Особенности нормативно-правового регулирования организации и проведения Олимпийских игр на современном этапе

Шахтаров Сергей Сергеевич

Особенности нормативно-правового регулирования организации и проведения Олимпийских игр на современном этапе.
Олимпийская хартия.
История возникновения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

        

Развитие олимпийского движения обусловило актуальность модернизации олимпийского законодательства и связанных с ним гражданско-правовых норм. Связанные со сферой спорта вопросы договорных отношений в области рекламы, спонсорства, защиты интеллектуальных прав все чаще становятся предметом неоднозначной правоприменительной практики.

        В таких условиях приведение нормативной правовой базы, устанавливающей наиболее оптимальные формы различных договорных правоотношений в сфере спорта, в соответствие с мировыми тенденциями защиты прав и законных интересов участников олимпийского движения, обеспечивает не только прогнозируемость правоприменительной практики, но и новый уровень развития законодательства.

        Сложившаяся в последние шесть лет практика развития законодательства в данной сфере позволяет сделать вывод о том, что вопросы, связанные с проведением Олимпиады, осмыслены только на срок олимпийского периода: так, в числе специальных нормативных актов, принятых относительно Олимпийских игр-2014, не содержится никаких долгосрочных перспектив использования олимпийских объектов, из чего можно предположить, что оно будет осуществляться на общих основаниях, предусмотренных нормами гражданского законодательства. Между тем, спортивные соревнования мирового уровня неминуемо будут проводиться в России и в дальнейшем (2018 г., например, ознаменуется проведением чемпионатом мира по футболу), вследствие чего договорная деятельность, предмет которой связан с проведением зрелищных мероприятий, вызывающих повышенный общественный интерес, а значит, требующих заключения гражданско-правовых договоров различных видов, будет развиваться. В связи с этим важно определить гражданско-правовые особенности деятельности, не затрагивающей непосредственно проведение соревнований, но обеспечивающей этот процесс (строительство спортивных объектов, освещение состязаний, реализация билетов и символики, реклама и пр.). Создание более прозрачного правового механизма государственно-частного партнерства в спортивной сфере представляется исключительно важным, поскольку, хотя за последние сто лет спорт во многом коммерциализировался, во всех странах мира сейчас признаны и его общегуманистические начала, и роль в укреплении здоровья и благополучия людей.

        Таким образом, на сегодняшний день в России нет в общем виде правового регулирования гражданско-правовых аспектов проведения олимпиад и спортивных мероприятий мирового уровня.

1. Олимпийское право - одна из важнейших структур современного международного права

Развитие олимпийского движения немыслимо без основополагающей роли права, которое является важнейшим инструментом регулирования отношений в данной сфере, оно формирует и совершенствует эти отношения. Вместе с тем до недавнего времени комплекс нормативных правовых актов, регулирующих сферу олимпийского спорта, в юридической литературе не был исследован. Возникла необходимость системно изложенной и прокомментированной нормативной базы, обеспечивающей и регламентирующей все направления олимпийского движения как отрасли с необходимым теоретическим правовым осмыслением и юридической регламентацией.

Формирование отраслей международного права - объективный процесс, вызванный многогранным и многообразным характером отношений между субъектами международного права. Для наиболее эффективного регулирования обособившейся группы отношений в определенных сферах международной деятельности и потребовалось выделение в международном праве отраслей со своими предметом и методом правового регулирования, специфическими (отраслевыми) принципами. Появление отраслей международного права объясняется также формированием систем однородных международно-правовых норм и их источников, связанных одним предметом регулирования.

Отрасли права складываются объективно, а устанавливаются наукой (как объективно существующие совокупности или определенные группы норм и их источников, составляющие обособленные и неотъемлемые объективные части общего международного права). Для возникновения и развития определенных групп норм современного международного права необходимы три объективных фактора:

1) появление новых общественных отношений в международной жизни, порожденных насущными потребностями человечества;

2) заинтересованность сообщества государств в установлении в данном срезе общественных отношений четко определенного международного правопорядка для использования в интересах всего международного сообщества;

3) установление и общее признание государствами исходных, основополагающих начал правового порядка в соответствующей сфере.

