Особенности государственного управления в период двоевластия

Андреева Валентина Петровна

Реферат по теме "Особенности государственного управления в период двоевластия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание:

Введение.

1.Становление двоевластия.

1.1.Возникновение Временного правительства.

1.2.Возникновение Советов.

2.Государственная система управления в период двоевластия.

2.1.Местные органы самоуправления в период февраль-октябрь 1917 г.

2.2.Советы рабочих и крестьян.

3.Крах двоевластия.

Заключение.


Введение.

После Февральской революции в России установилось двоевластие – своеобразное переплетение диктатуры буржуазии и революционно-демократической диктатуры рабочих и крестьян. В организации верховной власти выявились две линии.

Первая – линия буржуазии,  стремившаяся сконцентрировать законодательную и исполнительную власть в руках Временного правительства, не допустить созыва Учредительного собрания или парламента, политический состав которых трудно было предвидеть.

 Другая линия - это линия трудящихся масс, которые хотели бы закрепить демократические завоевания революции путем созыва Учредительного собрания.

Объектом данной работы является государственное управление в период двоевластия

 Целью данной контрольной работы является попытка анализа деятельности Временного правительства и органов местного самоуправления.

Достижение указанной цели возможно путем решения следующих задач:

  • рассмотреть и проанализировать предпосылки, которые привели к образованию двоевластия в России;
  • исследовать государственную систему управления в период двоевластия.

Данная тема интересна тем, что дает возможность рассмотреть существование двух различных источников власти, проанализировать механизмы их управления страной и методы достижения целей. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.


  1. Становление двоевластия.

1.1 Возникновение Временного правительства.

После отречения императора Николая II в России началось формирование новой системы государственного управления, направленное на поиски путей выхода из кризиса, сложилось народовластие, интенсивно развивалось самоуправление, начался переход от унитарного государства к федеративному.

Последствия отречения оказались для России непредсказуемыми и роковыми, резко осложнив ситуацию внутри страны. Отречение подтолкнуло страну в жестокие объятия революции, хотя по замыслу царя должно было предотвратить ее.

В ходе февральской революции возникло два центра управления: Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Временное правительство, сформированное 2 марта 1917 года, должно было до избрания Учредительного собрания осуществлять исполнительно-распорядительные функции, и фактически являлось законодательным органом страны. Все другие высшие учреждения были поставлены в подчиненное ему положение.

Министры Временного правительства имели достаточную теоретическую подготовку, однако им не хватало практического опыта, для осуществления государственного управления в новых условиях.

В первый состав Временного правительства, состоявшего из 10 человек, вошли 4 кадета, 2 октябриста, 1 прогрессист, 1 эсер, 1 представитель земского движения и 1 беспартийный. Большинство Совета и его Исполкома было за эсерами и меньшевиками, которые, будучи умеренными социалистами, считали, что всякое участие в управлении преждевременно и что Совет должен ограничиться надзором за действиями правительства.

Во Временном правительстве были две точки зрения на отношение с Советом:

- Первая сводилась к минимуму уступок Совету

- Вторая - к перехвату инициативы в политике с помощью впечатляющих и решительных шагов.

Не считаться с Советом правительство не могло, поскольку он опирался на вооруженную поддержку народа. В правительственной декларации 3 марта, выработанной совместно с Исполкомом Совета, провозглашались гражданские свободы, политическая амнистия, отмена смертной казни, прекращение сословной, национальной и религиозной дискриминации, созыв Учредительного собрания. Однако в ней не говорилось об отношении к проблеме прекращения войны и конфискации помещичьей земли. Не была провозглашена и демократическая республика.

Временное правительство видело свою главную задачу в сосредоточении всей полноты власти в своих руках. Был сохранен с незначительными изменениями старый государственный аппарат. Места губернаторов заняли комиссары Временного правительства. Действовало царское законодательство. Полицию заменили народной милицией, подчинив ее земствам и городским думам. Народные массы в первое время с доверием относились к правительству, поддерживаемому Советами, надеясь, что оно выведет страну из кризиса. Однако решение самых насущных вопросов о земле и мире откладывалось до созыва Учредительного собрания. В силу этого для широких слоев населения правительство стало «буржуазным» и враждебным. Социальное напряжение в стране по-прежнему оставалось высоким. Следствием этого стали кризисы Временного правительства. 18 апреля министр иностранных дел П.Н. Милюков в ноте союзникам России заверил их в решимости довести войну до победного конца. Это вызвало мощные демонстрации протеста, прошедшие в столице и других городах. Милюков и военный министр А.И. Гучков были вынуждены уйти в отставку. В начале мая в состав Временного правительства вошли представители эсеров и меньшевиков.

Временное правительство имело экономическую программу, которая предусматривала государственное регулирование важнейших отраслей народного хозяйства, повышение роли государства в регулировании экономики. Власть унаследовала систему государственных регулирующих органов: в центре — четыре особых совещания (по обороне, продовольствию, перевозкам, топливу); на местах — заводские совещания и районные уполномоченные.

21 июня правительство утвердило Положение об Экономическом совете и Главном экономическом комитете при Временном правительстве. Новые органы создавались для согласования мероприятий отдельных министерств, особых совещаний и комитетов, для обеспечения общенациональных интересов посредством широкомасштабного вмешательства власти в хозяйственную жизнь страны.

5 мая 1917 г. было учреждено Министерство труда, которое ставило задачу проведения широких социальных реформ и прогрессивного трудового законодательства. 5 августа было издано Положение о примирительных учреждениях.

Нерешенность коренных вопросов революции усиливала проявление эксцессов, сказались и утомление населения от бесконечных выборов в различные комитеты — волостные, продовольственные, земельные, в Советы и др., некоторое разочарование в демократии. Власть на местах, находясь в переходном состоянии, не смогла обеспечить необходимый порядок. Слабость местной власти способствовала сползанию общества к демократической диктатуре А.Ф. Керенского, Общественное мнение все больше ставило вопрос о пределе свободы и демократии. Левая оппозиция начала яростную критику Временного правительства, указывая на “неспособность к управлению страной”.

