставе) субъекта РФ, федеральном или региональном законе), а при договорном – в договоре (соглашении). Возможно применение какого-либо одного из указанных способов, а также их сочетания.

 В России существует несколько видов субъектов Федерации, что составляет ее особенность.

Республики                                21

Автономная область                  1

Автономный округ                    4

Край                                            9

Область                                      46

Город федерального значения  2

Всего                                          83

С 18 марта 2014 года после присоединения Республики Крым к России и образования двух новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя субъектов в Российской Федерации стало 85.

  В соответствии с указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. созданы семь федеральных округов. Указом президента Медведева Д.А. От 19.01.2010 г. из состава Южного федерального округа выделен Северо-Кавказский федеральный округ.

  1. Центральный федеральный округ;
  2. Южный федеральный округ;
  3. Северо-Западный федеральный округ;
  4. Дальневосточный федеральный округ;
  5. Сибирский федеральный округ;
  6. Уральский федеральный округ;
  7. Приволжский федеральный округ;
  8. Северо-Кавказский федеральный округ.

  В каждом из этих федеральных округов Президент РФ назначает своих полномочных представителей.

  Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.

В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «субъект РФ».

Край; область; федеральный округ; автономный округ; город федерального значения.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «субъект РФ».

Ответ: Федеральный округ.

 

Глава №4. Президент Российской Федерации.

Конституционные статьи 80-93.

Предмет регулирования: Статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента от должности.

Президент — глава Российского государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на международной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование.

Полномочия Президента РФ — это совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.

Правотворческая деятельность: издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подписывает федеральные законы.

Правовой статус личности: предоставление гражданства РФ и политического убежища. Право помилования. Присвоение почетных званий.

  Федеративное устройство государства: назначение полномочных представителей Президента РФ. Приостанавливает действие органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

  Отношения с парламентом: назначает выборы в Государственную Думу. Обладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в установленном законом порядке.

  Отношения с органами исполнительной власти: назначает Председателя Правительства РФ. Определяет структуру Правительства РФ. Принимает решение об отставке Правительства РФ.

  Отношения с органами судебной власти: выдвигает кандитатуры на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного Судов РФ. Предлагает кандидатуру Генерального прокурора РФ.

  Оборона и безопасность: является Верховным главнокомандующим ВС РФ. Утверждает военную доктрину. Вводит ЧП.

  Внешняя политика: ведет переговоры и подписывает международные договоры. Назначает дипломатических представителей.

 

  Основные функции Президента РФ.

       -   Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

  • Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.
  • Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
  • Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
  • Представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

  Президент РФ избирается в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента РФ». Конституция РФ устанавливает ряд требований, которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ:

  • гражданство РФ;
  • постоянное проживание в РФ не менее 10 лет;
  • возраст не моложе 35 лет.

   

А19 Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ?

  А.Президент РФ, согласно Конституции, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.

   Б.Президент РФ, согласно Конституции является Председателем Правительства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  Ответ: 1                

 

Глава №5. Федеральное Собрание.

Конституционные статьи 94-109.

Предмет регулирования: Основы организации и деятельности Федерального Собрания, его статус; порядок формирования и компетенция; нормы законодательного процесса.

Федеральное собрание — это избираемый двухпалатный парламент России, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган.

Палаты Федерального собрания.

Совет Федерации (верхняя палата)         170 человек.

Государственная Дума (нижняя палата) 450 человек

Предмет ведения:

  • Обсуждение и принятие законов.
  • Обсуждение и принятие федерального бюджета.
  • Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.
  • Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.
  • Вопросы статуса и защиты границ.

В3 Установите соответствие между функциями и государственными  институтами или должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

                    Функции                                                Государственные

                                                                           институты и должностное

                                                                                             лицо

А) назначает выборы Президента РФ                       1) Президент РФ

Б) издает указы и распоряжения                               2) Совет Федерации

В) решает вопрос о доверии Правительству            3) Гос Дума РФ      

Г) возглавляет государство

Д) представляет государство в международ-

        ных отношениях

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 21311

А

Б

В

Г

Д

2

1

3

1

1

 

Глава №6. Правительство Российской Федерации.