В результате развития международного спортивного права уже сегодня можно говорить о формировании в правовой системе олимпийского права, являющегося составной частью международного спортивного права.

Олимпийский спорт связан с зарождением современного олимпийского движения (1894), с возросшей ролью Олимпийских игр в спортивной и политической жизни планеты. Удельный вес олимпийского спорта в структуре мирового спорта постоянно возрастает. Бурно развиваясь, олимпийский спорт занял видное место как в физической, так и в духовной культуре общества. При этом его общественное значение продолжает стремительно расти. Олимпийский спорт существует и развивается по собственным законам, имеет задачу достижения подлинно рекордных результатов и остается сферой максимального выявления человеческих возможностей. В сфере олимпийского спорта вращаются громадные материальные и финансовые ресурсы, действуют мощнейшие стимулы как материального, так и духовного характера[1].

В самом общем виде олимпийское право (ОП) представляет собой систему взаимосвязанных норм и правил, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в международном олимпийском движении.

В свою очередь международное олимпийское движение охватывает такие основные направления, как:

1.        участие международных организаций общей компетенции, например, Организации Объединенных Наций, Совета Европы, в международном олимпийском движении; организация и деятельность международных спортивных организаций, в том числе МОК, МПК, МСФ, включая их взаимодействие с национальными спортивными структурами;

2.        деятельность государств, национальных спортивных организаций, спортсменов и других внутренних субъектов в международных олимпийских отношениях;

3.        организация и проведение международных спортивных соревнований, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета, в том числе Олимпийских игр. Организация и проведение иных международных спортивных и спортивно-зрелищных мероприятий, конференций и симпозиумов, связанных с функционированием олимпийского спорта и олимпийского движения;

4.        международные спортивно-трудовые и связанные с ними отношения, в частности международное движение трудовых ресурсов в сфере олимпийского спорта, включая международный трансферт, аренду, иные виды переходов спортсмена (тренера) из одного клуба (спортивного общества) в другой, а также международная деятельность спортивных агентов;

5.        международная материальная поддержка и иностранные инвестиции в сфере олимпийского спорта;

6.        международная коммерческая деятельность в сфере спортивной промышленности, в том числе организация совместных предприятий, производящих товары олимпийского назначения, международная торговля ими;

7.        отношения, связанные с международной охраной прав интеллектуальной собственности в сфере олимпийского движения, в том числе прав на олимпийскую символику, товарные марки, радио и телеправ на спортивные мероприятия в сфере олимпийского движения;

8.        международные налоговые отношения в сфере олимпийского движения;

9.        травматизм, спортивная медицина и страхование в олимпийском спорте;

10.        всемирная антидопинговая политика и противодействие применению допинга в международном олимпийском движении;

11.        международное сотрудничество в борьбе с преступностью в сфере олимпийского спорта;

12.        урегулирование международных спортивных споров в современном олимпийском движении;

13.        другие сопутствующие и смежные с названными сферы деятельности[2].

Указанный перечень не является исчерпывающим, он может быть расширен и включать другие виды и направления спортивной деятельности, связанной с функционированием международного олимпийского движения.

Все названные направления выделяются своей однородностью и относительной обособленностью. Вместе с тем, спортивные отношения в сфере международного олимпийского движения разнятся по своему характеру. Ими могут быть как внутригосударственные отношения, включающие международный (иностранный) элемент в том или ином виде (например, экспорт (импорт) спортивных изделий и техники, связанных с организацией и проведением Олимпийских игр; продажи (трансферты) игроков зарубежным спортклубам, т.е. сделки между гражданами и организациями различной государственной принадлежности), так и истинно межгосударственные отношения властного характера (например, международное сотрудничество в борьбе с преступностью в сфере олимпийского спорта). Такая многоплановость международных правоотношений в области олимпийского движения определяется, прежде всего, спецификой участвующих в них субъектов.