Кризис государственного управления разразился прежде всего из-за неспособности Временного правительства за восемь месяцев своего правления решить аграрный вопрос, заключить мир, созвать Учредительное собрание и тем стабилизировать обстановку. В марте—октябре 1917 г. произошло четыре правительственных кризиса, из которых каждый последующий был глубже и длительнее предыдущего.

Временное правительство, с одной стороны , и большевики- с другой, предотвратили попытку переворота, предпринятую Корниловым, но правительство не пошло на принятие неотложных мер.

В ходе голосований в Петроградском и Московском Советах в конце августа и начале сентября впервые после февраля были отвергнуты меньшевистские резолюции и приняты резолюции большевиков. Результат - большевизация советов. Петроградский и Московский Советы перешли на позиции большевиков и приняли резолюцию о взятии всей полноты государственной власти .

В ответ была предпринята попытка усиления высшей центральной власти и стабилизация обстановки. 30 августа создано новое правительство -Директория в составе 5 человек во главе с министром А.Ф.Керенским. Однако его власть становилась все более призрачной. Правительство утратило поддержку правых, которые обвиняли его в пособничестве “революционной анархии”, развале армии, беспомощности и политиканстве. Лидеры Советов критиковали Керенского за союз с кадетами. Все это означало, что революция вступила в новую фазу. Большевики во главе с В.И.Лениным начали подготовку к захвату политической власти.

Анализ деятельности правительства показывает, что позитивные шаги кабинета министров в политической, социальной и экономической сферах соседствовали с серьезными ошибками и просчетами, которые еще более накаляли обстановку в стране. Отсутствие единства в кругах интеллигенции, популизм отдельных членов Временного правительства, мощное давление снизу, нетерпение масс, которое в условиях революции приобрело характер стихийных выступлений, побуждавших правительство принимать поспешные, необдуманные решения, создавали благоприятные условия для передвижки власти влево - к крайне радикальным группам и партиям, предлагавшим простые и понятные массам рецепты решения сложнейших вопросов.

  1. Возникновение Советов.

Почти одновременно с возникновением Временного правительства, даже несколько раньше, складывается другая, принципиально отличная система органов власти. 27 февраля 1917 г., когда депутаты распущенной царем Думы размышляли над тем, что им делать, в том же Таврическом дворце, только в другом его крыле, начали собираться депутаты Петроградского Совета. Если Временное правительство стремилось обеспечить юридическую преемственность с царизмом, советы 1917 г. возродили ту идею, которая возникла в массах еще в 1905 г.

Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов стал первым органом революционной власти. Но вслед за ним, и очень скоро, по всей стране создаются Советы рабочих, солдатских, крестьянских и разных других депутатов.

Первоначально Петроградский Совет выполнял функции руководителя советской системы. Однако скоро эта система стала упорядочиваться. Советы возникали в отдельных населенных пунктах, гарнизонах, воинских частях, в том числе и на фронте, хотя носили порой разные наименования. Вскоре возникла известная тенденция к их объединению, консолидации, созданию именно системы органов. Так, например, сельские советы одной волости решали созвать свой волостной съезд. Советы нескольких волостей, в свою очередь, собирались на уездные съезды советов, а уездные — на губернский. В конце концов были созваны всероссийские съезды советов.

В отличие от советов 1905 г. новые советы сразу стали создаваться как объединенные: если раньше существовали отдельно советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов, то новый Петроградский Совет сразу объединил рабочих и солдат. Другие советы последовали его примеру. Полного объединения всех родов советов, правда, не произошло, но скоро сложились две основные системы: советы рабочих и солдатских депутатов и крестьянские советы. Конечно, строгого разграничения между этими системами не было, но, тем не менее, во всероссийском масштабе сложились руководящие органы именно по названным объединениям. В мае 1917 г. был созван Всероссийский съезд крестьянских советов, а в июне — советов рабочих и солдатских депутатов.

Советы создавали свои исполнительные органы — исполнительные комитеты. Это касалось и съездов советов. Поскольку съезды советов — волостные, уездные, губернские — позаседав, распускали своих депутатов по домам,  возникла потребность в постоянно действующем органе, который исполнял бы их решения. Так возникли уездные, губернские и иные исполнительные комитеты советов. Во главе обеих систем стали соответственно Центральный Исполнительный Комитет крестьянских Советов и ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов, избранные названными съездами.

Все советские органы были выборными. Выборы проходили в порядке, который подсказывало народное творчество, то есть первоначально без каких-то особых правил. Постепенно жизнь вырабатывала такие правила, которые потом сложились в более или менее упорядоченное избирательное право. Первые советы рабочих депутатов обычно избирались по предприятиям, на собраниях трудовых коллективов, в которых иногда участвовали, а иногда и не участвовали служащие. Солдатские комитеты избирались по воинским подразделениям и частям, крестьянские советы — на сельских сходах. Таким образом складывалась избирательная система, при которой избирали и избирались все трудящиеся, но в выборах не участвовала буржуазия (кроме сельских Советов, в выборах которых участвовали все крестьяне, в том числе и зажиточные). Мы видим, что новое избирательное право формировалось как классовое, а не общенародное. Трудящиеся в рамках своего класса обладали всеобщим избирательным правом, независимо от пола, национальности, вероисповедания и всех других цензов, кроме, пожалуй, возрастного, который был достаточно зыбким. Что касается принципа равенства избирателей, то его трудно было соблюсти в условиях, когда нормы представительства во всех советах были достаточно пестрыми. Постепенное формирование системы советов снизу вверх привело и к возникновению принципа многоступенчатых выборов — от сельсоветов до Всероссийского съезда Советов. Порядок голосования тоже был различным. Чаще, однако, применялось открытое голосование, обусловленное массовой неграмотностью трудящихся, а также митинговым характером первых избирательных собраний.