Конституционные статьи 110-117

Предмет регулирования:  Порядок формирования Правительства, его структура, уровень компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству.

Правительство РФ — это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.

Полномочия:

  • Разработка и представление Федеральному собранию федерального бюджета и обеспечение его исполнения; предоставление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета.
  • Обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.
  • Обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
  • Осуществление управления федеральной собственностью.
  • Осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.
  • Осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

А1. Выберите правильный ответ. К компетенции Правительства РФ не относится

  1. обеспечение согласованных действий всех структур исполнительной власти;
  2. осуществление руководства всеми основными сферами и отраслями экономики;
  3. осуществление представительской функции;
  4. руководство исполнительной властью.

Ответ: 3.

В1. Запишите слово пропущенное в таблице

        Государственная власть в Российской Федерации            

       Ветви власти

              Высшие органы государственной власти  РФ

Законодательная

                              Федеральное Собрание РФ

Исполнительная

Ответ: Правительство РФ

 

Глава №7. Судебная власть.

Конституционные статьи 118-129.

Предмет регулирования: Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизвод-ства. Порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ; Прокуратура РФ.

Судебная власть-обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Понятием «судебная власть» охватываются как органы, осуществляющие ее, так и их деятельность — правосудие.

Правосудие — деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной категории работников судов.

  Принципы деятельности органов судебной власти.

  • осуществление правосудия только судом;
  • законность;
  • независимость судей;
  • неприкосновенность судей;
  • коллегиальность;
  • состязательность и равноправие сторон;
  • гласность судебного разбирательства;
  • принцип национального языка судопроизводства;
  • презумпция невиновности;
  • недопустимость повторного осуждения за одно и то же  преступление;
  • право на юридическую помощь.

А1.Выберите правильный ответ. К функциям прокуратуры не относится

  1. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  2. вынесение судебных решений и приговоров;
  3. координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  4. участие в рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел.

Ответ: 2.

 

Глава №8. Местное самоуправление.

Конституционные статьи 130-133.

Предмет регулирования: Система и функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления.

Местное самоуправление — это форма власти, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Самоуправляющиеся территориальные единицы обычно называют муниципальными; образованиями.

Функции органов местного самоуправления РФ.

  • обеспечение участия населения в решении местных дел;
  • управление муниципальной собственностью;
  • обеспечение развития соответствующей территории;
  • охрана общественного порядка;
  • защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ;
  • обеспечение потребностей населения в социально — культурных, коммунально — бытовых и иных услугах.

Осуществляя данные функции, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ оказывает существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества.

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Конституция РФ гарантирует гражданам право на местное самоуправление в пределах установленных законом полномочий. (2) Представляется, что местное самоуправление является важным элементом демократического устройства современного общества. (3) Местное самоуправление организуется в городских и сельских поселениях. (4) Участие населения  в местном самоуправлении обычно происходит в формах референдума, муниципальных выборов, собрания граждан для решения вопросов местного значения.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

  Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

Ответ: АБАА.

 

Глава №9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Конституционные статьи 134-137.

Предмет регулирования: Порядок изменения и дополнения действующей Конституции; ее пересмотр.

Порядок принятия и внесения поправок и пересмотра положений конституции.

Инициаторы поправок

Согласно ст. 134 Конституции России предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы.

Поправки по основным вопросам

В соответствии со ст. 136 поправки к главам 3-8 Конституции (это главы о федеративном устройстве государства (ст. 65-79), президенте (ст. 80-93), парламенте (ст. 94-109), правительстве (ст. 110—117), судебной власти (ст. 118—129) и местном самоуправлении (ст. 130—133)) принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Таким образом они должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. (п.2 ст. 108). После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту,  который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

Поправки по составу Российской Федерации

Согласно ст. 137 Конституции изменения в ст. 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

То есть по случаю появления нового субъекта федерации (в результате принятия в Россию какой-либо территории, упразднения, объединения или разъединения существующих субъектов Российской Федерации) либо изменения его статуса (например, с области на республику) должен быть принят федеральный конституционный закон, предусматривающий соответствующее изменение в ст. 65 Конституции. Например, в случае вступления в силу такого закона о слиянии регионов в ст. 65 надлежало включить наименования новообразованного субъекта и исключить наименования упразднённых субъектов.