Исходя из правовой природы современного олимпийского движения и учитывая структуру, особенности перечисленных отношений как органического комплекса, следует заключить, что международные олимпийские отношения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как объективную основу формирования олимпийского права; с другой - с позиции процесса правообразования, который завершается созданием источников, выражающих нормы ОП.

Уже сегодня олимпийское право целесообразно рассматривать как находящуюся на стадии становления комплексную правовую структуру и дать ей следующее определение.

2. Источники олимпийского права

Внешним проявлением неоднородного, комплексного характера олимпийского права (ОП) является наличие разных источников, его формирующих. Источник права выступает как внешняя форма выражения и закрепления норм и правил, нормативной субстанции.

Источником олимпийского права является такая его внешняя форма выражения, которая предназначена для регулирования международного олимпийского движения с учетом его особенностей.

Поскольку международное олимпийское движение включает как отношения частноправового характера (например, имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения с участием иностранных субъектов международного олимпийского движения (МОД), основанные на их равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности), так и отношения публично-правового характера (в частности, отношения по публичной организации МОД), то и источниками олимпийского права следует признать любые внешние формы выражения права, содержащие нормы как частного, так и публичного права, предназначенные для регулирования международного олимпийского движения. Причем в ОП границы между публичным и частным правом довольно размыты, а их нормы тесно переплетаются.

Источники олимпийского права могут быть условно разделены на два вида: внутригосударственные (национальные) и международные.

Для олимпийского права характерны следующие основные внутригосударственные источники:

1) внутригосударственное законодательство государств, включающее законы и подзаконные акты;

2) внутригосударственный правовой обычай;

3) акты национальных спортивных организаций, задействованные в регулировании олимпийского движения;

4) судебный прецедент (в странах англо-американского права).

К международным источникам ОП следует отнести:

1) международный договор;

2) международно-правовой обычай;

3) акты международных спортивных организаций;

4) нормативные (прецедентные) решения международных судов.

Все эти источники ОП имеют различную природу.

Внутригосударственное законодательство в области ОП действует в пределах каждого отдельного государства и является результатом реализации нормотворческой функции государственных органов, которая воплощает цели и интересы различных слоев гражданского общества данного государства. Внутригосударственное законодательство играет существенную роль в формировании норм олимпийского права.

Внутригосударственный правовой обычай - это сложившееся правило поведения, которого обязаны придерживаться стороны частноправового отношения, но не закрепленное в законодательстве. Его особенностью является то, что он создается и санкционируется государством в рамках его внутреннего права.

Довольно широкое распространение и использование в сфере регулирования олимпийского спорта находят акты национальных спортивных организаций, многие нормы которых так или иначе задействованы в регламентации общественных отношений в данной сфере с международным (иностранным) элементом. Такие акты регулируют спортивные отношения, в том числе касающиеся МОД, на уровне спортивных организаций и принимаются их учредителями либо самими организациями (например, учредительные документы, регламенты, регулирующие проведение международных соревнований).

Судебный прецедент (precedent) как правовой источник характерен для государств с так называемым общим правом (common law), к которым относится большинство англоязычных стран - Великобритания, США, Австралия и др. В самом общем виде суть судебного прецедента и прецедентного права вообще состоит в том, что решение, вынесенное судом по какому-либо конкретному делу, становится обязательным для всех судов той же либо низшей инстанции при вынесении решений по аналогичным делам.

Важнейшим источником ОП являются международные договоры, удельный вес которых в общем спектре всех источников ОП постепенно возрастает. Это обусловлено прежде всего закономерностями современного развития международного олимпийского движения, в том числе совершенствованием системы управления МОД.

Международные договоры являются результатом согласования воли различных государств, принимающих в них участие. Иными словами, договоры представляют собой соглашения государств относительно содержания договорных норм (т.е. текста договора) и признания таких норм в качестве юридически обязательных (или рекомендательных) для государств - участников договора. Международные договоры в области ОП регулируют правоотношения главным образом с участием юридических и физических лиц - субъектов внутреннего права (спортсменов, спортивных организаций), но обязательства по договору возлагаются на государства, участвующие в нем, которые несут ответственность за приведение своего внутреннего права в соответствие со своими международными обязательствами.