Советы, рожденные революцией, сразу стали органами власти. При этом сложилась своеобразная ситуация, когда Временному правительству принадлежала номинальная власть, а Советам — фактическая. Сложилось известное двоевластие. Правда, А.Ф. Керенский в своих мемуарах с раздражением утверждал, что никакого двоевластия не было, просто Советы «мешали» Временному правительству. Такое утверждение содержит в себе, однако, элемент признания: если «мешали», то, значит, могли мешать, т.е. были какой-то силой. И действительно, в первые месяцы революции советы стали реальными хозяевами на предприятиях, транспорте, в воинских частях. Впрочем, со временем власть стала все больше переходить от Советов к органам Временного правительства, и это было сделано не без воли руководства самих Советов.

Дело тут в партийном составе этого руководства. Первое время в советах господствовали две социалистические, но очень умеренные партии — социалисты-революционеры (эсеры) и социал-демократы (меньшевики). Они старались не ссориться с буржуазными партиями. Вскоре эсеры и меньшевики даже вошли в состав Временного правительства, создав коалицию с министрами-капиталистами. Не случайно и I Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов высказался в поддержку Временного правительства. В этой связи грех жаловаться А.Ф. Керенскому, что Советы ему мешали, когда он стал премьером.

Но уже весной 1917г. постепенно начинается большевизация советов. Народные массы, разочарованные Февральской революцией, которая не дала им ни мира, ни земли, ни хлеба, все больше революционизируются, что отталкивает их от партии умеренных и привлекает к более радикальным организациям. Этот процесс усиливается в августе — сентябре, показателем чего стал, например, переход советов Москвы, Петрограда в руки большевиков. Один из наиболее видных лидеров большевистской партии Л.Д. Троцкий (Бронштейн) стал председателем Петросовета.

Это означало, что на Советы можно было делать ставку в политической борьбе, и большевики не преминули этим воспользоваться. Лозунг «Вся власть Советам!», от которого большевики на время отказались, вновь встал в повестку дня и был реализован в октябре 1917 г.

В результате Февральской революции Россия сделала новый шаг на пути превращения в буржуазное государство, хотя многочисленные пережитки феодализма еще сохранялись и были попутно устранены лишь Октябрьской революцией. Коренным образом изменилась форма правления. Россия стала сначала монархией без монарха, а затем была провозглашена республикой.

Форма государственного единства не претерпела сколько-нибудь заметных изменений. В России в принципе сохранялся бюрократический унитаризм. Временное правительство стремилось сохранить единую и неделимую Россию, хотя в стране развивалось движение за независимость, федерацию, автономию многочисленных народов павшей империи.

Переход власти от феодалов к буржуазии, как известно, не требует обязательного слома феодального государства. Поскольку задачи и функции феодального и буржуазного эксплуататорского государства сходны, достаточно простого приспособления государства к новым условиям. Однако в России благодаря широкому размаху революции, активному участию в ней народных масс, руководящей роли рабочего класса были упразднены многие старые органы и целые их системы, особенно те, которые были связаны непосредственно с угнетением трудящихся.

Правовая система России после революции претерпела небольшие изменения. Особенно заметны они в сфере государственного права. Временному правительству пришлось санкционировать завоеванные народом в боях демократические права, свободы, которые теперь стали осуществляться без всяких ограничений. Издание избирательных законов для выборов в Учредительное собрание и органы местного самоуправления внесло принципиальные изменения в избирательное право, построенное теперь на основе наиболее передовых для своего времени принципов буржуазной демократии. Но исторические часы этой демократии в России были уже сочтены.

В ходе социалистической революции необходимо было свергнуть буржуазное Временное правительство и взамен его создать новое, социалистическое правительство. К вопросу о создании Советского правительства большевики подходили с классовых позиций, с точки зрения утверждения и осуществления диктатуры пролетариата. Представителям буржуазии не могло быть места в составе Советского правительства. Это положение было подчеркнуто В. И. Лениным в докладе о задачах власти Советов на заседании Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов 25 октября 1917 г. «Прежде всего, — говорил В. И. Ленин, — значение этого переворота состоит в том, что у нас будет Советское правительство, как собственный орган власти, без какого бы то ни было участия буржуазии. Угнетенные массы сами создадут власть»[1].

2 . Государственная система управления в период двоевластия.

2.1 Местные органы самоуправления в период февраль – октябрь 1917 года.

При проведении реформы местного самоуправления в современной России определенный интерес представляет исторический опыт подобной реформы Временного правительства в период февраля–октября 1917 г. Именно тогда в стране впервые стали создаваться бессословные органы земского и городского самоуправления с широкими полномочиями.

В ходе революции были освобождены от занимаемых должностей генерал-губернаторы, губернаторы, градоначальники, полицеймейстеры, исправники, становые приставы, урядники, земские начальники с соответствующими канцеляриями и делопроизводствами, были упразднены такие местные учреждения, как полицейские управления, комитеты по делам печати, жандармские управления и охранные отделения и т. д.

Упраздненные должности и учреждения правительственного аппарата на местах были заменены губернскими, городскими и уездными комиссарами Временного правительства и их аппаратом (канцеляриями). Циркулярным распоряжением Временного правительства от 5 марта временно обязанности этих комиссаров до выборов новых органов самоуправления возлагались на председателей губернских и уездных земских управ и городских голов, которые были избраны еще при старом режиме.

Первое время права комиссаров не были регламентированы. Созданное в марте 1917 г. при Министерстве внутренних дел Особое совещание по местным реформам ввиду сложности работы только к сентябрю подготовило Проект положения о комиссарах, согласно которому компетенция комиссаров напоминала компетенцию губернаторов и исправников. Само “Временное положение о губернских и уездных комиссарах” было обнародовано лишь 25 сентября 1917 г. Такая медлительность порождала кризис власти на местах.