Часть вторая ст. 137 предусматривает, что в случае простого изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции Российской Федерации. Данное действие (включение нового наименования и исключение прежнего) осуществляется указом Президента России без участия Федерального Собрания.

Пересмотр фундаментальных положений. Процедура принятия новой Конституции

Статья 135 Конституции гласит, что положения глав 1, 2 и 9 Конституции (это главы об основах конституционного строя (ст. 1-16), правах и свободах человека и гражданина (ст. 17-64), а также о самих конституционных поправках и пересмотру Конституции (ст. 134—137)) не могут быть пересмотрены Федеральным собранием.

Однако, если предложение о пересмотре положений этих глав Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Согласно части третьей ст. 135 Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции России.

Проект новой конституции России может быть принят либо двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания, либо всенародным голосованием.

При проведении всенародного голосования новая Конституция России считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.

Таким образом изменение фундаментальных положений (о конституционном строе России, а также о правах и свободах человека и гражданина) не может произойти до принятия новой конституции.

Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации

Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:

В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 года № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации», такое включение осуществляется после издания указа Президента Российской Федерации.

На данный момент в Конституцию Российской Федерации, в статью 65, были внесены следующие изменения в связи с переименованиям субъекта:

Указ Президента Российской Федерации

Было

Стало

от 9 января 1996 г. № 20

Ингушская Республика

Республика Ингушетия

Республика Северная Осетия

Республика Северная Осетия - Алания

от 10 февраля 1996 г. № 173

Республика Калмыкия — Хальмг Тангч

Республика Калмыкия

от 9 июня 2001 г. № 679

Чувашская Республика — Чаваш Республики

Чувашская Республика — Чувашия

от 25 июля 2003 г. № 841

Ханты-Мансийский автономный округ

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением состава Российской Федерации

В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции:

Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации

Дата вступления
в силу

Исключено из ст.65

Включено в ст.65

Оставлено для
возникшего образования

от 25 марта 2004 года № 1-ФКЗ

1 декабря 2005 года

Пермская область;
Коми-Пермяцкий автономный округ

Пермский край

от 14 октября 2005 года № 6-ФКЗ

1 января 2007 года

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ;
Федеральный
конституционный закон

Красноярский край

от 12 июля 2006 года № 2-ФКЗ

1 июля 2007 года

Камчатская область;
Корякский автономный
 округ

Камчатский край

от 30 декабря 2006 года № 6-ФКЗ

1 января 2008 года

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

Иркутская область

от 21 июля 2007 года № 5-ФКЗ

1 марта 2008 года

Читинская область;
Агинский Бурятский автономный округ

Забайкальский край

Поправки 2008 года

Предложение поправок

5 ноября 2008 года,  выступая в Кремле с ежегодным посланием к Федеральному Собранию, Президент Российской Федерации Медведев Д.А. предложил внести изменения в Конституцию России 1993 года, по увеличению сроков полномочий Президента Российской Федерации с 4 до 6 лет, а Госдумы с 4 до 5 лет, а также предложил конституционно обязать Правительство Российской Федерации выступать с ежегодным отчётом перед Государственной думой о результатах своей деятельности, а также по другим вопросам, поставленным Государственной думой.

Текст поправок

Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:

1) часть 1 статьи 81 изложить в следующей редакции:

«1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.»;

2) часть 1 статьи 96 изложить в следующей редакции:

«1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.».

— Закон о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ

Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:

1) в части 1 статьи 103:

а) дополнить новым пунктом «в» следующего содержания:

«в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой»

б) пункты «в» — «ж» считать соответственно пунктами «г» — «з»;

2) пункт «а» части 1 статьи 114 изложить в следующей редакции:

«а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;».