Отношения в сфере МОД опосредуются как нормами международных документов общего характера, так и специальных, посвященных непосредственно международному спортивному движению.

Основу регулирования международных отношений, возникающих в сфере олимпийского движения, составляют нормы общего международного права, включая общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры общего характера. Что касается общепризнанных принципов и норм международного права, то они содержатся в уставах Организации Объединенных Наций, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций по наиболее общим и глобальным вопросам международного правопорядка, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного суда. Нормы общего международного права регламентируют сотрудничество государств в различных сферах международных отношений, и действие ряда таких норм распространяется в том числе на международное олимпийское движение.

Вместе с тем одних норм общего международного права недостаточно для регулирования взаимоотношений государств и других субъектов, возникающих в международном олимпийском движении. Этим целям служат специальные нормы, содержащиеся в договорах, посвященных непосредственно МОД. Такие международные договоры могут быть двусторонними и многосторонними, региональными и универсальными[3].

Особую группу договорных источников ОП составляют международные межведомственные соглашения-декларации в сфере спорта, документы межгосударственных конференций, положения которых носят главным образом рекомендательный характер и порождают морально-политические обязательства. Иными словами, положения этих документов относятся к нормам так называемого мягкого права. Международные акты по вопросам олимпийского движения, имеющие рекомендательный характер, тем не менее могут содействовать большему единообразию практики в сферах олимпийского спорта, не регламентируемых специальными договорными императивными нормами. Более того, такие акты-рекомендации готовят почву для последующей разработки международных договоров по функционированию и развитию олимпийского движения, носящих обязательный характер (т.е. нормы «мягкого права» постепенно переходят в разряд «жесткого права» - в соответствующие международные договоры) или содействуют постепенному признанию соответствующих правил поведения в качестве обязательных стандартов или обычаев.

Международные обычаи отличаются от международных договоров тем, что носят неписаный характер. Нормативное содержание обычая формируется на протяжении более или менее длительного периода и выступает как доказательство постоянства, единообразия и всеобщности практики. Наряду с нормативным содержанием формируется юридическая обязательность, которая выступает как молчаливое признание за ним юридической силы. Сложность природы международного обычая заключается в том, что определить четкую временную границу признания его юридически обязательным можно только эмпирическим путем. Это находит отражение в правоприменительной практике: в решениях международных судебных и арбитражных органов, в резолюциях международных организаций. Данные документы выступают в качестве подтверждения существования международного обычая в целом или наличия его отдельных элементов. Большинство источников, на основе которых формируется олимпийское право, - это нормативные акты международных спортивных организаций.

Основные принципы, нормы и правила функционирования олимпийского движения, деятельности Международного олимпийского комитета, международных федераций по видам спорта, национальных олимпийских комитетов, организации и проведения Олимпийских игр сконцентрированы в Олимпийской хартии Международного олимпийского комитета - кодекса организации и реализации олимпийского движения.

К нормативным актам международных спортивных организаций относятся также уставы и другие нормативные документы, устанавливающие юридический статус и регламентирующие деятельность МОК, МПК, международных федераций по видам спорта и многих других международных спортивных организаций (МСО).

К источникам ОП можно отнести также нормативные (прецедентные) решения международных судов.

Важнейшим регулятором международных спортивных отношений, играющим значительную роль в современном МОД, являются нормы профессиональной, спортивной этики[4].

олимпийский хартия правовой международный

3. Олимпийская хартия как основной нормативно- правовой документ олимпийского права

Во второй половине 19 в., благодаря созданию первых международных федераций (гимнастов, 1881, гребцов, 1892, конькобежцев, 1892) и проведению мировых чемпионатов и международных встреч, спорт становится одним из важнейших элементов межгосударственного общения, способствующих сближению народов.