В первые же дни февраля повсеместно самочинно, без всякого указания из центра, стали возникать организации, получившие общее название общественных комитетов. В отличие от Советов они объединяли умеренные элементы и заявляли о своей поддержке Временного правительства. Эти организации, именовавшиеся в советской литературе не иначе как “буржуазно-помещичьи” или “мелкобуржуазные”, имели гораздо большее распространение и признание, нежели Советы рабочих, крестьянских и прочих депутатов. В специальном исследовании   Г. А. Герасименко, посвященном общественным комитетам, приводятся многочисленные данные, свидетельствующие об их преобладании над Советами, как в численном, так и в представительном отношении. “Ни один какой-либо другой общественно-политический институт, действовавший в 1917 г.,– пишет автор,– не мог сравниться с комитетами по широте представительства”[2]

В короткое время вся страна покрылась сетью подобных комитетов. В сельских обществах и волостях образовывались сельские и волостные комитеты, избираемые на сходах жителей; уездные комитеты по большей части избирались косвенным путем – представителями волостных комитетов; губернские общественные комитеты создавались путем кооптации в их состав представителей всевозможных самодеятельных организаций, в том числе и Советов.

Общественные комитеты на время стали главными органами местной администрации, заменив собой старые земства. Они демонстрировали приверженность новому строю и высокую степень самоорганизации, создавая из своей среды бюро, комиссии, заведовавшие отдельными отраслями управления.

Подобные органы, при всей их привлекательности, тем не менее, не могли служить постоянным источником власти ввиду их импровизированного характера. И если большевики после победы провозгласили Советы постоянной и единственной основой государственной жизни, то только потому, что они вовсе не собирались передавать им какую-либо власть.

Органы местного самоуправления, которые сохраняли прежнее название, наделялись правом управления всеми делами местного значения. Их компетенция расширялась за счет сужения полномочий органов центральной власти на местах.

В ведение местного самоуправления была полностью передана охрана общественного порядка, органы которой приобретали характер муниципальной милиции. «Милиция есть исполнительный орган государственной власти на местах, состоящий в непосредственном ведении земских и городских общественных управлений»[3]. Определение состава и численности милиции вверялось уездным земским собраниям и городским думам. Начальники милиции избирались и увольнялись городскими и уездными земскими управами.

Органы местного самоуправления отныне могли издавать постановления обязательного характера по всем вопросам ведения. Некоторые решения земских учреждений подлежали утверждению правительственной властью, но их круг по сравнению с прежним порядком управления заметно сужался.

Реформа местного самоуправления принесла значительное облегчение правительственного надзора за земской деятельностью. Ограничивался надзор за целесообразностью земских решений: губернские и уездные комиссары могли опротестовывать постановления земских собраний, не подлежащих утверждению, только по мотиву их незаконности. Протест приносился в административный суд – новое учреждение в системе российской юстиции, призванное восстанавливать законность в деятельности институтов публичной власти и должностных лиц.

Элементом земского самоуправления стала волость и, таким образом, местное самоуправление получило завершенный характер. Учитывая, что в волостях проживала основная часть населения государства, организация волости на принципах самоуправления становилась событием большой политической важности.

21 мая было принято Временное положение о волостном земском управлении. С открытием волостных земских собраний упразднялась прежняя система волостной организации – волостные сходы, волостные правления, волостные старшины и их помощники. Упразднялась также должность земского начальника.

Ведомству волостного земства подлежали в пределах волости дела местного хозяйства и управления. Объем этих дел определялся по соглашению волостных земств с уездными, а в некоторых случаях – губернскими земствами. Административная зависимость волостных земств состояла в том, что уездный комиссар мог ревизовать их деятельность.

География земского самоуправления была значительно расширена. К 1917 г. земства существовали в 43 губерниях и областях, остальные 53 губернии и области России оставались без местного самоуправления. Временному правительству удалось за 6 месяцев учредить земства дополнительно в 27 губерниях и областях, что свидетельствовало о высоких темпах реформы. Таким образом, одно из главных достижений административной реформы в том, что земские самоуправления были созданы на территории всей России, тогда как до революции они отсутствовали в национальных окраинах. Предполагалось введение местного самоуправления на Кавказе, в Донской области и др., но этому помешал большевистский переворот.[4]

Земским учреждениям было предоставлено право объединяться в союзы. 1 июня 1917 г. Временное правительство приняло Положение о Всероссийском Земском Союзе. Союз этот мог осуществлять мероприятия, вызываемые потребностями общеземского характера, а также войной и ее последствиями. В состав Земского Союза входили все земства, которые принимали решение о своем вхождении в Союз и делали взнос в средства Союза. Всероссийский Земский Союз был вправе учреждать коммерческие предприятия, открывать учебные заведения лечебные и просветительские учреждения, издавать и распространять печатные произведения, осуществлять иные мероприятия по соглашению с правительственными властями.

Необходимо было осуществить реформу самоуправления и в городах, таких городов в стране было более 900. До 1917 г. 183 города были вообще лишены общественного управления и всецело подчинены администрации; 308 городов управлялись на основании упрощенного городского самоуправления, где вместо Думы действовало собрание уполномоченных (15— 20 человек). Городские думы были до революции в 462 городах. Управление осуществлялось в них на основе Городского положения 1892 г., где задача самоуправления определялась как “попечение о местных пользах и нуждах” (общее благоустройство, народное образование и здравоохранение, финансово-экономические мероприятия).