— Закон о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 №7 - ФКЗ

  Второй раздел.

  Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и, соот-ветственно, прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

  Основные задачи Конституции РФ: преобразование России в демократическое правовое государство; признание и приведение института прав и свобод человека и гражданина в соответствие с международными стандартами.

Для закрепления материала учащимся предлагаются варианты заданий группы В единого государственного экзамена.

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Конституция РФ, принятая на всенародном референдуме в 1993 году, сформулировала новую систему государственной власти. (2) Конституция РФ, по мнению специалистов, выполнила основную задачу-способствовала стабилизации положения в российском обществе. (3) Между тем некоторые эксперты считают, что в нынешней Конституции РФ есть декларативные элементы: государство авансом названо правовым, слабо обозначен механизм защиты прав человека и гражданина. (4) Однако могущественна не сама Конституция, а конституционная система, состоящая из отношения общества к Основному закону и из образцов поведения и институтов, взращенных вокруг Конституции.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

Ответ: АББА.

4. Особенности Конституции РФ.

Принимается народом (или от его имени).

12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования был одобрен проект новой Конституции РФ.

Имеет учредительный характер.

В конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем  суверенитета и единственным источником власти. Смысл учредительной власти: право утверждать основы общественного и государственного устройства.

Обладает высшей юридической силой.

Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Основному закону.

Имеет всеохватывающий характер.

Конституция РФ распространяется на сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она регулирует базовые основы общественных отношений.

Является основой для всех иных источников права.

Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства РФ. Именно Конституция регулирует сам процесс правотворчества, т.е. устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции РФ названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней.

Отличает особый порядок охраны.

Ст. 80 (ч.2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию РФ (ч. 1, ст. 82). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума могут инициировать в Конституционном суде России процедуру разрешения споров о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст.125 Основного закона РФ.  Конституционный Суд РФ — это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции РФ.

Характеризует особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок.

Пересмотру подлежат лишь положения 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции РФ, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Внесение же поправок направлено на изменение глав 3-8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента. Субъекты права на  внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Если предложение о пересмотре положений гл.1, 2, 9 Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается  Конституционное собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новый ее проект, который принимается Конституционным собранием 2/3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция считается принятой, если за нее проголосуют более половины избирателей, участвовавших в голосовании, при условии, что в нем приняли участие более половины избирателей. Несколько облегченный порядок изменения Конституции относится к гл.3-8, поправки к которым принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

  Предложение о поправке к Конституции должно содержать текст новой  статьи  (части  или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится  в Государственную Думу.

  Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осущест-вляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от общего числа  членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмо-трения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течении одного года со дня его принятия.

  После того как законодательные (представительные) органы не менее чем 2/3 субъектов РФ одобрят данный закон, он направляется Президенту России для подписания и официального опубликования.

5. Функции Конституции РФ.

  • Политическая — определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие.
  • Правовая — выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства.
  • Гуманистическая — воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права.
  • Учредительная — устанавливает определенный порядок  в государстве, создает систему институтов и органов власти.
  • Мировоззренческая — способствует формированию правового сознания населения — совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права.

  Конституции в государствах могут приниматься в силу разных причин:

  • смены политического режима в государстве;
  • коренных изменений в социально-экономической и политической жизни государства;
  • образования нового государства.

                   

                             

                               

                                   

                                     

Литература в помощь учителю.

  1. Обществознание: полный справочник для подготовке к ЕГЭ / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А.Баранова.-М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012.-478с.
  2. Обществознание: ЕГЭ-учебник /  П.А.Баранов, С.В.Шевченко. - М.: Астрель: Полиграфиздат, 2012.-478с.
  3. Обществознание: учебно-справочное пособие / В.В.Барабанов, А.А.Дорская, В.Г.Зарубин и др.; под ред. В.В.Барабанова.-М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011.-334с.
  4. Обществознание: интенсивный курс / (И.Ю.Александрова и др.); под науч. Ред. В.Н. Князева (и др.); Гос. Ун-т управления.-М.: Айрис -пресс, 2010. - 496с.