Инициативу Кубертена на учредительном конгрессе в Париже (1894) поддержали представители 12 стран. Был создан руководящий орган олимпийского движения Международный олимпийский комитет (МОК) и утверждена разработанная бароном Олимпийская хартия свод правил и положений МОК.

Олимпийская Хартия является сводом основополагающих принципов Олимпизма, Правил и Официальных разъяснений, утвержденных Международным Олимпийским комитетом (МОК). Олимпийская хартия регламентирует структуру, механизм действия и процессы Олимпийского движения и определяет условия проведения Олимпийских игр. В целом, Олимпийская Хартия выполняет три основных задачи:

1.        Олимпийская Хартия, в качестве главного инструмента, имеющего характер основного закона, регламентирует основополагающие принципы и неотъемлемые ценности Олимпизма.

2.        Олимпийская Хартия является также уставом Международного Олимпийского комитета

3.        Олимпийская Хартия определяет основные права и обязанности трех главных составляющих Олимпийского движения, а именно: Международного Олимпийского движения, Международных спортивных федераций и национальных Олимпийских комитетов, а также Оргкомитетов по проведению Олимпийских игр, которые обязаны выполнять положения Олимпийской Хартии.

Олимпийская хартия представляет собой довольно объемный правовой акт, который в значительной степени отличается от иных хартий спортивной направленности – таких, например, как Международная хартия физического воспитания и спорта или Спортивная хартия Европы. Отмеченное различие заключается, прежде всего, в том, что Олимпийская хартия МОК прописывает не только основные положения в обобщенном, сконцентрированном виде, но и устанавливает конкретные механизмы и процедуры, касающиеся работы МОК, организации и проведения Олимпийских игр, протокольных мероприятий.

Рассмотрим основные положения Олимпийской хартии. В преамбуле Хартии излагаются основополагающие принципы олимпизма, заложенные Пьером де Кубертеном в 1894 г. и развитые позднее мировой спортивной практикой. В частности, базовые принципы олимпизма состоят в следующем:

Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, воспитательной ценности хорошего примера, социальной ответственности и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.

Цель Олимпизма заключается в том, чтобы поставить спорт на службу гармоничного развития человечества, способствуя созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства.

Олимпийское движение представляет собой согласованную, организованную, универсальную и постоянную деятельность всех лиц и организаций, вдохновляемых ценностями Олимпизма, осуществляемую под руководством МОК. Эта деятельность охватывает пять континентов. Вершиной ее является объединение спортсменов всего мира на великом спортивном празднике – Олимпийских играх. Символом олимпийского движения являются пять переплетенных колец.

Занятия спортом - одно из прав человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом, не подвергаясь дискриминации, в духе Олимпизма, что подразуевает взаимопонимание в духе дружбы, солидарности и честной игры.

Понимая, что спорт функционирует в рамках общества, спортивные организации внутри олимпийского движения должны иметь права и обязательства, свойственные автономным организациям, что включает в себя независимое создание спортивных правил и контроль над ними, определение структуры и руководство своими организациями, соблюдение права на проведение выборов, свободных от любого внешнего воздействия, а также ответственность за обеспечение применения принципов добросовестного управления.

Любая форма дискриминации в отношении страны или лица - расового, религиозного, политического или иного характера, или по признаку пола - несовместима с принадлежностью к олимпийскому движению.

Принадлежность к олимпийскому движению требует соблюдения положений Олимпийской хартии и признания Международным олимпийским комитетом.

После представления основных принципов олимпизма следует шесть глав, в которых раскрывается основное содержание Хартии.

Глава 1 «Олимпийское движение» устанавливает властные полномочия, принадлежность к олимпийскому движению, роль МОК, права на Олимпийские игры и олимпийскую символику, а также дает необходимые разъяснения к введенным правилам.

Так, в разделе 1 Главы 1 «Верховная власть» записано, что МОК является высшей властью олимпийского движения; для любого лица или организации, принадлежащих к олимпийскому движению в любом качестве, положения Олимпийской хартии обязательны.