Существенной модификации подверглось земское избирательное право, основанное на сословном начале. 15 апреля 1917 г. был принят самый главный документ — постановление “О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях”. Документ содержит указания о численности гласных, поименный перечень муниципалитетов 453 городов России, которых необходимо избрать на основе всеобщего избирательного права[5]. Куриальные и цензовые выборы были заменены всеобщими и равными. Правом участия в выборах наделялись граждане обоего пола всех национальностей и вероисповеданий, достигшие ко времени составления избирательных списков 20 лет. В законе подчеркивалось, что “лица, состоящие на военной службе, принимают участие в выборах на общем основании”. Таким образом, впервые в России правом полного и равного голоса наделялись женщины и военнослужащие. Отменялись национальные и имущественные цензы, отвергался даже ценз оседлости, свойственный муниципальному избирательному праву многих стран. Избирательных прав лишались:

а) лица, признанные в установленном порядке “безумными, сумасшедшими и глухонемыми”;

б) осужденные за совершение некоторых серьезных преступлений – до истечения 3-х лет по отбытии наказания;

в) монашествующие лица.

Выборы в волостные и уездные земства были прямые, избрание гласных губернских (областных) земств, как и прежде, осуществлялось опосредованным образом – уездными земскими собраниями и городскими думами. В губернское земское собрание, в отличие от прежней практики, разрешалось избирать лиц, не состоявших членами уездных и городских самоуправлений.

Количество подлежащих избранию депутатов местного самоуправления по-прежнему устанавливалось так называемым “расписанием” и определялось пропорционально величине населения.

Довольно сложной и не решенной оставалась проблема разграничения компетенции органов местного самоуправления и центральной власти. Так, Законом от 21 апреля 1917 г. одновременно с Главным земельным комитетом учреждались губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Местные земельные комитеты занимались сбором необходимых для земельной реформы сведений, составлением предварительных заключений и соображений по этим вопросам, приведением в исполнение постановлений центральных органов Министерства земледелия. Все эти мероприятия были рассчитаны на отвлечение крестьян от немедленного “самочинного” разрешения аграрного вопроса. Но попытки местного самоуправления решить земельный вопрос до Учредительного Собрания встретили сопротивление центральной власти.

В первые дни революции стихийно возникли губернские, уездные, городские и волостные продовольственные комитеты, деятельность которых была закреплена Законом от 2 апреля 1917 г. в составе Министерства земледелия. С учреждением Министерства продовольствия в мае 1917 г. эти комитеты стали его органами на местах. Но решить продовольственную проблему на местах не удалось из-за жесткой продовольственной монополии проводимой Временным правительством.

Реформу местного самоуправления в России предполагалось завершить зимой 1917 – весной 1918 г. Принять стабильное законодательство о местном самоуправлении должно было Учредительное Собрание России. Избирательная система была демократизирована. Но в проведении реформы самоуправления правительство не проявило необходимой настойчивости. Обострились взаимоотношения между центром и местной властью. Октябрьский переворот 1917 г. прервал конституционное развитие страны.

2.2. Советы рабочих и крестьян.

Широкое распространение получили советы различных уровней, среди которых преобладали советы рабочих и солдатских депутатов.

Советы рабочих и солдатских депутатов - это выборные политические организации рабочих и солдат России, возникшие в ходе Февральской революции 1917. Они создавались на основе опыта Советов рабочих депутатов в 1905-1907. С установлением Советской власти с Советами рабочих и солдатских депутатов слились Советы крестьянских депутатов, образовалась единая система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

С марта по октябрь 1917 г. число местных Советов возросло с 600 до 1429. В их составе большинство надлежало эсерам и меньшевикам, программы которых соответствовали настроениям населения России. По инициативе Петроградского Совета 27 марта — 3 апреля было проведено российское совещание Советов рабочих и солдатских депутатов, принявшее решение о необходимости созыва первого Всероссийского съезда СоветовОн состоялся в Петрограде 3—24 июня (16 июня — 7 июля) 1917. Выборы на съезд проходили в острой борьбе между большевиками и эсеро-меньшевистскими соглашателями. Присутствовало 1090 делегатов, которые представляли 305 объединённых Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, 53 областных, губернских и районных объединения Советов, 21 организация действующей армии, 5 организаций флота, 8 тыловых воинских организаций. Из 777 делегатов, заявивших о своей партийности, было 105 большевиков, 285 эсеров, 248 меньшевиков, 32 меньшевика-интернационалиста, 10 меньшевиков-объединенцев, 24 примыкали к другим фракциям и группам .

4(17) июня с докладом об отношении к Временному правительству выступил меньшевик М. И. Либер, оправдывавший вступление меньшевиков и эсеров в коалиционное правительство и пытавшийся доказать, что Советы не могли взять власть. Выступая на съезде, В. И. Ленин в ответ на заявление меньшевика И. Г. Церетели о том, что в России нет политической партии, которая была бы готова взять власть в свои руки, сказал: «Я отвечаю: "Есть! Ни одна партия от этого отказываться не может, и наша партия от этого не отказывается: каждую минуту она готова взять власть целиком"»[6]. Большевики предложили проект резолюции об отношении к Временному правительству: «Констатируя... полный крах политики соглашения с капиталистами, Съезд признает единственным выходом переход всей государственной власти в руки Всероссийского Совета Р. С. и К. Д.». Близким к большевистскому был проект резолюции социал-демократических интернационалистов, внесённый А. В. Луначарским. Эсеро-меньшевистское большинство съезда отклонило оба проекта и приняло проект резолюции, внесённый меньшевиком Ф. И. Даном, призывавший поддержать Временное правительство.

Съезд принял решения об одобрении внутренней и внешней политики Временного правительства, о подготовке Учредительного собрания, о созыве Всероссийских съездов Советов не реже одного раза в три месяца, избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) во главе с меньшевиком Н.С. Чхеидзе.

ВЦИК - высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти РСФСР в 1917-1937. Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами. Особенности ВЦИК характеризует его важнейший идеолог В.И.Ленин, замечая, что он «дает возможность соединять выгоды парламентаризма с выгодами непосредственной и прямой демократии, т.е. соединять в лице выборных представителей народа и законодательную функцию и исполнение законов».[7]

В России после Февральской революции возникли фабрично-заводские комитеты (фабзавкомы). Говоря о становлении после февраля 1917 г. советской государственности, все внимание обычно сосредоточивают именно на Советах, даже больше того – на Советах рабочих и солдатских депутатов. Но верно понять природу Советов нельзя без рассмотрения их низовой основы, системы трудового самоуправления, которая сразу же стала складываться на промышленных предприятиях. Ее ячейкой был фабрично-заводской комитет (фабзавком).

В России фабзавкомы вырастали из традиций крестьянской общины. Из-за большой убыли рабочих во время Мировой войны на фабрики и заводы пришло пополнение из деревни, так что доля «полукрестьян» составляла до 60% рабочей силы. Важно также, что из деревни на заводы теперь пришел середняк, составлявший костяк сельской общины. По своему охвату функции фабзавкомов были столь широки, что они сразу стали превращаться в особую систему самоуправления, организованного по производственному признаку.

На составе Советов сказался порядок их образования: крупные заводы избирали по одному депутату на тысячу рабочих, мелкие - по одному депутату от предприятия. Советы сразу же начинали действовать как власть трудящихся наряду с буржуазным Временным правительством и вопреки ему. Ленин в "Апрельских тезисах" сформулировал вывод о необходимости создания в России республики Советов как государственной формы диктатуры пролетариата.

Реформируя органы городского самоуправления, Временное правительство стремилось подорвать влияние городских Советов, особенно тех, во главе которых стояли большевики. К тому времени в крупных городах (Москве, Петрограде и др.) наряду с городскими Советами были образованы районные Советы, которые являлись центрами, связывающие городские Советы с пролетарскими массами города. Многие из районных Советов оказывали сопротивление соглашательской политике меньшевиков и эсеров, сидевших в вышестоящих Советах. Понимая опасность со стороны районных Советов, возглавляемых Большевиками, Временное правительство поспешило противопоставить им свои органы – районные думы.

В отличие от меньшевиков, эсеров и других мелкобуржуазных партий и групп большевики никогда не придавали самостоятельного значения вопросу об органах местного самоуправления. В. И. Ленин писал, что центральная власть, если она не будет вполне демократической, никогда не представит органам местного самоуправления права решать сколько-нибудь значительные вопросы. Органы местного самоуправления при указанных условиях получат самостоятельность только в мелочах, в вопросах «о лужении умывальников»[8].

В отдельных случаях Советы прямо выдвигали требование о ликвидации органов самоуправления. Подобная позиция нашла яркое выражение в «Проекте наказа при выборе в Совет рабочих и солдатских депутатов», разработанного ЦК РСДРП(б) 7мая 1917г., где подчеркивалось, что «вся власть в стране должна принадлежать только Советам рабочих, солдатских, крестьянских и прочих депутатов… Никакого доверия «новому» правительству…»[9].

Даже часть Советов, возглавлявшихся меньшевиками, под нажимом революционных рабочих, большевиков также становилось на путь ликвидации тех органов власти местного самоуправления, которые открыто выступали против Советов и саботировали их решения.

В целом же меньшевики и эсеры пытались с самого начала Февральской революции приспособить возглавляемые ими Советы к местному аппарату контрреволюционного Временного правительства. Исполком Петроградского Совета на заседании 7 марта 1917 г. принял постановление о представительстве Совета в городских органах самоуправления столицы.

К концу июня 1917 года роль Советов, возглавляемых меньшевиками и эсерами, в силу их соглашательской политики становится все менее значительной.

Падение роли Советов не могло не сказаться и на их взаимоотношениях с профессиональными союзами.

С февраля по октябрь 1917 года Советы в своём развитии прошли 3 этапа. Первый этап (февраль - июль) характеризовался двоевластием, возможностью мирного перехода всей власти в руки Советов. Второй этап - после Июльского кризиса, когда вся власть перешла в руки буржуазии, двоевластие окончилось. Мирный переход власти к Советам стал невозможен, т. к. Советы превратились в придаток буржуазного Временного правительства. Шестой съезд РСДРП(6) по предложению Ленина временно снял лозунг "Вся власть Советам!" и нацелил партию и рабочий класс на подготовку вооруженного восстания против Временного правительства. Третий этап - от разгрома корниловского мятежа (в сентябре) до победы Октябрьской революции. Революционный подъём в период борьбы с корниловщиной ускорил процесс большевизации Советов, трудящиеся стали заменять в Советах дискредитировавших себя эсеров и меньшевиков большевиками. 31 августа (13 сентября) Петроградские Советы, 5(18) сентября Московские Советы приняли большевистские резолюции о власти. На местах начались перевыборы Советов, в ходе которых большевики завоевали в них большинство. Партия вновь выдвинула лозунг "Вся власть Советам!", который теперь означал переход власти к большевистским Советам путём вооруженного восстания и установления диктатуры пролетариата.

3. Крах двоевластия.

Двоевластие просуществовало не более четырех месяцев - до начала июля 1917 г., когда в обстановке неудачного наступления русских войск на германском фронте, 3-4 июля большевиками была организована политическая демонстрация и предпринята попытка свержения Временного правительства. Демонстрация была расстреляна, а на большевиков обрушились репрессии. После июльских дней Временному правительству удалось подчинить себе Советы, которые послушно исполняли его волю. Однако это была кратковременная победа Временного правительства, положение которого становилось всё более непрочным. В стране углублялась хозяйственная разруха: быстро росла инфляция, катастрофически падало производство, реальной становилась опасность надвигавшегося голода. В деревне начались массовые погромы помещичьих усадеб, захваты крестьянами не только помещичьих, но и церковных земель, поступали сведения об убийствах помещиков и даже церковнослужителей.