Раздел 2 прописывает роль и задачи МОК, который:

1. Поощряет координацию, организацию и развитие спорта и спортивных соревнований, во взаимодействии с международными и спортивными организациями обеспечивает поддержку и проведение в жизнь мер, направленных на укрепление единства олимпийского движения;

2. Сотрудничает с компетентными общественными, частными и государственными организациями в стремлении поставить спорт на службу человечества;

3. Обеспечивает регулярное проведение Олимпийских игр;

4. Участвует в мероприятиях, направленных на укрепление мира, в действиях, направленных на защиту прав членов олимпийского движения и в действиях против любых форм дискриминации, наносящих ущерб олимпийскому движению;

5. Соответствующими мерами решительно поддерживает участие женщин в спорте на всех уровнях и во всех структурах, особенно в исполнительных органах национальных и международных спортивных организаций, стремясь к строгому соблюдению принципа равенства мужчины и женщины;

6. Способствует соблюдению и поощряет соблюдение спортивной этики;

7. Направляет свои усилия на то, чтобы дух честной игры превалировал на спортивных площадках и чтобы насилие было изгнано с них;

8. Руководит борьбой с допингом в спорте;

9. Принимает меры, цель которых не допустить возникновения угрозы здоровью спортсменов;

10. Противостоит любым политическим и коммерческим злоупотреблениям в спорте;

11. Поддерживает спортивные организации и общественные органы управления в их усилиях по осуществлению мер, обеспечивающих социальное и профессиональное будущее спортсменов;

12. Поддерживает распространение массового спорта, являющегося одной из основ спорта высших достижений, который, в свою очередь, способствует развитию массового спорта;

13. Следит за тем, чтобы Олимпийские игры проводились в условиях соблюдения охраны окружающей среды, поддерживает олимпийское движение в его стремлении к заботе о сохранении окружающей среды, принимает меры для того, чтобы отразить эти положения в своей деятельности, ведет просветительную работу среди людей, объединенных олимпийским движением, по вопросам расширения совместной деятельности в этой области;

14. Поддерживает Международную олимпийскую академию (МОА);

15. Поддерживает другие учреждения, которые посвящают себя олимпийскому образованию.

В этой же главе раскрывается принадлежность к олимпийскому движению и признание со стороны МОК, а также устанавливается периодичность проведения Олимпийского конгресса (1 раз в 8 лет).

Помимо этого глава 1 закрепляет все права собственности на Олимпийские игры, Олимпийский флаг и символ, Олимпийскую эмблему и гимн исключительно за МОК, так как именно эти права обеспечивают финансовую базу для существования олимпийского движения в целом.

Глава 2 Олимпийской хартии полностью посвящена Международному Олимпийскому комитету – регламентации его формирования и деятельности. Устанавливается, что МОК является международной неправительственной организацией, созданной не для извлечения прибыли, в форме ассоциации со статусом юридического лица. Миссией МОК является руководство олимпийским движением в соответствии с Олимпийской хартией.

Членами МОК являются физические лица, число которых не должно превышать 115 человек. Общее собрание членов МОК, именуемое Сессией, проводится не менее 1 раза в год. Текущее руководство МОК осуществляет Исполком, который состоит из Президента, четырех вице-президентов и десяти дополнительных членов. Все члены Исполкома избираются на Сессиях тайным голосованием большинством поданных за них голосов. Президент МОК избирается на 8 лет, члены Исполкома – на 4 года.

Глава 3 «Международные Федерации» содержит две статьи – «Признание МСФ» «Роль МСФ». В ст.25 говорится:

«В целях развития и популяризации олимпийского движения МОК может признавать в качестве МФ международные неправительственные организации, руководящие одним или несколькими видами спорта на мировом уровне, и которые включают в себя организации, руководящие этими видами спорта на национальном уровне.

Устав, практика и деятельность МФ внутри олимпийского движения должны соответствовать Олимпийской хартии, в частности, в том, что касается принятия и применения Всемирного антидопингового кодекса. С учетом вышеизложенного каждая МФ сохраняет свою независимость и автономию в управлении своим видом спорта».