Ситуация в управленческих структурах государства характеризовалась разбродом. Министры-кадеты подали в отставку, и правительство фактически распалось. Однако нашлись силы, выступившие на борьбу с мятежом. К концу 27 августа ВЦИК Советом создал чрезвычайный орган — Комитет народной борьбы с контрреволюцией. Но для того, чтобы этот чрезвычайный орган обрел реальную силу, было необходимо, чтобы в него вошли большевики, так как наиболее радикально настроенные массы, готовые к борьбе с Корниловым, шли за ними. Это понимал и Керенский, поэтому он закрыл глаза на деятельность большевиков в июле 1917г. Советы стали центрами борьбы с корниловщиной (при них возникли «Ревкомы — Комитеты спасения Родины и революции»)[10].

Большевики не упустили своего шанса. ЦК ПСДРП (б) отправил телеграмму партийным организациям, в которой предписывал «Во имя отражения контрреволюции работать в техническом и информационном сотрудничестве с Советами при полной самостоятельности политической линии». Представители большевистской партии вошли в состав Комитета народной борьбы с контрреволюцией. На практике возникло политическое единство социалистических партий. К 30 августа 1917 года мятежные войска были остановлены, Л. Г. Корнилов арестован. Попытка военной диктатуры провалилась.

Провал Корниловского мятежа вновь изменил политическую ситуацию и соотношение сил. Правые были разгромлены, престиж А.Ф. Керенского и кадетов упал. Влияние большевиков усилилось, численность партии стремительно росла. Началась большевизация Советов. 30 августа создано новое правительство – Директория в составе 5 человек АО главе с министром – председателем — А.Ф. Керенским. Не дожидаясь учредительного собрания, чтобы успокоить общественное мнение, 1 сентября Россия была провозглашена республикой.

В акте Временного правительства от 1 сентября 1917 г. о республике было сказано следующее: «Считая нужным положить предел внешней неопределенности государственного строя, памятуя единодушие и восторженное признание республиканской идеи, которое сказалось на Московском государственном совещании, Временное правительство объявляет, что государственный порядок, которым управляется Российское государство, есть порядок республиканский и провозглашает Российскую республику»[11].

Однако в целом провозглашение России республикой было встречено подавляющим большинством населения страны равнодушно. Критиковали акт от 1 сентября кадеты, монархисты и верхушка казачества, находившие, что в данном случае имеет место «предрешение голоса высшего судьи и властелина» — Учредительного собрания. Кадетская газета «Речь» поднимала серьезный вопрос: «Если признать, что 3 сентября Россия «проснулась республикой», то приходится тут же прибавить, что едва ли она это обстоятельство особенно сильно ощутила. Прежде всего, провозглашение состоялось «между прочим, мимоходом, кстати». Затем сама формула не блещет «красотой и юридической точностью». Стремясь к определенности, «забыли, что республика без республиканских учреждений и без народного представительства… без конституции по существу не может быть определенной формой государственного строя». Далее отмечалось, что «…сейчас те, ради кого произнесена новая фраза, не склонны к ликованию», «…уверено ли Временное правительство в том, что вывеска республики поднимет престиж теперешнего порядка?»[12]

Таким образом, легитимность провозглашения России республикой подвергалась сомнению.

В свою очередь Советы выступили инициатором созыва нового государственного совещания, в котором должны были участвовать представители только революционно-демократических и демократических организаций, ибо те, кто составлял большинство московского Государственного совещания, как считалось, оказались замешанными в выступлении Корнилова. Реализацией этого решения стал созыв Демократического совещания, которое проходило в Петрограде 14-22 сентября, и было призвано внести консолидирующее начало в расколотое общество на базе сплочения всех противников военной диктатуры.

На нем были представлены органы городского и земского самоуправления, кооперативы, Советы, армейские организации, фабрично-заводские комитеты. Всего на Демократическое совещание собралось 1582 человека.

19 сентября был поставлен на голосование вопрос о власти. Он выявил раскол в рядах революционной демократии. Правое крыло меньшевистско-эсеровского блока выступало за продолжение коалиции с кадетами. Центр (меньшевики-интернационалисты и часть эсеров) выдвигал идеи создания однородного социалистического правительства, опирающегося как на Советы, так и на другие демократические организации. Левое крыло было настроено на немедленную передачу всей власти Советам.

Раскол свидетельствовал о невозможности гражданского мира, о распаде управленческого блока и углублении кризиса власти.

На предпоследнем заседании 21 сентября Демократическое совещание избрало постоянно действующий Временный Совет республики — Предпарламент из 555 человек. Он был призван контролировать деятельность Временного правительства, четвертый состав которого был сформирован 25 сентября. Временный Совет не являлся парламентом. Это была совещательная коллегия при Временном правительстве, подобие Земского Собора с некоторыми элементами парламентаризма: непрерывность и публичность заседаний, фракционность и комиссионность. Члены Совета, подобно депутатам, получали жалованье и пользовались неприкосновенностью.

От имени Демократического Совета Республики А.Ф. Керенский 25 сентября сформировал 3-е коалиционное правительство на основе компромисса «умеренных социалистов» с кадетами, однако его власть становилась всё более призрачной. Лидеры советов критиковали А.Ф. Керенского за союз с кадетами. Всё это означало, что революция вступила в новую фазу. Большевики АО главе с В.И. Лениным начали подготовку к захвату политической власти.

5 октября ЦК РСДРП (б) принял решение «уйти из Предпарламента в первый же день по прочтению декларации».

6 октября открылось первое заседание Предпарламента под председательством одного из лидеров эсеровской партии Н. Авксентьева. Выступив от имени правительства, Керенский снова призвал к консолидации всех политических сил. Но опять-таки четкой программы в его речи не содержалось. Троцкий зачитал декларацию об уходе большевиков, заявив, что Петроград, революция и народ в опасности.

Многое в такой ситуации зависело от Керенского, однако он проявил самоуверенность и беспечность. 24 октября он выступил в Предпарламенте с заявлением о состоянии восстания в Петрограде, но ничего не сделал, чтобы его предотвратить.

12 октября состоялось закрытое заседание его Исполкома, на котором обсуждался доклад военного отдела Совета об организации Военно-революционного комитета. Необходимость такого органа была признана практически всем составом Исполкома. ВРК провозглашался органом Петроградского Исполкома.

21 октября петроградский гарнизон принял постановление, в котором признал ВРК своим руководством и отказался подчиняться Временному правительству. 22 октября ВРК направил своих полномочных комиссаров во все воинские части гарнизона. На них возлагалась задача защиты революции от покушений со стороны контрреволюционных сил. По распоряжению ВРК началась раздача оружия рабочим.

С 24 октября отряды ВРК стали занимать ключевые пункты столицы: вокзалы, мосты, телеграф, электростанции. В ночь на 25 октября восставшие захватили Зимний дворец. Временное правительство прекратило свое существование, а министры арестованы.

Заключение

Рассмотрев факторы и события, которые привели к образованию двоевластия в России, проанализировав государственную систему управления в период двоевластия, можно сделать следующий вывод:

вмарте в России образовалось две власти примерно с одинаковой степенью легитимности. Причем легитимность Временного правительства во многом зависела от признания и поддержки его Петроградским Советом. Такая ситуация в значительной степени отразилась на процессах государственного строительства в переходный от монархии к республике период. Для распространения своей власти на местах Временное правительство пыталось расширить полномочия земских органов власти. Но на практике задуманные перемены осуществлялись медленно и вяло. Временное правительство ограничилось лишь простым переименованием одних органов и изменением некоторых сторон деятельности других. Таким образом, «реформы», проведенные временным правительством в области местного управления и самоуправления, оставили почти без изменений эту систему и имели своей задачей не разрешение, а приспособление старого государственного аппарата к обслуживанию интересов буржуазно-помещичьих классов в условиях буржуазно-демократической революции в стране. Переустройство страны на принципах буржуазной демократии потерпело неудачу. В целом попытки Временного правительства переустроить Россию потерпели крах, причины чего сформулировал его председатель: «Если вся деятельность по осуществлению внутренней реформы не дала результатов, то это в большей степени объясняется тем, что Временное правительство оказалось не способным решить проблему создания стабильного демократического режима для осуществления и закрепления этих реформ…»

Список использованных ресурсов:

1.http://www.bestreferat.ru/referat-259453.html

2.

http://studopedia.ru/4_47127_prichini-vozniknoveniya-i-posledstviya-krizisov-

vremennogo-pravitelstva-v-rossii-v--g.html

3. http://www.bestreferat.ru/referat-259453.html

4. http://otherreferats.allbest.ru/

5. http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=160176 (Проблемы классификации

   формы российского государства в марте-октябре 1917 г. журнал «Право и

    политика» №1, 2001)

6. История России. 1917 - 1940. Хрестоматия /Сост. В.А. Мазур и др.; под редакцией

   М.Е. Главацкого. Екатеринбург, 1993

7. http://kursak.net/istoriya-gosudarstvennogo-upravleniya-rossii/ (История

    государственного управления России. Издание 2-е, дополненное. Под общей

    редакцией доктора экономических наук профессора В.Г. Игнатова. Ростов-на-

    Дону. Феникс, 2002)

8. http://fanread.ru/book/7692356/?page=105  ( «КПСС борьбе за победу

    социалистической революции 1917 года» (Сборник документов), Госполитиздат,  

    1957, с 108-109)

9. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/L/LENIN_Vladimir_Il'ich/_Lenin_V.I._PSS5_.html#105 

    (В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, 5 издание, т. 10, с 301-302)

10.http://publ.lib.ru/ARCHIVES/L/LENIN_Vladimir_Il'ich/_Lenin_V.I._PSS5_.html#132  

      (В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 32, с. 267)

11.http://publ.lib.ru/ARCHIVES/L/LENIN_Vladimir_Il'ich/_Lenin_V.I._PSS5_.html#134  

      (В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 34, стр. 304 – 305)

12. Игнатов В.Г. История государственного управления России.

      Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002г. -- с 489

13. http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1170101 (СУ. 1917. № 97. Ст. 537)

14. Герасименко Г. А. Первый акт народовластия в России (общественные

      исполнительные комитеты). - М., 1922. с. 299

15.http://publ.lib.ru/ARCHIVES/L/LENIN_Vladimir_Il'ich/_Lenin_V.I._PSS5_.html#126              

     (В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, 5 издание, т. 26, с. 208)


[1] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, 5 издание, т. 26, с. 208

[2] Герасименко Г. А. Первый акт народовластия в России (общественные исполнительные комитеты). - М., 1922. с. 299

[3] СУ. 1917. № 97. Ст. 537

[4] Игнатов В.Г. История государственного управления России

Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002г. -- с 485

[5]  Игнатов В.Г. История государственного управления России

Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002г. -- с 489

[6] В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 32, с. 267

[7] В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 34, стр. 304 - 305.

[8] В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, 5 издание, т. 10, с 301-302

[9] «КПСС борьбе за победу социалистической революции 1917 года» (Сборник документов), Госполитиздат, 1957, с 108-109

[10] История государственного управления России. Издание 2-е, дополненное. Под общей редакцией доктора экономических наук профессора В.Г. Игнатова. Ростов-на-Дону. Феникс, 2002

[11] История России. 1917 - 1940. Хрестоматия /Сост. В.А. Мазур и др.; под редакцией М.Е. Главацкого. Екатеринбург, 1993.

[12] Проблемы классификации формы российского государства в марте-октябре 1917 г. журнал «Право и политика» №1, 2001.