Роль МСФ прописана в ст.26.

Глава 4 Олимпийской хартии посвящена Национальным олимпийским комитетам. Наиболее объемными являются ст.27 «Миссия и роль МОК» и ст.28 «Состав НОК»[5].

Заключение

Развитие олимпийского движения немыслимо без основополагающей роли права, которое является важнейшим инструментом регулирования отношений в данной сфере, оно формирует и совершенствует эти отношения.

Под олимпийским правом можно понимать подсистему международного спортивного права, состоящую из обязательных взаимосвязанных норм, регламентирующих отношения в области международного олимпийского движения, характеризующихся их общностью и специфичностью, а также обладающую определенной автономностью в системе международного спортивного права при условии, что выделение такой группы обусловлено заинтересованностью международного сообщества в более детальном и эффективном регулировании соответствующего комплекса международных отношений.

Для олимпийского права характерны следующие основные внутригосударственные источники:

1) внутригосударственное законодательство государств, включающее законы и подзаконные акты;

2) внутригосударственный правовой обычай;

3) акты национальных спортивных организаций, задействованные в регулировании олимпийского движения;

4) судебный прецедент (в странах англо-американского права).

К международным источникам ОП следует отнести:

1) международный договор;

2) международно-правовой обычай;

3) акты международных спортивных организаций;

4) нормативные (прецедентные) решения международных судов.

Олимпийская Хартия является сводом основополагающих принципов Олимпизма, Правил и Официальных разъяснений, утвержденных Международным Олимпийским комитетом (МОК). Олимпийская хартия регламентирует структуру, механизм действия и процессы Олимпийского движения и определяет условия проведения Олимпийских игр. В целом, Олимпийская Хартия выполняет три основных задачи:

1.        Олимпийская Хартия, в качестве главного инструмента, имеющего характер основного закона, регламентирует основополагающие принципы и неотъемлемые ценности Олимпизма.

2.        Олимпийская Хартия является также уставом Международного Олимпийского комитета

3.        Олимпийская Хартия определяет основные права и обязанности трех главных составляющих Олимпийского движения, а именно: Международного Олимпийского движения, Международных спортивных федераций и национальных Олимпийских комитетов, а также Оргкомитетов по проведению Олимпийских игр, которые обязаны выполнять положения Олимпийской Хартии.

Список литературы

1.        Алексеев С.В. Источники и система олимпийского права // Спорт: экономика, право, управление. -2009.- № 4.- С.3-11.

2.        Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: учебник. - М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.- 687 с.

3.        Алексеев С.В. Международное спортивное право: становление и перспективы развития // Спорт: экономика, право, управление. - 2008. - № 3. - С. 26-31.

4.        Галкин В.В., Сысоев В.И. Правовые основы в сфере физической культуры и спорта. Учебное пособие для вузов физической культуры. 2-е изд., испр. и доп. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2003. – 155 с.

5.        Материалы II международной научно-практической конференции «Спортивное право: перспективы развития» / сост. Д. И. Рогачев, М.А. Прокопец. - М., 2009. - 137 с.

Размещено на Allbest.ru


[1] Алексеев С.В. Источники и система олимпийского права // Спорт: экономика, право, управление. -2009.- № 4.- С.3-11.

[2] Алексеев С.В. Источники и система олимпийского права // Спорт: экономика, право, управление. -2009.- № 4.- С.3-11.

[3] Галкин В.В., Сысоев В.И. Правовые основы в сфере физической культуры и спорта. Учебное пособие для вузов физической культуры. 2-е изд., испр. и доп. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2003. – 155 с.

[4] Галкин В.В., Сысоев В.И. Правовые основы в сфере физической культуры и спорта. Учебное пособие для вузов физической культуры. 2-е изд., испр. и доп. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2003. – 155 с.

[5] Материалы II международной научно-практической конференции «Спортивное право: перспективы развития» / сост. Д. И. Рогачев, М.А. Прокопец. - М., 2009. - 137 с.